Научная статья на тему 'Исследование сущности, содержания и типов детско-взрослых общностей'

Исследование сущности, содержания и типов детско-взрослых общностей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
206
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ / CHILDREN-ADULTS COMMUNITY / СУЩНОСТЬ / ESSENCE / СОДЕРЖАНИЕ / MAINTENANCE / ТИПЫ / TYPES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гордеева Елена Евгеньевна, Горячева Евгения Николаевна

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы развития детско-взрослой общности в современной психолого-педагогической литературе. Автором выявлены сущность, содержание и основные типы детско-взрослых общностей, а также основные методы, используемые для их диагностики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDIES OF THE ESSENCE, CONTENTS AND TYPES OF CHILDREN-ADULTS COMMUNITIES

This article is about researching of the urgent problem of development of children-adults community in modern psychological and pedagogical literature. Essence, maintenance, main types of the children-adults communities and also main methods which are used for their diagnostics are revealed by the author

Текст научной работы на тему «Исследование сущности, содержания и типов детско-взрослых общностей»

ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ, СОДЕРЖАНИЯ И ТИПОВ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ ОБЩНОСТЕЙ

STUDIES OF THE ESSENCE, CONTENTS AND TYPES OF CHILDREN-ADULT'S COMMUNITIES

Е. Е. Гордеева, Е. Н. Горячева

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы развития детско-взрослой общности в современной психолого-педагогической литературе. Автором выявлены сущность, содержание и основные типы детско-взрослых общностей, а также основные методы, используемые для их диагностики.

Ключевые слова: детско-взрослая общность: сущность, содержание, типы.

Актуальность исследования проблемы развития детско-взрослой общности в настоящее время обуславливается необходимостью выявления и раскрытия ее потенциала в воспитании и развитии подрастающего поколения в условиях модернизации образования и социальных перемен в обществе.

К определению сущности и содержания понятия детско-взрослой общности мы подошли на основе анализа феномена общности, которая являлась предметом исследования таких наук, как культурология, история, социология, политология, социальная психология.

Понятие общности впервые ввел в науку в 1881 г. немецкий социолог Ф. Теннис. Он выделил две категории социальных объединений - общность и общество.

Под социальной общностью в настоящее время понимают относительно устойчивые совокупности людей, для которых характерны более или менее сходные черты жизнедеятельности и сознания, а следовательно, и интересы.

На основе теоретического анализа работ отечественных и зарубежных философов, социологов и психологов, посвященных изучению феномена общности, - Г. М. Андреевой, Э. Дюркгейма, Е. М. Калашниковой, К. Левина, Т. Парсонса, Б. Д. Парыгина, Л. Г. Почебут, Ф. Тенниса, В. А. Ядова и других, мы сделали заключение о том, что в основном ее рассматривают как совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающей в качестве субъекта социальной жизни.

Л. Г. Почебут (2003) считает, что «человеческие общности определяются тем, что в них возникают солидарные связи - особый тип социальных отношений, характеризующийся помощью и поддержкой, возможностью совместно противостоять опасности. Опираясь на данное понятие как базовое, в социологии выделяют разные типы социальных общностей:

E. E. Gordeeva, E. N. Goryacheva

This article is about researching of the urgent problem of development of children-adult's community in modern psychological and pedagogical literature. Essence, maintenance, main types of the children-adult's communities and also main methods which are used for their diagnostics are revealed by the author.

Keywords: children-adult's community: essence, maintenance, types.

1. Мнимые (множества): категория, агрегации, массы.

2. Контактные: аудитория, толпа, социальные круги.

3. Групповые общности: половозрастные, национальные, экономические, религиозные, политические, большие, малые, территориальные, профессиональные, целевые, номинальные, реальные, первичные, вторичные, формальные, неформальные» [1].

Таким образом, в результате анализа литературы, а также в соответствии с классификацией, приведенной выше, нами установлено, что детско-взрослая общность является малой группой детей и взрослых, объединенных на основе эмоционально-психологической включенности, чувстве единения и принадлежности к группе, проявляющей схожие потребности и интересы, осуществляющей пересечение ценностей и смыслов, участие в непосредственном межпозиционном взаимодействии детей и взрослых, отражающем характер эмоционально-психологических связей и отношений между участниками.

Теоретическому анализу феномен детско-взрослой общности подвергался психологами и педагогами В. В. Давыдовым, Ю. В. Громыко, В. В. Рубцовой, Г. А. Цукерманом, Ю. И. Шустовой, Е. В. Резухиной, Е. Ю. Ивановой.

Под детско-взрослой общностью И. Ю. Шустова (2009) понимает «первичную контактную группу детей и взрослых, проявляющую схожие потребности и интересы, осуществляющую пересечение ценностей и смыслов участников в совместной деятельности и общении, отражающую характер связей и отношений между участниками» [2].

Детско-взрослая общность, как считает Е. Ю. Иванова (2007), - это объединение взрослых (педагогов, родителей и представителей внеобразовательных сфер) и детей на основании единства реализуемых в жизни: ценностей; культурных и социальных образцов жизни и деятельности; наследования традиций и передачи их смысла и ценности следующим поколениям; осознания себя единым целым, существующим в истории и строящим будущее [3].

Детско-взрослая со-бытийная общность - это такое совместное бытие детей и взрослых (бытие действительно не рядом, а вместе!), для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности (Л. М. Кларина, Т. Н. Демина, С. Е. Бурцева, Е. Н. Гавриш, Е. В. Назарова, Л. И. Галоганова).

Под детско-взрослой со-бытийной общностью мы понимаем такое совместное бытие взрослых и детей (бытие не рядом, а именно вместе), для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности.

По мнению авторов, детско-взрослая общность - это объединение субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) на основе общих ценностей, ценностных ориентиров, норм, смыслов общения и взаимодействия, характеризующееся наличием общих традиций, инноваций, помощью и поддержкой друг друга с целью развития профессионализма педагогов, педагогической культуры родителей, успешной социализации и самореализации ребенка.

По мнению И. Ю. Шустовой (2009), «детско-взрослая общность имеет особое значение для воспитания и развития субъектности юношества, при этом воспитание рассматривается как создание внешних условий (в детско-взрослой общности), влияющих на внутренние процессы самоопределения и саморазвития, проявления и осознания субъектных качеств воспитанника. Процессы воспитания и развития субъектности в детско-взрослой общности следует рассматривать во взаимосвязи. Детско-взрослая общность является тем необходимым внешним условием, которое поддерживает спонтанную активность юноши в проявлении себя и в то же время стимулирует осознание им своих действий, проявление субъектной позиции во взаимодействии со сверстниками и взрослыми» [2].

В ходе анализа работы И. Ю. Шустовой [2] нами выявлены два определяющих системных признака детско-взрослой общности - открытость и структурированность. На основании вышеуказанных признаков автор выделяет четыре базовых типа общности: закрытый структурированный, открытый структурированный, открытый неструктурированный, закрытый неструктурированный. Каждый тип общностей автор соответствующим образом характеризует.

В детско-взрослой общности юношество, по мнению автора, проявляет следующие стратегии поведения: «избирательная стратегия»; «стратегия эмоциональной включенности»; «стратегия деятельностной включенности»; «авторская стратегия»; «социокультурная стратегия». И в соответствии с выделенными стратегиями И. Ю. Шустова (2009) предлагает алгоритм педагогического содействия становлению и развитию субъектности юношества в детско-взрослой общности, включающий этапы: эмоциональное и деятельностное включение участников, про-блематизация, позиционирование, индивидуальная и групповая проектная деятельность, закрепление [2].

Мы присоединяемся к точке зрения Е. Ю. Ивановой (2007), что теоретическими основаниями к подходу, направленному на развитие детско-взрослой общности, является культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, которая содержит следующие важные моменты: психологическое развитие человека исторично; индивидуальное развитие всегда связано с непосредственной социальной ситуацией, в которой это развитие происходит в конкретных действиях и социальных взаимодействиях; человеческая деятельность включает сложное взаимодействие индивидов в группе; индивиды интериоризиру-ют основные социокультурные формы.

Подход В. И. Слободчикова определяет связь между развитием ребенка и со-бытийной общностью, где выделяется базовый процесс - онтогенез субъективной реальности, в котором вводятся два процесса, выступающих механизмом реализации базового процесса, - социализация и индивидуализация. «Полнота связей и отношений между людьми обеспечивается только в структуре со-бытийной общности, основная функция которой - развитие. Со-бытие есть то, что развивает и развивается; результат развития здесь - та или иная форма, тот или иной уровень индивидуальной коллективной субъектности...» [4].

В своем коммунитарно-генетическом подходе Ю. В. Громыко определяет основную его идею как «исходно складываемая среда развития ребенка, выступающая в качестве глубинной наиболее обобщенной социально-антропологической матрицы, содержащая в себе масштаб всевозможных специализированных общностно-общественных форм, в которых будет обнаруживать в последующем свое реальное и символическое «я» ребенок» [цит. по: 3].

Е. Ю. Иванова (2007), опираясь на рассмотренные выше и другие концепции детско-взрослой общности, разработала ее типологию в зависимости от степени включенности в нее. Недовключенность в общность: «Сторонний наблюдатель», «Тусовщик», «Прожектер», «Отторгающий», «Задумывающий», «Знайка», «Философ». Частичная включенность: «Исполнитель», «Осмысляющий», «Целевой», «Новатор». Включенность: «Проектировщик», «Миссионер», «Хранитель» «Субъект общности» [3].

Эта типология важна не только для квалификации каждого члена общности, но и понимания того, кто является включенным в общность и в какой степени.

Таким образом, на основе теоретического анализа отечественной и зарубежной философской, социологической и психолого-педагогической литературы, посвященной изучению феномена детско-взрослой общности, нами выявлена ее сущность, содержание и типы. Полученные данные послужили основанием для разработки педагогических условий развития детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Почебут Л. Г. Психология социальных общностей (толпа, социум, этнос): дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05. СПб., 2003. 578 ^

2. Шустова И. Ю. Фактор детско-взрослой общности в воспитании и развитии субъектности юношества: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.

3. Иванова Е. Ю. Типология включенности в детско-взрослую общность. М., 2007.

4. Слободчиков В. И. Педагогика Антона Семеновича Макаренко - социально-педагогическое открытие ХХ века // Народное образование. 2006. № 6.

5. Кларина Л. М. [и др.] Создание детско-взрослого клуба как условие развития семейно-педагоги-

ческой общности в детском саду № 690 // Российско-американский форум образования: электронный журнал. 1/08/2010. Vol. 2, Is. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article = 1000745&iid=7 (дата обращения 21.02.2012).

6. Резухина Е. В. Нарушение детско-взрослой общности как фактор школьной дезадаптации учащихся начальных классов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тула, 2003.

ЭМПАТИЙНОСТЬ В ОБЩЕНИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТНАЯ УСТАНОВКА СОТРУДНИКА ОВД

EMPATHY IN COMMUNICATION AS PROFESSIONAL VALUE INSTALLING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

И.С.Скляренко

В статье предпринимается попытка решения одной из проблем профессионального общения сотрудников ОВД педагогическими средствами. Новизной можно считать понятие профессиональной ценностной установки на эмпатийность в общении сотрудников ОВД и педагогические средства ее формирования у курсантов вузов МВД России.

Ключевые слова: общение, эмпатия, профессиональная ценностная установка, эмпатийность в общении, малые группы.

I. S. Sklyarenko

In the article the author suggest his solution of one of the problems of the professional contact employee of law enforcement officers by pedagogical means. The novelty in article lies in the notion of professional value guideline on to empathic ability in contact of the law-enforcement employees and facility of its shaping beside midshipman of the educational institutions of the Ministry of the Interior of RF.

Keywords: contact, empathy, professional value installation, empathic ability in contact, small groups.

Одна из профессиональных проблем сотрудников правоохранительных органов связана с характером профессионального общения. Она состоит в том, что сотруднику ОВД по долгу службы приходится иметь дело с множеством судеб, требующих понимания, проникновения, индивидуального, творческого подхода, внимательного изучения правоотношений, высокого уровня навыков межличностного общения.

Сотрудники правоохранительных органов соприкасаются с самыми сокровенными жизненными ситуациями человека, о которых поведают не каждому. Так, участковый должен постоянно общаться с людьми для того, чтобы быть в курсе событий, происходящих на вверенной ему территории. Должен уметь вовремя получить информацию или сам заметить человека, которому нужна помощь, и оказать ее так, чтобы человек принял эту помощь. Для этого участковому необходимо в общении завоевать доверие, уважение и авторитет у жителей разного возраста, социального положения и статуса.

Следователь и дознаватель, осуществляющие функцию уголовного преследования лиц, совершивших престу-

пление, обязаны уметь в процессе общения располагать к себе различных участников процесса (потерпевших, подозреваемых, свидетелей и др.), слушать, слышать и говорить с ними. Для них при общении важно вовремя сказать или промолчать, отвлечь или заострить внимание, выслушать, помочь вспомнить, навести на мысль, предупредить неблагоприятный момент, убедить не скрывать все детали события, которые могут оказаться недостающим звеном в логической цепочке рассуждений при раскрытии преступления. Общение с подозреваемым, организованное в рамках, предусмотренных законом, и на основе этических норм, порой бывает недостаточным. Желание понять и помочь изменить жизнь в нравственно-правовом направлении, проявление беспокойства о близких несут с собой эффективность в расследовании.

Оперативный сотрудник, общаясь, должен уметь устанавливать и поддерживать контакты со своими доверителями для получения необходимой информации по преступлению. Выполнение должностных обязанностей по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений требует от оперативника умений представлять

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.