Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА'

ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА»

свидетельствует об эффективной работе данного подразделения.

Использованные источники:

1. Регламент по работе с проблемными активами Условного банка № 278-6-р от 18.04.2012 г.

2. Обзор банковского сектора Российской Федерации. Аналитические показатели [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cbr.ru

3. Сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru

4. Показатели банковского сектора Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru

5. Показатели банковского сектора Республики Коми [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru

6. Показатели внутренней отчетности Условного Банка

Дерендяева Т.М., к.пед.н.

доцент

ИПЭМ БГАРФ ФГБОУВПО «КГТУ» Россия, г. Калининград ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

Дифференциация уровней социально-экономического развития, углубление структурных диспропорций воспроизводственных процессов, наличие бюджетной асимметрии и другие проблемы вызывают необходимость поиска механизмов управления стратегическим развитием регионов. Формирование рыночных отношений обусловило необходимость развития новых форм долгосрочного взаимодействия субъектов региональной экономики, направленных на их эффективное функционирование [3]. Теоретические и методологические подходы, существующие в настоящее время в зарубежной и отечественной литературе по проблемам управления стратегическим развитием регионов базируются на теории конкурентных преимуществ. Нарастание процессов межрегиональной интеграции, обусловленное необходимостью реализации затратных проектов, выходящих за рамки возможностей отдельных территорий, вызывают потребность обоснования механизмов взаимодействия бизнеса и власти на основе сотрудничества для достижения общих целей на основе согласования противоречивых интересов.

Среди факторов, определяющих неравномерность экономического пространства, выделяются и такие, как инновации, инвестиции, инновации в деловой среды, человеческий потенциал и другие, усиливающие поляризацию развития на уровне региона. Процессы, происходящие на всех уровнях управления, дают материал для анализа особенностей поведения территорий и выработки на этой основе механизмов поддержания и достижения оптимальных показателей динамики их функционирования.

Следует отметить, что основополагающими решениями для развития регионов являются стратегические решения. Для разработки программ стратегическим развитием регионов необходимо не только исследовать и выявлять степень влияния того или иного фактора на общую конъюнктуру развития реального сектора экономики, но и определять количественные зависимости между основными социально-экономическими показателями. Обоснованные прогнозы позволяют региональной власти формулировать сценарии развития отраслей, размещения производительных сил, совершенствования инфраструктуры, повышения уровня и качества жизни населения [3].

Однако экономическая самостоятельность затрудняет развитие механизма управления социально-экономическими процессами в регионах, что обуславливает необходимость комплексного воздействия на региональные процессы и исследование формирования стратегии регионального развития. Стратегия должна ответить на вопрос о том, в чем состоит специфика региона, каковы возможные приоритеты, цели и сценарии его развития в существующих условиях, какими могут быть позиции региона в отношениях с другими регионами и муниципальными образованиями [1]. Многочисленные исследования показывают, что благосостояние регионов зависит от уровня эффективности деятельности расположенных на их территории предприятий, от их способности обеспечивать себе долгосрочные и устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Сегодня одинаково важен как ресурсный потенциал, которым обладает регион, так и способности региональных властей адаптировать существующие ресурсы к новым условиям, а также развивать и создавать новые. Важнейшей задачей любой региональной системы управления является обеспечение сбалансированного развития всех объектов. Эта задача решается достаточно давно, тем не менее, до сих пор остается много спорных, проблемных вопросов, что обусловлено динамичностью и многогранностью данной проблемы. Так, например, до сих пор не определены методологические подходы к управлению региональными социально-экономическими процессами как территориальной системой.

В научной литературе предлагаются, в основном, такие методологические подходы к формированию региональной системы управления как системный, комплексный, нормативный, программно-целевой, количественный. В настоящее время одним из основных достижений науки об управлении социально-экономическими системами является системный подход.

В последние годы наблюдаются необходимость продолжения экономического роста на новой качественной основе, усиливается зависимость российских регионов от мирового хозяйства. Заметен переход к постиндустриальному и информационному обществу с особыми функциями различных регионов. Изменение образа жизни в регионах и связанные с

этим требования к развитию социальной сферы сопровождаются ужесточением экологических требований с переходом мирового сообщества на парадигму устойчивого развития [2]. Адекватная реакция на эти явления -переход регионов к стратегическому управлению развитием. Определение целей регионального развития экономики является одним из основных этапов стратегического управления. Стратегические цели создают образ желаемого будущего состояния региона, снижает неопределенность внешней среды, консолидируют общество и становятся институциональным фактором его развития [1].

Стратегические цели развития территории могут быть связующим звеном между двумя уровнями региональной политики: федеральным и окружным. Для территории можно установить измеримые цели и критерии оценки результатов регионального развития. Задача состоит в том, чтобы корректировать их при стратегическом планировании. Последовательность действий и состав этапов (структура процесса) могут изменяться. Например, от выбора конкретных целей региона можно перейти сразу к процессу моделирования и выбора количественных значений целей; согласование целей можно объединить в один этап и проводить его после выбора количественных значений целей. Выбор целей осуществляется в несколько итераций. Он связан с типологией регионов.

Анализ научных публикаций, посвященных проблемам регионального социально-экономического развития и вопросам их решения, подтверждает гипотезу о том, что социально-экономическое развитие региона в современных условиях является в достаточной степени управляемым процессом. Принцип сбалансированности, полученный на основе изучения нормативного подхода, предусматривает, что совокупность элементов или подсистем социально-экономической системы в зависимости от степени пропорциональности соединяемых элементов и качества управления может либо значительно увеличивать, либо значительно уменьшать результативность деятельности такой системы.

Принцип транспарентности, предполагаемый как проявление системного подхода, предусматривает, что чем больше закрыта социально-экономическая система, тем меньше информационных потоков выходит из нее, и тем больше оснований предполагать, что в региональной социально -экономической системе присутствуют негативные тенденции. Принцип программно-целевой ориентированности как основной принцип программно-целевого методологического подхода предусматривает формирование стратегических целей и программ развития региональной социально-экономической системы на различные периоды и использование прогнозов для оценки результатов их реализации. Таким образом, для создания более совершенной региональной системы управления социально-экономическими процессами необходимо использовать сформулированные авторами исследования принципы и их характеристики, а также

рекомендации по внедрению, обоснованные результатами анализа основных методологических подходов, выявления их достоинств и недостатков [2].

Социально-экономическое развитие региона включает в себя рост производства предприятий и доходов населения, перемены в институциональной, социальной и административной структуре общества и в общественном сознании.

Современное развитие экономики и социальной сферы происходит под воздействием неблагоприятных вызовов внешней среды. В этой ситуации необходимым условием устойчивого регионального развития выступает разработка и применение эффективных инструментов государственной регулятивной политики. Одной из важнейших функций государственной власти является формирование социально-экономической стратегии региона как основы максимизации территориальных конкурентных преимуществ регионального бизнеса и повышения качества жизни его населения.

Разработка и практическая реализация эффективных механизмов стратегического планирования и сбалансированного регулирования региональной экономики является актуальной научной проблемой, решение которой во многом зависит от отношений между бизнесом, властью и населением в условиях дифференциации экономических интересов и потенциалов конкурентоспособности региона. Качество стратегии социально-экономического развития достигается за счет передовых технологий прогнозирования, анализа внутренней и внешней среды, формирования сценариев развития, разработки эффективных инструментов государственно-частного партнерства, мониторинга и реализации планов. Необходимость эффективной интерференции различных инструментов государственного регулятивного воздействия в рамках системного подхода к планированию социально-экономического развития территории как фактору обеспечения устойчивого экономического роста отечественной экономики и социальной сферы, обусловили актуальность выбранной темы исследования. Комбинирование и переплетение традиционных и новых условий и факторов обусловливает формирование негативного синергетического эффекта, выражающегося в существенной дестабилизации развития региона. Кризисные ситуации в условиях глобальной интеграции социально-экономических отношений невозможность сохранения каких-либо национально-государственных или региональных «островов благополучия». Расширение состава условий и факторов, препятствующих устойчивому развитию отдельно взятого региона, в свою очередь, формирует новые требования к региональной социально-экономической политике и, прежде всего, в отношении обоснования эффективной стратегии и инструментов, способных обеспечить стабильное развитие региональной системы.

Использованные источники: 1. Дерендяева Т. М. Разработка механизма осуществления корректировок в стратегии социально-экономического развития Калининградской области.

Монография. Под общ. ред. Сербулова А.В. - Калининград: Издательство БГАРФ, 2014.

2. Скотаренко О.В. Количественная оценка методологических подходов и принципов формирования стратегии социально-экономического развития регионов. Вестник МГТУ, том 16, №2, 2013 г. С. 253-261.

3. Формирование механизма управления территориальным развитием: монография/З.А. Васильева, М.А. Лихачев, А.В. Москвина и др. Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т, 2011.-176 с.

Дышекова А.А., к. э. н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова

Россия, г. Нальчик БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы бюджетного дефицита, являющегося сложной финансово-экономической категорией, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства. Дефицит бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной и финансовой деятельности. Он перекрывается за счет внутренних и внешних источников финансирования и приводит к увеличению государственного долга.

Ключевые слова: Государственный бюджет, бюджетная политика, причины бюджетного дефицита, способы покрытия бюджетного дефицита, долговое финансирование.

Государственный бюджет занимает в финансовой системе каждого

государства центральное место. Государственный бюджет имеет две вза имодополняющие и взаимосвязанные части: доходную и расходную. Дох одная часть бюджета отражает источники поступления денежных средст в для финансирования деятельности государства, а расходная часть — цели, на которые расходуются государственные средства. Правительство каждого государства прилагает усилия для того, чтобы д оходная и расходная части были равны. Это равенство называется «бал ансом дохода».

Существование бюджетного дефицита требует постоянного поиска путей его преодоления и, в идеале, сбалансирования доходов и расходов бюджета. Конкретные меры государства в этом направлении могут быть различными, но в результате сводятся к созданию возможностей роста доходов и сокращению расходов бюджета [1]. С этой целью необходимо: усовершенствовать налоговую систему, обеспечить оптимальный уровень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.