Монография. Под общ. ред. Сербулова А.В. - Калининград: Издательство БГАРФ, 2014.
2. Скотаренко О.В. Количественная оценка методологических подходов и принципов формирования стратегии социально-экономического развития регионов. Вестник МГТУ, том 16, №2, 2013 г. С. 253-261.
3. Формирование механизма управления территориальным развитием: монография/З.А. Васильева, М.А. Лихачев, А.В. Москвина и др. Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т, 2011.-176 с.
Дышекова А.А., к. э. н.
доцент
кафедра «Финансы и кредит» Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова
Россия, г. Нальчик БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы бюджетного дефицита, являющегося сложной финансово-экономической категорией, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства. Дефицит бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной и финансовой деятельности. Он перекрывается за счет внутренних и внешних источников финансирования и приводит к увеличению государственного долга.
Ключевые слова: Государственный бюджет, бюджетная политика, причины бюджетного дефицита, способы покрытия бюджетного дефицита, долговое финансирование.
Государственный бюджет занимает в финансовой системе каждого
государства центральное место. Государственный бюджет имеет две вза имодополняющие и взаимосвязанные части: доходную и расходную. Дох одная часть бюджета отражает источники поступления денежных средст в для финансирования деятельности государства, а расходная часть — цели, на которые расходуются государственные средства. Правительство каждого государства прилагает усилия для того, чтобы д оходная и расходная части были равны. Это равенство называется «бал ансом дохода».
Существование бюджетного дефицита требует постоянного поиска путей его преодоления и, в идеале, сбалансирования доходов и расходов бюджета. Конкретные меры государства в этом направлении могут быть различными, но в результате сводятся к созданию возможностей роста доходов и сокращению расходов бюджета [1]. С этой целью необходимо: усовершенствовать налоговую систему, обеспечить оптимальный уровень
налоговых изъятий для формирования бюджетов всех уровней и создать благоприятные условия для предпринимательской деятельности [2]; привлечь к инвестиционной сфере личные сбережения населения; обеспечить финансовую поддержку малого и среднего бизнеса путем разработки и выполнения целевых программ развития малого и среднего предпринимательства; усилить ответственность субъектов хозяйствования и их руководителей, в частности, личную, имущественную и уголовную ответственность, за соблюдением требований законодательства, своевременность и полноту расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами; сократить расходную часть бюджета: уменьшить расходы на финансирование управленческих структур, создать жесткий контроль за выплатой государственных средств; перейти от бюджетного финансирования к системе предоставления субсидий, субвенций, инвестиционных займов субъектам хозяйствования; ввести научно обоснованную систему прогнозирования значений показателей, которые берутся за основу формирования доходов и расходов бюджета, использовать при бюджетном планировании нормативы бюджетной обеспеченности; усовершенствовать нормативно - правовое обеспечение бюджетного процесса.
В случае принятия решения об утверждении бюджета с дефицитом возможно использование таких рекомендаций с целью его управления: проведение эффективной политики по обслуживанию государственного долга страны; дефицит государственного бюджета поддерживать на уровне не выше уровня инвестиций в основной капитал за счет средств государственного бюджета; формировать прогнозные показатели доходной и расходной части бюджета всех уровней на основе реальных данных; привлеченные средства должны использоваться преимущественно для целевых государственных программ, направленных на экономическое развитие [1].
В настоящее время каждое государство мира в разные периоды св оей истории переживает бюджетный дефицит. Основными причинами об разования бюджетного дефицита могут являться:
1. Чрезвычайные ситуации, такие как, катастрофы, стихийные бедс твия, войны, массовые беспорядки;
2. Коррупция в государственном секторе;
3. Спад общественного производства, увеличение затрат на оборон
у;
4. Неэффективность финансовой системы государства;
5. Несовершенство налоговой политики;
6. Сокращение доходов государственного бюджета в период эконо мического кризиса.
В ситуации, когда дефицит бюджета составляет не более 3 % ВВ П, имеются возможности его преодоления. В данном случае дефицит на
зывается временным. В случае дефицита бюджета до 10 %, его называ ют допустимым дефицитом, а в случае более 20 % —
критический дефицит.
В законодательстве Российской Федерации допускается наличие определ енного размера дефицита бюджетов различных уровней, что не требует вмешательства государства в регулирование бюджета и не считается оп асным состоянием, так, размер дефицита федерального бюджета не мож ет превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание госдолга РФ, размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 %, а размер дефицита местного бюджета — 10 %.
Уровень дефицита зависит от различных факторов, влияющих на э кономику, и потому не может быть постоянным. Он определяется по о тношению либо к ВВП, либо к ВНП, либо к утвержденным затратам б юджета. В зависимости от этого выделяются активные и пассивные фор мы дефицита бюджета. Активный дефицит позволяет подтолкнуть дальн ейшее развитие экономики и рост капитала. Пассивный дефицит зависи т от инфляционных процессов.
Существует три способа покрытия дефицита бюджета: монетизация бюджетного дефицита; долговое финансирование; увеличение налогообложения.
Монетизация, как один из традиционных способов сокращения де фицита бюджета, представляет собой увеличение количества денег в об
ращении. В случае монетизации дефицита нередко возникает «сеньораж » —
доход государства от печатания денег. Но данный способ вызывает ин фляцию.
Долговое финансирование происходит путем выпуска в обращение
доходных государственных обязательств, которые обращаются на фондо вом рынке. Затем по истечении определенного срока они погашаются г осударством. При этом прироста денежной массы не происходит. Долго вое финансирование дефицита бюджета покрывается за счет займов вну три страны и за ее пределами. В результате этого образуется внутренни й и внешний долг государства. Если правительство будет использовать только данный способ финансирования дефицита бюджета, то дефицит увеличится настолько, что его финансирование будет невозможным, и п ридется прибегнуть к эмиссионному финансированию.
Увеличение ставок налогов и введение дополнительных налогов сп особствуют пополнению бюджета. Но данная мера может в дальнейшем привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активнос ти, а, значит, к сокращению производства и переходу части экономики в тень [2].
Правительство любого государства формирует свою бюджетную по литику так, чтобы достичь сокращения бюджетного дефицита. При этом проводится постоянный поиск путей преодоления дефицита б юджета и меры государства в этом направлении могут быть разнообраз ными. Но, в конечном итоге, меры по преодолению бюджетного дефиц ита сводятся к созданию возможностей увеличения доходов и снижения расходов бюджета.
Принятие продуманных законов, направленных на поддержание национа льного производителя и развитие производства в целом, а так же разра ботка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сба лансированному бюджету государства.
Использованные источники:
1. Аброкова Л.С. Проблемы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов бюджета в РФ. В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 21-25.
2. Казова З.М. Эффективность применения современных технологий в работе налоговых органов в сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», 2014, с. 172-175
Дышекова А.А., к. э. н.
доцент
кафедра «Финансы и кредит» Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова
Россия, г. Нальчик МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДИСКРЕЦИОННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ НА ЭКОНОМИКУ Аннотация: В статье рассматриваются вопросы дискреционной фискальной политики, представляющей собой сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Основными инструментами дискреционной фискальной политики являются государственные расходы и налогообложение.
Ключевые слова: Дискреционная фискальная политика, дефицит государственного бюджета, налоги, недискреционная фискальная политика, встроенные стабилизаторы.