Научная статья на тему 'Исследование субъективных представлений личности о системах взаимодействий, значимых для её развития, с семи лет до границы «Школа-вуз» для проверки гипотез о динамике структур в системе развития личности в данный период'

Исследование субъективных представлений личности о системах взаимодействий, значимых для её развития, с семи лет до границы «Школа-вуз» для проверки гипотез о динамике структур в системе развития личности в данный период Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МЕРЫ ВЛИЯНИЙ ФАКТОРОВ / ДИНАМИКА СТРУКТУР / СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / КРИТИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ / ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Краснова Оксана Викторовна

Исследование субъективных представлений личности о системах взаимодействий, значимых для её развития, направлено на проверку и уточнение модели структурной динамики системы развития личности в онтогенезе как один из множества методов. Динамика структур в любой системе всегда связана с механизмом функционирования и развития системы. А механизмы онтогенеза личности – актуальный открытый вопрос в психологии развития. В статье представлены две основные рабочие гипотезы, которые проверялись обсуждаемым методом; показана методика сбора эмпирических данных о заявленных субъективных представлениях личности, её ограничения, помещено несколько комментариев о процессе сбора данных и методе расчёта размера репрезентативной выборки; представлены и обсуждены результаты. Метод, как и уточняемая модель, разработан автором для целей конкретного исследования. Обосновано, что метод является релевантным задаче. Авторская интерпретация полученных с его помощью результатов позволяет заключить о подтверждении обеих гипотез.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Краснова Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the person`s subjective ideas about interaction systems significant for its development from seven years to the border "school-high school" to test the hypothesis on dynamics of structures in the development system of the person at this period

Investigation of subjective perceptions of personality on interaction systems important for its development is aimed at testing and refinement of the model of the structural dynamics of the system of personal development in ontogenesis as one of many methods. Dynamics of structures in any system is always associated with the mechanism of the functioning and development of the system. A mechanism of ontogeny of personality –is current open-ended question in developmental psychology. The article presents two main working hypotheses that were verified by the discussed method; the technique of collecting the empirical data on reported subjective representations of personality, its limitations, a few comments on the collection of data and the method of calculating the size of a representative sample are stated; the results are presented and discussed. The author has developed the method as well as specified model, for the purposes of the specific investigation. The method proved to be a relevant to the task. Author's interpretation of the obtained results allows concluding the confirmation of both hypotheses

Текст научной работы на тему «Исследование субъективных представлений личности о системах взаимодействий, значимых для её развития, с семи лет до границы «Школа-вуз» для проверки гипотез о динамике структур в системе развития личности в данный период»

ной и общественной среде в целях формирования всесторонней, гармонической личности в ее внутренних и внешних проявлениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений : в 5 т. Т. 1 : Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 1 I П.Ф. Лесгафт. - М. : Физкультура и спорт, 1951. - 444 с.

2. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений : в 5 т. Т. 2 : Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 2 I П.Ф. Лесгафт. - М. : Физкультура и спорт, 1952. - 384 с.

3. Лесгафт, П. Ф. Собрание педагогических сочинений і в 5 т. Т. 3 і Семейное воспитание ребенка и его значение I П.Ф. Лесгафт. - М. : Физкультура и спорт, 1956. -439 с.

4. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений : в 5 т. Т. 4 : Основы естественной гимнастики. Отношение анатомии к физическому воспитанию. Приготовление учителей гимнастики. Статьи и выступления 1874-1890 I П.Ф. Лесгафт. - М. : Физкультура и спорт, 1953. - 369 с.

5. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений : в 5 т. Т. 5 : Статьи. Извлечения из «Основ теоретической анатомии». Отчеты. 1891-1909 I П.Ф. Лесгафт. - М. : Физкультура и спорт, 1954. - 391 с.

REFERENCES

1. Lesgaft, P.F. (1951), Collected pedagogical works, Guidelines for physical education of school-age children, Vol. 1, Physical culture and sport, Moscow.

2. Lesgaft, P.F. (1952), Collected pedagogical works, Guidelines for physical education of school-age children, Vol. 2, Physical culture and sport, Moscow.

3. Lesgaft, P.F. (1956), Collected pedagogical works, Family education and its value, Vol. 3, Physical culture and sport, Moscow.

4. Lesgaft, P.F. (1953), Collected pedagogical works, Basics of natural gymnastics. Relevant anatomy to physical education, Preparation of teachers of gymnastics, Articles and speeches 1874-1890, Vol. 4, Physical culture and sport, Moscow.

5. Lesgaft, P.F. (1954), Collected pedagogical works. Article. Retrieved from "Foundations of theoretical anatomy”. Reports, Vol. 5, Physical culture and sport, Moscow.

Контактная информация: tatjana.copeykina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.10.2013.

УДК 159.922.736

ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ О СИСТЕМАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ, ЗНАЧИМЫХ ДЛЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ, С СЕМИ ЛЕТ ДО ГРАНИЦЫ «ШКОЛА-ВУЗ» ДЛЯ ПРОВЕРКИ ГИПОТЕЗ О ДИНАМИКЕ СТРУКТУР В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДАННЫЙ ПЕРИОД

Оксана Викторовна Краснова, кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет

Аннотация

Исследование субъективных представлений личности о системах взаимодействий, значимых для её развития, направлено на проверку и уточнение модели структурной динамики системы развития личности в онтогенезе как один из множества методов. Динамика структур в любой системе всегда связана с механизмом функционирования и развития системы. А механизмы онтогенеза личности - актуальный открытый вопрос в психологии развития. В статье представлены две

основные рабочие гипотезы, которые проверялись обсуждаемым методом; показана методика сбора эмпирических данных о заявленных субъективных представлениях личности, её ограничения, помещено несколько комментариев о процессе сбора данных и методе расчёта размера репрезентативной выборки; представлены и обсуждены результаты. Метод, как и уточняемая модель, разработан автором для целей конкретного исследования. Обосновано, что метод является релевантным задаче. Авторская интерпретация полученных с его помощью результатов позволяет заключить о подтверждении обеих гипотез.

Ключевые слова: система развития личности в онтогенезе, взаимодействия, меры влияний факторов, динамика структур, субъективные представления, критические моменты, тенденции.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p98-105

STUDY OF THE PERSON'S SUBJECTIVE IDEAS ABOUT INTERACTION SYSTEMS SIGNIFICANT FOR ITS DEVELOPMENT FROM SEVEN YEARS TO THE BORDER "SCHOOL-HIGH SCHOOL" TO TEST THE HYPOTHESIS ON DYNAMICS OF STRUCTURES IN THE DEVELOPMENT SYSTEM OF THE

PERSON AT THIS PERIOD Oksana Viktorovna Krasnova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Penza State University

Annotation

Investigation of subjective perceptions of personality on interaction systems important for its development is aimed at testing and refinement of the model of the structural dynamics of the system of personal development in ontogenesis as one of many methods. Dynamics of structures in any system is always associated with the mechanism of the functioning and development of the system. A mechanism of ontogeny of personality -is current open-ended question in developmental psychology. The article presents two main working hypotheses that were verified by the discussed method; the technique of collecting the empirical data on reported subjective representations of personality, its limitations, a few comments on the collection of data and the method of calculating the size of a representative sample are stated; the results are presented and discussed. The author has developed the method as well as specified model, for the purposes of the specific investigation. The method proved to be a relevant to the task. Author's interpretation of the obtained results allows concluding the confirmation of both hypotheses.

Keywords: system of personal development in ontogenesis, interactions, measure of the factors effects, dynamics of structures, subjective representations, critical moments and trends.

Цель - проверка модели динамики структур в развитии личности в онтогенезе

Исследуя динамику структур в системе развития личности на протяжении онтогенеза [1], мы имели гипотетические и частично обоснованные представления о структурных изменениях в различные критические периоды и поставили перед собой задачу поиска системы методов проверки и уточнения модели. Проблема подбора релевантных методов в данном случае сложна: структурные изменения не увидишь непосредственным наблюдением, они происходят эмерджентно - скачкообразно и процессуально незаметно для наблюдателя - так, как Б. Ливехуд говорит о смене возрастов: «Здесь происходит то же, что и при переходе от дня к ночи. Если следить за ним с минуты на минуту, то нельзя сказать: «Теперь закончился день, наступила ночь»».

Основными методами проверки достоверности и уточнения модели стали: метод экспертных оценок; исследование контента (эмоциональной, проблемной, интерактивной сторон отрефлексированного опыта), характеризующего различные возрастные периоды и критические возрасты, - по биографическим эссе и интервью и суждениям о развитии своих детей и других близких; контент-анализ субъектно-событийного ряда в биографических данных - современных и ретроспективных; проверка реализации принципов соответствия и дополнения в отношении «структурно-динамическая модель - другие модели и теории развития»; контент-анализ шестидесяти возрастных периодизаций развития психики и личности; проверка логической и гносеологической корректности процесса

построения модели, истинности исходных положений и корректности применения общенаучных методологических процедур в проблемно-содержательном поле психологии развития личности; изучение сложности системы связей-влияний личности (модифицированная методика «Кто я?») в разные возрасты - последнее оказалось неинформативным - сложность системы взаимовлияний скорее зависит от типа семьи и интровертиро-ванности-экстравертированности личности. К данной системе интересно добавить субъективные представления личности о системах взаимодействий, значимых для её развития. Для реализации данной задачи мы разработали методику «Две шкалы».

РАБОЧИЕ ГИПОТЕЗЫ

Относительно исследуемого с точки зрения субъективных представлений периода гипотезы, требующие проверки, у нас были следующие:

Гипотеза 1: 7 лет - возраст максимального по мере, продуктивности и эффективности целенаправленного внешнего влияния на процесс развития личности, связанный с созреванием межполушарных связей мозга, формированием трёхкомпонентной структуры личности с чётким представлением отношений других к себе и явным наличием внутреннего плана переживаний (начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка ^ благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний (Л. С. Выготский)), с высоким уровнем развития устной коммуникации как передачи-восприятия сложных смыслов, инструкций, объяснений; с фиксируемым в 7 лет пониманием значимости взрослых и их информационной вооружённости в отсутствие умения самостоятельно добывать информацию (до смыслопорождающего чтения); в этом же возрасте происходит переход к этапу конкретных операций по Ж. Пиаже и латентный период в развитии сексуальности по З. Фрейду - и нет острых конфликтов-запретов - что также способствует спокойному обучающему взаимодействию с взрослыми. Этот момент максимальной интеграции между педагогом как субъектом целенаправленных развивающих воздействий и ребёнком как субъектом собственной активности в системе развития личности - активность ребёнка максимально подчинена целенаправленному управляющему воздействию постороннего, «обобщённого» взрослого - учителя, ведома им.

Гипотеза 2: В 11-13 лет личность начинает фильтровать и экранировать любые внешние влияния на себя - так что в 15-ть именно в этой с вязи становится невозможен рост меры любых внешний влияний на процесс развития личности - она их блокирует и допускает только те, что сама считает значимыми. А начало этому процессу дифференциации в системе развития личности положено смыслопорождающим чтением как новой для личности технологией получения и переработки информации - автономизирующим умением.

Прежде мы полагали, что этот качественный момент наступает по окончании профессионального образования. Но метод экспертных оценок и теоретические изыскания позволили прояснить данную границу: 15 лет. Каковы основания такого заключения экспертов? Каков бы ни был дальнейший жизненный путь и опыт саморазвития личности, все основные личностно значимые содержания к 15-ти годам транслированы социумом, и с той или иной долей успешности интериоризированы и присвоены, либо отброшены личностью, дальнейшее - профессиональное - обучение, как видится теперь и нам, влияет на развитие личности, но, мера этого влияния постоянно уменьшается. Проверяемая модель структурной динамики онтогенеза личности представлена на рис 1.

Графики на рис. 1 отражают динамику мер влияния факторов, образующих структуру системы развития личности в онтогенезе: внешние по отношению к индивиду целенаправленные развивающие влияния начинаются с рождения и заканчиваются с его уходом из жизни; реализуют это влияние разные субъекты, начиная с родителей или лиц, их заменяющих, и завершая собственными детьми, учениками, подчинёнными.

пунктиром отмечены критические моменты, динамика структур в которых исследуется

обсуждаемым в статье методом)

Динамика внешних развивающих влияний меняется с роста на спад в районе 15-ти лет и обусловлена она переменой самой личности в восприятии внешних развивающих влияний: в 15, согласно нашей гипотезе, именно сознательное экранирование и фильтрация всех внешних воздействий самой личностью, связанное с идентификацией себя как взрослого, сформировавшегося человека; и далее личность всё менее склонна позволять любые внешние вторжения в свой внутренний мир и свой развитие. Линия динамики фактора собственной активности личности представлена тремя отличающимися фрагментами: 1 - снижение ненулевой при рождении меры влияния этой активности до нуля

- это фрагмент, когда собственная активность личности обусловлена врождёнными видовыми и индивидуальными особенностями; снижение роли врождённых факторов на процесс развития личности обеспечивается замещением её растущей мерой влияния целенаправленных развивающих воздействий (взаимодействий) со стороны близких взрослых - уже в год мера влияния этого фактора начинает доминировать над значением врождённых особенностей - при переходе к языковому общению, а в три - ребёнок приобретает (по Э. Эриксону) контроль над процессом физиологических отправлений и ещё более эмансипируется от близких взрослых, начиная поиск новых развивающих связей -со сверстниками и другими взрослыми, начинается рост другого рода активности -фрагмент 2, он продолжается от 3-х до 63-х лет по нашим данным. 3 - фрагмент снижения активности личности и её влияния на процесс собственного развития - в связи с возрастным ухудшением физического самочувствия - это потенциально самый длинный и продуктивный период онтогенеза, что связано со снижением требований со стороны социума к личности, а это даёт свободу выбора занятий, значимо влияет на продуктивность периода повышение эффективности мыслительных процессов в зрелости при условии их востребованности и активной эксплуатации (обосновано Gene Cohen, 2013). Критические точки процесса - 1, 3, 7, 15, 31, 63 года - структура и тенденции дальнейших изменений факторов, заложенные в них, определяют динамику и качественное своеобразие периодов.

В соответствии с представленными гипотезами в районе 7-8 лет ожидаема максимальная разница в субъективной оценке мер влияния взрослых и своей активности на процесс собственного развития, которая далее должна, согласно нашей гипотезе, снижаться, а в районе 15-ти лет каким-то образом ожидаемо проявление предполагаемого экранирования внешних влияний - необязательно в точности как на гипотетической модели, но личность на границе «школа-вуз» или «школа - трудовая деятельность», оче-

видно, должна как-то отметить изменение внешних влияний на себя и ощущения изменений своего статуса в системе взаимодействий, значимых для её развития. Обсуждаемые моменты 7-и и 15-ти лет отмечены на графиках рис.1.

МЕТОДИКА СБОРА ДАННЫХ

Для реализации идеи на одной основе были разработаны бланки сбора эмпирических данных для разных возрастов: начальной, средней, старшей школы, студентов, взрослых респондентов. Особой проблемой было продумать вид бланка для начальной школы (инструкция там зачитывается учителем и шкалы заменены ёмкостями-«бензобаками»). Здесь приведём вид бланков для студентов.

Бланк методики «Две шкалы» для студентов

Уважаемый студент!

Просим Вас принять участие в научном исследовании.

(тема: Исследование динамики субъективных представлений личности о системах взаимодействий, значимых для её развития).

Для исследования важно знать Ваш возраст______лет

Отметьте, пожалуйста, знаком V на шкалах меры влияний на Вас, Ваше развитие сейчас:

Вашей собственной

Старших в целом (преподавателей, родителей, др.)

100 (максимум)

0

активности, инициативы, усилий, случайных знакомств, сверстников

100 (максимум)

(минимум)

0

(минимум)

А как было в 11 классе? - отметьте на этих же шкалах знаком х.

Благодарим Вас за участие в исследовании!

Данные из бланков мы делили на 100, чтобы получить картину в условных единицах от 0 до 1; в бланках - намеренно оставляем шкалу в 100 у. е., так как считаем, что она даёт больше простора респондентам в уточнении своих субъективных представлений. Привязка ответов к шкале с шагом в 25 делений даёт приемлемую величину погрешности

- 0,25 у. е. (амплитуда изменения величин влияния факторов - от 0 до 1). Структура, изменение которой значимо и интересно в нашем исследовании, в результате этого не теряется: значимо, какой фактор влияет сильнее, и во сколько раз - разница в критические моменты именно «в разы», а периоды - это переходы между критическими моментами, реализация тенденций, заложенных в них (по соотношению мер - картина достаточно просматривается). Шкалы нет в бланках для начальной школы (и инструкция в них отсутствует - она зачитывается и объясняется исследователем или учителем) - рис. 2.

Ограничения метода:

1. Фиксировались субъективные представления личности только о текущем и смежном (предыдущем) периодах - без вопросов о далёком прошлом и представлениях о будущем.

2. Метод даёт возможность собирать репрезентативный материал, начиная с возраста 7-ми лет.

Сейчас мне _____лет. Я учусь в классе

Учитель и другие взрослые Я - сам

СПАСИБО ВАМ, ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Рис. 2. Бланки с ответами респондентов из начальной школы ОТДЕЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СБОРА ДАННЫХ

Исследовались результаты, полученные не менее чем от 74 респондентов каждого возраста - в соответствии с вычисленным размером репрезентативной выборки при допущении ошибки в 5 баллов при измерении по100-балльной шкале - что соответствует

0,05 баллам в у. е. от 0 до 1. Учтённых данных от респондентов-школьников и студентов значительно больше требуемого количества - порядка 960 каждого возраста, данных от респондентов-взрослых - меньше, но выше вычисленной границы репрезентативности.

Студенты, как нам видится, очень точно подмечают, что к концу учёбы в школе их собственное влияние на своё развитие было выше, чем на первых курсах вуза: здесь, в новой содержательной и статусно-ролевой реальности молодые люди вынуждены старательно прислушиваться, вникать, пытаться понять, а значит, испытывать значимые для их развития влияния со стороны преподавателей.

Однако за счёт субъективных представлений школьников картина всё же приобретает тот вид, который представлен на рис. 3.

Наше исследование выявило интересную тенденцию: чем выше интеллект и уровень развития человека, тем более он склонен свидетельствовать о влиянии на него и его развитие других людей. Впервые мы заметили, обратили внимание на это в противоположной ситуации: когда классы коррекции по ЗПР (задержке психического развития) в начальной школе «дружно» заявили, что получают полезных знаний для своего развития больше сами, чем под руководством взрослых. Мы проверили, не «подсказка» ли это учителей. Насколько можно было судить - гипотеза о подсказке не подтвердилась. Других таких классов в городе мы не нашли. Стали фиксировать в дальнейшем этот аспект. В итоге мы увидели, что профессура, уважаемые и успешные учёные в методике «Две шкалы» более, чем кто-либо, указывают значимость влияния на их развитие в текущий период жизни (а это за 60 и выше) других, а своё влияние на других оценивая ниже. Люди же, по нашим оценкам в наблюдении, примитивные и самоуверенные, занимающиеся, например, административной работой, демонстрируют субъективные представления о высоком уровне своего влияния на жизнь и развитие других и меньший или равный (но в целом в выборке не меньше!) влиянию других на своё развитие. Без философской «скромности» результаты у молодых людей, особенно первокурсников, гордых получением нового статуса, но там есть особенности, о которых сказано выше.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Оценив результаты, мы приходим к выводу, что данные, полученные с помощью методики «Две шкалы», несмотря на большой разброс, подтверждают обе рабочие гипотезы (рис. 3). По гипотезе 1: на графике, построенном по эмпирическим данным (графики построены по средним значениям субъективных оценок мер внешних и собственных влияний респондентов на собственное развитие в момент исследования в выборках для

каждого возраста), максимум разницы между мерами влияний факторов - в 9, а не в 7

лет.

0,9 л----------------------------------------------------------------------------------

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Рис. 3. Динамика структур в системе развития личности в период с 7 до 19 лет по субъективным представлениям респондентов, у. е. [0; 1]

Но мы указали выше, что среди респондентов-учеников начальной школы были несколько коррекционных классов по задержке психического развития, которые значительно исказили картину, показав доминирование собственной активности над влияниями взрослых в возрасте 7-8-ми лет. Поэтому полученное небольшое искажение по сравнению с ожидаемой картиной вполне объяснимо, и если исключить данные, полученные в классах коррекции, картина становится более чем подтверждающей нашу первую рабочую гипотезу.

По гипотезе 2: мы также интерпретируем результаты как подтверждающие её. Тот факт, что по средним респонденты в 15 лет констатируют приближение меры влияний собственной активности к мере внешних влияний на своё развитие, а в между 16-ю и 17ю годами обнаруживается переход к преобладанию оценки собственного влияния на процесс, по нашему мнению, это подтверждает смоделированную нами картину качественного структурного перелома к снижению меры внешних влияний в 15 лет, показанного на рис. 1. Молодые люди отстаивают и субъективно ощущают свою взрослость, значимость и самоуправляемость уже в 12-13 лет. На самом деле, в этом возрасте подростки и, далее, молодые люди ещё длительное время остаются подвержены внешнему влиянию, только понимание этого, как показывает данные, собранные посредством методики «Две шкалы», приходит к ним уже после двадцати. Динамика графиков на рис. 3 отражает тот ощутимый качественный перелом, когда личность созревает до собственных более или менее уверенных оценок и систематического отсеивания на этой оценочной основе любых внешних влияний. Результаты могут представлять интерес как для исследователей процесса развития личности и его педагогической поддержки, так и для практиков - разработчиков программ и методик работы со школьниками и поддержки их адаптивного перехода в статус студентов.

ВЫВОДЫ

Подвергнув анализу идею, процесс разработки и применения методики, мы заключаем, что: исследовать текущие субъективные представления личности о системах взаи-

модействий, значимых для её развития, для проверки сформулированных рабочих гипотез было целесообразно; методика, разработанная для этой цели, релевантна задаче и позволила собрать искомые информативные данные; наша интерпретация полученных результатов - метод исследования субъективных представлений обе рабочие гипотезы позволил подтвердить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краснова, О.В. Структурная динамика процесса развития личности в онтогенезе : монография / О.В. Краснова. - Пенза : Изд-во Пензенского гос. ун-та, 2013. - 580 с.

REFERENCES

1. Krasnova, O.V. (2013), Structural dynamics of the process of personality development in ontogenesis: monograph, Publishing House Penza State University, Penza.

Контактная информация: oksana_krasnova@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 17.10.2013.

УДК 796.88

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ЖЕНЩИН ПЕРВОГО ЗРЕЛОГО

ВОЗРАСТА

Марат Наильевич Кудяшев, аспирант,

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Казань

Аннотация

Здоровье нации во многом определяется здоровьем женщины, сохранность и поддержание которого составляет задачу общегосударственной важности. Между тем исследования многих авторов свидетельствуют об устойчивой тенденции к снижению состояния здоровья и физической работоспособности женщин первого зрелого возраста. После 25 лет начинаются процессы инволюции организма на всех уровнях его функционирования. Одним из самых больших достижений второй половины XX века в области физической культуры и спорта является всемирное признание занятий физическими упражнениями в качестве превентивного и профилактического средства в поддержании здоровья. В статье обосновывается актуальность проблемы формирования у женщин первого зрелого возраста физкультурно-оздоровительной мотивации, раскрываются ее сущность и содержание в виде мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов, качественно характеризуются уровни их развития.

Ключевые слова: женщины, первый зрелый возраст, мотивы, мотивация, физкультурнооздоровительная деятельность, уровни развития.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p105-108 ESSENCE, CONTENT AND DEVELOPMENT LEVELS FOR SPORT AND RECREATION MOTIVATION OF WOMEN AT THE FIRST MATURE AGE

Marat Nailyevich Kudyashev, the post-graduate student,

Volga region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan

Annotation

Nation's health in many respects is defined by the health of woman, safety and maintenance of which makes a problem of nation-wide importance. Meanwhile researches of many authors testify to a steady tendency to decrease in a state of health and physical efficiency of women of the first mature age. After 25 years the processes of involution of the organism at all levels of its functioning begin. One of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.