3. Содержание процесса формирования управленческой компетентности руководителя учреждения дополнительного образования детей успешно реализуется посредством блочно-модульной программы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, А.А. Знания или компетенции / А.А. Андреев // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 3-11.
2. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 4-13.
3. Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение / С.Я. Батышев. - М. : Транссервис, 1997. -
256 с.
4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
5. Mirabile, R.J. Everything you wanted to know about competency modeling / R. J. Mirabile // Training and development. - 1997. - Vol. 51. - No. 8. - P. 73-77.
REFERENCES
1. Andreev, A.A. (2005), "Knowledge or competences", Higher education in Russia, No. 2, рр.
3-11.
2. Baydenko, V.I. (2005), "Competences in professional education", Higher education in Russia, No. 11, рр. 4-13.
3. Batyshev, S.Ya. (1997), Modular training, Transservice, Moscow.
4. 4. Zimnyaya, I.A. (2003), "Key competences - new paradigm of educational result", Higher education in Russia, No. 5, рр. 34-42.
5. Mirabile, R.J. (1997), "Everything you wanted to know about competency modeling", Training and development, Vol. 51, No. 8, рр. 73-77.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.04.2018
УДК 796.01
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОЦЕНКЕ СТУДЕНТОВ
Татьяна Александровна Шмальц, студентка, Лариса Анатольевна Прокопенко, кандидат педагогических наук, доцент, Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета
(ТИ (ф) СВФУ), Нерюнгри
Аннотация
Авторами представлено исследование субъективных соотношений общей и физической культуры студентов технического института, влияния физической культуры на компоненты их культуры. В ходе исследования выделились три группы компонентов культуры студентов: абсолютные, заметные и спорные. Выявлено, что большинство студентов не признают тесную взаимосвязь общей и физической культуры для развития своей личности. Ответы студентов характеризуются зауженными суждениями о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности.
Ключевые слова: студенты вуза, общая культура, физическая культура, общекультурное развитие личности.
INFLUENCE OF PHYSICAL CULTURE ON GENERAL CULTURAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN STUDENT ASSESSMENT Tatiana Aleksandrovna Shmalz, the student, Larisa Anatolyevna Prokopenko, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University, Neryungri
Annotation
The authors present the study of subjective ratios of the general and physical culture of the students of technical Institute, the influence of physical culture on the components of their culture. The study separated three groups of the components of the culture of the students: the absolute, the visible and controversial. It is revealed that the majority of the students do not recognize the close relationship of the general and physical culture for the development of their personality. The answers of students are characterized by narrowed judgments about the influence of the physical culture on the general cultural development of the individual.
Keywords: university students, general culture, physical culture, general cultural development of the personality.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из проявлений социального развития и прогресса общества является развитие культуры, в том числе и физической культуры. История физической культуры свидетельствует о том, что ее становление находится в прямой зависимости от прогресса в материально-производственной, социально-политической и в духовной сферах общественной жизни. Однако физическая культура и сама оказывает существенное влияние на функционирование и укрепление данных сфер: развитие физической культуры становится необходимым фактором роста производительности труда, экономики, а также является необходимым условием всестороннего развития личности человека [2].
В целом физическая культура, являясь частью общей культуры, представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. Физическая культура и спорт призваны решать главные задачи по сохранению, укреплению и совершенствованию здоровья человека, его физических качеств и возможностей, способствуя телесному развитию. Но на этом их цели не заканчиваются. В процессе деятельности решаются многочисленные задачи нравственного, эстетического, трудового воспитания. Физическая культура и спорт вносят весомый вклад в становление нравственных и эстетических категорий в мировоззрении личности и общества. Основной целью деятельности в сфере физической культуры является не только физическое, но и психическое совершенство, то есть достижение гармонии в процессе развития личности путем систематических занятий и специальной физической нагрузки [3]. Наличие у человека врожденной потребности в движении со временем должно перерасти при определенных условиях в потребность в физической культуре как целенаправленной развивающей двигательной и психической деятельности [2].
Теоретический анализ и обобщение огромного количества исследований в мировой практике позволяют сделать вывод о том, что физическая культура и спорт способствуют всестороннему гармоничному развитию личности, формированию интереса и потребности человека в здоровом образе жизни, способствуют развитию качеств и свойств личности, определяющих подготовку человека к труду, играют большое значение в развитии интеллекта, эстетических вкусов, имеют большое значение для социальной адаптации и др. То есть физическая культура и спорт оказывают влияние на общекультурное развитие личности.
Цель исследования: выявить влияние физической культуры на общекультурное развитие личности студентов по их субъективной оценке. Исследование проводилось в Техническом институте (филиале) Северо-Восточного федерального университета им.
М.К. Аммосова в г. Нерюнгри. В исследовании, в форме анкетирования, приняли участие студенты дневного отделения, обучающиеся на 1-3 курсах, посещающие обязательные занятия по физической культуре, в количестве 139 человек: 63 юноши и 76 девушек. Первая часть анкеты была посвящена определению субъективных соотношений общей и физической культуры студентов, где предлагалось пять суждений с вариантами ответов. Вторая часть анкеты с вопросом «Укажите, какое влияние на ваши качества и способности оказывает физическая культура» включила перечень различных компонентов, предложенных М.Я. Виленским, А.Г. Горшковым [1, с. 126]. Все результаты подвергались математической обработке.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование соотношений общей и физической культуры студентов показало следующие результаты. На вопрос «Можно ли считать культурным человеком того, кто не заботится о своем физическом состоянии?» большинство студентов ответили утвердительно - 45,5%, затруднялись с ответом - 40% и только малая часть - 14,5% считают, что нельзя. В вопросе «Часто ли вы совершаете действия (поступки), которые наносят вред здоровью, но зато имеют для вас важное значение, доставляют удовольствие и т. д.?» большинство студентов показали, что редко совершают или никогда не совершают такие поступки - 78,5%. По вопросу «Волнует ли вас та оценка, которую окружающие вас люди дают вашему физическому развитию и здоровью?» мы получили следующие данные: «не волнует, а если и волнует, то незначительно» - 88,5% ответов. Ответы на вопрос «Лично Вы ведете здоровый образ жизни?» показали, что только 1/3 часть студентов его ведут. И на вопрос «Что вы предпочитаете в жизни?» ответы показали, что «всю жизнь и все свои привычки подчинить интересам здоровья и работоспособности» готовы 14,5% студентов, живут в свое удовольствие, делают то, что хочется в данный момент (даже, если это может повредить здоровью и работоспособности) - 29,5%, остальные предпочитают компромиссные решения.
По результатам оценки влияния физической культуры на общекультурное развитие личности студентов в ходе исследования выделились три группы компонентов культуры: абсолютные, заметные и спорные качества и способности в следующей градации. Абсолютные (в оценке у более 50% студентов), на которые оказывают сильное положительное влияние физические упражнения, заметные - в диапазоне от 30 до 50%, спорные - менее 30%. Результаты исследования представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 - Влияние физической культуры на компоненты культуры девушек
№ п/п Качества и способности Оказываемое влияние, % ответов
А Б В Г Д
I. Абсолютные
1 Физические качества и двигательные способности 66 20 4 8 3
2 Волевые качества 58 28 1 4 9
3 Телосложение, фигура 50 24 17 5 4
II. Заметные
4 Общительность, коммуникабельность 46 37 3 9 5
5 Красота и пластика движений 43 30 11 11 5
6 Всесторонне, гармоничное развитие личности 41 39 4 8 8
7 Эстетические способности 39 32 5 16 8
8 Общественная активность 38 32 7 13 11
9 Успехи в труде 37 32 11 12 9
10 Уровень общей культуры 32 46 3 12 8
III. Спо рные
11 Интеллект, умственное развитие 25 46 5 16 8
12 Подготовленность к избранной профессии 25 41 9 14 11
13 Нравственный облик (честность, порядочность, скромность) 26 43 4 17 9
14 Уважение со стороны окружающих 26 46 1 14 12
Таблица 2 - Влияние физической культуры на компоненты культуры юношей
№ п/п Качества и способности Оказываемое влияние, % ответов
А | Б | В | Г | Д
I. Абсолютные
1 Физические качества и двигательные способности 81 19 0 0 0
2 Волевые качества 59 27 5 5 5
3 Успехи в труде 57 22 3 10 8
4 Телосложение, фигура 56 32 5 3 5
5 Всесторонне, гармоничное развитие личности 51 41 0 6 2
II. Заметные
6 Общительность, коммуникабельность 48 40 2 10 2
7 Уровень общей культуры 48 25 3 16 8
8 Уважение со стороны окружающих 48 22 0 21 10
9 Общественная активность 48 19 6 19 8
10 Красота и пластика движений 44 41 0 10 5
11 Интеллект, умственное развитие 44 32 2 13 10
12 Эстетические способности 41 32 3 11 13
13 Нравственный облик (честность, порядочность, скромность) 35 29 6 22 8
III. Спо рные
14 Подготовленность к избранной профессии 27 | 40 | 3 | 17 | 13
Обозначения: А-сильное положительное влияние, Б-слабое положительное, В-отрицательное, Г-отсутствие какого-либо влияния, Д-ответ затруднен.
В оценке девушек по абсолютной группе определились только три вида качеств и способностей - физические, волевые и телосложение, фигура. У юношей в этой группе количество важных качеств увеличилось до пяти, добавились успехи в труде, всестороннее и гармоничное развитие. Причем, количество юношей, указывающих сильное положительное влияние на развитие физических качеств, значительно больше, чем у девушек (81% против 66%).
В следующей группе «Заметные» у девушек выделились 7 видов качеств и способностей, у юношей - 8. И девушки (от 32 до 46%), и юноши (от 35 до 48%) указывают влияние занятий на такие важные компоненты, как общительность и коммуникабельность, красота и пластика движений, общественная активность, уровень общей культуры, эстетические способности. К этой группе девушки также отнесли всестороннее, гармоничное развитие личности (41%) и успехи в труде (37%), юноши - уважение со стороны окружающих» (48%), интеллект и умственное развитие (44%) и нравственный облик (35%).
В третьей группе «Спорные» воздействие упражнений определяется студентами, девушками и юношами, только по одному компоненту - на подготовленность к избранной профессии (25-27%). У девушек в эту группу также вошли «интеллект и умственное развитие», «нравственный облик», «уважение со стороны окружающих» (25-26%).
ВЫВОДЫ
Таким образом, большинство студентов не признают тесную взаимосвязь общей и физической культуры для развития своей личности, что сказывается на их поведенческих решениях: игнорирование ведения здорового образа жизни - у 2/3 студентов, выбор компромисса между сохранением здоровья и возможным нанесением ему вреда в угоду удовольствия - у более половины молодых людей.
В оценке студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности прослеживается, прежде всего, воздействие физических упражнений на телесное развитие. Считаем, что такое мнение студентов можно рассматривать как относительно зауженное, требующее усиления работы в вузе по формированию положительных мировоззренческих взглядов в отношении физической культуры личности. В целом ответы юношей характеризуются большим положительным влиянием физической культуры на общекультурное развитие личности, чем ответы девушек.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М. : Гардарики, 2007. - 218 с. - ISBN 978-5-8297-0316-5.
2. Никольская, А.С. Физическая культура и спорт как значимые явления современного общества / А.С. Никольская, В.Л. Пашута // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2017. - № 10 (152). - С. 168-171.
3. Уляева, Л.Г. Самореализация личности спортсмена как субъекта двигательной активности : монография / Л. Г. Уляева, Г. Г. Уляева, Б.Б. Раднагуруев. - М. : Онто-Принт, 2014. - 141 с.
REFERENCES
1. Vilensky, M.Ya. and Gorshkov, A.G. (2007), Physical education and a healthy lifestyle: student tutorial, Gardariki, Moscow.
2. Nikolskaya, A.S., Pashuta, V.L. (2017), "Physical culture and sport activities in the modern society", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 152, No. 10, pp. 168-171.
3. Ulyaeva, L.G., Ulyaeva, G. G. and Radnaguruev, B.B. (2014), Realization of the personality of the athlete as the subject of motor activity: monograph, Onto-Print, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.05.2018
УДК 796.863
ИССЛЕДОВАНИЕ БОЕВЫХ СИТУАЦИЙ В ФЕХТОВАНИИ НА ШПАГАХ,
ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ СЛОЖНОСТЬ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ОБЪЕКТИВНЫХ
СУДЕЙСКИХ РЕШЕНИЙ
Геннадий Борисович Шустиков, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Викторович Бондарев, МСМК, соискатель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Соревнования являются важнейшим компонентом спорта, как вида деятельности человека. Зрелищность соревнований и их эффективность в качестве средства подготовки спортсмена в значительной мере зависят от объективности судейства. В настоящей статье представлены результаты исследования боевых ситуаций в структуре соревновательных поединков шпажного фехтования, представляющих сложность для судейства, изучена частота возникновения каждой из ситуаций, оценено количество ошибок, допускаемых начинающими судьями при судействе.
Ключевые слова: судейство, фехтование, соревнования, боевые ситуации, судейские решения.
RESEARCH OF FIGHTING SITUATIONS IN SWORDS FENCING REPRESENTING COMPLEXITY FOR TAKING OBJECTIVE JUDICIAL DECISIONS
Gennady Borisovich Shustikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Igor Viktorovich Bondarev, the Master of Sports of the international qualification, competitor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Competitions are the most important component of sport as a kind of the activity of the person. The staginess of competitions and their efficiency as means of training the athlete considerably depend on the objectivity of refereeing. Results of the research of the fighting situations in structure of the competitive duels in fencing on the swords representing complexity for refereeing are presented in the present article, frequency of emergence of each situation is studied, the quantity of the mistakes made by the beginning judges when refereeing is estimated.
Keywords: refereeing, fencing, competitions, fighting situations, judicial decisions.