Научная статья на тему 'Исследование структуры кредиторской задолженности ведущих компаний легкового автомобилестроения России на примере ОАО «ИжАвто», ОАО «УАЗ», ОАО «Газ», ОАО «АвтоВАЗ»'

Исследование структуры кредиторской задолженности ведущих компаний легкового автомобилестроения России на примере ОАО «ИжАвто», ОАО «УАЗ», ОАО «Газ», ОАО «АвтоВАЗ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСК ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ / РЫНОЧНАЯ КАПИТАЛИЗАЦИЯ / КРЕДИТЫ И ОБЛИГАЦИОННЫЕ ЗАЙМЫ В ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ РОССИИ / ISSUE OF EMISSIVE CAPITAL / MARKET CAPITALIZATION / CREDITS AND BONDED DEBTS IN GENERAL STRUCTURE OF BILL PAYABLE OF RUSSIAN AUTOMOBILE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скрипачёв Илья Александрович

В статье исследуется структуры кредиторской задолженности ведущих компаний легкового автомобилестроения России (ОАО «ИжАвто», ОАО «УАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «АВТОВАЗ») и приводятся сведения о выпусках эмиссионных ценных бумаг исследуемых компаний, рассматриваются доли банковских кредитов и облигационных займов в общей сумме кредиторской задолженности автомобилестроительных компаний России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper investigates a structure of bill payable of key domestic automaker companies (JSC «IzhAvto», JSC «UAZ», JSC «GAZ», JSC «AVTOVAZ») and brings the information of emissive capital, considers shares of bank credit and bonded debts in general structure of bill payable of Russian automobile industry

Текст научной работы на тему «Исследование структуры кредиторской задолженности ведущих компаний легкового автомобилестроения России на примере ОАО «ИжАвто», ОАО «УАЗ», ОАО «Газ», ОАО «АвтоВАЗ»»

Скрипачев И.А.

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ ЛЕГКОВОГО

АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ИЖАВТО», ОАО «УАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «АВТОВАЗ»

Skripachev I. A.

RESEARCH STRUCTURE OF CREDIT DEBTS LEADING OF DOMESTIC AUTOMAKER COMPANIES (BY THE EXAMPLE OF JSC «IZHAVTO», JSC «UAZ», JSC «GAZ», JSC «AVTOVAZ»)

Ключевые слова: выпуск эмиссионных ценных бумаг, рыночная капитализация, кредиты и облигационные займы в общей структуре кредиторской задолженности автомобилестроительных компаний России.

Аннотация

В статье исследуется структуры кредиторской задолженности ведущих компаний легкового автомобилестроения России (ОАО «ИжАвто», ОАО «УАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «АВТОВАЗ») и приводятся сведения о выпусках эмиссионных ценных бумаг исследуемых компаний, рассматриваются доли банковских кредитов и облигационных займов в общей сумме кредиторской задолженности автомобилестроительных компаний России.

Keywords: issue of emissive capital, market capitalization, credits and bonded debts in general structure of bill payable of Russian automobile industry.

Abstract

The paper investigates a structure of bill payable of key domestic automaker companies (JSC «IzhAvto», JSC «UAZ», JSC «GAZ», JSC «AVTOVAZ») and brings the information of emissive capital, considers shares of bank credit and bonded debts in general structure of bill payable of Russian automobile industry.

Финансирование коммерческой организации - одна из важнейших задач финансового менеджмента. Определению источников формирования поиску эффективного управления финансовыми ресурсами в настоящее время уделено недостаточно внимания.

Так, при планировании поступлений, оценке эффективности использования и управления финансовыми ресурсами важно выделить различные группы источников формирования финансовых ресурсов организации, имеющих определенную специфику и требующих от финансовых менеджеров применение различных инструментов управления.

Исследуем структуру кредиторской задолженности ведущих компаний легкового автомобилестроения России.

Так, в структуре кредиторской задолженности ОАО «ИжАвто» за 2009 г., доля кредитов составляла 78% (10 980 268 тыс. руб.), а облигационные займы составили всего 12,5% (1 763 342 тыс.руб.). [1] Это показывает, что компания использует возможности долгового рынка не достаточно полно.

Стоит отметить, что ОАО «ИжАвто» не выполнило условия оферты, предусмотренной по второму выпуску облигаций на 2 млрд. руб. Обязательство эмитента по приобретению облигаций не исполнено в связи с отсутствием денежных средств.

Таблица 1 - Сведения о выпусках эмиссионных ценных бумаг ОАО «ИжАвто»

Вид ценной Форма ценной Серия Кол-во Номин. Объем Срок (дата)

бумаги бумаги ценных стоим-ть выпуска погашения

бумаг каждой по ном. ценных

выпуска ценной бумаги выпуска, руб. стоим. бумаг выпуска

облигация Документар- ные 01 1 200 000 1 000 1 200 000 000 14.03.2007

облигации процентные неконвертируе мые на предъявителя с обязательным централизован ным хранением 02 2 000 000 2 000 000 000 дефолт

На наш взгляд менеджерам ОАО «ИжАвто» необходимо в перспективе рассматривать не только традиционные долговые инструменты (классические облигации), но и производные финансовые инструменты с возможностью конвертации в базовый актив (конвертируемые облигации), поскольку данный финансовый инструмент будет рассматриваться потенциальными инвесторами не только как источник вложения средств, но и как альтернативный вариант приобретения акций.

Также, стоит отметить, что ОАО «ГАЗ» и ОАО «УАЗ» не осуществляли эмиссию облигаций в рассматриваемом периоде.

Основную часть задолженности ОАО «АВТОВАЗ» составляют кредиты (33 650 млн. руб.) и займы (29 968 млн. руб.), в том числе облигационные займы, на сумму почти 10 млрд. руб.

Таблица 2 - Сведения о выпусках эмиссионных ценных бумаг ОАО «АВТОВАЗ»[4]

Вид ценной бумаги Форма ценной бумаги Серия Колич ество ценны х бумаг выпус ка, шт. Номинальн ая стоимость каждой ценной бумаги выпуска, руб. Объем выпуска по номинальн ой стоимости, руб. Срок (дата) погашения ценных бумаг выпуска

Облигаци и документарные процентные неконвертируемы е на предъявителя 01 1 000 000 1 000 1 000 000 000 14.02.2004 (погашен)

02 3 000 000 3 000 000 000 13.08.2008 (погашен)

Именные бездокументарны е, процентные с обязательным хранением ценных бумаг выпуска в депозитарии 03 5 000 0 00 5 000 000 000 Находятся в обращении с 24.05.2005 погашение 1820 день с даты начала размещени я

04 5 000 0 00 5 000 000 000 Находятся в обращении с 03.05.2007

погашение 2548 день с даты начала размещени я

Биржевые облигаци и процентные, неконвертируемы е документарные биржевые облигации на предьявителя БО-01 1 000 000 1 000 000 000 24.09.2008 (погашен)*

БО-02 1 000 000 1 000 000 000 25.03.2009 (погашен)

БО-03 1 000 000 1 000 000 000 27.05.2009 (погашен)

БО-04 1 000 000 1 000 000 000 04.06.2009 (погашен)

*до даты начала размещения Эмитент принял решение о досрочном погашении облигаций данной серии

Стоит отметить, что ОАО «АВТОВАЗ» первое из крупнейших промышленных предприятий России выпустило долговой инструмент (биржевые облигации), который является реальной альтернативой банковским кредитам.

Полученные в ходе облигационных займов и выпусков CLN (CLN - Credit Linked Notes) средства были направлены на модернизацию действующего производства и обновление модельного ряда

ОАО «АВТОВАЗ» в частности, на финансирование проектов по выпуску автомобилей семейства LADA «Kalina» и LADA «Priora», соответствующих современным требованиям [3].

В течение 2009 г. при привлечении средств кредитных организаций, займов ГК «Ростехнологии», а также облигационных займов позволило использовать финансовые ресурсы по следующим направлениям:

1. Покрытие аккредитивов для оплаты импортного оборудования («Проект 2170», «Проект техническое перевооружение прессового производства», проект «Модернизация КПП», Проект LADA «Kalina»).

2. Использование средств в рамках проекта «Расширение скрапобазы производства по переработке промышленных отходов».

3.Использование средств полученных от выпуска облигаций на финансирования проекта «Автомобили платформы В0».

4. Средства, полученные от выпуска облигаций направлены на финансирование в рамках проекта «Силовые агрегаты K/J», а также на пополнение оборотных средств ОАО «АВТОВАЗ».

Анализируя динамику капитализации ОАО «АВТОВАЗ» (мы пришли к выводу, что для финансирования своей деятельности компания использует, помимо банковских кредитов и займов, дополнительный выпуск акций.

Целью эмиссии акций является привлечении финансовых ресурсов на реконструкцию производственных мощностей, разработку и проектирование новых моделей LADA.

Приведем данные по рыночной капитализации ОАО «АВТОВАЗ» за пять последних финансовых лет. Расчет произведен на основе средневзвешенной цены акции ОАО «АВТОВАЗ» последней торговой сессии Московской межбанковской валютной биржи по состоянию на I кв.2009 г. (табл.3).

Таблица 3 - Рыночная капитализация ОАО «АВТОВАЗ» за 2005-2009 гг.

2005 2006 2007 2008 1 кв.2009

Количество акций, шт. 27 194 624 27 194 624 2 719 462 400 1 388 289 720 1 388 289 720

Цена, руб. 1038,75 1 784,8 46,965 7,275 12,575

Капитализация 248 415 680,0 48 536 964 127 719 551 10 099 807 17 457 743

, руб. 915,2 616,0 713,0 229,0

Далее проанализируем доли кредитов и облигационных займов в общей сумме кредиторской задолженности рассмотренных выше компаний по состоянию в 2009 г. (табл. 4). Таблица 4 - Кредиты и облигационные займы в общей сумме кредиторской

задолженности ОАО «И ^жАвто» за 2009 г. млн. руб.

Кредиты Займы, всего (из них облигационные) Прочая кредиторская задолженность Общая сумма кредиторской задолженности

до 1 года св.1 года до 1 года св. 1 года до 1 года св. 1 года

10 980 602 1 763 (1 763) - 2 254 14 116 -

* В статье автором исследуются кредиты и облигационные займы. Остальные статьи структуры кредиторской задолженности отнесены к прочей (задолженность перед поставщиками и подрядчиками, задолженность перед персоналом организации, перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, прочая кредиторская задолженность).

Доля текущих банковских кредитов в структуре общей задолженности (10 980+602)/14 116=0,82 или 82%. Доля облигационных займов составит 1 763/14 116 = 0,12 или 12,4%. Прочая задолженность ОАО «ИжАвто» составит 5,6%.

Аналогичный анализ кредитов и облигационных займов в общей сумме кредиторской задолженности ОАО «УАЗ» в 2009 г. приведены в табл. 5.

Таблица 5 - Кредиты и облигационные займы в общей сумме кредиторской задолженности ОАО «УАЗ» за 2009 г. млн. руб.[3]_____________________________________

Кредиты Займы, всего (из них облигационные) Прочая кредиторская задолженность Общая сумма кредиторской задолженности

до 1 года св.1 года до 1 года св. 1 года до 1 года св. 1 года

8 869 3 550 - - 2 938 11 808 3 550

Кредиты банков в структуре общей задолженности (8 869+3 550)/(11 808+3 550) = 0,81 или 81%, что говорит о том, что компания использует в качестве основного источника финансирования банковские кредиты со сроком до 1 года, что по нашему мнению нерационально, в связи с преобладанием доли краткосрочных обязательств.

Привлечение финансовых ресурсов посредством облигационных заимствований ОАО «УАЗ» не проводилось. Прочая кредиторская задолженность ОАО «УАЗ» составляет 19%.

Кредиты, займы (в т.ч. облигационные) в общей сумме кредиторской задолженности ОАО «ГАЗ» в 2009 г. представлены в табл. (табл. 6).

Таблица 6 - Кредиты и облигационные займы в общей сумме кредиторской задолженности ОАО «ГАЗ» за 2009 г. млн. руб. [2]

Кредиты Займы, всего (из них облигационные) Прочая кредиторская задолженность Общая сумма кредиторской задолженности

до 1 св.1 года до 1 года св. 1 года до 1 года св. 1

года года

7 820 5 037 17 - 2 332 9 913 5 037

(0) (-)

Доля банковских кредитов в структуре общей задолженности ОАО «ГАЗ» (7 820+5 037)/(9 913+5 037) = 0,85 или 85%. Привлечение финансовых ресурсов посредством облигационных заимствований

ОАО «ГАЗ» за рассмотренный период не проводилось, однако имеются займы на сумму 16 млн. руб., что составляет 0,17%. Прочая кредиторская задолженность ОАО «ГАЗ» составляет 14,9%.

Заключительный анализ кредитов и облигационных займов в общей сумме кредиторской задолженности ОАО «АВТОВАЗ» в 2009 г. проиллюстрируем в табл. 7.

Таблица 7 - Кредиты и облигационные займы в общей сумме кредиторской

задолженности ОАО «АВТОВАЗ» за 2009 г. млн. руб.

Кредиты Займы, всего (из них облигационные) Прочая кредиторская задолженность Общая сумма кредиторской задолженности

до 1 года св.1 года до 1 года св. 1 года до 1 года св. 1 года до 1 года св. 1 года

33 650 7 154 29 968 (4 968) 7 000 (-) 17 333 11 002 80 951 25 156

Доля банковских кредитов в структуре общей задолженности ОАО «АВТОВАЗ» (33 650+7 154)/(80 951+25 156) = 0,384 или 38,5%. Привлечение финансовых ресурсов посредством займов составило (29 968+7 000)/(80 951+25 156) = 0,348 или 35%. из них доля облигационных заимствований за рассмотренный период составила 4 968 млн. руб. или 4,6%. Прочая кредиторская задолженность ОАО «АВТОВАЗ» составляет (17 333+ 11 002)/ (80 951+25 156) = 0,267 или 26,7%.

По нашему мнению, у ОАО «АВТОВАЗ» наблюдается нерациональная структура кредиторской задолженности, в связи с преобладанием доли краткосрочных обязательств по кредитам и займам (в том числе облигационным), а также по прочей кредиторской задолженности.

Таким образом, из исследованных выше компаний наиболее активно привлекаются финансовые ресурсы только ОАО «АВТОВАЗ», которое использует в своем комплексе источников привлечения финансовых ресурсов не только традиционные формы финансирования (кредиты российских и иностранных банков, займы), но и выпуск различных облигационных займов.

Библиографический список

1. По материалам сайта ОАО «ИжАвто» http://www.izh-auto.ru/

2. По материалам сайта ОАО «ГАЗ» http://www.gaz.ru/

3. По материалам сайта ОАО «ГАЗ» http://www.uaz.ru/

4. По материалам сайта ОАО «АВТОВАЗ» http://www.lada-auto.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.