Научная статья на тему 'Analysis of sources of financing leading domestic automaker companies (by the example JSC «Gaz», JSC «UAZ»)'

Analysis of sources of financing leading domestic automaker companies (by the example JSC «Gaz», JSC «UAZ») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ / СТРУКТУРА КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / СРЕДНЕГОДОВОЙ ОБЪЕМ ПРИВЛЕЧЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ / СТРУКТУРА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ РФ / SOURCES OF FINANCING / CREDIT HISTORY / STRUCTURE OF BILL PAYABLE / AVERAGE VOLUME OF INVOLVED FINANCIAL RESOURCES / STRUCTURE OF SOURCES OF FINANCING AUTOMAKER OF RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Skripachev I. A.

The paper presents analysis of sources of financing leading Russian companies of automobile industry (by example JSC «GAZ», JSC «UAZ»), based on the research of credit histories of companies, structures of short-term liabilities of OJSC «GAZ» and OJSC «UAZ». The average volume involved financial resources and the structure of sources of financing automaker of Russian Federation are presented on the ground of examined data

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Analysis of sources of financing leading domestic automaker companies (by the example JSC «Gaz», JSC «UAZ»)»

Скрипачев И.А.

АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЕДУЩИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗ» И ОАО «УАЗ»)

Skripachev I.A.

ANALYSIS OF SOURCES OF FINANCING LEADING DOMESTIC AUTOMAKER COMPANIES (BY THE EXAMPLE JSC «GAZ», JSC «UAZ»)

Ключевые слова: Источники финансирования, кредитная история, структура кредиторской задолженности, среднегодовой объем привлеченных финансовых ресурсов, структура источников финансирования автомобилестроительных компаний РФ.

Keywords: Sources of financing, credit history, structure of bill payable, average volume of involved financial resources, structure of sources of financing automaker of Russian Federation.

Аннотация

В статье представлен анализ источников финансирования ведущих отечественных компаний легкового автомобилестроения (на примере ОАО «ГАЗ» и ОАО «УАЗ»), основанный на исследовании кредитных историй компаний, структур кредиторской задолженности и структур краткосрочных обязательств ОАО «ГАЗ» и ОАО «УАЗ». На основании исследованных данных, представлен среднегодовой объем привлеченных финансовых ресурсов и сформирована структура источников финансирования исследуемых автомобилестроительных компаний.

Abstract

The paper presents analysis of sources of financing leading Russian companies of automobile industry (by example JSC «GAZ», JSC «UAZ»), based on the research of credit histories of companies, structures of short-term liabilities of OJSC «GAZ» and OJSC «UAZ». The average volume involved financial resources and the structure of sources of financing automaker of Russian Federation are presented on the ground of examined data.

На сегодняшний день, для своевременного и рационального инвестирования средств направленных на расширение производства, обновление основных фондов отечественных автомобилестроительных компаний, менеджменту необходимо использовать различные источники привлечения финансовых ресурсов (табл.1).

Таблица 1 - Источники финансирования коммерческих организаций РФ

в 2001-2009 гг., % к итогу

Инвестиции Год

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Собственные средства* 49,4 45,0 45,2 45,4 44,5 42,1 40,4 40,0 33,7

Привлеченные средства 50,6 55,0 54,8 54,6 55,5 57,9 59,6 60,0 65,1

Из них:

кредиты банков 4,4 5,9 6,4 7,9 8,1 9,6 10,4 11,1 14,6

инвестиции из-за рубежа 4,5 4,9 3,9 5,9 5,2 6,1 4,3 4,6 3,9

кредиты иностранных банков 0,9 0,9 1,2 1,1 1,0 1,6 1,7 2,4 1,9

средства от выпуска корпоративных облигаций и эмиссии 0,1 0,4 0,5 0,4 0,6 2,3 1,9 0,8 1,1

акций**

Прочие*** 40,7 42,9 42,8 39,3 40,6 38,3 41,3 41,1 45,9

* Собственные средства состоят большей частью из прибыли и амортизации предприятий.

** Общий объем средств, полученных от размещения на внешнем и внутреннем фондовых рынках.

*** Бюджетные и внебюджетные средства, средства вышестоящих организаций, заемные средства других организаций.

Структура источников финансирования коммерческих организаций отраженная в табл. 1 показывает, что кредиты отечественных банков являются одним из основных источников финансирования.

Согласно данным ФСГС (федеральная служба государственной статистики) с 2000 по 2009 г. удельный вес банковского кредитования в общей массе инвестиций в основной капитал увеличился с 4,4 до 14,6% [1].

Отметим, что по итогам 2009 г. инвестиции в основной капитал в России снизились на

17% по сравнению с показателем 2008 г. и составили 7 трлн. 539,9 млрд. руб.[2]

В связи с тем, что в статье рассматриваются компании автомобильной промышленности РФ, возникает вопрос: каким образом происходит финансирование данных организаций и какие финансовые инструменты используются финансовым менеджментом компаний? Отметим, что рынок легковых автомобилей в России является высококонкурентным. Российским производителям приходится конкурировать как между собой, так и с зарубежными производителями.

По имеющейся информации о финансово-экономическом состоянии российских

автопроизводителей проведем исследование кредитных линий ОАО «ГАЗ» и ОАО «УАЗ».

Группа компаний ГАЗ (ГК «ГАЗ») - один из крупнейших российских производителей коммерческого автотранспорта и строительно-дорожной техники. Компания основана в 2005 г. в результате реструктуризации производственных активов ОАО «Руспромавто»,

существовавшего с 2001 г.

В состав группы ГАЗ входят ОАО "ГАЗ", 18 автомобилестроительных предприятий в России, сбытовые и сервисные структуры. Рыночная капитализация ОАО «ГАЗ» по состоянию на 2 кв. 2009 г. составляла 10 045 683 руб.

ОАО «УАЗ» - автомобильный завод в Ульяновске, входит в состав автомобильного холдинга «БоПегБ» (ОАО «Соллерс», бывшее ОАО «Северсталь-авто»). Предприятие специализируется на выпуске полноприводных автомобилей различных модификаций: легковых, грузовых, санитарного автомобиля и автобуса, а также запасных частей к автомобилям. Рыночная капитализация за IV кв. 2009 г. составляла 5 901 357 581 руб.

Рассмотрим источники финансирования деятельности ОАО «ГАЗ» представлены (табл.

2).

Таблица 2 - Кредитная история ОАО «ГАЗ» на I кв. 2009 г. руб.[3]

Наименование обязательства Наименование кредитора (займодавца) Сумма основного долга, руб./иностр. Валюта Срок кредита (займа) / срок погашения Наличие просрочки

кредит (сумма) Сбербанк РФ 4 874 000 000,00 руб. 729 дней / 04.08.2006 г. (26.02.2006 г.)

займ Valmax Financial Limited $31 345 000,00 5479 дней / 25.02.2019 г. -

займ ООО «ГАЗ-финанс» 2 366 650 000,00р. 725/11.02.2008 -

займ ООО "Автозавод "ГАЗ" 2 669 000 000,00р. 364/23.07.2007 -

займ ООО "ГАЗ Капитал" 3 211 000 000,00р. 365/29.08.2007 -

кредит BARCLAYS BANK PLC $ 200 000 000,00 185/16.06.2008 -

займ ООО "ГАЗ-финанс" 2 204 166 415,54р. 725/11.02.2008 -

кредит COMMERZBANK INTERNATIONAL SA $ 215 000 000,00 1095/12.06.2011

Как видно из табл. 2 ОАО «ГАЗ» активно привлекает финансовые ресурсы как посредством кредитов так и с помощью займов.

В ежеквартальном отчете компании за I кв. 2009 г. отмечено, что ГК «ГАЗ» в рамках реструктуризации облигационного займа объемом 5 млрд. руб. приобрела 20% облигаций ООО «ГАЗ-финанс» в соответствии с объявленной в апреле 2009 г. офертой. ОАО «ГАЗ» приобрело 1 млн. облигаций по их номинальной стоимости - 1 тыс. руб. Общие расходы на приобретение составили 1,062 млрд. руб., из которых на оплату облигаций направлено 1 млрд. руб., на выплаты по купонному доходу - 62,14 млн. руб. (из расчета 62,14 руб. на облигацию).

Обязательства перед держателями облигаций, предъявившими долговые бумаги к приобретению, ОАО «ГАЗ» выполнило в срок и в полном объеме. Также в 2009-2010 гг. ГК «ГАЗ» достигла соглашения о частичной оплате бумаг с владельцами 88,25% облигаций на общую сумму 4,413 млрд. руб. В 2009 г. ОАО «ГАЗ» приобрело у инвесторов, согласившихся с условиями реструктуризации, 55% облигаций. В табл. 3 рассмотрим структуру кредиторской задолженности ОАО «ГАЗ».

Таблица 3 - Структура кредиторской задолженности ОАО «ГАЗ» на 01.01.2009 г. руб.

Наименование кредиторской задолженности Срок наступления платежа

до одного года свыше одного года

Перед поставщиками и подрядчиками 1 338 512 386 Х

в том числе просроченная 1 460 698 Х

Задолженность перед персоналом организации 202 792 049 0

в том числе просроченная 0 Х

Задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами 431 973 663 Х

в том числе просроченная 172 919 028 Х

Кредиты, всего 7 820 552 261 5 037 589 500

в том числе просроченные 0 Х

Займы, всего 16 820 000 Х

в том числе просроченные 0 Х

в том числе облигационные займы 0 0

в том числе просроченные облигационные займы 0 Х

Прочая кредиторская задолженность 361 490 789 0

в том числе просроченная 78 940 Х

Итого, руб. 9 913 056 113 5 037 589 500

В том числе итого просроченная, руб.

174 458 666

Х

Стоит отметить, что ОАО «ГАЗ» также привлекает финансовые ресурсы путем выпуска векселей (табл. 4).

Таблица 4 - Краткосрочные обязательства ОАО «ГАЗ 1» в 2007-2008 гг. тыс. руб.

Наименование Остаток на 01.01.2007 Остаток на 01.01.2008

Кредиты полученные 3 462 614 4 928 132

Основной долг Проценты к уплате 3 454 636 7 978 4 916 849 11 283

Займы полученные 6 597 712 3 015 735

Основной долг Проценты к уплате 6 484 475 96 416 2 937 481 78 254

Заемные средства, привлеченные путем выпуска векселей ОАО «Г АЗ» 16 820 16 820

ИТОГО 10 060 326 7 960 687

Привлечение заемных средств ОАО «ГАЗ» в 2007 г. было связано с необходимостью закрытия возникающих кассовых разрывов в результате неравномерного поступления денежной выручки от продаж.

За рассмотренный период произошло снижение кредитного портфеля компании. Основной причиной снижения является погашение на сумму 2 836 млн. руб. займов, полученных от ООО «Г АЗ-Капитал» в 2006 г.

В связи с дефицитом ликвидности коммерческих банков и ростом процентных ставок на финансовом рынке в конце 2007 г. было произведено увеличение срока кредитования, который в основном составил один год.

Как показывают вышеизложенные данные ОАО «ГАЗ» не активно привлекало финансовые ресурсы посредством выпуска облигаций. (за исключение выпуска 1998 г.).

Далее рассмотрим источники финансирования ОАО «УАЗ» и также покажем кредитную историю предприятия по состоянию на IV кв. 2009 г. (табл. 5.).

Таблица 5 - Кредитная история ОАО «УАЗ» IV кв. 2009 г. тыс. руб.[4]

Наименование обязательства Наименование кредитора Сумма основн. долга Валюта Срок кредита (займа) / срок погашения Наличие просрочки

заём ОАО "Северсталь- авто" 800 000 ят 02.02.2007/ 21.12.2006

кредитная линия ОАО "Банк ВТБ" 1 300 000 ят 24.11.2009/ 24.11.2009 -

Невозобновляемая кредитная линия ОАО "Банк ВТБ" 3 300 000 ят 21.09.2011/ -

Вышеперечисленные данные указывают на то, что ОАО «УАЗ » не привлекало

дополнительные финансовые ресурсы посредством эмиссии облигационных займов. Общий объем займов и кредитов за 2009 г. составил 4 680 000 тыс. руб.

В структуре кредиторской задолженности ОАО «УАЗ» за 2009 г. (см. табл. 6) доля кредитов составляет 75% (8 869 738 тыс. руб.). Облигационные заимствования компанией в 2009 г. не проводились, что говорит о том, что компания не привлекает дополнительные финансовые ресурсы на рынке ценных бумаг.

В соответствии со стратегией развития ОАО «УАЗ» в рамках инвестиционной деятельности проводилась не только модернизация выпускаемых, но и создание принципиально новых автомобилей, предусматривающих коренное изменение дизайна с сохранением свойств внедорожника.

Для повышения конкурентоспособности и потребительской привлекательности автомобилей УАЗ, улучшения их качественных характеристик проведена реструктуризация предприятия, модернизирован главный конвейер, внедрена новая производственная система. Также, стоит отметить, что ОАО «УАЗ» не осуществляло эмиссию облигаций.

Таблица 6 - Структура кредиторской задолженности ОАО «УАЗ» за 2009 г. тыс. руб.

Наименование кредиторской задолженности Срок наступления платежа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До 1 года Свыше 1 года

Кредиторская задолженность перед поставщиками и 2 060 561 0

подрядчиками

в том числе просроченная 586 914 X

Кредиторская задолженность перед персоналом 99 715 0

организации

в том числе просроченная 0 X

Кредиторская задолженность перед бюджетом и 388 037 725

государственными внебюджетными фондами

в том числе просроченная 0 X

Кредиты 8 869 738 3 549 751

в том числе просроченные X

Займы, всего 0 0

в том числе итого просроченные 0 X

в том числе облигационные займы 0 0

в том числе просроченные облигационные займы 0 X

Прочая кредиторская задолженность 390331 0

в том числе просроченная 12 957 X

Итого 11 808 382 3 550 476

в том числе просрочено 599 871 X

Далее нам необходимо исследовать активность использования рассмотренными выше организациями внешних финансовых ресурсов и сравнить ее с уровнем их капитализаций.

Используя среднегодовые суммы привлеченных финансовых ресурсов за период 20072009 гг. и значения капитализации рассматриваемых компаний в этот период. Проведя соответствующие расчеты, нами были получены следующие данные (табл. 7).

Таблица 7 - Среднегодовой объем привлеченных финансовых ресурсов автомобилестроительными компаниями РФ 2007-2009 гг. млн. руб.

Коммерчес- кая организация Среднемесячный объем привлеченных финансовых ресурсов, млн. руб. Уровень капитализации компании, млн.руб. Соотношение среднемесячный объем/капитализация, %

Период 2007 2008 2009 2007 2008 2009 2007 2008 2009

ОАО «ГАЗ» 807,5 672,9 1072,8 81 448 707 5 614 143 10 615 748 815 0,99 11,9 10,1

ОАО «УАЗ» 139,4 254,4 1020,5 13 486 569 191 4 721 086 064 5 901 357 581 1,03 5,38 17,2

На основании данных табл. 7, сделаем следующие выводы:

- ОАО «ГАЗ» имеет низкий удельный вес привлеченных финансовых ресурсов (облигационные займы, векселя), объемы данных средств не значительны и имеют сроки от года до трех лет, что отрицательно отражается на финансовом состоянии компании;

- ОАО «УАЗ» имеет низкий удельный вес привлеченных финансовых ресурсов. Среднемесячные объемы привлекаемых средств незначительны в 2007-2008 гг. однако в 2009 г. среднемесячный объем привлеченных финансовых ресурсов увеличился до 1020,5 млн. руб. Данный факт обусловлен реализацией ряда инвестиционных проектов компании в 2009 г. (проект по автомобилям УАЗ, поставляемым Министерству обороны РФ, производство спецавтомобилей для МВД и ПФР, создание автомобиля на базе «УАЗ-Са^о» с колесной формулой 6х4). Выпуски эмиссионных ценных бумаг ОАО «УАЗ», за исключением акций, не осуществлялись.

Проведя анализ источников финансирования ведущих автомобилестроительных компаний РФ сведем структуру данных источников в табл. 8.

Таблица 8 - Структура источников финансирования автомобилестроительных компаний РФ по состоянию на 2009 г., %__________________________________________________________

Кредиты банков Займы Облигационные займы Прочие формы финансирования

ОАО «ГАЗ» 85 0,17 - 14,9

ОАО «УАЗ» 81 - - 19

Итак, проведенный анализ источников финансирования автомобилестроительных компаний РФ показал, что рассмотренные нами компании активно привлекают и используют различные источники финансирования своей производственной деятельности.

Основным источником привлечения финансовых ресурсов как показывает табл.8 является банковское кредитование, что на наш взгляд является стандартной формой в привлечении финансовых ресурсов.

На сегодняшний день большинство российских компаний производителей легковых авто постепенно переходят от традиционного банковского кредитования к использованию инструментов рынка ценных бумаг (инвестиции в акции других компаний, облигационные займы) и выход на зарубежные финансовые рынки капитала.

Таким образом, исследованным выше компаниям необходимо постепенно переходить от традиционных источников финансирования (банковские кредиты, займы) к альтернативным источникам привлечения финансовых ресурсов (облигационные займы, различные комбинации производных финансовых инструментов), что будет способствовать повышению кредитного рейтинга инвестиционной привлекательности компаний.

Библиографический список

По материалам сайта http://www.gks.ru/news/2010/1 апиагу/ 12Zns_2916641.htm По материалам сайта http://top.rbc.ru/economics/19/04/2010/396394.shtml Ежеквартальный отчет ОАО «ГАЗ» за I кв.2009 г.

Ежеквартальный отчет ОАО «УАЗ» за I кв.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.