Конфликтология / nota bene
Правильная ссылка на статью:
Ростовцева М.В., Дулинец Т.Г., Трофимова В.В., Поломошнова А.В., Десятова И.С. — Исследование стратегий конфликтного поведения педагогов и психологической атмосферы в педагогическом коллективе // Конфликтология / nota bene. - 2023. - № 1. DOI: 10.7256/2454-0617.2023.1.39341 EDN: KPJOFU URL: https;//nbpublishxomfibrary_read_artide.php?id=39341
Исследование стратегий конфликтного поведения педагогов и психологической атмосферы в педагогическом коллективе
Ростовцева Марина Викторовна
доктор философских наук доцент, Сибирский федеральный университет 660030, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, уп. Вильского, 18а
И marin-0880@mail.ru Дулинец Татьяна Григорьевна
кандидат педагогических наук
доцент, кафедра Психологии развития и консультирования, Сибирский федеральный университет
660028, Россия, г. Красноярск, уп. Свободный, 79
И tadulinec@yandex.ru
Трофимова Валентна Викторовна
ассистент, кафедра информационных технологий обучения и непрерывного образования, Сибирский
федеральный университет
660041, Россия, г. Красноярск, уп. Свободный, 79 И VVtrofimova@sfu-kras.ru
Поломоинова Анна Валентиновна
студент, кафедра информационных технологий обучения и непрерывного образования, Сибирский
федеральный университет
660074, Россия, г. Красноярск, уп. Борисова, 1 El ani.net881 @уаndex.ru
Десятова Ирина Сергеевна
студент, кафедра информационных технологий обучения и непрерывного образования, Сибирский
федеральный университет
662501, Россия, Красноярский край область, г. Сосновоборск, ул. Ленинского Комсомола, 26
ЕЗ desyatova_1989@list.ru
Статья из рубрики "Классификация и типология современных конфликтов"
DOI:
10.7256/2454-0617.2023.1.39341
EDN:
KPJOFU
Дата направления статьи в редакцию:
08-12-2022
Аннотация: Нарастающая напряженность труда влечет за собой увеличение числа социальных конфликтов в образовательных организациях между всеми субъектами образовательных отношений. При возникновении конфликтных ситуаций основная ответственность по их урегулированию ложится на педагогов. Цель работы: исследование влияния стратегий конфликтного поведения педагогов на психологическую атмосферу педагогического коллектива.В настоящем исследовании приняли участие 25 человек из педагогического состава школы (21 женщина и 4 мужчины). Исследование проводилось с помощью методик: методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру); стратегии поведения в конфликте К. Томаса. В ходе эмпирического исследования конфликтов в педагогическом коллективе было выявлено, что в исследуемом педагогическом коллективе сложилась благоприятная психологическая атмосфера. Выявлены следующие влияния стиля конфликтного поведения на социально-психологический климат коллектива: сотрудничество усиливает взаимную поддержку, компромисс увеличивает увлеченность и согласие, приспособление связано с согласием, соперничество подавляет проявление удовлетворенности, увлеченности и занимательности, сотрудничество не приемлемо при холодности, чем больше компромиссных форм поведения, тем меньше несогласованности в группе, чем больше приспособления, тем меньше несогласованности, чем чаще используется стратегия уход, тем меньше согласия (-0,330) и сотрудничества.
Ключевые слова:
стратегии поведения, конфликт, педагог, коллектив, психологическая атмосфера, педагогический коллектив, общение, сотрудничество, соперничество, компромисс
Актуальность исследования определяется интенсивными преобразованиями социальной сферы в целом и системы образования в частности. Нарастающая напряженность труда влечет за собой увеличение числа социальных конфликтов в образовательных организациях между всеми субъектами образовательных отношений. При возникновении конфликтных ситуаций основная ответственность по их урегулированию ложится на педагогов. Здесь очень важны: их принципиальная позиция, этичное отношение к окружающим, педагогический такт, конструктивное поведение, самоотдача, что соотносится с высоким уровнем владения педагогической культурой. При этом, согласно исследованиям Л.А. Захарчук, наиболее характерными для системы образования являются межличностные конфликты, возникающие по поводу достижения целей профессиональной деятельности, а также при нарушении взаимосвязей ролевого характера.
В настоящее время проблема управления конфликтами проработана достаточно обширно на теоретическом уровне.
В зарубежных исследованиях К. Левина, К. Лоренца, А. Смита и других разработаны теории конфликта и показано, что конфликт - это многоуровневое социальное явление, разворачивающееся в группах и определяющее групповую динамику.
В трудах Iurchevici Iu. G., Rahim M.A., Magner N.R. , Rands M., Levinger G., Mellinger G.D.
[12, 13, 14] изучаются факторы конфликтного поведения педагогов и их зависимость от личностных особенностей: эмпатии, интроверсии/экстраверсии, уровня коммуникативного контроля в общении и т.п.
В работах российских ученых педагогический конфликт изучается глубоко и
основательно с акцентом на его социальный характер. Так работы Богачевой И.А.-11,
Ежковой Н.С.-41, Керимова Т.Т.-61 изучаются причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения.
В работах Васева О.Х, Романова П. Ю-21, Денисова Е.В., Наумова Т.В.-31, Ростовцевой М.В. ^ и др. приставлено теоретическое осмысление сущности, структуры и динамики конфликта.
Другие российские исследователи изучают конфликт с точки зрения создания психолого-педагогических условий для управления конфликтами в педагогическом коллективе 7 81
Педагогическая деятельность предполагает общение с большим количеством людей, относящихся к разным возрастным категориям и имеющим различный социальный статус,
что неизбежно приводит к конфликтам И01.
В образовательной организации не только реализуется образовательный процесс, но и осуществляется групповое взаимодействие совершенно разных людей. В ходе таких взаимодействий возникают разногласия, которые участники стремятся разрешать различными способами. Педагогическая сфера является важным социальным институтом, направленным на формирование личности. Поэтому здесь крайне важны благоприятные социально-психологические условия --111.
В то же время к настоящему времени имеются единичные работы по классификации конфликтов, характеристике их причин, а также отдельные теоретико-практические рекомендации по внедрению медиативных практик по решению конфликтов в школьной среде. Несмотря на то, что конфликты в системе образования - явление закономерное, оно имеет причинно-следственные связи, существенно влияет на поведение участников образовательного процесса, в литературе сложно найти научно обоснованные рекомендации по профилактике возникновения конфликтов в школьной образовательной организации.
В своем исследовании мы опирались на положение Керимова Т.Т. о том, что одной из основных причин возникновения конфликтов в педагогическом коллективе является деятельностная профессиональная направленность педагогов, обусловленная, в том числе, выбором ими конкретных стратегий поведения в конфликтной ситуации.
Предмет исследования -. влияние выбора стратегий конфликтного поведения на психологическую атмосферу педагогического коллектива.
Цель работы: исследование влияния стратегий конфликтного поведения педагогов на психологическую атмосферу педагогического коллектива
Выборка исследования. В настоящем исследовании приняли участие 25 человек из педагогического состава средней школы (21 женщина и 4 мужчины). Из них 19 человек имеют высшее образование, 6 - среднее специальное. Высшую квалификационную категорию имеют 9 человек, первую - 10 человек, без категории - 6 человек. Возрастной состав участников исследования: 18-25 лет - 5 человек; 26-35 лет - 10 ч е лов е к; 36-45 ле т - 5 че л о в е к; 46-55 ле т - 2 ч е ло в е ка ; 55 ле т и с та р ше - 3 ч е лов е ка .
Методики исследования: методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру); стратегии поведения в конфликте К. Томаса.
В результате применения методики оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру) был получен средний профиль, характеризующий психологическую атмосферу в коллективе (табл. 1).
Таблица 1
Профиль психологической атмосферы в педагогическом коллективе, %
1 2 3 4 5 6 7 8
Дружелюбие 8 28 20 48 16 8 - - Враждебность
Согласие - 52 16 32 - - - - Несогласие
Удовлетворенность - - 24 64 12 - - - Неудовлетворенность
Продуктивность 12 20 20 48 - - - - Непродуктивность
Теплота - - 40 16 28 16 - - Холодность
Сотрудничество - - 20 20 12 12 8 8 Несогласованность
Взаимная поддержка 8 32 32 20 - 8 - - Недоброжелательность
Увлеченность - 4 40 36 20 - - - Равнодушие
Занимательность - 8 20 20 32 - 8 12 Скука
Успешность - 4 60 20 - 12 4 - Безуспешность
В соответствии с таблицей 1, члены педагогического коллектива по-разному оценивают психологический климат в группе.
Так, по шкале «дружелюбие - враждебность» были зарегистрированы как высокие оценки, так и низкие, но большинство респондентов (48%) отметили средний уровень дружелюбия в коллективе. По шкале «согласие - несогласие» были получены, в основном, средние оценки (32%). Негативных оценок по данному показателю не было зарегистрировано.
По шкале «удовлетворенность - неудовлетворенность» 64% респондентов склонились к средней оценке. При этом не было получено ни высоких, ни низких оценок.
По шкале «продуктивность - непродуктивность» респонденты склоняются либо к высшим (52%), либо к средним (48%) оценкам. Негативных оценок по данной шкале не было выявлено. Показатели «теплота - холодность» также разделились у респондентов по средним оценкам: 40% поставили оценку 3, 16% - оценку 4, 28% - оценку 5, 16% -оценку 6.
По шкале «сотрудничество - несогласованность» было получено много негативных
оценок по сравнению с другими шкалами. Так, к крайним степеням несогласованности коллектива склоняются 16% респондентов. По шкале «взаимная поддержка -недоброжелательность» были получены, в основном, наиболее высокие оценки. По шкале «увлеченность - равнодушие» также большинство респондентов склоняются к средним и высоким оценкам.
По шкале «занимательность - скука» 16% отметили крайне низкие оценки, но все же многие склоняются к средним.
По шкале «успешность - безуспешность» 60% поставили оценку 3, 20% - оценку 4, 12% - оценку 6, по 4% респондентов поставили оценки 2 и 7.
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что в целом, в данном педагогическом коллективе сложилась благоприятная психологическая атмосфера. Но по некоторым показателям, таким как сотрудничество, занимательность, успешность были получены низкие оценки. Это говорит о том, что в коллективе есть педагоги, которые не чувствуют себя полностью удовлетворёнными климатом в коллективе. Но при этом такие показатели коллектива как дружелюбие, продуктивность, взаимная поддержка были оценены наиболее высоко, что говорит о высоком морально-нравственном духе коллектива.
Полученные результаты по методике К. Томаса представлены на рисунке 1.
■соперничество "сотрудничество компромисс
* избегание приспособление
Рис. 1 Стили конфликтного поведения педагогов
В соответствии с рисунком 1 стратегию соперничества в конфликтах выбирают 12% педагогов, сотрудничества - 16%, компромисса - 16%, избегания - 32%, приспособление - 24%.
Итак, большинство педагогов данного коллектива привыкли избегать конфликтов в своей повседневной и трудовой деятельности. Избегание означает отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей, что так или иначе негативно сказывается на коллективе в целом и на конкретном сотруднике.
Также многие педагоги используют в конфликтном поведении стратегию приспособления, что означает принесение в жертву собственных интересов ради другого. Это также не всего приносит удовлетворение каждой из сторон и не является конструктивной стратегией.
По 16% педагогов используют стратегии сотрудничества и компромисса. Компромисс -это соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие. При использовании стратегии сотрудничества участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. На наш взгляд, две данные стратегии наиболее конструктивны и помогают выйти участникам из конфликта с наименьшими психологическими потерями. Но данные стили конфликтного поведения демонстрирует лишь небольшая часть членов исследуемого педагогического коллектива.
12% участников исследования демонстрируют деструктивную стратегию соперничества, соревнования или конкуренции, т.е. стремления добиться своих интересов в ущерб другому. Из-за таких сотрудников в данном коллективе может возникать больше конфликтов.
Для определения влияния стратегии конфликтного поведения на психологическую атмосферу коллектива проведен линейный корреляционный анализ. Использовался критерий Пирсона.
В педагогическом коллективе выявлены следующие влияния стиля конфликтного поведения на психологическую атмосферу коллектива.
Положительные корреляции:
а) сотрудничество усиливает взаимную поддержку (0,380);
б) компромисс увеличивает увлеченность (0,517) и согласие (0,726);
в) приспособление связано с согласием (0,340). Чем более согласен член группы, тем интенсивнее он использует приспособление.
Отрицательные корреляции:
а) соперничество подавляет проявление удовлетворенности (-0,326), увлеченности (0,293) и занимательности (-0,284) в группе;
б) сотрудничество не приемлемо при холодности (-0,380). Чем меньше сотрудничества, тем больше холодность;
в) компромисс и несогласованность. Чем больше компромиссных форм поведения, тем меньше несогласованности в группе (-0,517);
г) приспособление и несогласованность. Чем больше приспособления, тем меньше несогласованности (-0,340);
д) чем чаще используется стратегия уход, тем меньше согласия (-0,330) и сотрудничества (-0,355) в группе.
В ходе эмпирического исследования конфликтов в педагогическом коллективе было выявлено, что в исследуемом педагогическом коллективе сложилась благоприятная психологическая атмосфера. Выявлены следующие влияния стиля конфликтного поведения на социально-психологический климат коллектива: сотрудничество усиливает взаимную поддержку, компромисс увеличивает увлеченность и согласие, приспособление связано с согласием, соперничество подавляет проявление удовлетворенности, увлеченности и занимательности, сотрудничество не приемлемо при холодности, чем больше компромиссных форм поведения, тем меньше несогласованности
в группе, чем больше приспособления, тем меньше несогласованности, чем чаще используется стратегия уход, тем меньше согласия (-0,330) и сотрудничества.
Сегодня интерес к практическому изучению конфликтного взаимодействия педагогов объясняется усилением конфликтности и напряженности в педагогических коллективах, а это, в свою очередь, отражается на психологическом состоянии каждого педагога и социально-психологическом климате педагогического коллектива в целом. Полученные результаты можно использовать в работе школьного и организационного психолога: для профилактики и разрешения конфликтов в педагогических коллективах, в консультативной работе с педагогами, переживающими конфликты с коллегами.
В качестве направления для дальнейших исследований рекомендуется разработать профилактическую программу, направленную на развитие у педагогов наиболее оптимальных и адаптивных стратегий поведения в конфликте, а также на приобретение навыков поведения в различных конфликтных ситуациях, с которыми могут столкнуться пе да гоги на ра боте .
Библиография
1. Богачева И.А. Экспериментальное исследование типичных конфликтов в педагогическом коллективе // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 1 (7). С. 54-56.
2. Васёва О.Х., Романов П.Ю. Управления конфликтами в педагогическом коллективе школы // В книге: Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы 80-й международной научно-технической конференции. Магнитогорск, 2022. С. 106.
3. Денисова Е.В., Наумова Т.В. Психолого-педагогические условия эффективного управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 567-569
4. Ежкова Н.С., Суровцева О.Н. .Конфликты в педагогических коллективах дошкольных образовательных организаций: причины и профилактика // News of Science and Education. 2018. Т. № 3. С. 19-22.
5. Зюкин А.В., Стороженко И.И. Теоретическое обоснование управления конфликтами в педагогическом коллективе как фактором создания психолого-педагогических условий // Известия Российской военно-медицинской академии. 2020. Т. 39. № S2. С. 99-101.
6. Керимов Т.Т. Конфликты в педагогическом коллективе, причины их возникновения и способы их разрешения // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 2. С. 35-39.
7. Лупанова Е.Е. Особенности и виды конфликтов в педагогических коллективах образовательных учреждений // В сборнике: Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2016. С. 153-156.
8. Мустафаев М.Б., Мустафаева З.С., Шахова Р.М. Межэтнические конфликты в многонациональном коллективе и научно-педагогические технологии их преодоления // В сборнике: Инновационное развитие современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А., 2015. С. 157-160.
9. Ростовцева М.В. М. Монография. Красноярск, 2021. 176 с.
10. Федорова Н.В. Особенности профилактики и разрешения конфликта в
педагогическом коллективе // Социальные отношения. 2010. № 1 (1). С. 53-58.
11. Rostovtseva M.V., Mashanov A.A. Methods of conflict study in the system of education // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2020. Т. 13. № 2. С. 208-218.
12. Iurchevici Iu. G. Conflictelor în colectivul pedagogic // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 11-9 (67). С. 6-17.
13. Rahim M.A., Magner N.R. Confirmatory factor analysis of the styles of handling interpersonal conflict: First-order factor model and its invariance across groups // Journal of Applied Psychology. 1995. № 80. p. 122-132.
14. Rands M., Levinger G., Mellinger G.D. Patterns of conflict resolution and marital satisfaction // Journal of Family issues, 2019. № 2. p. 297-321.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Рецензия подготовлена на научные материалы по теме: «Исследование стратегий конфликтного поведения педагогов и психологической атмосферы в педагогическом коллективе».
Актуальность исследования определяется интенсивными преобразованиями социальной сферы в целом и системы образования в частности. Хочется отметить, справедливо автором (-ами) отмечается напряженность педагогического труда, что приводит к увеличению числа социальных конфликтов в образовательных организациях между всеми субъектами образовательных отношений. Также важным моментом является осознание той ответственности, которая ложится на педагога в рамках возникновения конфликтных ситуаций. Автором (-ами) изучаются как отечественные, так и зарубежные подходы к проблеме конфликтности (теории конфликта К. Левина, К. Лоренца, А. Смита, Iurchevici Iu. G., Rahim M.A., Magner N.R. , Rands M., Levinger G., Mellinger G.D, Богачевой И.А., Ежковой Н.С., Керимова Т.Т.и др.). Конфликт в статье рассматривается через призму многоуровневого социального явления, разворачивающегося в группах и определяющего групповую динамику. С теоретических позиций авторы рассматривают факторы конфликтного поведения в образовательных организаций: эмпатии, интроверсии/экстраверсии, уровня коммуникативного контроля в общении и т.п. Кроме того, авторами понимается конфликт и с точки зрения социальных аспектов (Васев О.Х, Романов П. Ю, Денисов Е.В., Наумов Т.В., Ростовцева М.В. и др.).
Основным предметом исследования выступает выбор стратегии конфликтного поведения на психологическую атмосферу педагогического коллектива. В качестве цели исследования авторы выдвигают: влияние стратегий конфликтного поведения педагогов на психологическую атмосферу педагогического коллектива. В выборке принимали участие 25 педагога, что отражает ее репрезентативность. Вместе с тем, на наш взгляд, увеличение выборки способствовало бы более объективным и полным результатам исследования.
Такие методы исследования как методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру) и методика стратегии поведения в конфликте К. Томаса в целом соответствуют научному замыслу, вместе с тем, авторами не были привлечены и другие более релевантные методы исследования психологического климата и атмосферы в коллективе. К сожалению, в исследовании отсутствует такой важный компонент как гипотеза, которая в соответствии с логикой должна была быть сформулирована.
В качестве вывода исследования авторы указывают, что в ходе эмпирического исследования конфликтов в педагогическом коллективе было выявлено, что в исследуемом педагогическом коллективе сложилась благоприятная психологическая атмосфера. Выявлены следующие влияния стиля конфликтного поведения на социально-психологический климат коллектива: сотрудничество усиливает взаимную поддержку, компромисс увеличивает увлеченность и согласие, приспособление связано с согласием, соперничество подавляет проявление удовлетворенности, увлеченности и занимательности, сотрудничество не приемлемо при холодности, чем больше компромиссных форм поведения, тем меньше несогласованности в группе, чем больше приспособления, тем меньше несогласованности, чем чаще используется стратегия уход, тем меньше согласия и сотрудничества.
Исследование проведено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к такого рода исследованиям. Статья содержит наглядную инфографику в виде таблиц и диаграмм. Выводы и рекомендации будут интересны широкому кругу читателей, которые связаны с обеспечением учебного процесса в образовательных организациях. Список используемой литературы список соответствует содержанию научного материала и содержит актуальные библиографические источники. В качестве основного замечания -более корректное формулирование название статьи. В настоящий момент оно не в полном объеме отражает содержания работы.