Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ КИТАЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ НА РЫНКЕ КАЗАХСТАНА'

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ КИТАЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ НА РЫНКЕ КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕСУРСЫ / МИРОВОЙ РЫНОК / ЭКСПАНСИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шуан У.

Статья посвящена изучению активности Китайской народной республики (Китай) на мировом рынке. Целью данного исследования является изучение международного взаимодействия китайских государственных нефтяных компаний, а также идентификация специфики стратегии их поведения на рынке Казахстана. Предметом исследования выступает стратегия интернационализации, объектом исследования - китайские государственные нефтяные компании. В качестве методологии данного исследования используются сравнительный анализ, метод анализа и синтеза информации об объекте исследования, методы анализа статистических и экспертных данных. Автором на основе проведенного исследования сделан вывод об использовании экспансии. Китайские государственные нефтяные компании стремятся к развитию международного взаимодействия, прежде всего основываясь на исторически сложившихся партнерских связях. Стратегия интернационализации, преобладающая в китайских компаниях, имеет свои особенности в зависимости от страны-партнера. За двадцать с небольшим лет китайские компании уверенно закрепили свои позиции в нефтегазовой отрасли Казахстана благодаря первоначальным инвестициям в активы казахстанских компаний, в совместные проекты по разработке новых и модернизации старых месторождений, по строительству новых заводов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON THE INTERNATIONALIZATION STRATEGY OF CHINESE STATE - OWNED OIL COMPANIES IN THE KAZAKHSTAN MARKET

The article is devoted to the study of the activity of the People's Republic of China (China) in the world market. The purpose of this study is to study the international interaction of Chinese state-owned oil companies and identify the specifics of their behavior strategy in the Kazakhstan market. The subject of the research is the strategy of internationalization; the subject of the research is the Chinese state oil companies. As a methodology for this study, comparative analysis, the method of analysis and synthesis of information about the object of research, methods of analysis of statistical and expert data are used. Based on the research, the author concludes that expansion is used. Chinese state-owned oil companies strive to develop international cooperation, primarily based on historically established partnerships. The internationalization strategy prevailing in Chinese companies has its own characteristics depending on the partner country. Over twenty years, Chinese companies have confidently consolidated their positions in the oil and gas industry of Kazakhstan thanks to initial investments in the assets of Kazakhstani companies, in joint projects to develop new and modernize old fields, and to build new plants.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ КИТАЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ НА РЫНКЕ КАЗАХСТАНА»

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2410-7395-2020-4-128-137

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ КИТАЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ НА РЫНКЕ КАЗАХСТАНА

У Шуан

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,

Москва, Россия

Статья посвящена изучению активности Китайской народной республики (Китай) на мировом рынке. Целью данного исследования является изучение международного взаимодействия китайских государственных нефтяных компаний, а также идентификация специфики стратегии их поведения на рынке Казахстана. Предметом исследования выступает стратегия интернационализации, объектом исследования - китайские государственные нефтяные компании. В качестве методологии данного исследования используются сравнительный анализ, метод анализа и синтеза информации об объекте исследования, методы анализа статистических и экспертных данных. Автором на основе проведенного исследования сделан вывод об использовании экспансии. Китайские государственные нефтяные компании стремятся к развитию международного взаимодействия, прежде всего основываясь на исторически сложившихся партнерских связях. Стратегия интернационализации, преобладающая в китайских компаниях, имеет свои особенности в зависимости от страны-партнера. За двадцать с небольшим лет китайские компании уверенно закрепили свои позиции в нефтегазовой отрасли Казахстана благодаря первоначальным инвестициям в активы казахстанских компаний, в совместные проекты по разработке новых и модернизации старых месторождений, по строительству новых заводов. Ключевые слова: глобализация, нефтяная промышленность, ресурсы, мировой рынок, экспансия.

RESEARCH

ON THE INTERNATIONALIZATION STRATEGY OF CHINESE STATE-OWNED OIL COMPANIES IN THE KAZAKHSTAN MARKET

U Shuan

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

The article is devoted to the study of the activity of the People's Republic of China (China) in the world market. The purpose of this study is to study the international interaction of Chinese state-owned oil companies and identify the specifics of their behavior strategy in the Kazakhstan market. The subject of the research is the strategy of internationalization; the subject of the research is the Chinese state oil companies. As a methodology for this study, comparative

analysis, the method of analysis and synthesis of information about the object of research, methods of analysis of statistical and expert data are used. Based on the research, the author concludes that expansion is used. Chinese state-owned oil companies strive to develop international cooperation, primarily based on historically established partnerships. The internationalization strategy prevailing in Chinese companies has its own characteristics depending on the partner country. Over twenty years, Chinese companies have confidently consolidated their positions in the oil and gas industry of Kazakhstan thanks to initial investments in the assets of Kazakhstani companies, in joint projects to develop new and modernize old fields, and to build new plants.

Keywords: globalization, oil industry, resources, world market, expansion.

Введение

В рамках данной статьи рассматривается опыт взаимодействия Китая и Республики Казахстан, обусловленный исторически сложившимися партнерскими и дружескими связями. Китай имеет общую границу с Казахстаном, поэтому более двух тысяч лет назад установившееся взаимодействие активно развивается и в наши дни. Провозгласив независимость, Казахстан стремится к динамичному экономическому развитию, в том числе и за счет реализации совместных проектов в нефтегазовой отрасли.

Началом дипломатических отношений между Китаем и Казахстаном принято считать 1992 г. С этого моменты был подписан ряд важных документов, направленных на развитие сотрудничества стран в сфере экономики и торговли, транспорта, энергетики, безопасности и т. д. Разнонаправленный характер сотрудничества Китая и Казахстана заложил прочную основу для конструктивного взаимодействия, в том числе в нефтегазовой отрасли. В 1997 г. после официального визита делегации Китая в Казахстан для установления и развития взаимодействия между их нефтяными компаниями данное направление сотрудничества получило название «шелковый путь энергетики». Эта деятельность в первые же годы показала высокую динамику развития и получила всестороннюю государственную поддержку, что позволило достичь значительных результатов [1; 12].

В данной статье автором проведено исследование стратегий интернационализации китайских государственных нефтяных компаний на рынке Казахстана. Прежде всего, необходимо рассмотреть основные направления внешнеэкономической деятельности Китая в отношении Казахстана.

Первый этап, который характеризуется как предварительное изучение Китаем постсоветского пространства, в том числе рынка Казахстана, с целью выявления перспективных направлений взаимодействия в сфере энергетики, относят к началу 1990-х гг

Второй этап - вторая половина 1990-х гг. - начался с расширения торговых взаимоотношений между странами и вхождения китайских компаний в нефтегазовую отрасль Казахстана. В это же время внутрен-

няя политика Китая в отношении собственных нефтяных компаний становится менее централизованной. Возрастает спрос на дефицитные энергетические ресурсы, в связи с чем возникает необходимость поиска их новых источников. Проникновение китайских компаний на нефтегазовый рынок Казахстана в основном осуществлялось путем реализации совместных проектов, в том числе в сфере освоения углеродных месторождений. Китайские государственные нефтяные компании начали активно инвестировать средства в энергетические корпорации Казахстана для обеспечения возможности присутствия на его рынке.

Третий этап относят к началу XXI в., так как именно в этот период значительно увеличиваются масштабы присутствия китайских нефтяных компаний на рынке Казахстана. Прежде всего, это обеспечивалось за счет покупки активов энергетических компаний Казахстана, по большей части в атомной отрасли. Наряду с этим со стороны правительства Китая было одобрено решение о льготном кредитовании нефтяных компаний для обеспечения им наиболее благоприятных условий с целью осуществления инвестиций в компании Казахстана [17].

Материалы и методы исследования

Теоретическую основу представленного исследования составляют научные труды российских и зарубежных ученых в сфере глобализации и развития международных отношений, разработки стратегий интернационализации с учетом особенностей китайской экономики, а также нормативно-правовые и стратегические документы, регулирующие взаимодействие китайских государственных компаний с Россией.

Информационной базой исследования являются аналитические обзоры международных организаций (Международный валютный фонд, Всемирный банк, ОЭСР и др.), материалов периодической прессы, интернет-ресурсы, статистические данные (Росстат, Всемирный банк и др.).

В качестве методологии данного исследования были выбраны сравнительный анализ, метод анализа и синтеза информации об объекте исследования, методы анализа статистических и экспертных данных.

Обсуждение результатов

История появления китайских нефтяных компаний в Казахстане начинается в 1997 г., когда компания China National Petroleum Corporation (CNPC) купила более 60% акций АО «СНПС-Актобемунайгаз» - крупнейшей нефтедобывающей компании Казахстана. В этом же году китайская компания приобрела доли в двух месторождениях - Кенкияке и Жа-нажоле. Несмотря на размер и значимость данных сделок, они прошли практически незаметными для Казахстана, потому что в тот период господствовал стереотип о Китае как о стране третьего мира, которая может

грозить только бесконтрольным переселением, а не активным проникновением в нефтегазовые компании страны.

Появление на рынке Казахстана китайской компании CNPC в 1997 г. принято считать начальной точкой сотрудничества двух стран, поскольку в этом же году было подписано Соглашение о сотрудничестве в области нефти и газа между CNPC и Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан, которое в том числе предполагало разработку месторождений и строительство нефтепроводов [8].

В середине 2000-х гг. инвестиционные возможности правительства Казахстана возросли, поэтому возникли объективные возможности для подписания в 2004 г. ряда соглашений с Китаем: Соглашение о создании китайско-казахстанской комиссии по сотрудничеству; Соглашение о развитии всестороннего сотрудничества в области нефти и газа; Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве; Соглашение между CNPC и нефтяной компанией «КазМунайГаз» о строительстве нефтепровода Атасу-Алашанькоу и другие документы [8].

Дальнейшим проникновением китайской нефтяной компании CNPC на рынок Казахстана можно считать покупку «ПетроКазахстан». Примечателен тот факт, что в этой сделке CNPC обошла ПАО «ЛУКойл» при отсутствии альтернативы казахстанских инвесторов.

Таким образом, можно отметить, что проникновение CNPC в нефтегазовую отрасль Казахстана происходило беспрепятственно.

На рисунке представлено распределение долей иностранных компаний в общем объеме нефтедобычи Казахстана.

Рис. Распределение долей иностранных компаний в общем объеме нефтедобычи Казахстана [8]

Из рисунка видно, что доля Китая практически находится на одном уровне с долей США. Однако в отличие от политических мотивов США, китайские нефтяные компании руководствуются исключительно экономической целесообразностью при покупке активов нефтяных компаний Казахстана. Это обусловлено тем, что в стране бурными темпами происходит развитие промышленности, которое требует значительных объемов энергоресурсов. Это обстоятельство вынуждает китайские компании искать источники дефицитных ресурсов за рубежом.

Прочие Россия 4% _ 2%

Еще одним существенным отличием стратегии интернационализации Китая от США является приоритет инвестирования в совместные проекты по разработке небольших нефтегазовых месторождений Казахстана. В то время как США в большей степени ориентированы на добычу энергоресурсов и их транспортировку.

Вслед за CNPC на рынок Казахстана входят и другие китайские нефтяные компании, такие как China International Trust, China National Oil и др. Доля Китая в активах казахстанских компаний неуклонно растет. В настоящее время китайским нефтяным компаниям принадлежит 25% нефти, добываемой в Казахстане1 [8].

Являясь пионером на рынке Казахстана, компания CNPC демонстрирует наиболее активную деятельность по экспансии казахстанского нефтегазового рынка. Портфель проектов компании достаточно разнообразный: нефтегазовый проект в Актобе; нефтяной проект «Северные Бузачи»; проект по разработке нефтяных месторождений KMK, KAM и ADM; проект строительства нефтепровода «Казахстан - Китай»; проект строительства нефтепровода «Кенкияк - Атырау»; проект строительства и дальнейшей эксплуатации установок для хранения и транспортировки нефти и газа газопровода «Казахстан - Китай».

Благодаря активному инвестированию в совместные проекты китайская компания CNPC стала полноправным участником четырех крупных нефтегазовых объектов казахстанского рынка: Актобе, Актау, Атырау и Кызылорде. В 2008 г. были инициированы еще два значительных проекта: каротажный проект CITIC и проект каротажа и перфорации SAGIZ. 2014 г. ознаменовался подписанием Соглашения между китайской корпорацией CNPC и «КазМунайГаз» о строительстве завода по производству крупнокалиберных стальных труб в Казахстане. Завод был построен и введен в эксплуатацию в 2017 г. в городе Алма-Ате [4; 5].

Перечень услуг компании CNPC, оказываемых на рынке Казахстана, также достаточно разнообразен: геофизическая разведка, бурение, каротаж, ГТИ и тестирование скважин, работа в скважине и инженерное строительство. Учитывая вышеизложенное, стратегию интернационализации китайских нефтяных компаний на рынке Казахстана можно определить как экспансию.

Интересным представляется также процесс вхождения на рынок Казахстана другой крупной китайской нефтяной компании SINOPEC International Ltd. В середине 2011 г. в городе Алма-Ате компания открыла свое представительство, предложив партнерам в Казахстане интегрированный продукт, включающий в себя высококачественную продукцию, высокий уровень сервисных услуг и приемлемый уровень цен [7; 9; 10].

1 URL: https://www.cnpc.com.cn/ru/свободный (дата обращения: 14.03.2020).

На начальном этапе перед представительством ставились цели изучения рынка Казахстана, понимания его специфики для разработки стратегии интернационализации. Однако спустя год руководство SINOPEC International Ltd. приняло решение о реорганизации представительства в полноправное ТОО «Синопек Интернейшнл Казахстан»1 [16].

Основными направлениями деятельности компании в Казахстане стали геологоразведка и разработка нефтяных месторождений посредством своих дочерних компаний и при участии Caspian Investments Resources Limited.

SINOPEC, проводя активную экспансию на рынке Казахстана, осуществила ряд крупных инвестиционных вложений в нефтяные месторождения в Актюбинской области, в открытие крупного подсолевого месторождения на стыке Федоровской в Западно-Казахстанской областей. Кроме того, возможность применения современных технологий позволила повысить коэффициент извлечения нефти на старых месторождениях.

В целом можно отметить, что SINOPEC нацелена на динамичное развитие взаимодействия с Казахстаном, реализуя при этом концепцию социальной ответственности, сохраняя положительную деловую репутацию и исполняя взятые на себя обязательства.

Анализируя статистику взаимодействия Китая и Казахстана, автор отмечает отрицательную динамику объема поставок нефти: пять лет назад - 8,7 млрд долларов, на текущий момент - всего лишь 853,4 млн долларов. Таким образом, экспорт нефти Казахстана сократился за указанный период в десять раз. Очевидно падение спроса со стороны китайских нефтяных компаний на казахстанскую нефть. Объясняется это модернизацией российского нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», которая позволила значительно увеличить объемы поставок и сэкономить на логистике [2; 7]. Экономическая целесообразность сотрудничества с Россией привела к снижению интереса китайских нефтяных компаний к казахстанским партнерам. Однако, как показывает анализ стратегии интернационализации китайских нефтяных компаний, они не будут изымать свои средства из совместных проектов и предприятий. Диверсификация бизнеса позволит китайским компаниям обеспечить определенную независимость от своих зарубежных партнеров, в данном случае, как от Казахстана, так и от России.

Заключение

Подводя итог изложенному, можно отметить, что стратегия интернационализации Китая в Казахстане представляет собой экспансию. За двадцать с небольшим лет китайские компании уверенно закрепили

1 Компания Sinopec. - URL: http://www.sinopec.com/listco/en/ (дата обращения: 14.03.2020); Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность Китая. - URL: http:// www.cdu.ru/tek_russia/ articles/1/725/ (дата обращения 06.06. 2020).

свои позиции в нефтегазовой отрасли Казахстана за счет первоначальных инвестиций в активы казахстанских компаний, в совместные проекты по разработке новых и модернизации старых месторождений, по строительству новых заводов. Впоследствие китайские компании реинвестировали получаемую прибыль с целью дальнейшего развития бизнеса.

Недостаток энергоресурсов в собственной стране вынуждает китайские компании активно искать зарубежных партнеров и стремительно входить на международные рынки. Из этого следует, что Казахстан по сути является ресурсной базой для Китая, так как позволяет покрывать имеющуюся потребность в дефицитных ресурсах. Тем не менее, как показывает анализ опыта взаимодействия Китая и Казахстана, китайские инвестиции в рынок Казахстана носят стратегический характер, что предполагает создание совместных производств с законченным циклом, включая логистику и складирование.

Еще одной отличительной чертой стратегии интернационализации Китая в Казахстане является проводимая его компаниями политика внутреннего протекционизма, что дает импульс для развития казахстанским компаниям. Это свидетельствует о том, что китайские компании заинтересованы в дальнейшем развитии сотрудничества со своими казахстанскими партнерами. Исторически сложившиеся торговые связи, территориальная близость, наличие общей границы оказывают большое влияние на эффективное взаимодействие Китая и Казахстана. Китай, одним из первых верно оценив потенциал Казахстана после провозглашения им своей независимости, сумел создать основу для обоюдного развития нефтяных компаний обеих стран.

Несмотря на значительное падение объемов импортируемой из Казахстана нефти в последнее время, китайские нефтяные компании не намерены выводить свой капитал из активов казахстанских компаний. Естественно, уменьшение импортируемой нефти может привести к нарушению установившегося баланса между присутствием на нефтегазовом рынке Казахстана США и Китая. На изменение структуры рынка нефти и газа в Казахстане большое влияние может оказать Россия, которая стремится активно освоить другие рынки сбыта ввиду сложной экономической ситуации, сложившейся для нее после введения санкций Европейским союзом в 2014 г.

Перечисленные факторы обусловливают необходимость изменения внешнеэкономической и инвестиционной политики Китая в Казахстане. Закрепив свои позиции в крупнейших казахстанских нефтяных компаниях, Китай имеет достаточно большие шансы на успешную реализацию начавшихся интеграционных процессов.

Список литературы

1. Аналитические обзоры инвестиционной компании «КьюБиЭф».

- URL: https://qbfin.ru/ analytics/reviews/ (дата обращения: 15.03.2020).

2. Аналитические обзоры Информационного агентства «РосбизнесКонсалтинг». - URL: https://marketing.rbc.ru/catalog/?category=4053 (дата обращения: 15.03.2020).

3. Крупнейшие компании мира Fortune Global 500-2019. - URL: http://global-finances.ru/krupneyshie-kompanii-mira-2019/ (дата обращения: 15.03.2020).

4. Маркович М. В. Нефтяной комплекс Китая: текущее состояние и прогнозы развития / / Нефть, газ и бизнес. - 2014. - № 8. - С. 14-17.

5. Парамонов В., Строков А. Китайское присутствие в нефтегазовой отрасли Казахстана / / Центральная Азия и Кавказ. - 2015. - Т. 18. - № 2.

- С. 90-102.

6. Тихонов А. Уроки китайской экспансии // Казахстан-Эксперт. -URL: https://kz.expert/ru/ materials/ analitika/ 1612_uroki_kitayskoy_ ekspansii (дата обращения: 14.03.2020).

7. Топсахалова Ф. М., Нашев А. М. Специфика деятельности нефтегазовых компаний мировых рынков / / Фундаментальные исследования.

- 2016. - № 5-1. - С. 203-207.

8. Юшкова Я. Нефтегазовая стратегия Казахстана. - URL: https:// nic-pnb.ru/raboty-molodyx-uchyonyx/neftegazovaya-strategiya-kazahstana / свободный (дата обращения: 14.03.2020).

9. Annual Report 2018 on SEC Filing Form 20-F. - URL: https:// www.sec.gov/Archives/edgar/data/1123658/000110465919024232/a18-41808_120f.htm (дата обращения: 14.03.2020).

10. Bhattacharyya S. China and the Global Energy Crisis: Development and Prospects for China's Oil and Natural Gas / / International Journal of Energy Sector Management. - 2017. - Vol. 1. - N 2. - URL: https://Doi.Org/ 10.1108/17506220710761609

11. Deresky H. International Management: Managing Across Borders and Cultures. - Pearson Education India, 2016.

12. Haasis T. and Liefner I. Reviewing the Research on the Internationalization of Chinese firms: Thematic Expansion, New Impulses and Potential Future Development / / International Journal of Emerging Markets.

- 2019. - Vol. 14. - N 1. - P. 24-50. - URL: https://doi.org/10.1108/IJoEM-03-2017-0094

13. Liu X., Garcia P., Vredenburg H. CSR Adoption Strategies of Chinese State Oil Companies: Effects of Global Competition and Cooperation / / Social Responsibility Journal. - 2014. - Vol. 10. - N 1. - P. 38-52. - URL: https://doi.org/10.1108/SRJ-11-2012-0147

14. Rumelt R. P. Good Strategy / Bad Strategy. - New York : Crown Business, 2016.

15. Smith Stegen K. Understanding China's Global Energy Strategy // International Journal of Emerging Markets. - 2015. - Vol. 10. - N 2. -P 194-208. - URL: https://doi.org/10.1108/IJOEM-04-2014-0059

16. Wei Y, Liang Q., Wu G, Liao H., Wei Y, Liang Q., Wu G, Liao H. Assessment of Energy Import and Transportation Risk of China / / Energy Economics. - 2019. - 23 September. - P. 143-191. - URL: https://doi.org/ 10.1108/978-1-83867-293-520191007

17. Wei Y, Liang Q, Wu G., Liao H, Wei Y, Liang Q, Wu G., Liao H. World Energy Geopolitics Development and China's Energy Diplomacy / / Energy Economics. - Emerald Publishing Limited, 2019. - P. 45-77. - URL: https://doi.org/10.1108/978-1-83867-293-520191005

References

1. Analiticheskie obzory investitsionnoy kompanii «KyuBiEf» [Analytical Reviews of the Investment Company «KyuBiEf»]. (In Russ.). Available at: https://qbfin.ru/ analytics/reviews/ (accessed 15.03.2020).

2. Analiticheskie obzory Informatsionnogo agentstva «RosbiznesKonsalting» [Analytical Reviews of the «Rosbiznonconsulting News Agency»]. (In Russ.). Available at: https://marketing.rbc.ru/ catalog/?category=4053 (accessed 15.03.2020).

3. Krupneyshie kompanii mira Fortune Global 500-2019 [The Largest Companies in the World Fortune Global 500-2019]. (In Russ.). Available at: http://global-finances.ru/krupneyshie-kompanii-mira-2019/ (дата обращения: 15.03.2020).

4. Markovich M. V. Neftyanoy kompleks Kitaya: tekushchee sostoyanie i prognozy razvitiya [The Oil Complex of China: Current State and Development Forecasts], Neft, gaz i biznes, 2014, No. 8, pp. 14-17. (In Russ.).

5. Paramonov V., Strokov A. Kitayskoe prisutstvie v neftegazovoy otrasli Kazakhstana [Chinese Presence in the Oil and Gas Industry of Kazakhstan], Tsentralnaya Aziya i Kavkaz, 2015, Vol. 18. - No. 2. - S. 90-102. (In Russ.).

6. Tikhonov A. Uroki kitayskoy ekspansii [Lessons of Chinese Expansion], Kazakhstan-Ekspert. (In Russ.). Available at: https://kz.expert/ ru/ materials/ analitika/1612_uroki_kitayskoy_ekspansii (accessed 14.03. 2020).

7. Topsakhalova F. M., Nashev A. M. Spetsifika deyatelnosti neftegazovykh kompaniy mirovykh rynkov [Specifics of the activities of Oil and Gas Companies in Global Markets], Fundamentalnye issledovaniya, 2016, No. 5-1, pp. 203-207. (In Russ.).

8. Yushkova Ya. Neftegazovaya strategiya Kazakhstana [Oil and Gas strategy of Kazakhstan]. (In Russ.). Available at: https://nic-pnb.ru/

raboty-molodyx-uchyonyx/neftegazovaya-strategiya-kazahstana/ svobod-nyy (accessed 14.03.2020).

9. Annual Report 2018 on SEC Filing Form 20-F. Available at: https:// www.sec.gov/ Archives / edgar / data /1123658/000110465919024232/ a18-41808_120f.htm (accessed 14.03.2020).

10. Bhattacharyya S. China and the Global Energy Crisis: Development and Prospects for China's Oil and Natural Gas, International Journal of Energy Sector Management, 2017, Vol. 1, No. 2. Available at: https://Doi.Org/ 10.1108/17506220710761609

11. Deresky H. International Management: Managing Across Borders and Cultures. Pearson Education India, 2016.

12. Haasis T. and Liefner I. Reviewing the Research on the Internationalization of Chinese firms: Thematic Expansion, New Impulses and Potential Future Development, International Journal of Emerging Markets, 2019, Vol. 14, No. 1, pp. 24-50. Available at: https://doi.org/10.1108/IJoEM-03-2017-0094

13. Liu X., Garcia P., Vredenburg H. CSR Adoption Strategies of Chinese State Oil Companies: Effects of Global Competition and Cooperation, Social Responsibility Journal, 2014, Vol. 10, No. 1, pp. 38-52. Available at: https:// doi.org/10.1108/SRJ-11-2012-0147

14. Rumelt R. P. Good Strategy / Bad Strategy. New York, Crown Business, 2016.

15. Smith Stegen K. Understanding China's Global Energy Strategy, International Journal of Emerging Markets, 2015, Vol. 10, No. 2, pp. 194-208. Available at: https://doi.org/10.1108/IJOEM-04-2014-0059

16. Wei Y., Liang Q., Wu G., Liao H., Wei Y., Liang Q., Wu G., Liao H. Assessment of Energy Import and Transportation Risk of China / / Energy Economics, 2019, September 23, pp. 143-191. Available at: https://doi.org/ 10.1108/978-1-83867-293-520191007

17. Wei Y., Liang Q., Wu G., Liao H., Wei Y., Liang Q., Wu G., Liao H. World Energy Geopolitics Development and China's Energy Diplomacy, Energy Economics. Emerald Publishing Limited, 2019, pp. 45-77. Available at: https://doi.org/10.1108/978-1-83867-293-520191005

Сведения об авторе

У Шуан

аспирант кафедры управления организацией экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Адрес: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, ГСП-1. Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46. E-mail: 1178240770@qq.com

Information about the author U Shuan

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Post-Graduate Student of the Department of Organization Management of the Faculty of Economics of MSU. Address: Lomonosov Moscow State University, 1 / 46, GSP-1, Leninskie Gory, Moscow, 119234, Russian Federation. E-mail: 1178240770@qq.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.