Червяков С. С., трейд-маркетолог ООО «РА КИНО МЕДИА», г. Владимир, [email protected]
исследование стратегического базиса
развития регионов
россии
В рамках статьи проводится первичный анализ зрелости стратегий регионов России в контексте наличия в них классической основы: миссии, стратегии, целевой ориентации. В рамках исследования рассматриваются основные стратегические документы 20 выбранных регионов России.
Ключевые слова: региональная стратегия, миссия, видение, стратегический базис.
Введение
Территориальный маркетинг является фактором регионального управления, использование которого ведет к успешному социально-экономическому развитию территории за счет оптимального использования наличных ресурсов и всего потенциала территории. Эффективное управление данным процессом особенно важно в условиях активной конкурентной среды, формированию которой способствует глобализация социально-экономических отношений.
В устойчивом развитии регионов на основе маркетинговых стратегий особенный интерес представляют особенности стратегий развития рынка.
Регионы
Для анализа современного состояния маркетингового стратегирования в регионах современной России необходимо определиться с выборкой регионов, поскольку, с одной стороны, охватить исследованием все 83 субъекта Российской Федерации не-
возможно, с другой — в результате исследования маркетинговой активности и опроса субъектов управления региональными социально-экономическими системами определились регионы, по которым информации не поступило.
В рамках исследования формирование первичной выборки было решено проводить в соответствии с группировкой субъектов Российской Федерации по федеральным округам, которые созданы в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом. В момент их учреждения в 2000 г. создано 7 федеральных округов. Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании Указа Президен-
та от 19 января 2010 г. № 82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"». Единственное изменение в названиях округов — предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000 г.
Альтернативный путь формирования выборки — экономические районы Российской Федерации (11 или 12, при выделении Калининградской области), но данная классификация, по мнению автора, не всегда отражает существующее положение дел в государстве.
В каждом федеральном округе выбраны два субъекта, к выборке добавлены Москва и Санкт-Петербург, являющиеся специфи-
ческими субъектами. Таким образом, имеем первичную выборку, состоящую из 20 регионов: Москва, Санкт-Петербург, Владимирская, Ярославская, Ростовская область, Краснодарский край, Вологодская, Воронежская, Нижегородская, Новгородская области, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Иркутская область, Красноярский край, Тюменская, Свердловская области, Пермский край, Нижегородская область, Ставропольский край, Чеченская Республика.
Стратегический базис
В рамках обозначенной выборки на первой стадии проведен анализ наличия стратегического базиса (миссии или видения) в рассматриваемых регионах и горизонта стратегического планирования. Результаты исследования1 представлены в табл. 1.
Таблица 1
Регион (субъект) РФ Наличие миссии и (или) видения Формулировка Основной стратегический документ Горизонт планирования
Владимирская область + Регион с диверсифицированной конкурентной экономикой, высоким инновационным и трудовым потенциалом, благоприятной средой обитания, занимающий значимые позиции в российской системе разделения труда, являющийся образцом возрождения и развития русской духовности и культуры Стратегия социально-экономического развития Владимирской области до 2027 г. и среднесрочного плана развития региона на 2009-2012 гг. 2027 г.
Нижегородская область + Главная цель правительства — высокий уровень благосостояния населения и высокие стандарты качества жизни — могут быть достигнуты при наличии эффективной и сбалансированной экономики, благоприятных условий для жизни, а также эффективной исполнительной власти Стратегия развития Нижегородской области до 2020 г. 2020 г.
1 Дымов Р. А, Каверзин И. П., Червяков С. С. Исследование стратегического базиса регионов России // Россия в XXI веке: материалы четвертого молодежного научного форума с международным участием. 8 ноября 2010 г. / Автоном. некоммерч. орг. «Владим. ин-т бизнеса» / редкол.: И. Л. Каверзин, Г. Ф. Фадейчева. Владимир: ВИБ, 2010. — 246 с.
Окончание табл. 1
Регион (субъект) РФ Наличие миссии и (или) видения Формулировка Основной стратегический документ Горизонт планирования
Ярославская область + Опорный регион России, функционирующий на базе высокой инновационной активности, с ведущими промышленными и транспорт-но-логистическими функциями, современной конкурентоспособной экономикой, в котором созданы идеальные условия для бизнеса и комфортные условия жизнедеятельности населения Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 г. 2030 г.
Санкт-Петербург + Город мирового значения. Будет развиваться как открытый миру крупнейший международный центр делового, политического и культурного сотрудничества, интегрированный в мировую экономику. Он станет местом, где проводятся представительские переговоры, в том числе на высшем уровне, конференции, форумы, и принимаются важнейшие политические и экономические решения, оказывающие большое влияние на развитие международного сообщества Стратегический план 2020 г.
Воронежская область + Планируется достижение существенного роста качества жизни населения путем повышения конкурентоспособности экономики за счет реализации масштабных инвестиционных программ модернизации промышленности и создания эффективной системы государственного управления. Основной девиз Стратегии: «От нового качества экономики — к новому качеству жизни: энергия практических действий». Главной задачей областная администрация считает не столько осуществление краткосрочных финансовых вложений в быстро окупаемые проекты, сколько привлечение иностранных инвесторов к участию в возрождении крупных бюджетообразующих предприятий области. Профессиональное раскрытие и продвижение информации о регионе в стандартах, понятных как для внешней, так и для внутренней среды, сегодня используется администрацией области как один из важнейших стратегических резервов успешного развития области в кратко-и среднесрочной перспективе. Закон Воронежской области от 30.06.2010 №65-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу» 2020 г.
Заключение
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
В практической деятельности большинства российских регионов акции по продвиже-
нию территории — явление, к сожалению, пока редкое. Гораздо чаще речь идет об изготовлении стандартных документов, например годовых отчетов ведущих предприятий, информационных меморандумов региональ-
ной администрации, подготовленных по международным стандартам и др., которые вряд ли произведут должное впечатление на стратегических инвесторов.
В условиях увеличивающейся открытости региональной экономики и необходимости повышения качества и конкурентоспособности экспортной продукции основные усилия многих российских регионов, недооцененных иностранными инвесторами, в первую очередь должны быть направлены на формирование позитивного имиджа.
В этом контексте региональным властям следует чаще обращаться к маркетингу как технологии обеспечения конкурентных преимуществ региона.
Очевидно, что формирование позитивного имиджа — непростой процесс, он не происходит сам по себе, автоматически, а возможен лишь при условии совместных усилий высшего руководства региона, руководителей предприятий, сотрудников и рабочих региональных предприятий, а также жителей данной территории.
Несмотря на наличие практически у всех субъектов Российской Федерации стратегических планов либо иных аналогичных документов, излагающих стратегию развития, стандартные инструменты стратегического планирования в них используются далеко не всегда.
Разработчики стратегий часто подменяют понятия миссии региона и главной (основной) цели его развития. Вероятно, это связано, с одной стороны, со сложностью и комплексностью объекта стратегического планирования, с другой — с до сих пор
не сложившимся мнением ученых и управленцев по отношению к понятию «миссия». При этом, по мнению автора, миссия — это то, каким бы хотелось сообществу видеть свой регион и за счет выполнения каких функций этого можно достичь. Такая трактовка позволит напрямую связать сценарный подход со стратегическим планированием регионального развития.
Имеется существенное различие в подходах к стратегическому планированию в регионах и городах, даже если последние приравнены к субъектам Федерации. Мегаполисы (города) более единообразны по экономической структуре, имеют однозначное видение и единые ценности, в то время как регионы обладают более разобщенными центрами силы. При этом даже российские города до сих пор не могут похвастаться определенностью в своем стратегическом видении и понимании миссии.
Список литературы
1. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Ростов н/Д, 2005. Март. — 21 с.
2. Родионова И. А. Региональная экономика. М, 2003. — 37 с.
3. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / пер. с англ.; под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. — 304 с.
4. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2003. — 133 с.
5. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: Питер, 2004. — 118 с.
6. URL: http://u-econom.avo.ru.
S. Chervyakov, trade-market, «RA MOVIE MEDIA», Vladimir, [email protected]
RESEARCH OF THE STRATEGIC BASIS OF RUSSIA'S REGIONS DEVELOPMENT
Article contains the primary analysis of maturity of the strategies of Russian regions, in the context of presence of a classical framework: mission, strategy, target orientation. The study examines the main strategic documents of 20 selected Russian regions.
Key words: regional strategy, mission, vision, strategic basis.