Научная статья на тему 'Стратегические цели развития региона: проблема системности'

Стратегические цели развития региона: проблема системности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3722
619
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФИГУРАТОР СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ / РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / СИСТЕМНОСТЬ / СИНЕРГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапыгин Д.Ю.

Основное содержание статьи посвящено анализу практики формирования целей развития регионов. Цель работы определить методы формирования стратегии на основе процедур построения системы стратегически значимых целей. В работе использованы методы построения вербальных и графических моделей, стратегического анализа, контент-анализа, анализа документов и наблюдений. Результаты работы свидетельствуют о том, что в большинстве стратегий образ идеального состояния региона отсутствует, а в некоторых случаях сформулированный образ будущего называется миссией. Формулировки целей чаще всего повторяют основное содержание формулировок миссии, не развивая их и не конкретизируя. Раскрывается, что к факторам роста экономики региона относят инвестирование инноваций, развитие инфраструктуры, предпринимательство и кластеризацию. Но при определении стратегических целей нет системы в обозначении точек роста региона, что не позволяет реализовать закон синергии в процессе выполнения не связанных между собой стратегических проектов и программ. Показано, что стратегические цели должны быть амбициозными (труднодостижимыми). Если определить цели стратегического развития разными методами, то получится комплексное представление о целевой ориентации перспектив развития региона целевой конфигуратор. Разработана структура четырех блоков стратегических целей, которая демонстрирует методы построения системного конфигуратора целей, сочетание которых и определяет стратегию. Предложен способ формулирования стратегии, который заключается в построении деревьев стратегических целей, определении стратегического ядра целей и в последующем переходе от системных целей к формулировке стратегии путем выделения их ключевых слов для построения формулы стратегии. Применение полученных результатов при разработке стратегий развития социально-экономических систем позволит получить комплексную модель достижения стратегических целей. Стратегические цели развития региона следует формировать системно, опираясь на целевой конфигуратор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические цели развития региона: проблема системности»

УДК 332.144

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМА СИСТЕМНОСТИ

Д.Ю. ЛАПЫГИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: lapygin_denis@mail.ru Владимирский филиал российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Основное содержание статьи посвящено анализу практики формирования целей развития регионов.

Цель работы - определить методы формирования стратегии на основе процедур построения системы стратегически значимых целей. В работе использованы методы построения вербальных и графических моделей, стратегического анализа, контент-анализа, анализа документов и наблюдений.

Результаты работы свидетельствуют о том, что в большинстве стратегий образ идеального состояния региона отсутствует, а в некоторых случаях сформулированный образ будущего называется миссией. Формулировки целей чаще всего повторяют основное содержание формулировок миссии, не развивая их и не конкретизируя. Раскрывается, что к факторам роста экономики региона относят инвестирование инноваций, развитие инфраструктуры, предпринимательство и кластеризацию. Но при определении стратегических целей нет системы в обозначении точек роста региона, что не позволяет реализовать закон синергии в процессе выполнения не связанных между собой стратегических проектов и программ. Показано, что стратегические цели должны быть амбициозными (труднодостижимыми). Если определить цели стратегического развития разными методами, то получится комплексное представление о целевой ориентации перспектив развития региона - целевой конфигуратор. Разработана структура четырех блоков стратегических целей, которая демонстрирует методы построения системного конфигуратора целей, сочетание которых и определяет стратегию. Предложен способ формулирования стратегии, который заключается в построении деревьев стратегических целей, определении стратегического ядра целей и в последую-

щем переходе от системных целей к формулировке стратегии путем выделения их ключевых слов для построения формулы стратегии.

Применение полученных результатов при разработке стратегий развития социально-экономических систем позволит получить комплексную модель достижения стратегических целей.

Стратегические цели развития региона следует формировать системно, опираясь на целевой конфигуратор.

Ключевые слова: конфигуратор стратегических целей, регион, стратегия, системность, синергия

Стратегические цели развития регионов Центрального федерального округа

В мировой практике стратегическое управление сформировалось как инструмент, обеспечивающий конкурентное преимущество в условиях динамичных изменений внешней и внутренней среды хозяйствующего субъекта [6].

Актуальность государственного управления стратегическим развитием в России обусловлена в начале третьего тысячелетия противоречием, обострившимся между стремлением бизнеса формировать перспективу своего развития и отсутствием стратегии развития государства как в масштабах всей страны, так и в рамках регионов - субъектов Федерации.

Регионы, сформированные еще в годы командно-административной экономики, имели различный потенциал развития. И государство должно было определиться: или выравнивать экономический

Новая модель роста Эффективное государство

Инфраструктура. Сбалансированная политика. Комфортная среда для жизни V-< i Новая Л V модель ) -^ Новая социальная политика. Развитие человеческого капитала

Внешний контур развития Макроэкономика. Базовые условия роста

Рис. 1. Компоненты модели роста

потенциал регионов, или делать ставку на регионы-локомотивы, которые смогут обеспечить быстрый рост экономики1. Липецкая, Ярославская и Смоленская области уже в 2006-2007 гг. сформировали стратегии своего развития. Более того, во всех муниципальных образованиях Владимирской области уже в 2003 г. были разработаны стратегии их развития [10], в то время как на уровне государства стратегия не была обозначена.

Принятая в разгар мирового финансового кризиса в 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года2 позволила обозначить цели по обеспечению устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укреплению национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе, а также по укреплению позиций России в мировом сообществе.

Спустя два года стало ясно, что стратегия не реализуется в полной мере и требует корректировки. В течение 2011 г. шла активная работа 16 групп ученых и специалистов по формированию рекомендаций и новой стратегии роста. В предисловии к известной книге3 один из руководителей этого большого проекта - доктор экономических наук, профессор, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации В.А. Мау отмечал: «России необходим

не просто экономический рост, но экономический рост определенного качества. Страна не может жить почти исключительно за счет экспорта сырьевых ресурсов не только в силу того, что нестабильность цен на них предопределяет неустойчивость развития, но и потому, что в этом случае она обречена на все большее технологическое и институциональное отставание. Необходимость постоянного перераспределения средств от малоемкого с точки зрения занятости сырьевого сектора в низкоэффективные сектора с высокой занятостью приводит к гипертрофированной роли государства в экономике, подавлению и искажению рыночных стимулов, доминированию рентоориентированных и иждивенческих установок в обществе, нехватке инвестиционных ресурсов»4.

Компоненты модели роста, заложенные в корректировку стратегии развития Российской Федерации, отражены на рис. 1, а их содержание, во-первых, ориентировано на обеспечение интересов тех слоев населения, которые способны реализовать потенциал инновационного развития.

Во-вторых, содержание модели направлено на снятие институциональных барьеров для обеспечения экономического роста и улучшения делового климата.

И, в-третьих, ориентация на высокий уровень конкуренции призвана обеспечить реальный спрос на инновации и последующее стимулирование трансформации экономики в инновационную плоскость.

В 2009-2011 гг. Минрегионом России сформированы стратегии развития всех федеральных округов РФ5, которые определили основное содержание их развития на перспективу до 2020 г.

В частности, в сентябре 2011 г. была утверждена стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа (ЦФО) на период до 2020 г.6, в которой заданы основные направления

1 Миссия и стратегические цели социально-экономического развития регионов Российской Федерации.URL: http://www. archipelag.ru/agenda/povestka/evolution/strategy/mission//.

2 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

3 Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Кн. 2 / под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. М.: Дело РАНХиГС, 2013. 408 с.

4 Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. URL: http://2020strategy.ru/2020/.

5 Социально-экономическое развитие федеральных округов (макрорегионов). URL: http://www.minregion.ru/strategy/federal_ development?locale=ru/.

6 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 № 1540-р.

перемен в миграционной политике, образовании, здравоохранении, культуре, физической культуре и спорте, а также молодежной политике, социальной защите населения, в развитии жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

Кроме того, был сделан акцент на специализацию субъектов ЦФО. Например, для Владимирской области обозначены следующие приоритеты:

- развитие химического комплекса и производство химической продукции для радиотехнической, электротехнической, кабельной, автомобильной и авиационной промышленности, а также развитие производства полиэфирных волокон, в том числе с использованием вторичной переработки полиэтилентерефталатовых (пластиковых) бутылок;

- продолжение геологического изучения ресурсов марганца;

- развитие предприятий автомобильной отрасли;

- инвестирование создания новых сталепрокатных, электрометаллургических и литейных производств;

- развитие предприятия цветной металлургии;

- использование запасов глин, песков и карбонатных пород для производства строительных материалов;

- развитие лесопереработки в части создания предприятий по глубокой переработке древесины;

- развитие туризма (культурно-познавательного, паломнического, сельского);

- продолжится развитие областного туристского бренда «Малое Золотое кольцо России»;

- развитие оборонных организаций в Коврове;

- развитие автомагистрали М-7 «Волга» (Москва -Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа) и модернизация Горьковской железной дороги. К сожалению, стратегические цели развития округов в явном виде не выделены, поэтому субъектам Федерации остается ориентироваться на стратегию развития РФ.

Стратегии развития регионов формировались в разное время, а в отдельных регионах разработанные стратегии выявить до настоящего времени вообще не удается (например, Орловская и Рязанская области).

Большинство областей ЦФО разработало стратегию до 2020 г. (Воронежская, Ивановская. Курская, Липецкая, Смоленская, Тамбовская, Московская), четыре области (Калужская, Тверская, Тульская и Ярославская) сформировали свою стратегию уже до

2030 г. Остальные четыре области (Белгородская, Брянская, Костромская и г. Москва) стратегическую перспективу наметили до 2025 г., а Владимирская область разработала стратегию до 2027 г.

В большинстве стратегий образ идеального состояния региона в перспективе отсутствует либо это слишком общие слова7, либо перечисляются показатели, которые будут достигнуты8.

Правда, в иных федеральных округах формулировки иногда бывают весьма точные. Например, «Санкт-Петербург - многофункциональный город с комфортными условиями и высоким качеством жизни, вторая столица России, лидер региона Балтийского моря, форпост освоения Арктики, центр культуры, науки, образования, туризма и высокотехнологичной промышленности. Глобальный, разумный, гуманный город9».

В некоторых случаях сформулированный образ будущего разработчики региональных стратегий называют миссией. Например, миссия Ярославской области звучит так: «Ярославская область - региональная «точка роста» России, функционирующая на базе высокой инновационной активности, с ведущими промышленными и транспортно-логисти-ческими функциями, современной конкурентоспособной экономикой. Это регион, в котором созданы благоприятные условия для бизнеса и комфортные условия жизнедеятельности населения»10. Такое положение связано с тем, что в теоретическом плане специалисты в области стратегического управления не могут прийти к единому мнению, касающемуся соотношения между собой таких категорий, как стратегический менеджмент, видение, миссия, стратегические цели и сама стратегия [3].

Во всех стратегиях (табл. 1) присутствует формулировка понятия «миссия», которую регионы чаще

7 Обсуждение стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2030 года. URL: http://www.openregion71. ru/discussion-of-the-strategy-of-socio-economic-development/.

Цели, задачи, показатели стратегии развития Московской области до 2020 года. URL: http://protown.ru/russia/obl/ articles/7803.html.

8 Утверждена стратегия социально-экономического развития Костромской области до 2025 года. URL: http://smi44.ru/news/ governance/utverzhdena-strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-kostromskoy-oblasti-do-2025-goda-/.

9 Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года. URL: http://www.spbstrategy2030.ru/.

10 Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года: постановление губернатора области от 22.06.2007 N° 572 (в ред. постановления губернатора области от 18.12.2007 № 1146).

Таблица 1 Типовые формулировки миссии субъектов Федерации

Субъект Федерации Формулировка миссии

Белгородская область Стратегической целью развития области является достижение для населения Белгородской области достойного человека качества жизни и его постоянное улучшение на основе инновационно ориентированной экономической и социальной политики, развития наукоемких и конкурентоспособных производств с учетом геостратегических приоритетов на юго-западе Российской Федерации

Брянская область Достижение среднероссийского уровня экономического развития за счет увеличения использования имеющегося экономического, кадрового и производственного потенциала территории, усиления межрегиональной кооперации и сотрудничества, реализации уникального транзитного потенциала области, обеспечивающего ей значительные конкурентные преимущества на рынке международных перевозок грузов и транспортно-логистического сервиса

Костромская область Повышение уровня благосостояния и качества жизни жителей области и выстраивание конкурентоспособной модели экономики области

Курская область Курская область готова выполнить миссию по обеспечению населения экологически чистыми продуктами питания и стать одним из основных поставщиков продовольствия в России

Липецкая область От европейских стандартов качества продукции - к европейским стандартам качества жизни населения

Смоленская область Повышение конкурентоспособности региона в условиях интеграции в глобальный рынок и рост на этой базе благосостояния жителей региона

Тамбовская область Вхождение Тамбовской области в группу лидирующих регионов ЦФО и сохранение данных позиций по темпам роста уровня жизни и комфортности проживания, динамике развития, инновационной активности и инвестиционной привлекательности

Тверская область Формирование пространства гармоничного развития через создание условий для успешного развития человеческого капитала, формирование комфортной среды проживания и развивающейся эффективной экономики, способной, запустив мультипликативные процессы прироста доходов, обеспечить формирование финансовой основы повышения конкурентоспособности Тверской области, и снижения долговой нагрузки на бюджет

Тульская область Тульская область - регион открытий и зарождения инициатив, надежная опора промышленного роста и внедрения инноваций, место центральной России, в котором приятно жить и творить

Ярославская область Ярославская область - региональная «точка роста» России, функционирующая на базе высокой инновационной активности, с ведущими промышленными и транспортно-логистическими функциями, современной конкурентоспособной экономикой. Это регион, в котором созданы благоприятные условия для бизнеса и комфортные условия жизнедеятельности населения

всего видят как главную стратегическую цель, ори- новную ориентацию на инновационность (Тульская ентированную на построение конкурентоспособной область). Что касается амбиций, то здесь можно модели экономики региона; ключевые компетенции говорить о разнообразии: от достижения среднерос-региона (транспортно-логистический сектор, обеспе- сийского уровня (Брянская область) и стремления чение населения экологически чистыми продуктами к лидерству (Тамбовская область) к гармоничному питания); создание благоприятных условий для развитию в формулировке Тверской области. бизнеса и комфортных условий жизнедеятельности Что касается стратегических целей развития населения (высоких стандартов качества жизни). регионов ЦФО (табл. 2), то можно отметить, что в Некоторые формулировки звучат как девиз. формулировках чаще всего встречаются не цели, а (см. Липецкая область), некоторые отражают ос- обозначение целевых областей. В формулировках

Таблица 2 Формулировки стратегических целей

Субъект Федерации Цели

Белгородская область Обеспечение конкурентоспособности экономики региона за счет перехода к инновационному социально ориентированному типу развития в условиях глобализации российской экономики. Становление благоприятной социальной среды и создание условий для эффективной реализации человеческого потенциала и обеспечения качества жизни населения на основе динамичного развития экономики региона. Формирование институциональной среды, индуцирующей инновационную активность и привлечение капитала в экономику и социальную сферу

Окончание табл. 2

Субъект Федерации Цели

Костромская область Повышение материального уровня жизни населения. Улучшение здоровья населения и демографической ситуации в области. Повышение обеспеченности населения услугами. Сохранение экологической системы области

Липецкая область Повышение благосостояния и качества жизни населения. Создание инновационной и конкурентоспособной экономики в регионе. Улучшение экологической обстановки и качества окружающей среды. Создание и внедрение системы эффективного государственного управления в области

Смоленская область Развитие специализации области, тех конкурентных преимуществ, которые позволяют в условиях открытого рынка и преимуществ географического положения занимать собственное место в национальном и глобальном разделении труда. Ускоренный рост за счет инвестиций в технологическую модернизацию и запуск современных производств. Диверсификация экономики за счет усложнения производств и роста экспорта услуг (туристических, образовательных, медицинских). Создание инновационного задела для роста новых секторов производства и новых видов деятельности

Тамбовская область Новое качество жизни и демографическое развитие. Инновационное развитие и модернизация экономики. Повышение качества государственного и муниципального управления

Тверская область Повышение качества жизни и развитие человеческого капитала (улучшение демографических процессов, повышение качества жизни населения, развитие рынка труда и создание благоприятных условий труда). Инновационное развитие и модернизация экономики (обеспечение экономического роста, улучшение инвестиционного климата и привлечение инвестиций, развитие инновационной деятельности). Повышение эффективности государственного и муниципального управления (повышение результативности взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и населения, совершенствование финансовых механизмов управления регионом, совершенствование реализации контрольно-надзорных функций)

Тульская область Преодоление тенденций сокращения численности населения области за счет активной демографической и миграционной политики, рост уровня жизни и создание благоприятных условий для творческой самореализации ее жителей. Обеспечение роста производительности труда в 2-2,2 раза (по отношению к уровню 2012 г.). Обеспечение роста располагаемых доходов на душу населения не менее чем в 2 раза (по отношению к уровню 2012 г.). Рост валового регионального продукта на душу населения в 4-4,5 раза (по отношению к уровню 2012 г.). Повышение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте не менее чем в 1,5-1,7 раза (по отношению к уровню 2012 г.)

Калужская область Пространственная организация и комплексное развитие территорий на основе нового «пакета ресурсов». Создание инновационной инфраструктуры, влияющей на весь диапазон задач социально-экономического развития области. Поддержка развития кластеров, влияющих на основные показатели социально-культурного и экономического развития области

Ивановская область Формирование текстильно-промышленного кластера и машиностроительного производственного комплекса. Формирование инновационной инфраструктуры и инфраструктуры научной деятельности. Развитие сбалансированного сельскохозяйственного производственного комплекса. Развитие инженерной, транспортной и туристической инфраструктуры. Увеличение доходов населения. Повышение естественного прироста населения, улучшение здоровья населения, значительное сокращение миграции в соседние регионы

Воронежская область Достижение существенного роста качества жизни населения путем повышения конкурентоспособности экономики за счет реализации масштабных инвестиционных программ модернизации промышленности и создания эффективной системы государственного управления

нет критериев, и они звучат как пожелания. Либо вместо целей речь идет о приоритетных направлениях развития регионов, либо сами разработчики ведут речь о задачах, не формулируя целей.

В большинстве своем формулировки целей повторяют основное содержание формулировок миссии, не развивая их и не конкретизируя.

Однако следует отметить формулировки целей стратегии Тульской области, в которых отчетливо показано, каких результатов собираются добиться исполнители стратегии в результате ее реализации. Цели в данных формулировках конкретны, в них присутствуют критерии, с помощью которых можно оценить степень успешности достижения поставленных целей, и указано время, в течение которого будут достигнуты результаты.

Многое зависит от вовлечения в процесс це-леполагания основных групп влияния (стейкхол-деров). Так, для оценки восприятия перспектив развития Владимирской области в феврале 2014 г. проведен опрос ее руководителей, представителей бизнеса, организованного сообщества и руководителей муниципальных образований региона. Контент-анализ высказываний свидетельствует о том, что видение перспектив развития области может звучать следующим образом: «Владимирская область - лидер в умелом сочетании сохранения культурного наследия и инновационного развития диверсифицированных производств, на базе которого обеспечено комфортное проживание жителей, гостей и туристов со всех континентов».

Контент-анализ позволил дать формулировку миссии со слов респондентов: «Владимирская область - центр социокультурных, технологических, экономических инноваций, основанных на партнерстве всех категорий населения в сочетании с развитием традиций в промышленности и туризме, что обеспечивает высокое качество жизни населения».

В качестве стратегически значимых целей контент-анализ позволил дать следующие формулировки.

- «Повышение качества жизни населения области, отдавая приоритет развитию образования, культуры, здравоохранения и сферы услуг»;

- «Привлечение инвестиций в строительство доступного жилья, туризм и сельское хозяйство»;

- «Развитие инфраструктурных комплексов и промышленности на базе инновационных решений»;

- «Обеспечение эффективности использования потенциала региона для обеспечения роста доходов на душу населения».

Но это, скорее, целевые области, чем сами цели, поэтому за контент-анализом необходимо выполнить групповую работу с участием представителей администрации области. При этом необходимо уточнить и конкретизировать все формулировки и определить критерии достижения стратегически значимых целей развития региона.

Проблема системности целей развития региона

В условиях замедления темпов экономического роста в стране приобретает актуальность определение новых источников развития современных российских регионов, для определения которых важно выявить возможности, предоставляемые внешней средой, но при этом не следует забывать и о внутреннем потенциале региона, необходимом для реализации указанных не использованных ранее или открывающихся вновь возможностей [3].

То, о чем чаще всего говорят в таких случаях, относится к инвестированию инноваций [4], направленных на повышение производительности труда в регионе. Наряду с этим в качестве источников роста региональной экономики выделяют и развитие инфраструктуры и предпринимательство11.

В качестве базы роста рассматривается и кластеризация региональной экономики12, позволяющая повышать производительность труда, снижать издержки, ускорять инновационные процессы в регионе и стимулировать развитие малого бизнеса.

Но в процессе анализа собранной информации о перспективах корректировки стратегии развития регионов [5] ЦФО (как, впрочем, и Владимирской области) часто выясняется, что для определения потенциала региона следует учитывать следующие ключевые факторы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- природный и хозяйственный потенциалы региона, которые позволяют формировать систему кластеров;

11 Губернатор обозначил внутренние источники экономического роста в Красноярском крае. URL: http://newslab. ru/news/572628.

12 Кластеры как источник экономического роста региона. URL: http://old.tisbi.org/science/vestnik/2008/issue4/Goretov. htm.

- потенциал промышленного и сельскохозяйственного производства, который при надлежащем инвестировании обеспечит рост валового регионального продукта;

- существующие и перспективные турпродукты и бренд области, которые позволяют привлечь туристов и инвесторов. В свою очередь, ключевые проблемы, сдерживающие развитие, например, Владимирской области, заключаются в том, что имеют место следующие явления:

- демографическое старение населения и его доминирующие ментальные модели не позволяют реализовать потенциал государственно-частного партнерства;

- отсутствие региональной инновационной системы не позволяет инвестировать экономику региона, что ведет к недополучению областным бюджетом финансовых ресурсов;

- отсутствие (незнание) механизмов привлечения инвестиций и нерациональное использование ресурсов (людских, информационных, финансовых, лесных, водных, посевных и т.д.) снижает качество жизни населения региона. Среди возможностей, предоставляемых внешней средой в части развития региональной экономики Владимирской области, можно выделить следующие:

- выгодное транспортно-географическое положение, позволяющее формировать межрегиональные кластеры и реализовать совместные проекты и программы;

- репутация власти региона и бренд Владимирской области позволяют привлечь инвестиции, в том числе на базе государственно-частного партнерства, и реализовать конкурентное преимущество региона;

- рост спроса на экологически чистые и свежие (приобретаемые «в день производства») продукты открывает широкие возможности для развития сельского хозяйства региона. Главные угрозы развитию региона заключаются

в следующем:

- перегруженность магистралей и дисбаланс в распределении туристического потока между

Рис. 2. Формирование стратегии региона

городами малого «Золотого кольца России» снижают потенциал региона;

- наличие сильных центров притяжения инноваций в соседних регионах и монопольное положение энергетиков и связистов обостряют конкуренцию на рынке товаров и ресурсов;

- маятниковая миграция и недофинансирование социальных расходов создают угрозу экономической безопасности и качеству жизни населения Владимирской области. Хотя такая миграция стимулирует рост потребления в регионе и стремление открыть свой бизнес на заработанные в Москве денежные средства. В настоящее время стратегически значимые источники роста локально формулируются ведущими предприятиями региона по отраслевому признаку без надлежащей ориентации на перспективу развития региона в целом (рис. 2).

И что происходит дальше? Отраслевые департаменты администрации собирают такую информацию и готовят сводные отраслевые стратегические планы (если их можно так назвать). Затем эти отраслевые планы механически соединяются в один документ, который и называют стратегией развития региона или одной из его функциональных стратегий13.

В этом случае нет системы в обозначении точек роста региона, они скорее случайны, чем закономерны. Между такими точками роста, как правило, нет связей и ни о каком взаимном усилении (что в теории систем называют понятием «синергия») нет и речи.

13 Об утверждении Стратегии социально-экономического

развития Владимирской области до 2027 года и Среднесрочного плана развития Владимирской области на 2009-2012 годы: указ губернатора Владимирской области от 02.06.2009 № 10. URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RL AW072;n=58405/.

Ключевым звеном в разработке стратегии в данном случае выступают предприятия региона, отдельные проекты которых (задуманные несколько лет тому назад и в настоящее время подготовленные к реализации) закладываются в основу планов, ошибочно называемых стратегиями (например, инвестиционной стратегией14). А затем из таких функциональных стратегий формируется конгломерат, амбициозно называемый стратегией развития региона.

В этом случае проекты каждого предприятия, как правило, реализуются сами по себе, не создавая синергического эффекта, который возможен в стратегиях, построенных так, что вначале определяются стратегические цели развития региона, а затем хозяйствующие субъекты корректируют цели своего развития и реализации своих проектов.

Как обеспечить системность в поиске источников роста региональной экономики?

Во-первых, следует помнить о том, что рост без развития в итоге ведет к разрушению системы: надо вести речь об источниках развития экономики региона, а не о простом росте [2].

Во-вторых, источники развития определяются в результате анализа и последующего формирования стратегии региона [6].

А вот для построения стратегии надо ставить амбициозные цели, а для этого необходимо формулировать мечту (труднодостижимую цель - видение) и миссию (главную цель).

Такой подход построения системы целей позволяет не только хозяйствующим субъектам сориентировать свой бизнес на обозначенные цели, но и самой администрации системно увидеть источники роста региональной экономики.

Стратегия развития региона как конфигуратор целей

Стратегия, как известно, отражает собой совокупность стратегически значимых целей, которые могут быть уже сформулированы на момент разработки стратегии, а могут и находиться в стадии реализации как цели ранее принятой стратегии.

Но цели могут быть получены в результате конкретизации видения и миссии, а могут быть выдвинуты в процессе обработки результатов анализа

14 Инвестиционная стратегия Владимирской области до 2020 года. URL: http://econom.avo.ru/images/stories/invest_strat_2020. pdf.

внешней и внутренней среды города или могут быть определены как цели достижения конкурентных преимуществ по результатам выбора стратегии из числа эталонных вариантов.

Согласование перечисленных целей также может находиться в противоречии, которое разрешается в процессе их согласования или построения дерева стратегических целей.

Целевая ориентация стратегии проявляется в комплексном отражении содержания основных школ стратегического менеджмента: дизайна, позиционирования, планирования, культуры, предпринимательства, обучения, власти, когнитивной, внешней среды, материнства, ресурсная школа [1], т.е. цели развития региона представляют собой целевой конфигуратор15.

Предполагая, что формулировка самой стратегии вбирает в себя основное содержание стратегически значимых целей (рис. 3), можно рассмотреть в качестве базового такой подход, который основан на определении содержания формулировки стратегии как совокупности ключевых слов формулировок стратегических целей, между которыми расставлены все необходимые для восприятия части речи. Такой подход продуктивен в том смысле, что ориентирует содержание стратегии на достижение амбициозных целей.

Теперь, если определить цели стратегического развития разными способами, то получится комплексное представление о целевой ориентации перспектив развития региона - целевой конфигуратор. Например, не только на языке анализа, но и синтеза, или не только на языке эталонов, но и на языке уникальности и т.п.

Кроме того, полученные описания можно трактовать как комплексное описание стратегии на языке всевозможных целей развития социально-экономической системы.

Среди языков описания стратегически значимых целей можно выделить способы определения этих целей на основе результатов SWOT-анализа, эталонных стратегий, философии развития [3], корректировки действующей стратегии.

Провозглашенные или неявно выраженные, но реально существующие цели развития организации определяют действующую стратегию. Выявление этих целей осуществляется методом анализа доку-

15 Конфигуратор - описание системы, составленное на различных языках описания.

Формулирование видения

\ /

Формулиров отражающ шие миссии, зй видение

Результаты SWOT-aнaлизa

Матрица решений

Цели как образ

будущего (конкретизация видения и миссии).

Матрица

Цели достижения конкурентных преимуществ

Скорректированные цели действующей стратегии

Цели действующей стратегии

Диагностика целей действующей стратегии: анализ документов, анкетирование, интервью

Матрица конкурентных преимуществ

<-

Выбор эталонных стратегий

Рис.3. Стратегия какконфигуратор целей

ментов, анкетирования и интервью с работниками организации, являющимися носителями экспертных знаний об организации.

Цели действующей стратегии могут быть скорректированы с учетом амбиций основных стейкхол-деров организации.

Эталоны стратегического поведения организации определяются классиками стратегического менеджмента [7, 8, 9, 11] как некие образцы, которым либо следует подражать, либо, отталкиваясь от них, ассоциативно создавать нечто новое и уникальное. В таком случае можно составить матрицу конкурентных преимуществ, которая позволяет сделать целевое отображение - построить матрицу стратегических целей организации, ориентированных на эталоны.

Результаты классического SWOT-анализа лежат в основе построения матрицы решений [1], на основе которой обычно определяется содержание стратегии. Но сочетание характеристик внешней и внутренней среды формирует решения, ориентированные на достижение стратегических целей. На этой основе возможен переход от стратегических действий к стратегическим целям путем построения матрицы соответствия решений и целей.

Философия развития организации представляет собой целевой блок, включающий цели как абстракцию высокого порядка - видение (как цель идеальную и даже недостижимую, но служащую ориентиром в деятельности организации), главную цель организации -миссию (как предназначение для внешней и внутренней среды организации), а также конкретные стратегические цели, которые отражают амбиции, видения и миссии. Искусство формирования философии развития состоит в умелом трансформировании множества слабых и сильных сигналов в систему, представляющую настоящее и будущее состояние организации.

Структура четырех блоков стратегических целей (см. рис. 3) демонстрирует процедуры построения системного конфигуратора целей, сочетание которых и определяет стратегию развития организации. Вернее, то общее, что объединяет стратегические цели, а это и есть стратегия.

Процедура формулирования стратегии в этом случае заключается в построении деревьев стратегических целей, определении стратегического ядра целей и в последующем переходе от системных целей к формулировке стратегии путем выделения ключевых слов системных целей для построения формулы стратегии.

Системные цели в таком случае представляют собой агрегаты целей из рассмотренного на рис. 3 конфигуратора - своего рода первый уровень декомпозиции дерева стратегически значимых целей.

Список литературы

1. Лапыгин Д.Ю., Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: бакалавриат и магистратура. М.: Эксмо. 2010. 470 с.

2. Лапыгин Ю.Н. Системное решение проблем. М.: Эксмо. 2007. 336 с.

3. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. М.: Инфра-М. 2014. 208 с.

4. ЛапыгинЮ.Н., КолесниковА.В., Кузнецов С.А. Инвестирование инноваций. Владимир: ВлГУ, ВГПУ. 2005. 224 с.

5. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Ситуация в регионе: оценки стейкхолдеров // Современная

экономика: проблемы, тенденции, перспективы. Электронный журнал. 2014. № 10. С. 82-113.

6. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю., Лачинина Т.А. Стратегическое развитие организаций. М.: КноРус. 2013. 288 с.

7. МинцбергГ., АльстрэндБ., Лэмпел Дж. Школы стратегий. СПб: Питер. 2000. 336 с.

8. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лампель Ж. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента. М.: Альпина Паблишер, 2012. 368 с.

9. Портер М.Э. Конкуренция. М.: Вильямс, 2006. 608 с.

10. Стратегия развития муниципалитета. М.: Юркнига, 2003. 256 с.

11. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2002. 288 с.

Regional economics: theory and practice Region development strategy

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

THE STRATEGIC OBJECTIVES OF THE REGION DEVELOPMENT: THE PROBLEM OF CONSISTENCY

Denis Yu. LAPYGIN

Abstract

The main content of the article is devoted to an analysis of the practice of goal development of the regions . The aim of this study was to determine the methods of forming a strategy based on the procedures of the system construction of strategically significant goals . The author used methods of verbal and graphic modeling, strategic analysis, content analysis, document analysis and observations The results indicate that in most of the strategies of the region there is no ideal image, and in some cases the adopted image of the future is called a mission . The formulation of objectives most often repeats the substance of the language of the mission, not developing it and not specifying. The article reveals that the growth factors of the economy of the region include innovation investment, infrastructure development, entrepreneurship and clustering. But in determining the strategic objectives, there is no system in the designation of points of growth in the region to implement the law of synergy in unrelated strategic projects and programs The paper says that

the strategic goals should be ambitious (elusive). If one defines the objectives of the strategic development by different methods, one gets a comprehensive picture of the target orientation of the development prospects of the region that may be called a target configurator. The author has developed a structure of four units of strategic objectives that demonstrates methods for building the system configurator of goals, the combination of which determines the strategy. The author also provides a method for formulating the strategy, which is to construct trees, determining the strategic goals and the core in the subsequent transition from system purposes for the formulation of the strategy by providing their keywords to build a formula of strategy. Application of the results in the formulation of development strategies of socio-economic systems would provide a comprehensive model for achieving strategic goals. The conclusions may be as follows: the strategic objectives of the development of the region should develop a system based on the target configurator

Keywords: configurator, strategic objectives, region, strategy, consistency, synergy

References

1. Lapygin D.Yu., Lapygin Yu.N. Strategicheskii menedzhment: bakalavriat i magistratura [Strategic management: bachelor degree and magistracy]. Moscow, Eksmo Publ., 2010, 470 p.

2. Lapygin Yu.N. Sistemnoe reshenie problem [System solution of problems]. Moscow, Eksmo Publ., 2007, 336 p.

3. Lapygin Yu.N. Strategicheskii menedzhment [Strategic management]. Moscow, Infra-M Publ., 2014, 208 p.

4. Lapygin Yu.N., Kolesnikov A.V., Kuznetsov S.A. Investirovanie innovatsii [Innovation investing]. Vladimir, VlSU Publ., VSPU Publ., 2005, 224 p.

5. Lapygin Yu.N., Lapygin D.Yu. Situatsiya v regione: otsenki steikkholderov [Situation in the region: the assessment of stakeholders]. Sovremennaya ekonomika: problemy, tendentsii, perspektivy. Elektron-nyi zhurnal - Modern economy: problems, trends and prospects. Electronic journal, 2014, no. 10.

6. Lapygin Yu.N., Lapygin D.Yu., Lachinina T.A. Strategicheskoe razvitie organizatsii [The strategic de-

velopment of organizations]. Moscow, KnoRus Publ., 2013, 288 p.

7. Mintzberg H., Ahlstrand B., Lampel J. Shkoly strategii [Strategy Schools]. St. Petersburg, Piter Publ., 2000, 368 p.

8. Mintzberg H., Ahlstrand B., Lampel J. Strategicheskoe safari. Ekskursiya po debryam strate-gicheskogo menedzhmenta [Strategy Safari: a Guided Tour through the Wilds of Strategic Management]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2012, 368 p.

9. Porter M.E. Konkurentsiya [Competition]. Moscow, Vil'yams Publ., 2006, 608 p.

10. Strategiya razvitiya munitsipaliteta [The development strategy of the municipality]. Moscow, Yurkniga Publ., 2003, 256 p.

11. Khamel G., Prakhalad K.K. Konkuriruya za budushchee. Sozdanie rynkov zavtrashnego dnya [Competing for the Future. Creating tomorrow's markets]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2002, 288 p.

Denis Yu. LAPYGIN

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vladimir Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Vladimir, Russian Federation lapygin_denis@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.