Исследование стратегических и региональных аспектов индустриализации экономики России
Лукинова Ольга Анатольевна,
кандидат технических наук, доцент кафедры, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» E-mail: [email protected]
Гусева Людмила Петровна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Воронежского филиала «Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова» E-mail: [email protected]
Писаренко Наталья Дмитриевна,
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий в экономике Воронежского филиала «Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова» E-mail: [email protected]
В статье отражаются результаты исследования стратегических и региональных аспектов индустриализации экономики России. Выделены особенности, проблемы и тенденции развития индустриализации экономики России, проанализированы показатели индустриализации с помощью статистических методов, а также с учетом перспективных прогнозов, проанализирована политика экспортно-ориентированного импор-тозамещения. Проведено исследование показателей Стратегии развития обрабатывающей промышленности России до 2024 года и на период до 2035 года. Показано, что новая индустриализация предусматривает активное расширение рынков сбыта отечественной продукции и диверсификацию высокотехнологичных предприятий. На примере Воронежской области проанализирован стратегический проект новой индустриализации экономики региона.
Актуальность работы заключается в том, что устойчивое развития экономики России и регионов предусматривает новую индустриализацию национальной промышленности.
Ключевые слова: экономика, новая индустриализация, стратегия, регион, промышленность, валовой внутренний продукт, индикаторы, импортозамещение, диверсификация.
Вопросы новой индустриализации экономики России стали актуальным предметом исследования в начале 2000 годов, однако при переходе России к капитализму активно продвигались идеи о формировании в России модели постиндустриальной экономики. Если проанализировать структуру экономики России в первое десятилетие XXI века, то можно увидеть уменьшение доли промышленности и рост доли услуг в ВВП, связанные с увеличением услуг платного характера, расширением торговли и бытового обслуживания населения, неконтролируемыми процессами приватизации. Положение России в мировом экономическом пространстве характеризуется отставанием, как в области индустриализации, так и постиндустриализации. Кроме того, можно отметить назревшие социально-экономические проблемы, вызванные неопределенностью экономической ситуации, социальной нестабильностью, снижением экономической и инвестиционной активности, девальвацией рубля. Все сказанное выше ограничивает скорость восстановления экономического роста и вызывает необходимость поиска новых направлений экономического развития.
Исследование зарубежного опыта построения постиндустриальной экономики позволило отметить, что главным источником роста ВВП стало получение высоких доходов от монополизации ресурсов, а также развития непроизводственных услуг. При этом можно судить о снижении доли промышленного производства в структуре ВВП с 40% практически до 10-12% в Великобритании, США. [1]
Анализ развития экономики России за последние годы с учетом перспективных прогнозов показал, что она имеет сырьевую направленность, которая не может обеспечивать достижение основной стратегической задачи экономической политики государства по переходу к устойчивому социально-экономическому развитию, выходу на целевые темпы роста.
Во всех странах мира основой производства выступает промышленность. С 2000 года промышленный сектор России является стратегически важным для экономики, поэтому разрабатываются различные нормативно-правовые документы для его стимулирования, так в 2014 году был принят ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [2]. Результаты развития промышленности определяют уровень и качество экономического роста, возможность производить необходимые для потребления товары и услуги, оказывают существенное влияние на формирование ВВП стра-
сз о
со £
m Р
сг
от А
=Е
о. в
ны. На момент исследования доли промышленности и трудоспособного населения в ВВП страны составляют примерно 40% и 32% соответственно. В промышленности России заложен значительный потенциал, успешная реализация которого будет способствовать достижению долгосрочного устойчивого роста. В отраслевом разрезе РФ нефтегазовый сектор, черная и цветная металлургия, общее и транспортное машиностроение, производство пищевых продуктов занимают существенное место и выступают ядром отечественной промышленности.
Экономика России должна опираться на промышленность, развитие которой позволит создать новые источники доходов, рабочие места, усилит позиции на международной арене. Развитие производства должно осуществляться путем его модернизации, интенсификации и диверсификации. Согласно классификации Всемирного банка Россия относится к странам со средним уровнем развития и доходами выше среднего, что фактически означает исчерпание потенциала «догоняющего» роста. При этом для достижения целевых ориентиров, определенных Президентом РФ, темп экономического роста в России должен составлять 3-3,5% ежегодно [3].
Переход к новой индустриализации определен тем, что в России создана устойчивая экономическая база. Исследование показало, что с 2003 года по 2020 год ВВП в России вырос на 2417,6 млрд руб. или в 8,83 раза, что характеризует экономику России с положительной стороны. Удвоение ВВП за 10 лет с 1998 года по 2008 год считается одним из основных направлений российской экономической политики. Если говорить в конкретных цифрах, то ВВП в 2017 г. составил 91, 843 млрд руб., в 2018 г. - 104, 629 млрд руб., в 2019 г. - 110, 046 млрд руб., в 2020 г. - 115, 498 млрд руб. касательно расчётов и результатов объёма в стране [4].
Тенденция к новой индустриализации экономики России была намечена президентом РФ В.В. Путиным в 2011 году в связи: с отказом от сырьевой модели экономики, созданием миллионов новых рабочих мест и социальной ответственностью бизнеса [5].
Актуальность новой индустриализации или создания нового индустриального общества в теоретико-методологическом смысле подтверждают дискуссии исследователей институционально-социологического направления в конце 60-х годов прошлого века Дж.К. Гэ-лбрейта, Э. Тоффлера, который, критикуя теорию «постиндустриализма», доказывал, что без своей промышленности любое государство не будет развиваться, и других исследователей [1].
Для того, чтобы Россия вошла в число пяти крупнейших экономик мира необходимо обеспечить уверенный рост национальной экономики за счет опережающего по отношению к росту ВВП развития промышленности. Поэтому перед правительством РФ, субъектами РФ, ведущими экономистами и бизнес-сообществом поставлены цели
по достижению темпов роста национальной экономики, опережающих среднемировые, обозначенные Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [6].
Информация, полученная в ходе статистического наблюдения [4], о показателях индустриализации Российской Федерации в 2010 г. и за период с 2015 по 2019 гг. показана на рисунке 1.
^ Доля добавленной стоимости отрасли "Обрабатывающее производство" в ВВП РФ за год, предшествующий предыдущему, %
^ Занятость в обрабатывающей промышленности в % от общей численности занятых
> Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в % к ВВП РФ
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП за год,
2010 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
Рис. 1. Показатели, характеризующие индустриализацию РФ за 2010-2019 годы
Из рисунка 1 видно, что доля добавленной стоимости отрасли «Обрабатывающее производство» в ВВП РФ на душу населения за год, предшествующий предыдущему, в 2019 г. составила 98165 руб., в 2018 г. - 92840 руб., в 2017 г. - 77011 руб., в 2016 г. - 68296 руб., в 2015 г. - 70295 руб. Доля в ВВП за год, предшествующему предыдущему соответствует в 2019 г. - 14,6%; в 2018 г. - 14,4%; в 2017 г. - 14,6%, в 2016 г. - 13,0%, в 2015 г. -13,8%. В 2016 г. можно отметить снижение данного показателя по сравнению с 2015 г.
Занятость в обрабатывающей промышленности в% от общей численности занятости (по населению в возрасте от 15 до 72 лет) составила за 2015-2019 гг. в среднем 14,1%. По сравнению с 2010 г. данный показатель уменьшился на 1,1%. Количество исследователей России (в эквиваленте полной занятости) на миллион жителей в 2010 г. было 3094,3; в 2015 г. - 3065,1; в 2016 г. -2921,5; в 2017 г. - 2795,6; в 2018 г. - 2764,5. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в процентном отношении к ВВП за период с 2015-2019 год составляют в среднем 1,1%. Обрабатывающие производства в РФ формируют около 14% валовой добавленной стоимости. Численность работников составляет приблизительно 10,1 млн человек. Темп роста промышленного производства составляет примерно 2,5% (умеренный опережающий).
При индустриализации необходимо добиться корреляции между наукой, технологиями и инновациями. Новые технологии производства дают конкурентные преимущества отечественным продуктам и услугам на внутренних и мировых рынках. Значимость технологических инноваций для экономики объясняется следующими факторами: технология является постоянно пополняемым ресурсом,
предшествующий предыдущему, %
21,8
которые генерирует богатство; выступает фактором повышения производительности и конкурентоспособности, а также средством объединения интересов науки, бизнеса и правительства [7]. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП за год, предшествующий предыдущему составила в 2015 г. 21,1%, в 2016 г. - 21,3%, в 2017 г. - 21,8%, в 2018 г. - 21,2%. динамика позиций РФ в глобальном инновационном индексе за период с 2015 по 2020 гг. положительная, так в 2020 г. Россия заняла 47 место среди 131 страны участницы, а отдельно по позициям «ресурсы инноваций» - 42; «результаты инноваций» - 58 [8].
Проведя исследование перспектив развития промышленности России с учетом данных Прогноза социально-экономического развития РФ на 2022 год и на плановый период 2023-2024 гг., можно отметить то лидерами российской промышленности должны стать отрасли, обеспечивающие инвестиционную модель развития, экспортно-ориентированные отрасли обрабатывающей промышленности, сфера информационных технологий, строительный и транспортный комплексы, а также сектора недвижимости и профессиональных услуг [9].
Что касается текущих тенденций, то в 2021 г. российская промышленность стала восстанавливать отечественное производство. Можно отметить рост производства на 4,2% за счет как добывающих (+3,7%) и обрабатывающих отраслей (+4,2%).
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) доля нефтегазового сектора в ВВП России по итогам 2020 года составила 15,2%, в 2018 г. этот показатель был на уровне 21,1%, а в 2017 и 2019 годах - уровнях 16,9% и 19,2% соответственно. Если говорить о доле нефтегазовых доходов в федеральном бюджете РФ, то в 2020 г. она составила 28%, в предыдущие годы - 40%. В товарном экспорте доля сектора устойчиво превышает 50%, и только в пандемическом году она снизилась до 44,6% [9].
Для развития индустриализации в РФ, готовятся программы, как на федеральном, так и региональном уровнях, национальные проекты и точечные решения, а также создаются возможности обмена опытом между регионами. Например, Минпроторг разрабатывает масштабную программу индустриализации страны, целью которой является увеличение доли отечественных комплектующих в 10 ключевых отраслях производства до 75% [11].
Долю организаций обрабатывающей промышленности, осуществляющих технологические инновации в 2024 г. прогнозируется увеличить до уровня 50%, в 2035 г. - оставить в том же значении. Что касается цифровых технологий, то долю затрат на их внедрение в валовой добавленной стоимости в 2024 г. прогнозируется увеличить до уровня 5,1%, в 2035 г. - поддержать на указанном уровне [8].
К показателям, характеризующим трудовую деятельность, относится индекс производительно-
сти труда обрабатывающих производств, который имел отрицательное значение в 2020 г. (-1,5%), а к 2035 г. прогнозируется его увеличение до 3,6% за счет модернизации рабочих мест и других направлений совершенствования обрабатывающего производства.
В связи с ожидаемыми изменениями в технологическом устройстве промышленности, к которым, вероятно, приведет 4Н становится актуальной проблема, связанная с будущим рынка труда и занятостью человечества. Среднегодовая численность занятых в обрабатывающей промышленности в 2020 г. составила 10067 тыс. чел, а к 2024 г. прогнозируется уменьшение показателя до 9678 тыс. чел, а к 2035 г. - 8962 тыс. чел.
Актуальным вопросом становится поиск высококвалифицированного персонала. Доля компаний, не испытывающих проблем с поиском квалифицированных работников, в 2020 г. составила 30%, а к 2035 г. планируется увеличение данного показателя до 70%. Внутренние затраты на исследования и разработки в обрабатывающей промышленности: в 2024 г. предлагается оставить на уровне 740 млрд руб., а к 2035 г. увеличить до 1270 млрд руб.
Прогнозируемые объемы экспорта продукции показаны на рисунке 2.
Рис. 2. Прогнозируемые объемы экспорта продукции, млрд долл. США
Из рисунка 2 видно, что объем экспорта промышленной продукции планируется увеличить к 2035 году с 153 до 260 млрд долл. США, из низ продукция машиностроения должна составить 95 млрд долл. США.
Что касается объемов экспорта российских машин и оборудования в экспортных поставках, то они имеют низкое значение. Для России актуальна задача диверсификации производимой и экспортируемой продукции обрабатывающей промышленности. Политика экспортно-ориентированного импортозамещения была принята в октябре 2018 г.
Для успешной замены востребованных товаров иностранного производства отечественными промышленность нуждается в модернизации. В этих целях должна проводиться стимулирующая политика, направленная на создание отечественных аналогов востребованных товаров, технологическое перевооружение предприятий, создание новых высокопроизводительных рабочих мест. Расчёты, проведённые на основе официальных дан-
о о 00 сг т Р сг
сл А =с
ных Федеральной службы государственной статистики об объёмах импорта товаров и доле в этом объёме высокотехнологичных товаров, свидетельствуют о том, что объём импорта сначала снизился на 50% с 24 078 млн долл. в 2013 г. до 12 028 млн. долл. в 2016 г., а в период 2016-2018 гг. вырос на 47,9% - с 12 028 млн. долл. до 17 786 млн. долл. Следует отметить, что в целом доля высокотехнологичной продукции в импорте возросла с 58,7% в 2015 г. до 67,2% в 2018 г. [4]
Для осуществления целей и задач, которые являются жизненно необходимыми в данный период для страны, были разработаны 12 национальных проектов, реализация которых запланирована на 2019-2024 годы. Наиболее значимым для промышленности следует признать национальный проект «Международная кооперация и экспорт».
Минпромторгом России также предусмотрены и начаты следующие мероприятия по поддержке российского промышленного экспорта: образованы группы поддержки экспорта в 7 странах (Вьетнам, Германия, Индия, Китай, Сингапур, Турция и Узбекистан); подготавливаются еще в 6 странах (Азербайджан, Индонезия, Иран, Италия, Казахстан, Малайзия); в перспективе планируется охватить около 100 стран; начата практическая реализация проекта по организации российской промышленной зоны в Египте; проведена большая подготовительная работа и утвержден план модернизации 36 опорных лабораторий, которые позволят бизнесу снизить временные стоимостные затраты экспортеров на испытание продукции, предназначенной на экспорт; совместно с торговыми представительствами в настоящее время организуется единая система продвижения экспорта; совместно с РЭЦ создается инфраструктура, включающая центры поддержки экспорта в регионах [11].
Наиболее успешно процессы импортозамеще-ния протекают в пищевой, перерабатывающей промышленности, значительно увеличились объёмы отечественной продукции в машиностроении, радиоэлектронной промышленности, лесной отрасли, в химической промышленности. В перспективном периоде основной резерв импортозаме-щения лежит в сфере закупок российской техники в рамках расходов национальных проектов. Эти расходы в части машин и оборудования составляют более 6 трлн руб., из них 3,2 трлн. руб. должны быть обеспечены продукцией машиностроения, в том числе 1,4 трлн. руб. - в рамках диверсификации ОПК [12].
Важным стимулом для интенсификации им-портозамещения призвана стать диверсификация производств предприятий (ОПК) [13].
Останавливаясь подробно на региональных особенностях новой индустриализации, рассмо-] трим крупный индустриальный центр ЦФО с раз-= витой диверсифицированной структурой - Воро-е нежскую область, которая за последние 15 лет й имела динамику развития промышленности, опе-еЗ режающую среднероссийские значения в среднем Ц на 5% (среднегодовые темпы роста - 107,3% при
общероссийском показателе - 102,3%). В регионе находится большое количество крупных предприятий федерального значения, предприятия атомной энергетики и ОПК. В настоящее время в регионе реализуются «дорожные карты» использования технологий, продукции и услуг предприятий для нужд государственных корпораций. Большое внимание при их разработке должно отводиться информационной составляющей принятия эффективных управленческих решений [14].
В конце декабря 2020 г. утвержден стратегический проект «Новая индустриализация региона», который стал составной частью Стратегии социально-экономического развития области до 2035 г. Главная цель новой индустриализации - развитие промышленного производства с 2021 по 2024 гг. за счёт опережающего роста высокотехнологичных секторов, создания рабочих мест. В абсолютных цифрах целями проекта является рост объемов обрабатывающего производства до 780 млрд руб. к 2024 г. и увеличение количества высокопроизводительных рабочих мест на 20 тысяч единиц [15].
Ключевые моменты стратегического проекта приведены на рисунке 3.Как видно из рисунка 3, реализация данного проекта предусматривает увеличение объемов и темпов развития промышленного производства, создание комфортных условий ведения бизнеса, включающих инвестиционный климат. Для реализации проекта разработан план-график первоочередных мероприятий проекта «Новая индустриализация региона», а также будет разработан «План продвижения Воронежской области», который должен обеспечивать привлечение резидентов на все перечисленные инвестиционные площадки.
Таким образом, за последние годы создается серьезный инструментарий государственной поддержки новой индустриализации экономики России и регионов, а также необходимые условия для достижения целей стратегических проектов и программ. Стратегические проекты разрабатываются на федеральных и региональных уровнях и предусматривают поэтапный механизм их внедрения. Результами реализации проекта индустриализации Воронежской области являются инвестпроек-ты по строительству и перевооружению промышленных производств. Повышению эффективности реализации оборонными предприятиями гражданских проектов будет способствовать кластерный подход, содействие встраиванию предприятий в производственные цепочки и выходу на внешние рынки. Индустриализация позволит удвоить вклад в экономическую динамику высоко- и среднетех-нологичных производств - до 17% совокупного вклада в прирост ВВП, а также вклад сектора формирования человеческого капитала - до 9% совокупного вклада в прирост ВВП. Насущными представляется вопросы обеспечения увязки политики экспортно-ориентированного импортозамещения с процессами индустриализации и диверсификации промышленных производств.
Ключевые задачи
1. Обеспечить ежегодный рост обрабатывающих отраслей промышленности не менее чем на 4%;
2. Увеличить долю высокопроизводительных отраслей в объеме промышленного производства до 40%;
3. Войти в топ-20 регионов - лидеров промышленного производства
Направления работы в ходе реализации проекта
Условия реализации проекта
Мобилизация инвестиционных ресурсов. Крупными предприятиями области реализуется более 300 инвестиционных проектов
1.Формирование лучших в ЦЧР условий создания и развития производств, увеличение числа инфраструктурно-обеспеченных инвестиционных площадок, повышение качества функционирования государственных институтов развития, разработка новых мер господдержки модернизации промышленных предприятий;
2. Разработка пакетных предложений по поддержке ускоренного роста высокотехнологичных предприятий;
3. Активное продвижение кластерных и совместных проектов и содействие встраиванию промышленных предприятий в глобальные производственные цепочки и выходу на внешние рынки.
Результаты реализации проекта: 1. Инвестпроект - производственная линия на Россошанском заводе по изготовлению упаковочной тары (оценивается в полмиллиарда рублей, при этом 300 млн руб. заводу выделяет региональный фонд развития промышленности в виде займа под 1% годовых по программе повышения производительности труда.
2. Инвестпроект - производство высокоэффективных минераловатных материалов из экологически чистого базальтового волокна, реализуемый Воронежским комбинатом теплоизоляционных материалов (Объём заявленных инвестиций - около 4,4 млрд руб., объем производства до 70 тыс. тонн каменной ваты в год, новых рабочих мест - 200).
3. Инвестпроекты в области сельскохозяйственного производства и переработки (Расширение тепличного комбината «Воронежский», строительство компанией «Русская олива» завода по глубокой переработке зёрен амаранта).
Рис. 3. Ключевые моменты стратегического проекта Воронежской области «Новая индустриализация региона«
Литература
1. Татаркин А.И., Романова О.А. Новая индустриализация экономики России/ // Вестник УР-ФУ. - 2014. - № 3 - С. 13-21
2. Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 488 «О промышленной политике Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_173119/
3. Новая индустриализация России. Теоретические и управленческие аспекты: Коллективная монография / под научн. ред.д.э.н. Н.Ф. Газизуллина. - СПб.: НПК «РОСТ», 2014. - 237 с.
4. Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru
5. Путин: Новая индустриализация потребует 43 трлн рублей инвестиций в экономику РФ// Путин В.В. - Федеральный сайт «Единая Россия»: [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://er.ru/activity/news/
6. Указ Президента РФ от 7.05. 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ре-
сурс] - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/ document/557309575
7. Лукинова О.А., Писаренко Н.Д., Гусева Л.П. Инновационно-технологическое развитие как фактор экономического роста Российской Федерации//Инновации и инвестиции. -№ 1. 2019. - Издательство: ООО «Русайнс» (Москва). - С. 16-22.
8. Лукинова О.А., Писаренко Н.Д. Формирование инновационного потенциала в промышленности с учетом цифровой трансформации// Колл. монография «Эффективное управление изменениями в обществе, политике, экономике» -под редакцией М.А. Осипова. - Изд-во: Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Санкт-Петербург) - С. 87-22.
9. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://legalacts. ru/doc/prognoz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-rossiiskoi-federatsii-na-2022-god-i/
10. Правительство Российской Федерации: Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru
сз о со от m Р от
от А
=Е
11. Минпромторг России: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// minpromtorg.gov.ru/?http://minpromtorg.gov.ru
12. Стратегия импортозамещения в высокотехнологичных отраслях промышленности в процессе реализации национальных проектов/ Швах-малов Ф.И., Сизов Р.В.// Проблемы и перспективы развития промышленности России: сборник материалов VII Международной научно-
практической конференции «Промышленность России сквозь призму национальных проектов»; ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». -Москва: РУСАЙНС, 2020. - С. 355-366
13. Диверсификация оборонно-промышленного комплекса в развитии «Индустрии 4.0» и цифровой экономики Центральной России/ Лукино-ва О.А., Кульнев А.А. //Инновационный потенциал современной науки как драйвер устойчивого развития: в сборнике научных статей по итогам международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. - С. 143-146
14. К вопросу моделирования дорожных карт в форсайт-исследованиях/ Писаренко Н.Д., Лукинова О.А.// Математические методы и информационные технологии: в научном сборнике V Всероссийской (национальной) научно-практической конференции «Математические методы и информационные технологии». - Воронеж: Издательство «Научная книга», 2021. -103 с. - С. 37-45
15. Воронежская область планирует войти в 20-ку лидеров промышленного производства: Воронежская область. Официальный портал органов власти [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gowm.ru/novost/-/-/ id/6752768
RESEARCH OF STRATEGIC AND REGIONAL ASPECTS OF THE INDUSTRIALIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY
Lukinova O.A., Guseva L.P., Pisarenko N.D.
Voronezh Branch of the Russian Economic University named after G.V. Plekha-nov
The article reflects the results of the study of strategic and regional aspects of the industrialization of the Russian economy. The features, problems and trends in the development of industrialization of the Russian economy are highlighted, the indicators of industrialization are analyzed using statistical methods, as well as taking into account long-term forecasts. the policy of export-oriented import substitution is analyzed. A study of the indicators of the strategy for the development of the manufacturing industry in Russia until 2024 and for the period up to 2035 has been conducted. t is shown that the new industrialization provides for the active expansion of domestic sales markets and the diversification of high-tech enterprises. The strategic project of the new industrialization of the region's economy is analyzed on the example of the Voronezh region. The relevance of the work lies in the fact that the sustainable development of the economy of Russia and the regions provides for a new industrialization of the national industry.
Keywords: economy, new industrialization, strategy, region, industry, gross domestic product, indicators, import substitution, diversification.
References
1. Tatarkin A.I., Romanova O.A. New industrialization of the Russian economy/ // Bulletin of URFU. - 2014. - No. 3 - pp. 13-21
2. Federal Law No. 488 of 31.12.2014 «On Industrial Policy of the Russian Federation» [Electronic resource] - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/
3. The new industrialization of Russia. Theoretical and managerial aspects: A collective monograph / under the scientific editorship of Doctor of Economics N.F. Gazizullina. - St. Petersburg: NPK «GROWTH», 2014. - 237 p.
4. Federal State Statistics Service: Official website: [Electronic resource] - Access mode: http://www.gks.ru
5. Putin: New industrialization will require 43 trillion rubles of investment in the Russian economy// Putin V.V. - United Russia Federal website: [Electronic resource] - Access mode: https:// er.ru/activity/news/
6. Decree of the President of the Russian Federation No. 204 dated 7.05. 2018 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024» [Electronic resource] - Access modehttps://docs.cntd.ru/ document/557309575
7. Lukinova O.A., Pisarenko N.D., Guseva L.P. Innovation and technological development as a factor of economic growth of the Russian Federation//Innovation and investment. - No. 1. 2019. - Publishing House: Rusains LLC (Moscow). - pp. 16-22.
8. Lukinova O.A., Pisarenko N.D. Formation of innovative potential in industry taking into account digital transformation// Call. monograph «Effective change management in society, politics, economy» - edited by M.A. Osipov. - Publishing house: St. Petersburg State University of Economics (St. Petersburg) - pp. 87-22. 9. Forecast of socio-economic development of the Russian Federation for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024». - [Electronic resource] - Access mode: https://legalacts. ru/doc/prognoz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-rossiiskoi-federatsii-na-2022-god-i /
9. Government of the Russian Federation: Official website. - [Electronic resource]. - Access mode: http://government.ru
10. Ministry of Industry and Trade of Russia: official website[Elec-tronic resource]. - Access mode: https://minpromtorg.gov. ru /?http://minpromtorg.gov.ru
11. Import substitution strategy in high-tech industries in the process of implementing national projects/
12. Shvakhmalov F.I., Sizov R.V. Problems and prospects of development of industry in Russia: collection of materials of the VII International Scientific and Practical Conference «Industry of Russia through the prism of National projects»; Plekhanov Russian University of Economics. - Moscow: RUSAINS, 2020. - pp. 355-366
13. Diversification of the military-industrial complex in the development of «Industry 4.0» and the digital economy of Central Russia/ Lukinova O.A., Kulnev A.A. //Innovative potential of modern science as a driver of sustainable development: in the collection of scientific articles on the results of the international scientific and practical conference, St. Petersburg. - St. Petersburg: Publishing House of SPbGEU, 2021. - pp. 143-146
14. On the issue of modeling road maps in foresight research/ Pisarenko N.D., Lukinova O.A.// Mathematical methods and information technologies: in the scientific collection of the V All-Russian (national) scientific and practical conference «Mathe-matical methods and information technologies». - Voronezh: Publishing house «Scientific Book», 2021. - 103 p. - p.37-45
15. The Voronezh Region plans to enter the top 20 leaders of industrial production: Voronezh region. The official portal of the authorities [Electronic resource] - Access mode: https://www. govvrn.ru/novost /-/~/id/6752768
Q.
e