Итак, можно сделать вывод о том, что отечественная мемуарная литература имеет долгую и нелегкую историю развития, впитавшую в себя многовековые проблемы народа и ставшая одним из возможных средств передачи духовного опыта поколениями.
Мемуарный жанр обладает сложной структурой, в которой соединяются элементы других различных жанровых форм, таких как лирическая повесть, биографическое повествование, литературный портрет, путевые заметки, дневниковые записи, эссе и др. Также этот жанр включает в себя исследование психологии личности, позволяя понять читателю ход движения мысли автора.
Таким образом, можно говорить о том, что мемуары являются не просто «зеркалом истории», а прежде всего «зеркалом души», пропустившей через себя историю. Данное обстоятельство тем более важно сегодня в условиях, когда дефицит духовности, к сожалению, становится характерным явлением, а литература, и прежде всего русская, может в очередной раз стать средством ее сохранения, и немаловажное место здесь принадлежит мемуарам, поскольку именно они во многом являются связующим звеном прошлого, настоящего и будущего.
1 Анненков Ю. П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий: В 2 т. Т. 1. Л., 1991. С. 16.
2 Там же.
3 Классическая литературная энциклопедия: В 10 т. Т. 4. М., 1967. С. 624.
4 Словарь литературоведческих терминов // Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М., 1974. С. 205-206.
5 Цит. по: Колядич Т.М. Воспоминания писателей: Проблемы поэтики жанра. М., 1998. С. 26.
6 См.: Лихачев Д.С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1980. С. 78.
7 См., напр.: Н.С. Демкова, А.Н. Робинсон и др.
8 См.: Литературные направления и стили / Под ред. Н. Николаева, М. Рудневой. М., 1976. С. 147.
9 См.: Кардин В. (Кардин Э.В.). Сегодня о вчерашнем: Мемуары и современность. М., 1961. С. 167.
10 См. там же. С. 200.
11 См.: Колядич Т.М. Указ. соч. С. 152.
12 См. там же. С. 207.
13 Авторы настоящей статьи не ставили своей задачей выяснение специфики взаимоотношений некоторых представителей
советской и эмигрантской литературы в рамках интересующего нас жанра.
14 Николаев Н. Русские литературные мемуары Великой отечественной войны // Вопросы русской литературы. 1970. Вып. 1 (13). С. 62.
15 См. Кардин В. Указ. соч. С. 87.
16 См.: Волгин Г. (Волгин И.Л.). Самое заветное: Записные книжки писателей. Воронеж, 1974. С. 52.
17 Тынянов Ю.Н. Литературный факт. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1972. С. 257-258.
18 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1963. С. 39.
19 См.: Идельсон О.А. “Небеса поэзии” и “Земля нравственности”. О мемуарах Л.К. Чуковской. Самара, 1996. С. 148.
20 Гинзбург Л.Я. Претворение опыта. Л., 1991. С. 171.
УДК 154.4 O.A. Марченко*
Исследование стилевых характеристик взаимодействия сотрудников ОВД
В работе описываются основные подходы к исследованию особенностей поведения человека. Стилевые особенности рассматриваются как фактор, который формируется во взаимодействии человека с профессиональной средой. Описываются основные различи стилевых особенностей поведения в различных профессиональных выборках. Дается сравнительный анализ указанных особенностей.
In this work is written the main kinds of the persons behaviour. The style options can be seen like a option that makes in relations between a human and professional environment. There had also written about the main differents style options of the human’s behaviour in different kinds of professional group. Is given compare analyse.
Ключевые слова: общение, взаимодействие, стиль деятельности, деформация личности.
* Адъюнкт кафедры общей и практической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России.
Теоретический анализ литературы показывает, что стиль деятельности и общения может рассматриваться как совокупность устойчивых индивидуально-своеобразных систем целей, действий и операций в предметной деятельности или общении, которые играют основную роль в развитии (гармонизации) индивидуальности и выступают в качестве системообразующего личностного фактора.
При этом понятие стиля всегда подразумевает отнесенность данного параметра к особенностям поведения или системы взаимодействий субъекта. Большинство авторов полагают, что стиль поведения является наиболее обобщенной формой проявления поведенческих особенностей по сравнению с понятиями типов и стратегий1.
Понятие стилей поведения и взаимодействия включает в себя описания индивидуальных и типичных стилей. При этом описание стилей индивидуальной деятельности (общения) не представляется целесообразным ввиду множественности стилевых показателей, способных передать структуру индивидуальности. С другой стороны использование методик, направленных на исследование трех-четырех типичных стилей, также не является целесообразным. Наиболее полным инструментом измерения типичных стилевых особенностей повседневной жизни с этой точки зрения можно считать методики, имеющие достаточно широкое поле измерения типичных особенностей2.
Изначально предполагалось, что специфика проявления стилей может существенным образом зависеть от особенностей профессиональной среды, которая накладывает отпечаток как на формы проявления стилей деятельности, так и на особенности стилевого поведения в реальной жизни (общении, обыденном взаимодействии).
С этой целью нами было проведено исследование выборки сотрудников, занятых в различных видах профессиональной деятельности. В частности, нами были исследованы стилевые особенности таких профессиональных групп, как:
- следователи (1-я группа);
- сотрудники - будущие психологи (2-я группа);
- представители хозяйственных служб (3-я группа);
- ревизоры (4-я группа);
- служащие финансово-экономического управления (5-я группа).
На первом этапе нашего исследования анализировался общий показатель зависимости характеристик стиля от характера профессиональной деятельности. В рамках этой части исследования сначала проводился анализ показателей поведения в структуре оценки «Я-реального». Исследование результатов однофакторного дисперсионного показало, что наиболее зависимыми от направленности профессиональной деятельности оказались такие стили, как «властный-лидирующий» (0,005), «независимый-доминирующий» (0,004). «недоверчивый-скептический» (0,01). Несколько в меньшей мере данная тенденция наблюдалась по показателю «прямолинейность-агрессивность» (0,072). Можно предположить, что именно указанные стили поведения в большей мере подвержены воздействиям со стороны профессиональной деятельности во всех исследуемых группах. Наименее зависимыми от профессиональной деятельности стилями поведения можно считать такие стили, как «ответственный-великодушный» (0,763). а также «зависимый-послушный» (0,584).
Можно предположить, что в большей или меньшей мере формирование всех стилей данного вида деятельности зависит от включенности в определенные профессиональные отношения.
Дальнейший анализ показателей этой же методики на предмет оценки особенностей «Я-идеального» показал, что профессиональная деятельность способна оказывать определенное влияние не только на формирование стилей поведения, но также и на то, что лежит в корне поведенческих изменений - самооценку человека.
Так, представленная выборка в целом характеризуется незначительно выраженной тенденцией приобрести в процессе профессионализации наиболее предпочтительный стиль поведения. Среди таких предпочтительных стилей поведения оказались, в частности, такие стили, как «независимый-доминирующий» (0,06). В несколько меньшей мере служащие хотели бы приобрести такие стили поведения как «властный-лидирующий» (0,18) и «прямолинейный-агрессивный» (0,24), «ответственный-великодушный» (0,21). Однако последние три показателя характеризуют лишь тенденцию к выбору данных стилей в качестве предпочтительных форм поведения субъекта в различных видах деятельности. Возможно, при увеличении численности выборки данная тенденция была бы выражена более значительно. Анализ указанных данных позволяет предположить, что самооценка индивидом реальных и желательных особенностей поведения также предполагает тенденцию к зависимости от профессиональной деятельности. Однако, но всей видимости, существует ряд профессиональных направлений деятельности, которые в большей или в меньшей мере оказывают влияние на самооценку индивида. При этом, согласно теоретическому анализу, именно изменение самооценки может сложить основанием усиления особенностей некоторых реально представленных поведенческих стилей. Первичные данные обработки представлены в табл. 1.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (34) 2007
Таблица 1
Показатели зависимости самооценки сотрудников ОВД от особенностей профессиональной деятельности
№ Показатель Г(критерий Фишера) Уровень значимости
1 Властный-лидирующий 1,581 0,187
2 Независимый-доминирющий 2,279 0,068
3 Прямолинейный-агрессивный 1,405 0,240
4 Недоверчивый-скептический 1,175 0,328
5 Покорно-застенчивый 0,522
6 Зависимый-послушный 0,715 0,584
7 Сотрудничающий-конвенциальный 1,274 0,287
8 Ответственно-великодушный 1,470 0,219
Однако подобного рода анализ позволяет выявить лишь общую тенденцию зависимости исследуемых показателей от профессиональной деятельности в целом по выборке.
Дальнейший анализ показателей по профессиям проводился в рамках сравнения выборок по первичным статистическим данным. Анализ показателей включал изучение результатов на предмет оценки имеющихся у исследуемых на данный момент особенностей поведения. Анализ показателей методики Т. Лири в исследуемых выборках показал, что в азных группах имеют место различные, специфические для каждой профессиональной деятельности формы проявления стилевых особенностей. При этом необходимо заметить, что интерпретация данных ДМО в основном ориентирована на преобладание одних показателей над другими, и в меньшей степени - на абсолютные величины. Данные анализа первичных статистик по указанным показателям приведены в табл. 2.
Таблица 2
Предпочтительные стили поведения в исследуемых группах
Групп« Средние □№Шт.1м в цс.юм по стнлчм нннедения (максичш.1мш1.‘ количсс 1 пи Гш. кнн+ - 1 ы
] к им 1 ф< 1 иные тсцдш ищи Кн 1 |ф| ф м 11мг те идо 11111 и
Незвпнснмпсп, Склонность к конфликтом Подчиняемо сть, неуверенность Склонность к компромиссом
1 г 3 -1 5 6 7 8
Следователи 7/'- 7,07 ^77 3,31 гм 5,54 5,08 4,92
Псниишм 4,87 4,73 3,80 2,17 3,27 3,07 (5,20 5,ао
Хозяйственники 3,92 3,38 3.23 2,00 3.23 2,62 4,62 4.54
РеШ1 И>|И»Т 5,46 4,71 4.21 4,42 4.54 3,63 М3 5.63
Экоиомисгы 4.43 4.30 4^5 3,87 4,52 ив 157 5*35
Итого 5,18 4,76 4,26 М2 3,88 3,2 ? г- 5,32
Где:
1 - властный-лидирующий:
2 - независимый-доминирующий;
3 - прямолинейный-агрессивный;
4 - недоверчивый-скептичный;
5 - покорный-застнчивый;
6 - зависимый-послушный;
7 - сотрудничающий-конвенциальный;
8 - ответственный-великодушный.
Нами поочередно анализировались особенности поведения сотрудников в рамках различных профессиональных групп, принадлежащих к различным профессиональным направлениям.
Исходя из данных табл. 2, можно сказать, что доминирующим стилем поведения в группе 1 (следователи) оказались такие стили поведения, как «властный-лидирующий», «независимый-доминирующий». В несколько меньшей мере представлен стиль «прямолинейный-агрессивный». Наименее представленными и структуре стилевых особенностей данной профессиональной группы являются стили «покорный-застенчивый» и «зависимый-послушный».
В группе психологов к наиболее предпочтительным стилям поведения относятся «сотрудничающий-конвенциальный». В несколько меньшей мере представлен стиль «ответственновеликодушный». К наименее распространенным стилям можно отнести стили «недоверчивый-скептический».
Интересным представляется тот факт, что в целом показатели стилей поведения в рамках профессий «человек-человек» несколько выше у следователей, нежели у психологов, призванных заниматься непосредственно процессом взаимодействия. Это может говорить в пользу большей сформированности именно определенных стилевых особенностей в группе следователей.
В противоположной по профессиональной направленности группе (представители хозяйственных служб) доминирующими оказались такие стили поведения как «сотрудничающий-конвенциальный» и «ответственный-великодушный». Однако практически все показатели стилей поведения представлены на очень низком уровне, что может говорить как о недостаточной сформированности стилевых особенностей у представителей данной профессиональной группы, так и об отсутствии навыков самооценки индивидуальных качеств (способностей к интроспекции) у ее представителей И тот и другой факт можно связать с отсутствием в профессиональной деятельности направленности на активное взаимодействие в исследуемой группе сотрудников.
В группе ревизоров наиболее предпочтительными оказались такие стили поведения, как «сотрудничающий-конвенциальный» и «ответственный-великодушный». В несколько меньшей мере представлен такой стиль, как «властный-лидирующий». При этом все стили поведения в группе ревизоров оказались выражены на более значительном уровне, нежели у психологов и хозяйственников, но оказались несколько ниже (по среднему показателю), чем у следователей. Наименее представленным в группе ревизоров оказался такой стиль поведения, как «зависимый-послушный».
В завершение анализировались данные представителей финансово-экономических управлений. У данной группы сотрудников в наибольшей мере были представлены такие стили поведения, как «сотрудничающий-конвснциальный» и «ответственный-великодушный», однако степень превышения этих показателей над другими недостаточно высока. Наименее представленными оказались такие стили поведения, как «зависимый-послушный» и «недоверчивый-скептический».
Обобщая полученные данные, можно сказать, что в целом общий уровень показателей выраженности стилей поведения у всех групп сотрудников ОВД не превышает 8 баллов, что может свидетельствовать о незначительной выраженности показателей у исследуемой группы.
В структуре психологических особенностей всех сотрудников ОВД в максимальной степени представлены такие стили поведения, как «властный-лидирующий» и «сотрудничающий-конвенциальный». В минимальной степени представлены такие стили поведения, как «недоверчивый-скептический» и «зависимый-послушный». При этом наибольшая выраженность стилей поведения в целом наблюдается в группах следователей и психологов - т.е. в рамках тех видов профессиональной деятельности, которая требует максимальной включенности в структуру человеческих отношений. Однако стилевые особенности в данных группах не отличаются особым разнообразием. Наибольшим многообразием стилей поведения (достаточно высокая в среднем степень выраженности всех стилей) обладают ревизоры. Наименьшим - хозяйственники. При этом максимальный разброс данных наблюдается в группах следователей и психологов. Данный факт может говорить в пользу наличия более жестко закрепленных стилей в группе следователей и психологов. Можно предположить, что именно данные виды профессиональной деятельности способны в максимальной степени влиять на формирование определенных, жестко закрепленных стилевых особенностей.
Исходя из содержательного анализа поведения, можно сказать, что максимальную независимость демонстрируют представители следственных служб, максимальную склонность к компромиссам и ответственность - психологи и ревизоры, минимальную склонность к конфликтам и подчиняемость -представители хозяйственных служб.
Необходимо заметить, что данные, полученные в нашем исследовании, вполне согласуются с психограммами различных профессий, приведенными в работах Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких, А.Д. Сафронова.
Достаточно интересным представляется анализ показателей «Я-идеального» в исследуемой выборке. Для начала нами анализировались данные в целом по всей группе сотрудников ОВД. Далее проводился анализ конкретных профессиональных групп. Эти данные представлены в табл. 3.
Самооценка желательных качеств («Я-идеальное») у представителей различных профессиональных групп
Таблица 3
Группа Средние показатели в целом по стилям поведения (максимальное количество баллов - 16)
Неконформные тенденции Конформные тенденции
Независимость Склонность к конфликтам Подчиняемость, неуверенность Склонность к компромиссам
1 2 3 4 5 6 7 8
Следователи 2,00 0,92 1,08 0,00 0,46 0,54 1,00 1,69
Психологи 4,00 3,13 1,60 0,40 1,20 1,07 2,27 2,53
Хозяйственники 1,62 0,92 0,38 0,00 0,46 0,23 0,62 0,46
Ревизоры 3,13 1,79 1,96 0,58 0,71 0,96 1,29 1,71
Экономисты 2,74 2,17 1,70 1,04 1,13 1,57 1,48 1,61
Итого 2,78 1,86 1,47 0,50 0,83 0,97 1,36 1,64
£
¡3
&
I
а.
!
ІБ
Где:
1 - властный-лидирующий:
2 - независимый-доминирующий;
3 - прямолинейный-агрессивный;
4 - недоверчивый-скептичный;
5 - покорный-застнчивый;
6 - зависимый-послушный;
7 - сотрудничающий-конвенциальный;
8 - ответственный-великодушный.
Детальный анализ общих тенденций показателей дал следующее. Наиболее желательными стилями поведения сотрудников ОВД считаются «властный-лидирующий» и «независимый-доминирующий». Несколько в меньшей мере им присуще желание приобрести качества из блока «ответственный-великодушный». При этом, несмотря на то, что данные качества и так присутствуют в выборке максимально (т.е. превышают оценки по всем другим стилям поведения), тем не менее большинство исследуемых предполагает, что данные поведенческие особенности нуждаются в улучшении именно в данном направлении. Интересным представляется тот момент, что желательными в основном признают стили поведения, характеризующие неконформные тенденции. При этом улучшение собственных особенностей наблюдается в сторону повышения независимости мнения, упорства в отстаивании собственной точки зрения, лидерства, доминирования.
Несколько стилей поведения оказались менее популярными в плане совершенствования своего поведения в дальнейшем. К ним можно отнести такие стили поведения как «недовольный-скептический», «покорно-застенчиный», «зависимый-послушный». Однако в рамках оценки своих реальных поведенческих особенностей данные показатели представлены ненамного ниже.
Подобная тенденция формирования желательных качеств может объясняться наличием системы строгих субординационных отношений а системе ОВД, которая определенным образом регламентирует свободные проявления поведения, накладывая определенный отпечаток на строй психологических качеств индивида. Это, в свою очередь, проявляется в тенденции к формированию стилей поведения, ориентированных на формирование самостоятельности, желания доминировать и т.д.
В целом по выборке можно сказать, что степень готовности к изменениям собственных характеристик вообще, в выборке сотрудников ОВД в целом представлена очень слабо.
Анализ показателей по отдельным выборкам показал, что представители различных профессиональных групп также различаются по характеру тенденций в рамках направления самосовершенствования поведения.
Так, оказалось, что в наибольшей мере тенденция к изменению собственных поведенческих особенностей проявляется у психологов. В меньшей мере - у представителей хозяйственных служб. При этом у психологов тенденция к изменению собственных качеств проявляется практически во всех поведенческих стилях, кроме стиля «недоверчивый-скептический». Данный факт может указывать на желание сформировать в дальнейшем сбалансированный континуум стилей взаимодействия. С
другой стороны, он может свидетельствовать о наличии низкой самооценки, склонности к самоанализу, тревожности у представителей «коммуникативных» специальностей. Данный факт вполне согласуется с представлениями о профессионально важных качествах психологов, обладающих высокой чувствительностью и критичностью, в первую очередь по отношению к самому себе. Интересным представляется и тот факт, что в качестве желательных психологами признаются качества, характеризующие как конформные, так и неконформные тенденции. Это также может свидетельствовать о наличии в группе психологов четких представлений о том, что в различных ^ ситуациях могут иметь место различные стили поведения.
Как мы уже сказали выше, наименьшей потребностью в изменении собственных поведенческих особенностей обладают представители хозяйственных служб. Незначительное увеличение показателей ^
в данной группе обнаруживается лишь в рамках стиля «властный-лидирующий».
Однако, исходи из процедуры исследования и общения с сотрудниками хозяйственных служб, ^
можно констатировать, что потребность в получении психологических знаний в данной группе сотрудников отсутствует. Следовательно, скорее всего, низкие показатели по данной части теста могут говорить в пользу отсутствия у сотрудников данной группы возможности к адекватной самооценке ввиду наличия низкого уровня психологической подготовки. Учитывая полученные данные, можно сказать следующее. В данной группе сотрудников можно зафиксировать не только отсутствие четко выраженных стилевых особенностей («Я-реальное»), но и снижение потенциальной возможности («Я-идеальное») самостоятельно решить, проблему формирования стилевых особенностей.
Достаточно интересными представляются данные, полученные для других групп сотрудников. ^ Следующее место после психологов по уровню выраженности тенденции к формированию или изменению стилевых особенностей можно считать экономистов, т.е. представителей той группы профессий, которая в меньшей мере, чем психология, ориентирована на взаимодействие. Данной ^
группе сотрудников свойственна тенденция к самосовершенствованию собственных качеств ^
практически по всем показателям стилей. При этом самооценку представителей данной ^
профессиональной группы можно считать достаточно сбалансированной. Несколько в большей мере данная особенность проявляется по отношению к неконформным тенденциям. Однако общий уровень
I
выраженности самооценки «Я-идеального» у представителей данной профессии не является высоким. 55
Оставшиеся две группы сотрудников характеризуются достаточно низкими (в целом) ^
показателями самооценки «Я-идеального». Так, у представителей следственных органов наблюдается ^
тенденция совершенствования своих собственных особенностей в направлении формирования таких ^
и и и и и и т-) 5!
стилей взаимодействия, как «властный-лидирующий» и «ответственный-великодушный». В несколько меньшей мере представлены тенденции формирования стилей «прямолинейно-агрессивный» и ^
«сотрудничающий-конвенциальный».
Исследование тех же показателей у представителей ревизорской службы показало наличие похожей тенденции. Так, в данной группе сотрудников максимально выраженной оказалась тенденция к формированию «властного-лидирующего» стиля. В несколько меньшей мере в исследуемой группе представлены тенденции к формированию «прямолинейного-агрессивного» и «ответственного-великодушного» стилей поведения. Таким образом, анализ данных показывает наличие у данной группы незначительно выраженной внутренней тенденции к изменениям (в отличие от группы ^ представителей хозяйственного управления). Однако конкретные показатели «Я-идеального» ^
указывают и на другой факт. В частности, факт наличия у двух последних групп выраженной тенденции ^
к формированию неконструктивных форм поведения. ^
Учтем тот факт, что среди представителей двух последних профессий наиболее выраженными ^
формами взаимодействия являются властность, доминирование, директивность. Именно эти показатели характеризуют операциональную сторону деятельности данных служб. Поэтому небольшое снижение тенденции к адекватной самооценке и изменению собственных качеств в сторону усиления уже выработанных стилей поведения может считаться вполне объяснимым фактом, однако склонным ^
ускорять процесс профессиональной деформации индивида как за счет увеличения стереотипизации в структуре поведенческих особенностей, так и за счет выработки н совсем конструктивных форм поведения3.
В целом можно сказать, что стиль повеления в определенной мере зависит от особенностей ^ профессиональной деятельности, что в определенной мере можно рассматривать в качестве одного из факторов профессиональной деформации. Однако именно факт зависимости стилевых особенностей поведения от профессии может являться источником формирования стереотипных форм поведения, а также рассматриваться как фактор дальнейшего профессионального роста сотрудников.
К)
Литература
1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
2. Ильин Е.П. Стиль деятельности: Новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 85-93.
3. Исмагилова А.Г. Характеристика индивидуальных стилей педагогического общения воспитателей детских садов // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992. С. 68-78.
4. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 65-71.
5. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: ИПП-ИСПЮ, 2000. 512 с.
6. Толочек В.А. Структура и форма индивидуального стиля деятельности в спорте // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 145-149.
7. Толочек В.А. Индивидуальный стиль деятельности - устойчивость и изменчивость // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 100-108.
8. Толочек В .А Исследование индивидуального стиля деятельности // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 53-60.
9. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000.
1 См.: Ильин Е.П. Стиль деятельности: Новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 85-93; Исмагилова А.Г. Характеристика индивидуальных стилей педагогического общения воспитателей детских садов // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992. С. 68-78; Ее же. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 65-71; Толочек В.А. Структура и форма индивидуального стиля деятельности в спорте // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 145-149; Его же. Индивидуальный стиль деятельности - устойчивость и изменчивость // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 100-108; Его же. Стили профессиональной деятельности. М., 2000.
2 См.: Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М., 2000.
3 См.: Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004.
М.Р. Шагиахметов*
Системный подход и философия
В данной статье сделана попытка применения системного подхода к философии. Системное мышление присуще человеку с момента возникновения абстрактного мышления и в своем развитии прошло несколько этапов: от систем на основе тождества через дуализм тождества и отрицания к диалектике. Новизна состоит в расширении системного подхода, которое выразилось в рассмотрении противоположностей сознания и материи как системы, отражающей противоречия реальной жизни, а философии - в системе массового сознания.
In this article the author have attempted to apply the system notion about philosophy. The system mentality is characteristic of man since abstract mentality had spring up and had pass trough several stages of himself intelligence: from systems was based on identity through dualism of identity and negation to dialectics. This article innovation is contained in expansion of system notion, there opposites: spirit and matter, has investigated as a elements of system, reflected real opposites, and philosophy has investigated as a element of social spirit system.
Системное мышление было присуще человеку с момента возникновения абстрактного мышления. Как только мышление стало способно отрывать понятия от конкретных предметов или явлений реальной действительности, оно стало их систематизировать. Любое понятие - это уже система предметов или явлений, обьединенных наличием общих признаков, абстракция от их конкретных случайных различий, это уже род, класс или вид. Систематизация, как проявление системного мышления является необходимой составляющей абстрактного мышления вообще. Первый
* Кандидат юридических наук.