ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Работа представлена кафедрой педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Г С. Трофимова
В статье приведены некоторые ключевые компетенции, необходимые для оценки подготовленности студентов к профессиональной педагогической деятельности, а также представлены основные результаты исследования степени их сформированное™.
The article reveals the key competence which is necessary for estimation of students' preparation for their professional pedagogical activity. The main results of the formation level research are given.
Проблема качества подготовки специалистов является актуальной для высшей школы. Существующие в нашей стране формы и методы оценки эффективности образовательных программ подготовки в основном ориентированы на измерение количественных показателей знаний, умений и навыков выпускников, тогда как мировой тенденцией является переход от количественного оценивания к качественному, когда в центре внимания находятся компетенции будущего специалиста. Поставленные перед высшим образованием цели и задачи предопределяют создание новых технологий измерения качества образования в России, основанных на применении компетентностного подхода. Данный подход, в дополнение к традиционному, позволяет разработать систему новых критериев для оценки качества подготовки студентов и использовать их еще в процессе освоения ими соответствующих образовательных программ с целью коррекции процесса обучения и индивидуальных траекторий развития личности.
Комплексное изучение проблем высшего педагогического образования и аналитический обзор работ по вопросам оценки качества образования определили необходимость создания технологии оценивания качества подготовки специалистов (ОКПС) на основе компетентностного подхода.
Нами было проведено исследование, включающее четыре основных этапа.
Целью первого, пилотажного этапа Исследования стало выявление ключевых компетенций педагога и соответствующих ка-„ 2 честв и свойств личности , которые должны быть сформированы у студента в" процессе обучения. На данном этапе был про-
веден опрос трех групп респондентов: студентов, обучающихся на педагогических направлениях гуманитарных специальностей, преподавателей и учителей-професси-оналов. По итогам опроса были проведены сравнительный анализ, ранжирование и объединение близких по смыслу компетенций, выделены некоторые наиболее значимые ключевые компетенции в соответствии с классификацией И. А. Зимней: 1) стремление к полному физическому и духовному здоровью и его совершенствованию; 2) стремление к счастливой семейной жизни; 3) демонстрация активной жизненной позиции; 4) понимание ценностей мировой культуры; 5) демонстрация широкого круга интересов и кругозора, обладание общей культурой; 6) стремление к расширению и приращению накопленных знаний; 7) стремление к свободе и ответственности; 8) проявление чувства собственного достоинства, уверенности в себе; 9) проявление уравновешенности и эмоциональной стабильности; 10) стремление к самосовершенствованию, саморегулированию, саморазвитию; 11) стремление к достижению поставленных целей; 12) проявление доброжелательного отношения к окружающим; 13) проявление терпимости в общении и уважения к собеседнику; 14) демонстрация способности к разрешению и избеганию конфликтных ситуаций; 15) проявление способности и готовности к общению; 16) проявление самоконтроля в общении, сдержанности, самодисциплины; 17) владение кросскультурным общением; 18) проявление творческого потенциала; 19) демонстрация высокого уровня профессиональной направленности; 20) проявление способности планировать и прогнозиро-
вать свои действия, организовывать свою деятельность; 21) проявление высокого уровня информационной культуры.
Следующим шагом стало выявление основных компетенциеобразующих личностных качеств и подбор соответствующих оценочных средств и технологий.
Следующими этапами исследования стали этапы диагностирования, формирования и контроля результатов. Общее количество испытуемых составило 122 человека. Контроль исследования осуществлялся по группе студентов непедагогического направления этих же специальностей, всего 54 человека. Одни и те же студенты проходили тестирование на 1, 3 и 5-м курсах полного цикла обучения. Для обеспечения степени надежности результатов применялись проверенные тестовые материалы, которые обрабатывались по стандартным методикам, в некоторых случаях были использованы авторские анкеты. Полученные результаты, имеющие различную размерность и единицы измерения, приводились в единую систему сопоставимых расчетных единиц (проценты от максимально возможного результата). Для всей выборки студентов рассчитывалось среднее значение по каждому из исследуемых свойств личности и вычислялась возможная ошибка тестирования по методу среднего квадратичного отклонения (в нашем исследовании она составила от 4 до 8%). Результатом этих этапов работы явилась полученная динамика развития значимых для педагога личностных качеств у экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) студентов. В это же время проводился анализ учебных планов обучающихся и полученных студентами оценок по изученным дисциплинам и определен средний балл по теоретическим и практическим занятиям для каждого студента на 1,3,5-м году обучения. При этом были выявлены различия в структуре учебных планов ЭГ и КГ. Результаты были приведены к той же системе измерения. Расчет средних баллов по обеим группам и возможной ошибки вычисления проводился аналогичным методом.
Непосредственное вычисление степени сформированности компетенций проводилось на базе компетенциеобразующих свойств личности с учетом средних баллов по теоретическим и практическим занятиям для каждого студента исследуемых групп. В основу расчета было положено утверждение о том, что знания и опыт их применения определяют уровень или степень возможности проявления личностных качеств . Будем считать, что в условиях современного образовательного процесса в вузе объективной оценкой полученных знаний и практического опыта студента выступает средний балл успеваемости. Полагаем при этом, что процент усвоенных теоретических знаний и практических умений и навыков определяет процент проявления необходимых личностных свойств и качеств, т. е. степень сформированности компетенций. На этом шаге были вычислены в процентном выражении значения ключевых компетенций, а также с использованием аддитивного метода свертки, который предполагает построение интегрального критерия в виде взвешенной суммы локальных параметров и применяется для расчета рейтинговых показателей, значения подклассов и классов компетентностей и их отклонений. Полученные числовые данные приведены в работах автора . Весовые коэффициенты для каждого уровня свертки на данном этапе расчета были выбраны равнозначными. Важнейшим результатом расчета явилось получение общего интегрального значения, позволяющего сделать комплексный вывод о степени готовности студента к предстоящей профессиональной деятельности как индивидуально для каждого студента, так и в среднем для исследуемой группы.
К основным результатам проведенного исследования можно отнести следующее:
1. Предложенная нами методика позволила проследить индивидуальную траекторию развития показателей педагогической компетентности студента, что дает возможность контролировать основной результат
образования - формирование ключевых компетенций и в случае необходимости проводить необходимую корректировку процессов обучения и траектории индивидуального развития студента. На рис. 1,2, 3 приведен пример динамики развития ключевых компетенций отдельного студента.
2. Оценивание формирования ключевых компетенций в экспериментальной и контрольной выборках на базе средних значений дает возможность выявлять влияние изучаемых дисциплин и, как следствие, проводить корректировку как самих учебных планов обучения и их содержания, так и
Рис. 1. Показатели ключевых Рис. 2. Показатели ключевых Рис. 3. Показатели ключевых компетенций студента компетенций студента компетенций студента
1-го курса 3-го курса 5-го курса
применяемых образовательных технологий, методов, организационных форм, учебной среды и т. д.
3. Изучая процесс формирования педагогической компетентности в современных условиях, можно сделать выводы об эффек-
тивности существующего образовательного процесса. Рис. 4, 5, которые отображают степень сформированности ключевых компетенций студентов - будущих педагогов (выделенная область) и студентов КГ, позволяют в сравнении наглядно видеть
Рис. 4. Показатели ключевых компетенций Рис. 5. Показатели ключевых компетенций
студентов 1-го курса студентов 5-го курса
различия в структуре педагогической компетентности и ее отдельных компонентов на 1-ми 5-м курсах обучения. Рост значений показателей педагогической компетентности у студентов ЭГ составил в целом 20%, у студентов КГ - 2,5%.
4. На основании проведенных расчетов был сделан вывод о том, что современные образовательные программы подготовки педагогов в классическом университете в наибольшей степени способствует развитию ключевых компетенций I класса - компетенций, относящихся к самому человеку как личности (24%); в меньшей степени развиваются компетенции II класса - компетенции человека и социальной среды (21%) и развиваются незначительно компетенции III класса - компетенции деятельности человека (13%). Приоритетно формируются компетенции под цифрами 2,8,9; в меньшей степени- 1,3,5, 10, 11,13-17; незначительно-12, 18,21 р е ф ор м ирую тся - 4 , 6 , 7,19,20.
Проведенное исследование позволило выявить некоторые ключевые компетенции, необходимые для оценки подготовлен-
ности студентов к профессиональной педагогической деятельности, определить компонентный состав компетенций и связать с соответствующими личностными качествами. Разработанная методика расчета включает обработку результатов тестирования групп студентов для последующего вычисления как значений локальных показателей, так и интегрированного показателя общей компетентности педагога. Доказана возможность оценки степени сформированности исследуемых компетенций на основе анализа компетенциеобразующих личностных качеств. Таким образом, технология ОКПС позволяет диагностировать цели и результаты освоения студентами образовательных программ на языке «компетенций» в режиме мониторинга на любом этапе обучения будущих педагогов, является универсальной, динамичной, легко модифицируется с изменением условий и требований и может быть использована на разных уровнях анализа в системе менеджмента качества современного вуза для улучшения эффективности образовательного процесса.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. С. 13-15, 58; Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С. 23-30.
Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. С. 21-26.
Электронный ресурс http://www. let.rug.nl/TuningProject/index.htm; электронный ресурс http:// www. relint. deusto.es/TuningProject/index.htm
4
Трубицына Н. А. Исследование динамики развития ключевых компетенций у студентов гуманитарных специальностей современного классического университета // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. Электрон, журн. М.: МГУКИ, 2006. № гос. регистрации 0420600016. Режим доступа свободный: http://www.e-culture.ru/ Speakersl/Tr'ubitsina.pdf. Загл. с экрана; Трубицына К А. Усовершенствование технологии оценки качества подготовки студентов - будущих педагогов на основе компетентностного подхода // Культура & общество рлектронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. Электрон, журн. М.: МГУКИ, 2006. № гос. регистрации 0420600016. Режим доступа свободный: http://www.e-culture.ru/Speakersl/Trubitsina.pdf. Загл. с экрана.