Научная статья на тему 'Исследование специфики психологической защиты психологов на этапе профессионального мастерства'

Исследование специфики психологической защиты психологов на этапе профессионального мастерства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИЗИСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / PROFESSIONAL SKILLS / PSYCHOLOGICAL DEFENSES / MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSES / COPING STRATEGY / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PROFESSIONAL ACTIVITY EFFICIENCY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT CRISES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Анна Геннадьевна

Приводятся результаты исследования моделей защитного поведения психологов на этапе профессионального мастерства, их влияния на эффективность профессиональной деятельности, а также на преодоление нормативных кризисов профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петрова Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychologist and professional skills mastering: Investigation of specific psychological defense

Results of a study on models of psychologist defensive behavior, and how they can influence levels of professional activity efficiency. Efforts to cope with and overcome standard crises facing professional development.

Текст научной работы на тему «Исследование специфики психологической защиты психологов на этапе профессионального мастерства»

Тестирование с целью определения фактического уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности должны содержать задания на оценку развития всех компонентов мотивационно-ценностного отношения (когнитивного, содержательно-деятельностного, ценностно-мотивацион-ного, оценочно-рефлексивного).

Проявление собственной активности будущих социальных педагогов в учебном процессе. Известно, что за любой активностью человека стоит потребность. Потребность получает жизнь благодаря мотиву. Мотив - это опредмеченная потребность, предмет, достижение которого является смыслом активности. Стимулирование активности происходит под влиянием идеалов, складывающихся в процессе социализации (как стихийной, так и направленной) [4]. Активность личности имеет под собой очень сложный механизм, в котором естественно могут возникать сбои. Но целенаправленная работа по формированию мотивационно-ценностной сферы человека программирует образцы будущей жизнедеятельности, побуждает человека к постановке и достижению все новых и новых целей, потенцируя активность личности.

Эти условия содержатся и реализуются как на учебных занятиях, так и во вне-

учебной деятельности. Освоение дисциплин социально-гуманитарного характера особенно положительно влияют на формирование мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности, что в очередной раз доказывает, необходимость комплексного подхода в процессе формирования мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.

2. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. Ростов н/Д, 1999.

3. МудрикА.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.4.1.

4. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С.16 - 22

4. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов. высших учебных заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. М., 2001.

ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПСИХОЛОГОВ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Петрова А.Г.

Изучение специфики психологической защиты как мощной регуляционной системы на различных этапах профессионального становления личности делает возможным понимание глубинных процессов эффективной адаптации специалистов к профессиональной деятельности, а следовательно, позволяет осуществлять своевременную коррекцию дезадаптивных стратегий поведения. Осо-

бую актуальность данный вопрос приобретает при изучении групп "социальных" профессий, предполагающих высокую информационную насыщенность, работу с негативными эмоциями клиента, высокую моральную ответственность за результат работы.

В статье мы исходим из следующего теоретического предположения: психологическая защита встроена в структуру лич-

© Петрова А.Г., 2011

ности профессионала [6] на уровне профессионально важных качеств (ПВК) и выполняет функцию регулятора, как деятельности, так и процесса формирования личности профессионала. Теоретическая модель ПВК [3; 7] предполагает наличие четырех блоков: когнитивного, ценностно-мотивационного, коммуникативного и регуляционного.

На основании проведенного корреляционного исследования были выявлены следующие специфические закономерности. Регуляционный блок профессионально важных качеств отличается высокой выраженностью защитных механизмов "Рационализация", "Компенсация", копинг-стратегии "Решение задачи". Параметры регуляционного блока имеют многочисленные корреляционные связи с параметрами других блоков ПВК, что обосновывает встроенность системы психологической защиты в систему ПВК [7]. Уникальность системы психологической защиты на этапе мастерства заключается в том, что, несмотря на низкую выраженность параметров регуляционного блока, их организованность между собой и связь с другими блоками системы ПВК обеспечивают эффективное осуществление профессиональной деятельности.

На основании результатов исследования были выявлены две характерные для этапа мастерства модели защитного поведения: модель, включающая механизмы "Регрессия", "Проекция", "Смещение", "Сублимация", "Вытеснение", "Отрицание", "Рационализация", "Формирование реакции", копинг стратегии "Эмоции", "Социальное отвлечение", "Решение задачи", "Избегание", и личностную характеристику "Эмоциональная устойчивость"; модель, основанную на механизме "Компенсация".

1. Модель, включающая механизмы "Регрессия", "Проекция", "Смещение", "Сублимация", "Вытеснение", "Отрицание", "Рационализация", "Формирование реакции", копинг стратегии "Эмоции", "Социальное отвлечение", "Решение задачи", "Избегание", и личностную характеристику "Эмоциональная устойчивость". Данная модель объединяет большинство параметров регуляционного блока ПВК. Наличие многочисленных положительных корреляционных связей внутри модели свидетельствует о том, что она обеспечивает поливариа-

тивное защитное поведение в ситуациях, провоцирующих тревогу [6], поэтому данную модель можно назвать "Поливариативной".

Наличие обратной корреляционной связи между параметрами модели, имеющими наибольший структурный вес, определяет существование внутри нее двух защитных комплексов. Один из них представлен защитными механизмами "Проекция", "Рационализация", "Формирование реакции", "Регрессия", "Вытеснение", "Смещение", "Сублимация", копинг "Решение задачи" и личностная характеристика "Эмоциональная устойчивость". Основная весовая нагрузка в структуре данного комплекса принадлежит защитным механизмам "Формирование реакции" и "Регрессия". Учитывая тот факт, что данный комплекс представлен защитными механизмами, можно утверждать, что его действие в большей мере не осознается субъектом и направлено на решение внутренних личностных конфликтов. Особенностью периода мастерства является активное участие рефлексивных процессов в осуществлени профессиональной деятельности, что проявляется в постоянном анализе субъектом своего состояния, мотивационной направленности, интересов, личностных характеристик, типичных форм поведения в разных ситуациях. Постоянный самоанализ, безусловно, выявляет нежелательные аспекты личности и поведения профессионала. Таким образом, включение бессознательных форм защит способствует сохранению благоприятного образа "Я". При участии механизма вытеснения неприемлемые мотивы собственного поведения "забываются", а энергия, оставшаяся в бессознательном, находит выход через творческое выражение, осуществление действий, приносящих удовольствие и эмоциональную разрядку на ранних этапах развития, перенос негативных реакций на более безопасный объект или самого себя [1; 5]. Участие механизмов проекции и рационализации в данном комплексе способствует активизации в сложных ситуациях внешнеобвиняющей позиции, а так же оправдания собственных действий по принципу "все так делают" [5]. Проявление механизма формирование реакции связано с копингом "Эмоции", "Решение задачи" и личностной характеристикой "Эмо-

ционапьная устойчивость". Высокая чувствительность к воздействиям среды, в том числе, оценкам со стороны, провоцирует обратное поведение, которое может проявляться в гипертрофированной самодостаточности, сентиментальности, впечатлительности и ориентированности на результат, активное решение проблемы [1; 2; 4]. Подобная активность при возникновении сложных ситуаций может являться проявлением и другого комплекса защитного поведения внутри данной модели. Этот комплекс представлен защитным механизмам "Отрицание" и копинг стратегиями "Отвлечение", "Социальное отвлечение" и"Избегание". Благоприятный образ "Я" поддерживается за счет либо игнорирования противоречащей ему информации, либо избегания подобных ситуаций. Активность в этом случае проявляется как вне профессиональной ситуации (по принципу совладающего поведения "Отвлечение"), так и в социальных контактах, которые имеют место в профессиональном контексте или в повседневной жизни. Следует отметить антагонистический принцип работы описанных комплексов. Если в сложной ситуации для информации, противоречащей благоприятному образу "Я", не находится достаточных объяснений, по принципу механизма рационализации, то такая информация игнорируется и актуализируется защитное поведение по принципу избегания и отвлечения.

Описанная "Поливариативная" модель защитного поведения способствует сохранению благоприятного образа "Я" как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Так же данная модель в основном обеспечивает регуляционную функцию всей системы профессионально важных качеств психолога на этапе профессионального мастерства и обеспечивает конструктивное решение профессионального кризиса социально-профессиональной самоактуализации, так как способствует поиску творческих решений и самовыражению [3].

2. Модель, образованная защитным механизмом "Компенсация". Подобное проявление защитного поведения сложно назвать моделью, так как механизм компенсации в структуре профессионально важных качеств действует автономно. Поэтому данную модель мы обозначим как

"Компенсирующее поведение". В ходе исследования не выявлено связей этого механизма ни с одним параметром блоков ПВК и критериями эффективности профессиональной деятельности. Это указывает на то, что защитное поведение реализуется вне профессиональной деятельности, так как при его реализации не задействовано свойств личности, необходимых для реализации профессиональных функций. Компенсация онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, осознанно. Он предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, нехватки, недостатка. Компенсация предполагает попытку нахождения замены этой неполноценности [4; 5]. Этап мастерства, как правило, связан с завершением профессиональной деятельности. Следовательно, актуализация данного механизма, его автономная работа, в отличие от предыдущих этапов профессионального развития, где компенсация проявлялась совместно с сублимацией, указывает на поиск специалистом форм активности, заменяющих профессиональную деятельность. Таким образом, модель защитного поведения "Компенсирующее поведение" является основой для благополучного разрешения одного из профессиональных кризисов данного этапа -"Кризис утраты работы" [3].

Таким образом, анализ и сравнение моделей защитного поведения показало, что наибольший адаптационный эффект обеспечивается "Поливариативной" моделью, в силу того, что она обеспечивает гибкость защитного поведения, а также имеет положительную корреляционную связь на уровне & = 0,01 с критерием профессиональной зрелости "Рефлексивностью". Посредством "Поливариативной модели" эффективно регулируется профессиональная деятельность, а также она создает основу для конструктивного разрешения нормативного кризиса социально-профессиональной самоактуализации, способствуя творческому самовыражению, изобретательству, социальной и профессиональной активности. Модель "Компенсирующее поведение" также является основой для благополучного разрешения профессионального кризиса данного эта-

па - "Кризис утраты работы", посредством поиска заменяющих профессиональную деятельность форм активности.

Анализ регуляционного блока профессионально важных качеств на этапе мастерства выявил две модели защитного поведения "Поливариативную" и "Компенсирующее поведение". Отмечена общая тенденция снижения выраженности параметров регуляционного блока в системе профессионально важных качеств психологов на этапе мастерства на фоне увеличившейся организованности параметров блока. На основе полученных результатов можно сделать предположение о встроен-ности системы психологической защиты в структуру профессионально важных качеств психолога, о качественном и количественном изменении взаимосвязи профессионально важных качеств и системы психологической защиты, об увеличении в процессе профессионализации организо-

ванности структуры психологической защиты.

Литература

1. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. М., 2000.

2. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. М., 2008.

3. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.

4. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Самара, 1997.

5. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб., 2002.

6. СубботинаЛ.Ю. Психология защитного поведения: Монография. Ярославль, 2006.

7. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. М., 2010.

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ

Голошумое А.Ю.

Характерной чертой последних десятилетий XX и начала XXI веков явилось беспрецедентное по темпам развитие современных информационных технологий, включающих новые средства связи и обработку информации и коммуникации. На фоне этого в научных исследованиях все чаще стали рассматриваться такие понятия, как информация, информационный ресурс, информационное общество, информационная культура личности и общества.

В данном контексте важно понимать, что в основе информационной культуры личности в целом лежат смысложизнен-ные или общечеловеческие ценности. Ценности выступают основанием для осмысления, познания и конструирования целостного образа социального мира, для регуляции человеческого поведения во всех его проявлениях при принятии решений в ситуации выбора.

© Голошумов А.Ю., 2011

В нашем исследовании ценности рассматриваются как глубинные мотивацион-ные структуры личности, которые находят свое отражение в ценностных ориентаци-ях, ценностно-смысловых установок личности. В процессе формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет герменевтическое учение, а в условиях информатизации социума - одно из направлений данного учения информационная герменевтика. Герменевтика (греч. ЬегтепеиШоэ - разъясняющий, ис-толковыващий) - учение об истолковании; теория интерпретации и понимания текстов [3, с. 12 - 17]. Информационную герменевтику мы рассматриваем как выявление и обоснование значимости истолкования и интерпретации представленной информации, понимания и постижение информационной реальности через рефлексивное осмысление богатейшего ценностного опыта социума. В связи с чем информаци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.