Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ВНУШАЕМОСТИ О СОЦИАЛЬНО РЕНТАБЕЛЬНОМ ЧЕЛОВЕКЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ВНУШАЕМОСТИ О СОЦИАЛЬНО РЕНТАБЕЛЬНОМ ЧЕЛОВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
117
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО РЕНТАБЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК / УРОВЕНЬ ВНУШАЕМОСТИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова Екатерина Сергеевна

Обсуждается проблема взаимосвязи социальных представлений студентов с разным уровнем внушаемости о социально рентабельном человеке. Раскрывается сущность понятия «социально рентабельный человек». На основе анализа теоретико-методологической литературы конкретизируется содержание понятий «социальные представления», «внушаемость». В исследовании учитываются гендерные особенности испытуемых. Полученные результаты обладают научной новизной, так как работа подобного рода проводилась впервые. Было установлено, что выборка обладает в основном средним уровнем внушаемости, отличается податливостью, склонностью допускать в свое сознание чужие идеи и готовностью подчиняться воздействиям социума. Смысловые единицы (дескрипторы), описывающие представления о социально рентабельном человеке у юношей и девушек не имеют существенных отличий. Из полученных дескрипторов были образованы факторы: 12 - у юношей, 13 - у девушек, 11 факторов совпали. Доминирующими факторами явились «Социально-материальное благополучие», «Доброжелательность», «Культурно-когнитивный фактор». Практическая значимость исследования определяется возможностью организации целенаправленной работы по формированию положительного образа востребованной обществом личности. Представления определяют оценку собственных качеств, регулируют поведение человека. Дальнейшая разработка проблемы может быть направлена на расширение выборки испытуемых и создание психолого-педагогической программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL REPRESENTATIONS OF STUDENTS WITH DIFFERENT SUGGESTIBILITY LEVELS ON A SOCIALLY PROFITABLE PERSON

The issue of the interrelation of social representations of students with different levels of suggestibility about a socially profitable person is discussed. The content of the concept of a “socially profitable person” is revealed. The analysis of theoretical and methodological literature concretizes the content of the concepts of “social representations”, “suggestibility”. In the study we take into account the gender characteristics of the subjects. The obtained results have a scientific novelty, since this kind of work was carried out for the first time. It was found that the sample has mainly an average suggestibility level, is malleable and tends to allow other people’s ideas into their consciousness. Semantic units (descriptors) describing the ideas of a socially profitable person in boys and girls do not have significant differences. Factors were formed from the obtained descriptors: 12 - in boys, 13 - in girls, 11 factors coincided. The dominant factors were “Social and material well-being”, “Benevolence”, “Cultural and cognitive factor”. The practical significance of the study is in the possibility of organizing purposeful work on the formation of a positive image of a person in demand by society. Representations determine the assessment of one’s own qualities, regulate human behavior. Further development of the problem can be aimed at expanding the sample of subjects and creating a psychological and pedagogical program.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ВНУШАЕМОСТИ О СОЦИАЛЬНО РЕНТАБЕЛЬНОМ ЧЕЛОВЕКЕ»

ДЕТСКИЙ САД ШКОДА ВУЗ

УДК 316.6:159.923 DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-3(49)-59-72

Поступила в редакцию / Received 30.08.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 12.10.2021 Принята к публикации / Accepted 15.11.2021

оригинальная статья

Исследование социальных представлений студентов с разным уровнем внушаемости о социально рентабельном человеке

Романова Екатерина Сергеевна О

ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» 119454, Российская Федерация, г. Москва, ул. Лобачевского, 90

katersromanova@vandex.ru

Аннотация. Обсуждается проблема взаимосвязи социальных представлений студентов с разным уровнем внушаемости о социально рентабельном человеке. Раскрывается сущность понятия «социально рентабельный человек». На основе анализа теоретико-методологической литературы конкретизируется содержание понятий «социальные представления», «внушаемость». В исследовании учитываются гендерные особенности испытуемых. Полученные результаты обладают научной новизной, так как работа подобного рода проводилась впервые. Было установлено, что выборка обладает в основном средним уровнем внушаемости, отличается податливостью, склонностью допускать в свое сознание чужие идеи и готовностью подчиняться воздействиям социума. Смысловые единицы (дескрипторы), описывающие представления о социально рентабельном человеке у юношей и девушек не имеют существенных отличий. Из полученных дескрипторов были образованы факторы: 12 - у юношей, 13 - у девушек, 11 факторов совпали. Доминирующими факторами явились «Социально-материальное благополучие», «Доброжелательность», «Культурно-когнитивный фактор». Практическая значимость исследования определяется возможностью организации целенаправленной работы по формированию положительного образа востребованной обществом личности. Представления определяют оценку собственных качеств, регулируют поведение человека. Дальнейшая разработка проблемы может быть направлена на расширение выборки испытуемых и создание психолого-педагогической программы.

Ключевые слова: социальные представления; социально рентабельный человек; уровень внушаемости; студенты

Для цитирования: Романова Е.С. Исследование социальных представлений студентов с разным уровнем внушаемости о социально рентабельном человеке // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 3 (49). С. 59-72. DOI 10.20310/1810-231Х-2021-20-3(49)-59-72

© Романова Е.С., 2021

original article

Social representations of students with different suggestibility levels on a socially profitable person

Ekaterina S. Romanova ©

Academy of Labour and Social Relations 90 Lobachevskogo St., Moscow 119454, Russian Federation

katersromanova@yandex.ru

Abstract. The issue of the interrelation of social representations of students with different levels of suggestibility about a socially profitable person is discussed. The content of the concept of a "socially profitable person" is revealed. The analysis of theoretical and methodological literature concretizes the content of the concepts of "social representations", "suggestibility". In the study we take into account the gender characteristics of the subjects. The obtained results have a scientific novelty, since this kind of work was carried out for the first time. It was found that the sample has mainly an average suggestibility level, is malleable and tends to allow other people's ideas into their consciousness. Semantic units (descriptors) describing the ideas of a socially profitable person in boys and girls do not have significant differences. Factors were formed from the obtained descriptors: 12 - in boys, 13 - in girls, 11 factors coincided. The dominant factors were "Social and material well-being", "Benevolence", "Cultural and cognitive factor". The practical significance of the study is in the possibility of organizing purposeful work on the formation of a positive image of a person in demand by society. Representations determine the assessment of one's own qualities, regulate human behavior. Further development of the problem can be aimed at expanding the sample of subjects and creating a psychological and pedagogical program.

Keywords: social representations; socially profitable person; suggestibility level; students

For citation: Romanova E.S. Issledovanie sotsial'nykh predstavleniy studentov s raznym urovnem vnushaemosti o sotsial'no rentabel'nom cheloveke [Social representations of students with different suggestibility levels on a socially profitable person]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 3 (49), pp. 59-72. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-3(49)-59-72 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

В современной психологии интенсивно разрабатываются проблемы, связанные с представлениями личности об объектах, явлениях, процессах социальной действительности. Под социальными представлениями понимаются идеи, мысли, образы, ценности, знания и практики, разделяемые людьми и формирующиеся в социальных взаимодействиях (под влиянием воспитания, обучения, религии, средств массовой информации и т. д.).

Понятие «социальные представления» было предложено в начале 1960-х гг. в докторской диссертации французского психолога и социолога С. Московичи (1925-2014). Эта работа была об усвоении идей психоанализа общественным обыденным сознанием. Итогом исследования С. Московичи стал труд

«Психоанализ: его образ и публика», который можно считать датой появления «социальных представлений».

Социальные представления - способ интерпретации и осмысления повседневной реальности, определенная форма социального познания, предполагающая когнитивную активность индивидов и групп. Вслед за С. Мос-ковичи мы рассматриваем социальные представления в качестве универсального механизма социального познания [1], структурно представляющего собой трехчленную модель: объем информации, поле представления и оценочный компонент. По мнению Т.П. Емельяновой, такая модель «позволяет провести сравнительный анализ представлений, существующих в разных социокультурных и профессиональных группах общества» [2, с. 25].

Глобальные изменения в экономике, политике, других социальных сферах, стремительная цифровизация общества изменяют человека и его социальные представления об окружающем мире. Исследование представлений о социально рентабельном человеке позволяет проследить общественные и индивидуальные предпочтения востребованной модели личности. Необходимо раскрыть содержание понятия «социально рентабельный человек». В нашей работе под ним понимается востребованный современным обществом и государством индивид, обладающий социально желательными и одобряемыми психосоциальными характеристиками и формирующийся в рамках социального запроса. Государство вкладывает материальные средства в его становление и желает, чтобы эти вложения были оправданы в будущем. Обеспечение соответствующего социального запроса осуществляется посредством разработки и реализации федеральных государственных образовательных стандартов, различных государственных программ, проектов [3, с. 48].

Изучение взаимосвязи содержания представлений студентов с разным уровнем внушаемости о социально рентабельном человеке, на наш взгляд, заслуживает особого внимания. Внушаемые люди отличаются податливостью, то есть при поступлении определенной информации из авторитетного для них источника они склонны воспринимать ее некритично.

Под внушаемостью (суггестивностью) понимается «свойство психики, заключающееся в ее податливости психологическому воздействию» [4, с. 44]; «индивидуальная некритическая податливость, готовность подчиниться внушающим воздействиям окружающих, книг, рекламы и др., принять их идеи как свои собственные» [5, с. 92].

Теоретической и методологической основой исследования явились работы, посвященные изучению социальных представлений: С. Московичи (теория социальных представлений) [1], В. Дуаз (явление анке-ровки в исследовании социальных представлений) [6], Т.П. Емельянова (концепция социальных представлений) [2], К.А. Абульха-нова (социальное мышление личности) [7]; изучению единства сознания и языка, речи (В.Ф. Петренко, В.П. Серкин, А.Г. Шмелев) [8-10]; рассмотрению феномена внушаемо-

сти личности и его последствий: В.М. Бехтерев (роль внушения в общественной жизни) [11], Ф. Зимбардо (социальное влияние) [12]. Кроме того, мы опирались на современные исследования, рассматривающие социальные представления о различных образах человека в психологическом, философском, культурологическом и историческом аспектах (В.С. Атюнина, Ж.Н. Власова, Е.В. Волков, М.И. Воловикова, А.А. Гайворонская, Л.Л. Ди-кевич, Н.Б. Дрожжина, Г.В. Дьячков, М.А. Соболева, И.М. Суравнёва, М.Э. Никитина, А.Р. Тугушева) [13-24], а также отмечающие влияние преобразований, коренных изменений в обществе на противоречивость социализации российского студенчества (В.И. Фи-лоненко) [25] и на формирование политического сознания молодого поколения (О.В. Сорокин) [26]. Мы уделили также внимание работам, где исследовалась взаимосвязь каких-либо явлений и уровня внушаемости (А.В. Ляшук, О.В. Попова, Ю.П. Фоля) [2729]. Нами были учтены исследования, в основе которых лежало рассмотрение взаимосвязи формирования социальных представлений и самой личности (Г.П. Байбекова, И.Б. Храпенко) [30; 31].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Выборочную совокупность составили испытуемые в возрасте от 18 до 23 лет. Средний возраст опрошенных - 18,5 лет. В исследовании принимали участие студенты российских вузов (Москва, Смоленск). Общий объем выборки — 76 человек, из них лиц мужского пола 62 % (47 человек), лиц женского пола 38 % (29 человек). При анализе результатов учитывались такие характеристики: пол, возраст, социальный статус. В выборку вошли респонденты с социальным статусом «студент».

Нами были использованы следующие методы: 1) метод теоретического анализа научных источников, обобщения и интерпретации данных; 2) методы психологического тестирования; 3) контент-анализ; 4) методы математико-статистической обработки данных. В нашей работе использовались следующие методики: тест «Внушаемость» (методика С.В. Клаучека, В.В. Деларю), контент-аналитическая процедура выделения утверждений из свободного рассказа на тему

«Социально рентабельный человек в Вашем представлении»; математические методы — рангового корреляционного анализа по Спирмену, ¿-критерий Стьюдента для двух независимых выборок.

Для выявления уровня внушаемости и склонности респондентов к развитию психо-генно индуцированных состояний была применена методика С.В. Клаучека и В.В. Дела-рю - тест «Внушаемость» (1997). Этот личностный опросник содержит 20 утверждений, характеризующих различные аспекты проявления внушаемости в поведении, деятельности и самосознании человека, взятые из известных клинико-психологических личностных тестов СМИЛ и 16 ФЛО (отечественные аналоги ММР1 и 16PF) [32].

Результаты тестирования на определение уровня внушаемости студентов были получены следующие (табл. 1).

Из табл. 1 следует, что большая часть респондентов, принимавших участие в исследовании, это - средневнушаемые люди. Если учитывать, что нами была использована клиническая методика, то индивиды со средним уровнем внушаемости отличаются некритической податливостью и достаточно подвержены воздействиям социума.

Далее испытуемым предлагалось в виде свободного рассказа описать свои представления о человеке, которого они считают социально рентабельным, то есть востребованным в современном российском обществе, «героем нашего времени», составить его психологический портрет (перечислить характеристики, черты, взгляды и т. п.), привести примеры,

фрагменты ситуаций, иллюстрирующих свои представления о таком человеке.

Исследование содержания социальных представлений (СП) испытуемых о социально рентабельном человеке (СРЧ) проводилось с помощью контент-анализа полученных материалов. Этот метод способствовал выявлению дескрипторов (смысловых единиц), описывающих СП респондентов о СРЧ, рассмотрению их семантического наполнения. Нами были выделены факторы, которые образовались из полученных дескрипторов.

В связи с тем, что большая часть респондентов оказалась средневнушаемой, четкого разделения по уровням внушаемости СП студентов о СРЧ не получилось. Мы представили общую картину. Однако следует отметить особенности СП студентов с низким и высоким уровнем внушаемости. Такими в нашем исследовании оказались только юноши. Респондент с высоким уровнем внушаемости предложил следующие характеристики СРЧ: доброта, гуманность, сострадание, оперативность, ответственность, любящий муж и отец, заботящийся о семье и близких. Дескрипторы относятся к факторам «Доброжелательность», «Активность», «Самоконтроль», «Социальная поддержка». Создается образ добропорядочного семьянина, что совпадает с мнением большинства средневнушаемых. У низковнушае-мых ответы краткие, один отказ. В целом в психологический портрет СРЧ входят характеристики: независимость, семьянин, трудолюбивый человек, то есть также различий с ответами респондентов со средним уровнем

Таблица 1 Table 1

Уровни внушаемости студентов Suggestibility level of students

Респонденты / Respondents

Уровень внушаемости Suggestibility level юноши / boys девушки / girls

количество человек (%) количество человек (%)

number of people (%) number of people (%)

Высоковнушаемые High suggestibility level 1 (1 %) -

Средневнушаемые Average suggestibility level 41 (54 %) 29 (38 %)

Низковнушаемые Low suggestibility level 5 (6 %) -

внушаемости не наблюдается. Тем не менее из-за незначительности выборки испытуемых с высоким и низким уровнями внушаемости невозможно прийти к объективным выводам и проводить сравнение.

Были обнаружены отказы выполнить предложенное задание. 18 респондентов не передали свое представление о СРЧ: 14 юношей (1 - низковнушаемый, 13 - средневну-шаемые) и 4 девушки (средневнушаемые). Избегание ответа на поставленную задачу можно объяснить, на наш взгляд, степенью трудности проблемы: молодежь редко задумывается о социально значимых вопросах. Любые попытки вызывают когнитивный диссонанс. Это субъективное мнение, основанное на наблюдении, но оно имеет отношение к конкретной выборке.

Вначале была получена количественная структура содержания протоколов, что достигалось посредством количественного контент-анализа. В результате фиксировалась частота появления смысловых единиц в текстах опрошенных. Затем был проведен качественный контент-анализ, с помощью которого исследовалось смысловое содержание протоколов.

Исследование проводилось с учетом специфики гендерных различий испытуемых. Контент-анализ протоколов юношей позволил выделить 12 факторов, которые в порядке убывания и с указанием частотности представлены в табл. 2.

Доминирующими стали факторы «Социально-материальное благополучие» (23), «Доброжелательность» (21), «Доверие/социальная поддержка» (20), «Культурно-когнитивный фактор» (13).

Таблица 2

Результаты контент-анализа дескрипторов социально рентабельного человека (по выборке лиц мужского пола)

Table 2

Results of content analysis of descriptors of a socially profitable person (based on a sample of males)

Дескрипторы социально рентабельного человека Количество человек _Descriptors of a socially profitable person__Number of people

1. Социально-материальное благополучие / Social and material well-being

- создавший семью, семьянин (5) / created a family, a family person (5);

- имеющий работу (хорошую, стабильную, перспективную) (5) / has a job (good, stable, promising) (5);

- карьерист (4) / careerist (4);

- состоятельный (2) / wealthy (2);

- «ни в чем себе не отказывает», «имеющий все для полного счастья» (гедонист) (2) / "does not 23 deny themselves anything", "has everything for complete happiness" (hedonist) (2);

- обеспеченный («в меру по финансам») (1) / secured ("to the best of their finances") (1);

- имеющий постоянный заработок (1) / has a steady income( 1);

- благоустроенный (1) / well-maintained (1);

- поддерживаемый обществом (1) / supported by society (1);

- успешный (1) / successful (1)__

2. Доброжелательность / Benevolence

- добрый (7) / kind (7);

- гуманный (3) / humane (3);

- отзывчивый (3) / responsive (3);

- толерантный (1) / tolerant (1);

- незлой (1) / not evil (1); 21

- неагрессивный (1) / non-aggressive (1);

- любящий муж, отец (1) / loving husband, father (1);

- с чувством сострадания (1) / with a sense of compassion (1);

- ближе к народу (1) / closer to the people (1);

- уважающий себя и других (1) / self-respecting and others (1);

- проявляющий интерес к окружающим людям (1) / showing interest in people around (1)__

Оконч. табл. 2

3. Доверие / социальная поддержка / Trust / social support - честный (9) / honest (9); - верный (1) / loyal (1); - правдивый (1) / truthful (1); - адекватно реагирующий на правду (1) / responding adequately to the truth (1); - альтруист (1) / altruist (1); - искренний (1) / sincere (1); - неподкупный (1) / incorruptible (1); - думающий не только о себе, но и об окружающих (1) / thinks about not only themselves (1); - справедливый (1) / fair (1); - не жадный (1) / not greedy (1); - склонный к пожертвованиям (1) / prone to donations (1); - без корыстный побуждений (1) / without selfish motives (1) 20

4. Культурно-когнитивный фактор / Cultural and cognitive factor - образованный (4) / well-educated (4); - умный (4) / smart (4); - самокритичный (1) / self-critical (1); - с высоким интеллектом (1) / has a spacious intellect (1); - культурный (1) / civilized (1); - вежливый (1) / polite (1); - социально и культурно развитый (1) / socially and culturally advanced (1) 13

5. Активность / Activity - целеустремленный (6) / purposeful (6); - активный (2) / active (2); - непассивный (1) / non-passive (1); - оперативный (1) / time efficient (1); - «дела на благо себя и других» (1) / "deeds for the benefit of themselves and others" (1) 11

6. Нонконформизм / Nonconformism - независимый (8) / independent (8); - имеющий свое мнение (2) / has their own opinion (2); - индивидуальность (1) / individuality (1) 11

7. Моральный (этический) фактор / Moral (ethical) factor - патриот (3) / patriot (3); - верующий (2) / believer (2); - законопослушный (2) / law-abiding (2); - духовно подкованный (1) / spiritually savvy (1) 8

8. Самоконтроль / Self-control - ответственный (2) / responsible (2); - добросовестный (1) / conscientious( 1); - волевой (2) / strong-willed (2); - с «трезвым» взглядом на происходящее (1) / with a "sober" view of what is happening (1); - сдержанный (1) / restrained (1) 7

9. Физическое состояние / Physical condition - здоровый образ жизни (без вредных привычек) (3) / healthy lifestyle (without bad habits) (3); - физически сильный, спортивная сила (2) / physically strong, athletic strength (2); - следит за здоровьем, привлекательностью (1) / monitors health, attractiveness (1) 6

10. Коммуникативный фактор / Communication factor - открытый (3) / open (3); - «с подвешенным языком» (1) / "has a way with words" (1); - следит за собой («хорошо одевается) (1) / looks after themselves ("dresses well") (1) 5

11. Аморальность / недоверие / Immorality / distrust - иногда жестокий (1) / sometimes cruel (1); - нечестный (1) / dishonest (1); - социопат (1) / sociopath (1); - не патриот (1) / not a patriot (1) 4

12. Амбивалентность / Ambivalence - злой и добрый (1) / evil and kind (1); - «справедливый, но резкий» (1) / "fair but harsh" (1); - «немного наглый, но вежливый» (1) / "a little arrogant, but polite" (1) 3

СРЧ в глазах юношей явился в большей степени человеком семейным, имеющим хорошую, стабильную, перспективную работу, карьеристом, материально благополучным. Преобладающими чертами в психологическом портрете СРЧ стали: добрый, гуманный, отзывчивый, честный. Важное место юноши

отводят образованию и умственным способностям.

Дескрипторы СП о СРЧ девушек образовали 13 факторов, которые в порядке убывания и с учетом частоты появления представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты контент-анализа дескрипторов социально рентабельного человека (по выборке лиц женского пола)

Table 3

Results of content analysis of descriptors of a socially profitable person (based on a sample of females)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дескрипторы социально рентабельного человека Descriptors of a socially profitable person Количество человек Number of people

1. Социально-материальное благополучие / Social and material well-being - создавший семью, семьянин (7) / created a family, a family person (7); - имеющий работу (хорошую, престижную, высокооплачиваемую) (6) / has a job (good, respected, well-paid) (6); - обеспеченный (3) / secured (3); - любящий работу, профессию (3) / loves work, profession (3); - имеющий достаток (2) / has material wealth (2); - карьерист (2) / careerist (2); - богатый (1) / wealthy (1); - самодостаточный (1) / self-sufficient (1); - не обременяющий себя семьей (1) / without a family (1); - «твердо стоит на ногах» (1) / "sure-footed" (1); - имеющий статус в обществе (1) / with a status in society (1); - обладающий заслуженным авторитетом (1) / with a well-deserved reputation (1); - «знающий собственную значимость в обществе» (1) / "knows his own importance in society" (1); - нашедший себя в жизни (1) / has found themselves in life (1); - «жизнь в удовольствие» (гедонист) (1) / "life for pleasure" (hedonist) (1) 32

2. Активность / Activity - целеустремленный (8) / purposeful (8); - деятельный (4) / energetic (4); - творческий (4) / creative (4); - активный (2) / active (2); - трудолюбивый, трудоголик (2) / hard-working, workaholic (2); - гибкий (1) / flexible (1); - развивающийся (1) / going forward (1); - занимающийся благотворительностью (1) / involved in charity work (1); - практичный (1) / pragmatic (1) 24

3. Доброжелательность / Benevolence - добрый (7) / kind (7); - гуманный (4) / humane (4); - толерантный (4) / tolerant (4); - отзывчивый (2) / responsive (2); - мягкий (1) / gentle (1); - добродушный (1) / good-natured (1); - любящий детей (1) / loving children (1); - приветливый (1) / friendly (1); - доброжелательный (1) / considerate (1) 22

4. Культурно-когнитивный фактор / Cultural and cognitive factor - образованный (11) / well-educated (11); - умный (4) / smart (4); - мудрый (1) / wise (1); - рационально мыслящий (1) / rational thinking (1); 21

Продолжение табл. 3

- имеющий философские взгляды (1) / has philosophical views (1); - «живущий интересной, культурной жизнью» (1) / "lives interesting cultural life" (1); - с высоким уровнем эмоционального интеллекта (1) / with a high level of emotional intelligence (1); слабообразованный (1) / under-educated (1)

5. Коммуникативный фактор / Communication factor - открытый (6) / open (6); - общительный (5) / sociable (5); - оптимистичный (1) / optimistic (1); - гармоничный (1) / harmonious (1); - бесконфликтный (1) / conflict-free (1); - умеющий убеждать (1) / convincing (1); - умеющий себя преподнести в обществе (1) / able to present themselves in society (1); - с открытой улыбкой (1) / with an open smile (1) 17

6. Самоконтроль / Self-control - добросовестный (3) / conscientious (3); - собранный (1) / focused; - имеющий выдержку (1) / tough (1); - верящий в свои силы (1) / self confident (1); - взвешенность принятых решений (1) / balanced decisions (1); - безотказный (1) / unquestioning (1); - с завышенной самооценкой (1) / with high self-esteem (1); - зазнайство (1) / conceit (1); - «победа над собственной ленью, страхом» (1) / "victory over their own laziness, feai" (1) 11

7. Нонконформизм / Nonconformism - независимый (5) / independent (5); - имеющий свое мнение (2) / has their own opinion (2); - умеющий отстаивать свое мнение (1) / able to defend his opinion (1); - принципиальный (1) / principled (1); - «не идет на поводу у других» (1) / "stands up against the trend" (1); - собственное «я» (1) / selfhood (1) 11

8. Доверие / Trust - честный (5) / honest (5); - надежный (1) / reliable (1); - верный друг (1) / loyal friend (1); - понимающий (1) / understanding (1); - поддерживающий других (1) / supportive of others (1); - альтруист (1) / altruist (1); - искренний (1) / sincere (1); 11

9. Недоброжелательность / недоверие / Inconsidirate / distrust - хитрый (2) / cunning (2); - черствый (1) / stale (1); - бесчувственный (1) / emotionless (1); - эгоистичный (1) / selfish (1); - недоброжелательный (1) / unfriendly (1); - ловкий (1) / agile (1) 7

10. Физическое состояние / Physical condition - физически сильный (4) / physically strong (4); - аскетичный (1) / ascetic (1); - здоровый (1) / healthy (1); - чистая кожа, чистая одежда (1) / clean skin, clean clothes (1) 7

11. Моральный (этический) фактор / Moral (ethical) factor - верующий (2) / believer (2); - морально устойчивый (1) / morally stable (1); - нравственный (1) / moral (1); - патриот (1) / patriot (1); - осторожное отношение к патриотизму (1) / cautious attitude to patriotism (1); - живущий по принципу «не делай другим того, чего себе бы не хотел» (1) / lives by the "do as you would be done by" principle (1) 7

Оконч. табл. 3

12. Амбивалентность / Ambivalence - индивидуальность - конформность (2) / individuality - conformity (2); - проявление качеств в зависимости от ситуации (1) / manifestation of qualities depending on the situation (1); - хорошее отношение к людям - в определенных случаях проявление эгоизма (1) / good attitude towards people - in certain cases a manifestation of selfishness (1) 4

13. Конформизм / Conformism - ведомый (1) / driven (1); - не имеющий своего мнения (1) / without an opinion (1); - уступчивый к социальным преобразованиям (1) / compliant to social transformations (1) 3

Доминирующими факторами стали «Социально-материальное благополучие», «Активность», «Доброжелательность», «Культурно-когнитивный фактор».

Из характеристик лиц женского пола следует, что СРЧ - семьянин, имеющий хорошую, престижную, высокооплачиваемую работу, любящий свою профессию, обеспеченный, карьерист. Этот образ наделен такими чертами, как целеустремленный, деятельный, творческий, активный, трудолюбивый, добрый, гуманный, толерантный, отзывчивый. Девушки также акцентируют внимание на уровне образования и интеллектуального развития.

Сравнительный анализ факторов, образованных из дескрипторов юношей и девушек, свидетельствует, что в целом в создании психологического портрета СРЧ особых гендер-ных различий не наблюдается. Однако в описаниях лиц женского пола из доминирующих факторов встречается «Активность», которая также выделяется из мужской выборки, но не занимает в ней ведущее место. На наш взгляд, высокий уровень частотности фактора «Активность» связан с фактором «Социально-материальное благополучие», занимающим первую позицию в обеих выборках. Объясняется это тем, что активность человека, по мнению девушек, направлена на достижение личных и трудовых целей. У юношей преобладающим является фактор «Доверие / социальная поддержка», что можно интерпретировать гендерной спецификой: направленностью мужчин на взаимовыручку, помощь другим людям, мужчина как глава семьи. Следует отметить, что факторы «Активность» и «Доверие» присутствуют в обеих выборках, однако в выборке юношей фактор «Доверие» содержит еще и дескрипторы, связанные с социальной поддержкой, что составляет одну из основных мужских функций.

В число факторов, образованных из анализа протоколов девушек, вошли два фактора, которые были выделены только в этой выборке: «Недоброжелательность / недоверие» и «Конформизм». Фактор «Недоброжелательность» включает следующие дескрипторы: хитрый, черствый, бесчувственный, эгоистичный, недоброжелательный, ловкий. Наделение СРЧ такими чертами, как хитрость и ловкость, обусловлено особенностями современного общества. Интерес вызывает протокол, включающий другие характеристики. В этом случае дан оригинальный ответ. Приводится стихотворение М.Ю. Лермонтова «Не верь, не верь себе, мечтатель молодой...». Оно сопровождается комментарием, где указывается, что поэт описывает общество своей эпохи и создает образ человека, способного выжить в этом социуме. По мнению респондента, в предложенном тексте идеально сопоставляется это общество с действительностью. Из контент-анализа стихотворения можно вычленить смысловые единицы: черствый, бесчувственный, практичный (стремление к мещанской жизни), общество - толпа в земных заботах. Такой ответ, на наш взгляд, объясняется креативностью личности студента, что связано с его будущей творческой профессией.

Фактор «Конформность» обладает низкой частотностью, в него входят характеристики: ведомый, не имеет своего мнения, «уступчивый к социальным преобразованиям», представлен единичными ответы.

Из контент-анализа выборки юношей выделился фактор «Аморальность / недоверие»: иногда жестокий, нечестный, социопат, не патриот (единичные ответы). Данный фактор не является частотным, высказывания в большей степени соответствуют индивидуальным взглядам.

Особо следует отметить наличие фактора «Амбивалентность», который присутствует в обеих выборках. Под амбивалентностью (от лат. ambo - оба, valentis - имеющий силу) понимается двойственность чувственного переживания, «особенность сознания (и вообще психических состояний), которые характеризуются сосуществованием противоречивых мыслей, мотивов, эмоций» [5, с. 32]. С учетом трансформации современного общества сочетание противоположных качеств в одном человеке становится актуальным. Такое сочетание разнонаправленных черт обеспечивает взаимную компенсацию их социальных проявлений в поведении человека. Этот фактор не является частотным, но факт его выделения уже заслуживает внимания. Фактор, состоящий из дескрипторов девушек, включает индивидуальность - конформность («подстраивается под общество»); проявление противоположных качеств в зависимости от ситуации («размытый», неопределенный ответ); хорошее отношение к людям - в определенных случаях проявление эгоизма. В число факторов, образованных на основании дескрипторов юношей, вошли такие: «злой и добрый»; «справедливый, но резкий»; «немного наглый, но вежливый». Характерно, что амбивалентные качества, описанные девушками, соотносятся с определенными ситуациями, то есть нацелены на решение конкретной задачи, что зависит от поведения человека. Юноши делают упор на присутствие, с одной стороны, качеств, социально одобряемых, с другой - тех, которые могут помочь добиться желаемого неэтичными способами.

Таким образом, контент-анализ показал, что в СП внушаемых юношей и девушек о СРЧ много общего. Выделенные на основании дескрипторов испытуемых факторы в основном совпадают. Кроме того, доминирующие факторы отражают направленность государственной молодежной политики.

Для определения степени близости СП юношей и девушек со средним уровнем внушаемости о СРЧ мы применили метод рангового корреляционного анализа по Спирмену. Главная задача этого метода -выявление связи между случайными переменными (в математическом смысле слова) и оценка ее тесноты. Коэффициент корреляции

рангов, предложенный Спирменом, относится к непараметрическим показателям связи между переменными, измеренными в ранговой шкале. Значения коэффициента корреляции изменяются в интервале от -1 до +1; 0 -отсутствие статистической связи. Он может быть положительным или отрицательным, характеризуя направленность связи между двумя признаками (качествами, чертами и т. п.), измеренными в ранговой шкале.

В математической статистике приняты обозначения коэффициента корреляции Спир-мена: г. и р. В нашей работе используется для обозначения этого коэффициента г;..

Из двух групп факторов (по мужской и женской выборкам) были исключены факторы, встречающиеся только в какой-нибудь одной из групп. В каждой группе получилось по 11 факторов. Затем были проранжированы факторы из выборки юношей (V) по порядковому номеру в соответствии с частотностью по убыванию (х,) и факторы из выборки девушек (У2) по совпадению с факторами из V (у,). После этого они сравнивались попарно. Вычисление коэффициента ранговой корреляции Спирмена между двумя величинами осуществлялось по формуле:

г, = 1 -

«t«2-1)'

где d - разность ранжируемых признаков (факторов), Ed - сумма квадратов разностей рангов, п - количество ранжируемых признаков (факторов).

В данном случае п = 11. Значения г.; находятся в пределах -1 < г. > 1 (табл. 4).

В результате расчета по формуле было получено: г; = 0,663.

Далее нами был выявлен уровень значимости г; по ¿-критерию Стьюдента: ¿кр = 2,659; ¿таб = 2,262.

Мы получили, что ¿кр > ¿таб (из таблицы «Критические значения критерия ¿-Стью-дента), то есть коэффициент значим на уровне р = 0,05.

Следовательно, можно утверждать, что факторы, описывающие СП средневнушаемых юношей и девушек о СРЧ, связаны положительной корреляционной зависимостью. Иначе говоря, формирование СП о СРЧ не зависит от гендерных различий у внушаемых людей.

Сравнительный анализ данных двух выборок Comparative analysis of two sample data

Таблица 4 Table 4

Xi Vi V2 v3 yi Xi - y,

1 23 32 32 1 0

2 21 22 24 3 -1

3 20 11 22 8 -5

4 13 21 21 4 0

5 11 24 17 2 3

6 11 11 11 7 -1

7 8 7 11 10 -3

8 7 11 11 6 2

9 6 7 7 9 0

10 5 17 7 5 5

11 3 4 4 11 0

Таким образом, исследование показало, что большинство опрошенных имеет средний уровень внушаемости. В связи с этим основная гипотеза о различии СП о СРЧ у студентов с разным уровнем внушаемости не может быть подтверждена из-за недостаточной выборки. Проведенный контент-анализ СП о СРЧ позволил выделить факторы, из которых состоят СП юношей и девушек.

Качественный контент-анализ установил сходство в их СП, количественный помог выделить доминирующие факторы, в то же время были обозначены общие факторы для обеих выборок. С помощью математических методов было подтверждено наличие положительной корреляционной зависимости между общими факторами из двух выборок, которые сравнивались попарно. Следовательно, от гендерных особенностей не зависят СП о СРЧ у студентов со средним уровнем внушаемости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что исходная гипотеза о том, что существуют различия в представлениях о социально рентабельном человеке у студентов с разным уровнем внушаемости, не может быть доказана в данном случае из-за преобладания среди опрошенных лиц только со средним уровнем внушаемости. В связи с

этим основные выводы были сделаны на основании исследования средневнушаемой группы, то есть людей в определенной степени податливых и склонных к развитию психогенно индуцированных состояний. Допущение от общей гипотезы было подтверждено. Посредством контент-анализа и математических методов было установлено, что представления внушаемой студенческой молодежи не связаны с гендерной спецификой.

В процессе исследования было выявлено, что смысловые единицы, описывающие представления о социально рентабельном человеке у юношей и девушек, были объединены в факторы: 12 — у юношей и 13 - у девушек, из них 11 факторов совпадают. Проведенный контент-анализ выявил общность представлений, с помощью корреляционного анализа была подтверждена степень тесноты связи факторов из этих выборок. Кроме того, доминирующие факторы тоже совпали: «Социально-материальное благополучие», «Доброжелательность», «Культурно-когнитивный фактор». Следует отметить, что большинство факторов совпадают с направлениями государственной молодежной политики, которая осуществляется, в частности, посредством реализации федеральных государственных образовательных стандартов, государственных программ, проектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1. С. 3-18.

2. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2006. 53 с.

3. Романова Е.С. Социально рентабельный человек: обоснование понятия // Интеграция науки и производства. 2012. № 5. С. 46-48.

4. Словарь-справочник по социальной психологии / сост. В.Г. Крысько. СПб.: Питер, 2003. 416 с.

5. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. Москва: АСТ: АСТ МОСКВА; Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.

6. Дуаз В. Явление анкеровки в исследованиях социальных представлений // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 19-26.

7. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 3. Социальные представления личности. М.: Ин-т психологии РАН, 2002. С. 88-103.

8. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: Эксмо, 2010. 480 с. (Психологическое образование).

9. Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М.: Пчела, 2008. 378 с.

10. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 158 с.

11. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.: Питер, 2001. 256 с. (Серия «Психология - классика).

12. Зимбардо Ф., ЛайтеМ. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001. 448 с. (Серия «Мастера психологии»).

13. Атюнина В.С. Образ успешного человека в семантическом пространстве личности: дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2007. 324 с.

14. Власова Ж.Н. Идеальный образ физически развитого человека в российской культуре конца ХХ -начала XXI вв.: автореф. ... канд. культурологии. Чита, 2007. 23 с.

15. Волков Е.В. Белое движение в культурной памяти советского общества: эволюция «образа врага»: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Челябинск, 2009. 41 с.

16. Воловикова М.И. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2005. 384 с.

17. Гайворонская А.А. Интеллектуальный уровень как фактор содержания нравственных представлений студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 27 с.

18. Дикевич Л.Л. Обыденные представления о порядочном человеке: дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 199 с.

19. Дрожжина Н.Б. Влияние индивидуально-типологических характеристик личности студентов на представления о нравственном человеке: дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2005. 210 с.

20. Дьячков Г.В. Герои Советского Союза периода Второй мировой войны: социокультурный облик: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тамбов, 2008. 26 с.

21. СоболеваМ.А. Психосемантика представления о другом человеке: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2001. 198 с.

22. Суравнёва И.М. Героизм как социальный феномен: дис. ... канд. филос. наук. Тверь, 2006. 151 с.

23. Никитина М.Э. Идеологемы врага и героя и их внедрение в массовое сознание в годы Великой Отечественной войны: на материалах Пензенской области: дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 2005. 263 с.

24. Тугушева А.Р. Представления о социальной успешности и личностное самоопределение юношества: дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2007. 167 с.

25. Филоненко В.И. Современное российское студенчество в транзитивном обществе: противоречия и парадоксы социализации: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Ростов-н/Д., 2009. 48 с.

26. Сорокин О.В. Формирование политического сознания молодежи в условиях трансформации современного российского общества: социокультурный аспект: дис. ... канд. социол. наук. М., 2008. 179 с.

27. Ляшук А.В. Личностные детерминанты информационно-психологической безопасности студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2008. 23 с.

28. Попова О.В. Эколого-физиологические механизмы информационных воздействий и возможности альфа-нейробиоуправления как средства профилактики у студентов с различным уровнем внушаемости: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Ульяновск, 2007. 22 с.

29. Фоля Ю.П. Индивидуально-психологические проявления внушаемости как свойства личности: дис. . канд. психол. наук. Одесса, 2010. 228 с.

30. Байбекова Г.П. Роль социальных представлений в развитии личности студента: дис. . канд. пси-хол. наук. Астрахань, 2003. 215 с.

31. Храпенко И.Б. Психологические основы формирования у школьников социальных представлений: дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 184 с.

32. Клаучек С.В., Деларю С.В. Разработка скринингового метода для выявления склонности к развитию индуцированных состояний // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 2. С. 123-128.

REFERENCES

1. Moskovichi S. Sotsial'noe predstavlenie: istoricheskiy vzglyad [Social Representation: Historical View]. Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological Journal, 1995, vol. 16, no. 1, pp. 3-18. (In Russian).

2. Emelyanova T.P. Konstruirovanie sotsial'nykh predstavleniy v usloviyakh transformatsii rossiyskogo obsh-chestva: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk [The construction of social representations in the conditions of transformation of Russian society. Dr. psych. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2006, 53 p. (In Russian).

3. Romanova E.S. Sotsial'no rentabel'nyy chelovek: obosnovanie ponyatiya [Socially profitable person: substantiation of the concept]. Integratsiya nauki i proizvodstva - Integration of Science and Production, 2012, no. 5, pp. 46-48. (In Russian).

4. Krysko V.G., compiler. Slovar'-spravochnikpo sotsial'noy psikhologii [Dictionary-Reference Book on Social Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2003, 416 p. (In Russian).

5. Meshcheryakov B.G., Zinchenko V.P., compiler and gen. ed. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' [large Psychological Dictionary]. Moscow, AST: AST MOSKVA Publ.; St. Petersburg, Praym-EVROZNAK Publ., 2009, 811 p. (In Russian).

6. Duaz V. Yavlenie ankerovki v issledovaniyakh sotsial'nykh predstavleniy [The phenomenon of anchoring in studies of social representations]. Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological Journal, 1994, vol. 15, no. 1, pp. 19-26. (In Russian).

7. Abulkhanova K.A. Sotsial'noe myshlenie lichnosti [Social thinking personality]. Sovremennaya psikholo-giya: sostoyanie i perspektivy issledovaniy. Ch. 3. Sotsial'nye predstavleniya lichnosti [Modern Psychology: the State and Prospects of Research. Part 3. Social Representations of the Individual]. Moscow, Publ. of Institute of Psychology RAS, 2002, pp. 88-103. (In Russian).

8. Petrenko V.F. Osnovy psikhosemantiki [Basics of Psychosemantics]. Moscow, Eksmo Publ., 2010, 480 p. (In Russian).

9. Serkin V.P. Metody psikhologii sub"ektivnoy semantiki i psikhosemantiki [Methods of Psychology of Subjective Semantics and Psychosemantics]. Moscow, Pchela Publ., 2008, 378 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Shmelev A.G. Vvedenie v eksperimental'nuyu psikhosemantiku: teoretiko-metodologicheskie osnovaniya i psikhodiagnosticheskie vozmozhnosti [Introduction to Experimental Psychosemantics: Theoretical and Methodological Fundamentals and Psychodiagnostic Possibilities]. Moscow, Moscow University Publ., 1983, 158 p. (In Russian).

11. Bekhterev V.M. Vnushenie i ego rol' v obshchestvennoy zhizni [Suggestion and Its Role in Public Life]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001, 256 p. (In Russian).

12. Zimbardo F., Layppe M. Sotsial'noe vliyanie [Social Influence]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001, 448 p. (In Russian).

13. Atyunina V.S. Obraz uspeshnogo cheloveka v semanticheskom prostranstve lichnosti: dis. ... kand. psikhol. nauk [Image of a Successful Person in the Semantic Space of Personality. Cand. psychol. sci. diss.]. Khabarovsk, 2007, 324 p. (In Russian).

14. Vlasova Zh.N. Ideal'nyy obraz fizicheski razvitogo cheloveka v rossiyskoy kul'ture kontsa XX- nachala XXI vv.: avtoref. ... kand. kul'turologii [Ideal Image of a Physically Developed Person in the Russian Culture of the Late 20th - Early 21st Centuries. Cand. culturology sci. diss. abstr.]. Chita, 2007, 23 p. (In Russian).

15. Volkov E.V. Beloe dvizhenie v kul'turnoy pamyati sovetskogo obshchestva: evolyutsiya «obraza vraga»: avtoref. dis. ... d-ra ist. nauk [The White Movement in the Cultural Memory of Soviet Society: the Evolution of the "Image of the Enemy". Dr. hist. sci. diss.]. Chelyabinsk, 2009, 41 p. (In Russian).

16. Volovikova M.I. Sotsial'nye predstavleniya o nravstvennom ideale v rossiyskom mentalitete: dis. ... d-ra psikhol. nauk [Social Ideas About the Moral Ideal in the Russian Mentality. Dr. psychol. sci. diss.]. Moscow, 2005, 384 p. (In Russian).

17. Gayvoronskaya A.A. Intellektual'nyy uroven' kak faktor soderzhaniya nravstvennykh predstavleniy studen-tov: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Intellectual Level as a Factor of the Content of Moral Representations of Students. Cand. psychol. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2009, 27 p. (In Russian).

18. Dikevich L.L. Obydennye predstavleniya o poryadochnom cheloveke: dis. ... kand. psikhol. nauk [Everyday Ideas About a Decent Person. Cand. psychol. sci. diss.]. Moscow, 1999, 199 p. (In Russian).

19. Drozhzhina N.B. Vliyanie individual'no-tipologicheskikh kharakteristik lichnosti studentov na predstavle-niya o nravstvennom cheloveke: dis. ... kand. psikhol. nauk [Influence of Individual Typological Characteristics of the Personality of Students on the Idea of a Moral Person. Cand. psychol. sci. diss.]. Stavropol, 2005, 210 p. (In Russian).

20. Dyachkov G.V. Geroi Sovetskogo Soyuza perioda Vtoroy mirovoy voyny: sotsiokul'turnyy oblik: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Heroes of the Soviet Union During the Second World War: Socio-Cultural Appearance. Cand. hist. sci. diss. abstr.]. Tambov, 2008, 26 p. (In Russian).

21. Soboleva M.A. Psikhosemantika predstavleniya o drugom cheloveke: dis. ... kand. psikhol. nauk [Psychose-mantics of the Idea of Another Person. Cand. psychol. sci. diss.]. St. Petersburg, 2001, 198 p. (In Russian).

22. Suravneva I.M. Geroizm kak sotsial'nyy fenomen: dis. ... kand. filos. nauk [Heroism as a Social Phenomenon. Cand. philos. sci. diss.]. Tver, 2006, 151 p. (In Russian).

23. Nikitina M.E. Ideologemy vraga i geroya i ikh vnedrenie v massovoe soznanie v gody Velikoy Ote-chestvennoy voyny: na materialakh Penzenskoy oblasti: dis. ... kand. ist. nauk [Ideologems of the Enemy and Hero and their Introduction into the Mass Consciousness During the Great Patriotic War: on the Materials of the Penza Region. Cand. hist. sci. diss.]. Penza, 2005, 263 p. (In Russian).

24. Tugusheva A.R. Predstavleniya o sotsial'noy uspeshnosti i lichnostnoe samoopredelenie yunoshestva: dis. ... kand. psikhol. nauk [Ideas About Social Success and Personal Self-Determination of Youth. Cand. psychol. sci. diss.]. Samara, 2007, 167 p. (In Russian).

25. Filonenko V.I. Sovremennoe rossiyskoe studenchestvo v tranzitivnom obshchestve: protivorechiya i paradoksy sotsializatsii: avtoref. dis. ... d-ra sotsiol. nauk [Modern Russian Students in a Transitive Society: Contradictions and Paradoxes of Socialization. Dr. soc. sci. diss. abstr.]. Rostov-on-Don, 2009, 48 p. (In Russian).

26. Sorokin O.V. Formirovanie politicheskogo soznaniya molodezhi v usloviyakh transformatsii sovre-mennogo rossiyskogo obshchestva: sotsiokul'turnyy aspekt: dis. ... kand. sotsiol. nauk [Formation of Political Consciousness of Youth in the Conditions of Transformation of Modern Russian Society: Socio-Cultural Aspect. Cand. soc. sci. diss.]. Moscow, 2008, 179 p. (In Russian).

27. Lyashuk A.V. Lichnostnye determinanty informatsionno-psikhologicheskoy bezopasnosti studentov: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Personal Determinants of Information and Psychological Safety of Students. Cand. psychol. sci. diss.]. Rostov-on-Don, 2008, 23 p. (In Russian).

28. Popova O.V. Ekologo-fiziologicheskie mekhanizmy informatsionnykh vozdeystviy i vozmozhnosti alfa-neyrobioupravleniya kak sredstva profilaktiki u studentov s razlichnym urovnem vnushae-mosti: avtoref. dis. ... kand. biol. nauk [Ecological and Physiological Mechanisms of Informational Influences and the Possibilities of Alpha-Neurobiological Management as a Means of Prevention in Students with Different Levels of Suggestibility. Cand. biol. sci. diss. abstr.]. Ulyanovsk, 2007, 22 p. (In Russian).

29. Folya Yu.P. Individual'no-psikhologicheskieproyavleniya vnushaemosti kak svoystva lichnosti: dis. ... kand. psikhol. nauk [Individual Psychological Manifestations of Suggestibility as Personality Traits. Cand. psychol. sci. diss.]. Odessa, 2010, 228 p. (In Russian).

30. Baybekova G.P. Rol' sotsial'nykh predstavleniy v razvitii lichnosti studenta: dis. ... kand. psikhol. nauk [The Role of Social Representations in the Development of a Student's Personality. Cand. psychol. sci. diss.]. Astrakhan, 2003, 215 p. (In Russian).

31. Khrapenko I.B. Psikhologicheskie osnovy formirovaniya u shkol'nikov sotsial'nykh predstavleniy: dis. ... kand. psikhol. nauk [Psychological Fundamentals of Social Ideas Formation in Schoolchildren. Cand. psychol. sci. diss.]. Moscow, 2004, 184 p. (In Russian).

32. Klauchek S.V., Delaryu S.V. Razrabotka skriningovogo metoda dlya vyyavleniya sklonnosti k razvitiyu indutsi-rovannykh sostoyaniy [Development of a screening method to identify the propensity to develop induced states]. Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological Journal, 1997, vol. 18, no. 2, pp. 123-128. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Романова Екатерина Сергеевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии. Академия труда и социальных отношений, г. Москва, Российская Федерация.

E-mail: katersromanova@yandex.ru ORCro:https://orcidorg/0000-0002-9236-7138 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, проведение исследования, написание статьи.

Ekaterina S. Romanova - Candidate of Philology, Associate Professor of Philology Department. Academy of Labour and Social Relations, Moscow, Russian Federation. E-mail: katersromanova@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9236-7138 Contribution: main study conception, literature analysis, research processing, article text writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.