Научная статья на тему 'Исследование социально-территориальных взаимосвязей элементов городской среды средствами геоинформационных технологий'

Исследование социально-территориальных взаимосвязей элементов городской среды средствами геоинформационных технологий Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
115
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Дубровский А. В., Мурзинцева Е. Л., Нечаева А. С.

В статье рассмотрен ряд возможностей применения средств геоинформационного моделирования для исследования социально-территориальных взаимосвязей элементов городской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Дубровский А. В., Мурзинцева Е. Л., Нечаева А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND TERRITORIAL CORRELATIONS OF CITY ENVIRONMENT RESEARCH WITH HELP OF GEOINFORMATIONAL TECHNOLOGIES

This article shows different ways of geoinformational modeling application for social and territorial correlations of city environment research.

Текст научной работы на тему «Исследование социально-территориальных взаимосвязей элементов городской среды средствами геоинформационных технологий»

УДК 528.004

А.В. Дубровский, Е.Л. Мурзинцева, А.С. Нечаева СГГ А, Новосибирск

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ СРЕДСТВАМИ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассмотрен ряд возможностей применения средств геоинформационного моделирования для исследования социально-территориальных взаимосвязей элементов городской среды.

A.V. Dubrovskiy, E.L. Murzintseva, A.S. Nechaeva Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)

10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation

SOCIAL AND TERRITORIAL CORRELATIONS OF CITY ENVIRONMENT RESEARCH WITH HELP OF GEOINFORMATIONAL TECHNOLOGIES

This article shows different ways of geoinformational modeling application for social and territorial correlations of city environment research.

Важнейшие социально-территориальные элементы городской инфраструктуры, формирующие комфортную среду проживания городского населения, представляют собой взаимосвязь пространственнотерриториального положения населения и обслуживающих его структур, которые в свою очередь определяют уровень социальной комфортности населения.

В силу увеличения доли информации о пространственном положении населения и объектов инфраструктуры, в формировании информационных ресурсов общества на первый план встает задача разработки динамических баз и банков базовых пространственных данных на территорию крупных городских агломераций. Одним из основных элементов таких баз данных является адресная идентификация населения.

В настоящее время данные о пространственном положении населения, в том числе адресная информация, приобретают свойства стратегического ресурса. Примером использования подобной информационной системы может быть выявление среднестатистического скопления населения в определенное время суток. В большей мере, точная информация такого рода позволяет решить широкий круг задач, таких как: защита населения и окружающей среды от угроз и чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного и природного характера, террористических проявлений, социальный и медицинский контроль контактной среды человека, планирование развития транспортного каркаса территории муниципального образования в зависимости от маятниковой миграционной модели населения, создание схем генерального планирования и развития социально-бытовой сферы в

зависимости от потребностей населения, а так же увеличения круга потенциальных потребителей различных услуг и товаров. Точная социальнотерриториальная привязка может позволить достоверно определить, какое количество населения окажется в зоне затопления при паводках и наводнениях, при катастрофических природных и техногенных событиях. Достоверная информация такого рода может означать разницу в миллионах рублях, когда требуется оценить последствия проявления негативных событий. В другом случае, например в примере с розничными покупателями, качество геокодирования адресной информации может стать решающим фактором между покупкой нужной вещи в близлежащем магазине и безрезультатной поездкой на более длинное расстояние в случае получения заведомо неверной информации. В сфере торговли и бизнеса качественное геокодирование позволяет быстро находить лучшие рыночные предложения, потенциально интересные неограниченному кругу потребителей.

Таким образом, решение широкого круга задач в области обеспечения функционирования социально-территориальных элементов городской инфраструктуры состоит в создании миграционных моделей населения на базе автоматизированной информационной системы (АИС) «Адресный реестр Российской Федерации», как единого, автоматизированного, распределенного государственного информационного ресурса об адресах объектов недвижимости. Данные АИС будут актуальными, юридически достоверными, широкодоступными и обязательными к применению всеми органами государственной власти и местного самоуправления.

В качестве примера создания маятниковой миграционной модели городского населения рассмотрим ее частный случай - модель территориального распределения поступивших в Геодезическую Академию абитуриентов города Новосибирска.

В качестве исходной информации для составления модели были использованы адреса фактического проживания поступивших в Академию студентов. В геоинформационной системе на территорию города Новосибирска было выполнено геокодирование адресной информации, рисунок 1 (а) и, по полученным данным, составлены схемы распределения плотности студентов СГГА в городе Новосибирске, рис. 1 (б).

Из анализа распределения места жительства в городе Новосибирске поступивших в Академию студентов следует, что подавляющее большинство

- это жители Ленинского и Кировского районов. Чаще всего из районов правобережья поступают проживающие в непосредственной близости к станциям метро. Таким образом, одним из факторов, влияющим на выбор высшего учебного заведения, является транспортная доступность.

Запланированное строительство станции метро на площади Станиславского может оказать существенное значение в увеличении транспортной доступности СГГА. Однако при этом следует учитывать и увеличение оттока абитуриентов, так как в транспортной доступности могут оказаться теперь уже высшие учебные заведения районов правобережья. Учитывая тот факт, что число абитуриентов в ВУЗы к 2020 году сократится на

1/4, транспортная доступность места обучения может играть большую роль в борьбе за учащихся.

Можно сказать, что при выборе мест проведения открытых уроков -знакомства с ВУЗом, необходимо в первую очередь, рассматривать в качестве потенциальных абитуриентов население, которое живет в близости от маршрутов городского транспорта, пролегающих через ВУЗ. Таким образом, удастся разнообразить географию абитуриентов и наряду с заинтересованностью в овладении профессией может существенную роль в конечном выборе ВУЗа сыграть и удобный транспортный маршрут

а) б)

Рис. 1. Геокодирование адресной информации по студентам СГГА (а), схема распределения плотности студентов СГГА в городе Новосибирске (б)

По данным службы занятости города Новосибирска 1/3 зарегистрированных безработных составляют лица с высшим образованием [1]. Конечно же, в современный этап развития рыночных отношений востребованность в специалистах, которые готовит СГГА высока. Однако

рынок вакансий города Новосибирска в специалистах геодезического профиля очень мал из-за желания выпускников оставаться работать в своем родном городе. Намного хуже обстоит дело со специалистами в области экономики, финансов и права - здесь ситуация показывает, что подготовка специалистов по данным направлениям велась не из расчета потребности производства, а из сложившегося «мифа о престижности» этих профессий. Еще одним фактором в увеличении числа безработных с высшим образованием является недостаточное овладение профессией после окончания вуза. «Престижность профессии» и территориальная близость института становятся факторами, которые по значимости перевешивают интерес к специальности, желание стать специалистом в интересующей области [1].

Таким образом, комплексное представление информации о территориальном распределении абитуриентов высших учебных заведений на территории города позволит решить ряд задач:

- Организовать рекламу вуза в «потенциально богатых» на абитуриентов местах города;

- Охватить рекламой районы города, где позиции вуза наиболее слабо представлены;

- Выйти к Администрации города с предложением об оптимизации схем проезда с целью обеспечения транспортной доступности вуза.

Ряд подобных действий будет способствовать формированию у абитуриентов осознанной заинтересованности в овладении профессией.

Приведенный пример является одним из многих факторов, влияющих на величину дневной миграции населения. С дневной миграцией тесно связана и задача моделирования плотности населения города. Следует учитывать, что ежедневный прирост населения вследствие маятниковой миграции из близлежащих к городу Новосибирску населенных пунктов составляет 100 000 человек [2]. Плотность жителей на городской территории существенно меняется и в течение дня. В спальных районах она существенно уменьшается днем, возрастая при этом в торговых и бизнес-районах города. Кроме того, плотность жителей напрямую зависит и от этажности застройки. Например, строительство в Ленинском районе Горского микрорайона существенно изменило плотностную карту города. Причем увеличение плотности населения требует существенной корректировки социальной и экономической политики на территории района. Возникает необходимость изменения и уточнения схем защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Важным является не только точное установление количества жителей для возможной эвакуации населения или обеспечения запасом продовольствия, но и изменение существующих схем эвакуации в зависимости от пропускной способности магистралей. Ведь при расчете эвакуации важным параметром является не только количество людей, но и время для непосредственного выведения населения из опасной зоны. Таким образом, при увеличении количества жителей, разработанные пути эвакуации

могут по пропускной способности не справится с увеличившейся нагрузкой. В условиях чрезвычайной ситуации это может являться причиной гибели людей.

Для развития городской среды важно планировать пассажиропотоки, грамотно управлять транспортными ресурсами. Представляется возможным использование бесплатного информационного ресурса в виде контроля перемещения населения по территории города. Примером может являться проект мониторинга дорожной ситуации с использованием системы навигации ГЛОНАСС-GPS. Данные, которые возможно получить, будут являться ценнейшим материалом для оптимизации перевозки пассажиров городским автотранспортом. При этом возможно существенно увеличить производительность работ при создании новых схем маршрутов (введение новых остановок общественного транспорта, разработка схем маршрутов без пересадок и т.п.). Потенциальную привлекательность проживания в городах спутниках Новосибирска, в частности в городе Бердске, может существенно увеличить реконструкция и усовершенствование транспортных развязок на Бердском шоссе, а также участках трассы Новосибирск - ГЭС. Транспортная доступность сегодня является одним из определяющих факторов развития городской территории.

Одним из примеров парализации транспортных артерий города является строительство крупных торговых центров. Например, до сих пор не решена транспортная проблема, возникшая вследствие работы одного крупного торгово-развлекательного центра в городе Новосибирске, находящегося в непосредственной близости от крупной дорожной развязки. Существенное увеличение потока легкового частного автотранспорта создает заторные ситуации, что в свою очередь не может не сказаться на социальноэкономическом благополучии территории. Этот пример еще раз подтверждает, что планирование городской среды должно выполняться с использованием средств моделирования не только в пространстве, но и во времени. Именно создание временных моделей поможет давать реальный прогноз развития территории. Комплексное строительство микрорайона должно заключаться не только в точечном развитии социально- бытового обеспечения, но и существенной доработке транспортного обеспечения. Рассмотрение взаимовлияющих факторов должно быть направлено на перспективу, с обеспечением принципа «возможности перспективного увеличения потребления ресурсов без модернизации существующих взаимосвязей».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сафронова, Е. Дипломированные неудачники [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.ngs. ги/тоге/59480.

2. Мосиенко, Н.Л. Социально-территориальная структура пространства городской агломерации [Текст] / Н.Л. Мосиенко. - Новосибирск: СОРАН, 2008. - 60 с.

© А.В. Дубровский, Е.Л. Мурзинцева, А.С. Нечаева, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.