УДК 004:528.91
ИНТЕГРАЦИЯ ПОДСИСТЕМ ГЕОИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КРИЗИСНЫМИ СИТУАЦИЯМИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Алексей Викторович Дубровский
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (383)361-01-09, e-mail: [email protected]
Эдуард Лидиянович Ким
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, начальник штаба ГОЧС, тел. (383)343-39-37, e-mail: [email protected]
Яна Константиновна Мишустина
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, студентка, тел. (383)361-01-09, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы интеграции подсистем геоинформационного обеспечения управления кризисными ситуациями на муниципальном уровне. Приведены примеры геоинформационного обеспечения.
Ключевые слова: геоинформационное обеспечение, кризисные ситуации, риск, угроза, система мероприятий гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций.
INTEGRATION OF GEOINFORMATION SUPPORT SUBSYSTEMS FOR CRYSIS SITUATIONS MANAGEMENT AT MUNICIPAL LEVEL
Alexey V. Dubrovsky
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St, Ph. D., Assoc. Prof., Department of Cadastre and Territorial Planning, tel. (383)361-01-09, e-mail: [email protected]
Eduard L. Kim
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St, Chief of Staff for Civil Defense and Emergency Situations (Civil Defense), tel. (383)343-39-37, e-mail: [email protected]
Yana K. Mishustina
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St, Student, tel. (383)361-01-09, e-mail: [email protected]
The problems of geoinformation support subsystems integration for crisis situations management at local levels are considered.
Key words: geoinformation support, crisis situations, risk, threat, system of civil defense measures and emergency prevention.
Сложные пространственные структуры и их социально-экономические взаимосвязи, существующие на территории города, являются источниками потенциальных угроз для жизни и здоровья населения. При этом наиболее опасными являются угрозы, развитие которых может послужить толчком для возникновения целого ряда чрезвычайных ситуаций [1].
Предвидеть заранее можно только вероятность возникновения чрезвычайной ситуации. При этом важно выполнить анализ возможного риска. Несмотря на то, что понятие риск встречается практически во всех сферах социально-экономической деятельности современного общества, будем рассматривать его в следующих аспектах:
- технико-производственный риск - риск возникновения аварий, пожаров, поломок на промышленных объектах или с участием различных технических средств;
- экологический риск - риск нанесения ущерба окружающей природной среде в результате промышленно-хозяйственной деятельности человека или в результате неблагоприятных природных явлений;
- социально-экономический риск - риск ухудшения социальных и экономических показателей современного общества в результате проявления различного рода угроз природного и техногенного характера.
Понятие риска неразрывно связано с понятием угроза. Под угрозой следует понимать опасность, связанную в первую очередь с совершением или проявлением какого-либо события повлекшего ухудшение социально-экономического состояния современного общества, ухудшение состояния окружающей природной среды или причинение вреда жизни и здоровью населения [1].
В работе [2] проведен статистический анализ возможных угроз на территории города Новосибирска. Вероятность возникновения угроз на территории города может быть определена по классической формуле теории
вероятности [3]: p(ä) = ä, где A - число элементарных событий благоприятных
для возникновения угрозы; N - число, всех возможных элементарных событий, при этом каждому случайному событию А поставлено в соответствие число p(A) - вероятность события А, таким образом, что: 0 < p(ä) < 1.
Все возможные угрозы необходимо классифицировать по следующим группам: невероятные 0 < p(ä) < 0.2; маловероятные 0.2 < p(ä) < 0.4; вероятные 0.4 < p(ä) < 0.6; высоковероятные 0.6 < p(ä) < 0.8; весьма вероятные 0.8 < p(ä) < 1.
Для отнесения угрозы к определенному классу одним из основных критериев выступают статистические данные о случившихся чрезвычайных ситуациях на рассматриваемой территории за определенный период времени. Кроме того, при расчете вероятности угрозы необходимо учитывать общемировую статистику чрезвычайных ситуаций [3].
Difficult spatial structures and their relations, existing on a city territory, are sources of potential threats for the people life and health. Thus the most dangerous
are the threats which development can be an incitement for occurrence of some emergency situations [1].
It is evident that only the possibility of emergency situation can be expected in advance. Thus it's important to make the analysis of possible risk. In spite of the fact the concept «Risk» meets practically in all areas of social and economic activity of modern society, we will consider it in following aspects:
- Technical and industrial risk - risk of fire, damage on industrial objects or with the participation of different technical equipment;
- Ecological risk - risk of environmental disruption caused by people's industrial activity or by natural disaster;
- Social and economic- risk of deterioration of modern society's social and economic indicators as a result of natural and industrial threats.
«Risk» is inseparably linked with «Threats». The threat is a danger, connected with some facts or events, which cause the deterioration of modern society's social and economic situation, environmental disaster or trespass to people's life and health[1].
This research [2] gives us statistic analysis all possible threats on Novosibirsk city territory. The possibility of threats occurrence on the city territory can be defined
under the classical Probability theory formula [3]: p(a) = — , where A - number of
elementary situations, favorable for threat appearance; N - number of all possible elementary situations, at that each elementary situation А corresponds to number p(a) -situation's possibility А, thus: 0 < p(a) < 1.
All possible threats are necessary to classify on following groups:
Improbable 0 < p(a)< 0.2; Few probable; 0.2 < p(a)< 0.4; Probable: 0.4 < p(a)< 0.6;
Rather probable: 0.6 < p(a) < 0.8; Highly probable: 0.8 < p(a) < 1.
To refer the threat to a certain class by one of the basic criteria we use the statistical data about the frequency of happened emergency situations on considered territory for the certain time period. Besides, to calculate the threat possibility it is necessary to consider all around world statistics of emergency situations [3].
Основными документами, которые регламентируют разработку Паспортов безопасности субъектов РФ и муниципальных образований являются: Приказ МЧС России от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» [4] и Приказ МЧС России от 25.10.2004 № 484 «Об утверждении Типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (ред. от 11.09.2013) [5]. Паспорт безопасности территории Муниципального образования разрабатывается на основе показателей степени риска для потенциально опасных объектов. К паспорту безопасности территории Муниципального образования прилагаются карты индивидуальных рисков по всем типам угроз. Паспорт безопасности используется для решения следующих задач:
- определение показателей степени риска чрезвычайных ситуаций;
- оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций;
- оценки состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
- разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории.
Определить пространственную локализацию геопространства чрезвычайной ситуации возможно благодаря действующим системам мониторинга и информационного взаимодействия между существующими базами пространственных и статистических данных на исследуемой территории. При этом оценка характеристик ЧС и прогноз развития ситуации могут быть получены с использованием методов геоинформационного анализа и моделирования [6]. На рис. 1 показана схема интеграции подсистем геоинформационного обеспечения управления кризисными ситуациями на муниципальном уровне с использованием картографического сервера СГУГиТ.
Рис. 1. Схема интеграции подсистем геоинформационного обеспечения управления кризисными ситуациями на муниципальном уровне с использованием картографического сервера СГУГиТ
Основными требованиями к геоинформационному обеспечению управления кризисными ситуациями являются:
- полнота, качество, своевременность получения исходных пространственных данных;
- единая структура представления пространственных данных у поставщиков информации;
- применение стандартизированного алгоритмического и программного обеспечения для автоматизации технологии расчета рисков по всем типам угроз;
- организация многопользовательского доступа к пространственным данным на территорию муниципального образования.
Город Новосибирск является динамически развивающимся мегаполисом с развитой инфраструктурой. Строительство и ввод в эксплуатацию новых жилых объектов, элементов транспортной инфраструктуры, социально-значимых объектов, объектов жизнеобеспечения города приводит к постоянному изменению и необходимости оперативной корректировки существующих подсистем геоинформационного обеспечения управления кризисными ситуациями на муниципальном уровне.
Одним из основных методов защиты населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) является эвакуация в безопасные районы. В городе Новосибирске степень угрозы возникновения ЧС техногенного и природного происхождения велика. Особенность расположения города, его застройки и транспортной инфраструктуры требуют особого подхода к организации и проведению эвакуационных мероприятий. В связи с этим задача разработки геоинформационного обеспечения для планирования и реализации мероприятий по эвакуации населения города Новосибирска с учетом его особенностей является актуальной.
На рис. 2, а показан фрагмент укрупненного схематического плана эвакуации населения города Новосибирска в загородную зону. Геоинформационное обеспечение для планирования и проведения эвакуационных мероприятий включает в себя топографические и тематические слои. Топографические слои включают цифровые модели следующих объектов: дорожная сеть; уличная сеть; железные дороги; здания; гидрография; растительность; сооружения. К тематическим слоям эвакуационной схемы относятся: сборные эвакуационные пункты; приемные эвакуационные пункты размещения населения; пункты посадки эвакуируемого населения на транспортные средства; промежуточные пункты эвакуации; район эвакуации населения в загородной зоне; маршруты эвакуации; органы управления ГО ЧС; районы сосредоточения сил ГО.
На рис. 2, б приведена модель расположения зон возможного наводнения на территории Новосибирской области в период паводковой ситуации. По оценкам специалистов ГО и ЧС паводок может причинить ущерб на территории 20% Новосибирской области.
Единый геоинформационный проект для поддержки принятия решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций для органов местного самоуправления муниципального образования, должен состоять из трех уровней: сбор и обработка картографических данных; оперативное управление (автоматизация работы оперативного дежурного) и системы поддержки принятия решений для руководителя [7-9].
В результате интеграции подсистем геоинформационного обеспечения управления кризисными ситуациями на муниципальном уровне должны быть установлены наиболее безопасные, не подверженные природным и
техногенным катастрофам районы для размещения эвакуированного населения. Кроме того, все сценарии возможных чрезвычайных ситуаций и мероприятия по их ликвидации должны быть представлены в единой системе мероприятий система мероприятий гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций Субъекта РФ.
условные места размещения эвакуированного населения в загородной зоне
а)
граница региона зоны возможного наводнения границы районов населенные пункты
Рис. 2. Примеры геоинформационного обеспечения управления кризисными ситуациями на муниципальном уровне: а) фрагмент укрупненного схематического плана эвакуации населения города Новосибирска в загородную зону; б) модель расположения зон возможного наводнения на территории Новосибирской области
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Proske D. Catalogue of risks - Natural, Technical, Social and Health Risks. - Springer. -
2007.
2. Dubrovskiy, A.V. Geoinformational Space Research of the Megalopolis for the Prevention of People's Life threats / A.V. Dubrovskiy. - Novosibirsk: SSGA, 2010.
3. Dubrovsky, A.V. Creation of geoinformational model of probable threats on the city territory - Early Warning and Crises/Disaster and Emergency Management Resources: Proceedings of the International Workshop, 28-29 Apr. 2011 y. -Novosibirsk: SSGA, 2011 - . P. 113-116.]
4. Приказ МЧС РФ от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.03.2003 N 4291) -[Текст] - М.: Российская газета, № 71, 2003.
5. Приказ МЧС России от 25.10.2004 № 484 «Об утверждении Типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (ред. от 11.09.2013) [Текст] - М.: Российская газета, № 267, 2004.]
6. Карпик А. П., Ким Э. Л., Дубровский А. В. Анализ природных и техногенных особенностей геопространства чрезвычайной ситуации // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия» : сб. материалов в 3 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 3. - С. 171-177.
7. Дубровский А. В. К вопросу геоинформационного управления кризисными ситуациями // Материалы Междунар. конф., 18-09 сентября 2012 г. Инновационные технологии сбора и обработки геопространственных данных для управления природныим ресурсами. -Алматы: КазНТУ им. К. И. Сатпаева. - С. 269-274.
8. Дубровский А. В. Базовые принципы геоинформационного обеспечения безопасной эксплуатации промышленных объектов. Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием : материалы конф. (Казань, 5 июня 2014 г.) - Казань: ИП Си-няев Д.Н., 2014. - С. 14-17.
9. Болотина Е. А., Дубровский А. В. К вопросу создания геоинформационного обеспечения для предотвращения чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. X Междунар. науч. конгр., 8-18 апреля 2014 г., Новосибирск : 5-я Международная конференция «Раннее предупреждение и управление в кризисных ситуациях в эпоху "Больших данных"» : сб. материалов. - Новосибирск : СГГА, 2014. - С. 56-61.
© А. В. Дубровский, Э. Л. Ким, Я. К. Мишустина, 2015