Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ТРУДОГОЛИЗМА У СОТРУДНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ТРУДОГОЛИЗМА У СОТРУДНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОГОЛИЗМ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / ТРУДОЗАВИСИМОСТЬ / WORKAHOLISM / SUBJECTIVE WELL-BEING / TEACHER / PEDAGOGICAL WORK / LABOR DEPENDENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сулейманова Р.Р.

В данной статье рассмотрена проблема развития трудоголизма и причины формирования трудоголизма у сотрудников педагогической сферы. Отражены точки зрения некоторых авторов на причины возникновения трудоголизма в целом. Изучен социально-психологический механизм развития трудоголизма у педагогов. Также сделан вывод, о том, что профессия учителя отнесена к разряду стрессогенных профессий, требующих от преподавателя самообладания и саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL MECHANISM OF WORKAHOLISM DEVELOPMENT IN TEACHING STAFF

This article discusses the problem of the development of workaholism and the reasons for the formation of workaholism among teachers. The points of view of some authors on the causes of workaholism as a whole are reflected. The socio-psychological mechanism of the development of workaholism among teachers is studied. It is also concluded that the profession of a teacher is assigned to the category of stressful professions that require the teacher to control and self-control.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ТРУДОГОЛИЗМА У СОТРУДНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ»

УДК: 159.923.2

Сулейманова Р.Р. студент 5 курса факультет психологии, кафедра прикладной психологии и девиантологии БГПУ им. М. Акмуллы Россия, г. Уфа

научный руководитель: Биктагирова А.Р., канд. психол. наук

доцент Россия, г. Уфа

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ТРУДОГОЛИЗМА У СОТРУДНИКОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема развития трудоголизма и причины формирования трудоголизма у сотрудников педагогической сферы. Отражены точки зрения некоторых авторов на причины возникновения трудоголизма в целом. Изучен социально-психологический механизм развития трудоголизма у педагогов. Также сделан вывод, о том, что профессия учителя отнесена к разряду стрессогенных профессий, требующих от преподавателя самообладания и саморегуляции.

Ключевые слова: трудоголизм, субъективное благополучие, педагог, педагогическая работа, трудозависимость.

Suleimanova R.R. 5th year student

Department of Psychology Department of Applied Psychology and

Deviantology BSPU M. Akmulla Russia, Ufa

Scientific adviser: Biktagirova A.S., candidate of psychological sciences

associate professor Russia, Ufa

RESEARCH OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL MECHANISM OF WORKAHOLISM DEVELOPMENT IN TEACHING STAFF

Abstract: this article discusses the problem of the development of workaholism and the reasons for the formation of workaholism among teachers. The points of view of some authors on the causes of workaholism as a whole are reflected. The socio-psychological mechanism of the development of workaholism

among teachers is studied. It is also concluded that the profession of a teacher is assigned to the category of stressfulprofessions that require the teacher to control and self-control.

Keywords: workaholism, subjective well-being, teacher, pedagogical work, labor dependence.

Актуальность проблемы исследования. В различных профессиях проблема стрессоустойчивости человека с давних времен привлекала внимание психологов. Имеется ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с окружающими его людьми.

Трудоголизм - нередкая проблема педагогов. Он проявляется нарастающим эмоциональным истощением, которое ведет и к индивидуальному дискомфорту у специалистов, и к серьезному снижению эффективности труда. Основной источник этих явлений - стрессовые ситуации на рабочем месте, требующие значительных эмоциональных затрат. Если эти затраты не компенсируются должным образом - либо в силу личных особенностей сотрудника, либо из-за плохих условий труда -неизбежно развиваются проявления тревоги, отстраненности и эмоционального истощения.

В настоящее время остро стоит проблема снижения престижа педагогического труда, его общественной значимости, ухудшения условий работы, что, несомненно, приводит к нехватке молодых специалистов в системе образования.

Проверку на эмоциональную прочность проходят не все. У большинства развиваются специфичные виды профессиональных заболеваний. Одним из которых является синдром эмоционального выгорания, а также трудоголизм проявляющийся в повышенном уровне тревожности, и низком уровне стрессоустойчивости, и как следствие, развитие психосоматических заболеваний.

Проблема «трудоголизма» представляет для нас не только научный интерес, она имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психологического здоровья работников педагогической сферы.

Для данного исследования в выборке учавствовало 45 человек: 42 женщины и 3 мужчин, в возрасте от 27 до 62 лет. Для исследования были выбраны методики: Опросник трудоголизма (Б. Киллинджер), для определения уровня зависимости от трудовой деятельности. Методика К. Рифф «Шкала психологического благополучия» (в адаптации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко), выявляет актуальное благополучие человека на данном жизненном этапе. Методика эмоционального выгорания

педагогов МВ1 (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой), предназначена для определения эмоционального истощения в профессиональном плане.

Для наглядности ниже предоставлены гистограммы с качественной интерпретацией эмпирических результатов данных методик:

Гистограмма № 1. Результаты склонности к эмоциональному выгоранию.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

I Эмоциональное истощение

I Деперсонализация

I Редукция профессиональных достижений

низкии средний высокий

Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что у данной выборки ярко выражены высокие показатели по двум шкалам, а именно: эмоциональное истощение 73,4%, что отражает тяжесть эмоционального состояния в связи с количеством работы учителя. Уровень по шкале деперсонализации соответствует 66,7%, что объясняется уровнем отношений с коллегами по работе и ощущением себя как личности в связи с тяжелой профессиональной деятельностью. По шкале редукция личностных достижений ярко выражен низкий уровень 46,7% что свидетельствует о завышенной самооценке испытуемых.

Гитограмма № 2. Результаты психологического благополучия педагогов.

70 60 50 40 30 20 10 0

■ Низкий уровень

■ средний уровень

■ высокий уровень

Анализ полученных результатов позволяет нам установить что у данной выборки ярко выражены высокие показатели по нескольким шкалам, а именно: шкала «Позитивные отношения» средний уровень составляет 64,4%. Высокие и нормативные значения свидетельствуют о наличии у испытуемых близких, приятных, доверительных отношений с окружающими. Желании проявлять заботу о других людях; способности к эмпатии. Кроме этого данная характеристика включает в себя желание быть гибким во взаимодействии с окружающими, умение прийти к компромиссу.

Из результатов, полученных по шкале «Автономия», можно сделать вывод о том, что у большинства педагогов преобладает средний уровень -44,5%, им присущи такие качества, как независимость, способность противостоять социальному давлению в своих мыслях и поступках.

Анализируя диагностические результаты, полученные по шкале «Управление средой», можно сделать следующие выводы. 48,9% респонденты обладают властью и компетенцией в управлении окружением, контролирует всю внешнюю деятельность, что и присуще педагогам и учителям. Эффективно используют возможности, которые им предоставляются, способны улавливать или создавать условия и обстоятельства, подходящие для удовлетворения личных потребностей и достижения целей.

По шкале «Личностный рост» высокий уровень имеют 42.5% испытуемых. Эти люди обладают чувством непрекращающегося развития, воспринимают себя «растущим» и личностью, которая может самореализоваться, открыты новому опыту, испытывают чувство реализации своего потенциала, наблюдают улучшения в себе и своих действиях с течением времени, эти качества присуще педагогам с небольшим рабочим стажем, они инициативны и готовы много работать.

Гистограмма № 3. Результаты склонности к трудоголизму.

■ низкий уровень

■ средний уровень

■ высокий уровень

Анализ полученных результатов позволяет установить тот факт, что большинство испытуемых имеют тенденцию к развитию трудоголизма. Немногим меньше у педагогов уже имеется такая аддикция, как трудоголизм, они сильно вовлечены в свою трудовую деятельность. Наименьший процент не имеют тенденцию к развитию трудоголизма. Возможно переживают какие-либо личные ситуации, а возможно стаж работы очень маленький, так как среди испытуемых есть молодые специалисты.

Выдвинутая нами проблема исследования является важной, актуальной и значимой.

Педагог это главная фигура в образовательной среде, создающая психологически позитивные оотношения с учениками, коллегами, администрацией и родителями. Психологическое благополучие личности педагога во многом устраивает психологическую атмосферу образовательного процесса. Свойства психологического благополучия личности педагога позволяют выделить направления психологической поддержки и сопровождения педагогов с целью профилактики трудозависимости и повышению психологического благополучия личности педагога.

Результаты нашего работы позволяют утверждать, что изучение проблемы развития трудоголизма в педагогической сфере не исчерпывается данным исследованием. Многообещающим является изучение особенностей психологического благополучия личности педагогов с разным стажем профессиональной деятельности, а также выявление других условий, способствующих сохранению адекватной и равномерной профессиональной деятельности.

Использованные источники:

1. Биктагирова А.Р. Индикаторы профессионального благополучия госслужащих / А.Р. Биктагирова // European Social Science Journal. 2016. № 8. С. 225-231

2. Водопьянова Н.Е., Е. С. Старченкова. Синдром выгорания. СПб.: Питер, 2008.

3. Ильин Е.П. Работа и личность. Перфекционизм, лень // Проявление профессиональной деформации в разных профессиях / Е. П. Ильин - СПб: Питер, 2012, С 103-105.

4. Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда./ Колесников Л.Ф.- Новосибирск.- 2006.С.348

5. Короленко Ц.П.. Работоголизм - респектабельная форма аддиктивного поведения // Обозрение психиатрии и медицинской психологии, 2006, №1 с.19-29.

6. Юрьева Л.Н. Трудоголизм: факторы риска развития и признаки патологической зависимости // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. -2015 - №3. - С. 17-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.