Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
218
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СПЕЦИАЛИСТЫ СОЦИОЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Данковцев Олег Александрович, Маскалянова Светлана Александровна, Саранча Елизавета Викторовна

В статье рассматривается феномен эмоционального выгорания у специалистов социозащитных учреждений. Приводятся результаты эмпирического исследования, проведенного в организациях такой специализации в Липецкой области и направленного на выявление степени выраженности проявления эмоционального выгорания у специалистов-практиков в зависимости от стажа профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 192 социальных работника женского пола в возрасте 18-65 лет, имеющих стаж работы по специальности от 1 до 40 лет. У значительной части специалистов социозащитных учреждений выявлен средний уровень синдрома эмоционального выгорания. Показано, что симптомы данного явления развиваются в начале профессионального пути. Обосновывается целесообразность своевременной профилактической и ранней коррекционной работы с молодыми социальными работниками, что позволило бы предупредить развитие симптоматики синдрома эмоционального выгорания на более поздних возрастных этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Данковцев Олег Александрович, Маскалянова Светлана Александровна, Саранча Елизавета Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MANIFESTATION OF EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME IN SPECIALISTS OF SOCIAL WELFARE INSTITUTIONS

The article considers the phenomenon of emotional burnout among specialists of social welfare institutions. The results of an empirical study conducted in organizations of such specialization in Lipetsk region and aimed at identifying the degree of severity of the manifestation of emotional burnout among practitioners, depending on the length of professional activity, are presented. The study involved 192 female social workers aged 18-65 years with work experience in this sphere from 1 to 40 years. A significant part of the specialists of social welfare institutions revealed an average level of emotional burnout syndrome. It is shown that the symptoms of this phenomenon appear at the beginning of the professional career. The expediency of timely preventive and early correctional work with young social workers is justified, which would prevent the development of symptoms of emotional burnout syndrome at later age stages.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 99-104. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 9. P. 99-104.

Научная статья УДК 159.9.072.43

https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.16

Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у специалистов социозащитных учреждений

Олег Александрович Данковцев1, Светлана Александровна Маскалянова2, Елизавета Викторовна Саранча3

1'2'3Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия

1danko.oleg@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4814-4359 2sveta.feya@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2744-7190 3liza48101@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4744-7857

Аннотация. В статье рассматривается феномен эмоционального выгорания у специалистов социозащитных учреждений. Приводятся результаты эмпирического исследования, проведенного в организациях такой специализации в Липецкой области и направленного на выявление степени выраженности проявления эмоционального выгорания у специалистов-практиков в зависимости от стажа профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 192 социальных работника женского пола в возрасте 18-65 лет, имеющих стаж работы по специальности от 1 до 40 лет. У значительной части специалистов социозащитных учреждений выявлен средний уровень синдрома эмоционального выгорания. Показано, что симптомы данного явления развиваются в начале профессионального пути. Обосновывается целесообразность своевременной профилактической и ранней коррекционной работы с молодыми социальными работниками, что позволило бы предупредить развитие симптоматики синдрома эмоционального выгорания на более поздних возрастных этапах.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, специалисты социозащитных учреждений, социальная работа, профессиональная деятельность

Для цитирования: Данковцев О.А., Маскалянова С.А., Саранча Е.В. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у специалистов социозащитных учреждений // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 99-104. https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.16.

Финансирование: статья публикуется при финансовой поддержке РФФИ и Липецкой области в рамках научного проекта № 20-413-480019 «Разработка критериев диагностики профессиональной дезадаптации (профессионального стресса) в практике специалиста социальной сферы (на примере учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения), определение возможности его прогнозирования, методов его профилактики и коррекции при применении инновационных технологий».

Original article

Features of the manifestation of emotional burnout syndrome in specialists

of social welfare institutions

Oleg A. Dankovtsev1, Svetlana A. Maskalyanova2, Elizaveta V. Sarancha3

123Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia 1danko.oleg@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4814-4359 2sveta.feya@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2744-7190 3liza48101@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4744-7857

Abstract. The article considers the phenomenon of emotional burnout among specialists of social welfare institutions. The results of an empirical study conducted in organizations of such specialization in Lipetsk region and aimed at identifying the degree of severity of the manifestation of emotional burnout among practitioners, depending on the length of professional activity, are presented. The study involved 192 female social workers aged 18-65 years with work experience in this sphere from 1 to 40 years. A significant part of the specialists of social welfare institutions revealed an average level of emotional burnout syndrome. It is shown that the symptoms of this phenomenon appear at the beginning of the professional career. The expediency of timely preventive and early correctional work with young social workers is justified, which would prevent the development of symptoms of emotional burnout syndrome at later age stages.

Keywords: emotional burnout syndrome, specialists of social welfare institutions, social work, professional

activity

For citation: Dankovtsev O.A., Maskalyanova S.A., Sarancha E.V. Features of the manifestation of emotional burnout syndrome in specialists of social welfare institutions // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 9. P. 99-104. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.20219.16.

Funding: the article is published with the financial support of the RFBR and Lipetsk region within the framework of the scientific project No. 20-413-480019 "Development of criteria of diagnosing professional maladaptation (professional stress) in the practice of a social sphere specialist (on the example of social welfare and social service institutions), determining the possibility of its prediction, methods of its prevention and correction when using innovative technologies".

Социальная работа сегодня - это один из самых востребованных видов профессиональной деятельности. В условиях усиления напряженности в обществе и роста социальных проблем требования к профессиональной компетентности специалистов социозащитных учреждений неизменно возрастают. Однако зачастую той совокупности знаний, умений и навыков, которую будущий специалист приобретает в процессе профессиональной подготовки, бывает недостаточно для решения многих профессиональных задач этой сферы деятельности. Во многом это обусловлено особенностями динамично развивающейся социальной действительности, предъявляющей повышенные требования, в том числе психологического характера, к представителям человековедче-ских профессий. Социальная работа как вид профессиональной деятельности носит чрезвычайно стрессогенный характер, так как в его основе лежит процесс общения с людьми, что всегда предполагает существенные эмоциональные и психологические вложения. Негативные эмоции, переживания, конфликты, с которыми специалист сталкивается в процессе межличностного взаимодействия, чаще всего приводят к синдрому эмоционального выгорания (СЭВ), который влияет не только на эффективность труда, но и психосоматическое здоровье специалиста.

Понятие «синдром эмоционального выгорания», введенное в 1974 году американским психиатром Х. Фрейденбергом, можно охарактеризовать как состояние психологического, интеллектуального истощения, физического утомления, возникающее вследствие непрерывного стресса в профессиональной деятельности [1]. СЭВ стоит расценивать как итог негативного разрешения стресса в момент рабочего процесса. Как отмечают Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова, СЭВ -«это неблагоприятный отклик на профессиональные неприятности, включающие в себя различные составляющие (психические, психофизиологические и поведенческие)» [2].

Впервые на проблемную ситуацию с СЭВ у специалистов социозащитных учреждений обратили внимание американские учёные в связи с широким распространением в США учреждений социальной сферы, которые отметили, что формирование данного состояния может быть связано с различными факторами, такими как: изменение социального статуса, потеря работы, непредвиденные ситуации, ситуации риска и другие [3].

Изучением СЭВ занимались как зарубежные исследователи (J. Dale, R. Weinberg (1974); C. Maslach, S.E. Jackson (1981); C.W. Chen, P.C. Gorski (2015) и др.), так и отечественные авторы (Т.И. Ронгинская (2002); Н.В. Мальцева (2005); Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова (2017) и др.). Данный синдром рассмотрен в работах по медицине (М.Д. Петраш и соавт. (2003); М.А. Качаева, К.Г. Сердакова (2015); Л.С. Чутко и соавт. (2019) и др.), психологии (Д.А. Геранюшкина, Н.П. Баркова (2007); В.В. Барабанщикова и соавт. (2019); Г.И. Давыдова (2019); О.И. Мезенцева (2020); В.С. Миняйло (2020) и др.), педагогике (М.А. Воробьева (2016); Л.Д. Андреева, Л.В. Попова (2020); К.И. Коняева (2021); Л.А. Рыбакова, А.И. Чернецкая (2021) и др.). Таким образом, можно отметить актуальность и междисциплинарный характер проблемы на современном этапе развития.

Большинство исследователей, занимавшихся изучением СЭВ, сходятся во мнении, что развитие этого феномена в профессиональной среде специалистов влечет за собой целый ряд негативных последствий, предполагающих как деструктивные явления в профессиональной сфере (снижение эффективности профессиональной реализации, нарушения в межличностных взаимоотношениях), так и значительное снижение показателей здоровья социальных работников (физического и психического).

Применительно к специалистам социозащитных учреждений процесс эмоционального выгорания, прежде всего, приводит к нарушению у них процесса нормального контактирования с клиентами социальных служб, что вызывает последующее нежелание последних обращаться в данные структуры и формирует крайне негативный образ социозащитных учреждений в глазах обывателей.

В литературе имеются противоречивые данные о зависимости стажа профессиональной деятельности от степени сформированности СЭВ. Н.В. Мальцева [4], А.М. Первитская [5], А.А. Агибалова и соавт. [6] указывают на связь стажа и СЭВ. В работах О.Б. Поляковой [7], И.Ф. Шиляевой, А.Р. Биктагировой [8] эти результаты не подтверждаются.

Таким образом, учитывая актуальность данной проблемы, представляется целесообразным выявление степени сформированности СЭВ у практикующих специалистов, а также изучение его особенностей в зависимости от стажа их профессиональной деятельности.

В исследовании приняли участие 192 специалиста социозащитных учреждений Липецкой области женского пола в возрасте от 18 до 65 лет (средний возраст 44,51±0,68 лет), стаж работы по специальности которых составил 1-40 лет (средний стаж 17,52±0,76). Все участники обследования подтвердили добровольное согласие на участие в эксперименте.

В соответствии с целью исследования выборка была разделена на шесть групп в зависимости от стажа профессиональной деятельности участников опроса. Первая группа - стаж работы 1-5 лет (16 человек), вторая группа - стаж 6-10 лет (45 человек), третья группа - 11-15 лет (27 человек), четвёртая группа - 16-20 лет (44 человека), пятая группа - 21-25 лет (17 человек), шестая группа - 26 и более лет (43 человека).

Для диагностики степени сформированности СЭВ специалистов социозащитных учреждений применялся опросник «Профессиональное выгорание», разработанный на основе трехфак-торной модели К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой [9]. Цель методики - диагностика эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Опросник содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением профессиональной деятельности. Ответы оцениваются по семибалльной шкале измерений и варьируют от «никогда» (0 баллов) до «всегда» (6 баллов).

В общей группе специалистов социозащитных учреждений Липецкой области (n = 192) по результатам опросника по шкале «Эмоциональное истощение» высокие показатели выявлены у 76 опрошенных (39,6 %), средние - у 67 (34,9 %), низкие - у 49 (25,5 %). По шкале «Деперсонализация» высокие показатели демонстрируют 33 участника опроса (17,2 %), средние - 44 (22,9 %), низкие - 115 (59,9 %). По шкале «Редукция профессиональных достижений» высокие показатели выявлены у 3 испытуемых (1,6 %), средние - у 38 (19,8 %), низкие - у 151 человека (78,6 %) (рис. 1).

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личных достижений

■ Низкий уровень "Средний уровень "Высокий уровень

Рисунок 1 - Проявление компонентов СЭВ у специалистов социозащитных учреждений (n = 192)

В целом средние показатели по шкалам «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация» и «Редукция личностных достижений» составили 18,2±0,6, 6,2±0,8 и 37,7±0,9 баллов соответственно, что соответствует средней степени интегрального показателя СЭВ - 6 баллов (табл. 1).

Таблица 1 - Показатели компонентов СЭВ у специалистов социозащитных учреждений

(n = 192) в зависимости от стажа работы < M±m)

Стаж работы Компонент «Эмоциональное истощение», баллы Компонент «Деперсонализация», баллы Компонент «Редукция личностных достижений», баллы

1-5 лет (п = 16) 23,6±6,4 3,1 ±4,8 39,9±6,6

6-10 лет (п = 45) 24,8±2,1 4,7±3,3 39,6±2,5

11-15 лет (п = 27) 17,4±0,7 6,1±1,1 38,9±0,9

16-20 лет (п = 44) 15,1±1,6 7,7±1,9 40,3±1,1

21-25 лет (п = 17) 14,3±4,4 8,8±5,4 29,8±6,7

26 и более лет (П = 43) 14,1±1,9 6,8±2,6 37,4±1,8

Общая группа (П = 192) 18,2±0,6 6,2±0,8 37,7±0,9

Оценка проявления компонента «Эмоциональное истощение» СЭВ у специалистов социо-защитных учреждений в зависимости от стажа работы показала, что в группе респондентов с опытом профессиональной деятельности от 1 до 5 лет (п = 16) низкий уровень эмоционального истощения выявлен у 2 опрошенных (12,5 %), средний уровень - у 5 (31,3 %), высокий - у 9 (56,3 %). В группе со стажем от 6 до 10 лет (п = 45) низкий уровень сформированности компонента «Эмоциональное истощение» диагностирован у 9 специалистов (20,0 %), средний уровень - у 13 (28,9 %), высокий - у 23 (51,1 %). В группе со стажем от 11 до 15 лет (п = 27) уровни выраженности эмоционального истощения распределились следующим образом: низкий уровень - 5 респондентов (18,5 %), средний - 7 (25,9 %), высокий - 15 (55,6 %). Несколько иные результаты выявлены в группе со стажем от 16 до 20 лет (п = 44): низкий уровень - у 12 опрошенных (27,3 %), средний - у 21 (47,7 %), высокий - у 11 (25,0 %). У специалистов со стажем от 21 года до 25 лет (п = 17) зафиксированы следующие результаты: низкий уровень компонента «Эмоциональное истощение» - у 7 участников опроса (41,2 %), средний - у 5 (29,4 %), высокий -у 5 (29,4 %). В группе со стажем от 26 и более лет (п = 43) выраженность эмоционального выгорания следующая: низкий уровень - у 14 опрошенных (32,6 %), средний - у 16 (37,2 %), высокий -у 13 (30,2 %) (табл. 2).

При этом средние показатели компонента «Эмоциональное истощение» СЭВ характеризовались как низкие у специалистов со стажем работы 11-15, 16-20, 21-25, 26 и более лет; средние - в группах со стажем профессиональной деятельности 1-5 и 6-10 лет (табл. 1).

Таблица 2 - Проявление компонента «Эмоциональное истощение» СЭВ у специалистов социозащитных учреждений (п = 192) в зависимости от стажа работы_

Стаж работы Низкий /ровень Средний уровень Высокий уровень

абс. % абс. % абс. %

1-5 лет (п = 16) 2 12,5 5 31,3 9 56,3

6-10 лет (п = 45) 9 20,0 13 28,9 23 51,1

11-15 лет (п = 27) 5 18,5 7 25,9 15 55,6

16-20 лет (п = 44) 12 27,3 21 47,7 11 25,0

21-25 лет (п = 17) 7 41,2 5 29,4 5 29,4

26 и более лет (п = 43) 14 32,6 16 37,2 13 30,2

Оценка выраженности компонента «Деперсонализация» СЭВ у специалистов социозащитных учреждений в зависимости от стажа работы показала следующие результаты. В группе респондентов, имеющих профессиональный опыт от 1 года до 5 лет (п = 16) низкий уровень деперсонализации выявлен у 12 респондентов (75,5 %), средний - у 2 (12,5 %), высокий - у 2 (12,5 %). Уровни выраженности компонента «Деперсонализация» в группе со стажем от 6 до 10 лет (п = 45) распределились следующим образом: низкий уровень обнаружен у 29 опрошенных (64,4 %), средний - у 8 (17,8 %), высокий - также у 8 (17,8 %). Другие результаты зафиксированы в группе со стажем от 11 до 15 лет (п = 27): низкий уровень отмечен у 6 респондентов (22,2 %), средний - у 13 (48,1 %), высокий -у 8 (29,6 %). У специалистов со стажем от 16 до 20 лет (п = 44) диагностированы следующие показатели: низкий уровень выявлен у 28 респондентов (63,6 %), средний - у 8 (18,2 %), высокий - также у 8 (18,2 %). В группе со стажем от 21 до 25 лет (п = 17) результаты распределились таким образом: низкий уровень характеризует 10 опрошенных специалистов (58,8 %), средний - 4 (23,5 %), высокий -3 (17,6 %). В группе со стажем от 26 и более лет (п = 43): низкий уровень выраженности компонента «Деперсонализация» обнаружен у 30 участников опроса (69,8 %), средний - у 9 (20,9 %), высокий -у 4 (9,3 %) (табл. 3).

Показатели деперсонализации характеризовались как низкие у специалистов со стажем работы 1-5 и 6-10 лет; средние - в группах со стажем 11-15, 16-20, 21-25, 26 и более лет (табл. 1).

Таблица 3 - Проявление компонента «деперсонализация» СЭВ у специалистов

социозащитных учреждений (п = 192) в зависимости от стажа работы

Стаж работы Низкий /ровень Средний уровень Высокий уровень

абс. % абс. % абс. %

1-5 лет (п = 16) 13 81,3 2 12,5 1 6,3

6-10 лет (п = 45) 29 64,4 8 17,8 8 17,8

11-15 лет (п = 27) 6 22,2 13 48,1 8 29,6

16-20 лет (п = 44) 27 61,4 8 18,2 9 20,5

21-25 лет (п = 17) 10 58,8 4 23,5 3 17,6

26 и более лет (п = 43) 30 69,8 9 20,9 4 9,3

Оценка проявления компонента «Редукция личностных достижений» СЭВ у специалистов социозащитных учреждений в зависимости от стажа показала, что в группе опытом работы в профессии от 1 года до 5 лет (п = 16) низкий уровень сформирован у 12 респондентов (75,0 %), а средний - у 4 (25,0 %). В группе со стажем от 6 до 10 лет (п = 45) низкий уровень диагностирован у 37 опрошенных (82,2 %), средний - у 8 (17,8 %). Иные результаты выявлены у специалистов со стажем от 11 до 15 лет (п = 27): низкий уровень обнаружен у 22 участников опроса (81,5 %), а средний - у 5 (18,5 %). При этом высокий уровень сформированности компонента «Редукция личностных достижений» не зафиксирован у специалистов со стажем от 1 года до 15 лет. У специалистов со стажем от 16 до 20 лет (п = 44) выявлены следующие результаты: низкий уровень имеет место быть у 32 респондентов (72,7 %), средний - у 10 (22,7 %), высокий - у 2 (4,5 %). В группе со стажем от 21 до 25 лет (п = 17) низкий уровень компонента «Редукция личностных достижений» выявлен у 12 специалистов (70,6 %), средний - у 4 (23,5 %), а высокий - у 1 (5.9 %). В группе со стажем от 26 лет и более (п = 43): низкий уровень отмечен у 36 респондентов (83,7 %), средний - у 7 (16,3 %) (табл. 4).

Показатели компонента «редукция личностных достижений» СЭВ характеризовались как низкие у специалистов социозащитных учреждений со стажем работы 1-5, 6-10, 11-15, 16-0, 26 и более лет; средние - в группе со стажем профессиональной деятельности 21-25 лет (табл. 1).

Таблица 4 - Проявление компонента «Редукция личностных достижений» СЭВ

у специалистов социозащитных учреждений (п = 192) в зависимости от стажа работы

Стаж работы Низкий /ровень Средний уровень Высокий уровень

абс. % абс. % абс. %

1-5 лет (п = 16) 12 75,0 4 25,0 0 0,0

6-10 лет (п = 45) 37 82,2 8 17,8 0 0,0

11-15 лет (п = 27) 22 81,5 5 18,5 0 0,0

16-20 лет (п = 44) 32 72,7 10 22,7 2 4,5

21-25 лет (п = 17) 12 70,6 4 23,5 1 5,9

26 и более лет (п = 43) 36 83,7 7 16,3 0 0,0

Проведенный анализ показателей СЭВ у специалистов социозащитных учреждений позволил сделать следующие выводы о его наличии и степени сформированности в общей группе респондентов. Среди трех показателей СЭВ наиболее выраженным оказался показатель «Эмоциональное истощение». У 39,6 % испытуемых выявлен высокий уровень его сформированности, а у 34,9 % - средний. Это может свидетельствовать о наличии общего напряжения у специалистов социозащитных учреждений Липецкой области вне зависимости от стажа их профессиональной деятельности. Именно наличие эмоционального истощения является «запускающим механизмом» развития и формирования СЭВ, что в дальнейшем может проявляться в деперсонализации и редукции профессиональных достижений. Причем высокие показатели компонента «Эмоциональное истощение» манифестируют у специалистов социозащитных учреждений со стажем работы 1-5 лет, что, вероятно, определяет стресс, связанный с адаптацией к условиям труда, дефицит их профессиональных знаний и умений, а также несоответствие ожиданий, связанных с профессией, реальной действительности.

Показатель «Деперсонализация» выражен в меньшей степени: у 17,2 % испытуемых он находится на высоком уровне сформированности, у 22,9 % - на среднем. При этом высокие показатели данного компонента также начинают проявляться у специалистов в первые годы их профессионального пути.

Наименее выраженным является показатель «Редукция личностных достижений». Только у 1,6 % испытуемых он находится на высоком уровне сформированности, а у 19,8 % - на среднем. Наибольшая выраженность этого показателя обнаружена в группах специалистов со стажем работы 16-20 и 21-25 лет соответственно.

Таким образом, у значительной части специалистов социозащитных учреждений Липецкой области выявлен средний уровень СЭВ. Это свидетельствует о необходимости осуществления своевременной диагностической работы с ними, что позволит вовремя определить наличие данной проблемы, а также ранней коррекционной работы, направленной на преодоление симптомов СЭВ посредством приобретения специалистом навыков снятия психологического напряжения, управления собственным эмоциональным состоянием, организации конструктивного межличностного взаимодействия. Важно, чтобы работник осознавал наличие проблемы у себя и признавал необходимость преодоления данного состояния. Поскольку симптомы данного явления развиваются в начале профессионального пути, то становится очевидной целесообразность профилактической работы с молодыми специалистами, что позволило бы предупредить развитие симптоматики СЭВ на более поздних возрастных этапах.

Список источников:

1. Королева Е.Г., Шустер Э.Е. Синдром эмоционального выгорания // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2007. № 3 (19). С. 108—111 ; Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 3. С. 85-95 ; Freudenberger H.J. Staff Burn-Out // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30, iss. 1. P. 159-165. https://doi.org/10.1111/j.1540-4560.1974.tb00706.x ; Gil-Monte P.R., Faundez O.V. Psychometric Properties of the «Spanish Burnout Inventory» in Chilean Professionals Working to Physical Disabled People // The Spanish Journal of Psychology. 2011. Vol. 14, iss. 1. P. 441-451. https://doi.org/10.5209/rev_sjop.2011.v14.n1.40.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. М., 2017. 343 с.

3. Чомаева Г.А. Особенности и факторы возникновения синдрома «эмоционального выгорания» у социальных работников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 365-368.

4. Мальцева Н.В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы : автореферат дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2005. 20 с.

5. Первитская А.М. Изучение эмоционального выгорания педагогов с разным стажем работы // Наука и современность. 2013. № 25-1. С. 190-193.

6. Агибалова А.А., Устименко О.А., Байрамова Б.Ф. Профессиональное выгорание преподавателей вуза (на примере медицинского университета) // Международный журнал экспериментального образования. 2021. № 2. С. 52-58. https://doi. org/10.17513/mjeo. 12026.

7. Полякова О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональной деформации личности. М., 2008. 296 с.

8. Шиляева И.Ф., Биктагирова А.Р. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 1 (68). С. 93-101.

9. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Указ. соч.

Информация об авторах О.А. Данковцев - кандидат биологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Се-менова-Тян-Шанского, Липецк, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=709558.

С.А. Маскалянова - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики и социальной работы Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=379209.

Е.В. Саранча - магистрант кафедры социальной педагогики и социальной работы Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors O.A. Dankovtsev - PhD in Biology, Associate Professor, Department of Social Pedagogy and Social Work of Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=709558.

S.A. Maskalyanova - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Social Pedagogy and Social Work of Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=379209.

E.V. Sarancha - Master student, Department of Social Pedagogy and Social Work of Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 14.07.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.08.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 23.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.