Научная статья на тему 'Исследование социально ориентированных организаций Алтайского края (особенности системы контроля качества предоставляемых услуг НКО)'

Исследование социально ориентированных организаций Алтайского края (особенности системы контроля качества предоставляемых услуг НКО) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Грошева Дарья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование социально ориентированных организаций Алтайского края (особенности системы контроля качества предоставляемых услуг НКО)»

его мнению, была создана «авторами XVIII в., создателями универсальных концепций истории, философии, морали и политики. При этом самым существенным было то, что авторы эти имели об Азии крайне поверхностное и часто превратное представление... К числу дикарей, угрожавших единственно ценной, по их мнению, европейской культуре, они причисляли и русских, основываясь на том, что 240 лет Россия входила в состав сначала Великого Монгольского улуса, а потом Золотой орды. Эта концепция была по-своему логична, но отнюдь не верна. В XVIII в. юные русские петиметры, возвращаясь из Франции, где они не столько постигали науки, сколько выучивали готовые концепции, восприняли и принесли домой концепцию идентичности русских и татар как восточных варваров. В России они сумели преподнести это мнение своим современникам как само собой разумеющуюся точку зрения на историю» [3, с.602-603]

Представление о том, что Европа ушла значительно вперед по сравнению с Россией только усиливалось в последующие столетия, создавая для общества новые проблемы и ограничения [5, с.39-40]

Не отрицая значение европейской культуры для развития российского общества, Л. Н. Гумилев указывал на еще один ее источник, а именно на «восточный» (и, конкретно, «монгольский», «ордынский») генезис российской культуры и государственности, «возрождение на Москве монгольских традиций, традиций Чингисхана»: «...Государи московские ... положили начало процессу собирания русских земель вокруг Москвы, руководствуясь новыми, заимствованными у монголов и дотоле на Руси не известными принципами устроения власти: веротерпимостью, верностью обязательствам, опорой на служилое сословие. Традиции Союза со Степью оказались жизнеспособны и плодотворны, они материализовались в политической практике Московского государства XVI-XVII веков, когда вся бывшая территория Золотой орды вошла в состав Русского государства. Монголы, буряты, татары, казахи столетиями пополняли ряды русских войск и бок о бок с русскими защищали свое общее Отечество, которое с XV века стало называться Россией». [2, с. 315]. Роль же Западной Европы в российской истории представлялась Л. Н. Гумилеву, большей частью, деструктивной: «Русь, вернее та ее северо-восточная часть, которая вошла в состав улуса Монгольского, оказалась спасена от католической экспансии, сохранила и культуру и этническое своеобразие. Иной была судьба юго-западной Червонной Руси. Попав под власть Литвы, а затем и католической Речи Посполитой, она потеряла все: и культуру, и политическую независимость, и право на уважение». [2, с. 315]

К сожалению, в условиях развития массовой культуры и средств массовой информации значительная часть общества огранивает свой интерес текущей информацией. Научные знания и тем более научные дискуссии, как правило, привлекают в основном специалистов. Труды Л.Н.Гумилева сегодня в основном известны узкому кругу специалистов, или тем, кто интересуется историей собственной страны. Постсоветское поколение молодежи, как правило, не знает его трудов, их взгляды на историю по - прежнему имеют европоцентричный характер. Поэтому порой в молодежной среде и формируются националистические взгляды и убеждения, растет этническая и религиозная нетерпимость по отношению к представителям другой веры и другой национальности. Для них Восток остается чужой варварской территорией, а его отдельные представители, мигрирующие в Россию, кочевниками, стремящимися завоевать себе новые территории. В свою очередь и прибывающие из Средней Азии мигранты также имеют смутные представления об истории взаимоотношений своего этноса с русским народом. В этом плане труды Л.Н.Гумилева не потеряли актуальности, они могут быть полезны сегодня в формировании толерантности и исторической памяти как русских, так и прибывающих из Средней Азии и Закавказья мигрантов.

Летиратура

1. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М. Рольф. 2002. -318 с.

2. Гумилев Л. Н. Бремя таланта // Гумилев Л. Н. Дар слов мне был обещан от природы: лит. наследие. Стихи. Драмы. Переводы. Проза. СПб: Росток, 2004 - 622 с.

3. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М. Мысль, 1989. - 766 с.

4. Декларация принципов толерантности // http://tolerance.sitecity.ru [Дата обращения. 15.09.2014]

5. Елисеев С.М. Модернизация российского общества в контексте теории институциональных матриц // ПОЛИТЭКС. 2011. № 3. С.38-49

6. Елисеев С.М., Устинова И.В. Особенности политической толерантности студенчества. Социс 2010. № 6. С.45-51

7. Елисеев С.М., Искаков И.Ж.,, Кинзерская И.Л. Политическая конкуренция и партии на постсоветском пространстве. СПБ.2011 - 256 с.

8. Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. 2000.№ 4. С.3-14

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ (ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ НКО)

Грошева Дарья Николаевна

Магистрант 2 курса, Алтайский государственный университет, г.Барнаул

Для реализации общественно-полезной деятельности граждане создают некоммерческие организации (НКО), которые в современных условиях становятся значимым социально-экономическим агентом. Темпы ежегодного прироста некоммерческого сектора в развитых

странах превышают 5%. В России число НКО увеличилось к концу первого десятилетия 2000-х гг. по сравнению с его началом практически на 50 % [1, с. 3].

Для любой НКО чрезвычайно важным является вопрос финансирования. Привлекая денежные средства из любых источников, НКО всегда ограничена своей целью и задачами. Относительно результатов деятельности НКО

находится под давлением инвестирующих сторон, а также общества в целом. Поэтому, если цели НКО не достигаются, то она теряет доверие со стороны общества и инвесторов, что, в свою очередь, ставит вопрос о дальнейшей возможности реализации ее деятельности и ее реального функционирования вообще [1, с. 3].

В данном контексте актуальной становится оценка качества предоставляемых услуг некоммерческими организациями. Решение этой проблемы осложнено тем, что характер проявлений конечных результатов деятельности НКО, часто отсрочен и подчас находится в ситуации неопределенности. Также необходимо учитывать тот факт, что оценка эффективности может быть коммерческой (мгновенной) и, что более ценно, социальной - направленной на долгосрочную перспективу.

В научной литературе с 60-х гг. XX в. предпринимались попытки разработать методику оценки качества предоставляемых услуг некоммерческими организациями. Однако получаемые результаты не в полной мере учитывали специфику некоммерческих субъектов, которая выражается, во-первых, в том, что их цели отличны от получения прибыли (исследования же отражали только финансовые аспекты их деятельности). Во-вторых, важнейшей составляющей качества услуг НКО, является социальный эффект, который в большинстве работ признавался неизмеримым и не включался в аргументированную количественную оценку. В-третьих, не четко учитывалась сама специфика услуг, оказываемых НКО. Таким образом, адекватной методики оценки эффективности услуг предоставляемых НКО до сих пор не выбрано [1, с. 3].

Неопределенность ситуации связанной с оценкой качества предоставляемых услуг некоммерческих организаций обусловливает необходимость проведения комплексных социологических исследований, посвященных данным проблемам, разработки концептуальных оснований для изучения потребностей лиц работающих в данной сфере, поиска оптимальных средств модернизации видов и мероприятий по контролю качества предоставляемых услуг НКО.

Оценка эффективности осуществляется непосредственно через определенные критерии в положениях, созданными органами государственной власти. В настоящее время в России существует целый ряд нормативно-правовых документов в сфере социально значимой деятельности. Так, например, Департамент Администрации края по связям с институтами гражданского общества осуществляет оказание информационной поддержки общественным объединениям, реализующим на территории Алтайского края социально значимые проекты.

Так в 2011-2012 гг. в рамках проекта гранта Губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, «Социальный капитал гражданского общества: состояние и перспективы развития сектора негосударственных некоммерческих организаций в приграничных территориях современной России» был проведен качественный анкетный опрос руководителей НКО Алтайского края. В исследовании 2011-2012 гг. приняли участие 165 некоммерческих организаций Алтайского края. В ходе опроса руководителей НКО было установлено какие системы по контролю качества предоставляемых услуг существуют в организации. В результате были получены следующие данные: в 33% случаев руководители организаций проводят оценку степени удовлетворенности клиентов; в 22% случаев в качестве системы по контролю качества представляются анкеты обратной связи; в 16% случаев проводится оценка на наблюдательном совете; в 27 % случаев

респонденты отвечали, что в их организации нет системы контроля качества. Отсутствие такого важного элемента как контроль создает проблемную ситуацию в управленческой системе. Так, например, согласно системному подходу Г.Спенсера, организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов. Недоработка такого элемента системы, как контроль, может привести к изменению таких частей-функций как: планирование, организация, координация, а также привести к качественному изменению всей управленческой системы. Координаторам социально значимых проектов задавался вопрос об осуществлении мониторинга деятельности организации. Так в результате было установлено, что 30% респондентов проводят внутренние опросы сотрудников, добровольцев организации; 25% опрошенных осуществляют регулярные опросы клиентов и потребителей услуг организации; 16% руководителей анализируют публикации об НКО, представленные в СМИ; 43% респондентов не проводят мониторинг. Согласно взглядам Людвига фон Берталанфи о теории систем, управленческой системе необходим баланс между «входом и выходом». Полезность результатов мониторинга проявляется в стремлении достижения баланса между внутриорганизационной системой и окружающей средой.

По результатам одного лишь качественного экспертного опроса координаторов проектов НКО, недостаточно сделать исчерпывающие выводы о контроле качества услуг предоставляемых НКО в Алтайском крае. Обладает высокой полезностью и информативностью проведение мониторинга по оценке качества услуг руководителем некоммерческой организации. По мере реализации проекта, руководителю необходимо делать замеры и контрольные срезы среди лиц, получающих услуги, посредством анкет обратной связи устанавливать насколько полно потребители услуг удовлетворены деятельностью НКО в целом и получением отдельных услуг в частности. Специальные показатели учета качества предоставляемых услуг можно исследовать через непосредственные интервью с руководителями и клиентами. Ответы на вопросы интервью руководителей и клиентов выясняли бы на практике все ли услуги официально указанные руководителем доходят до непосредственного получателя услуг. Название, цель и задачи некоммерческой организации обычно содержат основную информацию о ее миссии и деятельности. Поэтому при изменении характера деятельности организации необходимо обратить внимание на ее соответствие заданному изначально административно-правовому статусу. На основе анализа нормативно-правовых актов можно определить соответствует ли организация в зависимости от своей деятельности заявленной нормативно-правовой форме. Также, нельзя не учесть эффект синергии проявляющийся при эффективности услуг для конкретных получателей и распространяющийся на общество в целом. И, в конечном счете, помимо вспомогательных методов исследования, необходимо учитывать главный аспект - коммерческий результат работы системы по контролю качества НКО, который может быть получен на основе анализа документов - отчетов по реализованным проектам, где по установленному календарному плану проекта и срокам его выполнения определяется должное соответствие.

Список литературы:

1. Тарханова Е.Г. Оценка социально-экономической эффективности деятельности некоммерческих организаций.: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук / Байкальский государственный университет экономики и права. Иркутск, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.