Научная статья на тему 'Функционирование некоммерческих организацийкак ресурс обеспечения социальной безопасности в регионах России'

Функционирование некоммерческих организацийкак ресурс обеспечения социальной безопасности в регионах России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
476
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИУМЫ / ВОСПРОИЗВОДСТВО / ДЕВИАЦИИ / NONPROFIT ORGANIZATIONS / SOCIAL SECURITY / TRANSFORMATION / REGIONAL SOCIETIES / REPRODUCTION OF A DEVIATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Максимова Светлана Геннадьевна

В статье представлен анализ становления и развития субсектора негосударственных некоммерческих организаций, играющих важную роль в общественном развитии с позиций обеспечения социальной безопасности в современном регионе России. Социологическое исследование проведено в Алтайском крае в 2013 г. Экспертный опрос проводился среди представителей органов законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций, научной и педагогической общественности. В статье показана актуализация социальных проблем современного общества, на решение которых должна быть направлена деятельность некоммерческого сектора России. К числу общих угроз социальной безопасности в России, участвовавшие в исследовании эксперты отнесли снижение уровня жизни основной массы населения, низкий уровень развития промышленного производства при острой потребности в его модернизации, снижение качества и доступности услуг учреждений образования, медицины, культуры и, соответственно, их социализирующего влияния, негативные демографические тенденции (высокая смертность, снижение продолжительности жизни, миграционный отток молодого и трудоспособного населения, увеличение доли лиц пожилого возраста), недостатки системы социального управления на всех уровнях властного регулирования, низкую экономическую активность населения и отсутствие соответствующих механизмов её стимулирования. В связи с этим рассматриваются характеристики НКО, содействующие повышению качества жизни населения; создающие условия для социального развития; разрабатывающие и реализующие механизмы и формы общественного участия в процессе выработки и претворения в жизнь социальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Максимова Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functioning of Non-Profit organizationsas a Recourse to Provide Social Security in the Regions of Russia

There is an analysis of the formation and development of the sub-sector of non-profit organizations that play an important role in social development in terms of ensuring social security in the modern region of Russia. Sociological research was conducted in the Altai Region in 2013. Expert survey was conducted among representatives of legislative, executive, local authorities, representatives of public organizations, scientific and educational community. The article shows the actualization of modern society social problems, the decision should be directed activities of the nonprofit sector in Russia. Some of the common threats to social security in Russia, according to experts involved in the research, are the decline in living of the general population, low level of industrial development in acute need of modernization, reducing the quality and accessibility of educational institutions, medicine, culture and, consequently, their socializing influence demographic trends (high mortality, reduced life expectancy, out-migration of the young and able-bodied population, increasing the share of old people), the shortcomings of the social management system at all levels of power control, low economic activity of the population and the lack of appropriate mechanisms for their promotion. In this context, the characteristics of NCOs that enhance the quality of life; creating conditions for social development; developing and implementing mechanisms and forms of public participation in the formulation and implementation of social policy are considered.

Текст научной работы на тему «Функционирование некоммерческих организацийкак ресурс обеспечения социальной безопасности в регионах России»

УдК 316.422 ББК 60.56

Светлана Геннадьевна Максимова,

доктор социологических наук, профессор, Алтайский государственный университет (656099, Россия, г. Барнаул, пр. Ленина, 61) e-mail: svet-maximova@yandex.ru

Функционирование некоммерческих организаций как ресурс обеспечения социальной безопасности в регионах России1

В статье представлен анализ становления и развития субсектора негосударственных некоммерческих организаций, играющих важную роль в общественном развитии с позиций обеспечения социальной безопасности в современном регионе России. Социологическое исследование проведено в Алтайском крае в 2013 г Экспертный опрос проводился среди представителей органов законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций, научной и педагогической общественности. В статье показана актуализация социальных проблем современного общества, на решение которых должна быть направлена деятельность некоммерческого сектора России.

К числу общих угроз социальной безопасности в России, участвовавшие в исследовании эксперты отнесли снижение уровня жизни основной массы населения, низкий уровень развития промышленного производства при острой потребности в его модернизации, снижение качества и доступности услуг учреждений образования, медицины, культуры и, соответственно, их социализирующего влияния, негативные демографические тенденции (высокая смертность, снижение продолжительности жизни, миграционный отток молодого и трудоспособного населения, увеличение доли лиц пожилого возраста), недостатки системы социального управления на всех уровнях властного регулирования, низкую экономическую активность населения и отсутствие соответствующих механизмов её стимулирования. В связи с этим рассматриваются характеристики НКО, содействующие повышению качества жизни населения; создающие условия для социального развития; разрабатывающие и реализующие механизмы и формы общественного участия в процессе выработки и претворения в жизнь социальной политики.

Ключевые слова: некоммерческие организации, социальная безопасность, трансформация, региональные социумы, воспроизводство, девиации.

Svetlana Gennadyevna Maksimova,

Doctor of Sociology, Professor, Altai State University (61 Lenin Ave., Barnaul, Russia, 656099) e-mail: svet-maximova@yandex.ru

Functioning of Non-Profit organizations as a Recourse to Provide Social Security in the Regions of Russia2

There is an analysis of the formation and development of the sub-sector of non-profit organizations that play an important role in social development in terms of ensuring social security in the modern region of Russia. Sociological research was conducted in the Altai Region in 2013. Expert survey was conducted among representatives of legislative, executive, local authorities, representatives of public organizations, scientific and educational community. The article shows the actualization of modern society social problems, the decision should be directed activities of the nonprofit sector in Russia. Some of the common threats to social security in Russia, according to experts involved in the research, are the decline in living of the general population, low level of industrial development in acute need of modernization, reducing the quality and accessibility of educational institutions, medicine, culture and, consequently, their socializing influence demographic trends (high mortality, reduced life expectancy, out-migration of the young and able-bodied population, increasing the share of old people), the shortcomings of the social management system at all levels of power control, low economic activity of the population and the lack of appropriate mechanisms for their promotion. In this context, the characteristics of NCOs that enhance the quality of life; creating conditions for social development; developing and implementing mechanisms and forms of public participation in the formulation and implementation of social policy are considered.

Keywords: non-profit organizations, social security, transformation, regional societies, reproduction of a deviation.

1Работа выполнена в рамках реализации гранта РГНФ № 12-03-00301 «Трансформация социальной безопасности региональных социумов в контексте распространения «социальных болезней» в современной России» (2012-2014).

2The work is performed within RHSF project N 12-03-00301 “Transformation of social security in the context of regional societies spreading of “social illnesses” in modern Russia” (2012-2014).

50

© С. Г. Максимова, 2014

Сектор негосударственных некоммерческих организаций играет важную роль в общественном развитии. Некоммерческие организации содействуют повышению качества жизни населения, создают условия для социального развития, разрабатывают и реализуют механизмы и формы общественного участия в процессе выработки и претворения в жизнь социальной политики.

Одной из наиболее значимых предпосылок обеспечения социально-экономического развития страны является становление институтов гражданского общества и эффективное взаимодействие некоммерческих организаций, бизнеса и органов государственной власти, местного самоуправления в решении важнейших социальных задач.

Некоммерческие организации (НКО), являясь поставщиками социально значимых услуг, отличаются от других хозяйствующих субъектов способностью оперативно реагировать на потребности населения и социальные проблемы; отражать интересы различных групп и слоёв, работать по заказу государства и через механизмы общественного контроля способствовать эффективности работы различных государственных служб и судебной системы.

Последние несколько лет наблюдался рост ежегодно регистрируемых НКО. Так, в 2005 г. отношение количества зарегистрированных общественных объединений и религиозных организаций в Государственном реестре к общему количеству поступивших заявлений о регистрации составило 17 %, в 2006 г. - 17,8 %, в 2007 г. - 24 %1. В 2008 г. Минюстом России было зарегистрировано 4 912 НКО (без учёта религиозных общественных организаций), в 2009 г. количество вновь созданных некоммерческих организаций составило 6 218 тысяч (без учёта религиозных общественных организаций). В период с 01.01.2009 по 01.01.2011 гг. на территории Российской Федерации зарегистрирована 1 341 религиозная организация и 9 014 общественных объединений, политических партий и некоммерческих организаций.

1Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства юстиции Российской Федерации на 2008-2010 годы (http://mjm.mezon.ru/ node/1284). Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства юстиции Российской Федерации на 2009-2011 годы: [сайт] URL: Ь|йр://тут. mezon.ru/node/1283(дата обращения: 20. 04. 2014).

По предварительным итогам переписи населения 2010 г. численность населения Российской Федерации составляет 142 905,2 тыс. человек соответственно, на одну тыс. населения приходится 1,6 некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм и 1,4 социально ориентированных организации всех форм.

Российская статистика отражает состояние гражданского общества лишь постольку, поскольку объектом статистического наблюдения является ряд характеристик некоммерческого сектора экономики. Эти характеристики во многом несовершенны [8].

На сегодняшний день принято делить всех юридических лиц на две группы: коммерческие и некоммерческие организации. В основе этого деления лежит главная цель их создания. В отношении коммерческих организаций главной целью создания юридического лица является стабильное извлечение прибыли с её последующим распределением между участниками. Основные организационные формы коммерческих организаций - общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества (ЗАО и ОАО). Некоммерческие организации создаются совсем для других целей и, прежде всего, не имеют своей целью извлечение и дальнейшее распределение прибыли между участниками. Ведение некоммерческими организациями предпринимательской деятельности по закону возможно в том случае, если эта деятельность отвечает целям создания организации и направлена на достижение этих целей.

Отметим, что по результатам исследования по теме: «Трансформация социальной безопасности региональных социумов в контексте распространения «социальных болезней» в современной России» (20122014 гг.)2 показана актуализация социальных проблем современного общества, на решение которых должна быть направлена деятельность некоммерческого сектора России. Социологическое исследование проведено в Алтайском крае в 2013 г. Экспертный опрос проводился среди представителей органов законодательной, испол-

2Грант РГНФ № 12-03-00301 «Трансформация социальной безопасности региональных социумов в контексте распространения "социальных болезней" в современной России» (2012-2014).

нительной власти, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций, научной и педагогической общественности. Выборочная совокупность составила 20 экспертов. Методом исследования явился экспертный опрос. Гайд экспертного опроса включал ряд категорий, касающихся оценок трансформации социальной безопасности, распространения социальных девиаций в регионах, оценки угроз, источников опасности, стратегий и субъектов защиты, оценки деятельности государства по обеспечению социальной безопасности.

Согласно оценкам экспертов (п = 20), состояние безопасности современных российских регионов определяется, во-первых, существующими угрозами социальной безопасности общероссийского масштаба, в целом типичными для всех субъектов Российской Федерации, во-вторых, уникальной структурой угроз социальной безопасности конкретного региона, обусловленных его уникальным геополитическим и социальноэкономическим положением.

К числу общих угроз социальной безопасности в России участвовавшие в исследовании эксперты отнесли снижение уровня жизни основной массы населения, низкий уровень развития промышленного производства при острой потребности в его модернизации, снижение качества и доступности услуг учреждений образования, медицины, культуры и, соответственно, их социализирующего влияния, негативные демографические тенденции (высокая смертность, снижение продолжительности жизни, миграционный отток молодого и трудоспособного населения, увеличение доли лиц пожилого возраста), недостатки системы социального управления на всех уровнях властного регулирования, низкую экономическую активность населения и отсутствие соответствующих механизмов ее стимулирования, выраженное усиление процессов маргинализации, рост потребности населения в социальной помощи, поддержке, увеличение роли компенсационных мер социальной защиты, распространение негативных социальных настроений в обществе.

Отличительной чертой описанной ситуации является фактическое отсутствие каких-либо сдерживающих, указанные дестабилизирующие тенденции, факторов, за исключением специфических черт мен-

талитета россиян - пассивности, стремления приспособиться к наличным условиям жизни, выраженной толерантности к проявлениям тех или иных социальных проблем. При этом неоптимальный характер системы социального управления в совокупности со снижением способности населения к самообеспечению и негативными трансформациями социализационных процессов создает благоприятные условия для постепенного накопления потенциала социальной напряжённости и протестной активности населения. С другой стороны, длительное состояние депривации базовых потребностей населения и возрастающее чувство безысходности приводит к широкому распространению социальных девиаций, которые, являясь, в том числе, следствием неудовлетворительного функционирования институтов социализации, в то же время выступают способом преодоления неудовлетворённости условиями жизни (алкоголизация, наркомания, суициды, конфликты, экстремистская деятельность) и доступным видом экономической активности (проституция) [4; 5].

Однако на отмеченные проблемы социальной безопасности налагает свой отпечаток экономический статус регионов, особенности их географического расположения и разделяемых населением культурных традиций.

Являясь значимым параметром жизненного пространства социальных субъектов разного уровня, актуальные угрозы безопасности находят своё отражение в ответных реакциях социума. Типичными способами реагирования населения в ситуации угрозы социальной безопасности, по мнению экспертов (представителей органов законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций, научной и педагогической общественности), выступают ухудшение социального самочувствия и социального здоровья, рост социальной напряжённости и конфликтности, разрушение традиционных ценностных основ социальной жизни. Таким образом, осознание угроз безопасности не способствует актуализации конструктивных защитных действий населения, а напротив, стимулирует реализацию рискованных стратегий поведения, опосредованных ощущением безысходности, беззащитности, социальной несправедливо-

сти, разочарования в легитимных способах преодоления незащищённости в какой-либо сфере жизни.

Характеризуя институциональный уровень обеспечения социальной безопасности, эксперты дифференцировали функции государственного сектора, общественного сектора и сектора бизнеса в противодействии распространению и воспроизводству социальных рисков.

Государство должно обеспечивать правовое регулирование рисков, связанных с распространением социальных девиаций, определять общую концепцию работы по профилактике и преодолению последствий рискованного поведения населения, создать систему реабилитации граждан с социально обусловленными заболеваниями и эффективно ею управлять, способствовать созданию оптимальных условий для активной деятельности третьего сектора в области профилактики распространения социальных девиаций.

Общественные организации эксперты рассматривают в качестве значимых агентов формирования социальных норм, препятствующих выбору девиантных моделей поведения, пропаганды здорового образа жизни и жизненных стратегий, альтернативных рискованному поведению. Их важнейшая роль также должна заключаться в осуществлении общественного контроля над деятельностью государства в сфере противодействия рискам распространения социальных девиаций.

Таким образом, показано явное смещение социальных проблем в Алтайском крае в сторону возникновения и распространения социальных рисков воспроизводства девиаций и угроз социальной безопасности, что еще больше подчеркивает необходимость активизации функционирования социально-ориентированных организаций некоммерческого сектора.

Факт увеличения числа НКО в России, которое наблюдалось к началу 2007 г., вероятно, был стимулирован созданием Общественной палаты РФ и другими действиями государства, направленными на поддержку некоммерческих организаций (в том числе эти действия могли побудить и создание новых НКО с целью получения средств государственной поддержки, например, федеральный бюджет 2007 г. предусматривал выделение государственных грантов на поддержку НКО, участвующих

в развитии институтов гражданского общества, в размере 1,25 млрд р.) [3]. В свою очередь, некоторое сокращение числа НКО в России в 2008 г. объясняется повышением государственного контроля со стороны государственных органов в отношении НКО, а именно вступлением в силу и реализацией поправок в закон об НКО, ужесточающих порядок регистрации и отчётности некоммерческих организаций перед контролирующими и регистрирующими государственными органами1.

Основная деятельность НКО заключается в обеспечении общества набором благ с особыми достоинствами, куда, помимо прочего, входят услуги по оказанию помощи нуждающимся и пр. Эти функции в значительной степени относятся к функциям государства, однако то обстоятельство, что деятельность НКО остаётся востребованной, объясняется тем, что государственный сектор своей деятельностью не может охватить потребности всех слоёв общества.

В рамках общественного сектора размещение ресурсов между разными направлениями деятельности отражает предпочтения только части населения государства. Наряду с этим определённые финансовые группы, население готовы финансировать общественно полезную или благотворительную деятельность при условии несколько иного распределения средств. В этом случае некоммерческие организации дополняют деятельность государства, и государство не подменяет НКО [1].

По данным Министерства юстиции Российской Федерации [2], в Алтайском крае за весь период регистрации было внесено в реестр 7 181 некоммерческая организация всех организационно-правовых форм. По состоянию на 01.04.2013 года в реестр внесена 2 269 некоммерческая организация. Структура некоммерческого сектора Алтайского края гетерогенна, однако большинство НКО зарегистрировано в форме общественных организаций (37,4 %), религиозных организаций (12,7 %) и профессиональных союзов (10,3 %) (табл. 1).

1Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России // Аналитический обзор по результатам анализа государственной статистики баз данных НКО и опросов общественного мнения: [сайт] URL: http:// www.socpolitika.ru/files/424/NK02006.pdf (дата обраще-ния:20.04. 2014).

Таблица 1

Число некоммерческих организаций, зарегистрированных в Алтайском крае, по данным Минюста России на 12.03.2012 с учётом организационно-правовых форм

Всего зарегистрировано на 12.03.2012 2269 Доля в %

Автономная некоммерческая организация 119 5,2

Адвокатская палата субъектов 1 0,04

Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств 13 0,6

Адвокатское бюро 4 0,2

Иные некоммерческие образования 2 0,08

Казачье общество 38 1,7

Коллегия адвокатов 16 0,7

Национально-культурная автономия 17 0,7

Некоммерческий фонд 102 4,5

Некоммерческое партнёрство 162 7,1

Нотариальная палата 1 0,04

Общественная организация 848 37,4

Общественно-государственное общественное объединение 32 1,4

Общественное движение 24 1,1

Общественное учреждение 9 0,4

Общественный фонд 57 2,5

Община малочисленных народов 5 0,2

Объединение работодателей 6 0,3

Объединение (союз, ассоциация юридических лиц) 58 2,5

Политическая партия 45 2

Профессиональный союз 233 10,3

Религиозная организация 288 12,7

Совет муниципальных образований 1 0,04

Союз (ассоциация) общественных объединений 6 0,3

Территориальное общественное самоуправление 49 2,2

Торгово-промышленная палата 1 0,04

Учреждение 132 5,8

Если выделить из сектора НКО субсектор социально ориентированных организаций, то на настоящий момент на территории Алтайского края зарегистрировано 1 910 СО НКО, то есть большинство некоммерческих организаций края являются социально ориентированными (табл. 2).

Таблица 2

Число социально ориентированных некоммерческих организаций, зарегистрированных в Алтайском крае, по данным Минюста России на 12.03.2012 с учётом организационно-правовых форм

Всего в Алтайском крае зарегистрировано на 12.13.2012 1910 Доля в %

Автономная некоммерческая организация 119 5,2

Иные некоммерческие образования 2 0,08

Казачье общество 38 1,7

Национально-культурная автономия 17 0,7

Некоммерческий фонд 102 4,5

Некоммерческое партнёрство 162 7,1

Общественная организация 848 37,4

Общественное движение 24 1,1

Общественное учреждение 9 0,4

Общественный фонд 57 2,5

Община малочисленных народов 5 0,2

Профессиональный союз 233 10,3

Религиозная организация 288 12,7

Союз (ассоциация) общественных объединений 6 0,3

По данным Всероссийской переписи населения, проведённой по состоянию на 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Алтайского края составила 2419,8 тыс. человек, соответственно на одну тысячу населения приходится 0,9 некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм (что ниже среднего по России - 1,6 НКО на тысячу населения) и 0,8 социально ориентированных организации всех форм (1,4 - в среднем по России).

Данные, находящиеся в открытом доступе на сайте Минюста России, позволяют отследить динамику числа организаций, включенных в реестр некоммерческого сектора на 1 января каждого года, и отследить динамику их численности. Так, за последние шесть лет в Алтайском крае (начиная с 2007 г.) отмечалась устойчивая тенденция к сокращению числа некоммерческих организаций, а в 2011 г. произошёл незначительный рост их численности (рис. 1).

Рис. 1. Динамика численности организаций некоммерческого сектора Алтайского края в период с 2007 по 2012 годы

Продолжением активного развития и роста НКО в Российской Федерации, и в Алтайском крае в частности, стало признание результатов их социальной деятельности со стороны государства, которое выразилось в реализации Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации1.

Согласно принятой Концепции благотворительная деятельность некоммерческих организаций, бизнеса и физических лиц, а также добровольческая активность граждан являются важнейшими факторами социального развития общества в таких

1Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р: [официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации]: иКЬ: http://www.econo-my.gov.ru/minec/activity/sections/admReform/publicsoci-ety/doc091224_1949 (дата обращения: 20.04.2014).

сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и ряд других.

В последние годы наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной и добровольческой деятельности, а также расширяются масштабы реализуемых благотворительных программ и проектов.

В начале 2013 г. был проведён экспертный опрос руководителей некоммерческих организаций, расположенных в городских округах, городских поселениях и иных муниципальных образованиях на территории Алтайского края в целях оценки текущего состояния инфраструктуры гражданского общества -негосударственных некоммерческих организаций, выявления проблемных ситуаций в их деятельности, оценки эффективности межсекторного взаимодействия (основой для отбора экспертов являлись реестры некоммерческих организаций в Алтайском крае).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В экспертном опросе приняли участие руководители и заместители руководителей 107 организаций некоммерческого сектора Алтайского края.

Отметим, что большинство организаций имеют длительный стаж работы на территории края (от 16 и более лет) - 24,5 %, от 11 до 15 лет функционируют от 18,6 % НКО-участников исследования, 21,6 % - работают от 6 до 10 лет, 17,6 % - от 3 до 5 лет, 17,6 % НКО, охваченных исследованием, были созданы в течение двух лет, предшествующих исследованию. Что касается направлений

деятельности НКО, то, как свидетельствуют данные рис. 2, их структура гетерогенна, и, как правило, каждая НКО осуществляет одновременно несколько направлений работы. Так, распределение множественных выборов экспертов представлено ниже. Мы видим, что среди наименее заполненных НКО направлений работы миротворческая деятельность, развитие межнационального сотрудничества (9,5 % выборов), охрана исторического, культурного и природного наследия (4,8 % выборов), оказание помощи пострадавшим, беженцам и переселенцам (1,9 % выборов).

Рис. 2. Распределение некоммерческих организаций по направлениям деятельности, множественные выборы по общей выборке, %

Что касается распределения основных направлений работы НКО в зависимости от стажа их работы, то можно выделить следующие тенденции: как правило, длительно работающие НКО (стаж работы от

16 лет и более) заняты в сфере обеспечения качества жизни (50 %), содействия адаптации инвалидов (41,7 %), правового просвещения населения (38,9 %).

Вновь возникающие НКО максимально ангажированы в работу по сохранению культурного наследия (40 %), защиту материнства и детства (29,4 %), а также защиту национально-культурных интересов (23,5 %), охрану здоровья (23,7 %), охрану животных и окружающей среды (23,1 %). Хотя следует заметить, что направления

деятельности новичков сферы НКО весьма разнообразны, наименее «популярны» - качество жизни пожилых людей, адаптация инвалидов и их семей, помощь беженцам и переселенцам, а также информационная деятельность (ни одна из НКО стажем работы менее двух лет не занимается вышеперечисленными мероприятиями). Среди организаций, работающих в секторе НКО от 3 до 5 лет, максимально выражены такие направления деятельности, как сохранение культурного наследия (40 %), допобразование (35,7 %) и профилактика социально опасных форм поведения (33,3 %). В целом структура направлений работы НКО повторяет тенденции, отмеченные в общей выборке (табл. 3).

Таблица 3

Распределение некоммерческих организаций по направлениям деятельности, множественные выборы в зависимости от стажа работы организации

Направление деятельности Стаж работы НКО

менее 2 лет от 3 до 5 лет от 6 до 10 лет от 11 до 15 лет более 16 лет

поддержка и защита граждан 22,9 % 11,4 % 11,4 % 22, 9% 31,4%

профилактика сиротства, поддержка материнства 29,4 % 23,5 % 17,6 % 11,8 % 17,6 %

качество жизни пожилых людей ,0% 14,3 % 7,1 % 28,6 % 50,0 %

адаптация инвалидов и их семей ,0% 16,7 % 8,3 % 33,3 % 41,7 %

образование, просвещения, наука 13,3 % 26,7 % 26,7 % 15,6 % 17,8 %

благотворительность 11,1% 22,2 % 22,2 % 25,9 % 18,5 %

здравоохранение, профилактика ЗОЖ 23,7 % 13,2 % 31,6 % 15,8 % 15,8 %

окружающая среда и защита животных 23,1 % 23,1 % 15,4 % 23,1 % 15,4 %

профилактика социально опасного поведения 14,3 % 33,3 % 19,0 % 19,0 % 14,3 %

дополнительное образование, творчество 10,7 % 35,7 % 17,9% 21,4 % 14,3 %

информационная деятельность ,0% 25,0 % 8,3 % 50,0 % 16,7 %

физическая культура и спорт 17,4 % 21,7 % 30,4 % 21,7% 8,7 %

защита прав и свобод человека 22,2 % 11,1 % 5,6 % 22,2 % 38,9 %

правовое просвещение 20,0 % 13,3 % 13,3 % 26,7 % 26,7 %

помощь беженцам и переселенцам ,0% ,0% 100,0 % ,0% ,0%

сохранение культурного наследия 40,0 % 40,0 % 20,0 % ,0% ,0%

миротворчество, межнациональное сотрудничество 22,2 % 22,2 % 33,3 % 11,1 % 11,1 %

развитие гражданского общества 7,1 % 21,4 % 35,7 % 21,4 % 14,3 %

национально-культурные интересы 23,5 % 29,4 % 17,6 % ,0% 29,4 %

другое 23,1 % 15,4 % 15,4 % 7,7 % 38,5 %

Большинство НКО, охваченных исследованием, в качестве основной целевой группы определяют молодёжь (47,7 % выборов) и население в целом (40,2 %), а также детей (34,6 % выборов). 29,69 % НКО работают для женщин, 25,2 % отметили также, что работают с пожилыми людьми, инвалидами (25,5 %), многодетными родителями (19,6 % выборов). С семьями работают 20 % организаций, инвалидами - 19,6 %, малообеспеченными категориями граждан (12,6 %), по 10,3 % выборов - отдельные профессиональные группы и 9,3 % выборов в качестве основной целевой группы отмечены сироты и беспризорные дети, а также военнослужащие, ветераны боевых действий (7,5 %), люди с заболеваниями (в том числе ВИЧ - 3,7 %) и иные группы риска (алкоголе-, наркозависимые, проститутки и т. п.) (6,5 %). Наименее охвачены заботой некоммерческих объединений группы национальных меньшинств края (4,7 %), безработные (4,7 %) и мигранты, беженцы

и вынужденные переселенцы (0,9 %). Основные группы работы для НКО - индивиды и социальные группы, нуждающиеся в особой социальной защите и поддержке, как со стороны государства, так и со стороны сообщества.

Таким образом, сектор негосударственных некоммерческих организаций играет важную роль в общественном развитии. НКО содействуют повышению качества жизни населения; создают условия для социального развития; разрабатывают и реализуют механизмы и формы общественного участия в процессе выработки и претворения в жизнь социальной политики [6; 7].

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года уделил особое внимание некоммерческим организациям, как лучше знающим ситуацию на местах, чем даже органы власти, имеющим уникальный

опыт и помогающим людям, которые попали в трудную ситуацию. Организации данного типа приобретают субъектную роль в рамках приоритетного направления долгосрочной политики социальной поддержки населения, к которому отнесено развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг (в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от

17 ноября 2008 года № 1662-р).

Уровень развития гражданского общества становится одним из решающих факторов политического, экономического, научно-технического развития страны в целом. Задача модернизации экономики и общества не может быть решена без вовлечения в этот процесс как можно

большего числа творческих, свободных и активных граждан. Конструктивное взаимодействие гражданских формирований в решении сложнейших социальных проблем является стабильным развитием демократических процессов и, в конечном итоге, становлении сильного государства и зрелого общества. Гражданское общество в любой стране всегда гибче, чем государственный аппарат и его бюрократическая система управления, реагирует на те или иные потребности и изменения в политической, экономической или социальной сферах жизнедеятельности общества. Возможность людей активно участвовать в процессе принятия решений, прежде всего, через гражданские объединения и инициативы, усиливает уважение к свободе слова, культурному и политическому многообразию, которые являются универсальными ценностями сегодняшнего мира.

Список литературы

1. Грищенко А. В. Формируем целевой капитал некоммерческой организации // URL: http://www.profiz.ru/se/5_2010 / formiruem_celevoj_kapital/ (дата обращения: 20. 04. 2014).

2. Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации: [сайт]. URL:http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 20. 04. 2014).

3. Леонов Ю. С. Некоммерческие организации: законодательное регулирование и практика // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 6. С. 30-34.

4. Наркотизация в приграничном регионе России: вызовы, риски, угрозы / С. Г Максимова [и др.]. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. 398 с.

5. Максимова С. Г, Ноянзина О. Е., Омельченко Д. А., Авдеева Г С., Гончарова Н. П. Адаптивные стратегии населения Алтайского края в нестабильных социально-экономических условиях // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2011. № 12. С. 117-120.

6. Попов Е. А., Максимова С. Г. Современное гражданское общество в России: проблемы становления и регионального развития // NOTA BENE: Проблемы общества и политики. 2012. № 1. С. 1-20.

7. Попов Е. А., Максимова С. Г Гражданское общество в современной России: региональное измерение // Право и политика. 2012. № 7. С. 1214-1218.

8. Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством / Л. И. Якобсон [и др.]. М.: Вершина, 2008. 296 с.

References

1. Grishchenko A. V. Formiruem tselevoi kapital nekommercheskoi organizatsii // URL: http:// www.profiz.ru/se/5_2010 / formiruem_celevoj_kapital/ (data obrashcheniya: 20. 04. 2014).

2. Informatsionnyi portal Ministerstva yustitsii Rossiiskoi Federatsii: [sait]. URL:http://unro. minjust.ru/NKOs.aspx (data obrashcheniya: 20. 04. 2014).

3. Leonov Yu. S. Nekommercheskie organizatsii: zakonodatel'noe regulirovanie i praktika // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2008. № 6. S. 30-34.

4. Narkotizatsiya v prigranichnom regione Rossii: vyzovy, riski, ugrozy / S. G. Maksimova [i dr.]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2009. 398 s.

5. Maksimova S. G., Noyanzina O. E., Omel'chenko D. A., Avdeeva G. S., Goncharova N. P Adaptivnye strategii naseleniya Altaiskogo kraya v nestabil'nykh sotsial'no-ekonomicheskikh usloviyakh // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2011. № 12. S. 117-120.

6. Popov E. A., Maksimova S. G. Sovremennoe grazhdanskoe obshchestvo v Rossii: problemy stanovleniya i regional'nogo razvitiya // NOTA BENE: Problemy obshchestva i politiki. 2012. № 1. S. 1-20.

7. Popov E. A., Maksimova S. G. Grazhdanskoe obshchestvo v sovremennoi Rossii: regional'noe izmerenie // Pravo i politika. 2012. № 7. S. 1214-1218.

8. Faktory razvitiya grazhdanskogo obshchestva i mekhanizmy ego vzaimodeistviya s gosudarstvom / L. I. Yakobson [i dr.]. M.: Vershina, 2008. 296 s.

Статья поступила в редакцию 20.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.