ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Марчук В. А. Исследование состояния тревоги и депрессии у студентов в условиях учебной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242016.htm
ART 242016 DOI 10.24412/2304-120X-2024-12016 УДК 159.9.072.43
Марчук Владимир Анатольевич,
кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспита ния ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сооб щения», г. Екатеринбург, Российская Федерация wish59@yandex. ги
Исследование состояния тревоги и депрессии у студентов в условиях учебной деятельности
Аннотация. В работе представлен анализ данных о состоянии здоровья студентов, согласно которым в условиях современного вуза отмечается рост числа учащихся с признаками высокой тревожности и депрессии. Цели работы: оценить выраженность тревоги и депрессии у студентов транспортного вуза в условиях учебной деятельности, сформировать рекомендации по сохранению здоровья. Результаты исследования позволили определить факторы, влияющие на здоровье студентов, и предложить рекомендации по профилактике его нарушений в процессе обучения.
Ключевые слова: вузовское обучение, тревожность, депрессия, здоровье, профилактика.
Раздел: 5.3. Психология.
Введение
Актуальной проблемой современности является здоровье молодежи и его сохранение в период обучения в вузе. Сегодня на рынке труда требуются конкурентоспособные специалисты, обладающие профессиональными знаниями и компетенциями, а также имеющие достаточный уровень психофизической подготовленности, обладающие стрессовой устойчивостью и способные быстро адаптироваться к производственным условиям.
Студенческий период является процессом профессионального становления молодых людей и завершающим этапом формирования психофизического здоровья.
В работах С. А. Марчук и В. А. Марчук показано, что в процессе обучения создаются факторы и условия, неблагоприятные для здоровья [1], как показывает статистика, к окончанию вуза увеличивается количество студентов, имеющих хронические заболевания [2].
К основным причинам, оказывающим негативное воздействие на состояние организма молодых людей, относятся чрезмерное напряжение нервной системы, хроническое утомление, нерациональное распределение учебной нагрузки, отсутствие регулярных профилактических мероприятий. Данные факторы, в свою очередь, способны вызывать повышение уровня тревожности, ухудшение состояния психофизиологических функций, снижение адаптационного потенциала.
Изучение психологических показателей студентов позволяет осуществлять поиск эффективных способов, предупреждающих развитие негативно влияющих факторов на организм в процессе учебной деятельности.
Считаем, что важным направлением в здоровьесбережении молодежи должно стать приобретение специальных знаний и навыков самостоятельной профилактики развития нервных расстройств и борьбы со стрессовыми факторами.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Марчук В. А. Исследование состояния тревоги и депрессии у студентов в условиях учебной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242016.htm
В связи с предложенной проблемой определены цель и задачи исследования.
Цель работы: оценить выраженность тревоги и депрессии у студентов транспортного вуза в условиях учебной деятельности, сформировать рекомендации по сохранению здоровья.
Задачи исследования:
1. Проанализировать актуальность предложенной проблемы.
2. Провести анализ показателей тревоги и депрессии у студентов в межсессионный период учебной деятельности.
3. Предложить профилактические рекомендации по сохранению здоровья.
Методология и результаты исследования
В современной психологии тревога понимается как психологическое состояние реагирования на ситуацию, которую личность рассматривает как угрожающую вне зависимости от ее содержания.
Тревога как психическое состояние может проявляться на разных уровнях: на эмоциональном уровне (чувство беспокойства, неуверенности, разочарования, раздражительности и др.); на физиологическом уровне (учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение, одышка, утомляемость, нарушение сна, головные боли и др.); на поведенческом (грызение ногтей, теребление волос, качание на стуле и др.).
По мнению Р. Йеркса и Д. Додсона, тревога влияет на когнитивные процессы: легкая степень оказывает положительное стимулирующее воздействие, а высокая -отрицательное [3].
Высокий уровень тревоги, продолжающийся длительное время, может вызывать нежелательные психологические состояния (депрессию, тревожные расстройства и др.), лишающие человека способности к нормальной жизни и адекватной деятельности.
Депрессия - это психическое состояние, характеризующееся соматическими особенностями: низкой самооценкой, нарушением сна, потерей аппетита, наличием высокой утомляемости, ухудшением состояния здоровья (исходя из шкалы А. Бека).
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется склонностью испытывать частое состояние тревоги с низким порогом его возникновения (психологический словарь).
Тревожность рассматривается в двух видах: ситуативная тревожность (свойство человека, при котором возникает чувство беспокойства, тревоги, вызванное конкретной ситуацией) и личностная тревожность (индивидуальная характеристика человека, предрасположенного воспринимать многие ситуации как угрожающие).
Для достижения поставленной цели использованы методы исследования: анализ, наблюдение, анкетирование, метод А. Бека, вопросник Ч. Д. Спилбергера -Ю. Л. Ханина, описание.
Шкала Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина позволяет дифференцированно измерять тревожность как личностное свойство и как состояние, связанное с конкретной ситуацией.
Для выявления тревожности Ч. Д. Спилбергер предлагает шкалу, состоящую из двух подшкал: подшкалы «реактивная тревожность (РТ)», оценивающей силу воздействия стресс-фактора на организм человека, и подшкалы «личностная тревожность» (ЛТ), определяющей склонность субъекта к тревожному состоянию. Оптимальный уровень тревожности (полезная тревожность) является естественным условием развития личности. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют внимания, высокий уровень ЛТ прямо коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Марчук В. А. Исследование состояния тревоги и депрессии у студентов в условиях учебной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242016.htm
Результаты по шкале Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина позволяют оценить значимость стрессовой ситуации для каждого человека индивидуально, определить выраженность тревожных переживаний.
Для выявления тревоги и депрессивных настроений А. Бек предложил тесты, включающие 21 вопрос (вопросы, связанные с соматическими признаками, и вопросы, связанные с интеллектуальной и эмоциональной активностью личности). Результаты тестирования определяются путем вычисления суммы баллов, набранных в ответ на каждое утверждение. Наиболее высокие баллы указывают на наличие более выраженных симптомов тревоги и депрессии, что требует проведения своевременных профилактических мер.
Организация исследований психологических состояний студентов проводилась на базе кафедры физического воспитания в Уральском государственном университете путей сообщения (УрГУПС). Участие приняли студенты-добровольцы (n = 110), из них девушки (n = 56) и юноши (n = 54), возраст 18-21 год. Респондентам было предложено заполнить анкету, включающую следующие данные: пол, курс обучения, наличие работы, место проживания, группа здоровья.
Все процедуры проводились с помощью автоматизированной программы, сбор эмпирических данных осуществлялся посредством онлайн-платформы Blackboard Learn (BB). Анкетирование и тестирование проведено с соблюдением этических норм.
Тестирование на выявление тревоги и депрессии с использованием метода А. Бека и диагностика самооценки уровня тревожности по шкале Ч. Д. Спилбергера -Ю. Л. Ханина проводились в межсессионный учебный период за две недели до экзаменационной сессии. При расчете баллов, полученных в результате тестирования, определялись уровни тревожности и депрессии у студентов.
В результате исследования определено, что учебная деятельность является сложным процессом, требующим от студентов самоорганизации, самодисциплины, работоспособности, внимания, трудолюбия и проявления других жизненно важных качеств. Молодым людям необходимо мобилизоваться и как можно быстрее адаптироваться к новым условиям учебы, общения, студенческой жизни. Все это вызывает эмоциональную напряженность, чрезмерное волнение, повышенную тревогу, что негативно отражается на психическом здоровье студентов.
В исследованиях С. А. Марчук, посвященных проблеме здоровья студенческой молодежи, установлено, что за период обучения в вузе происходит рост заболеваемости разной этиологии среди студентов, отмечается, что основным фактором, вызывающим ухудшение показателей физического состояния, является стресс-экзамен [4].
В работе Т. Н. Черевой приводятся данные невротизирующего влияния учебного процесса на студентов, показано, что более 40% имеют психологические проблемы, отмечается увеличение количества учащихся с невротическими расстройствами [5].
О наличии проблем, связанных со здоровьем студентов, также свидетельствуют исследования А. С. Копылова, указывающего на такие факторы развития функциональных нарушений, как стрессовые учебные ситуации, наличие вредных привычек [6]; М. В. Красникова, отмечающего, что психологическое состояние ухудшается под воздействием перенапряжения, вызванного большим потоком информации при отсутствии рационального отдыха [7]; А. Н. Панфилова и Г. М. Льдокова утверждают, что самыми критическими учебными периодами считаются экзамены, вызывающие сильный стресс [8].
Проведенный анализ собственных исследований показал, что более 30% студентов, обучающихся в УрГУПС, имеют патологические заболевания и вынуждены по состоянию здоровья заниматься физической культурой в специальном отделении, из них 10% рекомендована лечебная физическая культура. Наряду с отклонениями в состоянии физического здоровья также выявлены психологические расстройства.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Марчук В. А. Исследование состояния тревоги и депрессии у студентов в условиях учебной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242016.htm
Как показывают педагогические наблюдения и опрос, вся студенческая деятельность наполнена волнениями, переживаниями, тревогой, напряжением на протяжении всех учебных периодов, начиная с поступления в вуз и заканчивая получением диплома.
Необходимо отметить, что молодые люди, имеющие низкий уровень стрессо-устойчивости и быстро реагирующие, порой неадекватно, на любой стресс-фактор, особенно в период экзаменов, имеют дополнительные когнитивные проблемы, отражающиеся на академической успеваемости, что способствует большему развитию тревожных расстройств.
Развитие стрессовых состояний у большинства студентов происходит из-за сложностей адаптации к учебным условиям, наличия проблемных ситуаций, переработки информации при дефиците времени, особенно во время экзаменов.
Анализ учебной деятельности и опрос студентов позволили выделить факторы, способные вызывать повышенную тревожность:
- отсутствие полноценного сна, особенно у студентов, проживающих в общежитии;
- учебные задолженности по сдаче зачетных требований, контрольных заданий;
- большое количество пропусков занятий по различным причинам (низкая мотивация, слабое здоровье, устройство на работу и др.);
- недостаточные знания по изучаемой дисциплине;
- плохая успеваемость по отдельным учебным предметам;
- несоответствие рабочего места санитарно-гигиеническим нормам (особенно в общежитии).
Кроме того, следует обратить внимание на такую ситуацию, когда студенты сталкиваются с расхождением ожиданий от процесса обучения с реальностью (к примеру, не складываются отношения с одногруппниками или возник конфликт с преподавателем), в этом случае они испытывают достаточно сильное психическое напряжение и беспокойство.
Перечисленные факторы могут вызывать проявление симптомов эмоционального выгорания, выражающихся в состоянии апатии, нарушении сна (бессонница) и внимания, хронической усталости, снижении самооценки и учебной продуктивности, отсутствии учебно-профессиональной мотивации, наличии психосоматических расстройств и др. Г. С. Корытова считает, что эмоциональное выгорание является механизмом психологической защиты как результат неудачно разрешенного стресса [9].
Считаем, что изучение психоэмоционального состояния в период обучения в вузе очень важно, так как оно влияет на успешность учебной деятельности, самочувствие и психофизическое здоровье студентов.
Для исследования состояния студентов проведено тестирование для выявления симптомов тревожности и депрессии. В тестировании приняли участие девушки первого (п = 18), второго (п = 18), третьего курсов (п = 20) и юноши с первого по третий курс, по 18 человек в каждой группе.
Исследование показателей с применением шкалы А. Бека дало следующие результаты. Анализ показал, что у 29 студентов (26,4%) проявления тревоги не выявлены (2-9 б.), у 69 человек (62,7%) значения находятся в диапазоне 10-19 б. - выраженность не значительная; у 12 человек (10,9%) выявлен средний уровень тревоги (22-24 б.). Респонденты чаще всего отмечали симптомы, связанные с неспособностью расслабиться, учащенное сердцебиение, нервозность, усиление потоотделения, дискомфорт в эпигастрии, головокружение, приливы крови к лицу, нехватку дыхания и др. У девушек состояние тревоги отмечается более высокое в сравнении с юношами.
Оценивая состояние респондентов с помощью когнитивно-аффективной субшкалы и субшкалы соматических проявлений депрессии, получили следующие данные: у 38 человек (34,5%) симптомы депрессии не выявлены; у 72 человек (65,5%) отмечаются симптомы с разной степенью выраженности; признаки тяжелой степени не выявлены. В боль-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Марчук В. А. Исследование состояния тревоги и депрессии у студентов в условиях учебной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242016.htm
шеи степени респонденты указывали на такие симптомы: плохое настроение, неопределенность будущего, повышенная раздражительность, неуверенность, утомляемость, разочарование, нарушение сна, беспокойство о здоровье и др., некоторые девушки отмечали плаксивость и неудовлетворенность своей внешностью.
Сравнительный анализ показал, что у юношей второго курса (44,4%) и у девушек третьего курса (55%) симптомы депрессии более выражены в сравнении с другими студентами.
Для полной картины психоэмоционального состояния студентов проведен дополнительный тест, определяющий уровень ситуативной (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) (вопросник Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина) (рис. 1, 2).
Анализ данных показал, что на момент прохождения теста средние показатели тревожности у юношей второго курса оказались более высокие СТ (46,64+2,40) и ЛТ (48,46+1,40), в сравнении со студентами других курсов. По данным анкеты, большинство респондентов в данной группе проживают в общежитии (77,8%); работающие студенты - 50%; имеют хронические заболевания 16,6%. На I и III курсах проживают в общежитии 55,6%, работающие - 11,1% и 55,5% соответственно, имеют хронические заболевания 22,2% и 16,6%.
Рис. 1. Исследование тревожности у юношей Рис. 2. Исследование тревожности у девушек
При анализе данных СТ у большинства девушек МИ курсов показатели находятся в зоне умеренной тревожности (38,84+2,15), у 10,6% указывают на высокий уровень (46,34+2,34). При этом ЛТ у студенток 1-11 курсов находится в пограничной зоне (44,16+2,12), на III курсе показатели повышаются до высокого уровня (47,68+2,31). По данным анкеты, среди девушек в данной группе проживают в общежитии 46%, работающие студенты - 42%, имеют хронические заболевания 26%. На I и II курсах проживают в общежитии 30%, работающие студенты - 10%, имеют хронические заболевания 22%.
Сравнивая данные опроса по шкале А. Бека и Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина, видим, что у студентов второго курса (юноши) и третьего курса (девушки) уровни симптомов тревожности и депрессии более высокие в сравнении с другими студентами.
Дополнительные беседы со студентами выявили, что в группе студентов второго курса (п = 18) восемь человек имеют академические задолженности, что может существенно отразиться на их эмоциональном состоянии. Девушки третьего курса (70%) указали на высокую учебную нагрузку, чувство усталости, наличие повышенного беспокойства приближающейся сессии, что, возможно, отразилось на их состоянии и вызвало более выраженные симптомы тревожности и депрессии.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Марчук В. А. Исследование состояния тревоги и депрессии у студентов в условиях учебной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242016.htm
Полученные результаты позволяют предположить, что на психоэмоциональное состояние студентов может влиять не только учебная нагрузка и успеваемость, но и дополнительные факторы: место проживания, гендерная принадлежность, личностные переживания, состояние здоровья и другие, что требует дальнейших исследований.
Представленные данные указывают на серьезность проблемы, связанной с психоэмоциональным состоянием студентов, что может отрицательно сказываться на профессиональной подготовленности будущих специалистов.
Чтобы справиться с неблагоприятными бытовыми, социальными и учебными проблемами, необходимо своевременно предпринимать профилактические меры, предупреждающие или исключающие развитие стрессовых расстройств.
В современных источниках предлагаются различные средства и методы, позволяющие влиять на психическое и эмоциональное состояние человека. Мощным регулятором эмоций может являться физическая культура и спорт. Несмотря на то что традиционно они рассматриваются в первую очередь как средство физического развития человека, однако имеются исследования Н. А. Фомина [10], И. П. Шергиной и М. А. Чугина [11], Л. А. Титовой [12], А. С. Стратовича и А. Г. Сметанина [13], доказывающие, что направленная физическая нагрузка способна влиять на психические свойства и состояние человека и корректировать их.
Изучая проблему тревожных расстройств и их профилактику, необходимо отметить положительное влияние физических упражнений общей направленности на расширение границ адаптационных ресурсов организма, положительное влияние физических методов (аэробика, йога, стретчинг, дыхательная гимнастика и др.) на предупреждение психических расстройств (раздражительность, потеря интереса, депрессия, страх, чрезмерная тревога, нарушение сна и др.); значение спортивных занятий для улучшения настроения, формирования уверенности в себе, повышения стрессо-устойчивости к негативным факторам, эмоционального контроля, повышения выработки серотонина, способствующего противостоять депрессии.
Важно отметить: прежде чем приступить к профилактике, необходимо осознать ее необходимость для сохранения здоровья, всю серьезность негативных последствий стрессовых состояний.
Изучение факторов, влияющих на изменение психофизиологического состояния студентов, позволило выделить ряд профилактических мер, предупреждающих развитие тревожности и стресса по основным направлениям (физическое и психологическое), связанным с причинами и последствиями негативного эмоционального состояния.
Профилактические мероприятия, рекомендуемые студентам в процессе учебной деятельности:
- рациональное планирование учебной нагрузки и активного отдыха. Регулярно применять малые и большие формы физкультурных занятий в процессе кратковременного и длительного (каникулярного) отдыха между учебными занятиями. Занятия физкультурой и спортом на протяжении всего периода обучения способствуют организации ЗОЖ, своевременно предупреждению переутомления, сохранению работоспособности;
- соблюдение правил здорового режима сна и питания, отказ от вредных привычек. Необходимо помнить, что вредные привычки увеличивают вероятность развития состояния эмоционального выгорания и депрессии;
- правильное использование электронных ресурсов в течение дня. Установить регламент времяпрепровождения с телефоном. Необходимо знать, что неконтролируемое использование гаджетов вызывает зависимость и, как следствие, нарушение зрительных функций и кровообращения шейного отдела, нарушение сна, повышенную нервозность, ухудшение внимания и др.;
ниегп
issn 2304-120X Марчук В. А. Исследование состояния тревоги и депрессии у студентов в условиях учебной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242016.htm
научно-методический электронный журнал
- планирование рабочего дня с учетом своих возможностей (составлять список дел, разделив их на важные и срочные дела; важные, но не срочные; дополнительные);
- комфортная организация рабочего места, ничего лишнего, что может отвлекать от учебной деятельности;
- выбор правильного хобби с учетом личных предпочтений, позволяющего отвлечься от работы, переключиться с одного вида деятельности на другой, тем самым улучшить свое эмоциональное состояние и снять утомление;
- поиск рациональной стратегии решения конфликтных ситуаций. Наиболее конструктивный способ решения конфликта - это компромисс.
Заключение
Исследования показывают, что большинство студентов в той или иной мере испытывают тревожные состояния на протяжении всего периода обучения в вузе.
Наличие стрессовых расстройств отрицательно влияет на психофизиологическое состояние, поведение и успеваемость студентов. Своевременное применение профилактических мер будет способствовать снижению отрицательного воздействия стресса на интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую сферы личности.
Достижение психологического комфорта способствует большей эффективности обучения, поможет более быстро адаптироваться к учебе и сохранить физическое и психическое здоровье.
Ссылки на источники
1. Марчук С. А. Психоэмоциональное состояние студентов в период дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 2 (февраль). - С. 114-120. -URL: http://e-koncept.ru/2022/222001 .htm
2. Марчук С. А., Марчук В. А. Экзаменационный стресс как один из факторов развития близорукости у студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 5. - С. 59-60.
3. Раудис Ш., Юстицкис В. Закон Йеркса-Додсона: связь между стимулированием и успешностью научения // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С. 119-126.
4. Марчук С. А. Влияние экзаменационного стресса на психофизическое состояние студентов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 222-226.
5. Черева Т. Н. «Студенческий» невроз: причины возникновения // Вестник КемГУ. - 2010. - № 2 (42). - С. 79-83.
6. Копылов А. С. Здоровье студенческой молодежи и факторы риска, его определяющие // Российский вестник гигиены. - 2022. - № 1. - С. 38-45.
7. Красников М. В. Информационный стресс у студентов и способы его преодоления // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: href = "https://scienceforum.ru/2022/article/2018029005">https://scienceforum.ru/2022/article/2018029005
8. Панфилов А. Н., Льдокова Г. М. Психические состояния студентов в усложненных условиях учебной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № S1. - С. 1115. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13503.htm
9. Корытова Г. С. Профессиональное выгорание как дезадаптивный психозащитный механизм у педагогических работников // Современные проблемы науки и образования. - 2007. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id = 1465
10. Фомин Н. А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы: [монография]. - М.: Теория и практика физ. культуры, 2003. - 383 с.
11. Шергина И. П., Чугин М. А. Влияние физической активности на психическое здоровье человека // Международный студенческий научный вестник. - 2021. - № 2. - URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id = 20455
12. Титова Л. А. Физическая культура и спорт как средство психогигиены и психопрофилактики в здо-ровьесбережении человека // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. - 2016. - № 5. - С. 133-138.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Марчук В. А. Исследование состояния тревоги и депрессии у студентов в условиях учебной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242016.htm
13. Стратович А. С., Сметанин А. Г. Спорт - основа психического и физического здоровья человека в информационном обществе // Актуальные исследования. - 2019. - № 3 (3). - С. 105-107.
Vladimir A. Marchuk,
the candidate of biological sciences, senior lecturer Department of Physical Education, Ural State University
of Railway Transport, Yekaterinburg
A study of the state of anxiety and depression in students in the context of educational activities Abstract. The paper presents an analysis of data on the health status of students, according to which in the conditions of a modern university there is an increase in the number of students with signs of high anxiety and depression. The purpose of the work: to assess the severity of anxiety and depression in students of a transport university in the context of educational activities, to formulate recommendations for maintaining health. The results of the study allowed us to determine the factors affecting the health of students and to offer recommendations for preventing its disorders during the learning process. Keywords: university education, anxiety, depression, health, prevention. References
1. Marchuk, S. A. (2022). "Psihoemocional'noe sostoyanie studentov v period distancionnogo obucheniya", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 2 (fevral'), pp. 114-120. Available at: http://e-koncept.ru/2022/222001.htm (in Russian).
2. Marchuk, S. A., & Marchuk, V. A. (2006). "Ekzamenacionnyj stress kak odin iz faktorov razvitiya bli-zorukosti u studencheskoj molodezhi", Teoriya ipraktika fizicheskojkultury, № 5, pp. 59-60 (in Russian).
3. Raudis, Sh., & Yustickis, V. (2008). "Zakon Jerksa-Dodsona: svyaz' mezhdu stimulirovaniem i uspesh-nost'yu naucheniya", Voprosy psihologii, № 3, pp. 119-126 (in Russian).
4. Marchuk, S. A. (2019). "Vliyanie ekzamenacionnogo stressa na psihofizicheskoe sostoyanie studentov", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, № 10 (176), pp. 222-226 (in Russian).
5. Chereva, T. N. (2010). "Studencheskij" nevroz: prichiny vozniknoveniya", Vestnik KemGU, № 2 (42), pp. 79-83 (in Russian).
6. Kopylov, A. S. (2022). "Zdorov'e studencheskoj molodezhi i faktory riska, ego opredelyayushchie", Ros-sijskij vestnik gigieny, № 1, pp. 38-45 (in Russian).
7. Krasnikov, M. V. "Informacionnyj stress u studentov i sposoby ego preodoleniya", Materialy XIV Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii "Studencheskij nauchnyj forum". Available at: href = "https://sciencefo-rum.ru/2022/article/2018029005">https://scienceforum.ru/2022/article/2018029005 (in Russian).
8. Panfilov, A. N., & L'dokova, G. M. (2013). "Psihicheskie sostoyaniya studentov v uslozhnennyh usloviyah uchebnoj deyatel'nosti", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № S1, pp. 11-15. Available at: http://e-koncept.ru/2013/13503.htm (in Russian).
9. Korytova, G. S. (2007). "Professional'noe vygoranie kak dezadaptivnyj psihozashchitnyj mekhanizm u pedagogicheskih rabotnikov", Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 2. Available at: https://sci-ence-education.ru/ru/article/view?id = 1465 (in Russian).
10. Fomin, N. A. (2003). Adaptaciya: obshchebiologicheskie i psihofiziologicheskie osnovy: [monografiya], Teoriya i praktika fiz. kul'tury, Moscow, 383 p. (in Russian).
11. Shergina, I. P., & Chugin, M. A. (2021). "Vliyanie fizicheskoj aktivnosti na psihicheskoe zdorov'e che-loveka", Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik, № 2. Available at: https://eduherald.ru/ru/arti-cle/view?id = 20455 (in Russian).
12. Titova, L. A. (2016). "Fizicheskaya kul'tura i sport kak sredstvo psihogigieny i psihoprofilaktiki v zdorov'es-berezhenii cheloveka", Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v mirovom uchebno-vospitatel'nom prostranstve, № 5, pp. 133-138 (in Russian).
13. Stratovich, A. S., & Smetanin, A. G. (2019). "Sport - osnova psihicheskogo i fizicheskogo zdorov'ya cheloveka v informacionnom obshchestve", Aktual'nye issledovaniya, № 3 (3), pp. 105-107 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 01.07.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.08.24
Принята к публикации Accepted for publication 20.08.24 Опубликована Published 30.09.24
ISSN 2304-120Х
www.e-Koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Марчук В. А., 2024
9772304120241