_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
УДК 378.1
Стерхова Наталья Сергеевна
канд. пед. наук, профессор ШГПИ, Шадринск, РФ [email protected] Лыгалов Максим Алексеевич, магистрант ШГПИ, Шадринск, РФ maxim. lygalov@yandex. ru
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В данной работе описываются результаты анализа состояния проблемы профессионального выгорания персонала образовательной организации: выявлены группы риска и причины появления профессионального (эмоционального) выгорания у сотрудников образовательной организации.
Ключевые слова
Анкетирование, профессиональное выгорание, сотрудник образовательной организации.
Целью данной работы является выяснение состояния проблемы профессионального выгорания персонала образовательной организации. Базой исследования стал Шадринский государственный педагогический институт (Курганская область РФ). В качестве инструментария были выбраны несколько методов: анкетирование и беседа с сотрудниками. Выборка исследования составила 60 человек.
Первым этапом нашей работы стало проведение анкетирования. Предъявляемая анкета была составлена с учетом следующих требований:
- наличие адресной части анкеты, где прописываются следующие данные: учреждение или подразделение-организатор анкетирования; название документа; обращение к респонденту, включающее тему исследования и краткие инструкции к действиям; составители (учреждение, подразделение или отдельный автор); дата и место заполнения анкеты;
- наличие технологической части анкеты, где прописываются краткие рекомендации по технологии заполнения анкеты и ответам на предлагаемые вопросы (к примеру, если анкетируемому предоставляется возможность выбора нескольких вариантов ответа, то данную возможность необходимо обозначить в конкретном вопросе);
- анонимность предъявляемых анкет;
- обеспечение надежности информации, полученной в ходе анкетирования;
- облегчение трудностей, возникающих в различных ситуациях опроса;
- предварительная подготовка ситуации анкетного опроса (оформление необходимых анкетных материалов, предварительное оповещение структурных подразделений о проведении анкетирования и т.д.);
- отсутствие сокращений.
К анкетированию были привлечены сотрудники разных категорий: вспомогательный персонал (лаборанты кафедр, секретари деканатов, учебные мастера, заведующие лабораториями, охранники, вахтеры и т.д.); профессорско-преподавательский состав (ассистенты, старшие преподаватели, доценты, профессора); представители административного корпуса (деканы, заместители деканов и т.д.) и т.д.
Цель проводимого нами анкетирования - выяснение склонности сотрудников образовательной организации к профессиональному выгоранию.
Предложенная анкета включала 18 вопросов. Анкетируемым нужно было выбрать при ответе на каждый вопрос варианты «а» или «б». Преобладание среди ответов выбора варианта «а» означает развитие склонности к профессиональному выгоранию.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 2410-700Х
При предъявлении анкеты респондентам давалась установка: «Как можно быстрее, по возможности, честно ответьте на вопросы анкет». Вверху каждой анкеты респонденты должны были выделить возрастную категорию, в которую они входят (20-30, 30-40, 40-50, 50-60, 60-70), а также указать дату и место заполнения анкеты.
При делении на возрастные категории подобным образом мы учитывали материалы исследования Э.Ф. Зеера [1], Е.А. Климова [2], Н.С. Пряжникова [3], В.В. Сорочана [4],и других ученых, исследовавших вопросы кризисов развития личности в тесной взаимосвязи с профессиональным становлением.
Результаты анкетирования мы отразили в диаграмме.
20-30 30-40 40-50 50-60 60-70
Возраст, лет
Диаграмма 1 - Результаты выявления склонности персонала образовательной организации к профессиональному выгоранию
Анализ полученных результатов показал, что сотрудники в образовательной организации, также как и персонал организации любого другого типа, подвержены профессиональному выгоранию. Однако можно выделить две возрастных категории сотрудников, которые подвержены данному кризису в условиях образовательной организации: первая категория - сотрудники от 30-40 лет, вторая категория - 50-60 лет.
Следующим шагом нашей работы стало проведение беседы с сотрудниками, направленной на выяснение причин, обусловливающих появление профессионального выгорания.
Обработав полученные в ходе беседы ответы сотрудников, мы столкнулись с необходимостью группирования указанных причин. В результате получились три большие группы: финансово-экономические, профессионально-деятельностные, индивидуально-личностные причины
профессионального выгорания сотрудников образовательной организации. Рассмотрим их более подробно.
Итак, первую группу составили финансово-экономические причины, среди них особое место занимают:
- несоответствие финансовых возможностей запросам сотрудников организации. Для современности свойственно приобретение многочисленных материальных благ в долг: люди, во что бы то ни стало, хотят купить квартиру, машину, загородный дом и т.д. В связи с этим, многие сотрудники имеют ссуды, кредиты и т.д., и чтобы вовремя оплачивать долги, не берут больничные листы, переносят многие заболевания «на ногах»;
- финансовые трудности родственников (детей, родителей и т.д.), помощь которым сотрудники образовательной организации считают своим долгом. Как следствие, берут дополнительную нагрузку (почасовые, работу на курсах повышения квалификации, командировки и т.д.), стараются не брать больничный и т.д.
Самую большую группу причин профессионального выгорания сотрудников образовательной
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
организации составили профессионально-деятельностные причины. В содержание данной группы причин вошли следующие:
- межличностные конфликты между сотрудниками, возникающие в работе любых образовательных учреждений. Их затянутость и нерешенность негативно влияет как на психоэмоциональное состояние сотрудников, так и на производительность труда;
- неудовлетворенность деятельностью начальства и коллег может быть вызвана тем, что: 1) сотрудники образовательной организации часто видят в деятельности руководства недостатки, которые не могут исправить в силу отсутствия достаточных полномочий; 2) администрация редко привлекает сотрудников к принятию решений, имеющих большое значение для коллектива в целом;
- некомфортность рабочего места, выражающаяся в шумной атмосфере, большом количестве людей, с которыми взаимодействуют (данная причина чаще всего указывалась интровертированными сотрудниками);
- нестабильность расписания, означающая частое «подвешенное» состояние, характеризующееся отсутствием определенной ритмичности (сегодня занятия есть, а завтра - нет; вчера занятие стояло в расписании, сегодня его нет и т.д. Подобная нестабильность вызывает психоэмоциональную напряженность;
- работа на пределе возможностей (на износ), когда людям приходится выкладываться по-полной, вызывает постоянный стресс;
- трудоголизм руководителей структурных подразделений, для которого характерно длительное и постоянное нахождение руководителей на рабочем месте, вызывающее у подчиненных ощущение вины за то, что они уходят с работы раньше, чем их руководители. В подобных ситуациях сотрудникам образовательной организации часто приходится задерживаться на работе даже при отсутствии необходимости;
- рутинный характер профессиональной деятельности, объясняющийся одинаковостью профессиональных, ежедневно решаемых задач. Такая ситуация часто подталкивает сотрудников образовательной организации к дополнению своей работы чем-то новым. Однако такая возможность появляется у них редко.
Третью группу причин профессионального выгорания сотрудников образовательной организации составляют причины индивидуально-личностного характера:
- внутриличностный конфликт, появление которого часто обусловлено тем, что сотрудник образовательной организации часто вынужден делать работу, не заявленную в контракте. Многократное повторение подобных ситуаций влечет к формированию стойкого противоречия, провоцирующего нестабильное психоэмоциональное состояние сотрудника. В группе риска оказываются сотрудники-женщины, которым приходится выбирать между семьёй и работой, ибо они не успевают совмещать обе сферы;
- обладание индивидуально-личностными характеристиками, приводящими сотрудников в «группу риска»: 1) сотрудники, обладающие такими индивидуально-личностными характеристиками, как сочувствие, гуманность, впечатлительность, «мягкотелость», уступчивость, комфортность и т.д.; 2) сотрудники, для которых характерны авторитарный стиль взаимодействия со студентами и коллегами, низкий уровень эмпатии, эмоциональная «холодность», способность интенсивно переживать негативные рабочие ситуации и др.
В заключительной части данного исследования остановимся на положениях, принципиально важных для нашей работы:
1) сотрудники в образовательной организации, также как и персонал организации любого другого типа, подвержены профессиональному выгоранию. Однако можно выделить две возрастных категории сотрудников, которые подвержены данному кризису в условиях образовательной организации: первая категория - сотрудники от 30-40 лет, вторая категория - 50-60 лет;
2) причинами появления профессионального выгорания сотрудников образовательной организации могут быть:
- финансово-экономические (например, несоответствие финансовых возможностей запросам
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
сотрудников организации; финансовые трудности родственников и т.д.);
- профессионально-деятельностные (межличностные конфликты между сотрудниками, неудовлетворенность деятельностью начальства и коллег, некомфортность рабочего места, нестабильность расписания, работа на пределе возможностей трудоголизм руководителей структурных подразделений, рутинный характер профессиональной деятельности и т.д.);
- индивидуально-личностные (внутриличностные конфликты, обладание индивидуально-личностными характеристиками, приводящими сотрудников в «группу риска») и т.д.
Список использованной литературы:
1. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст]: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,
2003. - 480 с.
2. Климов, Е.А. Введение в психологию труда [Текст]: учеб. для студентов вузов / Е.А. Климов; авт. предисл. В.А. Садовничий; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Моск. ун-та,
2004. - 336 с. - (Классический университетский учебник).
3. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2001. - 480 с.
4. Сорочан, В.В. Психология профессиональной деятельности [Текст]: конспект лекций. - М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2005. - 70 с.
© Стерхова Н.С., Лыгалов М.А., 2016