Научная статья на тему 'Исследование смысложизненной концепции суицидентов в Республике Тыва'

Исследование смысложизненной концепции суицидентов в Республике Тыва Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование смысложизненной концепции суицидентов в Республике Тыва»

УДК 616.89-008.441.44

Исследование смысложизненной концепции суицидентов в Республике Тыва

Т.В. Пфау, С.Ф. Ооржак. Хакасский государственный университет им.

Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия)

В последнее время актуальность проблемы суицида значительно возросла и из года в год приобретает все более глобальный характер, а попытки суицида все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в тех или иных неблагоприятных жизненных обстоятельствах.

По данным Всемирной организации здравоохранения в мире за год происходит до 1 млн. суицидов, а число суицидальных попыток на фоне поливалентной социально-психологической дезадаптации достигает 10 млн. случаев [1]. Россия занимает 3 место в мире по частоте суицида среди несовершеннолетних; за последние 5 лет 14157 несовершеннолетних совершили суицид. Еще более пугающая ситуация в возрастной категории 14-18 лет. 2500 молодых людей свели счеты с жизнью в прошедшем году. Кроме того, совершили суициды 50 малолетних детей в возрасте от 5 до 9 лет. Республика Тыва входит в десятку регионов с наибольшей частотой суицидов, лидирует по количеству подростковых самоубийств - 120 случаев на 100 тысяч подростков; после нее следуют Бурятия - 87 случаев, Якутия - 74 случая. Высокая частота подростковых суицидов в Забайкалье, Хакасии, Калмыкии.

В отечественной психологии проблема суицида изучалась В. М. Бехтеревым, В.А. Тихоненко, Ф.С.Сафуановым, А.Г. Амбрумовой и др., в зарубежной психологии - А. Адлером, К. Юнгом, З. Фрейдом, Дж. Хиллме-ном, Э.Дюркгеймом, Э. Шнейдманом и др. [1]. Психологическая причина суицида заключается в деформации одной их самых важных этических категорий человека - смысла жизни. Человек решается на самоубийство,

когда под влиянием тех или иных обстоятельств его существование утрачивает смысл. Утрата смысла жизни - необходимое условие суицидального поведения [2].

Как отмечает Д.А. Леонтьев, то что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Осмысленность жизни - неоднородная структура; по мнению Д.А. Леонтьева, индикаторами смысла жизни являются смысложизненные ориентации, которые можно соотнести с основными периодами жизни: прошлым, настоящим и будущим. Человек может черпать смысл своей жизни в каком-то из этих периодов или во всех вместе [3].

Несмотря на большое количество работ, посвященных проблемам суицида и смысла жизни, особенности людей, склонных к суициду, изучены недостаточно, в связи с чем имеется потребность более глубокого исследования данной проблемы с тем, чтобы расширить систему представлений о смысложизненной концепции людей, имевших попытку суицида.

Целью исследования явилось изучение смысложизненной концепции людей, имевших попытку суицида. Использовались следующие психодиагностические методы: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. Крамбо, Л. Махолика в адаптации Д.А. Леонтьева; опросник «Отношение к жизни, смерти и кризисной ситуации» А.А. Бакановой. Статистическая проверка гипотезы осуществлялась с помощью U-критерия - Манна Уитни, SPSS Statistics 20.0.

В исследовании приняли участие женщины и мужчины, совершившие попытку суицида, находящиеся на лечении последствий попыток суицида. Экспериментальная группа - 24 женщины и 6 мужчин, совершивших попытку суицида, состояла в основном из молодых людей: 30% (9) совершили попытку суицида в юношеском возрасте, 20% (6) - в период ранней зрелости, 50% (15) - средней взрослости. Средний возраст в руппе составил 28,5 лет. В основном представлена тувинцами 80% (24), 20% (6) русские. Образовательный уровень испытуемых: 20% (6) обучаются в общеобразовательной школе, 23,2 % (7) имеют высшее образование, 56,6% (17) - среднее специальное. 46,7 % (14) имеют стаж и опыт работы в различ-

ных видах профессиональной деятельности, 53,3% (16) - не имеют. 63,3% (19) являются не замужними и не женатыми, 13,3% (4) - состоят в законном браке, 13,3% (4) - в гражданском, 6,6% (2) - разведенные, 3,3% (1) -вдова. 53,3% (16) имеют от 1 до 3 детей, 46,7% (14) - не имеют детей.

Контрольная группа - 30 женщин и мужчин, не совершавших суицидальных попыток.

Обе группы были уравнены по всем перечисленным характеристикам.

Анализ результатов исследования особенностей смысложизненной концепции людей, имевших попытку суицида, показал отсутствие удовлетворенности от процесса жизни, для них жизнь не является эмоционально насыщенной. Эти люди не удовлетворены самореализацией и сам результат жизни их не удовлетворяет (р<0,05).

Результаты исследования также зафиксировали различия в локализации контроля между двумя группами. Люди, не склонные к суициду, набрали больше баллов по субшкале «Жизнь» (средние значения: 30,46 и 25,86), а суициденты - по субшкале «Я» (средние значения: 33,33 и 26,82). То есть последние более склонны считать себя сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы изменить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами, в частности, способными даже на то, чтобы свести счеты с жизнью. Но, в то же время, респонденты, имевшие попытку суицида, считают, что они не в состоянии контролировать сам процесс своей жизни. Они полагают, что все события происходят без их участия и ничего с этим сделать невозможно. Не склонные к суициду участники исследования убеждены в том, что они могут контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их (р<0,01).

Анализ результатов исследования системы отношений испытуемых к основным экзистенциальным ценностям показал, что суициденты не принимают жизнь со всеми ее проблемами и успехами. Для них характерно своеобразное «отторжение» собственной жизни, исключение себя из ее процесса, непринятие, что и приводит к внутренней дезинтеграции личности (р<0,05). Исследование также показало наличие у респондентов, имевших попытку суицида, в личном опыте актуальных неразрешенных

детских конфликтов, а также недоверия, ощущения опасности, дискомфорта в отношениях с собой, другими людьми и окружающим миром (p<0,05).

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

У респондентов, имевших попытку суицида, диагностируется неудовлетворенность процессом жизни, самореализацией и результатом жизни.

Суициденты, с одной стороны, считают себя сильной личностью, способной изменить свою жизнь в соответствии со своими целями и желаниями, но, в то же время не в состоянии контролировать сам процесс своей жизни. Они убеждены, что все события происходят без их участия и с этим ничего невозможно сделать.

Мужчины и женщины, имевшие попытку суицида, не принимают жизнь со всеми ее проблемами и успехами; для них характерно своеобразное «отторжение» собственной жизни, исключение себя из ее процесса, непринятие и, как следствие, внутренняя дезинтеграция личности.

В личном опыте суицидентов фиксируются актуальные неразрешенные детские конфликты, а также недоверие, переживание опасности и дискомфорт в отношениях с собой, другими людьми и окружающим миром.

Литература

1. Дрёмова, Н.В. Динамика клинико-неврологических электроэнцефалографических показателей после незавершенных суицидальных отравлений димедролом и феназепамом [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. мед. наук. / Н.В. Дрёмова. - Москва КГМУ ФА по ЗСР, 2008. -3 с. [Режим доступа]: URL: http://www.allbest.ru/

2. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст]: учеб. Д.А. Леонтьев. - М., 1999. — 487 с.

3. Психологические особенности лиц, совершивших попытку суицида, гендерный аспект [Электронный ресурс]: [Режим доступа]: URL: http://www.allbest.ru/

© Т.В. Пфау, С.Ф. Ооржак, 2014.

© «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.