Научная статья на тему 'Смысложизненная концепция юношей и девушек из республики Тыва, склонных к суициду'

Смысложизненная концепция юношей и девушек из республики Тыва, склонных к суициду Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
165
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ / СКЛОННОСТЬ К СУИЦИДУ / СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ К ОСНОВНЫМ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫМ ДАННОСТЯМ / К СЕБЕ И КРИЗИСНЫМ СИТУАЦИЯМ / LIFE-PURPOSE CONCEPT / SUICIDAL TENDENCIES / SYSTEM OF RELATIONSHIPS TO MAJOR EXISTENTIAL GIVENS / TO THEMSELVES AND TO CRISES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пфау Т. В., Монгуш С. Л.

В статье описываются результаты проведенного исследования смысложизненной концепции старшеклассников из Республики Тыва, склонных к суициду. Выявлены важные аспекты внутреннего мира, которые раскрывают наличие проблем и позволяют более успешно проводить работу по корректировке смысла жизни юношей и девушек из Республики Тыва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE-PURPOSE CONCEPT OF YOUNG MEN AND WOMEN DISPOSED TO SUICIDE (CASE OF REPUBLIC OF TUVA)

The article describes the results of the research of the concept of the meaning of life of high school students from the Republic of Tuva disposed to suicide. The authors revealed important aspects of the inner world which disclose the existence of problems and allow to carry out the work on updating the meaning of life of young people from the Republic of Tuva more effectively.

Текст научной работы на тему «Смысложизненная концепция юношей и девушек из республики Тыва, склонных к суициду»

Психологические науки

УДК 159.99

СМЫСЛОЖИЗНЕННАЯ К ОНЦЕПЦИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ИЗ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА, СКЛОННЫХ К

СУИЦИДУ20

Т.В. Пфау, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия), e-mail: [email protected].

С.Л. Монгуш, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).

Аннотация. В статье описываются результаты проведенного исследования смысложизненной концепции старшеклассников из Республики Тыва, склонных к суициду. Выявлены важные аспекты внутреннего мира, которые раскрывают наличие проблем и позволяют более успешно проводить работу по корректировке смысла жизни юношей и девушек из Республики Тыва.

Ключевые слова: смысложизненная концепция, склонность к суициду, система отношений к основным экзистенциальным данностям, к себе и кризисным ситуациям.

20 Рецензент: зам. директора МПСИ ХакГУ по научной работе, кандидат психологических наук, доцент Е.Н. Власова (Абакан, Россия).

LIFE-PURPOSE CONCEPT OF YOUNG MEN AND WOMEN DISPOSED TO SUICIDE (CASE OF REPUBLIC OF TUVA)

T.V. Pfau, Khakas State University named N.F. Katanov (Abakan, Russia).

S.L. Mongush, Khakas State University named N.F. Katanov (Abakan, Russia).

Abstract. The article describes the results of the research of the concept of the meaning of life of high school students from the Republic of Tuva disposed to suicide. The authors revealed important aspects of the inner world which disclose the existence of problems and allow to carry out the work on updating the meaning of life of young people from the Republic of Tuva more effectively.

Keywords: life-purpose concept, suicidal tendencies, system of relationships to major existential givens, to themselves and to crises.

В последнее время актуальность проблемы суицида значительно возросла и с каждым годом приобретает все более глобальный характер, а попытки суицида все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуации. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, в мире за год происходит до 1 млн. суицидов, а число суицидальных попыток на фоне поливалентной социально-психологической дезадаптации достигает 10 млн. случаев [1].

По данным статистики Россия занимает 3 место в мире по частоте суицида среди несовершеннолетних. За последние 5 лет совершили суицид 14157 несовершеннолетних. Еще более пугающая ситуация в стране в более старшей возрастной категории 14-18 лет. По официальной статистике 2500 молодых людей свели счеты с жизнью в прошедшем году. Кроме того, совершили суициды 50 малолетних детей в возрасте от 5 до 9 лет. Республика Тыва входит в десятку групп административных территорий с наибольшей частотой суицидов. Кроме того, Республика Тыва лидирует по уровню подростковых самоубийств - 120 случаев на 100 тысяч подростков. Затем Бурятия - 87 случаев. Далее Якутия - 74 случая. Высокие данные по Забайкалью, Хакасии, Калмыкии [2] .

Суицид выступает как социально-психологическая дезадаптация личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта [5]. Психологический смысл суицида заключается в том, что если человек решает лишить себя жизни - это означает, что в его сознании претерпела серьезные изменения главная этическая категория - смысл жизни. Человек решается на самоубийство, когда под влиянием тех или иных обстоятельств его существование утрачивает смысл. Утрата смысла жизни - это необходимое условие для суицидального поведения [5].

Вместе с тем, в психологии рассматривались и продолжают рассматриваться вопросы, связанные с пониманием смысла жизни. Как отмечает Д.А. Леонтьев, то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни) [3]. Осмысленность жизни — не однородная структура. По мнению Д.А. Леонтьева, индикаторами смысла жизни являются смысложизненные ориентации, которые можно соотнести с основными периодами жизни: прошлым, настоящим и будущим. Человек может черпать смысл своей жизни в каком-то из этих периодов или во всех вместе. Субъективная смысложизненная концепция - это личностная, индивидуальная обобщенная система взглядов на цели, процесс и результат своей жизни, в основе которой лежат ценности, потребности, отношения и конструкты конкретной личности [4].

В связи с широкой распространенностью совершаемых попыток суицидов возникает актуальная потребность более глубокого изучения данной проблемы с тем, чтобы расширить систему представлений о смысложизненной концепции людей, склонных к совершению суицида. Для исследования нами была выбрана республика Тыва как регион, входящий в десятку групп административных территорий с наибольшей частотой суицидов, особенно среди молодежи. Целью исследования было изучение смысложизненной концепции юношей и девушек, склонных к суициду. Методы исследования: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.Крамбо, Л.Махолико адаптация Д.А.Леонтьева, опросник «Отношение к жизни, смерти и кризисной ситуации» А.А.Бакановой, анкета В.Э. Чудновского «О смысле жизни», контент-анализ. Методы математической статистики: статистический пакет SPSS 20., U-критерий Манна Уитни.

В исследовании приняли участие юноши и девушки, склонные к

суициду, проживающие в Республики Тыва. При формировании экспериментальной группы мы воспользовались результатами психологического исследования Центра психологической службы «Сайзырал», находящегося в г. Шагонар Республика Тыва. Из 168 старшеклассников из г. Шагонар была сформирована экспериментальная группа в количестве 20 юношей и девушек, склонных к суициду. Из них 11 девушек и 9 юношей, средний возраст составил 17,2 года. По национальности экспериментальная группа в основном состоит из представителей тувинской национальности 80%, 20% - русские. В качестве контрольной группы в исследовании приняли участие 20 юношей и девушек, не склонных к суициду, средний возраст 17,6 лет, по национальности в основном тувинцы. Общее количество - 40 человек.

Анализ результатов исследования особенностей смысложизненных ориентаций юношей и девушек, склонных к суициду, и молодых людей, не склонных к суициду представлен в таблице 1.

Статистическая обработка результатов исследования доказала, что у юношей и девушек, склонных к суициду, отсутствуют ясные цели в жизни и сама жизнь представляется им бессмысленной (и=25,03; р<0,05). По всем остальным показателям смысложизненных ориентаций различий между двумя группами старшеклассников из республики Тыва выявлено не было.

Мы изучили систему отношений юношей и девушек к основным экзистенциальным данностям, себе и кризисным ситуациям, результаты исследования представлены в таблице 2.

Анализ полученных данных доказал, что отношение к жизни не является положительным у молодых людей, склонных к суициду. Они не принимают изменчивость жизни (р=0,000), не понимают жизнь как рост (р=0,020), у них низкий уровень ответственности (р=0,000). Кроме того, для старшеклассников, склонных к суициду, характерен более низкий уровень принятия смерти (р=0,003), отсутствие принятия чувств по отношению к смерти (р=0,014). Выявлено, что критическая ситуация воспринимается молодыми людьми из экспериментальной группы в большей мере как страдание, а не возможность роста (р=0,017). Они не видят смысла в критической ситуации (р=0,035) и в своей жизни (р=0,001).

Таблица 1. Сравнительная характеристика особенностей смысложизненной

концепции юношей и девушек, склонных к суициду, и юношей и девушек, не склонных к суициду.

Смысложизненные ориентации Юноши и девушки, склонные к суициду Юноши и девушки, не склонные к суициду Уровень различий (p)

Цели в жизни 28,7 30 0,030*

Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни 23,85 24,6* 0,480

Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией 20,15 21,55 0,507

Локус контроля - Я 20,55 22,15 0,260

Локус контроля - жизнь или управляемость жизни 24,4 21,45** 0,067

(среднее значение в баллах, n=40)

Уровень значимости различий: *** - р<0,001; ** - р<0,01;* - р< 0,05.

В отличие от них молодые люди, не склонные к суициду, хорошо осознают смысл своей жизни, к жизни подходят с ответственностью, принимают ее изменчивость и кризисную ситуацию рассматривают как возможность роста.

Анализ глубинных представлений о смысле жизни мы изучили благодаря проективной методике и обработке результатов при помощи метода контент-анализ. Мы выяснили, что смысл жизни для каждого человека уникален и индивидуален. Наиболее высоко оценивают значение наличия смысла жизни старшеклассники, не склонные к суициду (75% из 100% ответили положительно). Только 53% людей, склонных к суициду, отметили, что смысл жизни имеет важное значение, 43% из них ответили, что в жизни больше

бессмыслицы (ф*эмп = 2.433, р<0,01). Результаты проведенного контент-анализа доказали, что старшеклассники, склонные к суициду, затрудняются ответить на вопросы о смысле жизни, о смысле своей жизни, ссылаются, что они в жизни не задумывались над этими вопросами (ф*эмп = 2.433, р<0,05).. Заслуживают внимания такие ответы как: "я так и не поняла в чем смысл жизни" (дев., 17 л.), "если нет смысла жизни, то незачем жить" (юноша., 18 л.). Исследование смысложизненной концепции людей, не склонных к суициду, показало, что они имеют адекватное представление о смысле жизни, дифференцируют смысл жизни как понятие и смысл собственной жизни. Основная часть юношей и девушек смысл жизни связывают с будущей и настоящей родительской семьей (супруг, дети, родители) 70%, работой, учебой - 20%, любовь, уважение окружающих - 10% (эмоциональные смыслы).

Таблица 2. Сравнительная характеристика системы отношения к основным экзистенциальным данностям, к себе и кризисным ситуациям юношей и девушек, склонных к суициду, и юношей и девушек, не склонных к суициду, (средние значения)_

Система отношений к основным экзистенциальным данностям, к себе и кризисным ситуациям Юноши и девушки, склонные к суициду Юноши и девушки, не склонные к суициду Уровень различий (p)

Принятие изменчивости жизни 3,7 5** 0,000

Жизнь как рост 4,3 5,5* 0,020

Принятие жизни 4,65 4,9 0,727

Онтологическая защищенность 5,25 5,9 0,095

Принятие себя 5,3 5,9 0,221

Стремление к росту 5,15 5,4 0,563

Ответственность 3,65 5,05** 0,000**

Концепция смерти 3,05 3,6 0,117

Наличие смысла жизни 4,8 6,5** 0,001**

Принятие чувств по отношению к смерти 3,05 4* 0,014*

Принятие смерти 3,2 4,25* 0,003*

Наличие смысла смерти 4,2 5,05 0,069

Наличие смысла в кризисной ситуации 5,25 4,2* 0,035*

Концепция кризисной ситуации 4,05 5,1* 0,017*

Уровень значимости различий: *** - р<0,001; ** - р<0,01;* - р< 0,05.

Выводы:

1. У юношей и девушек, склонных к суициду, отсутствуют ясные цели в жизни, сама жизнь представляется им бессмысленной.

2. Отношение к жизни не является положительным у молодых людей, склонных к суициду. Они не принимают изменчивость жизни, не понимают жизнь как возможность роста, у них низкий уровень ответственности.

3. Для старшеклассников, склонных к суициду, характерен более низкий уровень принятия смерти, отсутствие принятия чувств по отношению к смерти по сравнению с юношами и девушками, не склонными к суициду. Выявлено, что критическая ситуация воспринимается молодыми людьми, склонными к суицидальным поступкам, в большей мере как страдание, а не возможность роста. Они не видят смысла в критической ситуации и в своей жизни.

4. Проективное исследование показало, что молодые люди, склонные к суициду, затрудняются сформулировать свой смысл жизни. В значительной степени стабильность и положительное влияние наличия смысла жизни наблюдается у молодых людей, не склонных к суициду.

Литература:

1. Верненкина, В.С., Кекилидзе З.И., Макушкин, В.Е. и др. Региональный аспект исследования суицидов среди подростков [Текст]: Отчет о научно-исследовательской работе. - 2012. - (http://www.school-p.edusite.ru)

2. Самоубийства в России. Материал из Википедии - свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org

3. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст]: учеб. - М., 1999- 487 с.

4. Слотина, Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся - подростков: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - СПб., 2002. -15 с.

5. Слуцкий, А.С. Некоторые психологические и клинические аспекты поведения суицидентов / М.С. Занадворов // Психологический журнал. 1992. Том 13. № 1. - С. 77-82.

References:

1. Vernenkina, V.S., Kekilidze Z.I., Makushkin, V.E. i dr. Regional'nyj aspekt issledovanija suicidov sredi podrostkov [Tekst]: Otchet o nauchno-issledovatel'skoj rabote. - 2012. - (http://www.school-p.edusite.ru)

2. Samoubijstva v Rossii. Material iz Vikipedii - svobodnoj jenciklopedii https://ru.wikipedia.org

3. Leont'ev, D.A. Psihologija smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti [Tekst]: ucheb. - M., 1999- 487 s.

4. Slotina, T.V. Smyslozhiznennaja koncepcija i agressivnost' uchashhihsja - podrostkov: avtoref. dis. ... kand. psih. nauk. - SPb., 2002. -15 s.

5. Sluckij, A.S. Nekotorye psihologicheskie i klinicheskie aspekty povedenija suicidentov / M.S. Zanadvorov // Psihologicheskij zhurnal. 1992. Tom 13. № 1. - S. 77-82.

Татьяна Вильевна Пфау, кандидат психологических наук, доцент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).

Сайлык Монгуш, студентка, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).

— •

Сведения об авторах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.