Научная статья на тему 'Исследование склонностей к определенному типу профессий школьников и студентов по методике Е. А. Климова'

Исследование склонностей к определенному типу профессий школьников и студентов по методике Е. А. Климова Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1405
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ШКОЛЬНИК / ПСИХОТИП ЧЕЛОВЕКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / STUDENT / SCHOOLCHILD / HUMAN PSYCHO / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юрьева Юлия Денисовна

Статья посвящена изучению склонностей к определенному типу профессий школьников и студентов по методике Е.А. Климова. Рассмотрена суть профессионального самоопределения, представлено сравнение уровня профессионального самоопределения у школьников и студентов. Описаны результаты проведенного исследования изучения склонностей у школьников и студентов к пяти психотипам, выделенных Е.А. Климовым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the propensity to a certain type of professions of pupils and students by the method E.A. Klimov. The essence of professional self-determination is considered, a comparison of the level of professional self-determination of school children and students is presented. The results of the study of the propensity of schoolchildren and students for five psycho types, highlighted by E.A.Klimovy.

Текст научной работы на тему «Исследование склонностей к определенному типу профессий школьников и студентов по методике Е. А. Климова»

УДК 37

ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТЕЙ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ТИПУ ПРОФЕССИЙ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ПО МЕТОДИКЕ Е.А. КЛИМОВА

Юрьева Юлия Денисовна, Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск

E-mail: iylia.iyrieva@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена изучению склонностей к определенному типу профессий школьников и студентов по методике Е.А. Климова. Рассмотрена суть профессионального самоопределения, представлено сравнение уровня профессионального самоопределения у школьников и студентов. Описаны результаты проведенного исследования изучения склонностей у школьников и студентов к пяти психотипам, выделенных Е.А. Климовым.

Abstract. The article is devoted to the study of the propensity to a certain type of professions of pupils and students by the method E.A. Klimov. The essence of professional self-determination is considered, a comparison of the level ofprofessional self-determination of school children and students is presented. The results of the study of the propensity of schoolchildren and students for five psycho types, highlighted by E.A. Klimovy.

Ключевые слова: студент, школьник, психотип человека, профессиональное самоопределение.

Key words: student, schoolchild, human psycho, professional self-determination.

Одним из основных и значимых оснований эффективности профессионального развития человека есть его умение устанавливать, обнаруживать личностную цель в профессиональном труде, по-своему проецировать, создавать профессиональную жизнь, серьезно относиться к выбору профессии, своему призванию, месту в жизни. Безусловно, эти актуальные вопросы появляются перед личностью на протяжении всей жизни. Человек же непрерывно развивается, меняется, поэтому на определенных этапах своего развития одни и те же цели профессиональной самоидентификации решаются разнообразно. Ежедневная конкретизация своего места в большом потоке профессий, осознание своей социально-профессиональной значимости, отношения к профессиональному труду, коллегам по работе являются многозначащими составляющими в жизни каждого человека [1].

Цель работы: провести исследование склонностей к определенному типу профессий школьников и студентов.

Проблема исследования: формирование профессионального самоопределения.

Предмет исследования: процесс профессиональной ориентации у школьников и студентов.

Объект исследования: методика определения склонностей по ДДО Е.А.Климова.

Гипотеза исследования: уровень сформированности

профессионального самоопределения у студентов выше, чем у школьников.

Актуальность исследования: нахождение своей профессиональной ниши важно для достижения успеха и реализации своих способностей.

Теоретическая значимость исследования: ДДО позволяет определить свои профессиональные задатки и подсознательные склонности к своеобразному виду деятельности.

Практическая значимость: данный опросник прекрасно подходит для профориентации среди школьников и студентов.

Определяясь с профессией, человек в большей степени определяет свой жизненный путь, стиль. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова позволяет каждому человеку диагностировать свои склонности к разным профессиям, способом определения личностного психотипа. Каждый человек предрасположен к определенному виду деятельности. Это связано с нашим образом жизни, мыслями, умениями, навыками и стремлениями. Для кого -то важно воплотить творческий потенциал, для другого принести пользу обществу, а третий отдаст предпочтение работе, направленной на экономический результат [2].

Е.А. Климов выделяет 5 психотипов личности:

1. Человек-природа - такой тип характерен людям, которые хотят усовершенствовать окружающий мир, тем, кто с легкостью идет на контакт с животным и растительным миром. Это люди таких профессий как: исследователи флоры и фауны, зоологи, ботаники, а также геологи, картографы и метрологи, садовники, ландшафтные дизайнеры, работники лесной и садовой промышленности.

2. Человек-человек - такой тип характерен, как социальный, предпочитающий общение, помощи окружающим людям, взаимодействию, взаимопониманию с аудиторией. Людям этого типа подойдут профессии, связанные образованием, воспитанием, правовая помощь, журналистика, а также административная работа.

3. Человек-художественный образ - такой тип характерен людям с творческими способностями. Они склонны к писательской, музыкальной и архитектурной деятельности. Такая личность может заниматься произведением чего-либо или создавать произведения искусств.

4. Человек-знаковая система - люди с математическим складом ума. Им будут близки такие профессии, как программист, бухгалтер, библиотекарь,

экономист, нотариус, редактор, организатор делопроизводства.

5. Человек-техника - люди склонны к техническим профессиям, обозначает способность к изготовлению деталей, техники, изобретению новшеств [3].

Было проведено исследование склонностей к определенному типу профессий по ДДО Е.А.Климова среди школьников и студентов. Исследование проводилось в ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» и МБОУ гимназия № 5 города Мурманска. В исследование приняли участие студенты 1 курса очной формы обучения социально-гуманитарного института по специальности педагогическое образование: русский язык и литература в количестве 16 человек и учащиеся 7-8 классов гимназии № 5 в количестве 46 человек. В ходе исследования профессиональных склонностей у учащихся гимназии № 5 было выявлено, что тип профессии «человек-техника» - 44% (19 учащихся), «человек-природа» - 15% (8 учащихся), «человек - человек» - 30% (7 учащихся), «человек -художественный образ» - 8% (6 учащихся), «человек - знаковая система» - 8% (6 учащихся) Полученные данные свидетельствуют о направленности учащихся на профессии типа «Человек-Техника» и «Человек-Человек». Это объясняется: потребностью в общении с другими людьми, слабой ориентацией в выборе профессии и становлении профессиональной деятельности, нечетким пониманием своих возможностей и формированием профессионального выбора, который соответствует этим возможностям.

В ходе проведения исследования профессиональных склонностей среди студентов 1 курса ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» были получены следующие результаты: «Человек-художественный образ» - 56% (9 студентов), «Человек-человек» - 38% (6 студентов), «Человек-природа» - 6% (1 студент), «Человек-техника», как и «Человек-знаковая система» - не представлены. Это говорит о том, что студентов привлекают профессии, связанные с общением и творчеством. Это свидетельствует, что преобладают личностные и профессиональные качества, включающие самооценку, настойчивость, коммуникабельность, дисциплинированность, склонность к анализу профессий.

Данные проведенного исследования говорят о преобладании у учащихся гимназии среднего уровня готовности к профессиональному выбору, что обусловлено недостаточным уровнем сформированности профессиональных намерений, осознанием себя и своих личных качеств [4].

Таким образом, профессиональное самоопределение - это выборочное отношение индивида к миру профессий. Центром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей [5]. Из выше изложенного следует, что выдвинутая в моей работе гипотеза о том, что уровень сформированности профессионального самоопределения у студентов выше, чем у школьников полностью подтверждается. Эффективность профессионального самоопределения личности зависит от характера психологического

сопровождения данного процесса, то есть создания оптимальных условий для самостоятельного, творческого решения такой жизненно важной проблемы, как осознанный выбор будущей профессиональной деятельности.

Список использованных источников:

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. -М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

2. Бондарев В.П. Выбор профессии / В.П. Бондарев - М.: Наука, 2004. - 250

с.

3. Голоншток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника / А.Е. Голоншток. - М.: Наука, 1999. - 250 с.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2004. -

325 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.