Общая психология
УДК 159.9.072
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ С ПОЗИЦИИ ПРИНЦИПА СИСТЕМНОСТИ В.Я. Давыдова
Аннотация. В статье представлены результаты исследования семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в городской и сельской местности. Целью работы является анализ положения семей с точки зрения системного подхода, изучение уровня тревоги и напряжения в семейной жизни. Раскрыта сущность основных проблем, затрудняющих жизненные ситуации респондентов; ранжированы причины трудных жизненных ситуаций. Автором сформулирована гипотеза о связи трудной жизненной ситуации с повышением уровня тревоги и нормативными кризисами в семье. Диагностика субдепрессивного состояния испытуемых свидетельствует о наличии легкой депрессии невротического или ситуационного характера; прослеживается желание обратиться к семейному психологу. Результатом исследования явилось подтверждение гипотезы о повышении уровня тревоги, связанной с нормативными кризисами семьи, характер которых зависит от жизненного цикла. В статье представлены результаты исследования и возможные пути решения трудных жизненных ситуаций и кризисов семьи посредством системного психологического консультирования.
Ключевые слова: семья, семейная система, трудная жизненная ситуация, теория семейных систем, тревожность, жизненный цикл семьи, нормативный семейный кризис.
STUDY OF THE FAMILY FROM THE PRINCIPLE OF SYSTEMICITY V. Davydova
Abstract. The article presents the results of a study of families in difficult situations living in urban and rural areas. The aim of the work is to analyze the situation of families in terms of a systematic approach, to study the level of anxiety and stress in the family system. The essence of the main problems hindering the life situations of respondents is revealed, the causes of difficult life situations are ranked. The author formulated a hypothesis about the connection of a difficult life situation with an increase in anxiety and regulatory crises in the family. Diagnosis of the subdepressive state of the subjects indicates the presence of mild depression of a neurotic or situational nature, a desire can be traced to a family psychologist. The result of the study was confirmation of the hypothesis of an increase in anxiety associated with regulatory family crises, the nature of which depends on the life cycle. The article presents the results of the study and possible solutions to difficult life situations and family crises through systemic psychological counseling.
Keywords: family, family system, difficult life situation, theory of family systems, anxiety, family life cycle, regulatory family crisis.
Актуальность исследования обусловлена транформациями в институте семьи в настоящее время. Тенденции либерализации взглядов на развод, увеличение количества сожительства без регистрации брака снизили эффективность факторов, стабилизировавших ранее семейные отношения. По данным Государственного доклада «О положении детей и семей с детьми в Республике Саха (Якутия) за 2017 год» на профилактическом учете в учреждениях социального обслуживания семьи и детей в 2017 году состояло 2208 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в них 5055 детей [1].
Целью исследования является изучение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации с точки зрения системного подхода.
Объектом исследования выступили семьи, проживающие в различных районах республики и городе Якутске. Выборка состояла из 117 человек, в возрасте от 21 до 71 года, из них
проживающие в г. Якутске 33,4%; в Северных районах 28% (Анабарский, Среднеколымский и Жиганский); в центральных и Западных районах 38,6% (Намский, Горный, Сунтарский, Вилюйский). Женщины составили 67,5%; мужчины 32,5%; с высшим образованием 42% респондентов; со средним-профессиональным 42%; с общим средним образованием 14,5%. Из общего количества выборки в
зарегистрированном браке состоят 53% испытуемых, в гражданском 22,2%, одинокими являются 24,7%. Из них незамужние 8,5%; вдовы 3,4%; разведенные 12,8%.
Было выдвинуто предположение о том, что у семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, будет повышен уровень тревоги и напряжения, связанный с нормативными кризисами семьи. Методы исследования: опросник «Анализ семейной тревоги», шкала определения уровня тревоги В. Зунге, авторский
опросник на выявление особенностей социальных и личностных проблем членов семьи [2].
С точки зрения теории семейных систем, семья рассматривается как система, обладающая структурой, в которой выделяют супружескую, родительскую и сиблинговую подструктуры. В рамках системного подхода семья рассматривается как психо-биолого-социальная система. Понимание данного постулата важно для организации оказания быстрой и эффективной помощи семье. Наблюдая за взаимодействием членов семьи, системный семейный психолог в ходе консультирования направляет беседу таким образом, чтобы она улучшала взаимодействие в семье. Ощущение тревоги, напряжения, депрессивные состояния взаимосвязаны с ненормативными кризисами в семье, различными трудными жизненными ситуациями, особенно алкогольной зависимостью и безработностью члена семьи. Предпочтительно присутствие на консультации всех членов семьи. Таким образом, реализуется принцип системности, что позволяет выявить объемность ситуации, которую переживает в данный момент семья. Семейная структура становится ригидной, когда она перестает решать жизненные задачи, которые встают перед ней в связи с переходом на новый этап жизненного цикла семьи. В научной литературе «трудная жизненная ситуация» воспринимается как ситуация, в которой объективно нарушены связи человека с его окружением, условия его нормальной жизнедеятельности и воспринимаемая им как сложная, вследствие чего он может нуждаться в помощи и поддержке социальных учреждений для решения своей проблемы [3].
Одной из основных переменных в системном подходе выступает «уровень тревоги», при этом подчеркивается важность учета длительной или хронической тревоги. Возрастание и сохранение тревоги в течение какого-то времени приводит к напряженности в организме или в системе взаимоотношений, следствием чего являются заболевания или дисфункции.
Мюррей Боуэн, автор теории семейных систем считает, что тревога может проявляться в соматическом заболевании, эмоциональной дисфункции или в социальной болезни, которая выражается в импульсивности, уходе от социальных контактов или в социально неадекватном поведении [3].
Анализ обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Республике Саха (Якутия) отражает существующие проблемы в сфере благополучия семьи Якутии. Количество обращений по
вопросам семейного права, охраны семьи, опеки над детьми увеличилось в 2017 году по сравнению с предыдущим годом на 33,3%, - 32, (2016-24). По анализу обращений граждан к Уполномоченному по правам ребенка отмечается ухудшение материального положения семей (число малоимущих домашних хозяйств с детьми до 16 лет составило 84,6%) [4].
Анализ статистической информации по республике отражает следующие тенденции, снижение количества зарегистрированных браков, растет число лиц, живущих в так называемых гражданских браках, и число лиц, овдовевших и разведенных. В РС(Я) преобладает расширенный тип семьи, остается высоким уровень разводов, в том числе в семьях с детьми. Увеличилось количество малоимущих семей с детьми; наиболее ухудшилось материальное положение многодетных семей с тремя и более детьми [5;6].
По результатам исследования на вопрос «Находится ли ваша семья в трудной жизненной ситуации в настоящее время?», утвердительно ответили 82% респондентов, у 18% - ответ «нет», однако они признали наличие в своей семье нескольких факторов, ухудшающих положение семьи. Например, 33-летняя женщина, педагог, состоящая во втором браке, из п. Намцы отрицает наличие трудной жизненной ситуации в ее семье, в анкете содержится информация о том, что семья малообеспеченная, один из членов семьи безработный, один из близких родственников болен раком, к тому же они стали жертвами организаторов финансовой пирамиды. Данный факт свидетельствует о том, что люди не всегда считают свою жизнь трудной.
Основной проблемой, затрудняющей жизненную ситуацию, по мнению, респондентов, являются конфликты в семье, на это указали 35% респондентов, на втором месте по распространенности оказалась алкогольная зависимость одного из членов семьи, на это указали 25% респондентов, практически каждый четвертый из опрошенных. На третьем месте респондентами отмечена безработность члена семьи, одного или двоих родителей, взрослого ребенка; на это указали 23% опрошенных, в основном проживающие в улусах республики; из г. Якутска безработицу отметили 2,5% респондентов.
Среди конфликтующих семей примерно треть 35,7% это семьи, переживающие нормативные кризисы, связанные с переходными моментами между стадиями жизненного цикла, что свидетельствует о неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа.
Таблица 1. - Причины трудной жизненной ситуации в семьях
1 Конфликты в семье 35,9% 1
2 Алкогольная зависимость члена семьи 25% 2
3 Безработность члена семьи 23% 3
4 Инвалидность взрослого члена семьи 12,8% 4
5 Ребенок с инвалидностью 11,1% 5
6 Семья на грани развода 11,1% 5
7 Отсутствие определенного места жительства 10,2% 6
8 Одиночество 9,4% 7
9 Недавняя скоропостижная смерть близкого человека 9,4% 7
10 Один из членов семьи тяжело болен 7,7% 8
11 Потеря денег из-за мошеннических действий 6,8% 9
12 Дом в аварийном состоянии или сгорел 5,1% 10
13 Игровая зависимость члена семьи 4,27% 11
14 Член семьи пережил насилие 3,42% 12
15 Финансовая потеря, банкротство 2,5% 13
16 Трудности в поведении ребенка-подростка 2,5% 13
17 Суицид близкого человека 1,7% 14
Тревожность выявлена у 11,1% респондентов, которые ощущают, что ситуация в семье не зависит от их усилий, они переживают сомнения, страхи, опасения, касающиеся семьи - будь то здоровье ее членов, их отлучек, поздних возвращений, конфликтов. Т.е. почти для каждого десятого респондента характерна плохо осознаваемая неуверенность в каких-то очень важных для них аспектах семейной жизни. Индивид с высоким уровнем семейной тревоги не может настоять на своем мнении, планирует одно, а приходится делать другое, у него часто опускаются руки из-за того положения, которое он занимает в своем доме.
Наиболее выраженным фоном переживаний в семьях респондентов является семейная напряженность. 35,9% респондентов ощущают, что выполнение семейных обязанностей является для них сложной задачей. Им кажется, что они многого не успевают сделать, дома им приходится часто нервничать, переживать, сдерживаться. При мысли о семейных делах они начинают волноваться, им многое не нравится дома, но они стараются этого не показывать, таким образом возрастает напряжение.
Диагностика субдепрессивного состояния испытуемых, свидетельствует о том, что 13,7% респондентов находятся в состоянии легкой депрессии невротического или ситуационного характера. Как известно, депрессия - это болезнь, которая способна выводить человека из эмоционального равновесия на длительное время и ухудшать качество его жизни.
Среди испытуемых с депрессивным состоянием 81,3% женщины; 18,7 мужчины; 56% жители сельской местности; 56% состоят в зарегистрированном браке, 18,7% состоят в «гражданском браке»; 25% - это в основном
молодые незамужние женщины от 20 до 24 лет. Среди психологических факторов депрессий исследователи выделяют конфликтный стиль общения в семье, а также высокое число стрессогенных жизненных событий (разводы, алкоголизация близких, смерть и болезнь близких). Основная опасность для больных депрессией заключается в том, что в острый момент заболевания возможны попытки совершения самоубийства [7].
Желание обратиться к семейному психологу выразили 43% респондентов, из них 40% проживающие в г. Якутске, 60% в районах республики. Опыт обращения за психологической консультацией по семейным вопросам имеют только 4% испытуемых.
Для выявления взаимосвязей был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Обнаружена прямая связь между нормативными кризисами, которые переживает семья, и тем, что респонденты оценивают положение в семье, как находящейся на грани развода г=0,286 (при р<0,05). Также выявлена зависимость предразводного состояния семьи от алкогольной зависимости члена семьи г=0,238 (при р<0,01) и конфликтов в семье г=0,359 (при р<0,01), также выявлена взаимная зависимость безработности членов семьи, одного из родителей или взрослого ребенка семьи с алкогольной зависимостью г=0,249 (при р<0,01). Т.е. если член семьи гипофункционален, у него нет работы это приводит к алкогольной зависимости члена семьи, за которой следуют конфликты и созависмость других членов семьи, жены, мужа, детей. Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что у семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, будет
повышенный уровень тревоги и напряжения, связанный с нормативными кризисами семьи, характер которых зависит от жизненного цикла семьи, подтвердилась.
По итогам проведенного исследования сформулированы выводы:
- эмоциональное состояние членов семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, характеризуется выраженным фоном семейной напряженности, нервозностью, наличием переживаний с необходимостью сдерживаться;
- депрессивное состояние проявляется в семьях с алкозависимыми, эмоциональный фон таких семей характеризуется ощущением чувства вины, тревоги, напряженности и повышением общего уровня семейной тревожности;
- высокий уровень общесемейной тревожности связан в большей степени с конфликтами в семье, предразводное состояния супругов взаимосвязано с нормативными кризисами семьи.
Как отмечает Д.А. Кэдоган, употребление алкоголя помогает снизить тревогу, связанную с межличностным взаимодействием, многим людям
с алкогольной зависимостью присуща выраженная социальная тревожность, злоупотребление алкоголем объясняется его анкиолитическим действием, подавлением тревоги, страха, беспокойства. Налаживание межличностных отношений, преодоление тревог с этим связанных, способствует уменьшению привлекательности алкоголизации [8; 334]. В такой ситуации семье требуется помощь социальных работников, семейных психологов, системных семейных психотерапевтов. Для специалистов социальной сферы привлекательность системной семейной терапии состоит в ее активной и содействующей изменениям ориентации. Системное семейное консультирование - это не только поддержка семьи в трудной жизненной ситуации или устранение этих трудностей, а оказание помощи людям в решении проблем взаимоотношений с другими людьми, восстановлении контроля над своей собственной жизнью. Также в работе с семьей возможно опереться на модель, разработанную Н.М. Манухиной, которая заключается в краткосрочной психологической помощи семье [9].
Литература:
1. Государственный доклад «О положении детей и семей с детьми в Республике Саха (Якутия) за 2017 г.» [Электронный ресурс] / Министерство по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия); сост.: И.П. Луцкан, В.А. Егоров, Л.И. Вербицкая и др. - Якутск: 2018. - 223 с. - Режим доступа: https://minmol.sakha.gov.ru/vystuplenija-doklady
2. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. - СПб.: Речь, 2006. - 360 с.
3. Боуэн М. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клиническая практика / М. Боуэн. - М.: «Когито-Центр», 2095. - 496 с.
4. Распределение малоимущих домашних хозяйств по основным категориям [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sakha.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat ts/sakha/ru/
5. Российский статистический ежегодник, 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/r u/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078
6. Деятельность уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в 2017 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://map.rightsrf.ru/Karta_Yadro/prav_z_karta/sub_fed/da lnevos_ fed/respubl_saha/deyat_upoln_v_saha/deyat_upoln
7. Петров И.Н. Как преодолеть депрессию: практическое руководство / И.Н. Петров. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 218 с.
8. Супружеская групповая терапия при лечении алкоголизма / Семейная психология. Хрестоматия; сост. Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. - СПб.: Речь, 2007. - 400 с.
9. Манухина Н.М. Скорая помощь семьям / Н.М. Манухина. - М.: Независимая фирма «Класс», 2019. -296 с.
Сведения об авторе:
Давыдова Валентина Яковлевна (г. Якутск, Россия), доцент кафедры психологии и гуманитарных наук Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, e-mail: [email protected]
Data about the author:
V. Davydova (Yakutsk, Russia), Lecturer, Department of Psychology and Humanities, North-Eastern Federal University in Yakutsk, e-mail: [email protected]
19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии