Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА В ПРОЦЕССЕ РАЗРЕШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ КРИЗИСОВ НА ПРИМЕРЕ ГРЕЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА В ПРОЦЕССЕ РАЗРЕШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ КРИЗИСОВ НА ПРИМЕРЕ ГРЕЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОЛИБЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / НЕОЛИБЕРАЛИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД / ГРЕЧЕСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бижан Ареф, Эджазий Эхсан

Экономический кризис в Соединенных Штатах и его распространение на континентальную Европу вызвали финансовый кризис на европейских фондовых рынках. Объемы производства в Европе сократились, что привело к росту безработицы и, как следствие, к протестам против текущей экономической ситуации. Эти политические волнения побудили правительства и международные и региональные финансовые институты, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский центральный банк и др., найти способ положить конец серьезному финансовому кризису. Греция как одно из государств - членов ЕС, пострадавших от глобального кризиса, приложила усилия для улучшения своего экономического положения. Главный вопрос исследования: в какой степени Международный валютный фонд помог разрешить греческий финансовый кризис? Гипотеза состоит в том, что греческий кризис существует из-за обусловленности финансовой помощи от Международного валютного фонда и Греция не обращает внимания на полную реализацию программ жесткой экономии. Поэтому финансовая помощь МВФ не смогла спасти греческую экономику от финансового кризиса. Цели исследования - понять, в какой степени развивающиеся страны могут полагаться на рекомендации МВФ для преодоления финансового кризиса, и установить, почему Международный валютный фонд не смог принять надлежащую денежно-кредитную и финансовую политику для урегулирования финансового кризиса в Греции. Также выясняются причины неудачных попыток греческих политиков осуществить меры жесткой экономии МВФ в своей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATING THE ROLE OF THE INTERNATIONAL MONETARY FUND IN THE PROCESS OF RESOLVING FINANCIAL CRISES: CASE STUDY OF GREECE

The economic crisis in the United States and its spread to continental Europe caused a financial crisis in European stock markets, which in turn reduced production in Europe, resulting in rising unemployment, that eventually led to protests against the current economic situation. These political unrests have prompted international and regional governments and financial institutions such as the International Monetary Fund, the World Bank and the European Central Bank to find a way to end this severe financial crisis. Greece, as one of the EU member states that has been affected by this global crisis, has made efforts to improve its economic situation. The main question of this study is to what extent the International Monetary Fund was able to help resolve the financial crisis in Greece? The hypothesis is that due to the conditionality of financial aid from the International Monetary Fund to Greece in crisis and Greece’s lack of attention to the full implementation of austerity programs, such financial aid has not been able to save the Greece economy from financial crisis. One of the aims of this study is to what extent developing countries can rely on IMF recommendations to overcome the financial crisis. The aim of the research is to find out why International Monetary Fund could not adopt proper monetary and financial policy to settle the financial crisis in Greece. Moreover, the reasons behind failed attempts of Greece’s policymakers to implement IMF’s austerity measures in their country are sought.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА В ПРОЦЕССЕ РАЗРЕШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ КРИЗИСОВ НА ПРИМЕРЕ ГРЕЦИИ»

RUDN Journal of Economics

Вестник РУДН. Серия: Экономика

ISSN 2313-2329 (Print); ISSN 2408-8986 (Online) 2021 Vol. 29 No. 3 524-536

http://journals.rudn.ru/economlcs

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ECONOMIC INTEGRATION AND GLOBALIZATION

DOI 10.22363/2313-2329-2021-29-3-524-536

УДК 339.52

Научная статья / Research article

Исследование роли Международного валютного фонда в процессе разрешения финансовых кризисов на примере Греции

А. Бижан1 Э. Эджазий2

1 Санкт-Петербургский государственный университета, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9

2Гилянский университет, Исламская Республика Иран, Решт, за 5 км до Тегеранской дороги И st082323@student.spbu.ru

Аннотация. Экономический кризис в Соединенных Штатах и его распространение на континентальную Европу вызвали финансовый кризис на европейских фондовых рынках. Объемы производства в Европе сократились, что привело к росту безработицы и, как следствие, к протестам против текущей экономической ситуации. Эти политические волнения побудили правительства и международные и региональные финансовые институты, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский центральный банк и др., найти способ положить конец серьезному финансовому кризису. Греция как одно из государств - членов ЕС, пострадавших от глобального кризиса, приложила усилия для улучшения своего экономического положения. Главный вопрос исследования: в какой степени Международный валютный фонд помог разрешить греческий финансовый кризис? Гипотеза состоит в том, что греческий кризис существует из-за обусловленности финансовой помощи от Международного валютного фонда и Греция не обращает внимания на полную реализацию программ жесткой экономии. Поэтому финансовая помощь МВФ не смогла спасти греческую экономику от финансового кризиса. Цели исследования - понять, в какой степени развивающиеся страны могут полагаться на рекомендации МВФ для преодоления финансового кризиса, и установить, почему Международный валютный фонд не смог принять надлежащую денежно-кредитную и финансовую политику для урегулирования финансового кризиса в Греции. Также выясняются причины неудачных попыток греческих политиков осуществить меры жесткой экономии МВФ в своей стране.

Ключевые слова: неолиберальный институционализм, глобализация, неолиберализм, Международный валютный фонд, греческий экономический кризис

© EmaH A., Эgxазнн Э., 2021

l/jji 0 1 This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecomn10ns.0rg/licenses/by/4.O/

История статьи: поступила в редакцию 18 апреля 2021 г.; проверена 15 мая 2021 г.; принята к публикации 10 июня 2021 г.

Для цитирования: Бижан А., Эджазий Э. Исследование роли Международного валютного фонда в процессе разрешения финансовых кризисов на примере Греции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2021. Т. 29. № 3. С. 524-536. http://dx.doi.org/10.22363/2313-2329-2021-29-3-524-536

Investigating the role of the International Monetary Fund in the process of resolving financial crises: case study of Greece

Aref Bijan1 Ehsan Ejazi2

1St. Petersburg State University, 7/9 Universitetskaya Naberezhnaya, Saint Petersburg, 199034, Russian Federation

2University of Guilan, 5th Kilometer of Persian Gulf Highway, Rasht, Islamic Republic of Iran И st082323@student.spbu.ru

Abstract. The economic crisis in the United States and its spread to continental Europe caused a financial crisis in European stock markets, which in turn reduced production in Europe, resulting in rising unemployment, that eventually led to protests against the current economic situation. These political unrests have prompted international and regional governments and financial institutions such as the International Monetary Fund, the World Bank and the European Central Bank to find a way to end this severe financial crisis. Greece, as one of the EU member states that has been affected by this global crisis, has made efforts to improve its economic situation. The main question of this study is to what extent the International Monetary Fund was able to help resolve the financial crisis in Greece? The hypothesis is that due to the conditionality of financial aid from the International Monetary Fund to Greece in crisis and Greece's lack of attention to the full implementation of austerity programs, such financial aid has not been able to save the Greece economy from financial crisis. One of the aims of this study is to what extent developing countries can rely on IMF recommendations to overcome the financial crisis. The aim of the research is to find out why International Monetary Fund could not adopt proper monetary and financial policy to settle the financial crisis in Greece. Moreover, the reasons behind failed attempts of Greece's policymakers to implement IMF's austerity measures in their country are sought.

Keywords: neoliberal institutionalism, globalization, neoliberalism, International Monetary Fund, Greece economic crisis

Article history: received 18 April 2021; revised 15 May 2021; 10 June 2021.

For citation: Bijan, A., & Ejazi, E. (2021). Investigating the role of the International Monetary Fund in the process of resolving financial crises: Case study of Greece. RUDN Journal of Economics, 29(3), 524-536. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.22363/2313-2329-2021-29-3-524-536

Введение

Недавний финансовый кризис, начавшийся на рынке жилья США, перешедший на их фондовый рынок и затем распространившийся по всему миру, и прежде всего на Европу, продемонстрировал неспособность промышленного капитализма справиться с экономическими кризисами. Он привел к со-

кращению производства, росту бедности и безработицы, снижению заработной платы, стагнации мировой экономики, снижению цен на нефть и огромному бюджетному дефициту. Эти условия повлекли серьезную рецессию в экономике еврозоны, что выразилось в сокращении производства в регионе. Рецессия имела политические и экономические последствия не только в Европе, но и во всем мире, так что снижение добычи в Европе и Соединенных Штатах снизило потребность в нефти и, таким образом, не привело к значительному росту цен на нефть. С другой стороны, за финансовым и экономическим кризисом в Европе последовали политические волнения, вылившиеся в уличные протесты в Греции, Испании и Португалии.

Либералы верят в открытую мировую экономику без границ. В последние десятилетия неолиберализм связывают с феноменом глобализации. Глобализация - это термин, впервые использованный профессором Гарварда Теодором Левиттом в 1980-х годах. Глобализация интерпретируется как миф, явление, идеология, реальность, процесс, контекст, структура или текущее состояние международной системы (Kacowics, 2007. P. 567). Реалист Роберт Гилпин рассматривает глобализацию как процесс глобальной экономической интеграции. Но необходимо иметь в виду, что глобализация - это многомерное, неравноправное и асимметричное явление. Многоплановое в том смысле, что охватывает все экономические, политические, культурные и социальные аспекты человеческой жизни. Неравенство в этой экономической деятельности может стать более глобальным, чем в других областях. Асимметричное, потому что не все регионы и страны будут испытывать одинаковую степень глобализации (Baylis, Smith, 2008. P. 26). Коэн и Най исследовали глобализацию в четырех основных измерениях, включающих экономические, финансовые, военные, стратегические и социально-культурные области, окружающую среду (Das, 2004. P. 7). В настоящем иследовании мы затронем только часть экономических аспектов глобализации.

Итак, либералы заявляют, что распределение доходов между людьми в мире за последние два десятилетия стало более справедливым [Hunter, 2004. P. 567]. По мнению критиков, глобализация привела к тому, что северные страны и институты под их руководством стали доминировать над южными странами и эксплуатировать их по-новому. Они подчеркивают, что глобализация увеличила неравенство между Севером и Югом. Сорос называет глобализацию рыночным фундаментализмом и признает, что сильная зависимость от рыночных механизмов была бы очень опасной (Huq, Tribe 2004. P. 917). Неолибералы, с другой стороны, утверждают, что неравенство достаточно мотивировано, чтобы работать усерднее и рисковать, повышая таким образом эффективность (Hunter, 2004. P. 582). Активисты-антиглобалисты считают, что это явление является новой формой империализма, потому что через него неизбираемые элиты навязывают свою политику. Например, в последние десятилетия Международный валютный фонд и Всемирный банк навязали людям Юга западные ценности (Turner, 2010. P. 78). Международные финансовые институты, такие как Международный валютный фонд, способствовали распространению и расширению глобализации. Критики ан-

тиглобалистского движения решительно выступают против политики неолиберализма, потому что они считают, что свободная глобальная экономика ведет к еще большей бедности, неравенству, социальным конфликтам, культурной агрессии, ухудшению состояния окружающей среды и отсутствию демократии. Новая волна неолиберализма сыграла важную и содействующую роль в процессе современной глобализации (Schölt, 2008. P. 1475).

В отличие от противодействия глобализации ее сторонники видят одно из преимуществ глобализации в природе свободной торговли через политические реформы и создание открытого политического пространства для свержения недемократических режимов во всем мире. Еще одно преимущество глобализации, по их мнению, в создании прибыльных рабочих мест1. Учитывая вышесказанное, главный вопрос исследования заключается в определении степени помощи международного финансового учреждения, такого как Международный валютный фонд, в разрешении греческого финансового кризиса. Метод исследования - аналитически-критический.

Обзор литературы

Роль Международного валютного фонда в процессе разрешения финансовых кризисов (на примере Греции) изучалась неоднократно. Рассмотрим точки зрения, наиболее связанные с предметом настоящего обсуждения.

1. С. Космидис утверждает, что после заключения соглашения о ссуде для финансовой помощи, греческие избиратели значительно перенесли ответственность за (экономические) результаты политики с ЕС на правительство страны, что, в свою очередь, усилило влияние объективных экономических условий на поддержку правящей партии (Kosmidis, 2014).

2. Ш. Мохашин заявляет, что МВФ продвигал политику Вашингтонского консенсуса посредством обусловленности своей программы (Mohashin, 2017). Экономические и социальные издержки программы огромны. Кроме того, программа не смогла обеспечить экономический рост и доступ к рынкам капитала. Провал политики МВФ в Греции также усиливает ограничения и неразбериху внутри самого учреждения.

3. С. Даллиен, Б. Фритц, Л. Мюхлиб оценивают, как МВФ привнес свой опыт проведения различия между кризисами ликвидности и платежеспособности и адекватного управления ими, полученный во время предыдущих кризисов, в случае Греции (Dullien et al., 2018). Они утверждают, что включение МВФ в борьбу с кризисом в Европе не в полной мере оправдало ожидания.

Изучая исследовательскую литературу, можно констатировать, что каждое из исследований рассматривало только один аспект предмета обсуждения. Новаторство и новизна настоящего исследования основаны на попытке изучить роль Международного валютного фонда в разрешении финансовых кризисов и проблем Греции.

1 Russell G. The power of globalization // NBR Analysis. 2005. Vol. 16. Issue 2. URL : https://www.nbr.org/product/nbr-analysis-vol-16-no-2-the-power-of-globalization/ (accessed : 05.02.2021).

Международный валютный фонд

Основная задача Международного валютного фонда заключалась в создании денежной системы, в которой валюты были конвертируемыми, обменные курсы фиксированными, а конкурентная девальвация (валюты) предотвращенной. Международный валютный фонд считается стражем мировой валютной системы, и между его членами проводятся ежегодные контрольные обсуждения. Фонд стремится достичь нескольких конкурирующих целей: содействия денежно-кредитной и валютной стабильности, поддержки текущего счета и либерализации иностранной валюты, а также сокращения платежного дисбаланса (Rose, 2005. P. 683).

Перед Международным валютным фондом стоят две конкретные задачи: «Во-первых, предоставлять ссуды странам, находящимся в рецессии, чтобы они могли проводить экспансионистскую фискальную политику, а во-вторых, оказывать давление на страны, чтобы они проводили экспансионистскую политику вместо сдерживающей» (Stiglitz, 2003. P. 112).

До 2007 г. в мировой экономике происходили события, которые требовали изменений в Международном валютном фонде. Во-первых, устойчивый поток капитала и рост товаров на рынке улучшили платежный баланс бедных и развивающихся стран, снизив их зависимость от кредитов МВФ. Во-вторых, критики политики фонда, в том числе Независимое бюро оценки, утверждали, что денежно-кредитная и фискальная политика МВФ не уделяет достаточного внимания сокращению бедности или распределению доходов, а вместо этого сосредотачивается на макроэкономической стабильности. Наконец, политика фонда сосредоточена только на таргетировании инфляции (Gabor, 2010. Pp. 806-807).

Есть две общие перспективы экономической и финансовой реформ. Первая - шоковая терапия. Согласно этой точке зрения, страны должны как можно скорее провести экономические реформы, такие как либерализация капитала, финансовых рынков и торговли, а также приватизировать государственные и полугосударственные компании. Международный валютный фонд решительно поддерживает эту позицию. Вторая - постепенность. Согласно этой точке зрения, необходимо предпринять шаги по либерализации торговли и приватизации. Эти меры включают принятие необходимых законов, создание регулирующих органов, обеспечение прозрачности и уделение достаточного внимания внутренней ситуации в стране.

Роль Международного валютного фонда в греческом финансовом кризисе

Симптомы финансовых кризисов включают неконтролируемый внутренний бюджетный дефицит, кризис платежного баланса, быструю девальвацию, неустойчивое ценообразование внутренних активов (например, на рынках недвижимости и на финансовых рынках), увеличение инфляции, рост безработицы при падении заработной платы и бегство капитала (Harvey, 2007. P. 50). Экономический кризис может привести к возникновению порочного круга, в котором банки отказываются предоставлять ссуды, в результате чего компании сокращают объемы производства и в дальнейшем

уменьшаются объемы продукции и доходы. В результате падают прибыли и компании разоряются. Когда компании становятся банкротами, балансы банков становятся плачевными, и банки продолжают отказываться предоставлять все больше и больше кредитов, тем самым усиливая спад в экономике.

Лучший способ справиться с рецессией - кейнсианская версия, согласно которой правительства должны проводить экспансионистскую денежно-кредитную и фискальную политику. Если Международный валютный фонд предложит сдерживающую денежно-кредитную и фискальную политику странам, охваченным кризисом, с упором на снижение инфляции, то правительства должны будут резко повысить процентные ставки. Экономисты, согласные с тем, что высокая инфляция сдерживает экономический рост, плохо понимают, что неуклонное снижение инфляции до очень низкого уровня может привести к экономическому росту (Stiglitz, 2008. Р. 55). Финансовый кризис в Европейском союзе по-разному повлиял на страны еврозоны, но негативные последствия этого кризиса для Греции, Испании, Ирландии, Португалии и Италии были намного сильнее, чем для других европейских стран. По мере распространения рецессии и замедления экономической активности налоговые поступления греческого правительства уменьшались.

Греция - страна с населением 10,8 млн человек и валовым внутренним продуктом около 298 млрд долл. Греция была одной из самых развитых северных стран с 1956 г. До 1973 г. Греция была развивающейся страной с высокими темпами экономического роста, в то время как инфляция и безработица были низкими. Но у ее экономики после 1973 г. совсем другое лицо: темпы экономического роста были нулевыми, а уровень инфляции и безработицы - очень высоким. В странах с такой высокой инфляцией получение информации и проведение расчетов цен на товары и услуги обходятся очень дорого. Но евро также смог снизить инфляцию и неопределенность, вызванную ею. Евро устраняет колебания обменного курса и возможность конкуренции между странами за девальвацию своих национальных валют. 1 января 2001 г. Греция стала двенадцатым членом еврозоны. В настоящее время в Греции экономический рост составляет 1,4 %, а доход на душу населения превышает 27 000 долл. Безработица составляет около 21 %, а инфляция -около 1 %2. Однако государственный долг правительства находится на очень высоком уровне (рис. 1) (Betz, 2014. Р. 902).

Выход Греции из еврозоны означает возрождение греческой валюты. С формированием государства всеобщего благосостояния в европейских странах в последние десятилетия государственные расходы в этих странах резко увеличились, как и их бюджетный дефицит. Греция - одна из европейских стран, которая в последние годы приняла подход государства всеобщего благосостояния за счет увеличения государственных расходов, таких как снижение пенсионного возраста и увеличение социального страхования. Греческая экономика невелика, а возможности, предоставляемые правительством Греции своим гражданам, отличались от других стран. Например, в возрасте 53 лет каждый мог выйти на пенсию, когда в других европейских странах

2 Heritage. (2019). Index of Economic Freedom : Greece. URL : https://www.heritage.org/index/country/greece (accessed : 06.02.2021).

выход на пенсию начинается с 65 лет. Конечно, по новому закону пенсионный возраст в Греции составляет 67 лет. В начале 2010 г. стало ясно, что Греция не может проводить финансовые реформы без внешней помощи Брюсселя или другого иностранного учреждения. Но после нескольких месяцев длительных переговоров лидеры еврозоны неохотно согласились в мае 2010 г. предоставить Греции пакет займов в размере 110 млрд евро, финансируемых Европейским союзом и Международным валютным фондом (Hod-son, 2011. P. 231).

200

Рч 8

д

(D

а

(D

а

.S3

С m m н о

S

«

и

150

100

50

О Греция / Greece

О Средний показатель по Еврозоне /

Eurozone average

I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I

Л^ о? о£> о?> о^ оi5 C\N с^ t^ "5 й

^ & >$> & & &

Рис. 1. Государственный долг Греции относительно среднего показателя по еврозоне (Betz, 2014) Figure 1. Greece's public debt relative to the euro area average (Betz, 2014)

Во время финансового кризиса долг Греции достиг примерно 300 млрд евро, или 214 % валового внутреннего продукта страны, а дефицит бюджета Греции приблизился к 13 % ВВП. C одной стороны, цифры показывают, что правительство Греции нуждается в финансировании МВФ. С другой стороны, в обмен на получение финансовой помощи должны быть реализованы программы жесткой экономии, и в этом случае возникнет общественное недовольство, за которым следуют политические волнения. В результате греческое правительство должно найти разумный баланс между условиями Международного валютного фонда и получением финансовой помощи, чтобы иметь возможность пользоваться финансовой помощью данного международного учреждения без необходимости проводить обширные программы жесткой экономии. Однако следует отметить, что в соответствии с Маастрихтским договором на еврозону приходится более 60 % валового внутреннего про-

дукта в конце финансового года. Одновременно с этим бюджетный дефицит этих стран не должен превышать 3 % ВВП, но эта сумма была изменена до 0,5 % с ратификацией Международного финансового соглашения. Однако британское правительство и Чехия отказались подписать договор (Eckes, 2011. P. 47).

Пакеты помощи МВФ и ЕС Греции

4 октября 2009 г. лидер социалистов Георгиос Папандр^у победил на выборах и стал премьер-министром Греции. В течение нескольких недель дефицит бюджета Греции превысил 12 % ВВП, а затем достиг 15,4 %3. 2 мая 2010 г. Международный валютный фонд и Европейский союз договорились предоставить Греции заем в размере 110 млрд евро (146 млрд долл.) сроком на три года, чтобы предотвратить банкротство Греции4. Из этой суммы 80 млрд долл. пришлось на долю Европейского союза, из них 22 млрд долл. пришлось на Германию. Вместо этого греческий премьер-министр согласился проводить политику жесткой экономии, которая снизит государственные расходы и повысит налоги. При реализации этой политики правительство получит около 30 млрд евро5. 31 октября 2011 г. Папандреу призвал к референдуму о финансировании ЕС и Международного валютного фонда. Однако референдум был отменен, после того как правоцентристская оппозиция согласилась финансировать профсоюз и фонд. Папандреу в конце концов ушел в отставку, и Лукас Пападемос стал ответственным за формирование кабинета национального единства для проведения жесткой экономии и структурных реформ6.

В таких обстоятельствах союз и фонд договорились 21 февраля 2012 г. о предоставлении Греции второго гранта в размере 130 млрд евро (172 млрд долл.)7. Новые выборы прошли в июне 2012 г. Правоцентристская партия набрала 30 % голосов. Антонис Самарас сформировал коалицию и присягнул профсоюзу и фонду8.

3 Papandreou tries to prop up the pillars // Economist. 2009, December 17. URL : https://www.economist.com/node/15127474/print (accessed : 04.02.2021).

4 Bilefsky D., Thomas L., Jr. Greece takes its bailout, but doubts for the region persist // New York Times. 2010, May 2. URL : https://www.nytimes.com/2010/05/03/business/global/03drachma.html?pagewanted=all (accessed : 05.02.2021).

5 Eurozone approve massive Greece bail-out // BBC. 2010, May 10. URL : http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/8656649.stm (accessed : 03.02.2021).

6 Donadio R., Kitsantonis N. Greek leader calls off referendum on bailout plan // New York Times. 2011, November 3. URL : https://www.nytimes.com/2011/11/04/world/europe/greek-leaders-split-on-euro-referendum.html?pagewanted=all (accessed : 03.02.2021).

7 WRAPUP 10-Eurozone seals 2nd Greek bailout after tortuous talks // Reuters. 2012, February 21. URL : https://www.reuters.com/article/greece/wrapup-10-eurozone-seals-2nd-greek-bailout-after-tortuous-talks-idUSL5E8DK0J620120221 (accessed : 05.02.2021).

8 WinnettR. Greece election vote leaves Euro in balance // Telegraph. 2012, June 17. URL : https://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/greece/9337683/Greece-election-vote-leaves-Euro-in-balance.html (accessed : 02.02.2021).

27 ноября 2012 г. профсоюз и фонд изменили условия финансовой помощи Греции, снизив процентные ставки по ее кредитам. Новая программа позволила правительству Греции поддерживать дефицит бюджета к 2020 г. на уровне 124 % ВВП вместо 120 % при условии его сокращения до 110 % к 2022 г.9 17 июля 2013 г. парламент Греции утвердил новую политику жесткой экономии, которая отвечала предварительным условиям финансовой помощи со стороны союза и фонда. Согласно новому закону, 25 000 человек должны быть уволены из сектора государственных услуг, заработная плата снижена, а в налоговое законодательство внесены поправки10. Принятие таких законов привело к победе на выборах 25 января 2015 г. левой партии СИРИЗА, выступающей против режима жесткой экономии, в результате чего Алексис Ципрас стал премьер-министром Греции. Под его руководством правительство Греции решило выплатить долг Греции, пересмотреть условия финансовой помощи и расходы государственного сектора11. В июле 2015 г. парламент Греции поддержал Программу третьей помощи и политику жесткой экономии (которая была предпосылкой для получения финансовой помощи). Грант составил 86 млрд евро (94 млрд долл.)12. Закон был принят в августе 2015 г. Правительство Греции обязалось провести налоговые реформы, сократить государственные расходы, приватизировать государственную собственность и внести поправки в трудовое законодательство. Наконец, 20 августа 2018 г. завершилась программа третьей и последней финансовой помощи союза и фонда Греции. Греция должна около 290 млрд евро (330 млрд долл.) Европейскому союзу и Международному валютному фонду, а ее государственный долг достиг 180 % ее валового внутреннего продукта благодаря трем грантам, предоставленным Греции с 2010 г. Греция согласилась продлить свой бюджетный профицит до 2060 г., находиться под финансовым надзором ЕС и ввести новые меры жесткой экономии13.

Важно отметить, что в случае продолжения экономического спада и сокращения денежной массы в Греции, другие страны еврозоны могут столкнуться с аналогичными проблемами. Такая тенденция сейчас наблюдается в Испании и Португалии.

9 Speigel P. Eurozone agrees Greek aid deal // Financial Times. 2012, November 27. URL : https://www.ft.com/content/95895162-3839-11e2-a97e-00144feabdc0 (accessed : 02.02.2021).

10 Kitsantonis N. Greece approves new austerity measures // New York Times. 2013, July 17. URL : https://www.nytimes.com/2013/07/18/world/europe/greece-approves-new-austerity-measures.html?_r=0 (accessed : 06.07.2020).

11 Syria win throws down challenge to Europe // Financial Times. 2015. URL : https://www.ft.com/content/9610da8a-a496-11e4-8959-00144feab7de (accessed : 03.02.2021).

12 Maltezou R., Koutantou A. Greek parliament approves bailout measures as Syria fragments // Reuters. 2015, July 16. URL : https://www.reuters.com/article/us-eurozone-greece/greek-parliament-approves-bailout-measures-as-syriza-fragments-idUSKBN0P40E020150716 (accessed : 02.02.2021).

13 Greece emerges from Eurozone bailout after years of austerity // Guardian. 2018, August 20. URL : https://www.theguardian.com/world/2018/aug/20/greece-emerges-from-eurozone-bailout-after-years-of-austerity (accessed : 03.02.2021).

Заключение

В данном исследовании мы сосредоточились на глобализации в экономическом измерении. Неолиберальная модель глобализации стала доминирующим дискурсом с 1980-х гг. Глобализация теоретически связана с теориями неолиберализма и неолиберального институционализма. Неолиберализм связан с соглашением между Вашингтоном и неолиберальным институцио-нализмом в практическом плане с международными организациями, такими как Международный валютный фонд. Точно так же Международный валютный фонд связал эти две теории на практике, реализовав неолиберальную политику Вашингтонского соглашения. Экономическая глобализация продвигается, а международные финансовые институты стали инструментом содействия экономической глобализации.

После того как Международный валютный фонд был создан в 1944 г. в рамках Бреттон-Вудской системы и зиждился на институциональных теориях, помимо выделения кредитов странам-кандидатам, МВФ также предоставлял технические консультации развивающимся странам. После кризиса 2008 г. в еврозоне и последующего тяжелого финансового и экономического кризиса в Греции европейская тройка, включая Европейский центральный банк, Европейскую комиссию и Международный валютный фонд, решила оказать финансовую помощь правительству Греции. В период с 2010 по 2015 г. Европейский союз и Международный валютный фонд предоставили Греции три гранта (110 млрд евро в 2010 г., 130 млрд евро в 2012 г. и 86 млрд евро в 2015 г.) при условии, что греческий парламент и правительство соглашаются проводить политику жесткой экономии и экономические реформы. Однако реализация этой политики вызвала противодействие левых партий и греческого народа, поскольку их реализация создавала серьезную угрозу общественному благосостоянию. Например, сокращение заработной платы могло отрицательно сказаться на качестве жизни среднего и рабочего классов. В результате финансовая помощь Международного валютного фонда Греции в соответствии с принципами неолиберальной политической экономии зависела от проведения правительством Греции политики структурной перестройки и жесткой экономии, что, несомненно, имело значительные политические и социальные последствия для греческого общества. Таким образом, реализация разной политики и поиск различных вариантов со стороны правительства Греции имели неоднозначные последствия, которые отображены на рис. 2.

То, что началось как долговой кризис в Греции в конце 2009 г., переросло в более широкий политический кризис в Европе, который, по мнению многих аналитиков, может привести к самому значительному спаду за более чем 60 лет европейской интеграции. С 2009 г. Греция, ее коллеги - члены Европейского союза и Международный валютный фонд предприняли беспрецедентные шаги, чтобы предотвратить греческий дефолт и гарантировать, что Греция останется членом единой валютной зоны ЕС, состоящей из 19 членов. Ключевые европейские лидеры постоянно подтверждали убежденность канцлера Германии Ангелы Меркель в том, что «если евро рухнет,

Европа рухнет», отражая их уверенность в том, что возможный «Грексит» из еврозоны, флагманского проекта ЕС, может серьезно подорвать целостность еврозоны и даже Европы.

Снижение общественной поддержки / Decline of public support

t

t

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

\

Рост общественной поддержки / Increase of public support

I

Альтернативные подходы / Alternative approaches

Рис. 2. Политика правительства Греции в отношении долгового кризиса Figure 2. Greek government's policies toward debt crisis

Тем не менее ряд событий в конце июня - начале июля, в том числе неспособность Греции произвести запланированный платеж в МВФ и введение контроля за движением капитала в греческих банках, заставили многих аналитиков заявить, «Грексит» из еврозоны возможен. Такие опасения хотя бы временно развеялись 13 июля, когда лидеры еврозоны заявили, что достигли временного соглашения о предоставлении Греции дополнительной финансовой помощи. Однако многие аналитики сомневаются в политической и экономической жизнеспособности соглашения и опасаются, что «Грексит» все еще может вырисовываться в долгосрочной перспективе.

Экономическая борьба Греции потрясла политическую систему страны и разожгла общественное недовольство институтами ЕС и некоторыми членами еврозоны. С конца 2009 г. в стране было пять разных правительств. Каждое из них боролось - и два из них потерпели крах перед лицом расту-

щего общественного давления - с целью остановить сокращение расходов и экономические реформы, которые были реализованы в обмен на финансовую помощь со стороны кредиторов еврозоны и МВФ.

События в Греции, вероятно, пойдут следующим образом: 1) возможно, что внешняя финансовая поддержка будет приостановлена и страна снова объявит дефолт в течение всего лишь нескольких недель; 2) задолго до того, как это произойдет, перспектива выхода страны из еврозоны побудит домохозяйства и предприятия снимать свои вклады в огромных суммах, а без поддержки ЕЦБ бегство из банков приведет к тому, что многие из них обанкротятся; 3) правительство, столкнувшись с таким положением дел, будет вынуждено закрыть доступ к кредитной системе; 4) экономический спад станет еще более серьезным и в конечном итоге приведет к еще большему ухудшению исходной ситуации, когда государство в течение нескольких недель окажется не в состоянии платить ни зарплаты, ни пенсии, а кризис приобретет характеристики глубокой депрессии, прежде чем Центральный банк Греции, вернувший себе власть печатать и чеканить драхмы, наводнит экономику ликвидностью; 5) драхма немедленно потеряет в цене, в то время как инфляция одновременно вырастет и отрицательно скажется на покупательной способности заработной платы и пенсий.

Список литературы / References

Baylis, J., & Smith S. (2008). The globalization of world politics. New York: Oxford University Press.

Betz, F. (2014). Disequilibrium pricing - Greek Euro crisis. Theoretical Economics Letters, 4(9), 897-909.

Das, D. (2004). The economic dimensions of globalization. New York: Palgrave. Dullien, S., Fritz, B., & Mtihlich, L. (2018). The IMF to the rescue: Did Greece benefit from the fund's experience in dealing with highly indebted countries? Journal of Economic Policy Reform, 22(4), 369-383. Eckes, J.A.E. (2011). The contemporary global economy: A history since 1980. New York: John Wiley & Sons.

Gabor, D. (2010). The International Monetary Fund and its new economics. Development and

Change, 41(5), 805-830. https://doi.org/10.1111/j.1467-7660.2010.01664.x Harvey, D. (2007). Neoliberalism of brief history. Tehran: Akhtaran.

Hodson, D. (2011). The EU economy: The Eurozone in 2010. Journal of Common Market Studies, 49, 231-249.

Hunter, W.R. (2004). Is globalization reducing poverty and inequality? World Development, 32(4), 567-589.

Huq, M., & Tribe, M. (2004). Economic development in a changing globalized economy.

Journal of International Development, 16(7), 911-923. Kacowics, A. (2007). Globalization, poverty and North-South divide. International Studies Review, 9(4), 565-580.

Kosmidis, S. (2014). Government constraints and accountability: Economic voting in Greece

before and during the IMF intervention. West European Politics, 37(5), 1136-1155. Mohashin, K.M.S. (2017). IMF in Greece: In the shadow of the Washington consensus. Journal of Balkan and Near Eastern Studies, 19(6), 666-683.

Rose, A. (2005). Which international institution promote international trade? Review of International Economics, 13(4), 682-689. Scholt, J. (2008). Defining globalization. The World Economy, 31(11), 1471-1502. Stiglitz J. (2008). Globalization and its issues. Tehran: Ney.

Stiglitz, J. (2003). Democratizing the International Monetary Fund and the World Bank: Governance and accountability. Governance: An International Journal of Policy, Administration, and Institutions, 16(1), 111-139. Turner, B. (2010). The Routledge international handbook of globalization studies. New York: Routledge.

Сведения об авторах / Bio notes

Бижан Ареф, аспирант кафедры этнополи- Aref Bijan, postgraduate student in Political

тологии, факультет политологии, Санкт- Science and Area Studies, Department of Po-

Петербургский государственный универ- litical Studies, Saint Petersburg State Univer-

ситет. E-mail: st082323@student.spbu.ru sity. E-mail: st082323@student.spbu.ru

Эджазий Эхсан, кандидат наук в сфере Ehsan Ejazi, PhD in International Relations,

международных отношений, преподаватель lecturer at Department of Political Science,

факультета политологии, Гилянский уни- University of Guilan. E-mail: EhsanEjazi95@

верситет. E-mail: EhsanEjazi95@gmail.com gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.