Научная статья на тему 'Разработка первой международной программы помощи Греции в период мирового финансово-экономического кризиса (октябрь 2009 - май 2010 г. )'

Разработка первой международной программы помощи Греции в период мирового финансово-экономического кризиса (октябрь 2009 - май 2010 г. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС В ГРЕЦИИ / КРИЗИС В ЕВРОЗОНЕ / МИРОВОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / "ТРОЙКА" / МЕМОРАНДУМ / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ДЕФОЛТ / GREEK CRISIS / "TROIKA" / EUROZONE CRISIS / GLOBAL FINANCIAL CRISIS / MEMORANDUM / BUDGETARY DEFICIT / GOVERNMENT DEBT / DEFAULT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Анна Константиновна

В статье рассмотрены основные этапы разработки первой международной программы финансовой помощи Греции, которая была согласована «тройкой» кредиторов Европейской комиссией, Европейским центральным банком и Международным валютным фондом в мае 2010 г. Необходимость оказать Греции поддержку была вызвана глубоким финансово-экономическим кризисом в стране, ставшим продолжением мирового кризиса 2008 г. Автором выделены и рассмотрены три этапа разработки международной программы помощи Греции: 1) попытки греческого правительства самостоятельно решить проблемы страны (октябрь 2009 11 февраля 2010); 2) разработка механизма международной финансовой помощи Греции (11 февраля 2010 25 марта 2010); 3) детализация механизма помощи Греции и принятие решения о его запуске (25 марта 2010 май 2010). Анализ событий, происходивших в Греции в исследуемый период и впоследствии, позволяет сделать вывод о слабой эффективности разработанной программы помощи стране, а также о том, что принятие решения о ее запуске заняло слишком много времени, что стало причиной усугубления финансово-экономических проблем Греции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the first program of international financial assistance to Greece during the global financial crisis (October 2009 - May 2010)

The article examines the main stages of development of the first international financial assistance program, designed by the Triumvirate of international creditors the European Commission, the European Central Bank and the International Monetary Fund to assist Greece. The program was agreed on in May, 2010. International assistance was required to help Greece deal with a deep financial and economic crisis, which was a continuation of the global financial crisis of 2008. The author defines three stages of the program’s development: 1) the attempts of the Greek government to address the issues on its own (October 2009 February 11, 2010), 2) the development of international financial assistance mechanisms and measures (February 11, 2010 March 25, 2010), 3) further refinement of the financial assistance program and reaching the agreement on its implementation (March 25, 2010 May 2010). An analysis of the events in Greece during the period explored in the article allows the author to conclude that the international assistance program was not effective and the decision to implement it took too long, which led to further deterioration of the economical situation in Greece.

Текст научной работы на тему «Разработка первой международной программы помощи Греции в период мирового финансово-экономического кризиса (октябрь 2009 - май 2010 г. )»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2017. № 1

ИЗ ИСТОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

А.К. Александрова

РАЗРАБОТКА ПЕРВОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ ПОМОЩИ ГРЕЦИИ В ПЕРИОД МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА (ОКТЯБРЬ 2009 - МАЙ 2010 г.)

В статье рассмотрены основные этапы разработки первой международной программы финансовой помощи Греции, которая была согласована «тройкой» кредиторов — Европейской комиссией, Европейским центральным банком и Международным валютным фондом — в мае 2010 г Необходимость оказать Греции поддержку была вызвана глубоким финансово-экономическим кризисом в стране, ставшим продолжением мирового кризиса 2008 г. Автором выделены и рассмотрены три этапа разработки международной программы помощи Греции: 1) попытки греческого правительства самостоятельно решить проблемы страны (октябрь 2009 — 11 февраля 2010); 2) разработка механизма международной финансовой помощи Греции (11 февраля 2010 — 25 марта 2010); 3) детализация механизма помощи Греции и принятие решения о его запуске (25 марта 2010 — май 2010). Анализ событий, происходивших в Греции в исследуемый период и впоследствии, позволяет сделать вывод о слабой эффективности разработанной программы помощи стране, а также о том, что принятие решения о ее запуске заняло слишком много времени, что стало причиной усугубления финансово-экономических проблем Греции.

Ключевые слова: кризис в Греции, кризис в еврозоне, мировой финансово-экономический кризис, «тройка», Меморандум, бюджетный дефицит, государственный долг, дефолт.

The article examines the main stages of development of the first international financial assistance program, designed by the Triumvirate of international creditors — the European Commission, the European Central Bank and the International Monetary Fund — to assist Greece. The program was agreed on in May, 2010. International assistance was required to help Greece deal with a deep financial and economic crisis, which was a continuation of the global financial crisis of 2008. The author defines three stages of the program's development: 1) the attempts of the Greek government to address the issues on its own (October 2009 — February 11, 2010), 2) the development of interna-

Александрова Анна Константиновна — соискатель исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: a_aleksandrova@inbox.ru

tional financial assistance mechanisms and measures (February 11, 2010 — March 25, 2010), 3) further refinement of the financial assistance program and reaching the agreement on its implementation (March 25, 2010 — May 2010). An analysis of the events in Greece during the period explored in the article allows the author to conclude that the international assistance program was not effective and the decision to implement it took too long, which led to further deterioration of the economical situation in Greece.

Key words: Greek crisis, "troika", eurozone crisis, global financial crisis, Memorandum, budgetary deficit, government debt, default.

В конце 2009 г. Греция столкнулась с беспрецедентным финансово-экономическим кризисом, последствия которого будут определять пути дальнейшего развития страны еще долгие годы.

Предпосылками кризиса были низкая конкурентоспособность и целый комплекс глубоких структурных проблем в экономике Греции, частично обусловленных членством страны в еврозоне1. Они способствовали постоянному повышению бюджетного дефицита и государственного долга Греции, реальные размеры которых к тому же много лет скрывались от руководства ЕС. Ситуация обострилась с началом мирового финансово-экономического кризиса, когда рецессия и проблемы в финансовом секторе стали причиной резкого увеличения госдолга и, соответственно, бюджетного дефицита страны.

Отправной точкой кризиса в Греции можно считать октябрь 2009 г., когда пришедшее к власти социалистическое правительство во главе с Георгиосом Папандреу (партия ПАСОК — «Все-греческое социалистическое движение») заявило о бюджетном дефиците по итогам 2009 г. в размере 12,7% ВВП2 вместо планировавшихся 7,7%. При этом госдолг страны составил более 300 млрд евро (126,7% ВВП). Сразу же после этого Греция столкнулась со снижением кредитных рейтингов и падением доверия на финансовых рынках, что стало причиной роста процентных ставок по ее гособлигациям и существенно ограничило ее возможности делать

1 См., к примеру: Thomadakis S.B. Growth, Debt and Sovereignty Prolegomena to the Greek Crisis // GreeSE — Hellenic Observatory Papers on Greece and Southeast Europe. 2015. No 91. URL: http://www.lse.ac.uk/europeanInstitute/research/hellenicOb-servatory/CMS%20pdf/Publications/GreeSE/GreeSE-No91.pdf (accessed: 02.01.2017); Бешенов С.В., Розмаинский И.В. Гипотеза финансовой нестабильности Хаймана Мински и долговой кризис в Греции // Вопросы экономики. 2015. № 11. С. 120—143.

2 Позднее эта цифра неоднократно повышалась. По данным Евростата на декабрь 2016 г., бюджетный дефицит Греции по итогам 2009 г. составлял 15,1% ВВП. См.: General government deficit / surplus // Eurostat [Official Site]. URL: http:// epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do?tab=table&init=1&language=en&pcode=tec0 0127&plugin=1 (accessed: 18.12.2016).

новые заимствования для рефинансирования огромного госдолга и поддержания экономики на плаву. Греция оказалась перед угрозой дефолта, и правительство страны начало искать пути выхода из кризиса, в первую очередь, ожидая поддержки от Евросоюза.

Задача данного исследования — рассмотреть основные этапы разработки первой международной программы финансовой помощи Греции в октябре 2009 — мае 2010 г. с целью дать оценку эффективности данной программы, а также ответить на вопрос, почему ее создание заняло так много времени.

Точки зрения современных политиков и исследователей относительно эффективности механизма помощи Греции кардинально разнятся. Сторонниками европейской интеграции (к примеру, Д. Гросом и Т. Мейером3) долгое время доказывалась необходимость мер бюджетной экономии, предписанных Греции Европейской комиссией, Европейским центральным банком и Международным валютным фондом в обмен на многомиллиардные кредиты. С другой стороны, большинство исследователей4 — в том числе греческого происхождения — с самого начала кризиса предупреждало о серьезных недостатках разработанной программы

3 Gros D., Mayer Th., and others. Challenges Facing European Monetary Union // Intereconomics. 2010. Vol. 45. No 2. URL: http://intereconomics.eu/archive/year/ 2010/2/725/ (accessed: 17.02.2014); Gros D, Mayer Th. How to Deal with Sovereign Default in Europe: Create the European Monetary Fund Now! / Centre for European Policy Studies. CEPS Policy Brief No 202. February 2010. Updated 17 May 2010. URL: http://www.econbiz.de/Record/how-to-deal-with-sovereign-default-in-europe-create-the-european-monetary-fund-now-gros-daniel/10008668358 (accessed: 08.01.2014).

4 В числе основополагающих работ российских и зарубежных исследователей следует назвать: Квашнин Ю.Д. Кризис в Греции // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 4. С. 70—78; Manolopoulos J. Greece's "Odious" Debt: The Looting of the Hellenic Republic by the Euro, the Political Elite and the Investment Community. L.; NY.; Delhi: Anthem Press, 2011; Petrakis P. The Greek Economy and the Crisis: Challenges and Responses. Berlin; Heidelberg: Springer-Verlag, 2012; Vlamis P. Greek Fiscal Crisis and Repercussions for the Property Market // GreeSE — Hellenic Observatory Papers on Greece and Southeast Europe. 2013. No 76. URL: http://www.lse.ac.uk/europeanInstitute/research/hellenic0bservatory/CMS%20 pdf/Publications/GreeSE/GreeSE-No76.pdf (accessed: 09.03.2014); Mitsopoulos M, Pelagidis Th. Understanding the Crisis in Greece: From Boom to Bust. L.: Palgrave Macmillan, 2011; The Chronicle of the Great Crisis: The Bank of Greece 2008-2013 / Bank of Greece; Centre for Culture, Research and Documentation. September 2014. URL: http://www.lse.ac.uk/europeanInstitute/research/hellenic0bservatory/CMS%20pdf/ Publications/The-Chronicle-Of-The-Great-Crisis.pdf (accessed: 02.01.2017); Gourin-chas P.-O, Philippon Th., Vayanos D. The Analytics of the Greek Crisis. Celebratory Centenary Issue // GreeSE — Hellenic Observatory Papers on Greece and Southeast Europe. 2016. No 100. URL: http://www.lse.ac.uk/europeanInstitute/research/hellenicObser-vatory/CMS%20pdf/Publications/GreeSE/GreeSE-No-100-with-cover.pdf (accessed: 02.01.2017).

финансовой помощи стране; кроме того, неоднократно высказывалась критика, что Евросоюз слишком поздно отреагировал на кризис в Греции. Несмотря на огромное количество исследований, посвященных оценке эффективности механизма помощи Греции, основные этапы его разработки рассмотрены зачастую фрагментарно, что обосновывает актуальность данной работы.

Кризис в Греции, начавшийся в октябре 2009 г. после обнародования действительных данных бюджетного дефицита страны и временно купированный в мае 2010 г. после согласования первой программы международной финансовой помощи Греции, можно разделить на три этапа5.

Первый этап (октябрь 2009 — 11 февраля 2010): попытки греческого правительства самостоятельно решить финансово-экономические проблемы страны.

Второй этап (11 февраля 2010 — 25 марта 2010): разработка механизма международной финансовой помощи Греции.

Третий этап (25 марта 2010 — май 2010): детализация механизма помощи Греции и принятие решения о его запуске.

Первый этап: попытки самостоятельного решения финансово-экономических проблем Греции

На начальном этапе кризиса греческое правительство заявляло о намерении решить долговые проблемы страны, не обращаясь за внешней помощью. В первые 100 дней пребывания на посту премьер-министра Георгиосом Папандреу был принят ряд мер, направленных на улучшение социально-экономической ситуации в стране. В частности, был принят новый бюджет на 2010 г., предполагавший существенное сокращение расходов и значительный рост доходов. Успешное проведение запланированных реформ могло стать фундаментом будущей стабильности и развития страны. Однако говорить об эффективности данных изменений на начальном этапе пребывания нового правительства у власти было рано, а многие из вышеперечисленных начинаний были заведомо невозможными в условиях нараставшего кризиса. Кроме того, складывавшаяся ситуация требовала значительно более жестких мер, направленных на сокращение бюджетного дефицита.

В надежде вернуть утраченное доверие своих партнеров на финансовых рынках греческим правительством была начата раз-

5 Дж. Манолопулос объединяет выделенные здесь первые два этапа в один. См.: Manolopoulos J. Op. cit. P. 213.

работка — в сотрудничестве с Европейской комиссией и Европейским центральным банком — новой Программы стабильности и роста6. Она должна была заменить предыдущую Программу, поскольку та утратила свою актуальность в изменившихся финансово-экономических реалиях. Подготовка обновленной Программы стабильности и роста была завершена в середине января 2010 г. Ее основной целью было снижение бюджетного дефицита Греции до 3% ВВП по итогам 2012 г. По прогнозам, он должен был уменьшиться с 12,7% ВВП в 2009 г. до 8,7% в 2010 (следует отметить, что в бюджете на 2010 г. было запланировано снижение дефицита бюджета лишь до 9,1%, — т.е. здесь налицо ужесточение политики сокращения расходов, начатой Г. Папандреу), далее до 5,6% в 2011, 2,8% в 2012 и 2% в 2013 г. Размер госдолга, как планировалось, должен был составить 120,4% ВВП в 2010 г., затем достичь своего пика — 120,6% — в 2011 г. и постепенно убывать до 117,7% в 2012 и 113,4% в 2013 гг. (Впрочем, довольно скоро стало ясно, что прогнозы, представленные в Программе стабильности и роста, нереалистичны.)

Для достижения целей сокращения бюджетного дефицита и снижения уровня государственного долга правительству Греции нужно было укрепить экономическое положение страны за счет эффективной финансовой политики и целого ряда структурных реформ, а также обеспечить условия для ее дальнейшего успешного развития. Решение первой задачи являлось необходимым условием для решения второй. К этим двум проблемам добавлялась третья — необходимость срочно вернуть доверие к стране на международных финансовых рынках.

2 февраля Г. Папандреу обнародовал Программу стабильности и роста, первый вариант которой двумя неделями ранее был представлен на рассмотрение в Еврокомиссию. В торжественном обращении к гражданам премьер-министр описал критическую ситуацию, в которой оказалась Греция, и призвал их ради спасения страны «потуже затянуть пояса»7. Эта фраза стала своего рода лозунгом для Греции.

Между тем положение Греции на международной арене стремительно ухудшалось. Под влиянием негативных новостей о фи-

6 Stability and Growth Programme. 15.01.2010 // Hellenic Republic. Ministry of Finance [Official Site]. URL: http://www.minfin.gr/portal/en/resource/contentObject/ id/4b0500ea-0f9f-4a58-858f-c43f5f38753e (accessed: 27.02.2015).

7 Петрунина О.Е. Социалисты Греции: неудобства власти в разгар кризиса // Социал-демократия в современном мире: Материалы международной научно-практической конференции «Кризис европейской социал-демократии: причины, формы проявления, пути преодоления». Москва, 19 апреля 2010 г. М., 2010. С. 147.

нансово-экономической ситуации в стране начали быстро падать кредитные рейтинги Греции8. Еще в середине декабря три международных рейтинговых агентства Fitch, Moody's и Standard & Poor's понизили кредитные рейтинги Греции до самого низкого в евро-зоне уровня. А снижение кредитных рейтингов естественным образом отразилось на доходности ее гособлигаций. Несмотря на оптимистичные заявления Г. Папандреу, становилось понятно, что стране будет крайне сложно — или же невозможно — справиться со своими проблемами самостоятельно.

Уже в конце 2009 г. греческим правительством рассматривался вариант поддержки со стороны МВФ, а также возможность получения помощи от государств, не являющихся членами Евросоюза (к примеру, от Китая)9. Но эти идеи по понятным причинам не встречали одобрения в Брюсселе. Что касается решения греческих проблем в рамках Евросоюза, возможным «спасением» страны было предоставление ей кредита от лица Европейского Центрального банка. Низкопроцентный заем позволил бы Греции расплатиться по текущим обязательствам без дальнейшего наращивания госдолга. Но такой вариант являлся, по сути, прямой поддержкой стране — члену еврозоны, оказывать которую ЕЦБ не имеет права. Также Греция могла получить дополнительное финансирование от других стран — членов ЕС, в первую очередь от Германии и Франции. Именно этот сценарий и был впоследствии реализован — правда, со значительными изменениями.

Альтернативным вариантом был дефолт и последующий выход Греции из еврозоны. Но в этом случае Греция могла вызвать в валютном союзе «эффект дубайского домино». Банкротство одного государства вызвало бы крушение экономик ряда других — также ослабленных кризисом — стран валютного союза, в первую очередь стран группы PIIGS. Неслучайно Грецию неоднократно сравнивали с инвестиционным банком Lehman Brothers, банкротство которого в сентябре 2008 г. стало отправной точкой мирового

8 О причинах и динамике снижения рейтинга Греции в конце 2009 — первой половине 2010 г. см., к примеру: Lannoo K., Tichy G., Gwilym ap O, Masciandaro D., Paudyn B. Credit Rating Agencies: Part of the Solution or Part of the Problem? // Inter-economics. 2011. Vol. 46. No 5. P. 240-241. URL: http://intereconomics.eu/archive/ year/2011/5/789/ (accessed: 17.02.2014).

9 См.: Лубоцкая А.С. Истоки и причины внутриполитического кризиса в Греции // Перспективы [Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы]. 26.02.2013. URL: http://www.perspektivy.info/oykumena/ ekdom/istoki_i_prichiny_vnutripoliticheskogo_krizisa_v_grecii_2013-02-26.htm (дата обращения: 05.01.2014).

финансово-экономического кризиса10 — только теперь речь шла не о банке, а о стране. Кроме того, на тот момент покинуть валютный союз было юридически невозможно.

Таким образом, в начале 2010 г. стало очевидно, что на определенном этапе Евросоюзу придется вмешаться в греческие дела. Угроза дефолта Греции уже в конце 2009 г. вызвала снижение курса евро, и необходимость оказать помощь Греции ради спасения единой европейской валюты становилась все более и более очевидной.

11 февраля 2010 г. состоялся экстренный саммит ЕС, на котором обсуждалась сложившаяся финансово-экономическая ситуация в Греции11. Европейскими лидерами было принято решение в случае необходимости оказать поддержку Греции в обмен на проведение запланированных в Программе стабильности и роста реформ и мер бюджетной экономии. Но, так как Греция пока что не просила финансовой помощи, на саммите не было предложено никакого конкретного плана по ее оказанию. Тем не менее, можно говорить о том, что 11 февраля главами государств и правительств Евросоюза было принято решение о начале разработки механизма помощи Греции.

Второй этап: разработка механизма международной помощи Греции

Несмотря на позитивные решения, принятые на саммите ЕС 11 февраля 2010 г., положение Греции продолжало быстро ухудшаться. 14 февраля The New York Times опубликовала статью под названием «Уолл-стрит помогал скрывать долг, разжигающий кризис в Европе» ("Wall St. Helped to Mask Debt Fueling Europe's Crisis")12. В статье было показано, что в течение последнего десятилетия правительство Греции неоднократно передавало в Брюс-

10 Winkler A. Debatte über Griechenland verfehlt Kern von Finanzkrisen // Wirtschaftsdienst. 2010. Jahrgang 90. Heft 5. URL: http://www.wirtschaftsdienst.eu/archiv/jahr/ 2010/5/debatte-ueber-griechenland-verfehlt-kern-von-finanzkrisen/ (accessed: 22.09.2014); Chrysoloras N. Rebuilding Eurozone's Ground Zero. A Review of the Greek Economic Crisis // GreeSE — Hellenic Observatory Papers on Greece and Southeast Europe. 2013. No 66. URL: http://www.lse.ac.uk/europeanInstitute/research/hellenicObserva-tory/CMS%20pdf/Publications/GreeSE/GreeSE-No66.pdf (accessed: 09.03.2014).

11 Буторина О.В. Афинский краш-тест: Еврозона на виражах кризиса // Россия в глобальной политике. 2010. № 2. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/ Afinskii-krash-test-14861 (дата обращения: 14.04.2015); Vlamis P. Op. cit.

12 Story L, Thomas L. Jr., Schwartz N.D. Wall St. Helped to Mask Debt Fueling Europe's Crisis // The New Ybrk Times. February 13, 2010. URL: http://www.nytimes.com/ 2010/02/14/business/global/14debt.html?pagewanted=all&_r=0 (accessed: 24.04.2016).

сель ложные данные о состоянии своих государственных финансов. Разумеется, это спровоцировало очередной виток снижения доверия к Греции со стороны финансовых рынков и ее партнеров по ЕС.

Между тем Афинам было необходимо в 2010 г. выплатить кредиторам 53,2 млрд евро, из них до конца мая — 8,5 млрд евро. Способность греческого правительства продолжать обслуживать госдолг страны стала все чаще ставиться под сомнение. За неделю до начала саммита ЕС 25—26 марта Г. Папандреу заявил, что Греция находится «в одном шаге» от того, чтобы потерять всякую возможность заимствовать деньги на международных финансовых рынках. Страна переживала самый трудный период со времен Второй мировой войны13. К тому же, меры по сокращению бюджетного дефицита стали причиной массовых — и далеко не всегда мирных — акций протеста14, а призывы премьер-министра к гражданам потерпеть ради общего блага не имели воздействия. 25 марта, в День национальной независимости Греции — по стечению обстоятельств, тогда же начался саммит ЕС, на котором решалась судьба страны — парад в целях экономии государственных средств впервые прошел без танков, ракет и самолетов15.

Среди европейских (и не только) политиков были многие, кто считал, что Греция должна самостоятельно решать свои финансовые проблемы. Нужно понимать, что во многом столь жесткая позиция объясняется не только нежеланием оказывать поддержку странам, которые сами виноваты в сложившейся ситуации, но и стремлением научить их более разумно использовать финансовые средства. Без проведения структурных реформ и мер бюджетной экономии решить копившиеся в Греции проблемы было невозможно. Внешние финансовые вливания, не сопряженные с внутренними усилиями попавшей в тиски кризиса страны, лишь

См. также: Chofaras D. Sovereign Debt Crisis: The New Normal and the Newly Poor. Hampshire: Palgrave Macmillan, 2011. P. 157—160; Петрунина О.Е. Указ. соч. С. 146—147.

13 Prime Minister Papandreou's Independence Day message. 25 March 2010 // Ministry of Foreign Affairs [Official Site]. URL: http://www.mfa.gr/mfa_backup/mfa_ backup_en/content.php?aa=7035 (accessed: 26.12.2014).

14 Об акциях протеста в Греции на начальном этапе кризиса см.: Петрунина О.Е. Указ. соч. С. 149; Квашнин Ю.Д. Внутриполитическое развитие Греции в условиях кризиса // Современная Греция в мировой экономике и политике / Отв. ред. Ю.Д. Квашнин. М., 2013. С. 142-143. URL: http://www.imemo.ru/files/ File/ru/publ/2013/13029.pdf (дата обращения: 02.01.2017); Lynn M. Pleite: Griechenland, der Euro und die Staatsschuldenkrise. Bloomberg Press, 2011; Chofaras D. Op. cit. P. 165-166.

15 Е^акоХоибой^е va фбеши^е бюекато^^брш suprö as ожка // ЕХеиберотита [Site]. 4 Маюи 2010. URL: http://www.enet.gr/?i=news.el.article&id=158581 (accessed: 02.01.2017).

отсрочили бы еще более масштабное падение. Кроме того, после оказания помощи Греции в еврозоне могла сразу же начаться «цепная реакция»: в очередь за финансовой поддержкой встали бы и остальные проблемные страны (что и произошло уже в мае 2010 г.).

Веским аргументом против оказания помощи Греции являлась проблема обеспечения ее правовой основы. Согласно статье 125 (1) Лиссабонского договора, ЕС не должен отвечать за обязательства отдельных стран — членов Союза (т.н. "No Bail Out"). Таким образом, непосредственная помощь Греции со стороны других государств (к примеру, Германии) была исключена16. Однако, раз у Греции, Германии и еще 15 европейских государств была общая валюта, то и выходить из кризиса нужно было сообща, даже если для этого необходимо было искать пути обхода существующего законодательства. Однако конкретного механизма помощи Греции, позволяющего стране эффективно противостоять атакам финансовых спекулянтов и, соответственно, делать заимствования на международных рынках под приемлемые проценты, в Евросоюзе по-прежнему не было.

На тот момент существовало несколько предположений, каким образом Евросоюз поддержит Грецию. Имелись варианты оказания финансовой помощи на двусторонней основе или формирования финансового пакета несколькими странами. Разрабатывалась идея предоставления Греции гарантий по кредитам. Обсуждалось создание единого «экономического правительства» для лучшей координации экономической политики во всем ЕС, что позволило бы стабилизировать еврозону17. Еще один вариант — усиление финансовой дисциплины в странах еврозоны (впрочем, необходимость этого безоговорочно признавалась всеми) в сочетании с созданием механизма поддержки в последней инстанции в виде сети кредитований частных банков18.

16 О правовой базе оказания помощи Греции см.: Gros D, Mayer Th., and others. Challenges Facing European Monetary Union. P. 84; Vlamis P. Op. cit. P. 2, 6. Что касается Германии, то ее законодательство также ставило преграды на этом пути.

17 Wie Europa gestärkt aus der Krise kommt // Bundesministerium der Finanzen [Offizielle Website]. 12.03.2010. http://www.bundesfinanzministerium.de/nn_53836/DE/

Presse/Reden-und-Interviews/20100312-Europa.html?_nnn=true (accessed: 26.12.2015).

См. также: Vlamis P. Op. cit. P. 2.

18 We Need the Support to Implement Our Program. Prime Minister's, George A. Papandreou, speech at the Cornivus University. Budapest, Hungary, 16 March 2010 // George A. Papandreou [Official Site]. URL: http://www.papandreou.gr/papandreou/ content/Document.aspx?d=6&rd=7739474&f=1721&rf=-1853366823&m=12841&rm =20151444&l=1 (accessed: 02.01.2017).

Также была предложена идея создания еврооблигаций (или евробондов) для спасения проблемных стран валютного союза19. Ее суть заключалась в том, что если Греция не сможет выплатить свои долги, их выплатят другие страны еврозоны. Евробонды разных стран еврозоны были бы едиными — как и валюта. Создание евробондов, несомненно, позволило бы справляться с атаками финансовых спекулянтов и стало бы огромным шагом в продвижении интеграции, к которому, видимо, ряд государств еврозоны еще не был готов.

Предлагались и другие механизмы выхода из кризиса за счет внутренних средств Европы, но наибольшее внимание привлекла, пожалуй, идея главного экономиста Deutsche Bank Томаса Мейера, предложившего создать Европейский валютный фонд (ЕВФ)20. Ее суть заключалась о создании аналога Международного валютного фонда для решения проблем членов Евросоюза, нуждающихся в финансовой помощи. То есть ЕВФ был бы наделен функцией контроля над экономической политикой стран ЕС и имел бы полномочия оказывать им финансовую помощь в случае кризиса. Директор брюссельского Центра европейских политических исследований (Centre for European Policy Studies — CEPS) Даниэль Грос посоветовал создавать средства фонда из штрафов, взимаемых со стран, не соответствующих критериям конвергенции. В таком случае капитал фонда к началу 2010 г. составил бы 120 млрд евро.

Однако существовали веские аргументы против создания Европейского валютного фонда. Такой фонд нарушил бы правила, регулирующие еврозону, и мог бы подорвать доверие к евро и ЕС. К тому же в Европе на тот момент потенциальных получателей денег ЕВФ было гораздо больше, чем доноров. Множество вопросов было связано и с организацией управления таким фондом. Кроме того, создание ЕВФ потребовало бы заключения нового международного договора или существенного изменения действующих соглашений в рамках ЕС, а для этого нужно было время, которого не имелось у находившейся в преддефолтном состоянии Греции. Это означало, что решению проблем Афин Европейский

19 О евробондах см.: Gros D., Mayer Th., and others. Challenges Facing European Monetary Union. P. 83; Kouretas G.P., Vlamis P. The Greek Crisis: Causes and Implications // Panoeconomicus. 2010. No 4 (57). URL: http://www.panoeconomicus.rs/caso-pis/2010_4/01.pdf (accessed: 16.01.2014); Lynn M. Op. cit. P. 191-192.

20 См. статьи Т. Мейера, где он в соавторстве с Д. Гросом разрабатывает идею Европейского валютного фонда: Gros D., Mayer Th. How to Deal with Sovereign Default in Europe: Create the European Monetary Fund Now!; Gros D., Mayer Th., and others. Challenges Facing European Monetary Union. О Европейском валютном фонде см. также: Буторина О.В. Указ. соч.

валютный фонд не поможет, и греческий долговой кризис нужно было урегулировать, используя существовавшие инструменты.

Итак, все предложенные идеи, несомненно, имели право на существование и могли бы эффективно работать в будущем, но в большинстве случаев проблема состояла в том, что их реализация требовала значительного времени, которого не было у Греции.

Наконец, оставался еще один вариант помощи Греции — обращение в Международный валютный фонд. Длительное время этот вариант отрицался — как руководством Евросоюза, так и греческим правительством. Это подорвало бы стабильность и престиж евро, а также продемонстрировало бы неспособность ЕС самостоятельно решать свои внутренние проблемы. К тому же значительная доля уставного капитала МВФ принадлежала США (15,85%), что давало Вашингтону повод выдвигать не только к Греции, но и ко всему Евросоюзу свои требования, а также предоставляло возможность установить наблюдение над ЕС изнутри.

Саммит ЕС, проходивший 25-26 марта 2010 г., рисковал быть сорванным из-за разногласий по поводу плана спасения Греции от банкротства. Во многом переговорный процесс тормозила Германия, не желавшая взваливать на себя бремя греческих проблем. Практически накануне саммита канцлер Германии Ангела Мер-кель, вопреки своим предыдущим заявлениям, стала настаивать на том, чтобы Греция обратилась за помощью в МВФ21. Однако главы большинства других стран и правительств Европы (в первую очередь Франции) решительно поддерживали идею спасения Греции силами Евросоюза.

В итоге на саммите ЕС все же была достигнута общая договоренность и разработан план оказания Греции помощи, направленный на восстановление доверия и возвращение страны на финансовые рынки. Этот механизм мог быть запущен только в крайнем случае, т.е. когда Афинами будут использованы все остальные возможности заимствований. В случае же Ultima Ratio Греции будут предоставлены европейские кредиты на билатеральной основе и помощь Международного валютного фонда. То, что в механизме поддержки был задействован МВФ, являлось несомненной победой А. Меркель. По ее же настоянию условия кредитов были крайне строгими, а главное, в них не содержалось элементов субсидий —

21 Pressestatements von Bundeskanzlerin Angela Merkel und dem Präsidenten des Europäischen Parlaments, Jerzy Buzek. Mitschrift Pressekonferenz // Die Bundesregierung [Offizielle Wfcbsite]. 22.03.2010. http://www.bundesregierung.de/nn_774/Content/ DE/Mitschrift/Pressekonferenzen/2010/03/2010-03-22-statement-merkel-buzek.html (accessed: 26.12.2015).

т.е. они не нарушали статьи 125(1) Лиссабонского договора ("No Bail Out"). Кредиты могли быть выданы, если только Еврокомис-сия и ЕЦБ подтвердят неплатежеспособность Греции. Две трети средств выделялось странами — членами еврозоны (тогда предполагалось, что это составит 20—23 млрд евро), остальное предоставлял МВФ (10—12 млрд евро). Размер кредита каждой страны зависел от доли ее вложений в капитал Европейского центрального банка.

Участие Международного валютного фонда в предоставлении пакета помощи Греции объяснялось тем, что Европа пока не была готова самостоятельно решать проблемы, подобные греческим, а у МВФ имелся большой опыт работы в таких ситуациях. Также преимуществом в данном случае была возможность послать положительные сигналы на рынки, поскольку МВФ является давно зарекомендовавшей себя организацией.

Третий этап: детализация механизма помощи Греции и принятие решения о его запуске

Международные рейтинговые агентства приветствовали решения, принятые на саммите ЕС 25—26 марта 2010 г. Финансовые рынки на время успокоились, и министр финансов Греции Г. Па-паконстантину заявил, что страна намерена до последнего самостоятельно рефинансировать свой государственный долг и, таким образом, не использовать механизм поддержки со стороны ЕС и МВФ. Но для Греции было крайне важно, что такой механизм существует.

Поэтому для многих было удивительно то, что Греция запросила помощь так быстро — уже 23 апреля. Поводом для обострения ситуации послужили опубликованные 22 апреля новые данные Евростата, согласно которым реальный дефицит греческого бюджета в 2009 г. составлял 13,6% ВВП (ранее говорилось, что 12,7%). Евростат предупредил, что есть угроза его дальнейшего роста, поскольку данные, предоставляемые Афинами, были по-прежнему неточны. После этого процентные ставки для Греции поднялись на недосягаемую высоту, и страна лишилась доступа к заимствованиям на международных финансовых рынках. Премьер-министр Греции Г. Папандреу официально обратился в Евросоюз и Международный валютный фонд с просьбой предоставить стране финансовую помощь.

2 мая 2010 г. было заключено Стабилизационное соглашение между правительством Греции, Международным валютным фондом и странами еврозоны, в соответствии с которым Греции предоставлялась финансовая помощь в форме кредитов в обмен на прове-

дение мер бюджетной консолидации и структурных реформ22. Разработка программы помощи Греции и контроль над ее выполнением осуществлялись Международным валютным фондом, Европейской комиссией и Европейским центральным банком (впоследствии эти организации применительно к Греции стали называть «тройкой» кредиторов). Партнеры по еврозоне предоставляли Греции двусторонние кредиты, размер которых зависел от количества их акций в капитале ЕЦБ; единый кредитный договор был заключен между Грецией и Еврокомиссией от имени всех участвующих в программе помощи стран. Конечной целью программы должно было стать восстановление доверия и (постепенное) возвращение Греции на международные финансовые рынки.

Кредит Греции в размере 110 млрд евро выдавался на три года — именно в эту сумму оценивалось необходимое внешнее финансирование бюджетного дефицита с мая 2010 г. по июнь 2013 г. 30 млрд евро предоставлял МВФ, 80 млрд евро — страны еврозоны. Каждая выплата формировалась из средств МВФ и стран еврозоны в соотношении 3:8. Первый транш, соответственно, составлял 5,5 млрд евро от МВФ и 14,5 млрд евро от стран еврозоны (всего 20 млрд евро). В 2010 г. планировалась передача Греции 38 млрд евро, в 2011 — 40 млрд евро, в 2012 — 24 млрд евро и в 2013 — 8 млрд евро. Кредит выдавался под льготные 5% годовых, выплачивать его нужно было, начиная с 2014 г.

Программа стабилизации Греции была сформулирована в Меморандуме о взаимопонимании от 3 мая 2010 г. Она была рассчитана на 2010—2013 гг., но детально разработана до декабря 2010 г., а последующие меры носили ориентировочный характер и могли корректироваться «тройкой» в зависимости от экономической ситуации в стране. В рамках трехлетней программы восстановления экономики Греция должна была решить три основные задачи:

1. Консолидация бюджета и восстановление доверия (для этого Греция должна была: 1) выйти на траекторию снижения соотношения государственного долга к ВВП к 2013 г.; 2) сократить бюджетный дефицит до уровня менее 3% ВВП к 2014 г..

22 См.: Note on the Economic Policy Programme relating to the Eurogroup and the IMF support mechanism. May 2nd, 2010; Greece: Staff Report on Request for StandBy Arrangement / IMF Country Report No. 10/110. May 2010. URL: http://www.min-fin.gr/sites/default/files/imfarxeio20100516.pdf (accessed: 27.02.2015); The Economic Adjustment Programme for Greece / European Economy. Occasional Paper 61. May 2010. URL: http://minfin.gr/sites/default/files/ocp61_en.pdf (accessed: 26.07.2016); Nô^oç 3845/2010 «Метра yia rqv 8фар^оу| тои arqpi^nç Tnç sXXr|viKÎç oiKovo-

^iaç anô та крдаг|-^еХг| tt|ç Zrovqç тои еирю Kai то Aisôvéç No^ia^aTiKô Ta^ßio» // Еф-ri^spiç TT|ç KuPspviasroç (Ф.Е.К.). A' 65. 6 Mai'ou 2010. URL: http://www.mmfm. gr/sites/default/files/20100100065.pdf (accessed: 27.02.2015).

2. Повышение конкурентоспособности и выход греческой экономики на траекторию роста.

3. Обеспечение стабильности и усиление механизмов контроля в финансовом секторе страны.

Успешное и своевременное проведение греческим правительством мер бюджетной консолидации и структурных реформ являлось обязательным условием передачи стране очередного транша финансовой помощи. В случае невыполнения Грецией своих обязательств поступление помощи могло быть приостановлено. Меморандум позволял МВФ, Еврокомиссии и ЕЦБ взять греческую экономику под свой контроль, если страна перестанет следовать согласованной программе бюджетной консолидации. По сути, речь шла о частичном нарушении национального суверенитета Греции23.

Несомненно, «тройка» кредиторов не отрицала наличие рисков при выполнении стабилизационной программы. Во-первых, вполне вероятным был очередной пересмотр статистических данных Греции (и это в действительности произошло). Кроме того, уже в мае 2010 г. стало понятно, что рецессия будет гораздо более глубокой и продолжительной, чем ожидалось, к примеру, в январе. А спад экономики неизбежно будет препятствовать сокращению бюджетного дефицита страны, негативно повлияет на динамику госдолга, а также увеличит нагрузку на банковский сектор. Еще один фактор риска — недостаточная политическая воля греческого правительства, а также отсутствие общественной поддержки проводимых мер. Труднопредсказуемой оставалась и реакция финансовых рынков: даже в случае полной реализации запланированных мер спреды для Греции могли оставаться на высоком уровне.

Несмотря на обозначенные риски, в соответствии с прогнозами «тройки» экономика Греции уже в 2011 г. должна была выйти на траекторию роста, хотя темпы роста ВВП, как ожидалось, оставались бы низкими (см. табл. 1). Бюджетный дефицит должен был преодолеть 3%-ную планку к 2014 г. Пик государственной задолженности приходился бы на 2013 г., после чего она начала бы постепенно снижаться до 120% ВВП к 2020 г. Безработица должна была достигнуть наивысшей точки в почти 15% к 2012 г. и после уменьшаться, а уровень занятости, напротив, стал бы немного повышаться. Также планировалось сокращение дефицита счета текущих операций.

23 Yataganas X.A. Die Wirtschaftskrise, Griechenland und Europa // Europa 2010 — Das Ende der Solidarität? / H. Jankowski und K. Bohr-Jankowski (Hrsg.). München: Herbert Utz Verlag, 2010. S. 62; To циоткб a%sSio xrov Tsp^avrov yia xr|v EXkä8a // To novxiKi [Site]. 05.03.2011. URL: http://topontiki.gr/article/14416 (accessed: 02.01.2017).

Основные показатели макроэкономического развития Греции в 2009—2015 гг. в соответствии с прогнозами «тройки»24

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Темп роста ВВП (% к предыдущему году) -2,0 -4,0 -2,6 1,1 2,1 2,1 2,7

Бюджетный дефицит (% ВВП) -13,6 -8,1 -7,6 -6,5 -4,9 -2,6 -

Государственный долг (% ВВП) - 133,3 145,1 148,6 149,1 144,3 -

Инфляция (%) 1,3 1,9 -0,4 1,2 0,7 0,9 1,0

Рост занятости (% к предыдущему году) -1,4 -2,6 -3,2 -0,2 0,7 0,3 0,9

Уровень безработицы (%) 9,4 11,8 14,6 14,8 14,3 14,1 13,4

ВВП на душу населения (% к предыдущему году) -2,2 -4,2 -2,7 1,0 2,1 2,0 2,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сальдо счета текущих операций (% ВВП) -11,2 -8,4 -7,1 -5,6 -4,0 -2,8 -1,9

Таким образом, почти все прогнозируемые «тройкой» макроэкономические показатели развития Греции после 2013 г. должны были улучшаться. Поэтому можно было отметить, что при разработке программы помощи Греции в качестве базового сценария было взято довольно оптимистичное развитие событий. В действительности же ситуация складывалась совершенно иначе: в стране началась глубокая рецессия, сопровождавшаяся стремительным ростом безработицы, падением уровня жизни населения, сокращением инвестиций, социально-политической нестабильностью и рядом других негативных факторов25 (см. табл. 2).

24 Источники: Note on the Economic Policy Programme relating to the Eurogroup and the IMF support mechanism. May 2nd, 2010. Appendix I; Greece: Staff Report on Request for Stand-By Arrangement / IMF Country Report No. 10/110. May 2010. P. 9, 10, 26; The Economic Adjustment Programme for Greece / European Economy. Occasional Paper 61. May 2010. P. 12.

25 Mitsopoulos M., Pelagidis T. Give Greece a Chance // Intereconomics. 2015. \Ы. 50. Issue 2. P. 91-97. URL: http://link.springer.com/article/10.1007%2Fs10272-015-0530-6 (accessed: 02.01.2017); Sotiropoulos D.A. The Social Situation of Greece under the Crisis / Friedrich Ebert Stiftung. May 2014. URL: http://www.lse.ac.uk/europeanInstitute/re-search/hellenic0bservatory/CMS%20pdf/Publications/Social-Situation--in-Greece-2013-Sotiropoulos.pdf (accessed: 02.01.2017); Лубоцкая А.С. От кризиса 2010 г. — к сегодняшнему дню: новые страницы политической истории Греции // Проблемы национальной стратегии. 2016. № 2 (35). С. 49-69.

Основные показатели макроэкономического развития Греции в 2009—2015 гг. по данным Евростата26

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Темп роста ВВП (% к предыдущему году) -4,3 -5,5 -9,1 -7,3 -3,2 0,7 -0,2

Бюджетный дефицит (% ВВП) -15,2 -11,2 -10,2 -8,8 -13,0 -3,6 -7,2

Государственный долг (% ВВП) 126,7 146,2 172,1 159,6 177,7 180,1 176,9

Инфляция (%) 1,3 4,7 3,1 1,0 -0,9 -1,4 -1,1

Рост занятости (%) 65,6 63,8 59,6 55,0 52,9 53,3 54,9

Уровень безработицы (%) 9,6 12,7 17,9 24,5 27,5 26,5 24,9

ВВП на душу населения (% к предыдущему году) -3,1 -4,7 -6,9 -6,7

Сальдо счета текущих операций (% ВВП) -12,3 -11,4 -10,0 -3,8 -2,0 -1,6 0,1

То, что реализация положений Меморандума существенно отстает от графика, стало ясно довольно быстро. Правительство Г. Папандреу либо не решилось на некоторые кардинальные изменения, либо не сумело претворить их в жизнь в условиях поли-

26 Источники: Real GDP growth rate — volume. Percentage change on previous year // Eurostat [Official site]. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=ta ble&init=1&language=en&pcode=tec00115&plugin=1 (accessed: 21.10.2016); General government deficit (—) and surplus (+) — annual data // Eurostat [Official site]. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&init=1&language=en&pcode= teina200&plugin=1 (accessed: 21.10.2016); General government gross debt. % of GDP and million EUR // Eurostat [Official site]. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/ table.do?tab=table&init=1&plugin=1&language=en&pcode=tsdde410&plugin=1%22 (accessed: 21.10.2016); HICP — inflation rate. Annual average rate of change (%) // Eurostat [Official site]. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&init= 1&language=en&pcode=tec00118&plugin=1 (accessed: 21.10.2016); Employment rate of the total population, men and women, age group 20—64, % // Eurostat [Official site]. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/refreshTableAction.do?tab=table&plugin=1& pcode=tesem010&language=en (accessed: 21.10.2016); Unemployment rate — annual data // Eurostat [Official site]. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab= table&init=1&language=en&pcode=tipsun20&plugin=1 (accessed: 21.10.2016); GDP per capita — annual data // Eurostat [Official site]. URL: http://appsso.eurostat.ec. europa.eu/nui/show.do?dataset=nama_aux_gph&lang=en (accessed: 21.10.2016); Current account, main components, net balance — annual data, % of GDP // Eurostat [Official site]. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&init=1&plugin= 1&pcode=tipsbp11&language=en (accessed: 21.10.2016).

тической нестабильности и недовольства населения реформами и мерами бюджетной экономии. Однако решающим фактором стало отсутствие инвестиций в греческую экономику, без которых меры по снижению расходов приводили лишь к усугублению финансово-экономических и социальных проблем страны. Предусмотренные Меморандумом структурные реформы были необходимы, однако теряли свою эффективность в отсутствие внешних вливаний. Между тем планировавшееся в Греции сокращение бюджетного дефицита было самым значительным в развитых странах в современной истории, и было понятно, что оно только углубит начавшуюся рецессию27. Несомненно, действия ЕС и МВФ были направлены в первую очередь не на спасение Греции, а на укрепление единой европейской валюты, сильно пошатнувшейся из-за греческих проблем28.

По мнению Г. Папандреу и представителей сторон, согласившихся оказать стране помощь, запуск механизма финансовой поддержки Греции был крайне важным сообщением для финансовых рынков, которое способствовало бы стабилизации евро и восстановлению мировой экономики в целом. Однако инвесторы не поверили, что долговые проблемы еврозоны удастся решить, обеспечив поддержку Греции. Спустя всего неделю после подписания Стабилизационного соглашения с Афинами на финансовых рынках произошел резкий взлет процентных ставок по гособлигациям остальных проблемных стран еврозоны. Особенно сильным было спекулятивное давление на Португалию и Испанию. Это привело к стремительному падению курса евро, который достиг в те дни годового минимума.

В связи с этим 10 мая 2010 г. страны еврозоны договорились о создании Европейского фонда финансовой стабильности —

27 См., к примеру: Pascual A.G., Ghezzi P. The Greek Crisis: Causes and Consequences / CESifo Working Paper No 3663. November 2011. P. 3. URL: http://www.cesifo-group.de/portal/pls/portal/docs/1/1210799.PDF (accessed: 16.01.2014); Chrysoloras N. Op. cit. P. 18; Kosmidis S. Government Constraints and Economic Vfoting in Greece // GreeSE — Hellenic Observatory Papers on Greece and Southeast Europe. 2013. No 70. P. 17-18. URL: http://www.lse.ac.uk/europeanInstitute/research/hellenicObservatory/ CMS%20pdf/Publications/GreeSE/GreeSE-No70.pdf (accessed: 09.03.2014); Экономика стран ЕС после введения евро: от эйфории 1999 г. до долгового кризиса 2010-х гг. / Под ред. А.В. Кузнецова, Е.С. Хесина. М., 2013. С. 105. URL: http:// www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2013/13047.pdf (дата обращения: 19.05.2015).

28 См., к примеру: Kitromilides Y. The Conundrum of Greece and the Eurozone: Puzzles, Paradoxes and Contradictions // Panoeconomicus. 2016. Vol. 63. Issue 2 (Special Issue). P. 175-194. URL: http://www.panoeconomicus.rs/casopis/2016_2/02%20 Yiannis%20Kitromilides.pdf (accessed: 02.01.2017); Платошкин Н.Н. Греческий кризис: кто виноват и что делать? // Международная жизнь. 2015. № 7. С. 15-24.

ЕФФС (European Financial Stability Facility — EFSF). Размер фонда составлял 750 млрд евро. На две трети (500 млрд евро) это были двусторонние кредитные гарантии ЕС (440 млрд евро) и резервные средства Еврокомиссии (60 млрд евро), одну треть (250 млрд евро) суммы выделял МВФ. Основной задачей ЕФФС было оказание финансовой поддержки столкнувшимся с долговыми проблемами стран ЕС через выкуп их гособлигаций. Помощь должна была оказываться в том случае, если страна не сможет рефинансировать свою задолженность на финансовых рынках из-за чрезмерно высоких процентных ставок. Конечной целью создания ЕФФС было обеспечение стабильности еврозоны.

Важно помнить, что средства, предоставленные в 2010 г. Греции, не являлись частью гарантий Европейского фонда финансовой стабильности, а были предоставлены странами еврозоны в форме двусторонних кредитов. ЕФФС был создан уже после запуска первой программы помощи Греции для поддержки остальных проблемных стран валютного союза.

Неоднократно высказывалось мнение, что ЕС отреагировал на кризис в Греции слишком поздно, и что масштаб проблем был бы гораздо меньшим, если бы помощь Греции была оказана свое-временно29. В самом начале кризиса страны еврозоны не смогли дать четкий сигнал для рынков, что они готовы обеспечить немедленную политическую и финансовую поддержку попавшей в сложное положение стране. Ценой промедления стал многомиллиардный пакет помощи Греции и создание «спасительного зонта» для остальных проблемных стран еврозоны. Причины нежелания стран еврозоны оказать помощь Греции заключались в следующем. Во-первых, европейские лидеры не хотели создавать прецедент, который позволил бы остальным странам группы PIIGS выстроиться в очередь за деньгами. Во-вторых, долги Греции должны были оплачиваться из кармана налогоплательщиков остальных стран — членов валютного союза. Этот факт серьезно подрывал доверие граждан к национальным правительствам и мог существенно повлиять на исход последующих выборов. Вряд ли в первой половине 2010 г. имело место намеренное затягивание помощи Греции с целью навредить партнеру по еврозоне — слишком уж велик был риск дестабилизации единой валюты. Скорее всего, помощь Греции откладывалась до последнего из-за

29 См., к примеру: Цибулина А.Н. Экономический и валютный союзы ЕС: работа над ошибками // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 4 (31). URL: http:// www.vestnik.mgimo.ru/sites/all/themes/adaptivetheme/professional_theme/vestnik %284-31-2013%29.pdf (дата обращения: 16.12.2013); Vlamis P. Op. cit. P. 2.

политической недальновидности лидеров Евросоюза30. Проблема чрезмерного бюджетного дефицита Греции была изначально недооценена, а будучи усугубленной подделыванием статистических данных, она застала лидеров ЕС врасплох. А из-за медлительности и непоследовательности европейских политиков трудности Греции создали угрозу стабильности всей еврозоны.

Обобщим вышесказанное. В начале октября 2009 г. в Греции к власти пришла социалистическая партия ПАСОК во главе с Г. Папандреу. Вскоре после этого вскрылась проблема чрезмерного бюджетного дефицита и государственного долга страны. Греция столкнулась с проблемой недоверия, в результате чего процентные ставки по ее гособлигациям начали стремительно расти, и страна стала испытывать серьезные затруднения с рефинансированием своего долга на международных рынках капитала. С целью решения глубоких социально-экономических проблем страны и, как следствие, восстановления доверия правительство Г. Папан-дреу в начале 2010 г. приняло Программу стабильности и роста, в соответствии с которой в стране планировалось проведение ряда серьезных структурных реформ и мер бюджетной экономии. Однако, несмотря на предпринимавшиеся усилия, атаки финансовых спекулянтов продолжались, и становилось очевидным, что в одиночку Греция не справится с кризисом и объявит дефолт. Положение осложнялось тем, что проводившаяся в стране жесткая политика сокращения расходов не сопровождалась ростом доходов, что становилось причиной рецессии. В этой ситуации вариантом решения проблемы было предоставление Греции помощи со стороны ее партнеров по еврозоне. Но европейские лидеры по ряду причин не торопились оказывать Афинам поддержку, что еще более усугубляло кризисную ситуацию.

Весной 2010 г. кризис в Греции начал угрожать стабильности всей еврозоны. Срочно требовалось создание инструмента, позволяющего контролировать ситуацию на международных финансовых рынках. На саммите ЕС 25 марта был разработан такой механизм помощи, финансируемый совместно Международным валютным фондом и странами еврозоны. Данная мера на время успокоила рынки, однако пересмотр Евростатом показателя бюджетного дефицита Греции за 2009 г. в сторону повышения стал причиной окончательной потери доверия к стране. Процентные

30 Кризис в зоне евро: причины и последствия для Евроатлантического региона. Доклад для Комиссии Евроатлантической инициативы в области безопасности (EASI). Июль 2010 г. М.: ИМЭМО РАН, 2010. С. 17. URL: http://old.imemo.ru/ru/ publ/2010/10050.pdf (дата обращения: 02.01.2017).

ставки по гособлигациям Греции резко выросли, и в результате она окончательно лишилась доступа к финансовым рынкам. 23 апреля Афины официально обратились в ЕС и МВФ с просьбой активировать механизм помощи. 2 мая было подписано соглашение о предоставлении Греции финансовой помощи в размере 110 млрд евро в обмен на дальнейшее проведение структурных реформ и ужесточение мер бюджетной экономии.

Запуск механизма помощи Греции, а также создание несколькими днями позже Европейского фонда финансовой стабильности позволили на время купировать кризис в стране и во всей ев-розоне. Однако уже в середине 2011 г. стало очевидно, что меры бюджетной экономии, не сопровождающиеся инвестиционными вливаниями, лишь усиливают рецессию в Греции, и что новый виток кризиса — это вопрос времени. Как известно, финансово-экономические проблемы страны не решены до сих пор.

Список литературы

Бешеное С.В., Розмаинский И.В. Гипотеза финансовой нестабильности Хаймана Мински и долговой кризис в Греции // Вопросы экономики. 2015. № 11. С. 120-143.

Буторина О.В. Афинский краш-тест: Еврозона на виражах кризиса // Россия в глобальной политике. 2010. № 2. URL: http://www.globalaffairs. ru/number/Afinskii-krash-test-14861

Квашнин Ю.Д. Внутриполитическое развитие Греции в условиях кризиса // Современная Греция в мировой экономике и политике / Отв. ред. Ю.Д. Квашнин. М., 2013. С. 142-151. URL: http://www.imemo.ru/ files/File/ru/publ/2013/13029.pdf

Квашнин Ю.Д. Кризис в Греции // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 4. С. 70-78.

Кризис в зоне евро: причины и последствия для Евроатлантического региона. Доклад для Комиссии Евроатлантической инициативы в области безопасности (EASI). Июль 2010 г. М., 2010. URL: http://old.imemo. ru/ru/publ/2010/10050.pdf

Лубоцкая А.С. Истоки и причины внутриполитического кризиса в Греции // Перспективы [Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы]. 26.02.2013. URL: http://www. perspektivy.info/oykumena/ekdom/istoki_i_prichiny_vnutripoliticheskogo_ krizisa_v_grecii_2013-02-26.htm

Лубоцкая А.С. От кризиса 2010 г. — к сегодняшнему дню: новые страницы политической истории Греции // Проблемы национальной стратегии. 2016. № 2 (35). С. 49-69.

Петрунина О.Е. Социалисты Греции: неудобства власти в разгар кризиса // Социал-демократия в современном мире: Материалы международ-

ной научно-практической конференции «Кризис европейской социал-демократии: причины, формы проявления, пути преодоления». Москва, 19 апреля 2010 г. М., 2010. С. 142-149.

Платошкин Н.Н. Греческий кризис: кто виноват и что делать? // Международная жизнь. 2015. № 7. С. 15-24.

Цибулина А.Н. Экономический и валютный союзы ЕС: работа над ошибками // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 4 (31). URL: http:// www.vestnik.mgimo.ru/sites/all/themes/adaptivetheme/professional_theme/ vestnik%284-31-2013%29.pdf

Экономика стран ЕС после введения евро: от эйфории 1999 г. до долгового кризиса 2010-х годов / Под ред. А.В. Кузнецова, Е.С. Хесина. М., 2013. URL: http://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2013/13047.pdf

Chofaras D. Sovereign Debt Crisis: The New Normal and the Newly Poor. Hampshire: Palgrave Macmillan, 2011.

Chrysoloras N. Rebuilding Eurozone's Ground Zero. A Review of the Greek Economic Crisis // GreeSE — Hellenic Observatory Papers on Greece and Southeast Europe. 2013. No 66. URL: http://www.lse.ac.uk/europeanIn-stitute/research/hellenic0bservatory/CMS%20pdf/Publications/GreeSE/ GreeSE-No66.pdf

Current account, main components, net balance — annual data, % of GDP // Eurostat [Official site]. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab= table&init=1&plugin=1&pcode=tipsbp11&language=en

Employment rate of the total population, men and women, age group 2064, % // Eurostat [Official site]. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/ refreshTableAction.do?tab=table&plugin=1&pcode=tesem010&language=en GDP per capita — annual data // Eurostat [Official site]. URL: http://appsso. eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=nama_aux_gph&lang=en

General government deficit / surplus // Eurostat [Official Site]. URL: http:// epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do?tab=table&init=1&language=en&pcode= tec00127&plugin=1

General government deficit (-) and surplus (+) — annual data // Eurostat [Official site]. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&in it=1&language=en&pcode=teina200&plugin=1

General government gross debt. % of GDP and million EUR // Eurostat [Official site]. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&init= 1&plugin=1&language=en&pcode=tsdde410&plugin=1%22

Gourinchas P.-O., Philippon Th., Vayanos D. The Analytics of the Greek Crisis. Celebratory Centenary Issue // GreeSE — Hellenic Observatory Papers on Greece and Southeast Europe. 2016. No 100. URL: http://www.lse.ac.uk/ europeanInstitute/research/hellenicObservatory/CMS%20pdf/Publications/ GreeSE/GreeSE-No-100-with-cover.pdf

Greece: Staff Report on Request for Stand-By Arrangement / IMF Country Report No. 10/110. May 2010. URL: http://www.minfin.gr/sites/default/files/ imfarxeio20100516.pdf

Gros D., Mayer Th., and others. Challenges Facing European Monetary Union // Intereconomics. 2010. Vol. 45. No 2. URL: http://intereconomics. eu/archive/year/2010/2/725/

Gros D, Mayer Th. How to Deal with Sovereign Default in Europe: Create the European Monetary Fund Now! / Centre for European Policy Studies. CEPS Policy Brief No 202. February 2010. Updated 17 May 2010. URL: http://www. econbiz.de/Record/how-to-deal-with-sovereign-default-in-europe-create-the-european-monetary-fund-now-gros-daniel/10008668358

HICP — inflation rate. Annual average rate of change (%) // Eurostat [Official site]. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&init= 1&language=en&pcode=tec00118&plugin=1

Kitromilides Y. The Conundrum of Greece and the Eurozone: Puzzles, Paradoxes and Contradictions // Panoeconomicus. 2016. Vol. 63. Issue 2 (Special Issue). P. 175—194. URL: http://www.panoeconomicus.rs/casopis/2016_2/ 02%20Yiannis%20Kitromilides.pdf

Kosmidis S. Government Constraints and Economic Voting in Greece // GreeSE — Hellenic Observatory Papers on Greece and Southeast Europe. 2013. No 70. URL: http://www.lse.ac.uk/europeanInstitute/research/hellenicObser-vatory/CMS%20pdf/Publications/GreeSE/GreeSE-No70.pdf

Kouretas G.P., Vlamis P. The Greek Crisis: Causes and Implications // Panoeconomicus. 2010. No 4 (57). URL: http://www.panoeconomicus.rs/casopis/ 2010_4/01.pdf

Lannoo K, Tichy G, Gwilym ap O., Masciandaro D., Paudyn B. Credit Rating Agencies: Part of the Solution or Part of the Problem? // Intereconomics. 2011. Vol. 46. No 5. P. 240-241. URL: http://intereconomics.eu/archive/year/2011/ 5/789/

Lynn M. Pleite: Griechenland, der Euro und die Staatsschuldenkrise. Bloomberg Press, 2011.

Manolopoulos J. Greece's "Odious" Debt: The Looting of the Hellenic Republic by the Euro, the Political Elite and the Investment Community. L.; NY; Delhi: Anthem Press, 2011.

Mitsopoulos M., Pelagidis T. Give Greece a Chance // Intereconomics. 2015. Vol. 50. Issue 2. P. 91-97. URL: http://link.springer.com/article/10.1007% 2Fs10272-015-0530-6

Mitsopoulos M., Pelagidis Th. Understanding the Crisis in Greece: From Boom to Bust. L.: Palgrave Macmillan, 2011.

Note on the Economic Policy Programme relating to the Eurogroup and the IMF support mechanism. May 2nd, 2010.

Pascual A.G., Ghezzi P. The Greek Crisis: Causes and Consequences / CESifo Working Paper No 3663. November 2011. URL: http://www.cesifo-group.de/ portal/pls/portal/docs/1/1210799.PDF

Petrakis P. The Greek Economy and the Crisis: Challenges and Responses. Berlin; Heidelberg: Springer-Vsrlag, 2012.

Pressestatements von Bundeskanzlerin Angela Merkel und dem Präsidenten des Europäischen Parlaments, Jerzy Buzek. Mitschrift Pressekonferenz // Die

Bundesregierung [Offizielle Website]. 22.03.2010. http://www.bundesregierung. de/nn_774/Content/DE/Mitschrift/Pressekonferenzen/2010/03/2010-03-22-statement-merkel-buzek.html

Prime Minister Papandreou's Independence Day message. 25 March 2010 // Ministry of Foreign Affairs [Official Site]. URL: http://www.mfa.gr/mfa_backup/ mfa_backup_en/content.php?aa=7035

Real GDP growth rate — volume. Percentage change on previous year // Eurostat [Official site]. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab= table&init=1&language=en&pcode=tec00115&plugin=1

Sotiropoulos D.A. The Social Situation of Greece under the Crisis / Friedrich Ebert Stiftung. May 2014. URL: http://www.lse.ac.uk/europeanInstitute/ research/hellenicObservatory/CMS%20pdf/Publications/Social-Situation--in-Greece-2013-Sotiropoulos.pdf

Stability and Growth Programme. 15.01.2010 // Hellenic Republic. Ministry of Finance [Official Site]. URL: http://www.minfin.gr/portal/en/ resource/content0bject/id/4b0500ea-0f9f-4a58-858f-c43f5f38753e

Story L., Thomas L. Jr., Schwartz N.D. Wall St. Helped to Mask Debt Fueling Europe's Crisis // The New York Times. February 13, 2010. URL: http:// www.nytimes.com/2010/02/14/business/global/14debt html?pagewanted=all&_r=0

The Chronicle of the Great Crisis: The Bank of Greece 2008—2013 / Bank of Greece; Centre for Culture, Research and Documentation. September

2014. URL: http://www.lse.ac.uk/europeanInstitute/research/hellenicObser-vatory/CMS%20pdf/Publications/The-Chronicle-Of-The-Great-Crisis.pdf

The Economic Adjustment Programme for Greece / European Economy. Occasional Paper 61. May 2010. URL: http://minfin.gr/sites/default/files/ ocp61_en.pdf

Thomadakis S.B. Growth, Debt and Sovereignty Prolegomena to the Greek Crisis // GreeSE — Hellenic Observatory Papers on Greece and Southeast Europe.

2015. No 91. URL: http://www.lse.ac.uk/europeanInstitute/research/hellenicOb-servatory/CMS%20pdf/Publications/GreeSE/GreeSE-No91.pdf

Unemployment rate — annual data // Eurostat [Official site]. URL: http:// ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&init=1&language=en&pcode =tipsun20&plugin=1

Vlamis P. Greek Fiscal Crisis and Repercussions for the Property Market // GreeSE — Hellenic Observatory Papers on Greece and Southeast Europe. 2013. No 76. URL: http://www.lse.ac.uk/europeanInstitute/research/hellenicOb-servatory/CMS%20pdf/Publications/GreeSE/GreeSE-No76.pdf

We Need the Support to Implement Our Program. Prime Minister's, George A. Papandreou, speech at the Cornivus University. Budapest, Hungary, 16 March 2010 // George A. Papandreou [Official Site]. URL: http://www.pa-pandreou.gr/papandreou/content/Document.aspx?d=6&rd=7739474&f=1721&rf= -1853366823&m=12841&rm=20151444&l=1

Wie Europa gestärkt aus der Krise kommt // Bundesministerium der Finanzen [Offizielle Website]. 12.03.2010. http://www.bundesfinanzministerium.de/nn_ 53836/DE/Presse/Reden-und-Interviews/20100312-Europa.html?_nnn=true

Winkler A. Debatte über Griechenland verfehlt Kern von Finanzkrisen // Wirtschaftsdienst. 2010. Jahrgang 90. Heft 5. URL: http://www. wirtschaftsdienst. eu/archiv/jahr/2010/5/debatte-ueber-griechenland-verfehlt-kern-von-finanz-krisen/

Yataganas X.A. Die Wirtschaftskrise, Griechenland und Europa // Europa 2010 — Das Ende der Solidarität? / H. Jankowski und K. Bohr-Jankowski (Hrsg.). München: Herbert Utz Verlag, 2010.

E^aKoXouBou^e va ^oSeuou^e SiceKaTo^upia eupra ce orcXa // EXeuBe-poTunia [Site]. 4 MOfou 2010. URL: http://www.enet.gr/?i=news.el.article&id= 158581

No^o? 3845/2010 «MeTpa yia Tnv e^ap^oy^ tou ^nxavic^ou cT^pi^n? Tn? eHnviK^? oiKovo^ia? ano Ta Kporn-^eXn Tn? Zravn? tou eupra Kai to Ai-e0ve? No^ic^aTiKo Ta^elo» // E^n^epi? Tn? Kußepv^cera? (®.E.K.). A' 65. 6 MOiou 2010. URL: http://www.minfin.gr/sites/default/files/20100100065.pdf

To ^uctiko cxeSio twv rep^avrav yia Tnv EHa5a // To novTiKi [Site]. 05.03.2011. URL: http://topontiki.gr/article/14416

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.