Научная статья на тему 'Влияние кризиса в Греции на ситуацию в еврозоне: причины создания механизма международной финансовой помощи Греции (2010)'

Влияние кризиса в Греции на ситуацию в еврозоне: причины создания механизма международной финансовой помощи Греции (2010) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
374
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕЦИЯ / КРИЗИС В ГРЕЦИИ / GREECE / ЕС / ЕВРОСОЮЗ / EUROPEAN UNION / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS / КРИЗИС ЕВРО / EURO CRISIS / МЕМОРАНДУМ 2010 / 2010 MEMORANDUM / А. МЕРКЕЛЬ / A. MERKEL / Г. ПАПАНДРЕУ / EU / GREEK CRISIS / G. PAPANDREOU

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александрова Анна Константиновна

В статье проанализирована антикризисная политика Евросоюза в ситуации финансово-экономического кризиса 2009 г. в Греции, ее цели и направления, дана оценка эффективности принимаемых руководством еврозоны решений для вывода Греции из кризиса. Автором выявлены причины нежелания партнеров Греции по еврозоне оказывать ей финансовую поддержку, сделаны выводы о роли отношений руководства Евросоюза с руководством Греции, повлиявших на общеевропейский кризис евро.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Impact of the Crisis in Greece on the Situation in the Euro Area: the Reasons for the Establishment of the Mechanism of International Financial Assistance to Greece 2010)

The article analyzes the anti-crisis measures of the European Union during the financial and economic crisis of 2009 in Greece, their goals and directions. The author evaluates the efficiency of those measures, defines the reasons for Greece’s partners to deny financial support to Greece and draws certain conclusions about the relationships between the Greek and the European leadership which had a significant impact on the general crisis of the euro.

Текст научной работы на тему «Влияние кризиса в Греции на ситуацию в еврозоне: причины создания механизма международной финансовой помощи Греции (2010)»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2018. № 1

ИЗ ИСТОРИИ УПРАВЛЕНИЯ А.К. Александрова

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА В ГРЕЦИИ НА СИТУАЦИЮ В ЕВРОЗОНЕ: ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ МЕХАНИЗМА МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ ГРЕЦИИ (2010)

В статье проанализирована антикризисная политика Евросоюза в ситуации финансово-экономического кризиса 2009 г. в Греции, ее цели и направления, дана оценка эффективности принимаемых руководством еврозоны решений для вывода Греции из кризиса. Автором выявлены причины нежелания партнеров Греции по еврозоне оказывать ей финансовую поддержку, сделаны выводы о роли отношений руководства Евросоюза с руководством Греции, повлиявших на общеевропейский кризис евро.

Ключевые слова: Греция, ЕС, Евросоюз, финансово-экономический кризис, кризис в Греции, кризис евро, Меморандум 2010, А. Меркель, Г. Папандреу.

The article analyzes the anti-crisis measures of the European Union during the financial and economic crisis of 2009 in Greece, their goals and directions. The author evaluates the efficiency of those measures, defines the reasons for Greece's partners to deny financial support to Greece and draws certain conclusions about the relationships between the Greek and the European leadership which had a significant impact on the general crisis of the euro.

Key words: Greece, EU, European Union, financial and economic crisis, Greek crisis, euro crisis, 2010 Memorandum, A. Merkel, G. Papandreou.

В конце 2009 г. в Греции начался беспрецедентный по масштабам финансово-экономический кризис, последствия которого определяют все сферы жизни греческого общества до настоящего времени.

Кризис в Греции возник в результате стечения ряда обстоятельств. Внутренние проблемы экономики страны стали причиной

Александрова Анна Константиновна — кандидат исторических наук, ответственный секретарь журнала «Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество)», факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; научный сотрудник Института славяноведения РАН; e-mail: anna.k.aleksandrova@gmail.com

роста бюджетного дефицита и государственного долга Греции1. Кроме того, в предкризисные годы греческие правительства неоднократно манипулировали статистическими данными. Несоблюдению бюджетной дисциплины способствовало и попустительство со стороны руководства ЕС и еврозоны, не требующего строгого выполнения положений Пакта стабильности и роста. С началом мирового финансово-экономического кризиса в Греции на фоне неблагоприятной макроэкономической ситуации стала развиваться рецессия, а уровень бюджетного дефицита и госдолга стал стремительно расти. Пришедшее в октябре 2009 г. к власти в Греции социалистическое правительство Г. Папандреу обнародовало скрывавшиеся действительные макроэкономические показатели Греции. Это привело к падению доверия к стране на финансовых рынках и, соответственно, изменению доходности греческих облигаций. Греция столкнулась с угрозой дефолта.

Греция как государство — член Евросоюза и еврозоны должна была согласовывать свои действия, направленные на выход из кризиса, с европейским руководством, которое сыграло (и играет) ключевую роль в урегулировании финансово-экономических проблем страны, поскольку ситуация в Греции значительно пошатнула единую европейскую валюту в 2010 г.2

В этой ситуации закономерно возникает вопрос, была антикризисная политика Евросоюза направлена в первую очередь на «спасение» Греции или на поддержание стабильности евро? Для ответа на него необходимо рассмотреть решения, принятые в первой половине 2010 г. руководством еврозоны для вывода Греции из кризиса, оценить их эффективность, выявить причины нежелания партнеров Греции по еврозоне оказывать ей финансовую поддержку. Особое значение для понимания сложных политико-экономических отношений государств еврозоны приобретают факторы, вынудившие руководство ЕС разработать и начать реализацию программы международной финансовой помощи Греции.

Уже в конце 2009 г. правительством Г. Папандреу были начаты поиски путей выхода из кризиса. Вариант дефолта был исключен в силу особенностей функционирования еврозоны, а покинуть валютный союз страна не могла по причинам юридического ха-

1 О причинах кризиса в Греции см.: Александрова А.К. Основные проблемы греческой экономики: о причинах современного кризиса в Греции // Государственное управление. Электронный вестн. 2013. № 36. С. 107—129. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/36_2013alexandrova.htm (дата обращения: 09.12.2017).

2 Петрунина О.Е. Политическая система современной Греции. М.: Звездопад, 1999.

рактера. Рассматривались варианты получения внешней финансовой помощи от Международного валютного фонда, неевропейских государств (Китая, США или России) или стран ЕС. Однако лидеры Евросоюза, с которыми Г. Папандреу должен был согласовывать свои действия, выступили против обращения Греции за помощью и предложили ей самостоятельно решать свои финансово-экономические проблемы путем структурных реформ и мер по сокращению государственных расходов.

Хотя правительство Г. Папандреу стало проводить социально-экономическую политику, нацеленную на решение внутренних проблем Греции, темп заявленных реформ оказался ниже прогнозируемого. Несмотря на все предпринимаемые усилия, насколько это было возможно в условиях кризиса, экономическое положение Греции стремительно ухудшалось. В этих условиях мнение руководителей ЕС по вопросу оказания Греции помощи постепенно менялось. В начале 2010 г. стало очевидно, что без внешней помощи Греция не справится со спекулятивными атаками на финансовых рынках и рано или поздно объявит дефолт, последствия которого могут стать для еврозоны катастрофическими. После этого Германия и Франция — ведущие страны ЕС — признали необходимость предпринять шаги для спасения Греции от банкротства и поддержания стабильности евро.

11 февраля 2010 г. на экстренном саммите ЕС было принято решение предоставить в случае необходимости Греции финансовую помощь в обмен на выполнение обязательств по сокращению бюджетного дефицита. Однако конкретных инструментов поддержки на данном этапе не существовало. Решение лидеров ЕС не успокоило финансовые рынки, и положение страны продолжало стремительно ухудшаться. Правительством Г. Папандреу и руководством Евросоюза была начата разработка механизма помощи Греции, среди возможных вариантов поддержки рассматривалось и обращение в Международный валютный фонд. В общих чертах механизм помощи стране был согласован на саммите ЕС 25—26 марта. В случае невозможности для Греции рефинансировать свой госдолг на финансовых рынках и угрозы дефолта стране могли быть предоставлены двусторонние кредиты от стран — членов еврозоны и помощь МВФ. Данное соглашение на время стабилизировало ситуацию, но в конце апреля Евростат опубликовал пересмотренный в сторону повышения показатель бюджетного дефицита Греции за 2009 г. Это стало причиной мгновенного взлета процентных ставок по гособлигациям страны, и она лишилась возможности брать займы на международных финан-

совых рынках. Г. Папандреу был вынужден официально обратиться к ЕС и МВФ с просьбой предоставить Греции помощь.

3 мая 2010 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между правительством Греции и «тройкой» кредиторов — Евро-комиссией, Европейским центральным банком и Международным валютным фондом. Греции предоставлялась финансовая помощь в размере 110 млрд евро в обмен на проведение жестких мер бюджетной экономии и структурных реформ.

По мнению Г. Папандреу и представителей сторон, согласившихся оказать стране помощь, запуск механизма финансовой поддержки Греции был крайне важным сигналом для финансовых рынков, который способствовал бы стабилизации евро и восстановлению мировой экономики в целом. Однако инвесторы не поверили, что долговые проблемы в еврозоне удастся решить, обеспечив поддержку Греции. Спустя всего неделю после подписания стабилизационного соглашения с Афинами произошел резкий взлет процентных ставок по гособлигациям остальных проблемных стран еврозоны. Особенно сильным было спекулятивное давление на Португалию и Испанию. Это привело к стремительному падению курса евро, который достиг в те дни годового минимума3.

В связи с этим председатель Европейского совета Х. Ван Ром-пей, канцлер Германии А. Меркель и президент Франции Н. Сар-кози в совместном письме призвали европейцев принять «все необходимые меры», чтобы избежать нового финансового кризиса, аналогичного греческому4. 10 мая 2010 г. страны еврозоны договорились о создании Европейского фонда финансовой стабильности — ЕФФС (European Financial Stability Facility — EFSF)5. Раз-

3 Schlaglichter der Wirtschaftspolitik. Monatsbericht Juni 2010 // Bundesministerium für Wirtschaft und Energie (BMWi) [Offizielle Seite]. URL: http://www.bmwi.de/ Dateien/BMWi/PDF/Monatsbericht/schlaglichter-der-wirtschaftspolitik-06-2010,pro perty=pdf,bereich=bmwi,sprache=de,rwb=true.pdf (accessed: 15.05.2012). См. также: Manolopoulos J. Greece's "Odious" Debt: The Looting of the Hellenic Republic by the Euro, the Political Elite and the Investment Community. L.; NY.; Delhi: Anthem Press, 2011. P. 230-231; Kösters W, Grauwe De P., Gros D, Schelkle W, Mabbett D, Lachman D. Eight Months Later — Has the Eurozone Been Stabilised or Will EMU Fall Apart? // Intereconomics. 2010. Vol. 45. No 6. P. 346. URL: http://intereconomics.eu/archive/ year/2010/6/754/ (accessed: 17.02.2014).

4 Kavellönovlog Г МеркеХ — SapKo^i ката KspSoaKÖmv. 7 Маюи 2010 // Та Nsa [Site]. URL: http://www.tanea.gr/ellada/article/?aid=4573408 (accessed: 15.05.2012).

5 The Economic Adjustment Programme for Greece / European Economy. Occasional Papers 61. May 2010. URL: http://minfin.gr/sites/default/files/ocp61_en.pdf (accessed: 26.07.2016); Schlaglichter der Wirtschaftspolitik. Monatsbericht Juni 2010. См. также: Буторина О.В. Причины и последствия кризиса в зоне евро // Вопросы экономики. 2012. № 12. С. 100; Она же. Европейский союз после кризиса: упа-

мер фонда составлял 750 млрд евро. На две трети (500 млрд евро) это были двусторонние кредитные гарантии ЕС (440 млрд евро) и резервные средства Еврокомиссии (60 млрд евро), одну треть (250 млрд евро) суммы выделял МВФ. Основной задачей ЕФФС было оказание финансовой поддержки столкнувшимся с долговыми проблемами странам ЕС через выкуп их гособлигаций. Помощь должна была оказываться в том случае, если страна не сможет рефинансировать свою задолженность на финансовых рынках из-за чрезмерно высоких процентных ставок. Конечной целью создания ЕФФС было обеспечение стабильности еврозоны. Создание этого механизма опиралось на статью 122(2) Договора о Европейском Союзе, а также на двусторонние соглашения стран — членов еврозоны. Статья 122(2) предусматривает оказание финансовой помощи государству ЕС, попавшему в сложное положение из-за природных катастроф или из-за обстоятельств, которые нельзя было проконтролировать. К таким исключительным обстоятельствам были приравнены и атаки финансовых спекулянтов.

Важно помнить, что средства, предоставленные в 2010 г. Греции, не являлись частью гарантий Европейского фонда финансовой стабильности, а были предоставлены странами еврозоны в форме двусторонних кредитов. ЕФФС был создан уже после запуска первой программы помощи Греции для поддержки остальных проблемных стран валютного союза.

Таким образом, Европа столкнулась с системным валютным кризисом, на который должен был быть дан немедленный ответ, каковым и стал «спасительный зонт». Впрочем, среди стран группы PIIGS действительно критическое положение наблюдалось лишь в Греции, и после создания Европейского фонда финансовой стабильности можно было говорить о (временном) купировании кризиса6. Т.е. на данном этапе для успокоения финансовых рын-

док или возрождение? // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 4 (31). С. 72. URL: http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/ail/themes/adaptivetheme/professional_theme/ vestnik%284-31-2013%29.pdf (дата обращения: 16.12.2013); Борисенко А.И. Ирландия и политика ЕС по оказанию финансовой помощи странам Еврозоны // Современная Европа. 2011. № 4. С. 101; Mayer Th., Gros D. Debt Reduction Without Default? / CEPS Policy Brief No 233. February 2011. URL: http://www.ceps.be/book/ debt-reduction-without-default (accessed: 08.01.2014); Ksters W., Grauwe De P., Gros D., Schelkle W., Mabbett D, Lachman D. Op. cit. P. 346; Manolopoulos J. Op. cit. P. 230-231; Vlamis P. Greek Fiscal Crisis and Repercussions for the Property Market / GreeSE — Hellenic Observatory Papers on Greece and Southeast Europe. 2013. No 76. P. 8. URL: http://www.lse.ac.uk/europeanInstitute/research/hellenic0bservatory/CMS%20pdf/ Publications/GreeSE/GreeSE-No76.pdf (accessed: 09.03.2014).

6 Кризис в зоне евро: причины и последствия для Евроатлантического региона / Доклад для Комиссии Евроатлантической инициативы в области безопас-

ков оказалось достаточно просто создать инструмент спасения проблемных стран еврозоны, а необходимости в его активации не было. Собственно, именно на такой эффект рассчитывали европейские лидеры и руководство МВФ при разработке на саммите ЕС 25 марта механизма помощи Греции, однако добиться его тогда не удалось.

Финансово-экономические проблемы Греции стремительного нарастали. Действительно, еще в феврале 2010 г. официальная позиция греческих и европейских политиков состояла в том, что Афины смогут самостоятельно выйти из кризиса, а в начале мая страны еврозоны и МВФ вынуждены были согласовать многомиллиардный пакет помощи Греции.

Неоднократно высказывалось мнение, что ЕС отреагировал на кризис в Греции слишком поздно, масштаб проблем был бы гораздо меньшим, если бы помощь Греции была оказана своевре-менно7. В самом начале кризиса страны еврозоны не смогли дать рынкам четко понять, что они готовы обеспечить немедленную политическую и финансовую поддержку попавшей в сложное положение стране. Ценой промедления стал многомиллиардный пакет помощи Греции и создание «спасительного зонта» для остальных проблемных стран еврозоны.

В первую очередь в промедлении обвиняется правительство Германии, не торопившееся отдавать деньги «ленивым» грекам8. Германии как экономически самой сильной стране еврозоны пришлось бы в случае оказания Греции финансовой помощи предоставить наибольшую сумму. Именно поэтому правительство А. Мер-кель настаивало на проведении в Греции структурных реформ и мер бюджетной экономии, которые позволили бы стабилизировать экономическую ситуацию в стране9. Тем не менее, в результате действий Германии положение Афин не стабилизировалось, а еще более усложнилось. В значительной мере именно из-за противоречивой позиции А. Меркель Европа не смогла быстро и

ности (EASI). Июль 2010. М.: ИМЭМО РАН, 2010. С. 5, 13-15. URL: http://old. imemo.ru/ru/publ/2010/10050.pdf (дата обращения: 30.01.2017).

7 Волков А.М., Гутник А.В., Квашнин Ю.Д., Оленченко В.А., Щедрин А.В. Преодоление кризисных явлений в некоторых странах ЕС // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 3. С. 35-47; Vlamis P. Op. cit. P. 2.

8 См., к примеру: Петрунина О.Е., Александрова А.К. Современный экономический кризис в Греции и греко-германские отношения // Новая и новейшая история. 2013. № 2. С. 38-52.

9 Welche Rolle spielt Deutschland in Europa? 19.04.2010 // Bundesministerium der Finanzen [Offizielle Seite]. URL: http://www.bundesfinanzministerium.de/nn_53836/

DE/BMF__Startseite/nachgehakt/2010/014/20100422-D-Europa.html?__nnn=true

(accessed: 15.05.2012).

четко отреагировать на кризис. Нежелание ее правительства поддержать Грецию стало сигналом для спекулянтов, что можно играть на дефолт страны, и именно поэтому она так сильно пострадала из-за их атак. В результате греческое правительство должно было платить за рефинансирование долгов по таким высоким ставкам, что, несмотря на меры бюджетной экономии, не смогло обойтись без внешней финансовой помощи.

Причины нежелания стран еврозоны оказать помощь Греции заключались в следующем. Во-первых, европейские лидеры не хотели создавать прецедент, который позволил бы остальным странам группы РП08 выстроиться в очередь за деньгами. Во-вторых, долги Греции должны были оплачиваться из кармана налогоплательщиков остальных стран — членов валютного союза. Этот факт серьезно подрывал доверие граждан к национальным правительствам и мог существенно повлиять на исход последующих выборов10.

Относительно Германии неоднократно высказывалось мнение, что политика А. Меркель по отношению к Греции в первой половине 2010 г. была обусловлена предстоявшими 9 мая 2010 г. выборами в ландтаг земли Северный Рейн — Вестфалия11. В Германии их называют «малыми федеральными выборами», поскольку они имеют решающее влияние на работу центрального правительства и в значительной степени отражают настроения избирателей всей страны. Большинство немцев (согласно опросам, около 65%) высказывалось против помощи Греции, и канцлер использовала эти настроения в своей предвыборной кампании, настаивая на штрафных санкциях для Афин и требуя подвести оказание финансовой поддержки под европейскую договорную основу. Разумеется, после этих заявлений процесс предоставления помощи Греции замедлял ход. Однако правящая коалиция ФРГ все же потерпела поражение (вполне вероятно, что именно из-за принятого

10 Цибулина А.Н. Экономический и валютный союзы ЕС: работа над ошибками // Вестн. МГИМО-Университета. 2013. № 4 (31). С. 116. URL: http://www. vestnik.mgimo.ru/sites/all/themes/adaptivetheme/professional_theme/vestnik%284-31-2013%29.pdf (дата обращения: 16.12.2013).

11 Кризис в зоне евро: причины и последствия для Евроатлантического региона. С. 16—17; ТеуопоиХод в. Н Eupronq npoanaBqas aXXa Ssv ^пореае. 25 АпрЛюи 2010 // Enet.gr [Site]. URL: http://www.enet.gr/?i=news.el.article&id=155076 (accessed: 15.05.2012); ZuvsvTsu^r tod Ycpunoupyoti OiKovo^ia?, AvrayroviaTiKOTrTa? Kai Nautilia?, Маркои MnoXapq aTov рабюатаб^о NET 105,8 Kai aTov Sq^oaio-урафо, ©avo Ешфгаот // EXXrvucq Aq^oKpaTia. Ynoupysio AvanTD^r? Kai Avrayrovi-OTiKOTnTa^ [Official Site]. 22 MapTiou 2010. URL: http://www.mindev.gov.gr/el/index.ph p/%CF%80%CF%81%CE%BF%CE%BA%CE%B7%CF%81%CF%85%CE%BE%C E%B5%CE%B9%CF%83-%CF%80%CF%81%CE%BF%CF%83%CE%BA%CE%B B%CE%B7%CF%83%CE%B5%CE%B9%CF%83/162- (accessed: 20.01.2015).

в итоге решения оказать Греции поддержку) на выборах в земле Северный Рейн — Вестфалия и в результате потеряла большинство в Бундесрате12.

Вряд ли в первой половине 2010 г. имело место намеренное затягивание помощи Греции с целью навредить партнеру по евро-зоне, слишком велик был риск дестабилизации единой валюты. Выборы в земле Северный Рейн — Вестфалия тоже едва ли можно назвать причиной промедления в процессе разработки механизма поддержки Греции, так как в итоге германским налогоплательщикам, пусть даже и косвенным образом, пришлось заплатить сумму большую, чем потребовалось бы несколькими месяцами или даже неделями ранее. Скорее всего, помощь Греции откладывалась до последнего из-за политической недальновидности лидеров Евросоюза13. Проблема чрезмерного бюджетного дефицита Греции была изначально недооценена, а будучи усугубленной подделыванием статистических данных, она застала Евросоюз врасплох. Из-за медлительности и непоследовательности европейских политиков трудности Греции создали угрозу стабильности всей еврозоны.

В результате главной и официальной причиной оказания помощи Греции стало поддержание стабильности евро. Речь шла в первую очередь не о спасении Греции, а о сохранении единой европейской валюты. Банкротство Греции могло вызвать цепную реакцию в остальных проблемных странах и в итоге развалить ев-розону. Неустанно подчеркивалось, что помощь Греции не безвозмездна, что — это кредит, и деньги будут обязательно возвращены14. К тому же созданный механизм спасения Греции не требовал изъятия средств непосредственно из государственных бюджетов стран еврозоны, т.е. необходимость спасать Грецию не возлагалась на плечи налогоплательщиков.

Поддержание стабильности евро имело фундаментальное значение для Германии, самой мощной страны валютного союза, экономика которой была в значительной степени ориентирована на экспорт15. Германия экспортировала в 2009 г. товаров и услуг на общую сумму 804 млрд евро, из них 348 млрд евро — в страны ев-

12 Manolopoulos J. Op. cit. P. 230-231.

13 Кризис в зоне евро: причины и последствия для Евроатлантического региона. С. 17.

14 См., к примеру: Die Zukunft der gemeinsamen europäischen Währung sichern. 06.05.2010 // Bundesministerium der Finanzen [Offizielle Seite]. URL: http://www.

bundesfinanzministerium.de/nn 53836/DE/Wirtschaft und Vferwaltung/Europa/Der_

Euro/20100506-Griechenland-Finanzstabilitaet.html?_nnn=true (accessed: 15.05.2012).

15 Ibid.

розоны. Ради сохранения функционального европейского внутреннего рынка и сильной общей валюты правительство А. Меркель было готово предоставить Греции в 2010 г. 8,4 млрд евро. Можно предположить, что аналогичные заключения были сделаны и лидерами других стран еврозоны.

Еще одним аргументом в пользу оказания помощи Греции была необходимость спасать европейские банки16. Две трети греческого долга (около 108 млрд евро) находились в руках иностранных кредиторов, из них 46% (50 млрд евро) принадлежало французским банкам и 26% (28 млрд евро) — немецким17. Разумеется, банкротство Греции в мае 2010 г. непосредственно сказалось бы на национальных банковских системах Франции, Германии и других стран держателей греческого долга.

Еще один аргумент в пользу того, что программа, разработанная Еврокомиссией, ЕЦБ и МВФ, была направлена не на поддержку греческой экономики, а на укрепление стабильности евро, заключается в следующем. Вскоре после подписания Меморандума стало понятно, что в нем не учтен ряд значимых рисков, а представленные прогнозы слишком оптимистичны и не соответствуют действительности. Греция до настоящего времени так и не смогла выйти на траекторию роста18, что обусловлено множеством факторов, главным из которых стало отсутствие инвестиций в экономику страны. Разработанная «тройкой» стабилизационная программа не предусматривала возможностей для развития эконо-

16 См.: Белов В.Б. Германский вектор еврозоны // Долговой кризис в ЕС и перспективы евро: Материалы круглого стола (Институт Европы РАН, 19 октября 2011 г.) / Доклады Института Европы РАН. № 276. Под ред. А.И. Бажана (отв. ред.), А.А. Масленникова. М.: Ин-т Европы РАН; Русский сувенир, 2012. С. 63-69; Kotios A., Pavlidis G, Galanos G. Greece and the Euro: The Chronicle of an Expected Collapse // Intereconomics. 2011. Vol. 46. No 5. P. 268. URL: http://intereconomics. eu/archive/year/2011/5/790/ (accessed: 17.02.2014); Candelon B, Palm F.C. From Banking to Sovereign Debt Crisis in Europe // Sovereign Debt: From Safety to Default / Ed.: R.W. Kolb. Hoboken, N.J.: John Wiley & Sons, Inc., 2011. P. 390; Kouretas G.P, Vlamis P. The Greek Crisis: Causes and Implications // Panoeconomicus. 2010. No 4 (57). P. 399. URL: http://www.panoeconomicus.rs/casopis/2010_4/01.pdf (accessed: 16.01.2014); Salvatore D. Cyclical Policies, Structural Imbalances and Growth of the U.S. Economy // Public Debt, Global Governance and Economic Dynamism / Ed.: L. Paganetto. Springer, 2013. P. 47; Petrakis P. The Greek Economy and the Crisis: Challenges and Responses. Berlin; Heidelberg: Springer-Verlag, 2012. P. 297.

17 Arestis Ph., Pelagidis Th. Absurd Austerity Policies in Europe // Challenge. 2010. Vol. 53. No 6. P. 57. URL: http://courses.umass.edu/econ711-rpollin/Arestis--Absurd% 20Austerity%20Policies%20in%20Europe.pdf (accessed: 16.01.2014).

18 Real GDP growth rate — volume. Percentage change on previous year // Eurostat [Official site]. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&init=1&lan guage=en&pcode=tec00115&plugin=1 (accessed: 09.12.2017).

мики страны, а греческое правительство на этапе разработки и согласования механизма помощи не сумело настоять на этом. Без внешних вливаний меры бюджетной консолидации лишь усиливали проблемы страны, а начатые структурные реформы сворачивались либо теряли свою эффективность.

Подведем итоги. Кризис в Греции стал неожиданностью для Евросоюза, европейские лидеры не смогли правильно оценить его масштабы. Именно поэтому на начальном этапе кризиса руководство ЕС предлагало греческому правительству самостоятельно решать проблемы своей страны. Нежелание партнеров по еврозоне предоставлять Греции финансовую помощь было обусловлено:

— высокой вероятностью возникновения аналогичных кризисов в других проблемных странах европейского валютного союза, урегулировать которые пришлось бы также с помощью предоставления им финансовых средств;

— нежеланием налогоплательщиков (и избирателей) государств-доноров «спасать» экономики других стран, оказавшихся в ловушке кризиса исключительно по собственной вине.

Однако спустя несколько месяцев кризис в Греции стал серьезной угрозой для стабильности евро. Необходимость сохранить европейский внутренний рынок и спасти национальные банки, которые являлись держателями значительной части греческого долга, вынудила руководство ЕС принять решительные меры, направленные на купирование кризиса: была начата реализация первой программы международной помощи Греции, а также создан ЕФФС для поддержания других проблемных стран еврозоны. Таким образом, нежелание руководства Евросоюза в начале 2010 г. своевременно оказать Греции помощь стало причиной разрастания кризиса до масштабов всего валютного союза, и ценой промедления стали многомиллиардные пакеты помощи нескольким проблемным странам еврозоны.

Список литературы

Александрова А.К. Основные проблемы греческой экономики: о причинах современного кризиса в Греции // Государственное управление. Электронный вестн. 2013. № 36. С. 107—129. URL: http://e-journal.spa. msu.ru/vestnik/item/36_2013alexandrova.htm

Белов В.Б. Германский вектор еврозоны // Долговой кризис в ЕС и перспективы евро: Материалы круглого стола (Институт Европы РАН, 19 октября 2011 г.) / Доклады Института Европы РАН. № 276. Под ред. А.И. Бажана (отв. ред.), А.А. Масленникова. М.: Ин-т Европы РАН; Русский сувенир, 2012. С. 63—69.

Борисенко А.И. Ирландия и политика ЕС по оказанию финансовой помощи странам Еврозоны // Современная Европа. 2011. № 4. С. 95—108.

Буторина О.В. Европейский союз после кризиса: упадок или возрождение? // Вестн. МГИМО-Университета. 2013. № 4 (31). С. 71-81. URL: http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/all/themes/adaptivetheme/professional_ theme/vestnik%284-31-2013%29.pdf

Буторина О.В. Причины и последствия кризиса в зоне евро // Вопросы экономики. 2012. № 12. С. 98-115.

Волков А.М., Гутник А.В., Квашнин Ю.Д., Оленченко В.А., Щедрин А.В. Преодоление кризисных явлений в некоторых странах ЕС // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 3. С. 35-47.

Кризис в зоне евро: причины и последствия для Евроатлантического региона / Доклад для Комиссии Евроатлантической инициативы в области безопасности (EASI). Июль 2010. М.: ИМЭМО РАН, 2010. URL: http://old.imemo.ru/ru/publ/2010/10050.pdf

Петрунина О.Е., Александрова А.К. Современный экономический кризис в Греции и греко-германские отношения // Новая и новейшая история. 2013. № 2. С. 38-52.

Петрунина О.Е. Политическая система современной Греции. М.: Звездопад, 1999.

Цибулина А.Н. Экономический и валютный союзы ЕС: работа над ошибками // Вестн. МГИМО-Университета. 2013. № 4 (31). С. 113-119. URL: http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/all/themes/adaptivetheme/professional_ theme/vestnik%284-31-2013%29.pdf

Arestis Ph., Pelagidis Th. Absurd Austerity Policies in Europe // Challenge. 2010. Vol. 53. No 6. P. 54-61. URL: http://courses.umass.edu/econ711-rpollin/ Arestis--Absurd%20Austerity%20Policies%20in%20Europe.pdf

Candelon B., Palm F.C. From Banking to Sovereign Debt Crisis in Europe // Sovereign Debt: From Safety to Default / Ed.: R.W Kolb. Hoboken, N.J.: John Wiley & Sons, Inc., 2011.

Die Zukunft der gemeinsamen europ ischen Whrung sichern. 06.05.2010 // Bundesministerium der Finanzen [Offizielle Seite]. URL: http://www.bundes-

finanzministerium.de/nn_53836/DE/Wirtschaft_und Verwaltung/Europa/

Der_Euro/20100506-Griechenland-Finanzstabilitaet.html?_nnn=true

Kotios A., Pavlidis G., Galanos G. Greece and the Euro: The Chronicle of an Expected Collapse // Intereconomics. 2011. Vol. 46. No 5. P. 263-269. URL: http://intereconomics.eu/archive/year/2011/5/790/

Kouretas G.P., Vlamis P. The Greek Crisis: Causes and Implications // Panoeconomicus. 2010. No 4 (57). P 391-404. URL: http://www.panoeconomicus. rs/casopis/2010_4/01.pdf

Kösters W., Grauwe De P., Gros D., Schelkle W., Mabbett D., Lachman D. Eight Months Later — Has the Eurozone Been Stabilised or Will EMU Fall Apart? // Intereconomics. 2010. Vol. 45. No 6. P. 340-356. URL: http:// intereconomics.eu/archive/year/2010/6/754/

Manolopoulos J. Greece's "Odious" Debt: The Looting of the Hellenic Republic by the Euro, the Political Elite and the Investment Community. L.; NY.; Delhi: Anthem Press, 2011.

Mayer Th, Gros D. Debt Reduction Without Default? / CEPS Policy Brief No 233. February 2011. URL: http://www.ceps.be/book/debt-reduction-without-default

Petrakis P. The Greek Economy and the Crisis: Challenges and Responses. Berlin; Heidelberg: Springer-Vferlag, 2012.

Real GDP growth rate — volume. Percentage change on previous year // Eurostat [Official site]. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab= table&init=1&language=en&pcode=tec00115&plugin=1

Salvatore D. Cyclical Policies, Structural Imbalances and Growth of the U.S. Economy // Public Debt, Global Governance and Economic Dynamism / Ed.: L. Paganetto. Springer, 2013.

Schlaglichter der Wirtschaftspolitik. Monatsbericht Juni 2010 // Bundesministerium für Wirtschaft und Energie (BMWi) [Offizielle Seite]. URL: http://www.bmwi.de/Dateien/BMWi/PDF/Monatsbericht/schlaglichter-der-wirtschaftspolitik-06-2010,property=pdf,bereich=bmwi,sprache=de,rwb=tr ue.pdf (accessed: 15.05.2012).

The Economic Adjustment Programme for Greece / European Economy. Occasional Papers 61. May 2010. URL: http://minfin.gr/sites/default/files/ocp61_ en.pdf

Vlamis P. Greek Fiscal Crisis and Repercussions for the Property Market / GreeSE — Hellenic Observatory Papers on Greece and Southeast Europe. 2013. No 76. URL: http://www.lse.ac.uk/europeanInstitute/research/hellenicObservatory/ CMS%20pdf/Publications/GreeSE/GreeSE-No76.pdf

Welche Rolle spielt Deutschland in Europa? 19.04.2010 // Bundesministerium der Finanzen [Offizielle Seite]. URL: http://wwwbundesfinanzministe-rium.de/nn_53836/DE/BMF__Startseite/nachgehakt/2010/014/20100422-D-Europa.html?__nnn=true

KavsÁÁónovÁog r. MepKel — EapKo^i Kaxá KepSoctórcrav. 7 Maíou 2010 // Ta Néa [Site]. URL: http://www.tanea.gr/ellada/article/?aid=4573408

Euvévxeu^n tou Ycpraoupyoú OiKovo^ía?, AvTayravicTiKÓTnxa^ Kai Nau-xiXía^, MápKou Mnólapn otov pa5iocTa0^ó NET 105,8 Kai otov 5n^ocio-ypá^o, 0ávo Eia^áKa // EllnviK^ A^oKpaTÍa. Ynoupyeío AvárcTU^n? Kai AvTayravicTiKÓTnTag [Official Site]. 22 MapTÍou 2010. URL: http://www. mindev.govgr/el/index.php/%CF%80%CF%81%CE%BF%CE%BA%CE%B 7%CF%81%CF%85%CE%BE%CE%B5%CE%B9%CF%83-%CF%80%CF %81%CE%BF%CF%83%CE%BA%CE%BB%CE%B7%CF%83%CE%B5% CE%B9%CF%83/162-

TsyonouÁog &. H Eupárcn npocnáBnoe allá 5ev ^nópece. 25 Arcpilíou 2010 // Enet.gr [Site]. URL: http://www.enet.gr/?i=news.el.article&id=155076

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.