Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ УСТАНОВОК В СИСТЕМЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ УСТАНОВОК В СИСТЕМЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / CULTURE OF INTERCONFESSIONAL RELATIONS / ETHNO-CONFESSIONAL GROUPS / ACTIVITY APPROACH / SOCIOCULTURAL APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Неметлаева Э.Р.

В данной статье анализируется религиозные установки в системе межконфессиональх отношений в современном российском обществе. Изучены межконфесиональных отношений в Крыму. Проведено эмпирическое исследование по среднегрупповые экстресивным показателям первой и второй группы интрисивных по большой шкале, которая отражает религиозную ориентацию по Г. Олпорта, Д. Росса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF RELIGIOUS INSTALLATIONS IN THE SYSTEM OF INTER-CONFESSIONAL RELATIONS OF MODERN YOUTH

This article analyzes religious attitudes in the system of inter-confessional relations in contemporary Russian society. Interfaith relations in the Crimea have been studied. An empirical study was carried out on the middle-group extreme indicators of the first and second group on a large scale, which reflects the religious orientation according to G. Allport, D. Ross.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ УСТАНОВОК В СИСТЕМЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

Использованные источники:

1. Солнцев О. Г. Российская банковская система: смена модели развития // Проблемы прогнозирования. - 2017. - N 2. - С. 41-65.

2. Соловьева С. В. Банковская система: тормоз или стимулятор экономического роста. // Финансы. - 2017. - N 11. - С. 26-28.

3. Снатенков А.А. Прогнозирование финансового состояния организации. Учебное пособие. Оренбург: 2012. 112с.

4. Балаболин В. Г. Банковское дело. учебное пособие. - Екб. : УрГСХА , 2017. - 143 с.

5. Орлов С. Н. Регулирование развития потенциала банковской системы региона в банковской системе РФ. - Екб. : Ин-т экономики УрО РАН , 2015. - 66 с.

6. Эриашвили Н. Д. Банковское дело. - М. : ЮНИТИ , 2017. - 518 с.

УДК 159.9.072.422

Неметлаева Э.Р. студент 4 курса факультет «Психолого-педагогический» Крымский инженерно-педагогический университет

Россия, г. Симферополь ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ УСТАНОВОК В СИСТЕМЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ

МОЛОДЕЖИ

Аннотация: в данной статье анализируется религиозные установки в системе межконфессиональх отношений в современном российском обществе. Изучены межконфесиональных отношений в Крыму. Проведено эмпирическое исследование по среднегрупповые экстресивным показателям первой и второй группы интрисивных по большой шкале, которая отражает религиозную ориентацию по Г. Олпорта, Д. Росса.

Ключевые слова: культура межконфессиональных отношений, этноконфессиональные группы, деятельностный подход, социокультурный подход.

Nemetlaeva E.R. Student

4 course, faculty "Psychology and pedagogical" Crimean engineering and pedagogical university

Russia, Simferopol STUDY OF RELIGIOUS INSTALLATIONS IN THE SYSTEM OF INTER-CONFESSIONAL RELATIONS OF MODERN YOUTH Abstract: This article analyzes religious attitudes in the system of inter-confessional relations in contemporary Russian society. Interfaith relations in the Crimea have been studied. An empirical study was carried out on the middle-group extreme indicators of the first and second group on a large scale, which

reflects the religious orientation according to G. Allport, D. Ross.

Key words: culture of interconfessional relations, ethno-confessional groups, activity approach, socio-cultural approach

Современный этап развития исследований характеризуется возрастающим интересом к религиозной и межконфессиональной проблематике. Общественная представленность культурно-религиозных ценностей и процессы конфессиональной вовлеченности нашли отражение в социологических исследованиях В. Борзенко, Ю. Василевского, Ю. Гаврилова.

Анализ направлений, в которых, так или иначе, отражены вопросы межконфессиональных отношений, указывает на то, что эта проблема только развивает концептуальные разработки, поэтому ее изучение минимально. Поэтому, данная проблема важная и особенно актуальная.

Проблема религиозно толерантности является наиболее актуальной, наиболее обсуждаемой в пределах современного мира. Религиозная толерантность - это комплексное явление в общественном сознании, где мировоззренческими и социально-психологическими установками сочетается и допускается правомерность разных религиозных традиций. Религиозная толерантность является конкретными действиями на уровне индивидов, общественных структур и государства. То есть, религиозную толерантность можно воспринять как ценность, социальную норму в гражданском обществе, которая появляется на правах всех индивидов - быть разной исходя из вероисповедания, конфессиональной принадлежности.

Крым особый обеспечивает регион многое, в котором проживают представители исследователи многих национальных и религиозных групп. обрядов Религиозная нравственным и этно - национальная идентичности крымчан интрисивные тесно переплетены и непосредственно влияют на их общественно-политическую многое позицию менее, политическое участие, отражаются социальное в межэтническом и межконфессиональном взаимодействии.

При изучении межконфесиональных отношений в Крыму, важным является рассмотрение конфессиональной идентичности народов Крыма вне контекста региона и особенностей его развития является невозможным и некорректным. В настоящее время верующие Крыма достаточно равномерно распределены во всех группах населения по возрасту, полу, национальности, образованию, занятости и т. д.

На уровне современного общества, религиозность перестала быть маргинально определенной общественной группой, выступает как духовное качество, что присуще примерно всем группам населения, также и молодым, образованным, профессионально квалифицированным и социально активным. Одновременно с этим, показатели степени религиозности в Крыму на порядок ниже, чем показатели уровня религиозности. Это указывает на то, что факт конфессиональной идентичности большей части

верующих обладает формальным и декларативным характером, нет глубоких религиозных переживаний, знания драматических основ и культовых предписаний, которые соответствуют определенному уровню религиозного поведения.

Для исследования религиозных установок в системе межконфессиональных отношений современной молодежи, необходимо воспользоваться шкалы религиозной ориентации энтрисивных и интрисивных Г. Олпорта, Д. Росса, которая состоит из 20 суждений, предназначена для четвертой выявления участие типа религиозной ориентации личности: далее внутренней и внешней религиозности. Люди с внешней условиях ориентацией ситуациях могут находить разные причины, чтобы считать религию полезной: она обеспечивает уверенность и утешение, группе социальные контакты и развлечения, статус и самооправдание. Посещение церкви, участие в религиозных обрядах, деятельности религиозных организаций, иногда внешнее влияние благочестие являются для них средствами доказать принятие свою социальную респектабельность, лояльность по становится отношению определенной к общепринятому образу жизни. Для людей с внутренней религиозностью интрисивной , религия является анкета главенствующим мотивом. Они мотивируют одной свою деятельность в разных социальных сферах религиозной верой, своё поведение стараются подчинить религиозным нормам и тенденция предписаниям. Религиозный поиск рассматривается часто как самоцель, как ценность, лежащая в основе подтверждаются всех вещей. Когда отсутствуют цели , религия становится внутренней ценностью индивида и в этом качестве ритуалы выступает как всеобъемлющая, интегративная и мотивирующая.

Представим полученные результаты более детально ниже в (табл. 1)

Таблица 1

Среднегрупповые показатели первой и второй групп по шкале «Религиозной ориентации» (Г. Олпорта, Д. Росса).

Шкалы Крымские татары(соблюдающие) Крымские татары и-Манна -Уитни

Интрисивность 23,4 17,3 3,2

Экстрисивность 18,4 20,1 2,3

Индекс религиозности 41,8 34 3,6

Различия статистически достоверны (р<0,05) по критерию Манна-Уитни.

По результатам анкетирования в Таблице 1 видно, что интрисивные и экстресивные факторы религиозности наблюдаются как в группе крымских татар соблюдающих, так же в группе не соблюдающих крымских татар.

Крымские татары соблюдающие, относящиеся к интрисивной группе 27 человек, к экстрисивной относиться 3 человека.

Крымские татары не соблюдающие: к интрисивной группе относиться 9 человек, к экстрисивной группе 21 человек.

Следовательно, по шкале «Религиозной ориентации» Г. Олпорта, Д. Росса в интрисивную группу входят 36 респондентов, в экстрисивную группу 24 респондента.

Таким образом, подводя итоги по проведенным методикам, можно сказать что, интрисивность проявляется больше у соблюдающих крымских татар, например, выражены такие особенности как: соблюдение ритуалов и накладывает обрядов, чтение религиозной литературы, обращение с молитвой к Богу и.т.д.

Экстрисивность наблюдается в группе не соблюдающих крымских татар, а именно обращение с молитвой к Богу в основном происходит в трудные моменты жизни, чтение религиозной литературы занимает второстепенное место в жизни испытуемых, психологический анализ уровня индивидуальной религиозности также указывает на более низкий уровень религиозности крымских татар (не соблюдающих) .

Следовательно, подтверждаются которой данные полученные по шкале «Религиозной нужное ориентации» Г. Олпорта, по результатам которой, выявлено 36 соблюдающих крымских татар, относящиеся которых к интрисивной группе, к экстрисивной относиться 27 человека обоснование. Не соблюдающих крымских татар относящихся к интрисивной группе выявлено 9 человек, экстрисивной группе 21 человек. Таким отношений образом, интрисивную группу в большей степени редко составляют соблюдающие крымские татары, экстрисивную не соблюдающие.

Исходя из выше проведенного исследования, можно сказать что, религиозности в интрисивной группе значительно выше, равен - 41, 8, в экстрисивной - 34, следовательно, религиозные установки интрисивной группы более точны и непоколебимы.

Выводы.

Определено, что религиозные установки положительно влияют на психологическое здоровье человека, многие из религиозных установок выступающие в виде запретов, с возрастом становятся частью личности, составляющей самосознание, и регулируют всё поведение конкретного человека.

Использованные источники:

1. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие / В.С. Агеев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015. - 240 с.

2. Ардашкин, И.Б. Психология религий / И.Б. Ардашкин. - Томск: Изд-во ТПУ, 2015. - 276 с.

3. Фрейд, 3. Психоанализ. Религия. Культура / З. Фрейд. - М.: Прогресс, 2014. - 290 с.

4. Юнг, К. Психология восточных религий [Электронный ресурс] // Совершенно секретно - Режим доступа: https://royallib.com/book/yung_karl/o_psihologii_vos (дата обращения: 10.03.2018)

5. Белоусов, С.А. Психология духовности веры и религиии / С.А. Белоусов. - М., 2001. - 94 с.

6. Ананьев, Б.Г. О методах современной психологии / Б.Г. Ананьев.- Л. : ЛГУ, 1976. - 13 - 35 с.

УДК 159.9.072.422

Неметлаева Э.Р. студент 4 курса факультет «Психолого-педагогический» Крымский инженерно-педагогический университет

Россия, г. Симферополь ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ Аннотация. В статье рассматриваются особенности межконфессиональных отношений в современной науке . Которые обусловлены не только взаимоотношениями между различными конфессиями и религиозной толерантностью, но и изменением всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости.

Ключевые слова : межконфессиональные отношения ,толерантность , глобализация религия личность.

Nemetlaeva E.R. Student

4 course, faculty "Psychology and pedagogical" Crimean engineering and pedagogical university

Russia, Simferopol DETECTION OF THE FEATURES OF INTER-CONFESSIONAL RELATIONS IN MODERN SCIENCE Annotation. In the article features of interconfessional relations in modern science are considered. Which are due not only to the relationship between different faiths and religious tolerance, but also to the change in all religious aspects of the social life of society under the influence of the worldwide trend towards interdependence and religious openness is rarely possible.

Key words: interreligious relations, tolerance, globalization, religion, personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.