Научная статья на тему 'Религиозный фактор становления личности в поликультурной и поликонфессиональной среде'

Религиозный фактор становления личности в поликультурной и поликонфессиональной среде Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
316
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / RELIGION / РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР / RELIGIOUS FACTOR / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / REPUBLIC OF CRIMEA / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / MULTICULTURAL BACKGROUND

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Грива О.А.

В статье рассмотрены вопросы, характеризующие влияние религии на личность, находящуюся в условиях поликультурности. Автор исходит из того, что религия традиционно играет важную роль в жизни общества и человека, помогая ему решать жизненно важные вопросы. Вопрос о влиянии религии на социальное становление личности в обществе автор рассматривает на стыке ряда социально ориентированных наук, таких как философия, религиоведение, социология, педагогика и психология. Автор подчеркивает зависимость оценок религиозного влияния от общей направленности эпохи и связывает их характер с уровнем религиозности сообщества в целом. В работе аргументированно доказано, что социализация личности в поликультурной среде тесно связана с разными векторами религиозных влияний на нее: деятельностью национальных религий, характерных для Республики Крым, религиозных организаций и неорелигиозных культов, характерных для данного региона. В статье показаны возможности взаимодействия общественных и религиозных институтов, а также образовательных организаций в социальном воспитании личности, находящейся в стадии своего социального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious factor in the formation of the personality in a multicultural environment

The questions that characterize the influence of religion on identity, which is in terms of multiculturalism. The author proceeds from the fact that religion has traditionally played an important role in the life of society and the individual, helping him to solve vital issues. The influence of religion on the social formation of the person in the society at the junction of the author examines a number of socially-oriented sciences, such as philosophy, religious studies, sociology, pedagogy and psychology. Questions of the social life of the individual and of religion still considered by philosophers-humanists since the Renaissance: J. Locke, Voltaire, D. Diderot. The author emphasizes the dependence of estimates of religious influence on the general trend of the period, and connects them with the level of the character of the religious community as a whole. The author convincingly proves that the socialization of the individual in a multicultural environment is closely linked with various vectors of religious influences on it: the activities of national religions, characteristic of the Crimean Republic, religious organizations and cults typical for the region. The author also notes the negative trends in the religious development of modern society. First of all, we refer to them strengthening inter-religious tension in a multicultural environment. For example, in the Crimea, the problem resides in the area of special attention, and the authorities, and religious organizations. For many years the problem of inter-confessional relations were solved in the course of business, the Interfaith Council of the Autonomous Republic of Crimea "Peace the gift of God", a balanced social policy authorities, and because of certain activities of confessional organizations. Another negative trend of the last decades is the proliferation of non-traditional religions of totalitarian sects (White Brotherhood, for Krishna Consciousness), activation of foreign missions. The article shows the possibilities of interaction between public and religious institutions and educational organizations in the social education of the person which is in the stage of their social development. The inhumane conditions of modern social environment of young people is often a tendency to cruelty, aggression and intolerance. Problems of this kind are combined and the secular and religious teachers, secular and religious institutions.

Текст научной работы на тему «Религиозный фактор становления личности в поликультурной и поликонфессиональной среде»

РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ В КУЛЬТУРЕ ♦ ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 2 (68). 2016. № 2. С. 18-26.

УДК 2:37.03:316.72.2

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ И ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ

О. А. Грива

В статье рассмотрены вопросы, характеризующие влияние религии на личность, находящуюся в условиях поликультурности. Автор исходит из того, что религия традиционно играет важную роль в жизни общества и человека, помогая ему решать жизненно важные вопросы. Вопрос о влиянии религии на социальное становление личности в обществе автор рассматривает на стыке ряда социально ориентированных наук, таких как философия, религиоведение, социология, педагогика и психология. Автор подчеркивает зависимость оценок религиозного влияния от общей направленности эпохи и связывает их характер с уровнем религиозности сообщества в целом. В работе аргументированно доказано, что социализация личности в поликультурной среде тесно связана с разными векторами религиозных влияний на нее: деятельностью национальных религий, характерных для Республики Крым, религиозных организаций и неорелигиозных культов, характерных для данного региона.

В статье показаны возможности взаимодействия общественных и религиозных институтов, а также образовательных организаций в социальном воспитании личности, находящейся в стадии своего социального становления. Ключевые слова: религия, религиозный фактор, Республика Крым, личность, поликультурная среда.

Введение. Религия традиционно играет важную роль в жизни общества и человека. Она помогала человеку решать для себя вопросы, связанные с целостностью его личности, с его трансцендентностью и отношением к вечности. Для социального становления личности значение религии всегда зависело от времени, страны, социального слоя, особенностей самой личности и, в первую очередь, от отношения самого человека к религии. Поэтому вопрос о влиянии религии на социальное становление личности в обществе необходимо рассматривать на стыке ряда социально ориентированных наук: философии, религиоведения, социологии, педагогики и психологии.

Большинство исследователей в сферах социальных наук первое место в социализации личности отдают семье. Второе место в этом ряду многие из ученых

18

отводят религии, то есть религиозному фактору [4; 5; 8; 9]. Вопросы влияния религиозной и церковной жизни на социальное становление личности активно рассматривались начиная с эпохи Возрождения Дж. Локком, Ф. Вольтером, Д. Дидро. В Новое и Новейшее время влияние религии на личность оценивалась исследователями обычно в соответствии с господствующей идеологией. Так, в период Российской империи каждый гражданин обязан был участвовать в жизни церкви. Соответственно, религиозному влиянию отводилась значительная роль. Напротив, во времена Советской власти влияние религии и церкви оценивалось властью как сугубо отрицательное. Поэтому личность, находящуюся в процессе социального становления, социум всемерно ограждал от религиозных влияний, более того, препятствовал проявлению даже интереса к данной области бытия. В отечественной традиции ситуация существенно изменилась с начала 90-х годов истекшего столетия. В исследованиях, касающихся вопроса о влиянии религиозного фактора на социальное становление личности, можно отметить, во-первых, дифференциацию позиций, во-вторых, рост положительных тенденций в оценках значения религиозного фактора для социального становления личности [1; 3; 4; 6;

9].

К моменту распада Советского Союза в его республиках были представлены все мировые религии - христианство, буддизм, иудаизм и ислам. На постсоветском пространстве существовало более 20 000 религиозных общин. Около 50 % населения считали себя верующими. В настоящее время количество религиозных организаций увеличилось так же, как увеличилось и количество людей, относящих себя к группе верующих. Поэтому рассмотрение вопроса о влиянии религиозного фактора на становление личности в условиях поликультурности и поликонфессиональности считаем актуальным. В связи с этим цель статьи -охарактеризовать влияние религии на социальное становление личности в поликультурном и поликонфессиональном обществе.

Изложение основного материала. Для человека важна не только общая картина религиозности или безрелигиозности общества, но прежде всего его собственная позиция по отношению к религии и вере. Отметим существование различной степени веры, религиозности и воцерковленности личности: от «верите ли вы во что-нибудь или кого-нибудь» - до церковного образа жизни.

Особую окраску аспект взаимоотношений личности с верой и церковью в контексте ее социального становления приобретает в поликультурной социальной среде, когда на человека воздействуют разные религиозные векторы, и немаловажным для него является фактор взаимоотношений разных религий и конфессий в обществе, а также характер государственно-церковных отношений.

Исторически так сложилось, что для России решающую роль играет христианство. Христианские традиции определили для наших соотечественников большинство основных жизненных позиций: роль семьи, отношение к детям, к родителям, к труду, к другим людям, соотношение внутреннего и внешнего мира человека, иерархию его ценностей. Особенности отношения к религии в современном обществе обусловлены рядом факторов, в том числе и культурно-историческими. С одной стороны, современные поколения сформировались в условиях атеизма и

19

атеистического воспитания. С другой стороны, роль религии и церкви в современном обществе всё возрастает - можно даже говорить об определенной моде на религию.

Выделим различные позиции человека в отношении его к религии:

- атеист - тот, кто отрицает существование Бога,

- безрелигиозный - человек, не нуждающийся в связи с Богом,

- верующий - человек, верящий в Бога, в сверхъестественные силы,

- религиозный - тот, кто придерживается определенной религии,

- церковный - человек, ведущий церковный образ жизни, подчиняющийся уставу церкви.

Важным является формирование толерантных взаимоотношений у людей, представляющих различные (особенно полюсные) позиции. История полна примерами, когда непримиримость в религиозных позициях приводила к ожесточению и кровопролитиям.

Анализируя современные проблемы терроризма и религиозного экстремизма, можно наблюдать, что вопрос о толерантности в западном мире возник прежде всего на религиозном уровне. Религиозная толерантность положила начало всем другим свободам: от свободы слова - до свободы гомосексуальных связей. Современность убеждает нас, что именно в религиозной плоскости труднее всего найти компромисс между представителями разных групп, поскольку религиозные взгляды имеют характер абсолютных истин. За нарушение религиозных правил (канонов, догматов и т. п.) полагалась не плохая отметка, а вечная смерть. Поэтому найти консенсус в спорных вопросах между представителями различных религиозных лагерей иногда бывает сложно. Но именно Христос - Бог-сын христиан, которого признают (правда, в разных качествах) представители и всех других мировых религий, завещал: «Блаженны миротворцы», «Любите врагов ваших» и самое главное - «Любите ближнего как самого себя» (Нагорная проповедь Христа [Матфея 5:1-7:29; Луки 6:12-41]). Вера - в идеале - порождает любовь, а как минимум - терпимость. Поэтому действительно верующий человек - терпимый и любящий. Нетерпимость в среде религиозной догматически допускается только тогда, когда есть необходимость защищать свою «крепость», будь то свой дом, город, или страна, свои взгляды или убеждения.

Локк исходил из того, что церковь - это объединение людей, которые верят в Бога во имя спасения души. Поэтому он расценивал религиозную веру как инстанцию, регламентирующую отношение человека к Богу и другим людям. В «Письмах о толерантности» он призывал человечество к религиозной терпимости.

К миру между религиями и разными социальными слоями, к толерантности призывал и один из основателей гуманистической философии Нового времени -Вольтер. В «Трактате о веротерпимости» он показал губительное действие межрелигиозной вражды и представил веротерпимость как главный путь к миру в мире, как основу развития человечества. Обратимся к высказыванию, которое приписывают Вольтеру: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказать свою мысль». В этом афоризме, при некоторой степени преувеличения, сосредоточена квинтэссенция теории толерантности.

20

Данные гуманисты заложили фундамент для последующего развития идеи толерантности во взаимоотношениях церквей и религий. С того времени толерантность трактовалась как возможность уступок со стороны государства и официальной церкви в вопросах веры и религии. Веротерпимость стала первой формой толерантности.

В развитии данного направления в Новое время проблема толерантности решалась в форме ответов на два главных вопроса: какими должны быть принципы взаимодействия враждующих церквей и как должно строиться взаимодействие светской и религиозной власти [9, с. 34].

Но и в более мягком варианте противоречия в позициях относительно веры и религии обязательно отражаются в общественной жизни, поскольку мораль, нравственность, культура и искусство в значительной степени базируются на религиозных образах и смыслах.

Обычно в современном европейском государстве общественная жизнь является декларативно-светской, что выражается в светском характере образования, науки и культуры. В связи с увеличивающейся значимостью религии и церкви в жизни современного общества в последние годы наметилась тенденция к более гармоничному единению религиозности и социальности. Можно отметить, что большинством граждан признается тот факт, что знание истории религии и церкви необходимо для того, чтобы понимать культуру, наполненную религиозными образами и символами, как, например, музыку И. Баха, В. Моцарта, П. Чайковского, живопись Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля; литературные произведения

A. Пушкина, Ф. Достоевского, Л. Толстого, Г. Сковороды, философские труды

B. Соловьева, Н. Бердяева, П. Флоренского, древнерусскую иконопись, архитектуру средневековья, архитектуру Востока и т. д.

Кроме того, понимать суть истории, чтобы она не была хаотичным набором событий, невозможно без осознания того факта, что люди постоянно были ведомы религиозными смыслами: жизнь и смерть первых христиан, подвиги мучеников, жизнь праведников; мотивы крестовых походов, религиозных войн и т. д. Анализ истории и культуры подтверждает, что религиозные смыслы человеческой жизни были наиболее сильными, а значит и наиболее значимыми.

В подтверждение можно сослаться на результаты нашего исследования об отношении к жизни и смерти в разных культурных средах, подтвердившие факт значимой зависимости столь важных смыслообразующих установок от степени религиозности целых групп населения, в нашем случае - славянского и крымскотатарского населения Автономной Республики Крым [3]. Отношение к жизни и смерти, как непременным явлениям собственной жизни, в значительной степени характеризует не только конкретную личность, но и дает возможность глубже познакомиться с существенными характеристиками определенного этноса, определённой культурной группы.

В ходе проведения исследования нами было обнаружено, что в отношении к жизни и смерти у представителей разных этнических групп (а именно крымских татар и славян) выявлены различия в их восприятии и отношении к этим категориям, хотя в целом семантика отношения к ним очень близка. Полученные в ходе

21

исследования результаты отношения к смерти представителей разных этнических групп указывают на то, что славяне в большей степени, чем крымские татары, не принимают и боятся ее, отрицательно относятся к смерти как явлению. В их сознании смерть представлена как неизбежность, конец жизни, выступающий в основном как источник негативных эмоциональных состояний и переживаний личности. А крымские татары относятся к смерти как чему-то естественному, не несущему особо негативной смысловой нагрузки. Данные исследования позволили сделать вывод о корреляции показателей (отношение к смерти) с уровнем религиозности испытуемых: в настоящем случае уровень религиозности крымских татар выше, чем уровень религиозности представителей славян, участвовавших в исследовании [3, с. 94].

Важным аспектом проблемы влияния религии на социальное становление личности является факт религиозной полифонии в поликультурной среде. Проанализируем с этой точки зрения ситуацию в поликультурной Республике Крым.

Социальная жизнь в Крыму тесно связана с деятельностью ряда церквей: Украинской православной церкви (Московского Патриархата, глава - митрополит Онуфрий), Украинской православной церкви (Киевского Патриархата, глава -митрополит Филарет), а также Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК, крымский муфтият) и Таврического муфтията, которые имеют статус исламских централизованных организаций на полуострове и объявляют себя защитниками традиционной для крымских татар версии ислама. Кроме того, на полуострове действует еще около пятидесяти религиозных организаций разного толка. При этом в определенную группу выделим древние христианские конфессии: протестантов, католиков, лютеран, евангелистов, а также секты: пятидесятников, хлыстов, баптистов, иеговистов и другие. Другая группа - это нехристианские религии: буддисты, иудеи, мусульмане. В разные периоды в Крыму действовали в том числе и тоталитарные секты: «Белое братство», «Аум Сенрике», «Сайентологии». Представители сект зачастую оказывают негативное влияние не только на неокрепшие души, находящиеся в стадии социального становления, но и на вполне взрослых граждан, находящихся, например, в тяжелой жизненной ситуации. На это неоднократно указывали многие педагоги, социологи и психологи [2; 6; 7; 8].

С 90-х годов прошлого столетия зарегистрировано большое количество новых религиозных организаций. Процесс интенсификации религиозной жизни характеризовался определенными тенденциями. В частности, возрастало количество христианских организаций, появлялись новые направления, такие как «Церковь Христа», «Церковь последнего завета», чему соответствовало вовлечение всё новых групп верующих, как возрастных, так и фокусных. Например, церковь Муна, активно действовавшая на полуострове в середине 90-х годов, была ориентирована на интеллигенцию, особенно учительскую и творческую аудиторию. Церковь «Филадельфия» вовлекала в свои ряды преимущественно молодежь. Увеличение количества молодежи в религиозных организациях - это еще одна тенденция последних десятилетий. Организаторы некоторых религиозных течений и церквей специально делают ставку на молодежь, используя ее природную активность, стремление к новому, определенное любопытство, а зачастую и элементарную незанятость молодежи в социальной и общественной жизни.

22

Другая тенденция - количественные и качественные изменения внутри конфессиональной жизни. О количественных изменениях говорит статистика, свидетельствующая об увеличении числа культовых действий, типа венчаний, крещений, отпеваний. На качественные изменения указывают изменения, происходящие в социально-психологической ситуации в обществе: религиозные и церковные символы становятся более используемыми и всё более значимыми; житейские и религиозные установки всё чаще совпадают. Так, например, в Великий пост уже редкие пары вступаю в брак, поскольку широко распространилось мнение о том, что это не только запрещено церковью, но и не приносит удачи будущим семьям с вполне светской точки зрения. Такие явления социальной жизни как аборты, воровство, клевета, межнациональные распри и им подобные осуждаются как светской, так и религиозной моралью, что делает отношение общества к ним всё более нетерпимым.

Можно сделать вывод об общем оживлении религиозной жизни в современном обществе и о ее положительном влиянии на социально-психологический климат общества.

Но в то же время нельзя не отметить и негативные тенденции. Прежде всего, к ним отнесем усиление межконфессионального напряжения в поликультурной среде. Например, в Крыму эта проблема постоянно находится в сфере особого внимания и властей, и религиозных организаций. Многие годы проблемы межконфессиональных взаимоотношений решались в процессе деятельности Межконфессионального совета Автономной Республики Крым «Мир - дар Божий», уравновешенной социальной политики властных структур, а также благодаря определенной деятельности конфессиональных организаций.

Другой негативной тенденцией последних десятилетий является распространение нетрадиционных религий, тоталитарных сект («Белое братство», «Движение сознания Кришны»), активизации зарубежных миссий.

Можно сделать вывод о том, что для организации и реализации эффективной работы педагогов, психологов, социальных работников, участвующих в процессе социального становления личности в поликультурной среде, необходимо знание и учёт религиозного и конфессионального факторов в процессе социализации личности.

Обратимся к вопросу о возможностях взаимодействия общественных и религиозных институтов в социальном воспитании.

В современных условиях существует проблема воспитания гуманности у подрастающих поколений. В негуманных условиях среды возникает склонность к жестокости, агрессии, нетерпимости. Проблемы такого рода объединяют и светских, и религиозных педагогов, светские и религиозные институты. Но проблема взаимодействия светских и конфессиональных институтов в социальном воспитании сложна в силу ряда причин.

1. Разные подходы к мировоззренческим основам личности. Светская культура, образование в том числе, строится на идее «человек - превыше всего», из чего следуют логичные выводы: «всё для человека» (основа потребительской сущности

23

современной культуры) и «человек может всё». По образному выражению одного из персонажей Ф. Достоевского, «если Бога нет, то всё дозволено».

В религиозном мировоззрении - над всем - Бог, поэтому человек и человеческое общество подвластны ему. Он не только видит дела и поступки, но и «ведает сердца». Человек, находясь под его всевидящим оком, должен выполнять его заповеди.

2. Разное понимание духовности.

В светском понимании духовность - это, прежде всего, приобщенность личности к высшим культурным ценностям (в литературе, музыке, философии). То есть духовный человек - это образованный, порядочный, воспитанный, тонко чувствующий человек. И чем больше личность развивается интеллектуально, морально и эмоционально, тем более духовной она становится.

В религиозном понимании духовность определяется степенью личных отношений с Богом, подразумевающих веру, любовь, поклонение, послушание, смирение. Чем выше уровень религиозности и церковности человека, тем и выше уровень духовности.

При этом, по образному выражению В. Нечипорова, иногда в этот круг пускают и людей светских, нерелигиозных, считая, что их природная чистота, высокие душевные качества позволяют им быть людьми духовными, а по отношению к остальным или к другому уровню отношений - называют его нравственным. В данном отношении критерием нравственности является совесть, соответственно, духовности - Бог [6].

3. Разное отношение к религиозным ценностям.

В светском понимании их надо использовать в воспитании, но ровно настолько, насколько они могут быть полезны: знакомить с религиозными сюжетами в искусстве, с историей религии. Но не больше - то есть налицо прагматично-утил итарное отношение к религиозным ценностям человечества.

В религиозном понимании эти ценности - основа миропонимания, мироощущения и мера жизни. То есть нельзя знать их, понимать и при этом не следовать им. Основополагающей формулой в этом отношении являются слова Христа: «Я - путь, и истина, и жизнь».

В связи с этим складывается следующая ситуация: с одной стороны, религиозная жизнь общества оживляется и интенсифицируется, но с другой - наблюдаются и попытки сдерживания: стремление не пускать в школы священников, не вводить в программы религиозных и околорелигиозных дисциплин, типа «Основы Православной культуры и светской этики». В то же время в некоторых местах, наоборот, родители требуют введения Закона Божия в качестве обязательного предмета, участия духовенства в воспитательном процессе образовательных заведений. Несомненно, описанные тенденции разъединяют общество, но объединяет его нечто большее: необходимость противостоять злу, влияниям тоталитарных сект, заокеанских проповедников и т. п. Можно констатировать попытки поиска общих начал в деле нравственного и духовного воспитания молодёжи.

24

Выводы.

В заключение назовем общие принципы и позиции в государстве по отношениюк вере и церкви, которые лежат в основе взаимодействия светских и религиозных институтов в процессе социального становления личности в Российской Федерации:

- Государство, культура и школа - светские.

- Свобода выбора религии, веры или атеизма для личности.

- Свобода действий для традиционных конфессий внутри конфессии.

- Взаимоуважение, толерантность по отношению друг к другу (верующих и неверующих, представителей разных конфессий друг к другу).

- Объединение различных институтов (светских и религиозных) для решения общих проблем, например экологических, этно-культурных, противостояния тоталитарным сектам и других.

Список литературы

1. Лосский Н. О. Характер русского народа // Старченко Н. Н. Мир, интуиция и человек в философии Н. О. Лосского [фрагмент из книги Н. О. Лосского «Характер русского народа». Диалог времен и народов]. - М.: Знание, 1991. - 64 с.

2. Бех И. Д. Феномен «Бше братство»: погляд психолога / И. Д. Бех // Рщна школа. - 1994. - № 11.

3. Грива О. А. Исследование отношения к жизни и смерти в разных культурных средах / О. А. Грива // Нова парадигма. - 2007. - № 70. - С. 88-95.

4. Дадонкин А. С. Церква як зааб ресоцiалiзацil засуджених / А. С. Дадонкин // Оргашзащя сощально! роботи з молоддю, що повернулася з мюць позбавлення волг - ймферополь: КрЦССМ, 2001. - С. 8-9.

5. Размышления о России и русских. «Вторая философия» русского человека. - М.: Московская школа политических исследований, 2006. - 616 с.

6. Нечипоров В. Введение в христианскую психологию / В. Нечипоров. - М., 1996. - 96 с.

7. Яблоков И. Н. Социология религии / И. Н. Яблоков. - М.: Макс Пресс, 2014. - 260 с.

8. Сощальна робота [за загальною ред. А. Й. Капсько!]. - К., 2005. - 214 с.

9. Христианская мораль и этика - основа общества. - М., 1993. - 297 с.

Griva O. A. Religious factor in the formation of the personality in a multicultural environment //

Scientific Notes of Crimea Federal V. I. Vernadsky University. Philosophy. Political science. Culturology. - 2016. - Vol. 2 (68). - № 2. - P. 18-26.

The questions that characterize the influence of religion on identity, which is in terms of multiculturalism. The author proceeds from the fact that religion has traditionally played an important role in the life of society and the individual, helping him to solve vital issues. The influence of religion on the social formation of the person in the society at the junction of the author examines a number of socially-oriented sciences, such as philosophy, religious studies, sociology, pedagogy and psychology. Questions of the social life of the individual and of religion still considered by philosophers-humanists since the Renaissance:. J. Locke, Voltaire, D. Diderot.

The author emphasizes the dependence of estimates of religious influence on the general trend of the period, and connects them with the level of the character of the religious community as a whole. The author convincingly proves that the socialization of the individual in a multicultural environment is closely linked with various vectors of religious influences on it: the activities of national religions, characteristic of the Crimean Republic, religious organizations and cults typical for the region.

The author also notes the negative trends in the religious development of modern society. First of all, we refer to them strengthening inter-religious tension in a multicultural environment. For example, in the Crimea, the problem resides in the area of special attention, and the authorities, and religious organizations.

For many years the problem of inter-confessional relations were solved in the course of business, the Interfaith Council of the Autonomous Republic of Crimea "Peace - the gift of God", a balanced social policy authorities, and because of certain activities of confessional organizations.

Another negative trend of the last decades is the proliferation of non-traditional religions of totalitarian sects (White Brotherhood, for Krishna Consciousness), activation of foreign missions. The article shows the possibilities of interaction between public and religious institutions and educational organizations in the social education of the person which is in the stage of their social development. The inhumane conditions of modern social environment of young people is often a tendency to cruelty, aggression and intolerance. Problems of this kind are combined and the secular and religious teachers, secular and religious institutions. Key words: religion, religious factor, Republic of Crimea, personality, multicultural background.

References

1. Losskij N. O. Harakter russkogo naroda // Starchenko N. N. Mir, intuiciya i chelovek v filosofii

N. O. Losskogo [fragment iz knigi N. O. Losskogo «Harakter russkogo naroda». Dialog vremen i narodov]. - M.: Znanie, 1991. - 64 s.

2. Bekh I. D. Fenomen «Bile bratstvo»: poglyad psihologa / I. D. Bekh // Ridna shkola. - 1994. - № 11.

3. Griva O. A. Issledovanie otnosheniya k zhizni i smerti v raznyh kul'turnyh sredah / O. A. Griva // Nova paradigma. - 2007. - №70. - S. 88-95.

4. Dadonkin A. S. Cerkva yak zasib resocializacii zasudzhenih / A. S. Dadonkin // Organizaciya social'noi roboti z moloddyu, shcho povernulasya z misc' pozbavlennya voli. - Simferopol': KrCSSM, 2001. -

S. 8-9.

5. Razmyshleniya o Rossii i russkih. «Vtoraya filosofiya» russkogo cheloveka. - M.: Moskovskaya shkola politicheskih issledovanij, 2006. - 616 s.

6. Nechiporov V. Vvedenie v hristianskuyu psihologiyu / V. Nechiporov. - M., 1996. - 96 s.

7. Yablokov I. N. Sociologiya religii / I. N. Yablokov. - M.: Maks Press, 2014. - 260 s.

8. Social'na robota [za zagal'noyu red. A. J. Kaps'koi]. - K., 2005.

9. Hristianskaya moral' i ehtika - osnova obshchestva. - M., 1993.

26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.