Научная статья на тему 'Направления исследований религиозного сектантства в работах советских учёных 60-80-х гг. Хх в'

Направления исследований религиозного сектантства в работах советских учёных 60-80-х гг. Хх в Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
308
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКТА / СЕКТАНТСТВО / НАУКА О РЕЛИГИИ / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЛИГИИ В СССР / SECT / SECTARIANISM / SCIENCE OF RELIGIONS / RELIGIOUS STUDIES / A RELIGION RESEARCHING IN THE USSR

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Колмакова М.В.

Изучение религиозного сектантства в 60-80-е гг. XX в. в СССР является важным этапом становления отечественной науки о религии. В статье представлены четыре ключевых направления исследований религиозного сектантства, которые возможно выделить в трудах советских учёных указанного периода. Анализ этих направлений позволяет составить более полную картину развития науки о религии в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Directions of Researches of Religious Sectarianism in the Soviet Scientistsʼs Texts in the 60-80th of the 20th Century

An important stage of formation of domestic science of religion is studying of the religious sectarianism in the 60-80-th in the USSR. This article is about directions of researches of religious sectarianism which are possible for allocating in works of the Soviet scientists of the specified period. The analysis of these directions allows to make fuller picture of development of science of religion in our country.

Текст научной работы на тему «Направления исследований религиозного сектантства в работах советских учёных 60-80-х гг. Хх в»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 1 (13). С. 192-198. УДК 291

М. В. Колмакова

НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РЕЛИГИОЗНОГО СЕКТАНТСТВА В РАБОТАХ СОВЕТСКИХ УЧЁНЫХ 60-80-х гг. ХХ в.

Изучение религиозного сектантства в 60-80-е гг. XX в. в СССР является важным этапом становления отечественной науки о религии. В статье представлены четыре ключевых направления исследований религиозного сектантства, которые возможно выделить в трудах советских учёных указанного периода. Анализ этих направлений позволяет составить более полную картину развития науки о религии в нашей стране.

Ключевые слова: секта; сектантство; наука о религии; религиоведение; исследование религии в СССР.

M. V. Kolmakova

THE DIRECTIONS OF RESEARCHES OF RELIGIOUS SECTARIANISM IN THE SOVIET SCIENTISTSS TEXTS IN THE 60-80TH OF THE 20TH CENTURY

An important stage of formation of domestic science of religion is studying of the religious sectarianism in the 60-80-th in the USSR. This article is about directions of researches of religious sectarianism which are possible for allocating in works of the Soviet scientists of the specified period. The analysis of these directions allows to make fuller picture of development of science of religion in our country.

Keywords: sect; sectarianism; science of religions; religious studies; a religion researching in the USSR.

В уходящем 2016 г. преподаватели, студенты и выпускники социально-гуманитарного факультета (бывшего факультета теологии и мировых культур) Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского отметили юбилей одного из его «отцов-основателей», прекрасного лектора и невероятной эрудиции учёного Юрия Васильевича Балакина. Судьба распорядилась так, что этот светлый человек покинул нас для жизни вечной в июне 2014 г. Его мудрые и ценные советы, увлекательнейшие лекции и преисполненные мастерства педагога-философа беседы навсегда останутся в сердцах всех тех, кто имел честь быть коллегой и студентом этого скромного и искреннего человека. Сотрудниками факультета к 70-летию со дня рождения учёного была подготовлена конференция, на которой нынешние студенты, ученики и коллеги Юрия Васильевича Балакина

выступили с докладами на различные темы. Настоящую работу мне бы хотелось посвятить памяти Юрия Васильевича Балакина. Тема изучения сектантства не была центральной в его научной работе, но, благодаря лекциям, семинарам и доброму напутственному слову, в своё время данному мне Юрием Васильевичем, эта тема стала ключевой в моей научной работе, за что я бесконечно ему благодарна.

Истории формирования советской науки о религии в настоящее время посвящено множество исследований и публикаций, которые с различных позиций анализируют результаты научной работы учёных второй половины ХХ в. в СССР. Изучение сектантства в этом анализе занимает одно из важнейших мест. Среди невероятно большого количества текстов, посвящённых изучению сектантства, опубликованных в период

© Колмакова М. В., 2017 192

60-80-х гг. ХХ в., можно выделить несколько основных направлений изучения сектантства, анализ которых существенно расширит наше представление о научном осмыслении сектантства в указанный период. В настоящей работе мы постараемся рассмотреть четыре направления: антирелигиозное, историко-культурное, социальное и идеологическое.

1. Антирелигиозное направление

Антирелигиозное направление в изучении религиозного сектантства было обусловлено прежде всего наследием атеистической пропаганды, которая насаждалась в достаточно жёсткой форме советскому гражданину в начале ХХ в. В период 60-80-х гг. ХХ в. наметился переход от сугубо атеистической пропаганды к научно-атеистическим взглядам. Этот переход существенно менял отношение к деятельности религиозных организаций и к верующему человеку - советскому гражданину. Советский гражданин мог иметь религиозные предпочтения, если они не противоречат законам страны: «Основной Закон нашей страны - Конституция СССР - обязывает граждан соблюдать Конституцию и советские законы. Никто не в праве по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения гражданских обязанностей, установленных законами. Использование гражданами свободы совести и деятельность религиозных организаций не должны наносить ущерба интересам общества и государства. С этим связана конституционная обязанность гражданина уважать права и законные интересы других лиц, уважать их национальное достоинство и всегда помнить, что запрещается возбуждать вражду и ненависть в связи с религиозными верованиями, не допускается оскорбление религиозных чувств верующих граждан» [1, с. 6]. В свою очередь, критике подвергались эпизоды отступления от этих норм: «Различного рода нарушения закона порой находят "оправдание" и "прощение" их атеистической направленностью, желанием сократить религиозную обрядность населения, доложить о мнимом благополучии в результативности научно-атеистической пропаганды» [Там же, с. 11]. Приведённая цитата свидетельствует о том, что в рамках научного атеизма не предполагалось проводить «тотальную чистку» общества от «религиозных предрассудков» (хотя такие

формулировки встречаются в изданиях, по-свящённых тем или иным религиозным организациям).

В ходе изучения деятельности различных религиозных организаций учёные пришли к выводу о том, что религиозные убеждения не могут дискредитировать и ослабить советскую власть. Этому способствовали, помимо прочего, нормы, закреплённые на законодательном уровне, которые регламентировали деятельность религиозных организаций, а также приверженцев малочисленных религиозных объединений в соответствии с нуждами государства и общества. Многие авторы обращали внимание читателей на те успехи, которых удалось достичь советским властям, осуществлявшим переход от атеистической пропаганды к научному атеизму, продолжая признавать религию во всех её проявлениях постепенно изживающим себя аспектом культуры, но в это же время признавая право за гражданами страны разделять те или иные религиозные взгляды без страха дискриминации: «Пожалуй, многие забыли или не знают о существовавших ранее для религиозных служителей ограничениях в избирательном праве. Теперь этого давно уже нет. Конституция СССР предоставила право всем гражданам СССР избирать и быть избранными в Советы народных депутатов (далее: Советы) и другие выборные государственные органы. При таком положении не существует правовых ограничений на избрание служителей церкви, религиозных деятелей депутатами Советов или народными заседателями районных (городских) народных судов. Сейчас целесообразно подумать о такой возможности, и можно надеяться, что избрание духовных служителей депутатами послужит авторитету Советов» [1, с. 12]. Это весьма важное замечание, которое свидетельствует о том, что перемены относительно оценки религиозных взглядов граждан были обусловлены, помимо научных исследований, реалиями повседневной жизни общества, в котором религия продолжала занимать своё место, и игнорировать это обстоятельство означало демонстрировать неосведомлённость власти о социально-значимых явлениях, играющих значительную роль в жизни большого количества людей. В свою очередь, представители многих рели-

гиозных организаций (в значительной степени это касалось организаций, именуемых религиозными сектами) крайне положительно реагировали на эти перемены и старались занять более прочное место в обществе за счёт интеграции своих религиозных взглядов в актуальные области развития советского общества: «В последние годы идеологи религиозного сектантства в своих печатных изданиях, в проповедях на молитвенных собраниях и индивидуальных беседах с молодёжью всё более обращаются к проблемам патриотизма, любви к Советской Родине, гуманизма, нравственности юношей и девушек, вопросам укрепления религиозности среди молодых семей, воспитания детей в христианском духе» [2, с. 104]. Но не все приверженцы религиозных взглядов готовы были разделить эту позицию, оставалось немало сложностей и фанатичных религиозных деятелей, которые препятствовали «органичному развитию советских людей» и ставили под сомнение ценности советского общества. Тем не менее антирелигиозное направление исследований этого периода свидетельствует о происходящих изменениях во многих областях жизни советского человека, которые неизбежно сталкивались с теми или иными проявлениями религиозности. Особенно важно отметить, что эти изменения получили закрепление как в научной литературе, так и в законодательных актах: «Советские законы не препятствуют обучению детей религии в семье. Не запрещается также детям вместе с родителями присутствовать, например, на молитвенном собрании религиозной общины. Но в то же время закон ограждает несовершеннолетних детей от насильственного приобщения к религии, организации и систематического проведения занятий по обучению детей религии» [Там же, с. 112].

2. Историко-культурное направление

Атеистическое направление изучения религиозного сектантства неразрывно связано с расширением представления о влиянии религии на развитие культуры: «Научный атеизм не есть простое отрицание религии. Это целостная система мировоззренческих выводов, связанных с решением коренных проблем миропонимания, места и роли человека в обществе, важнейших нравственных проблем» [3, с. 80-81].

Религиозное сектантство рассматривали в качестве культурного и исторического феномена. «Русское сектантство, возникшее как на православной, так и на протестной почве, всегда являлось культурно значимым явлением в российской истории. История свидетельствует, что становление культурных традиций многообразно и сопряжено с возникновением новых религиозных течений в различных формах» [4, с. 3].

Изучение сектантства в этом качестве во многом вбирало в себя материалы исследований, которые в наиболее полной форме были представлены в «антирелигиозном» и «социальном» направлениях. Тем не менее исследователи отмечали наличие влияния сектантства на развитие некоторых аспектов культурной жизни советских граждан. Прежде всего эти влияния заметны применительно к бытовой жизни, фольклору, литературным произведениям, театральным и кинематографическим постановкам, художественному и музыкальному творчеству и многому другому. Несомненным становилось осознание сектантства как явления, глубоко укоренённого в отечественной истории и, следовательно, имеющего множество факторов, его порождающих.

Особенности быта и культуры отдельных религиозных организаций представлены рядом работ современных исследователей: А. И. Клибанов [5; 6; 7], Г. М. Филист [8; 9; 10], И. И. Акинчиц [11; 12; 13], Р. В. Надоль-ский [14; 15], А. В. Верещагина [16] и др.

3. Социальное направление

Социальное направление в наиболее разработанной форме было представлено советскими учёными на материалах, посвя-щённых западным религиозным организациям: «Наибольшее распространение всякого рода мистические настроения и искания приобрели в США. Активно действуют религиозно-мистические организации в ФРГ, Франции, Голландии и некоторых других странах Западной Европы» [17, с. 151]. Одним из наиболее влиятельных факторов, которые обусловливали рост и влияние религиозных идей на развитие различных областей жизни общества, авторы называют кризисные явления современного мира: «Распространение религиозно-мистических умонастроений, как правильно отметил Дж. Пасмор, свидетель-

ствует о том, что господствующее в современном буржуазном обществе потребительское сознание лишено духовного измерения» [18, а 195]. Прежде всего влияние оказывают финансовый и политический кризисы, которые способствуют нестабильности жизни различных слоёв общества (отчасти по этой причине подобные исследования не производились на отечественных материалах, так как «коммунистическая мораль, - сказано в Программе КПСС, - включает основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнётом и нравственными пороками» [19, с. 87]). На примере западных религий исследователи всё чаще освещали сектантство как комплексное явление, имеющее социальную, психологическую и историческую природу. Авторы повествовали о некоем новом явлении, которое набирало силу и существенно влияло на жизнь людей: «Эта волна неомистицизма и современного богоискательства не связана генетически с традиционными церквами и сектами западного мира. Более того, бурная экспансия неомистицизма происходила на фоне значительного ослабления "традиционной" для буржуазного общества религиозности и падения авторитета "традиционных" церквей и сект» [17, с. 148]. Учёные подчёркивали необходимость проведения дополнительных исследований западных сектантских организаций, которые позволили бы разобраться в природе этого нового явления, развивающегося ускоренными темпами и внедряющегося во все слои общественной жизни. Особенно важным исследователи отмечали стремление к универсализации религиозности: «Характерной чертой всех так называемых нетрадиционных религий является их ярко выраженный синкретический характер: в их вероучении и культуре есть элементы, присущие христианству, буддизму, индуизму, исламу, а также оккультизму, теософии, антропософии и тому подобным мистическим доктринам. Этот синкретизм, порой скрытый, замаскированный, должен производить (по замыслу лидеров неомистицизма) впечатление универсальности, всеобщей пригодности вероучения для людей самых различных исповеданий и вер, национальностей и рас. Провозглашая абсолют-

ный, всеобщий приоритет вновь возникшего вероучения, его основатели и лидеры объявляют все остальные религии и конфессии частным его вариантом, искажающим подлинно "божественную мудрость"» [17, с. 148]. Помимо прочего, учёные отмечали невероятное стремление лидера такой организации к исключительной власти над своими подчинёнными-верующими: «... выступают в роли пророков или же земных воплощений бога (Моисея, Кришны, Иисуса Христа и т. п.)» [Там же, с. 149].

«Данные социологических исследований показывают, что христианское сектантство постольку сохраняется в условиях социалистического общества, поскольку оно находит формы и средства удовлетворения определённых духовных и нравственных потребностей верующих. Они не всегда обусловлены религиозными исканиями; такими потребностями могут быть и стремление к нравственному идеалу и совершенству, и потребность в общении, и эстетические потребности, и потребности в коллективных переживаниях, в эмоциональной разрядке и т. д.» [20, с. 207].

Социальное направление исследований также включало изучение состава верующих таких групп. Важным результатом стало следующее: как правило, адептами «новых» религиозных групп становились молодые люди в возрасте от 25 до 30 лет, которые под воздействием нарастающего кризиса, культурного, духовного и финансового, разочаровывались в существующих порядках и находили возможность получить «немедленное спасение», вступая в члены подобных организаций. Для активного вовлечения проповедники таких организаций использовали актуальные проблемы современности, предлагая весьма экстравагантный вариант их разрешения. «Проповедники мистицизма умело используют в своих интересах сложные коллизии современной международной жизни: возрастающую угрозу глобальной термоядерной катастрофы, усиление общего кризиса капиталистической системы, колоссальный рост безработицы, которая в наибольшей степени угрожает именно молодёжи, экологические проблемы, отсутствие жизненной перспективы, а также такие органически присущие современному буржуазному

обществу пороки, как небывалое прежде распространение преступности и наркомании» [17, с. 150]. Кризис капиталистической системы спровоцировал рост протестных настроений среди молодёжи, которые вылились в радикальные формы религиозности, так как прежде всего последствия этого кризиса сказались на деградации духовных и культурных ценностей, что привело к разрушению авторитета существующих религиозных форм. Именно такая реорганизация религиозной сферы постепенно вышла за рамки одного государства, так как не имела привязанности к какой-либо географически определённой местности и стремилась к интернационализации и универсальности. Такое сложное и вместе с тем бурно развивающееся явление не могло не обратить на себя внимания исследователей всего мира.

В противовес западным тенденциям развития религиозных организаций применительно к реалиям советского общества исследователи отмечали: «В настоящее время религия, в том числе и сектантство, переживает глубокий кризис. Он проявляется прежде всего в религиозной идеологии и сознании верующих. Кризис религии в нашей стране обусловлен прежде всего воздействием социального, культурного и научно-атеистического прогресса развитого социализма и господствующего в нашей стране научного материалистического мировоззрения» [2, с. 104]. Но вместе с тем ряд исследователей осознавали важность изучения отечественных форм религиозности и сектантства в многообразии его проявлений [5; 9; 21; 22; 23; 24; 25].

4. Идеологическое направление

Идеологическое направление изучения сектантства было связано с противопоставлением советских и западных ценностей: «В поисках новых подрывных средств наши идеологические противники пытаются использовать и нетрадиционные религии. В последние годы были предприняты активные попытки создания в нашей стране религиозно-мистических организаций нетрадиционного направления» [17, с. 151-152]. Такое направление изучения сектантства было связано с нестабильными внешнеполитическими событиями, которые могли неблагоприятно сказаться на внутренних делах страны. В качестве предупредительной меры, была вы-

брана тактика опережения. Несмотря на то что условия жизни советских граждан подготовили благоприятную почву для развития всевозможных религиозных организаций, прежде всего сектантских, наиболее удобным выбором для руководителей страны была обвинительная стратегия: «В идеологических провокациях против СССР и других социалистических стран антикоммунизмом активно пользуется религия. Наши классовые враги действуют всё более нагло и коварно, изощряясь в клевете, апеллируя к разного рода предрассудкам и пережиткам в сознании некоторых молодых людей. Империалистические спецслужбы, стремясь обострить религиозную обстановку в СССР, ведут работу среди религиозных экстремистов, используют их информацию о якобы "гонениях и преследованиях" молодых людей за религиозные убеждения» [2, с. 114].

Важной стороной идеологического направления стала разработка новых обрядов, которые позволили бы уйти от привычных христианских религиозных форм и заменить их светскими - общегражданскими: «Становится понятным, что вытеснение религии из сферы человеческих чувств немыслимо без преодоления её обрядового элемента. Добиваться успехов здесь надо и научной критикой религиозных праздников и обрядов, активным внедрением в быт советских людей... прежде всего молодёжи, высокоидейной по содержанию, эмоциональной и красочной по форме социалистической обрядности» [26, с. 151]. Этот чрезвычайно важный аспект, отмеченный автором, который осознавался учёными середины ХХ в., и применялся на практике. Новые праздники и соответствующие обряды были призваны кардинальным образом сменить устоявшиеся религиозные традиции путём проникновения во все области культуры и быта, широкого распространения и массового вовлечения: «Поэтому социалистическая обрядность является одним из важных средств перекрытия каналов воспроизводства и охранения религиозности в сфере быта» [Там же]. Первостепенной идеологической составляющей этих новых форм обрядности и праздников стал атеизм, который выражался в формировании материалистического миропонимания и мироощущения, проникая во все сферы жизни человека.

«Когда мы говорим о подлинно научном марксистско-ленинском мировоззрении, то обязательно подразумеваем его важнейшую составную часть - атеизм. Но научный атеизм не сводится только к отрицанию религии. Он выступает прежде всего как доминанта философской и нравственной концепции, которая вооружает человека знанием объективных законов развития природы и общества, освобождает его от частнособственнического индивидуализма, формирует позитивные ориентиры жизнедеятельности. Можно сказать, что атеизм в марксистско-ленинском понимании представляет собой форму духовного освоения новой, социалистической практики» [27, с. 137]. Формирование нового идеологического ориентира происходило под чутким руководством различных государственных структур, в том числе научных. Это, в свою очередь, отражалось на многих аспектах повседневной жизни и работы рядовых граждан.

* * *

Направления изучения сектантства, описанные выше, являются свидетельством многогранности исследовательских позиций учёных 60-80-х гг. ХХ в. Несмотря на то что одним из главных лозунгов этих исследований являлся следующий: «Преодоление пережитков религиозного сектантства - важная задача идейно-политической работы, одно из условий формирования научного материалистического мировоззрения и атеистической убеждённости советских юношей и девушек», -появилась возможность проводить многоаспектные анализы, которые освещали жизнь верующих людей в Советском Союзе, как полноценных граждан своей страны [2, с. 114].

Выделение направлений изучения сектантства в период 60-80-х гг. ХХ в. представляется нам в высокой степени условным, так как каждое из приведённых выше направлений не было обособленным и самостоятельным, как правило, встречалось в синтезе с другими. Но всё же такое деление позволяет продемонстрировать, что во второй половине ХХ в. изучение сектантства производилось силами исследователей с разными научными предпочтениями. Эти разносторонние работы смогли существенно обогатить имеющиеся знания о возникновении и распространении сектантства не только

в отечественной среде, но и за рубежом, что свидетельствовало о неких общих основаниях для развития этих процессов. Организация и проведение научно-исследовательских работ и экспедиций позволили учёным разных областей накопить большое количество уникальных материалов, которые дали возможность советским исследователям существенно расширить источниковую базу, ставшую прочным основанием для проведения дальнейших научных работ по изучению религиозного сектантства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калинин В. Н. Советское законодательство о свободе совести и религиозных организациях. - М., 1989. - 63 с.

2. Митин А. Современное религиозное сектантство и молодёжь // Молодёжь. Религия. Атеизм / сост. Ю. А. Кимелев. - М., 1984. -Вып. 1. - С. 103-118.

3. Гапочка М. Образование и научно-атеистическое мировоззрение молодёжи // Молодёжь. Религия. Атеизм / сост. Ю. А. Кимелев. -С. 75-84.

4. Оленич Т. С. Трансформация русского религиозного сектантства (философско-культурологический анализ) : автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Ростов н/Д., 2005. - 44 с.

5. Клибанов А. И. Из мира религиозного сектантства: Встречи. Беседы. Наблюдения. - М.,

1974. - 255 с.

6. Клибанов А. И. Проблемы изучения и критики религиозного сектантства. - М., 1971. - 64 с.

7. Клибанов А. И. Современное состояние религиозного сектантства и его идеология. - М., 1965. - 22 с.

8. Филист Г. М. Некоторые особенности атеистического воспитания городского населения. -Минск, 1977. - 63 с.

9. Филист Г. М. Урбанизация и сектантство. -Минск, 1986. - 126 с.

10. Филист Г. М. Процесс урбанизации и его влияние на формирование атеистического мировоззрения : автореф. дис. . канд. филос. наук. - Л., 1979. - 19 с.

11. Акинчиц И. И. Молодёжь и религия. - Минск,

1975. - 94 с.

12. Акинчиц И. И. Анализ религиозности молодёжи и некоторые аспекты её атеистического воспитания (по материалам конкретно-социологических исследований в западных районах БССР) : автореф. дис. ... канд. филос. наук. -Минск, 1971. - 22 с.

13. Акинчиц И. И. Церковь в поисках «Смены» : (Материал в помощь лектору). - Минск, 1974. - 20 с.

14. Надольский Р. В. Современный баптизм и его отрицательное влияние на быт населения (по материалам БССР) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Минск, 1965. - 20 с.

15. Надольский Р. В. Атеистическое воспитание в семье - условие формирования нового человека : [лекция]. - Минск, 1979. - 18 с.

16. Верещагина А. В. Религиозное сектантство и его отрицательное влияние на быт и культуру верующих (по материалам Белоруссии) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Минск, 1988. - 22 с.

17. Миловидов В. Ф. Новые религиозно-мистические культы // Молодёжь. Религия. Атеизм / сост. Ю. А. Кимелев. - С. 148-165.

18. Гаджиев К. Сдвиги в религиозном сознании американской молодёжи // Молодёжь. Религия. Атеизм / сост. Ю. А. Кимелев. - С. 181-202.

19. Антонова О. Культура общения и атеизм // Молодёжь. Религия. Атеизм / сост. Ю. А. Кимелев. - С. 84-93.

20. Новые тенденции в идеологии и деятельности христианских сект и вопросы атеистического воспитания // Вопросы научного атеизма. -М., 1979. - Вып. 24 : Эволюция христианского сектантства в СССР. - С. 206-224.

21. Тульпе И. А. Социально-психологический анализ идеологии христианского сектантства в СССР : автореф. дис. . канд. филос. наук. -Л., 1983. - 21 с.

22. Миловидов В. Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. - М., 1969. - 112 с.

23. Митрохин Л. Н. Современное христианское сектантство. - М., 1962. - 40 с.

24. Яковлев В. Г. Сектантство и его идеология. -Алма-Ата, 1960. - 63 с.

25. Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. - М., 1973. - 256 с.

26. Косуха П. Советская обрядность как средство атеистического воспитания юношества // Молодёжь. Религия. Атеизм / сост. В. А. Алексеев. - М., 1985. - Вып. 2. - С. 148-162.

27. Зоц В. Атеизм в духовной культуре современного молодого человека // Молодёжь. Религия. Атеизм / сост. В. А. Алексеев. - С. 137148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.