Научная статья на тему 'Исследование региональных особенностей Ивановской области, влияющих на физическую культуру школьников'

Исследование региональных особенностей Ивановской области, влияющих на физическую культуру школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
204
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чахнина М. С.

В статье раскрываются региональные особенности Ивановской области, оказывающие существенное влияние на формирование физической культуры учащихся, учет которых необходим для разработки регионального компонента программы по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to regional peculiarities of the Ivanovo region, which render essential influence on formation of schoolchildren's physical culture and which should be taken in consideration in development of a regional component of the programme on the "Physical Culture" discipline in general school.

Текст научной работы на тему «Исследование региональных особенностей Ивановской области, влияющих на физическую культуру школьников»

М С. Чахнина

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ

ШКОЛЬНИКОВ

Работа представлена кафедрой теоретических основ физического воспитания

Шуйского государственного педагогического университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Ф. И. Собянин

В статье раскрываются региональные особенности Ивановской области, оказывающие существенное влияние на формирование физической культуры учащихся, учет которых необходим для разработки регионального компонента программы по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных школах.

The article is devoted to regional peculiarities of the Ivanovo region, which render essential influence on formation of schoolchildren's physical culture and which should be taken in consideration in development of a regional component of the programme on the «Physical Culture» discipline in general school.

В настоящее время содержание программы по предмету «Физическая культура» для общеобразовательных школ состоит из федерального (базового) и регионального (вариативного) компонентов. Разработанный федеральный компонент программы является ее инвариантной составляющей и может применяться в любом регионе России. Региональный компонент программы должен разрабатываться и утверждаться в каждом регионе на основе имеющихся в нем особенностей, влияющих на формирование физической культуры школьников.

В последние годы вопросы модернизации физкультурного образования в школе все чаще начинают рассматривать с учетом национально-культурных традиций, состояния экологии, климато-географических условий, демографических тенденций, социально-экономических условий и других особенностей, воздействующих на физическую культуру учащихся. В ряде исследований показано, что, например, экологические условия, природно-климатические особенности региона существенно влияют на

состояние здоровья, физическое развитие и физическую подготовленность учащихся1. Однако пока еще мало проведено исследований, посвященных изучению региональных особенностей, существенно воздействующих на физическую культуру учащихся, и разработке на этой основе региональных компонентов образовательной программы по физической культуре для школы. В частности, данная проблема недостаточно изучена применительно к центральной части России, Поволжью. Поэтому исследование региональных особенностей в Ивановской области, влияющих на физическую культуру школьников, представляет конкретный научный и методический интерес.

Цель настоящего исследования - выявить региональные особенности в Ивановской области, влияющие на физическую культуру учащихся общеобразовательных школ. Основным методом исследования являлся анализ данных научной литературы, документации.

В результате проведенного исследования были получены следующие данные о

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

региональных особенностях в Ивановской области:

1. Комплекс природных условий Ивановской области характеризуется умеренно-континентальным климатом со своеобразным рельефом местности, с преобладанием травянисто-лесной растительности. Преобладающими в области являются благоприятные и особо благоприятные погоды, на которые приходится 54,5% от общего количества дней в году2.

2. Несмотря на высокую степень урбанизации в области (в городских поселениях проживает подавляющее большинство населения - 82,44%), было выявлено наличие значительного числа сельских школ. По данным областного департамента образования, в области их функционирует 31,6% от общего числа. При этом большинство школ являются малокомплектными3.

3. В большинстве школ области наблюдается невысокий уровень материально-технической обеспеченности учебного процесса. Так, по данным исследования кафедры теоретических основ физического воспитания Шуйского педагогического университета, лишь школы областного и некоторых районных центров (Шуя, Кинешма) на достаточно высоком уровне обеспечены материально-техническими базами - 96,4% школ в этих городах имеют оборудованные спортивные залы и открытые спортивные площадки. В небольших городах области (Пучеж, Родники, Вичуга) этот показатель значительно ниже и составляет 74,8%. Обеспеченность спортивным инвентарем (спортивными снарядами, игровыми мячами и т. п.) в среднем по области составляет лишь 50,5% от перечня необходимого инвентаря.

4. В области отмечается достаточно высокий уровень заболеваемости детей и подростков. Так, результаты всероссийской диспансеризации детей в 2002 г. (было осмотрено 95,8% детей области) показали, что различные отклонения в состоянии здоровья имеют 65,1% из числа осмотренных.

При анализе динамики групп здоровья у школьников Ивановской области отмечено снижение числа детей с 1-й группой здоровья - с 32,9 до 19,5% за период обучения в школе (от 1-го к 11-му классу). Одновременно происходит увеличение числа детей, имеющих хроническую патологию, -с 16,2 до 26,6%, что вызывает обоснованную тревогу4.

Анализируя уровень острой заболеваемости школьников, можно отметить относительно стабильный уровень соматической заболеваемости (в пределах 56,8-58,4% от общего числа заболеваний в учебный год) и инфекционной заболеваемости (в пределах 16,1-19,4%).

5. В Ивановской области количество детей с нормальным физическим развитием ниже, чем в целом по Российской Федерации. Так, по данным, полученным по результатам всероссийской диспансеризации, в среднем по стране нормальное физическое развитие наблюдается у 92%, а в Ивановской области этот показатель составляет 83%. Следовательно, и количество детей с отклонениями в физическом развитии в нашей области больше5. Прежде всего отмечаются такие морфологические и физиологические нарушения, как низкий рост (у 15,5% обследуемых), дефицит массы тела (19,4%), повышенное артериальное давление (34,6%).

6. Большинство школьников области -67,7% - имеют средние показатели физической подготовленности, при этом в целом по стране этот показатель выше и составляет 82,4%. Отмечено снижение этого показателя за время обучения в школе на 14,6% (от 1-го к 11-му классу). Кроме этого, 8% учащихся области освобождены от занятий физической культурой по причине медицинских противопоказаний6.

Полученные данные характеризуют региональные особенности климато-геогра-фических, демографических, материально-технических условий, а также особенности состояния здоровья, физического развития

и физической подготовленности школьников в Ивановской области. На основе анализа этих данных были определены положения, которые необходимо учитывать при разработке регионального компонента программы по физической культуре в школах Ивановской области:

• содержание учебного процесса по фи -зической культуре должно включать физические упражнения, которые выполняются преимущественно на свежем воздухе (например, лыжный спорт, легкая атлетика, туризм). С одной стороны, для этого имеются благоприятные климатические условия, с другой - это позволит приобрести специфический двигательный опыт в особых природно-климатических условиях области, будет способствовать закаливанию учащихся, решению оздоровительных задач;

• для оптимизации физической подготовки учащихся необходимо подбирать физические упражнения, для которых характерно комплексное и развивающее воз -действие на организм учащихся. Предпочтение следует отдавать циклическим упражнениям умеренной и большой мощности (передвижение на лыжах, кроссовый бег), ациклическим упражнениям взрывного характера (прыжки, метания), сложно-координационным упражнениям. Они будут способствовать повышению физической подготовленности школьников, гармонизации их физического развития и укреплению здоровья;

• при разработке содержания регионального компонента программы необходимо учитывать условия, возможности как городских, так и сельских школ, особенно малокомплектных. Следует ориентироваться на имеющийся уровень материаль-

но-технической обеспеченности физкультурных занятий в школах области, использование таких средств и методов проведения занятий, которые требуют минимальных затрат. При этом нужно как можно шире использовать в образовательном процессе все многообразие естественных при -родных условий (например, можно использовать особенности рельефа местности при изучении туризма);

• следует учитывать типологию заболеваний школьников Ивановской области. Во время занятий необходимо применять упражнения, способствующие закаливанию организма, укреплению здоровья, профилактике соматических и инфекционных заболеваний, а также различные средства для нормализации массы тела, развития общей выносливости, силы;

• для оценки физической подготовленности учащихся следует определить нормативы с учетом региональных особенностей физического развития школьников, средних показателей уровня проявления физических качеств у школьников.

Полученные в исследовании данные и сформулированные на их основе положения можно применять не только для разработки регионального компонента програм -мы по физической культуре в школе, но и для других целевых, парциальных программ развития физкультурно-оздорови-тельной, физкультурно-рекреационной, спортивно-массовой работы среди школьников в Ивановской области. Кроме того, их можно учитывать при разработке программно-методического обеспечения занятий физической культурой с учащимися в других областях, имеющих аналогичные региональные особенности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Аг-оол Е. М. Модернизация школьного физкультурного образования в Республике Тыва на основе учета особенностей физического и моторного развития коренного населения и национально-региональных традиций двигательной активности: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 2007.

2 Новичков Д. В. Социальная и экономическая география Ивановской области. Шуя: Издательство «Весть» ШГПУ, 2003.

3 Там же.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

4 Голицына И. И. К вопросу о состоянии здоровья школьников Ивановской области // Физкультурное образование детей и учащейся молодежи. Материалы международной научно-практической конференции. Шуя: Полиграфия-Центр, 2004. С. 74-77.

5 Перевозчикова Е. В., Полякова В. П. Оценка уровня физического развития и физической подготовленности школьников Ивановской области // Физкультурное образование детей и учащейся молодежи. Материалы международной научно-практической конференции. Шуя: Полиграфия-Центр, 2004. С. 180-185.

6 Голицына И. И. Методика исследования и оценка физической подготовленности и физической работоспособности детей и подростков Ивановской области: Методические рекомендации. Шуя, 1995; Перевозчикова Е. В., Полякова В. П. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.