Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
117
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / NEUROPSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS / VOLUNTARY ATTENTION / CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логинова И.О., Воробьева Н.О.

В статье представлено исследование детей младшего школьного возраста, с целью определения уровня развития произвольного внимания. Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности, которое необходимо для хорошей успеваемости ребенка. Данное исследование помогло выявить низкий уровень развития произвольного внимания, что в дальнейшем позволит скорректировать его с помощью коррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Логинова И.О., Воробьева Н.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON THE DEVELOPMENT OF VOLUNTARY ATTENTION IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

The article presents a study of children of primary school age, in order to determine the level of development of voluntary attention. Arbitrary attention is consciously regulated concentration on an object, directed by the requirements of the activity that is necessary for the child's good performance. This study helped to reveal the low level of development of voluntary attention, which will make it possible later to correct it using corrective work.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.9.07; 159.952.5

Логинова И. О., д. п. н.

профессор Воробьева Н.О. студент 6 курса КрасГМУ Россия, г. Красноярск ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье представлено исследование детей младшего школьного возраста, с целью определения уровня развития произвольного внимания. Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности, которое необходимо для хорошей успеваемости ребенка. Данное исследование помогло выявить низкий уровень развития произвольного внимания, что в дальнейшем позволит скорректировать его с помощью коррекционной работы.

Ключевые слова: нейропсихологическая диагностика, произвольное внимание, дети младшего школьного возраста.

Loginova I.O., DPN Professor KrasSMU Krasnoyarsk, Russia Vorobyov N. O.

6th year student of KrasSMU Krasnoyarsk, Russia RESEARCH ON THE DEVELOPMENT OF VOLUNTARY ATTENTION IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Abstract: The article presents a study of children of primary school age, in order to determine the level of development of voluntary attention. Arbitrary attention is consciously regulated concentration on an object, directed by the requirements of the activity that is necessary for the child's good performance. This study helped to reveal the low level of development of voluntary attention, which will make it possible later to correct it using corrective work.

Key words: neuropsychological diagnosis, voluntary attention, children of primary school age.

Постановка проблемы:

Проблема изучения интеллектуального развития детей младшего возраста в рамках школьного обучения весьма актуальна и значима. Это связано как с личностно-ориентированным характером образования, в рамках которого уделяется особое внимание индивидуальным характеристикам обучающихся, так с все возрастающим количеством детей имеющих какие-либо отклонения в развитии. Особое значение при

диагностике уровня познавательного развития школьника придается изучению внимания, так как с самых первых дней школьного обучения именно к этому процессу предъявляются очень высокие требования, особенно к его произвольности и устойчивости. Именно высокий уровень устойчивости внимания позволяет ребенку удерживать внимание на учителе и материале, который он объясняет, независимо от уровня его привлекательности.

С целью определения уровня развития произвольного внимания у младших школьников была проведена эксперементальная работа. Исследование проводилось в два этапа:

1. Выявление уровня развития пространственного внимания у детей младшего школьного возраста, поиск наиболее эффективных способов форсирования этого вида внимания.

2. Разработка методологических рекомендаций по формированию пространственного внимания уучащихся второго класса.

С учащимися второго класса была проведена диагностика уровня развития у них произволоного внимания на базе МОУ СОШ №95. Для проведения эксперемента использовался комплекс методик: «Таблицы Шульте», «Корректурная проба Тулуз-Пьерона», а так же методов: наблюдения и изучения продуктов деятельности. В итоге после проведения такого изучения особенностей внимания младших школьником, в экспериментальной части работы мы будем иметь подробную картину исследуемого нами процесса. Цель исследования: выявить особенности внимания, уровень развития рассматриваемого в исследовании психического процесса, а также раскрыть его особенности у детей младшего школьного возраста.

Тестирование было основано на диагностическом материале: «Таблицы Шульте» и корректурная проба Тулуза-Пьерона.

Первая диагностическая методика - «Таблицы Шульте». Тест направлен на исследование степени устойчивости и переключаемости внимания, на изучение динамики работоспособности. Из полученных данных мы видим, что показатель точности работоспособности у всех детей ниже среднего. В процессе выполнения задания, все дети допускали ошибки, неправильно показывали цифры и их названия, вместо «пять» могли назвать «семь», работали медленно, быстро уставали. Проследим динамику работоспособности на рисунке 1.

Я т.

60 60

О 20 40 60 80 100

время (сек)

Рисунок 1 - Результаты исследования младших школьников методика

«Таблицы Шульте»

Полученная диаграмма подтверждает истощаемость и падение работоспособности младших школьников.

Завершающей методикой был тест Тулуза-Пьерона . Мы проинтерпретировали основные показатели теста: скорость выполнения теста (V) и точность выполнения теста (К).

Скорость выполнения теста является интегральным показателем, суммарно характеризующим:

1. Особенности нейродинамики.

2. Оперативную память.

3. Визуальное мышление.

4. Личностные установки.

Точность выполнения теста связана с концентрацией внимания, однако может зависеть от следующих характеристик:

1. Переключение внимания.

2. Объем внимания.

3. Оперативная память

4. Личностные особенности (тревожность, беспечность, расслабленность)

Вначале мы оценили скорость выполнения теста. Результаты представлены на рисунке 2.

■ хорошая скорость

Рисунок 1 - Скорость выполнения теста Тулуз-Пьерона (V) Из рисунка 2 видно, что большая половина класса справлялась с заданием медленно и не акцентировалась на скорости выполнения теста -60% (6 человек), меньшая же половина 40% (4 человека) справлялась с заданием вполне быстро, в соответствии с возрастной нормой для 2 класса. Данные показывают, что уровень темп психической деятельности у испытуемых снижен.

Так же мы оценили не менее важную характеристику внимания точность выполнения задания. Данные представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Точность выполнения теста Тулуз -Пьерона (К)

Вывод: В ходе проведенного нами диагностического исследования можно отметить следующие особенности внимания у данной группы детей:

- Неустойчивость (колебание) внимания, которая ведет к снижению продуктивности выполнения задания;

- Сниженная концентрация. Выражается в трудности сосредоточения на объекте деятельности, быстрая утомляемость;

- Сниженная избирательность внимания;

- Сниженное распределение внимания. Дети не могут одновременно выполнять несколько действий;

С помощью различных тестов мы подтвердили нашу гипотезу.

В детском возрасте очень часто отмечается невнимательность, которая обладает перечисленными признаками, которые проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев, а именно: неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности; неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь; частая отвлекаемость на посторонние раздражители; беспомощность в доведении задания до конца; отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения); потеря предметов, необходимых для выполнения задания [3, с.72].

Распределение внимания у младших школьников развито недостаточно, если ребенок находит ответ на заданный вопрос, он уже не в состоянии следить за своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время школьных занятий. Ребенку трудно сидеть неподвижно и при письме, рисовании, лепке, ведь при этом надо быть внимательным к процессу написания слов, изображения рисунка, к содержанию работы, к тому, как расположены карандаш и бумага, а также к своей позе. Поэтому взрослому необходимо тратить немало сил и времени для формирования правильной позы у детей при письме и чтении [4].

Использованные источники: 1. Гуткина Н.И. Диагностика и коррекция готовности детей к обучению в школе/Н.И. Гуткина// Диагностическая коррекционная работа школьного

психолога.- М.: 1987. - С. 19-38

2. Баскакова, И.Л. «Внимание дошкольника / И.Л. Баскакова// Методы его изучения и развития: Методические рекомендации. - М.: 2002. - С. 30-35

3. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение / Л.А. Венгер. - М.: 2007. - 72С.

4. Викторов И.В. Произвольное внимание младших школьников// Известия АН. Серия педагогическая.- 2008.- № 6.- с.34

УДК 004.896

Лупандин В.В. студент магистратуры факультет фундаментальной и прикладной информатике

Егоров И.С. студент магистратуры факультет фундаментальной и прикладной информатике Юго-Западный Государственный Университет

Россия, г. Курск

РИСКИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация: в данной статье говорится о том, как создавался искусственный интеллект. Рассказывается какие угрозы для всего человечества может нести развитие искусственного интеллекта, и можно ли им помешать.

Ключевые слова: интернет, искусственный интеллект, угроза, интернет технологии

Lupandin V. V., student of the faculty offundamental and applied informatics, Southwest state University, Russia, Kursk Egorov I.S., student of the faculty offundamental and applied informatics, Southwest state University, Russia, Kursk RISKS OF DEVELOPMENT OF SYSTEMS OF ARTIFICIAL

INTELLIGENCE Annotation: this article talks about how artificial intelligence was created. The development of artificial intelligence, and whether it is possible to prevent them.

Keywords: internet, artificial intelligence, threat, internet technology

Неизвестность всегда пугает. Всякий раз, когда человечество стояло на пороге новых открытий, инновационных разработок или технических революций, люди испытывали страх: что принесут эти радикальные изменения? Так было и в эпоху перехода от лошадей к автомобилям, и на заре развития электроэнергии, и во времена развития всемирной паутины Интернет.

Одни в переменах видели перспективы, другие - угрозу. Сегодня, когда техника с каждым годом становится все более совершенной, наше будущее снова выглядит туманным: каким будет искусственный интеллект

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.