Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
656
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
нарушение внимания / концентрация / переключаемость / младший школьный возраст

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Желяскова Светлана Ивановна

в статье рассмотрены вопросы нарушения внимания у младших школьников и методы исследования. Раскрыта суть использованных методик и приведены статистические данные исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Желяскова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Желяскова С.И.

Желяскова Светлана Ивановна - специальный психопедагог, логопед, преподаватель I дидактической степени, докторант, Государственный педагогический университет им. И. Крянгэ, г. Кишинев, Республика Молдова

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы нарушения внимания у младших школьников и методы исследования. Раскрыта суть использованных методик и приведены статистические данные исследования.

Ключевые слова: нарушение внимания, концентрация, переключаемость, младший школьный возраст.

DOI: 10.24411/2413-7081-2021-10206

Одним из наиболее распространенных психоневрологических расстройств в детском возрасте согласно статистическим данным является Синдром нарушения внимания и гиперактивности. В соотношении 3:1 это более частое явление среди мальчиков [1].

Данный синдром фигурирует в главе «Расстройства нервной системы» в DSM- V (2013) и диагностика производится согласно этим критериям [2].

Характерными признаками синдрома являются: импульсивность, двигательная расторможенность и нарушение внимания. Выявлено несколько разновидностей синдрома: с преобладанием нарушения внимания, с преобладанием гиперактивности, с преобладанием импульсивности, когда остальные признаки менее выражены [8].

Для младшего школьного возраста характерно начало новой деятельности, прохождение через ряд сложностей в период школьной адаптации, привыкание к новым требованиям школьной среды. У юных учащихся появляется множество обязанностей и сфера личной ответственности. Зачастую, дети не посещают детские сады с постоянным коллективом ровесников, ограничиваясь, посещением различного рода развивающих центров и подготовительных курсов, что создает дополнительные сложности в адаптации.

Необходимость развитого произвольного внимания, воображения и памяти обусловлена необходимостью в процессе овладения навыками письма, счета и чтения. В свою очередь, от младшего школьника требуется высокий уровень концентрации, внимания, усидчивости, а также быстрые реакции. Большое значение играет уровень мотивации. Наиболее слабым звеном у детей младшего школьного возраста является внимание. Немалые нагрузки в условиях современной системы образования, такие как: большое количество изучаемых дисциплин, продолжительное времяпрепровождения перед электронными экранами, увеличившееся во время дистанционного обучения во время пандемии, обусловили необходимость нашего исследования.

Исследование было проведено среди учащихся начальных классов музыкального лицея г. Кишинева в период 2019-2021 г. За 2 года было обследовано 89 учащихся. Целью исследования было выявление показателей уровня внимания у детей начальной школы.

В исследовании были применены следующие методики: таблицы Шульте, корректурная проба Бурдона, корректурная проба Тулуз-Пьерона, выполнение ритмических последовательностей по заданному образцу и проба Ахутиной Т.В. «Кулак-ребро-ладонь». В данной статье мы представим результаты 3 тестов: таблицы Шульте, корректурная проба Бурдона и корректурная проба Тулуз-Пьерона.

Таблицы Шульте предназначены для определения устойчивости внимания. Состоит из 5 таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемому предлагается показать и назвать все числа по порядку. Со стартом выполнения задания засекается время. Таблицы предъявляются испытуемому по очереди. Результат вычисляется по формуле ЭР = (Ti + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, Т1.. ,Т5 - количество времени на очередную карточку [7].

Цель корректурной пробы Бурдона исследование концентрации и устойчивости внимания. Представляет собой специальный бланк с рядами букв, расположенных в случайном порядке. Учащимся 1 и 2 классов было предложено зачеркивать определённую букву, учащимся 3 и 4 классов- одну букву зачеркнуть, другую подчеркнуть. Для лучшего понимания поставленной задачи детям предлагалось зачеркнуть определённую гласную букву, а подчеркнуть-определённую согласную. Через каждые 60 секунд по команде было необходимо поставить

вертикальную черту, отделяя пройденную часть от не пройденной. Для выполнения теста отводилось 10 минут. Концентрация внимания оценивалась по формуле: К = 2С/О (К — концентрация, С — просмотренные строки, О — ошибки, к которым относятся пропуски и неверно зачёркнутые элементы). При определении устойчивости внимания используется формула: А = S/t х 10 (S — общее число просмотренных элементов, t — период времени (60 секунд)). Для анализа переключаемости внимания используется формула: С = (So/S) х 100 ^о — число строк с ошибками, S — общее количество отработанных строчек) [5].

Корректурная проба Тулуз-Пьерона преследует цель концентрации, устойчивости внимания и переключения. Тест представляет собой 10 строчек (детский вариант), состоящих из 8 типов квадратиков с разным заполнением. Квадратики располагаются в произвольном порядке. Испытуемые должны были зачеркивать квадратики, совпадающие с образцом и подчеркивать остальные квадратики. На каждую строчку отводится 1 минута. Обработка тестов производится по следующим параметрам: фактор точности - из суммы всех обработанных значков вычесть сумму ошибок и разделить получившееся число на сумму всех обработанных значков; фактор скорости - сумма всех обработанных значков делится на 10. [6]

В таблице представлено количество учащихся с проблемами внимания по итогам исследования. В 2019-2020 уч. г. в начальной школе лицея обучалось 75 учащихся, в 2020-2021 уч. г. - 71 учащийся. За 2 учебных года количество учащихся в начальном звене изменилось по причине перехода 4 класса в 5 класс и перевода детей в другие учебные заведения по объективным причинам.

Таблица 1. Количество учащихся с проблемами внимания

Класс 2019-2020 уч. г. 2020-2021уч. г.

1 2 3

2 6 1

3 2 4

4 2 1

Итого: 12 10

Из представленной таблицы можно сделать вывод, что в 2019-2020 уч. г. в начальной школе обучалось 12 детей с нарушением внимания, что составляет 16% учащихся от общего количества, а в 2020- 2021 уч. г. количество детей с нарушением внимания равнялось 10, что равняется 14% от общего количества.

Необходимо отметить, что тестовые задания дети выполняли с интересом, поскольку они отличаются от стандартных школьных упражнений. Во время тестирования в некоторых классах возникал состязательных дух и после завершения тестовых заданий дети оживлённо обсуждали и обменивались впечатлениями, интересовались кому удалось качественнее и быстрее всех выполнить поставленную задачу. Это приводит нас к заключению, что можно проводить уроки развития внимания, беря за образец корректурные пробы Бурдона и Тулуз-Пьерона, а также таблицы Шульте и создавая различные новые варианты, которые будут стимулировать развитие концентрации, переключаемости, внимания у всех учащихся и мотивировать детей с нарушением внимания и гиперактивностью.

Как мы видим, данное исследование подтверждает актуальность проблематики исследования нарушений внимания и изучения методов его коррекции.

Список литературы

1. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения // «Вопросы практической педиатрии», 2012. Т. 7. № 1. С. 54-62.

2. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: современные принципы диагностики и лечения // «Вопросы практической педиатрии», 2014. Т. 13. № 4. С. 48-53.

3. Желяскова С.И. Особенности обучения младших школьников с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях специальной музыкальной школы // International scientific review of problems and prospects of modern science and education / Collection of scientific articles. LXII International correspondence scientific and practical conference, Boston, 2019. С. 51-53.

4. Желяскова С.И. Практические методы работы с семьей в процессе психолого-педагогической коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей. // International scientific review of problems and prospects of modern science and education. International scientific review № 1(42) / LXXIII International correspondence scientific and practical conference, Paris. 2020. № 1(42). С. 54-58.

5. Корректурная проба Бурдона [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://paidagogos.com/kak-pravilno-provesti-test-burdona-korrekturnuyu-probu-dlya-diagnostiki-vnimaniya-mladshih-shkolnikov.html#i/ (дата обращения 24.03.2021).

6. Корректурная проба Тулуз-Пьерона [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/80761808-Test-tuluz-perona-trenirovka-vypolneniya-testa.html/ (дата обращения 24.03.2021).

7. Таблицы Шульте [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://myintelligentkids.com/kak-ispolzovat-tablicy-shulte-dlya-razvitiya-vnimaniya-mladshix-shkolnikov/ (дата обращения 24.03.2021).

8. Челпанов В.Б. Синдром гиперактивности у детей. // «Практика педиатра», 2011. С. 12-16 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://medi.ru/info/9285/ (дата обращения: 22.03.21).

ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

И ПЕДАГОГИКЕ Коркина Т.Ю.

Коркина Татьяна Юрьевна - аспирант, кафедра педагогики, Педагогический институт Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация: проблема педагогической поддержки студентов в образовательном процессе высшего учебного заведения в современной психологии и педагогике продолжает оставаться одним из самых актуальных вопросов современной образовательной системы. Исследование педагогической поддержки определило ее наиболее эффективным условием для развития, саморазвития и самоопределения личности.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, образовательный процесс, индивидуализация, адаптация, саморазвитие, самоопределение обучающихся.

Существует несколько подходов к пониманию проблемы образовательной поддержки, которая определяется как сфера деятельности учителя и направлена на взаимодействие со студентами, чтобы помочь им в их личном развитии, принять решения о выбранной деятельности и подтвердить это себе (М.И. Губанова, Л.Г. Тарита и др.); поддержка ученика в его личностном росте, отношение к чуткому пониманию ученика, к открытому общению (И.О. Карелина, Н.Л. Коновалова, Н.Г. Осухова); система деятельности учителя, направленная на ознакомление ученика с социальными, культурными и нравственными ценностями, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития (В.А. Айрапетова, А.В. Мудрик, Т.Г. Яничева); поддержка и развитие субъективной личности (Е.В. Бондаревская, А.В. Золотарев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).

Н.Н. Михайлова и С. Юсфин считает, что самоопределение отражается в собственном осознанном выборе человека. Поддержка и помощь в реализации такого выбора всегда актуальны для человека, поскольку касаются ценностей компании и видения его выбора внутри нее нем [1. С. 208].

Н.Б. Подсосова изучает поддержку образования в образовательном учреждении на примере взаимодействия с первокурсниками. По их мнению, можно организовать образовательную поддержку через супервизию, предоставив партнера, который доверяет учителю-куратору и ученику с целью развития его личностного потенциала, что обеспечивает решение трудностей и проблем самореализации [2. С. 24].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.