Научная статья на тему 'ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ'

ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
педагогическая поддержка / образовательный процесс / индивидуализация / адаптация / саморазвитие / самоопределение обучающихся

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коркина Татьяна Юрьевна

проблема педагогической поддержки студентов в образовательном процессе высшего учебного заведения в современной психологии и педагогике продолжает оставаться одним из самых актуальных вопросов современной образовательной системы. Исследование педагогической поддержки определило ее наиболее эффективным условием для развития, саморазвития и самоопределения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ»

4. Желяскова С.И. Практические методы работы с семьей в процессе психолого-педагогической коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей. // International scientific review of problems and prospects of modern science and education. International scientific review № 1(42) / LXXIII International correspondence scientific and practical conference, Paris. 2020. № 1(42). С. 54-58.

5. Корректурная проба Бурдона [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://paidagogos.com/kak-pravilno-provesti-test-burdona-korrekturnuyu-probu-dlya-diagnostiki-vnimaniya-mladshih-shkolnikov.html#i/ (дата обращения 24.03.2021).

6. Корректурная проба Тулуз-Пьерона [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/80761808-Test-tuluz-perona-trenirovka-vypolneniya-testa.html/ (дата обращения 24.03.2021).

7. Таблицы Шульте [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://myintelligentkids.com/kak-ispolzovat-tablicy-shulte-dlya-razvitiya-vnimaniya-mladshix-shkolnikov/ (дата обращения 24.03.2021).

8. Челпанов В.Б. Синдром гиперактивности у детей. // «Практика педиатра», 2011. С. 12-16 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://medi.ru/info/9285/ (дата обращения: 22.03.21).

ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

И ПЕДАГОГИКЕ Коркина Т.Ю.

Коркина Татьяна Юрьевна - аспирант, кафедра педагогики, Педагогический институт Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация: проблема педагогической поддержки студентов в образовательном процессе высшего учебного заведения в современной психологии и педагогике продолжает оставаться одним из самых актуальных вопросов современной образовательной системы. Исследование педагогической поддержки определило ее наиболее эффективным условием для развития, саморазвития и самоопределения личности.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, образовательный процесс, индивидуализация, адаптация, саморазвитие, самоопределение обучающихся.

Существует несколько подходов к пониманию проблемы образовательной поддержки, которая определяется как сфера деятельности учителя и направлена на взаимодействие со студентами, чтобы помочь им в их личном развитии, принять решения о выбранной деятельности и подтвердить это себе (М.И. Губанова, Л.Г. Тарита и др.); поддержка ученика в его личностном росте, отношение к чуткому пониманию ученика, к открытому общению (И.О. Карелина, Н.Л. Коновалова, Н.Г. Осухова); система деятельности учителя, направленная на ознакомление ученика с социальными, культурными и нравственными ценностями, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития (В.А. Айрапетова, А.В. Мудрик, Т.Г. Яничева); поддержка и развитие субъективной личности (Е.В. Бондаревская, А.В. Золотарев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).

Н.Н. Михайлова и С. Юсфин считает, что самоопределение отражается в собственном осознанном выборе человека. Поддержка и помощь в реализации такого выбора всегда актуальны для человека, поскольку касаются ценностей компании и видения его выбора внутри нее нем [1. С. 208].

Н.Б. Подсосова изучает поддержку образования в образовательном учреждении на примере взаимодействия с первокурсниками. По их мнению, можно организовать образовательную поддержку через супервизию, предоставив партнера, который доверяет учителю-куратору и ученику с целью развития его личностного потенциала, что обеспечивает решение трудностей и проблем самореализации [2. С. 24].

Современное общество в условиях непрерывного развития всех его сфер предъявляет все более высокие требования к качеству подготовки специалистов высшей школы во всех сферах общественной практики. Сегодня главной целью высшего образования является не только качественная подготовка людей к профессиональной деятельности, но и к жизни, а также создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей, способностей и потребностей каждого. У молодых людей, оказавшихся после поступления в вуз в новой социальной среде, проблема адаптации особенно актуальна.

Адаптация - это не только адаптация к успешному функционированию в университетской среде, но и развитие способности к большему психологическому, личностному и социальному развитию. Проблема адаптации человека к условиям обучения в вузе еще не получила должного освещения. Адаптация студента к учебной деятельности в условиях университета не безболезненна. На наш взгляд, наибольшую сложность представляет изменение социального положения человека, способов учебной деятельности, связей, установок и поведенческих стереотипов, с которыми студент знаком. Вступая в образовательную жизнь, ученик сталкивается с устоявшейся, но пока незнакомой системой социальных функций, норм и методов действия в образовательном учреждении [3. С. 166].

На основе рабочих материалов психологической службы вуза можно выделить следующие типичные проблемы студенческого возраста:

- адаптационные трудности в начальный период обучения: отсутствие достаточной информации о вузе, о расположении отделений, зданий, библиотек, поликлиник;

- затрудненное общение: неумение наладить дружеские отношения в группе учеников, неприятие, одиночество;

- страхи, неуверенность в себе (боязнь ответить учителю перед первым занятием, страх показаться смешным при активной работе на семинарах, не оправдать ожидания родителей, потерять любимого человека);

- депрессия, апатия, отсутствие интереса к профессиональной деятельности;

- сложность выбора образовательного маршрута в вузе: бакалавриат, специализация, магистратура;

- посттравматические расстройства;

- конфликты (с родителями, с учителем, со студентами, с научным руководителем);

- неуспеваемость, боязнь отчисления из учебного заведения.

Чтобы стать типичным представителем высшего учебного заведения, студент должен овладеть социально необходимыми функциями, ролями и ценностями, овладеть системой социальных отношений и на основе этого развить в себе качества и модели поведения, обеспечивающие успешную адаптацию в высшем учебном заведении. Система обучения. А.Г. Александров высказал мнение, что «в период обучения личность постоянно формируется, участвует в коммуникативных процессах, действиях и мыслительных операциях», следовательно, собственная личность студента должна находиться под динамическим контролем психологической службы вуза [4. С. 56].

Психолого-педагогическая поддержка студентов в процессе обучения в вузе представляется нам наиболее подходящей формой оптимизации учебного процесса. Целью такой поддержки может быть формирование ситуации развития личности студента как субъекта собственной жизни, способного противостоять возникающим трудностям и самостоятельно решать жизненные задачи.

Задача формирования независимой, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда в будущем, определяет необходимость широкого использования соответствующих программ развития социальных навыков, способности к самореализации - детерминация и развитие личности в системе психолого-педагогической поддержки.

Служба психолого-педагогической поддержки в вузе необходима, в ее функциях различают:

1) консультирование (психологическое консультирование по личным проблемам);

2) образовательная (психологическое воспитание по психологическим проблемам -саморегуляция поведения, управление конфликтами, психология управления, профессиональное и межличностное общение);

3) психопрофилактический (предотвращение нежелательных психологических последствий в развитии личности - академического отставания, нежелательных черт, привычек и наклонностей);

4) коррекционная (психологическая коррекция имеющихся недостатков в развитии и поведении студентов).

Работа по психолого-педагогическому сопровождению студентов в образовательном процессе должна осуществляться по следующим направлениям:

- адаптация к университетской и культурной среде;

- адаптация к академическим требованиям системы высшего образования;

- изучение их индивидуальных особенностей и профессиональных наклонностей;

- понимание роли выбранной профессии в жизни человека и общества;

- нормирование активной позиции в области знаний, необходимых в будущей профессии;

- нормирование положительного отношения к представителям выбранной профессии;

- участие в различных видах образовательной, научной и имитационной деятельности. Таким образом, результатом этой работы будет студент, который сможет взять на себя

ответственность и расставить приоритеты в личном развитии, на основе чего формируются профессионально значимые отношения и качества.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что понимание проблемы педагогического сопровождения студентов в образовательном процессе образовательного учреждения в современной психологии и педагогике отражено в работах нескольких авторов. Это говорит о том, что вопросы образовательной поддержки также актуальны. Ученые выдвигают свое понимание педагогической поддержки, но объединяет их то, что педагогическая поддержка -это своего рода «двигатель» самопознания, самореализации, осознания «Я» ученика через его взаимодействие с учителем. Именно работа преподавателя в образовательном учреждении, грамотный контакт с учеником, умение выявить его проблему и трудности в решении этой проблемы составляют основу для реализации образовательного сопровождения. Эта работа создает независимую, ответственную и социально гибкую личность, способную к успешной социализации в обществе.

Список литературы

1. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогическая поддержка ребенка в сфере гражданского образования. Учебное пособие. М.: МИРОС, 2001. 208 с.

2. Подсосова Н.Б. Педагогическая поддержка адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза: Автореф. дис. канд. педагогич. наук. Новокузнецк, 2012. 24 с.

3. АбабковВ.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков. М. Перре. СПб.: Речь, 2004. 166 с.

4. Александров А.Г. Психологическая служба как база управления учебно-воспитательным процессом в вузе // Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза: Тезисы конференции. Новосибирск, 1983. 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.