Научная статья на тему 'Исследование психомоторных реакций у подростков с разным уровнем физического развития'

Исследование психомоторных реакций у подростков с разным уровнем физического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
802
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование психомоторных реакций у подростков с разным уровнем физического развития»

Автономия личности - 2010 - №1(1)

129

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ РЕАКЦИИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

А.Л. Корепанов, Я.А. Иванова ВЕДЕНИЕ

В последние годы наблюдается ухудшение здоровья детского населения по показателям заболеваемости и снижение уровня показателей физического развития детей. Как правило, это связывается с социальными факторами, повышением психоэмоциональных нагрузок, гиподинамией [1-3]. Наиболее уязвимой категорией оказались подростки - среди них наблюдаются наибольшие темпы роста количества заболеваний [4]. Увеличение заболеваемости по времени совпадает со снижением темпов акселерации. Термин «акселерация» (от латинского слова acceleratio — ускорение) предложил немецкий врач Кох в 1935 году и первоначально этот термин обозначал лишь ускорение роста и созревания детей и подростков 20 века в сравнении с темпами роста и созревания детей и подростков того же возраста конца 19 века. Сущность акселерации состоит в более раннем достижении определенных этапов биологического (физического и полового и др.) развития и завершении созревания организма [5]. На сегодняшний день нет единого мнения о механизмах ускорения темпов физического развития и влиянии акселерации на функциональное состояние физиологических систем, но наблюдается факт снижения функциональных резервов организма у акселерантов: у них чаще, чем у сверстников наблюдаются отклонения в состоянии здоровья, вегето-сосудистые дисфункции, увеличение щитовидной железы, гипертензия, ОРВИ, ангины, дисгармоничное развитие, нарушения психики [6-10]. У детей с замедленными темпами физического и биологического развития наряду со снижением антропометрических показателей наблюдаются более частые отклонения со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем, опорнодвигательного аппарата [11-13]. Выявление функциональных различий между подростками с разным уровнем физического развития (акселерантов, нормодантов и ретардантов) позволит определить слабые звенья адаптации и разработать методики медико-психологической коррекции.

Обращает на себя внимание практическое совпадение по времени снижения темпов акселерации и увеличения заболеваемости детей. Строго говоря, акселерация начала терять темпы несколько раньше, чем увеличилась заболеваемость - первые сообщения о замедлении темпов развития появились в начале 80-х годов 20 века [6, 13-15], а факторы увеличения заболеваемости, как отмечено в 2003 году на 9 Конгрессе педиатров России, наиболее агрессивно проявили себя 10 - 15 лет назад [16].

Факт некоторого опережения снижения темпов акселерации по отношению к увеличению заболеваемости детей позволяет сделать предположение, что процессы акселерации и уровень заболеваемости имеют одинаковую природу. Таким образом, процессы, определяющие темпы психофизиологического развития, влияют на характер адаптивных процессов детей, уровень функционального состояния физиологических систем, и определяют, в числе прочих факторов, уровень здоровья ребенка.

Учитывая выше сказанное, целесообразно исследовать психомоторные реакции у подростков с разным уровнем физического развития методами оценки уровня здоровья, теппинг-теста и методом определения латентного времени двигательной реакции (ЛВДР). Актуальность данного исследования определяется ростом патологии, обусловленной психическими и стрессогенными факторами.

Целью исследования является выявление различий в психофизиологическом статусе акселерантов, нормодантов и ретардантов.

130

Спорт и образование

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И КОНТИНГЕНТ

В исследовании приняли участие 215 учеников 8 классов г. Севастополя - подростки 1315 лет. Все подростки были разделены на три возрастные группы: 13, 14 и 15 лет, в каждой группе было определено среднее арифметическое длины тела (М) по формуле:

1 N

M = --Z Pi

где

N-

N i=1

количество исследуемых в данной группе;

Рг длина тела i-го исследуемого.

и стандартное отклонение (о) по формуле:

а =

1

N -1

•Z (P - м)

i=1

2

В результате были получены для каждой группы свои значения М±о. К нормодантам отнесли тех детей, длина тела которых находится в пределах (М±о), к акселерантам - детей с длиной тела больше, чем (М+о), к ретардантам - с длиной тела меньше, чем (М - о) (табл. 1).

Таблица 1

Ростовые нормативы

Возраст Длина тела, см

М о

13 лет 163,60 ±8,57

14 лет 165,08 ± 8,03

15 лет 172,85 ± 8,79

Исследование проводилось в одно и то же время суток (в первой половине дня), в просторной светлой комнате, в присутствии одного экспериментатора. Оценка психофизиологического состояния исследуемых осуществлялась следующими методами: оценка уровня здоровья, теппинг-тест и ЛВДР. Достоверность различий определялась с помощью метода непрямых разностей, критериев Стьюдента, Фишера, Крамера-Уэлча.

Уровень здоровья (интегральный показатель, характеризующий энергетический потенциал организма) определяли по методике Апанасенко [17]: используя параметры массы и длины тела, ЖЕЛ, силу мышц кисти, ЧСС, АД, индекс Руфье, рассчитывали 5 индексов в баллах, и по их сумме определяли уровень соматического здоровья, который оценивался как низкий, если сумма баллов равнялась 2 и ниже, ниже среднего - от3 до 5 баллов, средний - от 6 до 10 баллов, выше среднего - от 11 до 12 баллов, высокий - от 13 баллов и выше.

Сумма баллов, которой характеризуется уровень соматического здоровья индивида, информативна в отношении многих клинико-физиологических показателей. Имеется совершенно четкая зависимость между уровнем соматического здоровья и состоянием здоровья, определяемым обычными методами: чем ниже уровень соматического здоровья индивида (энергопотенциал биосистемы), тем вероятнее развитие хронического соматического заболевания и его манифестация.[17].

Для определения лабильности нервной системы применялась методика “теппинг-тест”, разработанная Е.П. Ильиным [19].

Эксперимент проводился в лабораторном помещении, где оборудованы рабочие места испытуемого и экспериментатора. Исследование на определение силы нервной системы проводилось при помощи специально разработанной в нашей лаборатории компьютерной программы “TepTest. Испытуемый садился за рабочий стол, заняв при этом удобное положение. Экспериментатор сообщал испытуемому следующую инструкцию: «По предупредительному сигналу с компьютера вы должны начать ударять контактной ручкой по каждому квадрату

Автономия личности - 2010 - №1(1)

131

металлической пластины. За отведенное для каждого квадрата время (5 с) вы должны как можно больше произвести ударов о металлическую пластину. Переходить с одного квадрата на другой необходимо по звуковому сигналу с компьютера, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе (на максимальном волевом усилии, даже если темп движения снижается)». На основании анализа формы кривой диагностировалась сила нервной системы.

Методика определения ЛВДР позволяет оценить функциональное состояние ЦНС (возбудимость, лабильность, реактивность нервной системы). Увеличение разброса физиологических показателей, их «неустойчивость» во времени является наиболее ранним и универсальным критерием сдвигов функционального состояния ЦНС [20].

Эксперимент проводился в лабораторном помещении, где оборудованы рабочие места испытуемого и экспериментатора. Исследование на определение латентного времени двигательной реакции на световой раздражитель проводился при помощи разработанной в нашей лаборатории компьютерной программы “ЛВДР”. Исследование проводилось в трех экспериментальных условиях:

1) Первые экспериментальные условия - простая сенсомоторная реакция последовательно сначала правой, затем левой рукой;

2) Вторые экспериментальные условия - с приращением 200 мс, сначала правой, затем левой рукой;

3) Третьи экспериментальные условия - шумовые помехи, которые создавались при помощи переносного воспроизводящего устройства через наушники (т. е. помехи были одинаковы для всех участников эксперимента), также сначала правой, затем левой рукой.

При первых экспериментальных условиях интервалы между появлениями квадратов составляли 2 с, при вторых экспериментальных условиях эти интервалы с каждым следующим появлением квадрата увеличивались на 200 мс (т.е. с приращением 200 мс), при третьих экспериментальных условиях - межпробный интервал был постоянным и составлял 2 с. Во всех трех экспериментальных условиях проведено 30 измерений (проб) времени сенсомоторной реакции на световой раздражитель.

Испытуемый садился за стол и должен был после предупредительного сигнала как можно быстрее отреагировать на появление зеленого квадрата нажатием клавиши “Enter”. Общими для всех трех экспериментальных условий является установка формы, размера и цвета раздражителя, в нашем случае зеленого квадрата. Для второго экспериментального условия выставлялось приращение - 200 мс. Интервал времени между началом предъявления сигнала и ответом и есть ЛВДР.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ

Установлено, что уровень здоровья в среднем по всей группе составил 4,3 балла, что относится к уровню «ниже среднего». Максимальный уровень соматического здоровья наблюдался у нормодантов и составил 4,4 балла, средний у ретардантов - 4,3 балла и минимальный у акселерантов - 3,9 балла. Таким образом, уровень здоровья у акселерантов ниже, чем у других групп. Физиологические параметры и индексы, которые определяли при исследовании уровня здоровья, представлены в таблице 2.

132

Спорт и образование

Таблица 2

Показатели уровня здоровья (М±с)

Г руппы исследуемых ЖЕ Л, л Масса тела, кг Сила кисти, кг Пульс, уд. в 15сек Ин- декс Руфье Ин- декс Кетле Уро- вень

мм рт. ст. Р1 Р2 Р3 здо- р°- вья, балл

Акселе- 3,5 64,0 42,0 108 19± 29 23 8,7 20,2 3,9

ранты ±0,7 ±8,0 ±8,1 ±9 3 ±3 ±3 ±2,8 ±2,2

Ретардан- 2,2 42,2 24,8 98 18± 29 23 8,1 17,8 4,3

ты ±0,5 ±7,6 ±8,6 ±10 2 ±5 ±3 ±3,2 ±2,3

Нормодан- 2,8 54 35,3 107 19± 29 22 8,2 19,5 4,4

ты ±0,5 ±8,9 ±8,0 ±12 3 ±4 ±3 ±3,5 ±2,8

Все 2,8 53,8 34,7 105 19± 29 23 8,3 19,3 4,3

исследуе- мые ±0,7 ±10,4 ±9,3 ±12 3 ±3 ±3 ±3,3 ±2,7

Измерение ЧСС и АДс показали, что у ретардантов уровень систолического давления составил 98±10 мм рт. ст., что достоверно ниже (p<0,05) чем у акселерантов (108±9) и нормо-дантов (107±12), т. о. можно констатировать склонность к гипотонии у ретардантов. У всех групп исследуемых ЧСС в покое находится в пределах нормы (60-80 ударов в минуту).

Индекс Руфье характеризует восстанавливаемость пульса после дозированной нагрузки. У всех трёх групп испытуемых этот показатель соответствовал средним зничениям. У акселерантов он составил 8,7±2,8 усл. ед.,у нормодантов - 8,2±3,5 усл. ед., у ретардантов - 8,1±3,2 усл. ед., т.е. у акселерантов способность к восстановлению достоверно ниже (p<0,05), чем у ретардантов (у которых самый высокий уровень восстанавливаемости по сравнению с другими) и нормодантов. Среднее значение индекса Руфье составляет 8,3±3,3 усл. ед. и говорит о недостаточной адаптации организма к физическим нагрузкам. Таким образом, показано, что у акселерантов способность к восстановлению пульса после нагрузки достоверно хуже, чем у нормодантов и ретардантов.

Исследование индекса Кетле, характеризующего «упитанность» и гармоничность развития ребенка, показало, что у всех трех групп данный показатель находится в диапазоне средних величин (IV коридор, 25-75 центили).Однако максимальным этот показатель оказался у акселерантов (20,2±2,2 усл. ед.), средний у нормодантов (19,5±2,8 усл. ед.) и минимальный у ретардантов (17,8±2,3 усл. ед.) Различия между всеми группами достоверны (p<0,05). Наиболее гармоничное развитие выявлено у нормодантов - у них индекс Кетле наиболее приближен к среднему значению данного показателя у подростков 13-15 лет (19,25 усл. ед.).

В результате исследования свойств нервной системы при помощи теппинг-теста установлено, что при выполнении теста правой рукой у акселерантов и ретардантов тип графика работоспособности нисходящий, что свидетельствует о слабом типе нервной системы у обеих групп исследуемых, а у нормодантов - тип графика работоспособности промежуточный, что свидетельствует о средне-слабом типе нервной системы (рисунок 1). При выполнении теста левой рукой у акселерантов, нормодантов и ретардантов тип графика работоспособности оказался нисходящим, что говорит о слабом типе нервной системы исследуемых (рис. 1).

Автономия личности - 2010 - №1(1)

133

акселераты —а— ретарданты —а— нормоданты

Рис.1. Усредненный график работоспособности акселерантов, нормодантов и ретардантов по результатам теппинг-теста а) тестирование правой рукой; б) тестирование

левой рукой

По среднему графику работоспособности правой руки видно, что среднее количество точек по пятисекундным интервалам у нормодантов и ретардантов меньше, чем у акселерантов, в среднем на 2 единицы (рис. 1,а). Но график работоспособности у нормодантов и акселерантов имеет более плавный вид, чем график работоспособности ретардантов. А по среднему графику работоспособности левой руки видно, что среднее количество точек по пятисекундным интервалам у акселерантов больше в среднем на 1 единицу (рис. 1,б). Для слабого типа нервной системы характерно медленное протекание процессов возбуждения (функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга) и торможения (затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга), т.е. представители данного типа не способны выдерживать влияния раздражителей внешней среды, они малоподвижны, что показывает неспособность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим, неуравновешенны, что указывает на нестабильное соотношение процессов возбуждения и торможения. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту. Для средне-слабого типа нервной системы скорость протекания процессов возбуждения и торможения больше, чем у слабого типа, т.е. представители данного типа способны выдерживать влияния внешней среды, они малоподвижны, что показывает неспособность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим, но уравновешены. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент. Таким образом, все три группы исследуемых не способны быстро переходить от состояния возбуждения к торможению и наоборот, но в отличие от акселерантов и ретардантов, нормоданты устойчивы к внешним раздражителям. В результате исследования ЛВДР в первых экспериментальных условиях правой рукой на световой сигнал установлено, что при выполнении простой двигательной реакции правой рукой время реакции составило 231 ± 19 мс у акселерантов, 236 ± 22 мс - у нормодантов и 266 ± 29 мс - у ретардантов. У трех групп исследуемых отмечается тенденция к уменьшению времени реакции в течение первых пяти проб, затем у нормодантов и акселерантов наблюдается стабилизация показателя с тенденцией к увеличению времени реакции от 6-ой до 30-ой пробы (225 мс и 236 мс у нормодантов, 221 мс и 238 мс у акселерантов соответственно) (рис. 2). Достоверных различий в показателях ЛВДР у акселерантов и нормодантов не наблюдается.У ретардантов в большинстве проб моторная реакция оказалась достоверно ниже (р < 0,05), чем у других групп исследуемых. При работе левой рукой время реакции составило 226 ±15 мс у акселерантов, 227 ± 12 мс - у нормодантов и 234 ± 20 мс - у ретардантов. Динамика показателя отличалась от таковой, полученной для правой руки. У акселерантов после увеличения времени реакции до 21-ой пробы наблюдается снижение показателя к

134

Спорт и образование

30-ой пробе от 248 мс до 218 мс. Время реакции в пробах 25...30 у акселерантов достоверно ниже (р < 0,05), чем у нормодантов. У ретардантов прослеживается идентичная тенденция, хотя и с большим разбросом показателя от пробы к пробе. Динамика работы левой рукой (т.е. уменьшение, стабилизация и последующее увеличение времени реакции) нормодантов соответствует динамике работы правой рукой.

360

о 340

S- 320 S

300 280 260 240 220 200

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29

номер тестирования

» акс-ты И норм-ты а рет-ты

Рис. 2. Усредненный график динамики ЛВДР у акселерантов, нормодантов и ретардантов при работе в первых экспериментальных условиях (правая рука)

При исследовании ЛВДР правой рукой с использованием приращения 200 мс в каждом последующем межстимульном интервале установлено, что время реакции при работе правой рукой составило 239 ± 17 мс у акселерантов, 235 ± 14 мс - у нормодантов и 248 ±20 мс - у ретардантов. У трех групп исследуемых отмечается тенденция к снижению времени реакции до 6-ой пробы, а затем увеличение показателя до 27-ой пробы у акселерантов и до конца исследования (до 30-ой пробы) у нормодантов (рисунок 3). Заметим, что у нормодантов это увеличение ЛВДР с 6-ой по 30-ую пробу (217 мс и 257 мс соответственно) достоверно больше (p<0,05), по сравнению с приростом показателя в первых экспериментальных условиях. У ретардантов на первых 10-ти пробах моторная реакция достоверно хуже (p<0,05), затем у них наблюдается больший разброс времени реакции от пробы к пробе. У акселерантов выявлено снижение ЛВДР в конце исследования с 262 мс до 230 мс (на 27...30-ой пробе), что отражает адаптивные процессы ЦНС (рис. 3). У нормодантов и ретардантов противоположная ситуация, к концу исследования время реакции у них увеличилось, что говорит об утомлении нервных центров этих исследуемых. При работе левой рукой время реакции составило 240 ± 11 мс у акселерантов, 236 ± 14 мс - у нормодантов и 245 ± 23 мс - у ретардантов. Динамика работы левой руки соответствует динамике работы правой руки, т.е. тенденция к снижению времени реакции до 6-ой пробы у групп исследуемых, а затем интенсивное увеличение показателя до конца исследования (с 227 мс до 241 мс - у акселерантов, с 218 мс до 239 мс - нормодантов, с 224 мс до 247 мс - ретардантов). Динамика показателя на последних пяти пробах достоверно отлична у ретардантов, у них ЛВДР в конце тестирования выше (p<0,05), чем у акселерантов и нормодантов.

Рис. 3. Усредненный график динамики ЛВДР у акселерантов, нормодантов и ретардантов при работе во вторых экспериментальных условиях (правая рука)

Автономия личности - 2010 - №1(1)

135

В результате исследования ЛВДР правой рукой при шумовых помехах время реакции составило 241 ± 18 мс у акселерантов, 234 ± 15 мс - у нормодантов и 236 ±30 мс - у ретардантов. У трех групп исследуемых наблюдается тенденция к уменьшению времени реакции до 6-ой пробы. Затем нормоданты демонстрируют стабилизацию показателя до конца эксперимента. У ретардантов наблюдается больший разброс времени реакции (рисунок 4). На последних пяти пробах у акселерантов признаки развивающегося утомления нервных центров выражены в большей степени, чем у нормодантов и ретардантов (рис. 4), т.е. показатели акселерантов достоверно выше (р<0,05) показателей последних. При работе левой рукой время реакции составило 237 ± 17 мс у акселерантов, 236 ± 13 мс - у нормодантов и 234 ± 23 мс - у ретардантов. Как и во всех экспериментальных условиях у трех групп исследуемых наблюдается тенденция к уменьшению времени реакции до 5-ой пробы. Нормоданты в этих экспериментальных условиях работают левой рукой хуже, чем правой.

360 2

ц ц

>

1 3 7 9 э 1 н 1 ом 1 ле 3 р 1 гес 5 2Т! 1 р 71 ован 9 ■ж 2 я 1 23 2 5 2 7 2 9

+ акс-ты норм-ты —*—рет-ты

Рис. 4. Усредненный график динамики ЛВДР у акселерантов, нормодантов и ретардантов при работе в третьих экспериментальных условиях (правая рука)

Рассмотрим участок графика, усредненного по всем трем экспериментальным условиям. Нормоданты на последних пяти пробах работают более стабильно и достоверно быстрее (р<0,05) реагируют на раздражитель, чем акселеранты (рис. 5).

номер тестирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

»акс-т ы -норм-ты

Рис. 5. Участок графика, иллюстрирующий процесс утомления акселерантов и нор-модантов при работе правой рукой (усредненный по всем трем экспериментальным условиям)

В результате исследования ЛВДР у нормодантов, акселерантов и ретардантов было установлено, что при работе правой рукой акселеранты демонстрируют медленное врабатывание и быстрое утомление, однако при работе левой рукой акселеранты работают до конца тестирования без выраженных признаков утомления нервных центров, в отличие от других исследуемых групп. Анализ показал, что в большинстве экспериментальных условий у акселерантов наблюдается превалирование правого полушария, т.е. доминирует левая рука.

136

Спорт и образование

Это может быть связано с выраженным стрессорным воздействием шумовых помех, которые приводят к значительному межполушарному дисбалансу, т.е. начинает доминировать правое полушарие.

Все полученные результаты и выводы показывают, что традиционные рутинные методики (классические психомоторные, весоростовые, большинство показателей ЭКГ) оказываются недостаточно чувствительными для выявления дифференциальных различий в процессах управления психофизиологическими функциями, связанными с особенностями функционирования организма акселерантов, нормодантов и ретардантов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования уровня соматического здоровья, латентного времени двигательной реакции и показателей теппинг-теста у подростков с разным уровнем физического развития были выявлены существенные различия психофизиологических функций у акселерантов, нормодантов и ретардантов.

Установлено, что уровень соматического здоровья у подростков зависит от их физического развития, причем эта зависимость непрямопропорциональна. Максимальный уровень здоровья (4,4 балла) наблюдается у детей со средним физическим развитием (нормодантов), средний уровень (4,3 балла) - у детей с уровнем развития ниже среднего (ретардантов), и минимальный (3,9 балла)- у детей с уровнем развития выше среднего (акселерантов). Учитывая, что уровень соматического здоровья отражает энергетические ресурсы организма и его адаптивные способности, можно предположить, что процессы, лежащие в основе акселерации, ведут к снижению адаптивных резервов подростка.

Индекс Руфье, отражающий резервные возможности сердечно-сосудистой системы, в среднем по группе составил 8,3 ± 3,3. Максимальные резервы адаптации сердца по индексу Руфье выявлены у ретардантов (8,1 ± 3,2 усл. ед.), средние - у нормодантов (8,2± 3,5 усл. ед.) и минимальные - у акселерантов (8,7 ± 2,8 усл. ед.).

Исследование показателей теппинг-теста выявили низкую лабильность нервных процессов у всех групп исследуемых. Однако у нормодантов определяется средне-слабый тип нервной системы, а у акселерантов и ретардантов - слабый тип нервной системы. Следовательно, высокий уровень физического развития не предполагает высокую степень функциональной зрелости мозговых адаптивных систем. Оптимальный уровень подвижности нервных процессов и способность быстро переключаться с возбуждения на торможение наблюдается у подростков со средними показателями физического развития - нормодантов.

В результате исследования ЛВДР установлено, что при работе правой ведущей рукой подростки с высоким уровнем физического развития врабатываются медленнее и утомляются быстрее, чем дети двух других исследуемых, однако при работе левой рукой выявляется противоположная тенденция: акселеранты врабатываются быстрее и почти не утомляются, в отличие от нормодантов и ретардантов. Это позволяет предположить, что в условиях срочной адаптации у акселерантов изменяются межполушарные взаимоотношения в коре, что выражается в превалировании правого полушария в адаптивных реакциях. Полученные результаты могут быть использованы при разработке скрининговых систем донозологической диагностики для выявления детей с «факторами риска» и коррекции психофизиологических функций.

Автономия личности - 2010 - №1(1)

137

Литература

1. Баранов А.А. Профилактические технологии в педиатрии. Научные и практические проблемы //Педиатрия. - 2004. - №5. - с. 1-4.

2. А.А.Баранов. Научные и практические проблемы российской педиатрии на современном этапе. //Педиатрия. - 2005, №3. - с.47

3. Резолюция Международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» // Педиатрия. - 2005. - №3. - с.4-7.

4. А.А.Баранов, Л.А.Щеплягина. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков. // Российский педиатрический журнал.-2000, №5. - с.5-12.

5. Минх А.А. Общая гигиена. М.: Медицина, 1984. - 480 с.

6. Доскин В.А., Келлер X., Мураенко Н.М., Тонкова-Ямпольская Р.В. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник. - М.: Медицина, 1997. - 288 с.

7. А.А.Баранов. Научные и практические проблемы российской педиатрии на современном этапе. //Педиатрия. - 2005, №3. - с.47.

8. Аршавский И.А. Рост и развитие организмов. // Количественные аспекты роста организмов. - М.: Наука. - 1975. - с.92 - 105

9. Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева. - М.: Медицина, 1991. - 560с.

10. Крукович Е.В., Лучанинова В.Н., Нагирная Л.Н. Динамика физического развития детей г. Владивосток // Педиатрии. - 2003. - №6. - с.89 - 96

11. Физиология роста и развития детей и подростков: практическое руководство / под ред. А.А.Баранова, Л.А.Щеплягиной. - М.:ГЭОТАР - Медиа, 2006. - 432с.

12. Миклашевская Н.Н. Ростовые процессы у детей и подростков / Н.Н.Миклашевская, Н.З.Соловьёва, Е.З.Година. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 184с.

13. В.Л.Грицинская, М.Ю,Галактионова. Индивидуально-типологические закономерности роста и развития детей. - Красноярск: Издательство КрасГМА, 2005. - 97 с.

14. Справочник педиатра / Под ред. Н.П.Шабалова. - Спб: Питер, 2006 - 672 с.

15. Кравец Е.Б. Физическое развитие детей и подростков на современном этапе / Е.Б.Кравец, Е.Н. Шеренкова, Т.В.Саприна // Омский научный вестник. - Вып. 19 (приложение). - июнь 2002. - с.237-239

16. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с.

17. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248 с.

18. Асеев Г.М., Зотов В.А. Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов. Медгиз - 1963 г. 196 с. с ил.

19. Ильин Е. П.Экспресс-метод определения степени выраженности свойства «подвижность-инертность» возбуждения и торможения // Психофизиологические основы физического воспитания и спорта. - М. : Ленннгр. пед. ии-т, 1972. - С. 5-36.

20. Бойко Е. И. Время реакции человека.- М.: Медицина. 1964. - 436 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.