Научная статья на тему 'Исследование психологических особенностей изменения идентичности под действием интенсивных интегративных психотехнологий'

Исследование психологических особенностей изменения идентичности под действием интенсивных интегративных психотехнологий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
277
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ / МЕХАНИЗМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕНТИЧНОСТИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕНСИВНЫЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ / IDENTITY / SELF-IDENTITY / IDENTIFICATION / SOCIAL IDENTITY / IDENTITY TRANSFORMATION / IDENTITY TRANSFORMATION MECHANISMS / INTEGRATION / INTENSIVE INTEGRATIVE PSYCHOTECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Южаков Виталий Алексеевич

В статье представлены исследования трансформации самоидентичности под действием интенсивных интегративных психотехнологий (ИИПТ). Автором выделены ведущие механизмы трансформации идентичности: процессы осознания, рефлексии и интеграции. Сделан вывод о том, что в результате недельных тренингов с использованием ИИПТ происходят значимые изменения элементов самоидентичности в сторону большей целостности и гармоничности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Южаков Виталий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the psychological characteristics of changes in the identity under the action of intensive integrative psychotechnologies

The article is dedicated to the study of the transformation of self-identity under the influence of intensive integrative psychotechnology (IIPT). The author singled out major mechanisms of identity transformation: awareness, reflection and integration. The results show that after the week of training with IIPT what occurred, were significant changes in the elements of self-identity in the direction of greater integrity and harmony of the individual.

Текст научной работы на тему «Исследование психологических особенностей изменения идентичности под действием интенсивных интегративных психотехнологий»

УДК 159.923

Южаков Виталий Алексеевич

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

uzhakov7@gmail.com

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗМЕНЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ИНТЕНСИВНЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ

ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ

В статье представлены исследования трансформации самоидентичности под действием интенсивных инте-гративных психотехнологий (ИИПТ). Автором выделены ведущие механизмы трансформации идентичности: процессы осознания, рефлексии и интеграции. Сделан вывод о том, что в результате недельных тренингов с использованием ИИПТ происходят значимые изменения элементов самоидентичности в сторону большей целостности и гармоничности личности.

Ключевые слова: идентичность, самоидентичность, идентификация, социальная идентичность, трансформация идентичности, механизмы трансформации идентичности, интеграция, интенсивные интегративные психотехнологии.

Проблема самоидентичности является одним из самых актуальных и трудных вопросов современной психологии. Это связано с глобальными социальными изменениями жизни людей, разрушения прежних смыслов, ценностей, традиций, изменения социальных ролей. Многие исследователи (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, Н.М. Лебедева, В.Н. Павленко, Т.Г. Сте-фаненко, Н.Л. Иванова, В.В. Козлов и др.) отмечают в связи с этим феномен кризиса идентичности, приводящий к дезинтеграции личности [7, с. 1112]. Особенно актуальным становится поиск адекватных методов психологической помощи, раскрытие механизмов позитивного выхода из кризисных состояний.

Самоидентичность характеризует способность человека усваивать, интегрировать свой индивидуальный и социальный опыт, сохранять ощущение непрерывности, гармоничности и целостности своей личности. Самоидентичность, как и любая динамическая структура, развивается на протяжении всей жизни человека, проходя через различные кризисы идентичности и может идти как в прогрессивном (позитивная дезинтеграция), так и регрессивном (негативная дезадаптация) направлении [3].

Практическая психология при кризисных состояниях широко и эффективно использует индивидуальные и групповые феномены расширенных состояний сознания (РСС), применяемых в ИИПТ (ребефинг, холотропное дыхание, вайвейшен и т.д.) [4]. Проведены ряд исследований, которые изучали различные стороны РСС (В.В. Козлов, Ю.А. Бубеев, И. Демчук, А. Гиршон, А.М. Прово-ров, Ю.А. Киселев и др.), однако нет подробного описания механизмов психологического и социально-психологического влияния РСС на трансформацию идентичности, что также обуславливает актуальность изучения данной темы.

Целью исследования стало изучение влияния ИППТ на структуру и содержание самоидентичности в тренинговой группе. Гипотеза исследования - под влиянием ИИПП происходит позитивная

трансформация структуры и содержания самоидентичности, а именно - совершается изменение в сторону большей гармоничности и целостности личности.

Исследование проводилось во время недельных тренингов «Инсайт» (г. Ярославль), «Персона» (г. Гомель), «ДМД» (г. Щелкино), «Лаборатория ДМД» (г. Москва), проводимых профессором В.В. Козловым в 2013-2014 гг.

Численность экспериментальных групп: 27 человек на «Инсайте»; 34 человека - на «Лаборатория ДМД»; 19 человек - на «Персона»; 13 человек - на «ДМД». Всего в экспериментальных группах участвовало 93 человека. Средний возраст входящих в выборочную совокупность М=34,2, SD=8,3 года. Возрастной разброс от 20 до 59 лет. По половой принадлежности: мужчины - 34 (37%) и женщины - 59 (63%). Абсолютное большинство участников исследования имеют высшее образование или являются студентами вуза.

Для исследования применялась методика «Личностный опросник самоидентичности» В.В. Козлова (ЛОСК) [5]. Замеры в экспериментальной группе проводились в начале и конце тренинга.

Для оценки вариабельности (разброса) показателя «Я-гармоничное» использовался коэффициент вариации, где его значение, не превышающее 10%, показывает слабый разброс, и интерпретируется как гармоничная структура, а в случае превышения - негармоничная [2, с. 220].

Во время обработки данных экспериментального исследования для проверки гипотез о случайности различия (сходства) оцениваемых параметров применялся ^критерий Стьюдента, а для выявления связи изменений в показателе «Я-гармоничное» составлены таблицы сопряженности по критерию МакНемара [1].

В основе опросника «ЛОСК» лежит интегра-тивный подход, который рассматривает личность как «систему внутренних идентичностей или я-идентификаций, придающих структуру и смысл бытию в мире человека» [3]. Идентичность позволяет человеку переживать свою целостность,

© Южаков В.А., 2016

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3

83

ПСИХОЛОГИЯ

самотождественность, интегрировать свой опыт. Совокупность человеческого опыта, различных точек зрения, с которыми человек идентифицируется и считает своими, формируют его представление о себе в сложную систему самоидентичности, то, что человек считает своим Я. Для удобства анализа, в структуре Я-идентичности выделяется три подструктуры, с которыми идентифицирована личность: Я-материальное, Я-социальное, Я-духовное. Каждая подструктура имеет свой

мотивообразующий центр (или интегрирующий фактор). Центром Я-материального является образ телесности и вся совокупность отношений к телу. Ядром Я-социального является интегративный статус, определяющий социальную активность человека, статусно-ролевые аспекты личности. Я-духовное определяет глубинные, экзистенциальные смыслы и проблемы существования человека, такие как проблемы понимания, одиночества, любви, смертности, абсурда. В Я-духовном содержатся

Таблица 1

Средние показатели «ЛОСК» в экспериментальной группе, M (SD)

Показатель 1 замер 2 замер разница в % df t Р

Материальное 64,2 (9,9) 69,8(10,5) 8,7 92 -8,5 р<0,001

Социальное 66,6(10,7) 71,0(10,0) 6,6 92 -6,7 р<0,001

Духовное 80,8(8,5) 83,5(7,8) 3,3 92 -4,5 р<0,001

60%

0%

о%

0%

1%

56%

11111111 шШЖ 111111

И! 39%

§¡¡¡¡¡1 шШШш

мШж

шШШШ 1111 Я!

шЯш

111111

1111 «шж ш.

ШЖ. ;;;; 111111

■ММШ'Л —»

44%

ШШ 111 ¡111 1111 1111 ¡111 1111 Я

1111111

Я-материальное

Я-социальное

Я-духовное

Я-гармоничное

# Экспериментальная группа до трен и ига (чел.) ^ Экспериментальная группа после тренинга (чел.)

Рисунок 1. Результаты изменения показателей ЛОСК в экспериментальной группе

Таблица 2

Эмпирические данные опросника «ЛОСК», M (SD)

Показатель 1 замер 2 замер Разница в % df t р

Инсайт

Материальное 63,3(9,0) 71,6(12,6) +13,0 26 -6,8 р<0,001

Социальное 67,8(11,7) 72,6(12,2) +7,1 -4,3 р<0,001

Духовное 83(9,3) 86,1(7,8) +3,8 -2,9 0,008

Лаборатория ДМД

Материальное 61,7(9,0) 65,4(7,8) +6,0 33 -3,7 0,001

Социальное 64,1(8,9) 67,9(8,8) +5,9 -3,6 0,001

Духовное 78,4(8,5) 86,1(8,1) +9,8 -3,0 0,005

Персона

Материальное 66,6(11,6) 73,2(9,2) +9,9 18 -4,1 р<0,001

Социальное 66,2(11,2) 72,1(9,0) +8,9 -4,0 р<0,001

Духовное 80,6(7,2) 84,2(7,5) +4,5 -2,7 0,015

ДМД

Материальное 68,7(10,3) 72,8(10,8) +6,0 12 -2,5 0,028

Социальное 71,3(11,3) 74,4(8,0) +4,3 -1,4 0,180

Духовное 82,5(7,8) 82,9(5,8) +0,5 -0,2 0,821

84

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

Таблица 3

Динамика показателя «Я-гармоничное» в экспериментальной группе («ЛОСК»)

Показатель 1 замер (чел.(%)) 2 замер (чел.(%)) p

Экспериментальная группа

Гармоничное 41 (44,1) 56 (60,2) p<0,001

Негармоничное 52 (55,9) 37 (39,8)

религиозные идентификации, человеческая этика и совесть [6].

Мы присоединяемся к позиции В.В. Козлова, который различает Я-идентификации по содержанию, по значимости и величине занимаемого пространства в структуре личности, мерой устойчивости и временем существования. Несомненно, каждый человек несет в себе уникальную структуру и содержание идентификаций. Однако, в этом мы согласны с В.В. Козловым, нарушение баланса трех базовых подструктур, «залипание» на одной из идентификаций, предание чрезмерной значимости одной из подструктур, может привести к негативным и деструктивным последствиям [6].

Под трансформацией идентичности в основном понимается преобразование, превращение, изменение структуры и содержания элементов идентичности под влиянием различных факторов, которые обычно связаны с двумя аспектами:

- возрастным, как закономерно происходящее в ходе онтогенетического развития;

- процессуальным, в котором под влиянием изменений в социальном окружении и деятельности субъекта, выявляются возможности и механизмы целенаправленного влияния на содержание и структуру идентичности [3]. Ведущими механизмами трансформации являются процессы осознания, рефлексии и интеграции, которые активно инициируются в ИИПТ.

В результате прохождения тренингов показатели «Я-материальное», «Я-социальное», «Я-духовное» в экспериментальной группе изменились, что видно по данным, отраженным в таблице 1.

Представим результаты изменения показателей ЛОСК в экспериментальной группе в первом и втором замерах на рисунке 1.

Как видно на рисунке 1, незначительно (1%) вырос показатель Я-социальное, на 17% снизился показатель Я-духовное, но почти на такую же величину (16%) вырос показатель Я-гармоничное.

Эмпирические данные исследования представлены в сводной таблице 2.

Результаты исследования динамики показателя «Я-гармоничное» в экспериментальной группе представлены в таблице 3.

Согласно данным, представленным в таблицах 1, 2 и на рисунке 1, в результате прохождения тренингов с использованием ИИПТ происходят значимые изменения элементов самоидентичности, а данные таблицы 3 говорят о позитивном векторе этих изменений, направленном в сторону увеличения целостности и гармоничности личности, поскольку именно баланс трех базовых структур идентичности характеризует наибольшую адаптивность личности в социокультурной среде.

Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что тренинги с использованием ИИПТ эффективны для трансформации базовых структур идентичности и приводят к большей целостности и гармоничности личности.

Библиографический список

1. Дорогонько Е.В. Обработка и анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. -Сургут: Издательский центр СурГУ, 2010. - 110 с.

2. Зайцев В.М., Лифляндский В.Г., Маринкин В.И. Прикладная медицинская статистика. - СПб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2003. - 432 с.

3. Козлов В.В. Психология кризиса - М.: Институт консультирования и системных решений, 2014. - 520 с.

4. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. - 384 с.

5. Козлов В.В. Личностный опросник самоидентичности: теория и метод. - Ярославль, 2007. - 55 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Козлов В.В. Интегративная психология. - М.: Психотерапия, 2007. - 528 с.

7. Патырбаева К.В. Идентичность: социально-психологические и социально-философские аспекты / К.В. Патырбаева, В.В. Козлов, Е.Ю. Мазур и др.; науч. ред. К.В. Патырбаева. - Пермь: Перм. гос. нац. иссл. ун-т., 2012. - 250 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.