Научная статья на тему 'Механизмы трансформации кризисной идентичности в интенсивных интегративных психотехнологиях'

Механизмы трансформации кризисной идентичности в интенсивных интегративных психотехнологиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
257
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕХАНИЗМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕНТИЧНОСТИ / ИНТЕНСИВНЫЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ОСОЗНАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Южаков Виталий Алексеевич

Статья посвящена одной из самых актуальных и трудных вопросов современной психологии проблеме идентичности. Идентичность рассматривается как интегральное, эмоционально переживаемое отождествление с устойчивыми генерализациями прошлого опыта, которые воспринимаются как части себя и выступают в качестве регулятора поведения и деятельности. В статье рассматриваются возможные причины развития кризисных состояний, а также представлены теоретические обоснования позитивной трансформации идентичности в интегративной психологии. Отмечается, что для реализации этой цели важно разотождествление с идентичностями, которые не способствуют позитивному развитию личности. Выделены ведущие механизмы трансформации базовых структур идентичности: процессы осознания, рефлексии и интеграции. Обозначена специфика интенсивных интегративных психотехнологий, широко применяющих индивидуальные и групповые феномены расширенных состояний сознания для работы с кризисными состояниями личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of transformation of crisis identity in the intensive integrative psychotechnologies

The article is devoted to one of the most urgent and difficult problems of modern psychology identity problem. Identity is seen as integral, emotional identification with experienced steady generalization of the past experiences, which are perceived as a part of you and act as a regulator of behavior and activity. The article considers the possible causes of the crisis states, as well as it provides the theoretical justification of the positive transformation of the identity in the Integrative Psychology. It has been noted that for the realization of this goal it is important to stop to identify you with the identities that do not contribute to the positive development of the personality. Leading mechanisms of transformation of the basic structure of identity have been obtained: the processes of understanding, reflection and integration. The article noted the specificity of intensive integrative psychological techniques, which widely used the individual and group phenomena of the expanded states of consciousness to work with the crisis conditions of the person.

Текст научной работы на тему «Механизмы трансформации кризисной идентичности в интенсивных интегративных психотехнологиях»

ical training about drug addicts in connection with their true value of school education (compared with the USA Waldorf school graduates)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 50, No. 4, pp. 78-81.

4. Pegova, A. V., Gribkova, L. P. and Pegov, V. A. (2014), "Motor experience of the students of the institute of physical culture in the context of characteristics modern younger generation", The theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 56-58.

5. Cherkesov, Yu.T. (1996), "As a sport neutralize", The theory and practice ofphysical culture, No 3, pp. 44-45.

Контактная информация: pegwlad@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 28.09.2016

УДК 159.9

МЕХАНИЗМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ КРИЗИСНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ИНТЕНСИВНЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЯХ

Виталий Алексеевич Южаков, преподаватель, Северный государственный медицинский университет» (СГМУ), г. Архангельск

Аннотация

Статья посвящена одной из самых актуальных и трудных вопросов современной психологии - проблеме идентичности. Идентичность рассматривается как интегральное, эмоционально переживаемое отождествление с устойчивыми генерализациями прошлого опыта, которые воспринимаются как части себя и выступают в качестве регулятора поведения и деятельности. В статье рассматриваются возможные причины развития кризисных состояний, а также представлены теоретические обоснования позитивной трансформации идентичности в интегративной психологии. Отмечается, что для реализации этой цели важно разотождествление с идентичностями, которые не способствуют позитивному развитию личности. Выделены ведущие механизмы трансформации базовых структур идентичности: процессы осознания, рефлексии и интеграции. Обозначена специфика интенсивных интегративных психотехнологий, широко применяющих индивидуальные и групповые феномены расширенных состояний сознания для работы с кризисными состояниями личности.

Ключевые слова: идентичность, механизмы трансформации идентичности, интенсивные интегративные психотехнологии, интегративная психология, рефлексия, осознание, интеграция.

MECHANISMS OF TRANSFORMATION OF CRISIS IDENTITY IN THE INTENSIVE INTEGRATIVE PSYCHOTECHNOLOGIES

Vitaly Alekseevich Yuzhakov, the lecturer, Northern State Medical University, Arkhangelsk

Annotation

The article is devoted to one of the most urgent and difficult problems of modern psychology -identity problem. Identity is seen as integral, emotional identification with experienced steady generalization of the past experiences, which are perceived as a part of you and act as a regulator of behavior and activity. The article considers the possible causes of the crisis states, as well as it provides the theoretical justification of the positive transformation of the identity in the Integrative Psychology. It has been noted that for the realization of this goal it is important to stop to identify you with the identities that do not contribute to the positive development of the personality. Leading mechanisms of transformation of the basic structure of identity have been obtained: the processes of understanding, reflection and integration. The article noted the specificity of intensive integrative psychological techniques, which widely used the individual and group phenomena of the expanded states of consciousness to work with the crisis conditions of the person.

Keywords: identity, mechanisms of transformation of identity, integrative psychology, processes of understanding, reflection, integration, intensive integrative psychotechnology.

К настоящему времени проблеме идентичности посвящено множество исследований в рамках различных теоретических подходов, представленных как зарубежными (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, Дж. Мид, Г. Тэджфел, Дж. Тэрнер и др.), так и отечественными

учеными (В.С. Агеев, Г.М. Андреева, Н.В. Антонова, Д.Н. Завалишина, М.В. Заковорот-ная, Н.Л. Иванова, В.В. Козлов, К.В. Патырбаева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец, Л.Б. Шнейдер, В.А. Ядов и др.), но в условиях быстрых изменений во всех сферах общественной жизни происходит размывание социальных ценностей, усложняется личностный выбор и самоопределение человека в социуме, возникает проблема кризисной идентичности. Идентичность определяет способность человека усваивать, интегрировать свой индивидуальный и социальный опыт, сохранять ощущение непрерывности, гармоничности и целостности своей личности. Мы поддерживаем мнение Н.В. Жигинас в том, что идентичность, как и любая динамическая структура, развивается на протяжении всей жизни человека, проходя через различные кризисы, результатом которых может быть как позитивная дезинтеграция, где кризис становиться механизмом трансформации и перехода на новый уровень целостности, так и негативная дезинтеграция, при которой кризис сопровождается нарастанием признаков дезадаптации и негативных личностных проявлений вплоть до «перехода от дезадаптации к болезни» с доминированием клинической симптоматики [1]. Поэтому обращение к проблеме идентичности актуально.

Мы рассматриваем личность как систему внутренних идентичностей или Я-идентификаций (материальных, социальных, духовных), создающих структуру и делающих осмысленной человеческую жизнь. Идентичность является интегральным, эмоционально переживаемым отождествлением с устойчивыми генерализациями прошлого опыта, которые воспринимаются как части себя и выступают в качестве регулятора поведения и деятельности человека [2]. С одной стороны, личность целостна и неделима, с другой стороны, сознание идентифицировано с различными фрагментами, между которыми могут существовать напряжения и противоречия на различных уровнях функционирования: маски (персоны), «Эго», организма в целом и надличностном (трансперсональном) [3]. Важно отметить, что внутри личности таких идентичностей множество. Часть из них обусловлены занимаемым человеком местом в социальной структуре, навязываемыми нормами и правилами, другая часть формируются избирательно, за счет уподобления с эмоционально значимыми другими, референтными группами, взятыми в качестве эталонной ориентации, и с которыми сравнивается собственное поведение [2].

Все подсистемы личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако, жесткая фиксация сознания на какой-то из пространственных (материальной, социальной, духовной) и временных (прошлое - настоящее - будущее) идентификаций приводит к тому, что человек теряет адаптивность, создаются условия для развития кризиса идентичности и дезадаптации. На наш взгляд, вектор позитивных изменений кризисной идентичности должен быть направлен на обретение большей целостности, осознанности, внутренней непротиворечивости. Для реализации этой цели важно разотождествление с идентично-стями, которые не способствуют позитивному развитию личности, самоактуализации и, в конечном итоге, подрывают здоровье личности.

Практическая психология широко использует различные методики преодоления кризисных состояний, такие как: рационально-эмоциональная психотерапия, гештальт-терапия, психоанализ, арт-терапия и другие. Одним из современных подходов является использование интенсивных интегративных психотехнологий (ИИПТ), особенностью которых является активное применение эффектов расширенных состояний сознания, которое возникает при связном дыхании и характеризуется максимальной мобилизацией резервных возможностей человеческой психики [2].

Далее встает вопрос о механизмах, за счет которых достигается позитивная трансформация идентичности в ИИПТ. Одним из ведущих механизмов преодоления кризисных этапов человеческого развития является интеграция.

В. В. Козлов совершенно справедливо рассматривает интеграцию как личностный и трансформационный процесс, направленный на консолидацию, объединение, снятие напряжения на различных уровнях функционирования психики [2]. Следует отметить,

что процесс интеграции позволяет интенсифицировать естественный процесс развития кризисных состояний, открывая возможность моделировать, активировать, интенсифицировать, проживать интегративный цикл в позитивном ключе самоисследования, нового необычного опыта, заинтересованности, что способствует формированию целесообразной активности субъекта, предупреждая негативную дезинтеграцию, создает стойкий ресурс для развития и целостности [2].

Другим важным механизмом трансформации идентичности является рефлексия. Так А. В. Карпов рассматривает рефлексию как высший из доступных человеку степеней интеграции психического. Данный автор определяет, что рефлексия обеспечивает инте-грированность всех компонентов психического и лежит в основе субъективного ощущения целостности [4]. Так мы вновь выходим на процесс интеграции, рефлексия в котором имеет существенное значение.

Не менее важную роль играют механизмы осознания. Как отмечает Б. Д. Карвасарский, «осознание определяется как достижение пациентом в процессе психотерапии отчетливого, явного понимания ранее неосознаваемых аспектов и взаимосвязей собственной психической жизни, внутренних (интрапсихических) проблем и конфликтов, особенностей своего поведения и эмоционального реагирования, взаимоотношений с окружающими, а также причин формирования и развития этих психологических феноменов» [5]. Мы согласны с данным автором в том, что осознание в более широком смысле означает формирование адекватного понимания других людей и окружающего мира. Выдающийся психотерапевт Ф. Перлз представлял, что процесс развития является процессом расширения зон самосознания, а основной фактор, препятствующий психологическому росту - избегание сознавания. Для него важно понимание того, что сознавание уже само по себе может быть целительным [6]. Учитывая, что многие клиенты не обладают даже языком тех модальностей, в которых мы можем описать целостности, составляющие содержание идентичностей (ощущений, эмоций, образов, символов, слов), то в практической работе психолога процесс приведения клиента в сбалансированное состояние - это процесс осознания бессознательного материала, вытесненного и подавленного из разных слоев психики. Так, осознание становиться центральным моментом любой психотерапии и интеграции личности. Выделяя перечисленные выше механизмы позитивной трансформации кризисной идентичности, стоит отметить, что это выделение достаточно условно, так как каждый из этих процессов взаимосвязан с другим.

По нашему мнению, ИИПТ могут способствовать активизации процесса позитивной трансформации кризисной идентичности, так как большинство практик личностного развития, которые являются прикладным приложением интегративной психологии, предполагают формирование такой психической структуры, которая может рассматриваться как интегративный фактор, организующий процесс направленной, целевой самоорганизации. В.В. Козлов справедливо отмечает, что экзистенциальные и архетипические интегративные факторы имеют наибольшую силу, так как связанны с главными жизненными смыслами бытия человека [2]. ИИПТ за счет активного использования изменённых состояний сознания способствует активации процесса интеграции и осознания как на персональных, так и на более глубинных трансперсональных и интерперсональных уровнях психического (описанных в работах С. Грофа, Р. Ассаджиоли, К. Юнга, К. Уилбера и др.), что делает актуальным дальнейшее исследование влияния ИИПТ на трансформацию базовых структур идентичности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жигинас, Н.В. Психология студенческого кризиса: методология, феноменология, типология, профилактика / Н.В. Жигинас. - Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2008. - 219 с.

2. Козлов, В.В. Интегративная психология. Пути духовного поиска, или освящение повседневности / В.В. Козлов. - М. : Психотерапия, 2007. - 521 с.

3. Уилбер, К. Краткая история всего / Кен Уилбер ; [пер. с англ. С. В. Зубкова]. - М. : АСТ

: Астрель, 2009. - 476 с.

4. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности: монография / А.В. Карпов. - М. : Институт психологии РАН, 2004. - 424 с.

5. Психотерапевтическая энциклопедия / [В.А. Абабков и др.]; под ред. Б. Д. Карвасарско-го. - 3-е изд., [перераб. и доп.]. - СПб. : Питер, 2006. - 943 с.

6. Перлз, Ф. Гештальт-семинары: научное издание / Ф. Перлз. - М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. - 352 с.

REFERENCES

1. Zhiginas, N.V. (2008), Psychology student crisis: methodology, phenomenology, typology, prevention, TSPU, Tomsk.

2. Kozlov, V.V. (2009), Integrative Psychology. Path of spiritual searching, or sanctification of everyday life, Psychotherapy Moscow.

3. Wilber, K. (2009), Brief History of Everything, AST, Astrel, Moscow.

4. Karpov, A.V. (2004), Psychology of reflexive mechanisms of activity, Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, Moscow.

5. Ababkov, V.A. and etc. (2006), Psychotherapeutic encyclopedia, Peter, St. Petersburg.

6. Perls, F. (2007), Gestalt workshops: scientific edition, Institute of Humanities Research, Moscow.

Контактная информация: uzhakov7@gmail.com

Статья поступила в редакцию 16.09.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.