Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ И УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ И СТУДЕНТОВ ДРУГИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ И УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ И СТУДЕНТОВ ДРУГИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
254
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ / ПРЯМАЯ АГРЕССИЯ / КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ / ФРУСТРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозова Анастасия С.

В статье рассмотрены различия в проявлении агрессии и уровне агрессивности студентов-психологов и студентов других направлений профессиональной подготовки. Актуальность исследования обуславливается увеличением количества и усилением степени агрессивных тенденций у молодежи. Новизна работы состоит в том, что впервые исследуется уровень вербальной агрессии у студентов разных специальностей, что обусловлено тем, что вербальная агрессия всё чаще воспринимается студентами как вполне допустимая норма, оправдываемая и одобряемая обществом. Во введении автор приводит актуальность исследования, обусловленную негативным влиянием агрессии как на личность студента, вызывая апатию, недоверие и скованность, что приводит к ухудшению общей успеваемости студентов и потере всякого интереса к освоению своей профессии, так и на его социальное окружение в процессе обучения и в будущей профессиональной деятельности. В работе приводится аналитический обзор научных подходов к изучению агрессии и агрессивности. Для исследования было проанкетировано 93 человека, из которых 61 студентов психологического факультета и 32 студентов других специальностей, в возрасте от 17 до 25 лет. В разделе «Методы» представлены основные способы анализа теоретических и эмпирических данных. Основными результаты исследования явились различия в уровне вербальной агрессии у студентов-психологов и студентов других направлений профессиональной подготовки. В разделе «Обсуждение результатов» автор пришел к выводу, что студенты психологи и студенты других специальностей имеют различия в уровне агрессии, а именно различия по уровням прямой и косвенной вербальной агрессии, которая оказалась выше у студентов психологического направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE MANIFESTATION OF AGGRESSION AND THE LEVEL OF AGGRESSIVENESS OF PSYCHOLOGY STUDENTS AND STUDENTS OF OTHER AREAS OF PROFESSIONAL TRAINING

The article examines the differences in the manifestation of aggression and the level of aggressiveness of psychology students and students of other areas of professional training. The relevance of the study is due to an increase in the number and degree of aggressive tendencies among young people. The novelty of the work consists in the fact that for the first time the level of verbal aggression among students of different specialties is being investigated, which is due to the fact that verbal aggression is increasingly perceived by students as a completely acceptable norm, justified and approved by society. In the introduction, the author cites the relevance of the study due to the negative impact of aggression on both the student's personality, causing apathy, distrust and stiffness, which leads to a deterioration in the overall academic performance of students and the loss of all interest in mastering their profession, as well as on their social environment in the learning process and in future professional activity. The paper provides an analytical review of scientific approaches to the study of aggression and aggressiveness. 93 people were surveyed for the study, including 61 students of the Faculty of Psychology and 32 students of other specialties, aged 17 to 25 years. The Methods section presents the main methods of analyzing theoretical and empirical data. The main results of the study were differences in the level of verbal aggression among psychology students and students of other areas of professional training. In the «Discussion of the results» section, the author came to the conclusion that psychology students and students of other specialties have differences in the level of aggression, namely, differences in the levels of direct and indirect verbal aggression, which turned out to be higher among students of the psychological direction.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ И УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ И СТУДЕНТОВ ДРУГИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

GENERAL PSYCHOLOGY, PSYCHOLOGY OF PERSONALITY, HISTORY OF PSYCHOLOGY

Научная статья

УДК 159.99

Исследование проявления агрессии и уровня агрессивности студентов-психологов и студентов других направлений профессиональной подготовки

Анастасия С. Морозова

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: anamorozo@sfedu.ru

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8750-3326

Аннотация

В статье рассмотрены различия в проявлении агрессии и уровне агрессивности студентов-психологов и студентов других направлений профессиональной подготовки. Актуальность исследования обуславливается увеличением количества и усилением степени агрессивных тенденций у молодежи. Новизна работы состоит в том, что впервые исследуется уровень вербальной агрессии у студентов разных специальностей, что обусловлено тем, что вербальная агрессия всё чаще воспринимается студентами как вполне допустимая норма, оправдываемая и одобряемая обществом. Во введении автор приводит актуальность исследования, обусловленную негативным влиянием агрессии как на личность студента, вызывая апатию, недоверие и скованность, что приводит к ухудшению общей успеваемости студентов и потере всякого интереса к освоению своей профессии, так и на его социальное окружение в процессе обучения и в будущей профессиональной деятельности. В работе приводится аналитический обзор научных подходов к изучению агрессии и агрессивности. Для исследования было проанкетировано 93 человека, из которых 61 студентов психологического факультета и 32 студентов других специальностей, в возрасте от 17 до 25 лет. В разделе «Методы» представлены основные способы анализа теоретических и эмпирических данных. Основными результаты исследования явились различия в уровне вербальной агрессии у студентов-психологов и студентов других направлений профессиональной подготовки. В разделе «Обсуждение результатов» автор пришел к выводу, что студенты психологи и студенты других специальностей имеют различия в уровне агрессии, а именно различия по уровням прямой и косвенной вербальной агрессии, которая оказалась выше у студентов психологического направления.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, вербальная агрессия, физическая агрессия, прямая агрессия, косвенная агрессия, фрустрация

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ Для цитирования

Морозова А.С. (2022). Исследование проявления агрессии и уровня агрессивности студентов-психологов и студентов других направлений профессиональной подготовки, 20(1), 29-43. https://doi.Org/10.21702/ncpb.2022.1.3

The study of the manifestation of aggression and the level of aggressiveness of psychology students and students of other areas of professional training

Anastasia S. Morozova

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

E-mail: anamorozo@sfedu.ru

ORCID ID: https://orcid.ora/0000-0002-8750-3326

Abstract

The article examines the differences in the manifestation of aggression and the level of aggressiveness of psychology students and students of other areas of professional training. The relevance of the study is due to an increase in the number and degree of aggressive tendencies among young people. The novelty of the work consists in the fact that for the first time the level of verbal aggression among students of different specialties is being investigated, which is due to the fact that verbal aggression is increasingly perceived by students as a completely acceptable norm, justified and approved by society. In the introduction, the author cites the relevance of the study due to the negative impact of aggression on both the student's personality, causing apathy, distrust and stiffness, which leads to a deterioration in the overall academic performance of students and the loss of all interest in mastering their profession, as well as on their social environment in the learning process and in future professional activity. The paper provides an analytical review of scientific approaches to the study of aggression and aggressiveness. 93 people were surveyed for the study, including 61 students of the Faculty of Psychology and 32 students of other specialties, aged 17 to 25 years. The Methods section presents the main methods of analyzing theoretical and empirical data. The main results of the study were differences in the level of verbal aggression among psychology students and students of other areas of professional training. In the «Discussion of the results» section, the author came to the conclusion that psychology students and students of other specialties have differences in the level of aggression, namely, differences in the levels of direct and indirect verbal aggression, which turned out to be higher among students of the psychological direction.

Keywords: aggression, aggressiveness, verbal aggression, physical aggression, direct aggression, indirect aggression, frustration

GENERAL PSYCHOLOGY, PSYCHOLOGY OF PERSONALITY, HISTORY OF PSYCHOLOGY

For citation

Morozova A.S. (2022). The study of the manifestation of aggression and the level of aggressiveness of psychology students and students of other areas of professional training. Severo-Kavkazskii psikhologicheskii vestnik (North-Caucasian Psychological Bulletin), 20(1), 29-43. (in Russ.). https://doi.org/10.21702/ncpb.2022.1.3

Введение

В современных реалиях изучение проблемы проявления агрессии человеком стало одним из самых распространенных направлений исследовательской деятельности специалистов различных профессий по всему миру. В том числе и психологов, где агрессивность явилась одной их самых популярных проблем в мировой психологии. Подобная заинтересованность этой темой обусловлена небывалым ростом уровня агрессивности в двадцать первом веке.

Практически ежедневно из информационных источников мы узнаем об актах насилия и проявлении агрессивного поведения. Также часто мы встречаемся с подобным поведением человека лично, в реальной жизни, причем стоит отметить, что наиболее распространенным видом является вербальная агрессия, выражающаяся в речевых высказываниях, комментариях, обсуждениях, нежели в непосредственно физических и наблюдаемых насильственных действиях и поступках.

В последние два десятилетия наблюдается рост количества и степени агрессивных тенденций у молодежи. Именно поэтому особенно актуальным становится изучение студентов на выявление уровня агрессивности, в частности, агрессивных высказываний. Так, находясь на стадии получения профессионального образования, являющейся одной из важнейших стадий жизни человека, студенты зачастую испытывают затруднения, связанные со становлением себя как профессионала, поиском своего места в обществе, в межличностных отношениях. В связи с этим агрессивность зачастую является реакцией на подобные трудности, чем осложняет процесс адаптации к новому коллективу и роду деятельности. Агрессия причиняет вред как самой личности, в частности студенту, особенно студенту психологического факультета, так и его социальному окружению, в том числе, преподавателям в высшем учебном заведении, а в будущем и клиентам этого психолога. Стоит отметить, что инструмент, которым работает психолог - это он сам и его эмоциональные реакции на поведение клиента, являющиеся одними из важнейших составляющих. Высокий уровень агрессии, раздражения, злости психолога во время психологических сессий влияют на клиента, оказывают на него сильное негативное эмоциональное влияние, которое усложняет процесс психологической

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

работы и способствуют травматизации клиентов.

В связи с этим практическую значимость приобретает выявление уровня агрессивности у студентов психологов и его сравнение со студентами других специальностей, для которых в работе уровень агрессивности менее значим.

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение» (Ениколопов и др., 2014). Существуют два схожих термина «агрессия» и «агрессивность», имеющие разное значение. Агрессия - это поведение, направленное на какого-либо с целью причинения вреда. Агрессивность же - это свойство личности, которое выражается как готовность и неосознаваемая или неосознаваемая предрасположенность к агрессивному поведению (Задорожная и др., 2021).

К настоящему времени в исследовании агрессивности сложилось несколько теоретических подходов: психоаналитический, бихевиористический, этологический, фрустрационный (Холина, 2015). Так, представителем психоаналитического подхода является Зигмунд Фрейд, который рассматривал агрессивность, как врожденный инстинкт, наряду с сексуальностью. Представители бихевиористического подхода, А. Бандура и А. Басс (Бандура и Уолтерс, 2000), определяют агрессивность, как присущее с рождения человеку качество, в то время как контроль над агрессивностью и ее прямое выражение является не врожденным явлением, а результатом научения. Согласно этологическо-му подходу, представителями которого являются К. Лоренц и Н. Тенберген, агрессивность - это природный инстинкт, который в естественных условиях служит сохранению жизни и вида (Лоренц, 2009). Фрустрационный подход, основоположником которого является Джон Доллард, гласит, что агрессивность является результатом действия фрустраторов (Щербаков, 2018), которые понимаются как непреодолимые барьеры, стоящие на пути к достижению цели, чем провидят к состоянию фрустрации, то есть растерянности (Мещеряков и Зинченко, 2004).

Помимо этого, феномену агрессивности в отечественной литературе посвящено большое количество работ многих ученых: Невского И. А., Бехтерева В. М, Миньковского Г. М., Абрамовой Г. С, Личко А. Е., Алемаскина М. А, Кондратенко В. Т., Антонян Ю. М, Ковалёва А. Г., Исаева Д. Д., Игошева К. Е., Иванова Е. Я., Знакова В. В., Дубровиной И. В. и др. (Холина, 2015).

В настоящее время существует множество классификаций видов агрессии. Наиболее универсальной является следующая классификация видов агрессии:

Исходя их способов выражения выделяют:

1. Физическая агрессия - применение физической силы против другого лица. Проявляется в виде драки, нападения, толчков, подножек.

2. Вербальная агрессия - словесное выражение негативных эмоций в адрес другого субъекта (Berkowitz, 1993).

GENERAL PSYCHOLOGY, PSYCHOLOGY OF PERSONALITY, HISTORY OF PSYCHOLOGY

Исходя из степени выраженности выделяют:

1. Прямая агрессия - непосредственно направлена против другого лица. Выражается в виде действий, совершаемых при конфронтации двух субъектов, во время прямого социального контакта. (Фурманов, 2016)

2. Косвенная агрессия - действия, представленные в скрытой форме и окольными путями воздействующие на другой объект (Ильин, 2014).

В данном исследовании большую теоретическую значимость представляет изучение вербальной формы агрессии, поэтому рассмотрим этот вид агрессии более подробно.

Так, по степени выраженности выделяют прямую и косвенную вербальную агрессию.

Прямая вербальная агрессия представляет собой проявление негативных эмоций на другого субъекта как через форму, выражающуюся в виде крика, ссоры, визга, так и с помощью содержания высказываний, в виде ругани, проклятья, подавления, обзывания, унижение на публике, принижение способностей человека, его самооценки (Воронцова, 2020).

Косвенная вербальная агрессия выражается в виде опосредованного выражения негативных эмоций на другого субъекта как через содержания словесных ответов, высказанных окольным путем в виде злобных шуток, сплетен и скрытых запугиваний, так и через неупорядоченные действия в виде взрывов ярости, битья кулаками, топания ногами и т. д. (Ильин, 2014).

Агрессия присутствует во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в студенческой среде, в которую включены различные индивидуумы, с разным набором индивидуальных черт. В эмоционально-психологической структуре каждого студента выделяется множество внутренних и внешних свойств, одним из которых является агрессивность. Она не только влияет на взаимоотношения между самими студентами, но и между студентами и преподавателями. Присутствие агрессии в студенческой среде приводит как к апатии, недоверию и скованности, так и влияет на процесс получения знаний студентами, что приводит к ухудшению их общей успеваемости и потере всякого интереса к освоению своей профессии.

Стоит отметить, что наиболее распространенным видом агрессии в студенческой среде является, в первую очередь, вербальная агрессия, которая все чаще воспринимается студентами как вполне допустимая норма, оправдываемая и одобряемая обществом. Именно поэтому в данной работе акцент исследования сводится к изучению вербальной формы агрессии у студентов.

Целью исследования является проведение сравнительного анализ между уровнями агрессивности студентов психологов и студентов других направлений

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

профессиональной подготовки. Гипотеза исследования: студенты психологи и студенты других специальностей имеют различия в уровне агрессии, также частной гипотезой является предположение, что у студентов психологов уровень вербальной прямой и вербальной косвенной агрессии может быть выше, чем у студентов «не психологов».

Методы

Исследование проводилось на базе вуза г. Ростова-на-Дону ЮФУ, Ростовского областного базового медицинского колледжа (РОБМК) и Донского банковского колледжа. В качестве эмпирического объекта исследования, проводившемся на базе ЮФУ, выступали студенты, обучающиеся на 1,2,3 курсах бакалавриата по направлению подготовки «Психология» в количестве 61 человек. В качестве объекта исследования, проводившемся на базе Ростовского областного базового медицинского колледжа, выступали студенты, обучающиеся на 2 курсе отделения «Акушерское дело» в количестве 17 человек. В качестве объекта исследования, проводившемся на базе Донского банковского колледжа, выступали студенты, обучающиеся на 2 курсе по направлению подготовки «Банковское дело» в количестве 15 человек. Общее количество респондентов 93 человека (61 студентов психологического факультета и 32 студентов других специальностей).

Для решения постановочных задач и проверке выдвинутых гипотез были использованы следующие методы: теоретический обзор научной литературы по проблеме исследования; в качестве эмпирических методов использовались: тестирование, анкетирование, методы качественной и количественной обработки данных, анализ и интерпретация полученных данных. Надежность полученных данных обеспечивается достаточным объемом эмпирической выборки и методам математической статистики. Для математической обработки полученных данных использовалась статистическая программа SPSS Statistics. Для эмпирической проверки выдвинутых гипотез были использованы следующие методики исследования:

1. Опросник состояния агрессии (разработанный Басс-Дарки)

Опросник агрессивности Басса - Дарки предназначен для выявления уровня агрессивности. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Опросник состоит из 8 шкал. В нашем исследовании были взяты 2 шкалы из данных в методике шкал.

1. Раздражительность.

2. Вербальная агрессия.

2. Опросник «Тест агрессивности» (разработанный Л. Г. Почебут)

Тест Почебут направлен на выявление агрессивного поведения или настроя человека и определению вида этой агрессии.

GENERAL PSYCHOLOGY, PSYCHOLOGY OF PERSONALITY, HISTORY OF PSYCHOLOGY

Опросник выявляет обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Респонденту необходимо однозначно («да» или «нет») оценить 40 утверждений. Опросник имеет 5 шкал. В нашем исследовании были взяты 1 шкала из предложенных шкал методики:

1. Вербальная агрессия.

3. Методика «Агрессивное поведение» (разработанная Е. П. Ильиным, П. А. Ковалевым).

Методика, разработанная Е. П. Ильиным и П. А. Ковалевым предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения. Опросник состоит из 40 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Методика состоит из 4 шкал. В нашем исследовании были взяты 2 шкалы из предложенных шкал методики:

1. Склонность к прямой вербальной агрессии

2. Склонность к косвенной вербальной агрессии

Метод математической статистики, который применялся для обработки полученных данных следующий: U-критерий Манна-Уитни.

Результаты

По результатам проведения исследования по опроснику состояния агрессии А. Басса, А. Дарки, было выявлены следующие результаты. Так, по шкале «Вербальная агрессия» средний показатель агрессивности у студентов психологов равен 2,9, тогда как у студентов «не психологов»- 2,8. По шкале «Раздражение» средний показатель у студентов психологов- 5,2, у студентов «не психологов» средний показатель равен 4,5.

По методике «Тест агрессивности», разработанной Л. Г. Почебут было обнаружено, что по шкале «Вербальная агрессия» среднее значение у студентов психологов равно 2,9, что свидетельствует о средней степени агрессивности у этой группы студентов. При этом у студентов других специальностей средний показатель по шкале «Вербальная агрессия» равен 3,25, что также указывает на средний уровень агрессивности.

Исследование, проведенное по методике «Агрессивное поведение» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева, показало следующие результаты (табл. 1). Так, по шкале «Прямая вербальная агрессия» средний показатель агрессивности у студентов, обучающихся на психологическом факультете, равен 3,4, тогда как средний показатель у студентов «не психологов» равен 3,2. По шкале «Косвенная вербальная агрессия» средний показатель агрессивности у студентов психологов- 4,3, а у студентов «не психологов» составляет 3,2.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Таблица 1. СреАние показатели уровня агрессивности по методикам

Методика Шкала Психологи «Не психологи»

«Агрессивное Прямая

поведение» вербальная

Е. П. Ильина 3,4 3,2

и П. А. Ковалева агрессия

«Агрессивное Косвенная

поведение» вербальная

Е. П. Ильина 4,3 3,2

и П. А. Ковалева агрессия

Опросник

состояния

агрессии Раздражение 5,2 4,5

А.Басса

и А. Дарки

Опросник

состояния

Вербальная 2,9 2,8

агрессии

А. Басса агрессия

и А. Дарки

Опросник «Тест Вербальная

2,9 3,25

агрессивности»

Л. Г. Почебут агрессия

Для того, чтобы определить различия в уровне агрессивности у двух исследуемых групп: студентов психологов и студентов «не психологов» использовался непараметрический и-критерий Манна-Уитни.

GENERAL PSYCHOLOGY, PSYCHOLOGY OF PERSONALITY, HISTORY OF PSYCHOLOGY

На основании сравнения уровня агрессивности по проведенным нами методикам группы психологов и группы «не психологов» были получены следующие данные (табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Статистический анализ

Статистика U Манна-Уитни Р-уровень значимости

Прямая Вербальная Агрессия Ильин 799,000 ,147

Косвенная Вербальная Агрессия Ильин 706,000 ,028

Раздражение Басс Дарки 799,000 ,148

Вербальная Агрессия Басс Дарки 952,000 ,841

Из таблицы математического анализа можно видеть, что по методике «Агрессивное поведение» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева уровень косвенной вербальной агрессии у студентов психологов выше, чем у студентов «не психологов». Косвенная вербальная агрессия представлена в виде сплетен, негативной оценки объекта агрессии за его спиной.

Проведем количественный анализ вопросов авторского опросника, связанных с уровнем и особенностями агрессивности студентов.

Для того, чтобы проанализировать ответы респондентов по вопросам, где для ответов применялись шкалы от 1 до 10, были вычислены медианы.

Медиана - это числовое значение, которое делит данные на равные половины, с помощью чего удается определить в какую сторону склоняются полученные результаты.

Приведены формулировки вопросов, крайних значений и значений вычисленных медиан по вопросам авторского опросника, описывающих уровень агрессивности (табл. 3).

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Таблица 3

Формулировки вопросов опросника для испытуемых, касающихся уровня

агрессивности студентов со шкалами и значениями медиан

Вопрос Шкала ответов Медиана

1. Насколько Вам трудно сдержаться, чтобы не высказать

негативные мысли 1-очень легко

по отношению к тем 2,5

преподавателям, 10- очень трудно

к которым Вы

испытываете

антипатию?

2. Насколько часто Вам хочется

негативно высказаться по поводу стиля общения 1- очень редко 3 10- очень часто

преподавателей

со студентами?

3. Насколько часто

Вы обсуждаете 1- очень

преподавателей редко 3

вне учебной 10- очень часто

деятельности?

4. Насколько Вам легко сдержаться,

чтобы не возразить относительно мнения преподавателя, 1- очень легко 3 10- очень трудно

несовпадающего

с Вашим мнением?

GENERAL PSYCHOLOGY, PSYCHOLOGY OF PERSONALITY, HISTORY OF PSYCHOLOGY

Из полученных результатов исследования можно наблюдать, что половине студентов (медиана-2,5) легко сдерживаться, чтобы не высказать негативные мысли по отношению к тем преподавателям, к которым они испытывают антипатию. Половине студентов (медиана-3) редко хочется негативно высказаться по поводу стиля общения преподавателей со студентами. Также половине из опрошенных (медиана-3) редко обсуждают преподавателей вне учебной деятельности. Половине студентов (медиана-3) легко сдержаться, чтобы не возразить относительно мнения преподавателя, несовпадающего с их мнением.

По результатам проведенного авторского исследования можно говорить о низкой склонности опрошенных студентов проявлять вербальную агрессию в отношении преподавателей.

Продолжая проводить количественный анализ вопросов авторского опросника, связанных с уровнем и особенностями агрессивности студентов, обучающихся на факультете психологии и студентов других специальностей, стоит обратить внимание на то, что в авторском опроснике содержался вопрос № 3 "Обсуждаете ли Вы преподавателей вне учебной деятельности, в свободное время от учебы время?", в результате количественного анализа данного вопроса было обнаружено, что процент психологов обсуждающих преподавателей вне учебной деятельности равен 77 %, при этом процент «не психологов» обсуждающих преподавателей равен 44 %. Таким образом можно сделать вывод, что студенты психологи чаще обсуждают преподавателей вне учебной деятельности, чем студенты «не психологи» (рис. 1).

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рисунок 1. Процент студентов психологов и студентов «не психологов» обсуждающих преподавателей все учебной деятельности, в свободное время от учебы время

Процент обсуждающих преподавателей ■ Психологи ■ Не психологи

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Обсуждение результатов

Ранние исследования (Infante, Trebing, Shepherd, & Seeds, 1984) выявили четыре основные причины вербальной агрессии: психопатология (включает перенос, когда человек нападает на других, которые напоминают ему или ей о неразрешенном источнике боли), презрение (словесные атаки, выражающие ненависть), социальное обучение (переживание прямого или опосредованное вознаграждение за словесно-агрессивное поведение) и недостатки навыков аргументации (личные нападки на других из-за разочарования в неспособности эффективно отстаивать свои позиции).

Исследование (Infante, Riddle, Horvath, & Tumlin, 1992) расширило эти четыре причины и исследовало дополнительные причины использования вербальной агрессии. Это: желание быть злым, попытка казаться "крутым", попытка быть с чувством юмора, злость, подражание телевизионному персонажу и плохое настроение. Люди часто чувствуют себя вынужденными отвечать на акты агрессии, чтобы сохранить лицо и воспрепятствовать будущим нападениям (Felson, 1978, 1982) (Infante, Dominic, 1995).

Другими причинами возникновения вербальной агрессии может служить: связь между социально-когнитивными конструкциями (индивидуальные черты, низкая сговорчивость, импульсивность, плохое психическое здоровье, негативные эмоции, прошлый опыт отношений) и агрессивным поведением (Thomas, 2019), связь агрессии с эмоциональным истощением, цинизмом, со снижением профессиональной эффективности (Yaratan, 2012), а также связь возникновения агрессии из-за неполноценности, опосредованная когнитивной переоценкой среди студентов (Chen, 2020).

Несмотря на опровержимые доказательства того, что вербальная агрессия является крайне деструктивной формой общения, существуют некоторые современные причины ее использования, которые считаются обоснованными. Во-первых, словесная агрессия иногда необходима для мотивации позитивных изменений в поведении. Во-вторых, словесная агрессия приемлема в разгар высококонкурентных ситуаций. В-третьих, вербальная агрессия выполняет полезную функцию, поскольку она заменяет физическую агрессию. Это может носить позитивный характер в работе психолога, а именно в таким аспектах, как: работа с созависимыми клиентами, выстраивание границ в отношениях с клиентом, работа с психосоматикой, ведение психотерапевтических групп.

Таким образом, высокий уровень вербальной агрессии связан с тем фактом, что главным инструментом в работе психолога является «слово», то есть его умение коммуницировать с клиентом, его уровень развития социального интеллекта. По этим причинам студенты психологи выражают агрессию преимущественно в вербальной форме, что подтверждается результатами исследования. Также, в связи с более высокой психологической грамотностью

GENERAL PSYCHOLOGY, PSYCHOLOGY OF PERSONALITY, HISTORY OF PSYCHOLOGY

студентов психологического направления их уровень косвенной вербальной агрессии является более выраженным, так как они стараются выразить свою накопившуюся агрессию, не нанося вреда тем, на кого она направлена.

Заключение

В результате проведенного исследования выдвинутая гипотеза была подтверждена и дала основания утверждать о том, что студенты психологи и студенты других специальностей имеют различия в уровне агрессии. Также была подтверждена и частная гипотеза, заключающаяся в том, студенты психологи и студенты «не психологи» имеют различия по уровням прямой и косвенной вербальной агрессии.

Литература

Бандура А., Уолтерс Р. (2000). Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 508.

Воронцова, М. В., Макаров, В. Е., Бюндюгова Т. В. (2020). Теория деструк-тивности : учебник для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 330.

Ениколопов, С. Н., Кузнецова, Ю. М., Чудова, Н. В. (2014). Агрессия в обыденной жизни. М. : Политическая энциклопедия, 234-235.

Задорожная, И. А., Багандова, Д. Р., Артемова, Ю. Д. (2021). Особенности проявления агрессии у студенческой молодежи. International Journal of Advanced Studies in Education and Sociology, 1, 40-44.

Ильин, Е. П. (2014). Психология агрессивного поведения. СПб.: Питер, 368.

Лоренц, К. (2009). Агрессия (так называемое зло). 204.

Мещеряков, Б. Г., Зинченко, В. П. (2004). Большой психологический словарь.

Фурманов, И. А. (2016). Социальная психология агрессии и насилия. Минск: БГУ.

Холина, О. А. (2015). Феномен агрессивного поведения в студенческой среде. Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2, 298-302.

Щербаков, Е. П., Макенов, А. А. (2018). Проблема изучения феномена агрессивности в отечественных и зарубежных теориях. Наука о человеке: гуманитарные исследования, 4(34), 98-103.

Berkowitz, L. (1993). Aggression: Its Causes, Consequences, and Control. 512.

Chen, J., Zhang, C., Wang, Y., & Xu, W. (2020). A longitudinal study of inferiority impacting on aggression among college students: the mediation role of cognitive reappraisal and expression suppression. Personality and individual differences, 157, 109839.

Felson, R. B. (1978). Aggression as impression management. Social Psychology, 41, 205-213.

Felson, R. B. (1982). Impression management and the escalation of aggression

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

and violence. Social Psychology Quarterly, 45, 245-254.

Infante, D. A., Riddle, B. L., Horvath, C. L., & Tumlin, S. A. (1992). Verbal aggressiveness: Messages and reasons. Communication Quarterly, 40, 116-126.

Infante, D. A., Trebing, J. D., Shepherd, P. E., & Seeds, D. E. (1984). The relationship of argumentativeness to verbal aggression. The Southern Speech Communication Journal, 50, 67-77.

Infante, Dominic A. (1995). Teaching students to understand and control verbal aggression. Communication Education, 44(1), 51-63. doi:10.1080/03634529509378997

Thomas, R. (2019). College student peer aggression: A review with applications for colleges and universities, Aggression and Violent Behavior. 218-229.

Yaratan, H., & Uludag, O. (2012). The impact of verbal aggression on burnout: An empirical study on university students. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 46, 41-46.

References

Bandura A., Walters R. (2000). Adolescent aggression: the study of the influence of upbringing and family relations. Moscow: April Press: Eksmo-Press, 508.

Berkowitz, L. (1993). Aggression: Its Causes, Consequences, and Control. 512.

Chen, J., Zhang, C., Wang, Y., & Xu, W. (2020). A longitudinal study of inferiority impacting on aggression among college students: the mediation role of cognitive reappraisal and expression suppression. Personality and individual differences, 157, 109839.

Enikolopov, S. N., Kuznetsova, Yu. M., Chudova, N. V. (2014). Aggression in everyday life. Moscow : Political Encyclopedia, 234-235.

Felson, R. B. (1978). Aggression as impression management. Social Psychology, 41, 205-213.

Felson, R. B. (1982). Impression management and the escalation of aggression and violence. Social Psychology Quarterly, 45, 245-254.

Furmanov, I. A. (2016). Social psychology of aggression and violence. Minsk: BSU.

Ilyin, E. P. (2014). Psychology of aggressive behavior. St. Petersburg: Peter, 368.

Infante, D. A., Riddle, B. L., Horvath, C. L., & Tumlin, S. A. (1992). Verbal aggressiveness: Messages and reasons. Communication Quarterly, 40, 116-126.

Infante, D. A., Trebing, J. D., Shepherd, P. E., & Seeds, D. E. (1984). The relationship of argumentativeness to verbal aggression. The Southern Speech Communication Journal, 50, 67-77.

Infante, Dominic A. (1995). Teaching students to understand and control verbal aggression. Communication Education, 44(1), 51-63. doi:10.1080/03634529509378997

Kholina, O. A. (2015). The phenomenon of aggressive behavior among students. Bulletin of the Taganrog Chekhov Institute, 2, 298-302.

GENERAL PSYCHOLOGY, PSYCHOLOGY OF PERSONALITY, HISTORY OF PSYCHOLOGY

Lorenz, K. (2009). Aggression (so-called evil). 204.

Meshcheryakov, B. G., Zinchenko, V. P. (2004). A large psychological dictionary.

Shcherbakov, E. P., Makenov, A. A. (2018). The problem of studying the phenomenon of aggressiveness in domestic and foreign theories. Human Science: Humanitarian Studies, 4(34), 98-103.

Thomas, R. (2019). College student peer aggression: A review with applications for colleges and universities, Aggression and Violent Behavior. 218-229.

Vorontsova, M. V., Makarov, V. E., Byundyugova T. V. (2020). The theory of destructiveness : a textbook for universities. Moscow : Yurayt Publishing House, 330.

Yaratan, H., & Uludag, O. (2012). The impact of verbal aggression on burnout: An empirical study on university students. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 46, 41-46.

Zadorozhnaya, I. A., Bagandova, D. R., Artemova, Yu. D. (2021). Features of aggression among students. International Journal of Advanced Studies in Education and Sociology, 1, 40-44.

Автор заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.