Научная статья на тему 'Исследование процесса транспортирования материала винтовым конвейером'

Исследование процесса транспортирования материала винтовым конвейером Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
558
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИНТОВОЙ КОНВЕЙЕР / МАТЕРИАЛ / ВИБРОВОЗБУЖДЕНИЕ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / SCREW CONVEYOR / MATERIAL / VIBRATIONAL STIMULATION / PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кобылянский Дмитрий Михайлович

Приведены результаты экспериментальных исследований процесса транспортирования материала винтовым конвейером при различных значениях кинематических и режимных параметров. Показано увеличение эффективности транспортирования при вибровозбуждении винта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of process of material transportation by the screw conveyor

Results of pilot studies of process of material transportation by the screw conveyor are given at various values of kinematic and regime parameters. The increase in efficiency of transportation is shown at screw vibrational stimulation.

Текст научной работы на тему «Исследование процесса транспортирования материала винтовым конвейером»

УДК 622.647.4(043.3)

Д.М. Кобылянский

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛА ВИНТОВЫМ КОНВЕЙЕРОМ

Несмотря на большое количество работ по винтовым транспортёрам и питателям, применяемым в различных областях промышленности и сельского хозяйства, а также работ, посвящённых шнековому бурению скважин на шахтах и разрезах, в настоящее время существует определённый пробел в области теории и экспериментальных исследований высокопроизводительных винтовых конвейеров, предназначенных для транспортирования материалов с различными физикомеханическими свойствами (вязкостью, влажностью) и кусковатостью до 150 мм при различных углах наклона [1].

Автором выполнены экспериментальные исследования процесса транспортирования различных насыпных материалов винтовым конвейером. Для обоснования конструктивно-кинематических и режимных параметров винтового конвейера выбран экспериментальный метод моделирования с использованием эквивалентных материалов, в частности, деревянных параллелепипедов, как наиболее эффективный для познания закономерностей, определяющих функциональные параметры винтового конвейера.

Экспериментальные исследования процесса транспортирования материалов винтовым конвейером проводились с целью создания эффективной и надёжной его конструкции.

В соответствии с постановленной целью были определены следующие основные задачи экспе-

риментальных исследований:

1. Установление закономерностей процесса транспортирования винтовым конвейером при различных режимах его работы и свойствах транспортируемых материалов.

2. Изучение влияния шнеков переменного шага на транспортирующую способность винтового конвейера.

3. Обоснование эффективности и определение характеристик режима вибровозбуждения винтового конвейера.

4. Определение оптимальных конструктивных и режимных параметров для транспортирования с минимальными затратами энергии.

Для выполнения экспериментальных исследований использовался комплекс оборудования, состоящий из двух стендов со сменными шнеками и измерительно-регистрирующей аппаратуры. Разработанное оборудование позволяет изменять в широком диапазоне исследуемые параметры, а используемая аппаратура дает возможность регистрировать необходимые показатели, характеризующие работу исследуемого устройства. На рис. 1 представлен один из стендов с прозрачным корпусом.

Датчики, применяемые для исследования процессов, происходящих в горно-транспортных машинах, имеют аналоговые выходные сигналы, которые обработать непосредственно в компьютере невозможно. Предварительно выходные сигна-

Рис. 1. Экспериментальный стенд с прозрачным корпусом

а

б

Рис. 2. Двухфакторные зависимости максимальной производительности от скорости вращения и шага винта: а - 8=10°; б - 8=20°

лы датчиков необходимо подвергнуть аналогоцифровому преобразованию и представить их в цифровом виде.

В результате работы аналого-цифрового преобразователя (плата АЦП фирмы 81ЬЛР8) аналоговый сигнал - непрерывная функция времени -заменяется на ступенчатую функцию. Для проведения исследования разработана оригинальная измерительно-регистрирующая система ИРС-1 [2].

Взаимодействие ИРС-1 с компьютером обеспечивается программой, которая позволяет получать информацию на экране монитора и распечатывать на принтере как в цифровом табличном виде, так и в виде графиков и гистограмм. Это позволяет резко повысить информативность измерительной системы путём обработки полученных данных на ЭВМ по специально составленным программам.

В представленной серии экспериментов в качестве транспортируемого материала использовалась масса деревянных параллелепипедов размерами 5-17мм плотностью в насыпке 210кг/м3. Данный материал позволяет выявить в чистом виде закономерности процесса винтового транспортирования, исключая погрешности, вносимые пылевыми фракциями, неравномерной влажностью, кусковатостью и т. п.

В настоящей работе в число основных режим-

ных параметров введена «максимальная производительность» 0мах, смысл которой заключается в следующем.

Экспериментально определяется производительность винтового конвейера с максимально возможным в данных конкретных условиях коэффициентом заполнения (как правило, ^ не более

0,5-0,7) таким образом, чтобы величина циркуляции не превышала 50%.

При большем значении циркуляции ввиду повышенной энергоёмкости режим транспортирования считаем нерациональным. Определённая описанным выше способом производительность и составляет мах.

Двухфакторные зависимости 0мах=:Т(8,п) при различных значениях угла наклона 5 и коэффициента заполнения шнека ^ получены на основе анализа графиков зависимостей 0=Г(п), которые ввиду малой информативности в работе не приводятся.

В качестве примеров на рис. 2 приведены два графика двухфакторных зависимостей

Омах =Г(Б,п). Из полученных результатов следует, что производительность винтового конвейера растёт с увеличением частоты вращения п и шага винта 8 во всех опытах.

Вместе с тем, визуальные наблюдения за про-

а

б

Рис. 3. Двухфакторные зависимости угла отклонения материала от частоты вращения и шага винта: а - 8=10°; б - 8=20°

цессом транспортирования, а также видеосъёмка, показали, что увеличение коэффициента заполнения шнека у более 0,5 не приводит к заметному увеличению производительности модели винтового конвейера из-за сильного переброса (циркуляции) материала через вал шнека. Круговое вращение наблюдается при частоте вращения винта п более 100-120мин-1 и угле наклона перегружателя

5 более 10°. Причём особенно сильный переброс возникает при транспортировании шнеком, имеющим шаг 95мм.

Вброс в основную массу загрузочного материала отдельных «меченых» частиц наглядно демонстрирует, как с увеличением трёх названных выше параметров возникает и развивается циркуляция материала. В круговое движение вовлекается значительная его часть, и уменьшается осевая скорость перемещения.

Представляет интерес изменение угла отклонения частиц материала от вертикали 0 при различных режимах транспортирования. На рис. 3 представлены графики двухфакторных зависимостей 0=:Т(8,п) при 5=100 и 200.

В случаях, когда угол 0 превышает 900, частицы материала отрываются от поверхности корпуса, происходит интенсивное их перемешивание и циркуляция. При частотах вращения шнека п более 150мин-1 прекращается заметный рост производительности из-за вовлечения значительной

части транспортируемого материала в круговое движение.

Наряду со шнеками фиксированного шага был испытан шнек, у которого шаг плавно возрастал от 60мм в месте загрузки до 110мм в конце транспортирования. Каких-либо преимуществ по сравнению со шнеками фиксированного шага выявлено не было.

При частоте вращения менее 120мин-1 и углах наклона 5 в пределах 0-50 коэффициент заполнения шнека у уменьшается по длине шнека пропорционально изменению его шага (см. рис. 4,а). Осевая скорость перемещения материала увеличивается в той же пропорции. При этом масса материала, проходящего в различных сечениях винтового конвейера в единицу времени остаётся постоянной. Таким образом, производительность шнека с переменным шагом соответствует производительности шнека фиксированного шага 8=60мм.

Картина меняется при повышении частоты вращения шнека более 120мин-1 и увеличении угла наклона винтового конвейера до 200 (см. рис. 4,б).

Коэффициент циркуляции Кц растёт по длине винтового конвейера, что приводит к увеличению коэффициента заполнения шнека (по сравнению с графиком на рис. 4,а) и уменьшению средней осевой скорости частиц материала.

а

О, У,м/с ¥

кг/мин

б

кг/мин Кц У,м/с у/

Рис. 4. Графики изменения параметров по длине шнека с переменным шагом: а - 8=0-50; б - 8=200

Таким образом, можно сделать вывод, что использование шнека переменного шага в диапазоне его изменения от 60 до 110 мм нерационально.

Выполнены исследования влияния вибровозбуждения элементов винтового конвейера на эффективность транспортирования. Известно, что применение вибрации, как правило, приводит к значительной интенсификации процессов и повышению качественных показателей различных устройств. Вибрационные машины и технологические процессы в настоящее время используются практически во всех отраслях промышленности.

В результате анализа существующих конструкций вибраторов винтовых конвейеров автором

разработана новая конструкция вибровозбудителя.

На «Винтовой конвейер», оснащённый указанным вибровозбудителем, получен патент РФ №2312807 [3]. В запатентованном «Винтовом конвейере» вибрация вала шнека вызывается перекатыванием его опор, имеющих некруглую форму (овальную, волнистую и др.) по неподвижным роликам [4].

Эксперименты с вибровозбуждением винтового конвейера выявили во всех случаях уменьшение циркуляции транспортируемого материала, что увеличивает производительность винтового конвейера.

Q.K^MWH

™ № УО 120 150 tso

Рис. 5. Графики зависимостей производительности от скорости вращения шнека с вибрацией (пунктирные линии) и без вибрации (сплошные линии)

Рис. 6. Графики зависимостей угла отклонения материала от скорости вращения шнека с вибрацией (пунктирные линии) и без вибрации (сплошные линии)

Этот эффект особенно заметен при повышенной частоте вращения шнека (более 100мин-1), значениях шага шнека более 75мм, углах наклона винтового конвейера более 100 и коэффициентах заполнения шнека более 0,3.

В качестве примеров на рис. 5 и рис. 6 приведены графики зависимостей производительности Q и угла отклонения 0 от частоты вращения п с вибрацией шнека (пунктирные линии) и без виб-

рации (сплошные линии).

Как видно из графиков, вибровозбуждение позволяет увеличить производительность в среднем на 10-13% при частоте вращения шнека более 90мин-1. Угол отклонения материала 0 при вибрации уменьшается на 10-150.

Как показали исследования, рациональные значения амплитуды и частоты вибрации составили соответственно 2мм и 10Гц.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горбунов, В. Ф. Обзор современного состояния теории транспортирования горной массы винтовыми конвейерами / В. Ф. Горбунов, Д. М. Кобылянский // Вестн. РАЕН (ЗСО). - 2006. - №8. - С. 171177.

2. Кобылянский, Д. М. Измерительно-регистрирующая аппаратура для исследования винтового перегружателя проходческого комбайна/Д. М. Кобылянский // Материалы 52 и 53 науч.-практ. конф., 2008 г./ ГУ КузГТУ. - Кемерово, 2008. - С. 57-63.

3. Пат. 2312807 Российская федерация, МПК7 В 65 в 33/08. Винтовой конвейер/Кобылянский Д.М., Горбунов В.Ф.; заявитель и патентообладатель ГУ Кузбас. гос. техн. ун-т. - №2006110126/11; заявл. 29.03.06; опубл. 20.12.07, Бюл. 35. - 7с.: ил.

4. Гоголин, В. А. Геометрия и кинематика тел при движении по роликам / В. А. Гоголин, М. Т. Кобылянский, В. Ф. Горбунов, Д. М. Кобылянский //Вестник КузГТУ. - 2006. - №4. - С. 3-5.

□ Автор статьи

Кобылянский Дмитрий Михайлович, канд.техн.наук, доцент каф. «Стационарные и транспортные машины» КузГТУ, email: Dmitri.ktn@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.