Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ДИСКУРСЕ. (на примере Landing Page сайтов отечественных и зарубежных вузов)'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ДИСКУРСЕ. (на примере Landing Page сайтов отечественных и зарубежных вузов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
104
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пространство / университетский дискурс / образование / сайт / когнитивные модели / лингвокультурология. / space / university discourse / education / site / cognitive models / language and culture studies.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Двинина Светлана Юрьевна

Исходя из специфики университетской жизни в России и за рубежом можно говорить о различных подходах к пространственной организации учебного процесса. В данной статье проводится сравнительно-сопоставительный анализ Landing Page сайтов пяти вузов на трех языках. Делается вывод об «удачных» моделях для восприятия пространства реципиентом-пользователем сайта, а также поясняются неэффективные решения организации пространства, которые проецируются на вуз в целом. Приводятся перспективные направления исследований по теме, поиск эффективных способов, направленных на создание привлекательного образа учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPACE STRUCTURE IN UNIVERSITY DISCOURSE (Case Study of Site Landing Page of Russian and Foreign Universities)

Increasing international contacts in the education sphere requires studying national specifics of teaching situation to overcome cognitive barriers when students, teachers and academics communicate and collaborate. The organization of space is an integral part of university, which defines the attitude of university participants to a teaching situation. The article studies the organization of space in the university discourse of several languages in order to carry out a comparative analysis and educe universal and culturally-oriented factors. The study case is a Landing Page of five university sites. The author offers to integrate cognitive-and-discourse approach and language-and-culture one. It allows describing cognitive models of space in the university discourse based on national specifics. The obtained data give an opportunity to introduce an innovative model which can contribute to creating pleasant images of space at university as well as improving conditions of working and studying at university in the future. Thus, the implementation of “successful” models can increase the number of students and academics. The work is defined by the development of cognitive studies and contrastive-comparative method within language and culture approach, the usage of original research instruments.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ДИСКУРСЕ. (на примере Landing Page сайтов отечественных и зарубежных вузов)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 10 (420). Филологические науки. Вып. 114. С. 79—84.

УДК 81.42 ББК 81

DOI 10.24411/1994-2796-2018-11011

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ДИСКУРСЕ (на примере Landing Page сайтов отечественных и зарубежных вузов)

С. Ю. Двинина

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Исходя из специфики университетской жизни в России и за рубежом можно говорить о различных подходах к пространственной организации учебного процесса. В данной статье проводится сравнительно-сопоставительный анализ Landing Page сайтов пяти вузов на трех языках. Делается вывод об «удачных» моделях для восприятия пространства реципиентом-пользователем сайта, а также поясняются неэффективные решения организации пространства, которые проецируются на вуз в целом. Приводятся перспективные направления исследований по теме, поиск эффективных способов, направленных на создание привлекательного образа учебного заведения.

Ключевые слова: пространство, университетский дискурс, образование, сайт, когнитивные модели, лингвокультурология.

В условиях увеличения международных контактов в сфере образования появляется необходимость изучения национальных особенностей учебного процесса для преодоления когнитивных барьеров при общении и сотрудничестве студентов, преподавателей и ученых. Значимой составляющей университета является пространственно-временная организация, определяющая отношение участников — представителей вуза — к учебному процессу. При этом пространственно-временную организацию целесообразно рассматривать на материале университетского дискурса нескольких языков, чтобы провести сравнительно-сопоставительный анализ и вывести универсальные и культурно-ориентированные факторы.

В рамках нашего исследования мы предлагаем использовать совместно когнитивно-дискурсивный и лингвокультурологический подходы, что позволяет описывать когнитивные модели пространства и времени в университетском дискурсе с учетом национально-специфических особенностей. В результате появится возможность создавать привлекательные для реципиентов образы пространственно-временной организации университетской жизни, а также улучшить условия пребывания в вузе в будущем. Кроме того, реализация «удачных» моделей увеличит контингент студентов и работников вуза.

Пространственно-временная организация представляет собой сложное единство, интересующее исследователей с разных сторон: с точки зрения философии, физики, литературоведения,

лингвистики. При любом дальнейшем изучении пространства-времени необходимо учитывать данные, полученные и в других науках. При этом следует отметить, что чаще категории пространства и времени рассматривают в лингвистических трудах по отдельности. Можно выделить работы М. М. Бахтина [1] и И. Р. Гальперина [6], которые исследуют их во взаимосвязи (в рамках хронотопа и пространственно-временного континуума соответственно).

В данной статье акцент делается на изучении пространства посредством анализа выраженных в трех языках (русском, английском, немецком) механизмов, служащих для обработки опыта восприятия. Категорию пространства изучали: М. А. Кунижев, определяя ее как классическую языковую [12], Е. Л. Березович, относя понятие географического пространства к одной из форм пространственного конструирования мира в сознании человека [2]. С точки зрения организации пространства интересны работы Дж. Лакоффа и М. Джонсона, утверждающих, что пространственные концепты являются базовыми для создания метафор [19]; Л. Талми поясняет, что моделирование пространства в языке реализуется посредством трех параметров [20]; Н. Н. Болдырев считает, что пространство может организовываться по-разному в зависимости от выбранной точки отсчета координат [3]; Р. Гжегорчикова выделяет понятийные категории, участвующие в локализации объекта [7]; интересные положения высказаны в семиотическом

подходе Ю. М. Лотмана [14]. Отметим, что в данной работе значимы два понятия пространства: воспринимаемое пространство как субъективное представление человека об окружающем мире и относящееся к психике человека, а также языковое пространство в качестве относительного отражения знаний о пространстве в естественном языке. При этом объективное пространство мы не рассматриваем [18].

В рамках университетского дискурса анализ пространственной составляющей проводится впервые, что обусловлено интересом к данному виду институционального дискурса лишь в последнее время. Можно отметить, что чаще предметом исследования становились ключевые идеи, категории, понятия, представления, культурные константы университетского дискурса [11]; или изучаются аспекты, затрагивающие коммуникативное поведение и стилистические доминанты языковых личностей — представителей университета. Однако обычно разрабатываются вопросы функционирования близких университетскому, но не совпадающих с ним полностью дискурсов — научного [8] или педагогического [17]. Таким образом, исследование в рамках университетского дискурса способствует получению новых данных для практического применения — увеличения дискурсивной эффективности текстов.

Результаты, полученные нами ранее [9], показали необходимость продолжения практикоори-ентированного изучения механизмов восприятия и способов репрезентации категорий пространства и времени для выявления когнитивных моделей и их дальнейшего применения с целью улучшения межкультурной коммуникации. Участие в международных образовательных мероприятиях в университетах городов Оксфорда (Великобритания) и Киля (Германия) (2013 и 2016 гг. соответственно) показало, что различия в университетской жизни в России и за рубежом необходимо изучить в когнитивном и линг-вокультурологическом аспектах.

В рамках данной статьи мы рассматриваем сайты трех университетов Челябинска [Челябинский государственный университет (ЧелГУ), Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ), Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЮУрГГПУ)], а также сайт колледжа Святого Антония Оксфордского университета и сайт Университета Кристиана Альбрехта

в Киле (CAU) (http://www.csu.ru/, http://www.susu. ru/, http://www.cspu.ru/, http://www.sant.ox.ac.uk/, https://www.uni-kiyel.de/ соответственно). Выбор вузов определен посещением всех учебных учреждений, а значит, возможностью более детального анализа. Отметим, что структура сайтов рассматривается нами только как вспомогательный инструмент при формировании пространственного восприятия вузов и не является целью исследования. Кроме того, сравнение сайтов проводится на ноутбуке, так как к выбору вуза для обучения обычно подходят ответственно и не ограничиваются мобильной версией на телефоне. Тем не менее исследование адаптивной и мобильной версий мы считаем перспективным, потому что реципиенты, уже связанные с тем или иным учреждением, используют чаще всего телефон.

Все рассматриваемые нами сайты представляют собой сочетание классического сайта с множеством внутренних страниц и страницы Landing Page (которой, по сути, является каждая внутренняя страничка со своим уникальным дизайном, фоном и структурой). Именно такой вариант позволяет сохранить положительные стороны обоих вариантов, поскольку универсальность способствует как созданию привлекательной «картинки», так и размещению необходимой информации. В данной статье исследуется содержание только стартовой страницы — главной Landing Page.

Существенной характеристикой при указании положения предмета в пространстве Е. В. Рахилина называет границы объекта и его ориентацию в пространстве [16]. Если рассматривать университет как предмет, то сайт способен дать представление о границах вуза и его месте в мире.

Сравнение стартовых страниц сайтов показывает, что четыре вуза используют широкоформатную версию (ЮУрГУ, ЮУрГГПУ, St. Anthony College, CAU) и один (ЧелГУ) — узкий вариант. В результате при первом ознакомлении с вузом ЧелГУ реципиент-абитуриент будет ощущать ограниченность пространства не только в электронном виде, но и спроецирует восприятие на сам университет. При этом виднеющаяся по краям подложка с латинскими буквами, направленная на создание эффекта ученой среды, способствует такой характеристике пространства, как «видимый и невидимый мир» [10]. Но если «видимый мир» (сам вуз) наполнен «событиями» (информацией и новостями), то

«невидимый мир» — пуст, ничем не привлекает и становится избыточен. Таким образом, получается, что только в рамках вуза пространство способствует сближению предметов, находящихся в нем [5], но «невидимый мир» ученой среды на подложке отделен от жизни вуза, дискретен, что создает противоречивый эффект при привлечении абитуриентов: положительный (именно в «нашем мире» кипит жизнь) и отрицательный (мир вне нас ничем не наполнен).

Особенностью стартовой страницы ЮУрГГПУ является наличие баннеров, которые, с одной стороны, отражают работу и оценку университета в России и мире, но с другой — выглядят как рекламные ссылки. Страница изобилует связями между объектами и явлениями, что нарушает целостность восприятия пространства вуза, и в результате дискретность превалирует над непрерывностью [10]. Этот эффект усиливается мелким шрифтом и маленькими изображениями. Таким образом, реципиент видит много информации, но не имеет возможности сфокусироваться на одном, а значит, воспринимает пространство как «чужое», «неосвоенное», характеризующееся удаленностью [4; 13].

Стартовая страница сайта ЮУрГУ не содержит пустот, и лишних баннеров (только два). Разумное использование пространства сайта будет принято реципиентом за структурированность и упорядоченность жизни самого университета (организации пространства и времени). Присутствующие два баннера удачно встроены в дизайн Landing Page и связывают пространство вуза с внешним «невидимым» миром как внутри страны (программа 5-100), так и целого мира (рейтинг университетов мира). Связь с «местом функционирования объекта» [15] осуществляется и посредством колористики страницы: применяются белый, синий и красный цвета, символизирующие российский триколор, в результате чего реципиент сразу локализует предмет (вуз) в пространстве. Отметим, что темно-красный цвет используется намеренно для достижения данного эффекта, ведь основной цвет сайта университета — синий.

За исключением контактной информации, стартовую страницу сайта St. Anthony College отличает наличие только вкладок и присутствие пяти информационных блоков: слайдер (меняющиеся картинки в шапке сайта), краткая информация о вузе в виде текста, события, последние новости и гиперссылка в виде значка для по-

жертвований. Таким образом, осуществляется несколько функций. Во-первых, показана интеграция вуза в мировое пространство (три картинки слайдера из пяти показывают международную деятельность университета), то есть реализуется такая характеристика пространства, как непрерывность, а также «невидимый мир» внешнего мира здесь нейтрализуется и переходит в «видимый» [10]. Во-вторых, возможность пожертвования обеспечивает статус вуза в пространстве университетского дискурса. В-третьих, «нехватка» информации на Landing Page вынудит реципиента открывать вкладки и переходить по гиперссылкам, а значит, будет способствовать ознакомлению с пространством вуза, что сделает его не «чужим», а «своим».

Стартовая страница сайта Университета Кристиана Альбрехта в Киле (CAU) по своей структуре больше всех приближена к мобильной версии, о чем свидетельствует наличие, в частности, всего пяти вкладок (которые остаются видимыми даже при прокрутке), крупного шрифта, а главное, длинной прокрутки (скроллинга), удобной для мобильных устройств. На Landing Page обнаруживается семь блоков (по порядку следования): слайдер, новости, события, исследования, карта факультетов, учеба и сервис. В результате можно заключить, что акцент делается на текущей деятельности университета, а обучение упоминается в конце как само собой разумеющееся. Такой подход отражает такие характеристики пространства, как изменения и движение [10], а также способствует восприятию пространства в тесной взаимосвязи со временем (текущий момент). С другой стороны, это единственный из рассматриваемых нами сайтов, который имеет на Landing Page карту кампуса, а значит, уделяет внимание локальной пространственной составляющей больше остальных. Кроме того, существенной особенностью сайта является наличие асимметрии, что обращает на себя внимание и выделяет его среди остальных. Такая оригинальная организация пространства ставит пространственную составляющую сайта в оппозицию по отношению к другим [5], а следовательно, проецируется и на вуз в целом (здесь идут в ногу со временем, способны на неординарные решения, нет ограничений).

Рассмотрение пространственной составляющей в университетском дискурсе помимо сайтов также включает рассмотрение буклетов, листовок, видеороликов. Тем не менее

сравнительно-сопоставительный анализ только стартовых страниц выявил множество положительных и отрицательных моментов. К первым можно отнести приемы для «встраивания» вуза в мировое пространство, которые, однако, не должны быть навязчивыми, лучше, если они будут представлены в виде намеков. Ко вторым причислим избыточность информации, которая способствует лишь «расфокусировке» и делает пространство как сайта, так и вуза дискретным и неоднородным.

В рамках данной статьи при рассмотрении Landing Page мы не коснулись такого важного момента, как антропоцентричность, это предполагается исследовать в будущем. Кроме того, дальнейшей разработки требует психолингвистическое и когнитивное исследование колорис-тики сайтов. Так, два из пяти рассматриваемых нами сайтов (ЧелГУ, St. Anthony College) используют оттенки красного, еще два — красный цвет в сочетании с синим (ЮУрГУ как функционально-смысловой компонент к синему цвету; CAU в фиолетово-лиловом как смесь красного и синего). И только на сайте ЮУрГГПУ применяется зеленый цвет.

Отметим, что на основе дискурсивного анализа Landing Page можно также исследовать временную составляющую, рассматривая письменный и креолизованный текст. Кроме того, на реципиента положительно воздействует высокая скорость загрузки страницы. Обычно страницы с «тяжелыми» картинками грузятся дольше. Однако в нашем исследовании сайт ЮУрГУ (2,815 с) с большим количеством изображений по скорости загрузки занимает второе место вслед за сайтом ЮУрГГПУ (2,62 с), где размещены в основном маленькие картинки-коллажи при минимальном числе фотографий. При этом сайт ЧелГУ (7,11 с) с тремя фотографиями в слайдере загружается медленнее сайта CAU (4,35 с), где стремление к мобильной версии оправдывает много крупных изображений. Сайт St. Anthony College грузится в среднем 3,78 с, занимая третье место. Наш подсчет был проведен в течение 3 мин, на каждый сайт мы отвели пять попыток, чтобы получить среднее значение. Таким образом, в дальнейшем мы считаем также перспективным дискурсивный анализ временной составляющей университетского дискурса в когнитивном аспекте.

Список литературы

1. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин // Вопр. литературы и эстетики : сборник. — М. : Художеств. лит., 1975. — С. 234—407.

2. Березович, Е. Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте: Пространство и человек / Е. Л. Березович. — М. : Либроком, 2009. — 328 с.

3. Болдырев, Н. Н. Отражение пространства деятеля и пространства наблюдателя в высказывании / Н. Н. Болдырев // Логический анализ языка. Языки пространств / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Ле-вонтина. — М. : Языки рус. культуры, 2000. — С. 212—217.

4. Брунова, Е. Г. Пространственные отношения в архаичной языковой модели мира (лексико-этимо-логическое и лингвокультурологическое исследование) : монография / Е. Г. Брунова. — Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2007. — 176 с.

5. Гак, В. Г. Пространство вне пространства / В. Г. Гак // Логический анализ языка. Языки пространств / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. — М. : Языки рус. культуры, 2000. — С. 127—135.

6. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. — М. : Наука, 1981. — 138 с.

7. Гжегорчикова, Р. Понятийная оппозиция «верх-низ» (пол. '^е^сЫ' . "spod") и языковая модель пространства / Р. Гжегорчикова // Логический анализ языка. Языки пространств / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. — М. : Языки рус. культуры, 2000. — С. 78—84.

8. Гордиевский, А. А. Категория интердискурсивности в научно-дидактическом дискурсе (на материале лекций на русском и немецком языках) : автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. А. Гордиевский. — Тюмень, 2006. — 19 с.

9. Двинина, С. Ю. Категории времени и пространства в художественном дискурсе постмодернизма : автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. Ю. Двинина. — Челябинск, 2014. — 23 с.

10. Донцов, А. И. Схемы понимания и объяснения физической реальности / А. И. Донцов, О. Е. Бак-санский // Вопр. философии. — 1998. — № 11. — С. 75-90.

11. Дьякова, Е. Ю. Дискурсивные стратегии образовательного дискурса: (на материале анализа интернет-сайта Оксфордского университета) / Е. Ю. Дьякова // Язык, коммуникация и соц. среда. — 2006. — Вып. 4. — С. 149—155.

12. Кунижев, М. А. Категория «пространство»: ее статус и средства вербализации : дис. ... канд. филол. наук / М. А. Кунижев. — Пятигорск, 2005. — 217 с.

13. Кустова, Г. И. Тип концептуализации пространства и семантические свойства глагола (группа попасть) / Г. И. Кустова // Логический анализ языка. Языки пространств / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. — М. : Языки рус. культуры, 2000. — С. 47—56.

14. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. — СПб. : Искусство-СПБ, 2000. — 704 с.

15. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. — М. : АСТ : Восток-Запад, 2007. — 314 с.

16. Рахилина, Е. В. Когнитивный анализ предметных имен: Семантика и сочетаемость / Е. В. Рахи-лина. — М. : Рус. словари, 2008. — 416 с.

17. Чубарова, Ю. Е. Функционально структурные особенности и просодические средства выражения дискурсивных элементов англоязычного учебно-научного дискурса : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ю. Е. Чубарова. — Саранск, 2008. — 15 с.

18. Яковлева, Е. Е. Выражение категории пространства в современном русском языке (на примере художественных произведений С. Н. Сергеева-Ценского) : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. Е. Яковлева. — Тамбов, 2003. — 23 с.

19. Lakoff, G. Metaphors We Live by / G. Lakoff, M. Johnson. — Chicago : The Univ. of Chicago Press, 1980. — 256 p.

20. Talmy, L. Toward a cognitive semantics. Vol. I: Concept Structuring Systems / L. Talmy. — Cambridge, L. : A Bradford Book, MIT Press, 2000. — 565 p.

Сведения об авторе

Двинина Светлана Юрьевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры теоретического и прикладного языкознания историко-филологического факультета, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. lana-dvinska@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2018. No. 10 (420). Philology Sciences. Iss. 114. Pp. 79—84.

SPACE STRUCTURE IN UNIVERSITY DISCOURSE (Case Study of Site Landing Page of Russian and Foreign Universities)

S.Yu. Dvinina

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. lana-dvinska@mail.ru

Increasing international contacts in the education sphere requires studying national specifics of teaching situation to overcome cognitive barriers when students, teachers and academics communicate and collaborate. The organization of space is an integral part of university, which defines the attitude of university participants to a teaching situation. The article studies the organization of space in the university discourse of several languages in order to carry out a comparative analysis and educe universal and culturally-oriented factors. The study case is a Landing Page of five university sites. The author offers to integrate cognitive-and-discourse approach and language-and-culture one. It allows describing cognitive models of space in the university discourse based on national specifics. The obtained data give an opportunity to introduce an innovative model which can contribute to creating pleasant images of space at university as well as improving conditions of working and studying at university in the future. Thus, the implementation of "successful" models can increase the number of students and academics. The work is defined by the development of cognitive studies and contrastive-comparative method within language and culture approach, the usage of original research instruments.

Keywords: space, university discourse, education, site, cognitive models, language and culture studies.

References

1. Bakhtin M.M. Formy vremeni i khronotopa v romane. Ocherki po istoricheskoy poetike [Forms of Time and Chronotopos in the Novel]. Voprosy literatury i estetiki [Problems of Literature and Aesthetics]. St. Petersburg, Moscow, 1975. Pp. 234—407. (In Russ.).

84

C. W. ffeuHUHU

2. Berezovich Ye.L. Russkaya toponimiya v etnolingvisticheskom aspekte: Prostranstvo i chelovek [Russian Toponomy in Ethnolinguistic Aspect]. Moscow, Librokom Publ., 2009. 328 p. (In Russ.).

3. Boldyrev N.N. Otrazheniye prostranstva deyatelya i prostranstva nablyudatelya v vyskazyvanii [Reflection of Actor's Space and Watcher's Space in Speaking]. Arutyunova N.D., Levontina I.B. (eds.). Logicheskiy analiz yazyka. Yazyki prostranstv [Logical Analysis of a Language. Languages of Spaces]. Moscow, Yazyki russkoy kul'tury Publ., 2000. Pp. 212—217. (In Russ.).

4. Brunova E.G. Prostranstvennye otnosheniya v arkhaichnoy yazykovoy modeli mira [Space Relations in Archaic Language Model of the World]. Tyumen, Tyumen University Publ., 2007. 176 p. (In Russ.).

5. Gak V.G. Prostranstvo vne prostranstva [Space out of Space]. Arutyunova N.D., Levontina I.B. (eds). Logicheskiy analiz yazyka. Yazyki prostranstv [Logical Analysis of a Language. Languages of Spaces]. Moscow, Yazyki russkoy kul'tury Publ., 2000. Pp. 127—135. (In Russ.).

6. Gal'perin I.R. Tekst kak ob "yekt lingvisticheskogo issledovaniya [Text As an Object of Linguistic Study]. Moscow, Nauka Publ., 1981. 138 p. (In Russ.).

7. Gzhegorchikova R. Ponyatiynaya oppozitsiya "verkh-niz" (pol. "wierzch" . "spod") i yazykovaya model' prostranstva [Notional Opposition Up and Down and Language Model of Space]. Arutyunova N.D., Levontina I.B. (eds). Logicheskiy analiz yazyka. Yazyki prostranstv [Logical Analysis of a Language. Languages of Spaces]. Moscow, Yazyki russkoy kul'tury Publ., 2000. Pp. 78—84. (In Russ.).

8. Gordievskiy A.A. Kategoriya interdiskursivnosti v nauchno-didakticheskom diskurse (na materiale le-ktsiy na russkom i nemetskom yazykakh) [Category of Interdiscursivity in Scientific-Didactic Discourse. Abstract of thesis]. Tyumen, 2006. 19 p. (In Russ.).

9. Dvinina S.Yu. Kategorii vremeni i prostranstva v khudozhestvennom diskurse postmodernizma [Categories of Time And Space in Literary Discourse of Postmodernism. Abstract of Thesis]. Chelyabinsk, 2014. 23 p. (In Russ.).

10. Dontsov A.I., Baksanskiy O.Ye. Skhemy ponimaniya i ob''yasneniya fizicheskoy real'nosti [Schemes of Understanding and Explanation of Physical Reality]. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy], 1998, no. 11, pp. 75—90. (In Russ.).

11. D'yakova Ye.Yu. Diskursivnye strategii obrazovatel'nogo diskursa: (na materiale analiza internet-sayta Oksfordskogo universiteta) [Discursive Strategies of Education Discourse (Case Study of Oxford University Site]. Yazyk, kommunikatsiya i sotsial'naya sreda [Language, Communication and Social Sphere], 2006, no. 4, pp. 149—155. (In Russ.).

12. Kunizhev M.A. Kategoriya "prostranstvo": yeyo status i sredstva verbalizatsii [Category "Space": the Status and Means of Verbalization. Thesis]. Pyatigorsk, 2005. 217 p. (In Russ.).

13. Kustova G.I. Tip kontseptualizatsii prostranstva i semanticheskiye svoystva glagola (gruppa popast') [Type of Space Conceptualization and Semantic Characteristics of Verbs]. Arutyunova N.D., Levontina I.B. (eds). Logicheskiy analiz yazyka. Yazyki prostranstv [Logical Analysis of a Language. Languages of Spaces]. Moscow, Yazyki russkoy kul'tury Publ., 2000. Pp. 47—56. (In Russ.).

14. Lotman Yu.M. Semiosfera [Semiosfera]. St. Petersburg, Iskusstvo-SPB Publ., 2000. 704 p. (In Russ.).

15. Popova Z.D., Sternin I.A. Kognitivnaya lingvistika [Cognitive Linguistics]. Moscow, AST Publ., Vostok-Zapad Publ., 2007. 314 p. (In Russ.).

16. Rakhilina Ye.V. Kognitivnyy analizpredmetnykh imen: Semantika i sochetaemost' [Cognitive Analysis of Object Names: Semantics and Compatibility]. Moscow, Russkiye slovari Publ., 2008. 416 p. (In Russ.).

17. Chubarova Yu.Ye. Funktsional'no-strukturnye osobennosti i prosodicheskiye sredstva vyrazheniya dis-kursivnykh elementov angloyazychnogo uchebno-nauchnogo diskursa [Functional Structural Peculiarities And Prosodic Means of Expression of English Teaching And Scientific Discourse. Abstract of Thesis]. Saransk, 2008. 15 p. (In Russ.).

18. Yakovleva Ye.Ye. Vyrazheniye kategorii prostranstva v sovremennom russkom yazyke (na primere khu-dozhestvennykh proizvedeniy S.N. Sergeeva-Tsenskogo) [Expression of Space Category in Modern Russian Language (on the example of works of art by S.N. Sergeyev-Tsensky)]. Tambov, 2003. 23 p. (In Russ.).

19. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live by. Chicago, The University of Chicago Press, 1980. 256 p.

20. Talmy L. Toward a cognitive semantics. Vol. I: Concept Structuring Systems. Cambridge, L. A Bradford Book, MIT Press, 2000. 565 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.