УДК 159.9 Хайдарова О.М., Григоричева И.В., Любимова О.М.
Хайдарова О.М.
магистрант института психологии и педагогики Алтайский государственный педагогический университет
(г. Барнаул, Россия)
Григоричева И.В.
канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Алтайский государственный педагогический университет
(г. Барнаул, Россия)
Любимова О.М.
канд. психол. наук, доцент кафедры клинической психологии Алтайский государственный медицинский университет (г. Барнаул, Россия)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОКРАСТИНАЦИИ И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
Аннотация: в статье подчеркнута важность исследования прокрастинации и копинг-стратегий у студентов различных вузов, а также значение образовательной среды в развитии личностных особенностей. Рассматриваются различия прокрастинации и стратегий совладающего поведения у студентов педагогического и юридического вузов. Полученные результаты указывают на значимость образовательной среды, выбранного направления обучения в формировании копинг-стратегий, а также показывают взаимосвязь между прокрастинацией и совладающим поведением у студентов.
Ключевые слова: прокрастинация, копинг-стратегии, студенты, образовательная среда, совладающее поведение, стресс.
Исследование прокрастинации и стратегий совладающего поведения у студентов актуально в современном мире, где молодые люди сталкиваются с многочисленными вызовами в учебной и профессиональной сфере, высокой нагрузкой и множеством обязанностей, с трудностями в организации своего времени и управлении задачами, требующими постоянной мобилизации их физических и интеллектуальных ресурсов. Эти проблемы усугубляются постоянным потоком информации, стремительным темпом жизни и высокой неопределенностью будущего. В таких условиях умение эффективно управлять временем и преодолевать трудности становится критически важным для успешной адаптации и достижения личных и профессиональных целей.
Научное изучение прокрастинации началось с ироничного примера - книга П. Рингенбаха «Прокрастинация в жизни человека» осталась незаконченной. Рингенбах первым ввел термин «прокрастинация», где «pro» (лат.) означает «вперед, дальше, в пользу», а «crastinus» (лат.) - «завтрашний, будущий». К. Лэй описывает прокрастинацию как добровольное, иррациональное откладывание намеченных действий, невзирая на то, что это дорого обойдется или возымеет негативный эффект для личности [2].
Прокрастинация в той или иной мере свойственна всем возрастам. Однако наибольшее распространение она имеет среди студентов. Прокрастинация является серьезной проблемой, влияющей на академическую успеваемость, стресс и общее психологическое здоровье студентов [1]. Понимание того, как различные стратегии совладания могут смягчить негативные последствия прокрастинации, имеет прямое практическое значение для улучшения образовательного процесса и поддержки студентов.
Совладающее поведение, или копинг, представляет собой совокупность когнитивных и поведенческих усилий, направленных на управление внутренними и внешними требованиями, которые оцениваются как стрессовые или превышающие ресурсы человека [5]. Эффективные копинг-стратегии могут помочь студентам справляться с прокрастинацией, снижать стресс и повышать общую продуктивность.
Сегодня существует множество методик и программ, направленных на снижение уровня прокрастинации и обучение эффективным стратегиям совладания. Однако, несмотря на их разнообразие, многие студенты продолжают сталкиваться с трудностями в управлении временем и выполнением задач. Это свидетельствует о необходимости дальнейших исследований в данной области.
Исследования, направленные на выявление различий между студентами разных вузов, могут выявить уникальные аспекты выбранной специальности, образовательной среды, которые, возможно, способствуют развитию прокрастинации и специфических копинг-стратегий. Это поможет разработать более адаптированные программы поддержки студентов для различных учебных заведений.
Целью нашего исследования выступило изучение прокрастинации и стратегий совладающего поведения у студентов. Гипотеза исследования содержала следующие допущения: у студентов разных вузов прокрастинация и стратегии совладающего поведения будут различаться; существует взаимосвязь между прокрастинацией и стратегиями совладающего поведения у студентов.
В качестве методов исследования нами были выбраны: теоретические (аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный); эмпирические (тестирование); методы обработки данных: качественные (сравнительный анализ данных) и количественные (О-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ по Спирмену, методы описательной статистики). В эмпирическом исследовании для проверки гипотезы нами были использованы следующие методики: «Опросник общей прокрастинации» (шкала GP) К. Лэй в адаптации О. С. Вендекер и М. В. Осатиной [2]; «Опросник способов совладания» Лазаруса в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк [3]; «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (КПСС) Н. С. Эндлера и Д. А. Паркера в адаптации Т. Л. Крюковой [4]. Исследование проходило на базе Института психологии и педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» и федерального государственного казенного образовательного
учреждения высшего образования «Барнаульский юридический институт министерства внутренних дел Российской Федерации». В исследовании приняли участие студенты (девушки), всего 94 чел. (47 респондентов - студенты института психологии и педагогики и 47 испытуемых - студенты БЮИ: правоохранительные органы). Возраст участников 19-23 года.
Опишем основные результаты исследования: анализ данных, полученных с помощью методики «Опросник общей прокрастинации» К. Лэй, показал высокий уровень прокрастинации у 21,3 % студентов-педагогов и только у 2,1 % студентов юридического института. Низкий уровень прокрастинации был выявлен у 25,6 % испытуемых в подгруппе юристов и у 12,7 % респондентов в подгруппе педагогов.
Исследование с использованием ^критерия Манна-Уитни выявило статистически значимые различия в уровне прокрастинации и копинг-стратегиях студентов педагогических и юридических вузов (по шкале «Прокрастинация» (иэмп = 786,5, при р = 0,016), и по шкале «Бегство-избегание» (Шмп = 786,0, при р = 0,016). Студенты педагогического университета проявляют более высокий уровень прокрастинации, что может быть связано с особенностями их образовательного процесса и стрессом, вызванным многозадачностью. В педагогическом вузе более непринужденная атмосфера, в отличие от строгой дисциплины юридического вуза, что также может способствовать прокрастинации. Студенты юридического вуза демонстрируют более низкий уровень прокрастинации по сравнению с педагогами, что может быть связано с дисциплиной и самоконтролем, которые активно развиваются в процессе обучения для будущей службы в полиции. Что касается копинг-стратегий, студенты педагогического университета чаще используют стратегию «бегство-избегание», которая включает отрицание проблемы и отвлечение. Это может быть результатом высоких ожиданий и стресса, в то время как юристы, находясь в более требовательной среде, не склонны к избеганию проблем и могут развивать более адаптивные стратегии совладания.
Результаты корреляционного анализа по Спирмену указывают на наличие положительных связей между прокрастинацией и такими копинг-стратегиями, как эмоционально-ориентированный копинг (г = 0,395, при p = 0,001) и бегство-избегание (г = 0,320, при p = 0,002). А также имеется отрицательная связь прокрастинации с проблемно-ориентированным копингом (г = -0,291, при p = 0,004). Это подтверждает допущение гипотезы о взаимосвязи между уровнями прокрастинации и копинг-стратегиями.
Таким образом, исследование прокрастинации и копинг-стратегий у студентов разных вузов показало значительные различия в проявлении прокрастинации и используемых стратегий совладания. Установленная взаимосвязь между прокрастинацией и копинг-стратегиями подчеркивает важность разработки программ тренинговой работы для поддержки студентов в преодолении прокрастинации и улучшении их навыков совладания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Безрукова Е.М. Проблема прокрастинации в студенческой среде // Современные технологии в образовании: материалы конференции. Минск: БНТУ, 2015. - Ч. 2. - С. 100-104;
2. Виндекер О.С. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации С. Н. Lау (на примере студенческой выборки) // Актуальные проблемы психологического знания. - Москва, 2014. - № 1. - С. 116-126;
3. Крюкова Т.Л. Методология исследования и адаптация опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Журнал практического психолога. - 2007. - № 3. - С. 82-92;
4. Крюкова Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. - 2007. - № 3. - С. 93-112;
5. Lazarus, R. S. Coping theory and research: past, present, and future // Psychosomatic Medicine. - 1979. - Vol. 1, № 3. - P. 234-247
Khaidarova O.M., Grigoricheva I. V., Lyubimova O.M.
Khaidarova O.M.
Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)
Grigoricheva I.V.
Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)
Lyubimova O.M.
Altai State Medical University (Barnaul, Russia)
RESEARCH ON PROCRASTINATION AND COPEMENT STRATEGIES IN STUDENTS
Abstract: article emphasizes the importance of studying procrastination and coping strategies among students of various universities, as well as the significance of the educational environment in the development of personal characteristics. The differences in procrastination and coping strategies among students of pedagogical and law universities are considered. The obtained results indicate the significance of the educational environment, the chosen direction of study in the formation of coping strategies, and also show the relationship between procrastination and coping behavior among students.
Keywords: procrastination, coping strategies, students, educational environment, coping behavior, stress.