можно обозначить как «программирующий» стиль, т.е. стиль, в котором доминирующее положение занимает необходимость придерживаться той или иной программы действий по достижению намеченных целей. При этом высокая гибкость может обеспечивать возможность постоянной коррекции программы действий в меняющихся условиях. Более низкие показатели самостоятельности и оценивания результатов могут свидетельствовать о недостаточной развитости саморегуляции, т.к. подростков-обучающихся психолого-педагогических классов зачастую не готовы полагаться на самих себя, принимать ответственность за свое поведение, самостоятельно разрешать возникающие трудности.
Таким образом, в выборке подростков-обучающихся психолого-педагогических классов обнаруживаются следующие структурно-содержательное особенности Я-концепции:
- когнитивный компонент Я-концепции содержательно представлен высокой когнитивной наполненностью представлений о себе, включающих представления в контексте прямого обозначения пола, принадлежности к какой-либо группе, учебно-профессиональной ролевой позиции, сексуальной роли, дружбы и круга друзей, отношения к внешней среде, пристрастий, субъективного и фактического описаний внешности, интересов и увлечений, профессиональной и материальной перспектив, а также персональной идентичности. Все подростки так или иначе в самоописаниях используют когнитивные единицы обозначения дружеских связей, круга общения, собственных физических данных, что может объясняться спецификой возрастного развития;
- аффективный компонент Я-концепции представлен показателями самооценки: средняя и высокая адекватная самооценка характерна для 46,7% испытуемых, 28,3% демонстрируют низкую адекватную самооценку, неадекватная самооценка свойственна для 25% подростков, из которых 10% имеют высокую неадекватную самооценку, а 15% - низкую неадекватную;
- поведенческий компонент Я-концепции содержательно характеризуется средней и низкой саморегуляцией поведения при доминировании в структуре компонентов программирования и гибкости.
В целом, Я-концепцию подростков можно охарактеризовать как противоречивую: с одной стороны, она является когнитивно наполненной, обладает богатым содержанием представлений о себе при выраженном интересе к собственной личности, который, однако, нередко проявляется на фоне низкой или неадекватной самооценки и неразвитой саморегуляции поведения.
Выводы. Анализ психологических концепций относительно становления Я-концепции в подростковом возрасте позволяет заключить, что главной особенностью подросткового возраста является развитие рефлексии, открытие «Я», осознание своей индивидуальности и ее свойств; появление и усложнение жизненного плана, установки на сознательное управление своей жизнью во всех ее сферах. Успешность прохождения кризиса и обретения устойчивой, объективной и целостной Я-концепции зависит от множества факторов, влияющих на растущий организм: культурная среда, уровень культурного и интеллектуального развития родителей и ближайшего окружения. Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, саморазвития и развития личности в целом. Становление личности в этот период тесно связано с осознанием себя как личности. Низкая самооценка, неустойчивость и противоречивость представлений о себе могут повлиять на патологическое развитие характера, появление негативных поведенческих реакций (девиации, саморазрушающее, асоциальное поведение и др.).
Литература:
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Аллагулов, A.M. Развитие психолого-педагогических классов Оренбуржья / A.M. Аллагулов, О.В. Кузьменкова, Н.В. Дроздова // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2022. - Т. 19. -№2. - С. 5-18
3. Болотова, А.К. Временная динамика Я-концепции в подростковом возрасте / А.К. Болотова, В.А. Штроо // Мир психологии. - 2002. - № 2. - С. 106-110
4. Брушлинский, A.B. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды / A.B. Брушлинский. - М.: МПСИ, 2008. - 406 с.
5. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Л.С. Выготский // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. -М., 1982. - С. 161-166
6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. -352 с. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/538922/
7. Налчаджан, A.A. Социально-психическая адаптация / A.A. Налчаджан. - Ереван, 1988. - 127 с.
8. Пантелеев, С.Р. Самосознание как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантелеев. - М.: МГУ, 1991, — 110 с.
9. Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе, К. Долджин. - СПб.: Питер, 2010. - 812 с.
10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2012. - 720 с.
11. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой [Электронный ресурс] / Н.И. Сарджвеладзе. - Тбилиси: Мецниереба, 1989. -612 с,- Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/sarjv01/
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Белышева Анастасия Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент магистратуры Глинчева Людмила Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПРОКРАСТИНАЦИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ФОРМА РЕАКЦИИ НА СТРЕСС У ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к пониманию феномена прокрастинации у подростков. Проанализированы теоретико-методологические подходы к указанной проблеме. Выявлены предположительные причины и стресс-факторы, влияющие на появление «откладывающего» стиля поведения, такие как информационная перегруженность, страх оценки и выбора, авторитарность семейной системы, личностное становление подростка и принятие важных жизненных решений, которые имеют важную роль в будущем. Определены особенности прокрастинации. Выявлена связь между прокрастинацией и копинг-стратегиями. Прокрастинация рассмотрена как непродуктивная копинг-стратегия выхода из ситуации кризиса у подростков. Изложены представления о прокрастинации как противоположности нормальной
саморегуляции подростков. Расширены представления о связи прокрастинации и копинг-стратегий. Психология подросткового возраста дополнена сведениями о предпочитаемых способах совладания со стрессовыми ситуациями, возможными путями снижения тревоги подростков. Описаны результаты эмпирического исследования связи копинг-стратегий совладающего поведения и прокрастинации у обучающихся старших классов.
Ключевые слова: личность, подросток, прокрастинация, причины прокрастинации, копинг-стратегии, совладающее поведение, стресс, осознанность, психологические ресурсы человека.
Annotation. The article deals with different approaches to understanding the phenomenon of procrastination in adolescents. The theoretical and methodological approaches to this problem are analyzed. Presumable reasons and stress-factors influencing the appearance of "procrastinating" style of behavior such as information overload, fear of evaluation and choice, authoritarianism of family system, personal formation of teenager and making important life decisions, which have an important role in the future, are revealed. The characteristics of procrastination are identified. Procrastination was considered as a non-productive coping strategy for getting out of a crisis situation in adolescents. The relationship between procrastination and coping strategies was revealed. Procrastination as the opposite of normal self-regulation in adolescents is presented. The relationship between procrastination and coping strategies is expanded. Psychology of adolescence is supplemented with information about the preferred ways of coping with stressful situations and possible ways of adolescents' anxiety reduction. The results of empirical study of the relationship between coping strategies and procrastination in high school students are described.
Key words: personality, teenager, procrastination, causes of procrastination, coping strategies, coping behavior, stress, awareness, psychological resources of a person.
Введение. С середины XX века зарубежные психологи стали активно изучать тенденцию людей откладывать важные дела на более позднее время. Впервые термин «прокрастинация» был использован в 1977 году П. Ривенбахом в названии его книги «Прокрастинация в жизни человека». И с середины 80-х гг. XX века появляются эмпирические и теоретические исследования данной проблемы, что было обусловлено. В нашей стране проблему откладывания дел на потом стали изучать в самом конце XX века.
Прокрастинация (лат. pro - вместо и crastinus - завтрашний), или феномен откладывания, все чаще становится предметом научных исследований. П. Стил отмечал среди компонентов прокрастинации два связанных между собой фактора. Первый из которых, это наличие срока выполнения задачи, а второй - откладывание ее на более позднее время, в результате чего, за прокрастинацией следуют проблемы, связанные с переносом срока исполнения на потом, что порождает негативные эмоции и состояниях такие как тревога и чувство вины [11].
Наш современный мир переполнен информацией: новости, реклама, учёба, нововведения на работе и инновации в институциональной системе, всё это неуклонно настигает нас, как волна, занимая полностью наше информационное пространство и вынуждая «полезно» и «продуктивно» проводить день в ногу со временем.
Особенно остро эти вопросы стоят перед молодежью - в подростковом возрасте приходит время определения своей профессии, своего места в мире и способа личностной реализации. Активно учась, общаясь и приобретая навыки, стоится крепкий фундамент на будущее. Об этом так же говорит Виндекер О.С. и Останина М.В. [1].
Однако активный образ жизни и неконтролируемое информационное обилие сталкивает подростков с таким феноменом, как прокрастинация, заставляя их отступать, откладывая важные дела и решения [6].
Под термином «прокрастинация» в современной психологии понимается наличие склонности у человека к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. Все вызывает у него негативные ощущения и напряжение - неприятные мысли, дела, которые не хочется выполнять. Данная тенденция приводит к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. Это обусловлено тем, что откладываемая деятельность может носить очень важный характер и результат имеет для человека колоссальное значение. Ряд авторов рассматривают прокрастинацию как «добровольное откладывание субъектом запланированных дел, несмотря на ожидаемые негативные последствия из-за задержки» [1].
Понимание откладывания важных дел на потом как реакции организма на стресс появилось совсем недавно. Дж. Н. Чой и А.Х.К. Чу предложили две разные модели проявления прокрастинации в моменте стресса. Это «пассивные» и «активные» модели поведения.
В пассивной модели откладывание на будущее того, что должно быть выполнено сейчас приводит к внутреннему дискомфорту, угнетенному состоянию духа, ингибиции активности, негативным эмоциональным состояниям и отсутствию результатов деятельности.
При активной модели прокрастинации подростки полностью уверены в том, откладывание дел на потом является для них преимуществом, в силу того, что сжатые сроки высвободят их внутренние резервы, нехватка времени вызовет стресс, который простимулирует умственную и физическую активность адреналином. Данная концепция понимания прокрастинации противопоставляется бытующему мнению объяснения откладывания дел на потом подростками их сниженной волей [10].
Изложение основного материала статьи. В современном мире, информационных перегрузок, социально-политической нестабильности, цифровизации в образовании и социальном взаимодействии нагрузки возрастают не только на взрослых, но и на детей. Так откладывание важных дел, решений становится актуальной проблемой современных подростков, которая вызывает беспокойство их родителей и причиняет неудобства им самим.
Прокрастинация приводит к неприятным последствиям в жизни подростков, которые могут заключаться как в снижении учебной мотивации и успеваемости, так и приводить к проблемам в их социальной жизни. В случае если откладывание важных дел, и принятие значимых решений переходит в тенденцию в поведении человека, то влечет за собой острые негативные переживания у подростков. У них формируется чувство вины, ощущение собственной неуспешности, снижение самооценки, страх будущего возмездия за не выполненное в срок, формируется выученная беспомощность.
Мамонова Е.Б. в своём исследовании мотивации подростков выделяет важность помощи и поддержки родителей для понимания происходящих социальных процессов и личностном становлении их детей, а в дальнейшем, и алгоритмов действий в разных ситуациях. Так, подростки, осознающие свои цели в жизни, воспринимают её как более интересную и насыщенную, ведут себя более смело и отрыто. Подростки такого поведения редко прибегают к избеганию и откладыванию действий, чем те, которые имеют туманное понимание своих целей и желаний [6].
Так же Куимова Н.Н. в своей работе экспериментально подтверждает, что уже у школьников выявляется высокий процент учащихся, которые не умеют эффективно справляться с тревогой и эмоциями, тем самым используя избегание и отрицание проблемных ситуаций вместо попыток их решения. Вырастая, они так же сохраняют и закрепляют механизм избегания сложных ситуаций, в том числе прокрастинацию [3].
Прокрастинация как явление присуще системе, где преобладает ориентация на достижения, а именно на таких условиях существует во многом наш мир. Подростки вынуждены перманентно находиться в условиях постоянной оценке своих
знаний, выполнения обязательств в установленные сроки, решать учебные задачи разной сложности в больших объемах. Это вызывает большое психическое напряжение и длительный стресс, который требует снятия.
В.М. Латушкина и С.Н. Костромина в своих работах подчёркивают, что откладывание решения или действий является только временным решением существующих трудностей, вызывающие тревогу. В дальнейшем это вызывает деструктивные последствия во многих сферах жизни, связанные с выполнением ответственных задач со сроками, например, учебная или научная деятельность [4].
В силу специфики подросткового возраста прокрастинация может представлять собой форму негативизма, конформизма, а также проявление скрытого протеста [6]. Данное поведение можно рассматривать как пассивную реакцию на давление со стороны социума, взрослых, психологическую защиту от избыточного шквалистого потока информации и возникающие в жизни стрессы. Использование прокрастинации дает иллюзию собственной значимости через негативизм и саботирование требований. В ситуации авторитарного стиля воспитания у родителей, у подростка нарушается формирование внутреннего локус-контроля, что может привести к проблемам со внутренней мотивацией, и это, в свою очередь приводит к тому, что немотивированный ребенок, без внешней мотивации и контроля начинает постоянно откладывать выполнение необходимых дел и заданий [6].
Опираясь на литературный обзор можно выделить следующие особенности прокрастинации: во-первых, осознанность
- в ней субъект сознательно переносит откладывает выполнение необходимого, во-вторых, иррациональность - понимание субъектом негативности последствий при выполнении действий в поздний срок.
Можно предположить, что прокрастинация у подростков, нередко связана с защитным и совладеющим механизмом психики или копинг-стратегии. Под копинг-стратегиями в настоящее время принято понимать такие приемы совладания с ситуациями преодоление которых являются чрезмерными и даже превышающими личностные ресурсы. Они состоят из совокупности поведенческих приемов, когнитивных и поведенческих динамических попыток преодоления требований окружающей среды и внутреннего мира. Внутренняя психологическая защита направлена в копинг-стратегиях на то, чтобы достичь стабильности и избежать травмирующих переживаний. То есть прокрастинация связана как с осознанными приемами преодоления негативной жизненной ситуации, так и с неосознаваемыми защитными механизмами реагирования и поведения. Лингурарь A.B., Солынин Н.Э. в эмпирическом исследовании так же подтвердили наличие этой взаимосвязи. Так, ими обнаружено, что в случае низкого уровня прокрастинации студентов, у них наибольшее количество взаимосвязей между механизмами психологической защиты с уровнями выраженности копинг-стратегий. А количество и сила этих взаимосвязей уменьшается с ростом прокрастинации [5]. Это говорит о том, что студенты с высоким уровенем психологических защит и низким уровнем прокрастинации в момент стресса, используют весь арсенал копинг-стратегий.
Для преодоления ситуации, требующего своевременного разрешения у них формируются взаимодействие механизмов психологической защиты и копинг-стратегий. Это же подтверждается исследованиями Фоминой М.В. и Масловской C.B. Авторы доказывают, что активная позиция в выборе копинг-стратегий позволит обучающимся преодолевать влияние различных видов стресса, в том числе и связанных с будущей профессиональной деятельностью Г9"|.
Анализируя научные труды, посвященные данному феномену, складывается перспектива дальнейшего изучения прокрастинации как явления в подростковом возрасте. Информационная перегрузка подростков, которые могут не уметь избирательно подходить к информации, частый учебный стресс, семейные ситуации и многое другое вызывает прокрастинацию в качестве реакции на перегрузку и постоянную тревожность, усиливая и так неспокойное состояние молодого поколения. Эта тема важна для дальнейшего изучения, так как требует подготовки системной помощи подросткам в выработке эффективных совладающих стратегий психологической защиты и потерю надобности избегания проблемных ситуаций. В следствие этого нами была поставлена цель - изучение прокрастинации подростков как неэффективной стратегии совладеющего поведения в кризисной ситуации. Мы исходили из предположения, что прокрастинация подростков, переживающих кризис является дисфункциональным стилем и непродуктивной стратегией выхода из кризисной ситуации. Исследование проводилось в период с 2022 по 2023 год и включало три этапа. Были выявлены основные направления исследования прокрастинации и её взаимосвязей с копинг-стратегиями и проявлениями в кризисных ситуациях у подростков. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения МАОУ «Лицей № 82» города Нижнего Новгорода. В нем приняли участие учащиеся 8-х - 9-х классов, возраста 15-16 лет, суммарно 60 человек. Основной целью исследования являлось выявление использования неэффективных копинг-стратегий в кризисной ситуации у подростков, выраженных в прокрастинации, следовательно, важным для нас аспектом являлся вопрос о распространённости последней среди выборки учащихся 8-х классов.
Для получения данных был использован Опросник СВП М.А. Киселевой, который показал средний уровень выраженности прокрастинации у подростков по шкале «перфекционизм» и «мотивационная недостаточность». Опросник составлялся исходя из того положения, что наиболее подвержены состоянию прокрастинации молодые люди, склонные к мотивационной недостаточности и тревожности. На основании данной методики можно увидеть, что большинство испытуемых учащихся восьмых классов наблюдают у себя средний уровень склонности к прокрастинации в кризисные ситуации (52,8%), при этом высокий уровень так же выражен достаточно соотносимой степенью выраженности (45,9%). Низкий уровень прокрастинации в кризисной ситуации наблюдается у малого процента респондентов (1,4%), из чего можно сделать вывод, что прокрастинация - достаточно распространённое явление у подростков и является частой формой поведения в ситуации кризиса. Подростки склонны откладывать решение важных вопросов «на потом», избегать важных встреч и решений задач, но, всё же, многие находят силы в последний момент побороть желание и выполнить необходимое. Учитывая, что в данной школе сдачи заданий фиксированы и известны заранее, школьники всё равно предпочитают оставить выполнение и сдачу заданий на последний момент, даже имея время с запасом. При этом не было выявлено существенных корреляционных значений между перфекционизмом и использованием прокрастинации подростками. Наличие значимых показателей тревожности демонстрирует подтверждение именно явления прокрастинации у респондентов, в отличие от состояния лени, так как средний уровень тревоги демонстрирует 48,9% респондентов, а высокий
- 31,8, против 19,3 с низким уровнем тревоги. Подсчет показателей по тендерному признаку не выявил различий между мальчиками и девочками в использовании прокрастинации как формы совладения в кризисной ситуации.
Использованный также нами копинг-тест Лазаруса (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, 2004) предназначенных для определения основных копинг-механизмов показал, что большинство подростков имеют склонность к использованию копинг-стратегии «бегство» (23%). Это значит, что у данной группы учащихся преодоление стрессовых и кризисных ситуаций происходит в виде ярко выраженного уклонения от своих обязанностей, избегания ситуации ответственности и встречи с трудностью. Такой высокий показатель свидетельствует о выраженной дезадаптации и неумении справляться в условиях затруднений. Можно предположить, что выбор данной формы стратегии поведения в кризисной ситуации подростком избирается в связи с ощущением отсутствия ресурсов, сил на противостояние ситуации, и, соответственно, брать на себя ответственность за происходящее с ним и вокруг него. При этом, у этих же подростков наблюдается достаточный уровень копинг-стратегии самостоятельности и планирования решения проблем, что становится барьером к
возможности их попросить помощи у окружающих. Поэтому подросток выбирает стратегию ожидания, не приступая к решению, в надежде на лучшее. Кроме этого, у подростков в кризисной ситуации наблюдается высокий уровень напряженности в шкале «планирование и решение проблем» (19%). Многие из респондентов постоянно находятся в процессе напряженности, планируя свою занятость. Во многом эта копинг-стратегия является эффективной, но при этом может у многих из них вызывать постоянное напряжение планированием и систематизированием своей деятельности, что может вызывать внутреннюю тревогу от количества запланированного.
Предварительный анализ кореляций показал, что присутствует связь копинг-стратегий и особенностей прокрастинации. Наиболее сильная положительная корреляция наблюдается между предпочитаемой копинг-стратегией «бегство» и всеми видами прокрастинации. Копинг-стратегия «бегство» подразумевает, что человек не прикладывает усилия доя разрешения проблемы, а старается ее избежать, отстраниться от любых стрессоров, что схоже с механизмом прокрастинации, когда вместо решения конкретной задачи человек начинает заниматься другими, более приятными, но не настолько актуальными делами.
Выводы. Подводя итог, можно сказать, что в «группе риска» подростки в основном прибегают низкоэффективным копинг-стратегиям (бегство, дистанцирование, конфронтация) и редко обращаются за помощью к окружающим (стратегия поиска социальной поддержки). Им трудно адекватно проанализировать сложившуюся ситуацию и подобрать оптимальные варианты ее разрешения с учетом реальных ресурсов и условий (стратегия планирования решения проблем), они не склонны искать позитивные моменты в непростых ситуациях (положительная переоценка). В этой группе наблюдается высокий уровень прокрастинации, причем в большей степени она зависит не от внешних ситуативных факторов, а от характерологических особенностей.
Полученные результаты используются для формирования и проведения коррекционной программы по формированию эффективных копинг-стратегий у подростков с высоким уровнем прокрастинации в кризисных ситуациях.
Литература:
1. Виндекер, О.С. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации / О.С. Виндекер, М.В. Останина // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. -2014. -№ 1(30).-С. 116-126
2. Ильин, Е.П. Работа и личность: Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011.-224 с.
3. Куимова, H.H. Особенности становления психологических защит у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности / H.H. Куимова, H.A. Мартынова // Нижегородский психологический альманах. - 2021. - № 2. -С. 11-24
4. Латушкина, В.М. Прокрастинация и результативность в учебной и научной деятельности аспиранта /
B.М. Латушкина., С.Н. Костромина // Ананьевские чтения. - 2010. - СПб.: Изд-во СПбГУ. - С.110.
5. Лингурарь, A.B. Эмпирическое исследование защитного и совладающего поведения студентов с разным уровнем прокрастинации / A.B. Лингурарь, Н.Э. Солынин // Актуальные проблемы психологии образования, Ярославль, 15 октября -15 2017 года / под ред. Н.В. Нижегородцевой. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2017. - С. 104-110
6. Мамонова, Е.Б. Особенности мотивационно-потребностной сферы подростков из полных семей с разной степенью удовлетворённости родительским отношение / Е.Б. Мамонова, Ю.А. Суверко // Нижегородский психологический альманах. - 2020. -№ 2. - С. 28-36
7. Подвигина, A.A. Причины прокрастинации как стратегии поведения у подростков / A.A. Подвигина, ИП. Бургучева // Научный электронный журнал Меридиан. - 2020. - № 1. - С. 120-122
8. Семёнова, Ф.О. Влияние прокрастинации на развитие исполнительской деятельности в подростковом возрасте / Ф.О. Семенова, A.M. Узденова. - СПб.: Питер, 2011.
9. Фомина, М.В. Исследование коммуникативных умений студентов медицинского вуза / М.В Фомина,
C.B. Масловская // Вестник Мининского университета. - 2019. - №4. - С. 4.
10. Chu, А.Н.С. Rethinking procrastination: Positive effects of «active» procrastination behavior on attitudes and performance / A.H.C. Chu, J.N. Choi // Journal of Social Psychology.-2005. -№ 14. - P. 245-264
11. Steel, P. The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure / P. Steel //Psychological Bulletin. -2007.
Психология
УДК 159.9.07
кандидат психологических наук, доцент Белышева Анастасия Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Иванова Ирина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Федосеева Татьяна Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ В ЦЕНТРАХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Аннотация. Синдром эмоционального выгорания как психологическое состояние свойственно специалистам профессиональной сферы «человек-человек», особенно тем из них, кто выполняет свои профессиональные обязанности в режиме повышенной интенсивности, обусловленной спецификой учреждения. Целью данного исследования было установление взаимосвязи между личностными особенностями практикующих психологов, работающих в центрах социальной реабилитации для лиц, зависимых от психоактивных веществ, и формированием у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности. Результаты исследования выявили прямую зависимость между такими личностными характеристиками, как подозрительность, тревожность и напряжение и симптомами «переживания психотравмирующих обстоятельств», «неадекватное эмоциональное реагирование», «редукция профессиональных обязанностей», «неадекватное эмоциональное реагирование» и развитием фазы напряжения, которая