Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ В ЦЕНТРАХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ В ЦЕНТРАХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сфера профессий «человек-человек» / профессионализация / профессиональное выгорание / психическое выгорание / симптомы эмоционального выгорания / профессиональная деформация личности / эмоциональная напряженность / sphere of professions "person-to-person" / professionalization / professional burnout / mental burnout / symptoms of emotional burnout / professional personality deformation / emotional tension

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белышева Анастасия Николаевна, Иванова Ирина Анатольевна, Федосеева Татьяна Евгеньевна

Синдром эмоционального выгорания как психологическое состояние свойственно специалистам профессиональной сферы «человек-человек», особенно тем из них, кто выполняет свои профессиональные обязанности в режиме повышенной интенсивности, обусловленной спецификой учреждения. Целью данного исследования было установление взаимосвязи между личностными особенностями практикующих психологов, работающих в центрах социальной реабилитации для лиц, зависимых от психоактивных веществ, и формированием у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности. Результаты исследования выявили прямую зависимость между такими личностными характеристиками, как подозрительность, тревожность и напряжение и симптомами «переживания психотравмирующих обстоятельств», «неадекватное эмоциональное реагирование», «редукция профессиональных обязанностей», «неадекватное эмоциональное реагирование» и развитием фазы напряжения, которая является пусковым механизмом синдрома эмоционального выгорания. Обратная зависимость выявлена между симптомом «переживания психотравмирующих обстоятельств» и состоянием воображения и мечтательности. Симптом резистентной фазы «неадекватное эмоциональное реагирование» обратно связан с эмоциональной устойчивостью, и воображением. Чем больше напряжения и меньше мечтательности, тем больше психологи данной группы начинают чувствовать отчаяние. На фазе истощения процесс выгорания становится неотъемлемой частью самой личности. Наблюдается общее снижение энергетического тонуса, слабеет нервная система человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белышева Анастасия Николаевна, Иванова Ирина Анатольевна, Федосеева Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The syndrome of emotional burnout as a psychological condition is peculiar to the specialists of the professional sphere "man-human", especially to those of them who perform their professional duties in the mode of increased intensity, conditioned by the specifics of an institution. The aim of this research was to find out the relationship between personal features of psychologists working in social rehabilitation centres for people dependent on psychoactive substances and emotional burnout syndrome formation in their professional activities. The research results revealed a direct dependence between such personality characteristics as suspiciousness, anxiety and tension and symptoms of "experiencing psychotraumatic circumstances", "inadequate emotional reactions", "reduction of professional duties", "inadequate emotional reactions" and the development of tension phase that is a trigger mechanism of burnout syndrome. An inverse dependence is revealed between the symptom of "experiencing psychotraumatic circumstances" and the state of imagination and daydreaming. The symptom of the resistant phase "inadequate emotional reaction" is inversely connected with emotional stability, and imagination. The more tense and less dreamy, the more the psychologists in this group begin to feel despair. In the phase of exhaustion, the burnout process becomes an integral part of the personality itself. A general decrease of energy tone is observed, a person's nervous system becomes weaker.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ В ЦЕНТРАХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ»

возможности их попросить помощи у окружающих. Поэтому подросток выбирает стратегию ожидания, не приступая к решению, в надежде на лучшее. Кроме этого, у подростков в кризисной ситуации наблюдается высокий уровень напряженности в шкале «планирование и решение проблем» (19%). Многие из респондентов постоянно находятся в процессе напряженности, планируя свою занятость. Во многом эта копинг-стратегия является эффективной, но при этом может у многих из них вызывать постоянное напряжение планированием и систематизированием своей деятельности, что может вызывать внутреннюю тревогу от количества запланированного.

Предварительный анализ кореляций показал, что присутствует связь копинг-стратегий и особенностей прокрастинации. Наиболее сильная положительная корреляция наблюдается между предпочитаемой копинг-стратегией «бегство» и всеми видами прокрастинации. Копинг-стратегия «бегство» подразумевает, что человек не прикладывает усилия доя разрешения проблемы, а старается ее избежать, отстраниться от любых стрессоров, что схоже с механизмом прокрастинации, когда вместо решения конкретной задачи человек начинает заниматься другими, более приятными, но не настолько актуальными делами.

Выводы. Подводя итог, можно сказать, что в «группе риска» подростки в основном прибегают низкоэффективным копинг-стратегиям (бегство, дистанцирование, конфронтация) и редко обращаются за помощью к окружающим (стратегия поиска социальной поддержки). Им трудно адекватно проанализировать сложившуюся ситуацию и подобрать оптимальные варианты ее разрешения с учетом реальных ресурсов и условий (стратегия планирования решения проблем), они не склонны искать позитивные моменты в непростых ситуациях (положительная переоценка). В этой группе наблюдается высокий уровень прокрастинации, причем в большей степени она зависит не от внешних ситуативных факторов, а от характерологических особенностей.

Полученные результаты используются для формирования и проведения коррекционной программы по формированию эффективных копинг-стратегий у подростков с высоким уровнем прокрастинации в кризисных ситуациях.

Литература:

1. Виндекер, О.С. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации / О.С. Виндекер, М.В. Останина // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. -2014. -№ 1(30).-С. 116-126

2. Ильин, Е.П. Работа и личность: Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011.-224 с.

3. Куимова, H.H. Особенности становления психологических защит у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности / H.H. Куимова, H.A. Мартынова // Нижегородский психологический альманах. - 2021. - № 2. -С. 11-24

4. Латушкина, В.М. Прокрастинация и результативность в учебной и научной деятельности аспиранта /

B.М. Латушкина., С.Н. Костромина // Ананьевские чтения. - 2010. - СПб.: Изд-во СПбГУ. - С.110.

5. Лингурарь, A.B. Эмпирическое исследование защитного и совладающего поведения студентов с разным уровнем прокрастинации / A.B. Лингурарь, Н.Э. Солынин // Актуальные проблемы психологии образования, Ярославль, 15 октября -15 2017 года / под ред. Н.В. Нижегородцевой. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2017. - С. 104-110

6. Мамонова, Е.Б. Особенности мотивационно-потребностной сферы подростков из полных семей с разной степенью удовлетворённости родительским отношение / Е.Б. Мамонова, Ю.А. Суверко // Нижегородский психологический альманах. - 2020. -№ 2. - С. 28-36

7. Подвигина, A.A. Причины прокрастинации как стратегии поведения у подростков / A.A. Подвигина, ИП. Бургучева // Научный электронный журнал Меридиан. - 2020. - № 1. - С. 120-122

8. Семёнова, Ф.О. Влияние прокрастинации на развитие исполнительской деятельности в подростковом возрасте / Ф.О. Семенова, A.M. Узденова. - СПб.: Питер, 2011.

9. Фомина, М.В. Исследование коммуникативных умений студентов медицинского вуза / М.В Фомина,

C.B. Масловская // Вестник Мининского университета. - 2019. - №4. - С. 4.

10. Chu, А.Н.С. Rethinking procrastination: Positive effects of «active» procrastination behavior on attitudes and performance / A.H.C. Chu, J.N. Choi // Journal of Social Psychology.-2005. -№ 14. - P. 245-264

11. Steel, P. The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure / P. Steel //Psychological Bulletin. -2007.

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Белышева Анастасия Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Иванова Ирина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Федосеева Татьяна Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ В ЦЕНТРАХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Аннотация. Синдром эмоционального выгорания как психологическое состояние свойственно специалистам профессиональной сферы «человек-человек», особенно тем из них, кто выполняет свои профессиональные обязанности в режиме повышенной интенсивности, обусловленной спецификой учреждения. Целью данного исследования было установление взаимосвязи между личностными особенностями практикующих психологов, работающих в центрах социальной реабилитации для лиц, зависимых от психоактивных веществ, и формированием у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности. Результаты исследования выявили прямую зависимость между такими личностными характеристиками, как подозрительность, тревожность и напряжение и симптомами «переживания психотравмирующих обстоятельств», «неадекватное эмоциональное реагирование», «редукция профессиональных обязанностей», «неадекватное эмоциональное реагирование» и развитием фазы напряжения, которая

является пусковым механизмом синдрома эмоционального выгорания. Обратная зависимость выявлена между симптомом «переживания психотравмирующих обстоятельств» и состоянием воображения и мечтательности. Симптом резистентной фазы «неадекватное эмоциональное реагирование» обратно связан с эмоциональной устойчивостью, и воображением. Чем больше напряжения и меньше мечтательности, тем больше психологи данной группы начинают чувствовать отчаяние. На фазе истощения процесс выгорания становится неотъемлемой частью самой личности. Наблюдается общее снижение энергетического тонуса, слабеет нервная система человека.

Ключевые слова: сфера профессий «человек-человек», профессионализация, профессиональное выгорание, психическое выгорание, симптомы эмоционального выгорания, профессиональная деформация личности, эмоциональная напряженность.

Annotation. The syndrome of emotional burnout as a psychological condition is peculiar to the specialists of the professional sphere "man-human", especially to those of them who perform their professional duties in the mode of increased intensity, conditioned by the specifics of an institution. The aim of this research was to find out the relationship between personal features of psychologists working in social rehabilitation centres for people dependent on psychoactive substances and emotional burnout syndrome formation in their professional activities. The research results revealed a direct dependence between such personality characteristics as suspiciousness, anxiety and tension and symptoms of "experiencing psychotraumatic circumstances", "inadequate emotional reactions", "reduction of professional duties", "inadequate emotional reactions" and the development of tension phase that is a trigger mechanism of burnout syndrome. An inverse dependence is revealed between the symptom of "experiencing psychotraumatic circumstances" and the state of imagination and daydreaming. The symptom of the resistant phase "inadequate emotional reaction" is inversely connected with emotional stability, and imagination. The more tense and less dreamy, the more the psychologists in this group begin to feel despair. In the phase of exhaustion, the burnout process becomes an integral part of the personality itself. A general decrease of energy tone is observed, a person's nervous system becomes weaker.

Key words: sphere of professions "person-to-person", professionalization, professional burnout, mental burnout, symptoms of emotional burnout, professional personality deformation, emotional tension.

Введение. В условиях интенсификации всех областей жизни человека, в том числе и профессиональной, синдром эмоционального выгорания как психологическое состояние особенно часто переживается людьми в сфере профессий «человек-человек». Необходимость регулярно контактировать с другими людьми, осуществлять многоплановое личностное общение по поводу решения профессиональных задач, находить компромисс в условиях противоречивых мнений, учитывать индивидуальные особенности клиентов и коллег и т.п. постепенно приводит к нарастанию эмоционального напряжения, а нередко и к чувству внутренней эмоциональной опустошённости.

Закономерно, что изучение различных аспектов связи эмоционального выгорания и межличностного взаимодействия, в т.ч. в рабочих группах, все чаще становится предметом научного исследования.

Термин «эмоциональное выгорание» ввел в научный оборот в 1974 году американский психиатр Herbert J. Freudenberger. Так им обозначено психологическое состояние людей, которые тесно и интенсивно общаются с клиентами в эмоционально тяжелой атмосфере во время выполнения своих профессиональных обязанностей. К личностным факторам, детерминирующим развитие эмоционального выгорания автор относит такие личностные особенности, как интровертированность, увлекаемость, фанатичность, идеализированность, гуманность и эмпатия [12]. Позже Сох Т., Griffits А. (1998) указали более 150 раскрывающих его симптомов, самые распространенные из которых нестабильность настроения, плаксивость, чувство безысходности, отстраненность в общении, потеря мотивации к деятельности, которые постепенно начинают дополняться психосоматическими проявлениями (головная боль, головокружение, тошнота, бессонница и т.п.).

Сегодня специфика синдрома эмоционального выгорания является предметом многочисленных исследований. У. Виртц и И. Добели указывают на путь его преодоления в ходе поиска специалистом высшего смысла профессиональной деятельности [3], А.Л. Журавлева раскрывает копинг-стратегии и защитные механизмы поведения у представителей разных профессий, одно из центральных мест отдавая самоактуализации как ведущей детерминанте субъектной саморегуляции эмоционального выгорания педагога [4], А.П. Петров рассматривает в качестве основной его причины несоответствие реальной картины идеалам личности [5]. Особенно актуальной является область исследований данного феномена в деятельности специалистов «социальных» профессий. Так, М.И. Саньковой проведен теоретический анализ понятия [6], Н.С. Пряжниковым и Е.Г. Ожоговой исследованы стрессовые ситуации, которые в некоторых случаях могут стать условием, стимулирующим развитие личности педагогов и психологов [7], А.А. Черных и Р.Д. Санжаевой апробирована программа профилактики эмоционального выгорания в ходе тренинга релаксации, саморегуляции, повышения самооценки и сплочения коллектива [8].

Психолого-педагогический сегмент исследований представлен работами О.С. Балыкиной, Н.М. Ерохиной, Л.П. Петуховой, которые указывают на необходимость перестройки системы подготовки и оценки деятельности работников системы образования, разносторонней коррекции внешних, внутриличностных и профессиональных факторов их эмоционального выгорания [11, Т.К. Беляевой, Е.Е. Егорова, Т.К. Потаповой, Т.Л. Шабановой и М.Ю. Шляхова, обосновывающих возможность оптимизации деятельности педагогов через функциональное разделение педагогического труда [9], Е.Н. Перевощиковой, которая предлагает решать трудные, объемные и непосильные задачи профессиональной деятельности, способные вызвать эмоциональное перенапряжение у одного человека, в ходе командной работы и коллективного проектирования [2], М.Н. Булаевой, О.И. Вагановой, И.В. Бичевой, Н.В. Воробьева, З.В. Чайкиной, Т.Л. Шабановой, изучающих образовательные технологии диалогового обучения для формирования профессионала нового типа, способного противостоять эмоциональному выгоранию в ходе саморазвития и самосовершенствования в педагогической профессии [10]. Популярность проблемы межличностного взаимодействия как фактора или ресурса преодоления эмоционального выгорания в разных сферах труда заставляет согласиться с W. Schmidbauer в том, что общение с другими людьми представляет собой одно из самых интенсивных испытаний, с которым связана колоссальная эмоциональная нагрузка [11]. Объединяющим для этих и других исследований является поиск механизмов предотвращения эмоционального, а затем и профессионального выгорания, выявление путей профессиональной самореализации педагогов, врачей, менеджеров, адвокатов, психологов и многих других специалистов, деятельность которых строится на фундаменте межличностного общения.

Особой эмоциональной напряженностью характеризуется деятельность практических психологов в центрах социально-психологической реабилитации для лиц, зависимых от психоактивных веществ. В контингент пациентов учреждений такого профиля входят клиенты с аддиктивным поведением (наркозависимые, алкогользависимые), обладающие специфическими особенностями личности: психопатии, нарушения интеллектуальной сферы и связанные с ними черты поведения (размытость этических ценностей, склонность ко лжи, обвинению окружающих, побегам, антисоциальным поступкам). В условиях, когда субъектами профессионального взаимодействия являются люди с отсутствующей мотивацией к

сотрудничеству, лишенные способности к эмоциональной привязанности и проявлению искренних чувств, проявляющие озлобленность и пренебрежение к общепринятым нормам поведения в обществе, осуществление психологом своих функций не только становится затруднительным, но и подчас встречает выраженное сопротивление. Повышенная интенсивность и эмоциональная напряженность профессиональной деятельности приводит к увеличению риска раннего эмоционального выгорания. Этим объясняется необходимость и актуальность поиска путей его профилактики.

Целью данного исследования являлось изучение взаимосвязи личностных особенностей психологов центров социально-психологической реабилитации для лиц, зависимых от психоактивных веществ, и риска формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности в режиме повышенной интенсивности.

Выборку составили практикующие психологи-женщины в количестве 20 человек, работающие в центрах социально-психологической реабилитации г. Нижнего Новгорода для лиц, зависимых от психоактивных веществ и занимающиеся непосредственно психологическим консультированием.

Были использованы следующие методики:

- методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко;

- 16 факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла;

- метод контент-анализа;

- метод математической статистики, который включал корреляционный анализ полученных данных по личностным особенностям и особенностям формирования синдрома эмоционального выгорания у практикующих психологов с помощью коэффициента Пирсона с использованием компьютерной программы 8Р88-16.

Изложение основного материала статьи. Исследование особенностей проявления симптомов эмоционального выгорания с помощью методики «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко показало, что у респондентов наиболее выражен симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования». Также на высоком уровне находится симптом «редукции профессиональных обязанностей». Оба эти симптома относятся к фазе «резистенции», именно она наиболее ярко проявляется у наших испытуемых, что говорит о сопротивлении нарастающему стрессу.

Анализ показателей формирования эмоционального выгорания на каждой стадии показал, что очень высокое напряжение выявлено у 10% респондентов данной группы.

Фаза напряжения запускает механизм формирования эмоционального выгорания. Это дает основание предположить, что фаза напряжения в развитии стресса у них полностью сформировалась. Здесь доминируют все симптомы. У испытуемых 2, 4, 10 и 14, что составляет 20% от числа всех респондентов группы, фаза напряжения находится в стадии формирования. Это свидетельствует о начинающемся процессе формирования эмоционального выгорания. Человек чувствует негодование и даже отчаяние. А к появлению других факторов выгорания приводит кажущаяся безвыходность сложившейся ситуации.

Все это вскоре приводит к фазе «истощения», где процесс выгорания становится неотъемлемой частью самой личности, наблюдается общее снижение энергетического тонуса, а также слабеет нервная система человека, сильнее всего проявляется симптом «эмоциональной отстраненности». Возникает практически полное отсутствие выраженной эмоциональности у специалиста. Подобное отсутствие выражения эмоций может травмировать клиента, особенно, если это будет интерпретироваться как «надменное и равнодушное, наплевательское отношение» к человеку.

Фаза «резистенции» ярко проявляется в нашей выборке у 30% респондентов, а ещё у 25% она находится в стадии формирования. Человек в этой фазе предпочитает оставаться в психологическом комфорте и потому стремится уменьшить влияние внешних стрессовых обстоятельств. Это объясняет, почему практически у всех этих респондентов ведущими симптомами являются «редукция профессиональных обязанностей» и «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование».

У 20% испытуемых наблюдается фаза «истощения», когда процесс выгорания становится неотъемлемой частью самой личности. Наблюдается общее снижение энергетического тонуса, слабеет нервная система. У 15% испытуемых она находится в стадии формирования.

Этим испытуемым необходимо обратить серьёзное внимание на своё эмоциональное состояние и его скорректировать, возможно, обратиться к коллегам за профессиональной помощью или просто отдохнуть.

В целом, мы видим, что есть несколько человек, у которых явно выражен синдром эмоционального выгорания, в котором сформировались или практически сформировались больше двух стадий развития. Это испытуемые под №№ 2, 4, 10, 12, 13, 14 и 15. и они составляют 35% от всей выборки.

Для определения личностных характеристик испытуемых мы использовали 16 факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла.

Анализ результатов показал, что ниже всего у испытуемых показатели по нормативности, общительности и дипломатичности. Наиболее высокие результаты - по эмоциональной устойчивости, доминантности, смелости, независимости, интеллектуальным способностям и экстраверсии.

Такие результаты характеризуют выборку наших испытуемых, как людей, подверженных чувствам, несогласными с общепринятыми стандартами, порой слишком независимых, порой игнорирующих обязанности, критичных, непреклонных и прямолинейных. Такие люди чаще всего стремятся быть в роли лидеров в группе, среди окружающих стремятся утвердить свою собственную точку зрения, а также поменять поведение других людей в зависимости от собственного видения. Безусловно, такие характеристики, особенно для психологов, могут свидетельствовать о процессе профессиональной деформации и развивающемся синдроме эмоционального выгорания. Однако эмоциональная устойчивость и высокие аналитические способности корректируют их поведение. Поэтому в своей профессиональной деятельности они могут поступать более гибко и адекватно ситуации.

Для выявления связи между полученными данными по личностным особенностям и особенностям формирования синдрома эмоционального выгорания у практикующих психологов данной группы был использован корреляционный анализ.

Анализ взаимосвязи показал, что в фазе напряжения у психологов данной группы симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» имеет прямую связь с состоянием напряжения (г=0,46), чувством тревоги (г=0,48), а также обратно связан с состоянием воображения и мечтательности (г=-0,67). Чем большее напряжение и страхи не соответствовать ожиданиям окружающих испытывают психологи, и чем меньше у них развита способность мечтать и абстрагироваться от травмирующих реалий, тем больше психологи данной группы начинают переживать отчаяние, в силу чего ситуация кажется неразрешимой, что, в свою очередь провоцирует развитие других факторов выгорания. Тревожность также связана и с другими симптомами в фазе напряжения - неудовлетворённостью собой (г=0,57), тревогой и депрессией (г=0,72) и показателем напряжения (г=0,67).

В фазе резиетенции наступающее неадекватное эмоциональное реагирование вызвано, скорее всего, повышенной подозрительностью (г=0,48), тревожностью (г=0,51) и общим напряжением (г=0,57). Ему препятствуют такие личностные черты, как эмоциональная стабильность (г=-0,46) и способность абстрагироваться и мечтать (г=-0,51). Стремление к экономии эмоций объясняется повышенной тревожностью (г=0,57) и нонконформизмом (г=0,53). Напротив, проявление эмоций наблюдается у общительных (г=-0,46), эмоционально стабильных (г=-0,51), экспрессивных (г=-0,60) и смелых (г=-0,61). Интересно, что интраверсия повышает вероятность появления желания поделиться эмоциями в фазе резиетенции (г=-0,78).

Редукцию профессиональных обязанностей усиливает тревожность (г=0,52), напряженность (г=0,61) и ослабляет способность абстрагироваться и мечтать (г=-0,45).

Фаза истощения связана с повышенной нормативностью (г=0,51), тревожностью (г=0,50) и отрицательно коррелирует с мечтательностью (г=-0,59). При этом, чем выше мечтательность и способность посмотреть на проблемы "философски", тем у специалистов меньше эмоциональное отстранение (г=-0,65), личностное отстранение (г=-0,49) и психосоматические нарушения (г=-0,64).

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие фазы напряжения, которая является пусковым механизмом синдрома эмоционального выгорания, прямо связана с такими личностными характеристиками, как: тревожность, напряжённость и нормативность - жёстким соблюдением стандартов, правил и обратно связана с мечтательностью и воображением.

Качественный анализ результатов связи симптомов синдрома эмоционального выгорания с личностными характеристиками практических психологов показал, что симптом резистентной фазы «неадекватное эмоциональное реагирование» обратно связан с эмоциональной устойчивостью, и воображением, прямо связан с подозрительностью, тревожностью и напряжением.

Симптом резистентной фазы «расширение сферы экономии эмоций» обратно связан с общительностью, эмоциональной устойчивостью, искренностью (беспечностью), социальной смелостью и прямо связан с тревожностью.

Симптом «Редукция профессиональных обязанностей» прямо связан с тревожностью, напряжением и мечтательностью.

Признаки сопротивления нарастающему стрессу («расширение сферы экономии эмоций», когда на работе человек ещё держится, а дома замыкается или вообще «срывается» на супруга и детей), связан с такими личностными чертами, как тревожность, замкнутость, эмоциональная неустойчивость, раздражительность.

В целом, развитие фазы резиетенции прямо связано с тревожностью, раздражительностью и напряжением и обратно с мечтательностью, эмоциональной устойчивостью, открытостью и общительностью.

Все эти явления и в целом фаза истощения, связаны с такими личностными характеристиками, как тревожность, эмоциональная неустойчивость, напряжённость и обратно связаны с мечтательностью. Последняя, вероятно, позволяет на время отстраниться от переживания психотравмирующей ситуации, что дает временную передышку и возможность немного "восстановить силы".

Выводы. Исследование проблемы взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и личностных особенностей практикующих психологов, работающих в центрах социально-психологической реабилитации для лиц, зависимых от психоакивных веществ, позволило сделать следующие выводы.

Эмоциональное выгорание рассматривается как способ психологической защиты, заложенный природой, чтобы человек в определенный момент жизни мог экономно и дозировано использовать свои жизненные ресурсы. Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно, однако, может сопровождаться тяжелой симптоматикой, вплоть до психосоматических нарушений и развития депрессии.

Синдром эмоционального выгорания связан с такими личностными особенностями, как тревожность, напряжённость и нормативность, что, вероятно, можно объяснить особенностями контингента центров социально-психологической реабилитации. У респондентов имеется тенденция к жёсткому соблюдению стандартов и правил, в силу чего накапливается отчаяние и ощущение неразрешимости ситуации, повышается неудовлетворённость собой, уровень тревожности, может возникнуть депрессия. В то же время мечтательность и воображение, напротив, снижают проявления данного синдрома.

Тревожность, замкнутость, эмоциональная неустойчивость, раздражительность влияют на развитие синдрома выгорания в форме сопротивления нарастающему стрессу и проявляются в том, что на работе человек ещё держится, а дома замыкается или переносит свое напряжение на членов семьи.

Практикующим психологам центров социально-психологической реабилитации, как и другим специалистам, работающим в сфере "человек-человек", необходимо помнить о методах профилактики возникновения подобного психологического состояния. Только постоянное устойчивое совершенствование в личностной и профессиональной сфере может быть важным инструментом в целях профилактики возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания.

Литература:

1. Балыкина, О.С. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности у представителей сферы образования / О.С. Балыкина, Н.М. Ерохина, Л.П. Петухова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11. -С. 17-23

2. Перевощикова, E.H. Формирование способности магистрантов педагогического образования к командной работе в процессе проектирования образовательного продукта / E.H. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2020. -Т. 8. - №1. - С. 3.

3. Виртц, У. Кризис смысла у помогающих профессионалов. Выгоревшие и «израненные» / У. Виртц, И Добели // Журнал практической психологии и психоанализа. -2013. -№ 3.

4. Журавлева, А.Л. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. -Москва: Изд-во «Институт психологии РАН». -2011. - С. 512.

5. Петров, А.П. Проблема основных детерминант синдрома эмоционального выгорания / А.П. Петров // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». -2013. -№ 11-12.

6. Санькова, М.И. Синдром «эмоционального выгорания» у социальных работников: теоретический анализ понятия / М.И. Санькова // Человек. Сообщество. Управление. - 2004. - № 2.

7. Пряжников, Н.С. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности / Н.С. Пряжников, Е.Г. Ожогова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - №4.

8. Черных, A.A. Особенности проявлений синдрома эмоционального профессионального выгорания педагогов / A.A. Черных, Р.Д. Санжавева // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. - 2017.

9. Belyaeva, Т.К. Implementation of the Division Model of Pedagogical Labor in the Teacher Training System of a New Type / Т.К. Belyaeva, E.E. Egorov, Т.К. Potapova, T.L. Shabanova, M.Y. Shlyakhov. - Lecture Notes in Networks and Systems,

2020.-P. 430-438

10. Bulaeva, M.N. Technology of Pedagogical Workshops in Professional Education / O.L. Vaganova, N.B. Vorobyov, Z.V. Chaikina, T.L. Shobonova. - Lecture Notes in Networks and Systems, 2020. - P. 425-432

11. Schmidbauer, W. Die hilflosen Helfer / W. Schmidbauer. Reinbeck: Rowolt, 1977. - 170 p.

12. Herbert, J. Freudenberger. Staff burn-out / J. Herbert// Journal of Social Issues. 1974. -P. 159-165

Психология

УДК 159.922

студент Волков Лев Евгеньевич

Набережночелнинский филиал Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Набережные Челны);

доцент, кандидат педагогических наук Савицкий Сергей Константинович

Набережночелнинский филиал Казанского (Приволжского)

федерального университета (г. Набережные Челны);

доцент, кандидат педагогических наук Хаустов Сергей Леонидович

Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий (г. Стерлитамак)

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос об изучении эмоционального интеллекта, подходы к объекту исследования различных ученых, рассматриваются типы и модели эмоционального интеллекта в психолого-педагогической литературе, изучается и обосновывается идея о необходимости более детального изучения данного явления в дифферентных аспектах жизнедеятельности, о его влиянии на формирование личности, а также исследуется вопрос о самостоятельном развитии эмоционального интеллекта. В статье показана необходимость о развитии данных качеств и их важность на пути к успешной социализации. Авторами эмоциональный интеллект рассматривается как особая изменяемая система, отвечающая за формирование навыков социального взаимодействия между людьми. Она характеризуется умением считывать эмоции других людей, адекватно воспринимать их путем понимания их эмоционального состояния и прогнозированием соответствующих реакций, что позволяет выстраивать нормальные социальные связи. В следствие того, что эмоциональный интеллект является «подвижным», то есть его показатели эффективности можно заметно улучшить, авторами предложено несколько методик и рекомендаций по повышению уровня EQ за счет самостоятельного изучения и практики. На данном этапе изучаются теоретические аспекты продуктивности. В дальнейшем будет осуществлен переход к практическим результатам. Здесь важно учитывать массовый компонент предложенной программы. В связи с этим для большей эффективности рассматривается вопрос о введении специальных курсов в учебных заведениях, что позволит, как предполагается, продвинуть усвоение материала и повысить качество образования. Взросление - это наиболее благоприятный период для развития эмоционального интеллекта. В статье особый акцент направлен на подрастающее поколение.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, социальное взаимодействие, развитие навыков EQ, эмоциональное формирование личности, управление собой, подростковое воспитание, стратегии самовосприятия, стратегии управления отношениями.

Annotation. The article discusses the issue of studying emotional intelligence, approaches to the object of study by various scientists, considers the types and models of emotional intelligence in the psychological and pedagogical literature, studies and substantiates the idea of the need for a more detailed study of this phenomenon in the differential aspects of life, its influence on the formation of personality , as well as the question of the independent development of emotional intelligence. The article shows the need for the development of these qualities and their importance on the way to successful socialization. The authors consider emotional intelligence as a special changeable system responsible for the formation of social interaction skills between people. It is characterized by the ability to read the emotions of other people, adequately perceive them by understanding their emotional state and predicting appropriate reactions, which allows you to build normal social ties. Due to the fact that emotional intelligence is "mobile", that is, its performance indicators can be significantly improved, the authors proposed several methods and recommendations for increasing the level of EQ through self-study and practice. At this stage, the theoretical aspects of productivity are studied. In the future, a transition will be made to practical results. Here it is important to take into account the mass component of the proposed program. In this regard, for greater efficiency, the issue of introducing special courses in educational institutions is being considered, which will allow, as expected, to advance the assimilation of the material and improve the quality of education. Growing up is the most favorable period for the development of emotional intelligence. The article focuses on the younger generation.

Key words: emotional intelligence, social interaction, development of EQ skills, emotional personality formation, self-management, adolescent parenting, self-perception strategies, relationship management strategies.

Введение. Вопрос об эмоциональном интеллекте является крайне актуальным в силу огромной теоретической и практической значимости, так как играет важную роль в формировании межличностных взаимоотношений, их характере. Впервые данный термин был введен в начале 1990-ых годов благодаря двум американским ученым Дж. Майеру и П. Сэлловею [1]. Они определили эмоциональный интеллект (EQ) как способность воспринимать и понимать эмоции, разграничивать эмоции и мысли, объяснять их и анализировать. По мнению ученых, чувства и разум влияют друг на друга с одинаковой силой, поэтому здесь обнаруживается взаимосвязь между когнитивной и аффективной деятельностью, что позволяет наиболее эффективно решать жизненные задачи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материала статьи. Ежедневно мы сталкиваемся с задачей по управлению своими эмоциями. Это очень важно для любого человека, поскольку он отдает предпочтение эмоциям, нежели рациональному восприятию. Данный механизм работает следующим образом: сигналы, поступающие от органолептических органов преобразуются в электрические импульсы, проходящие через все тело. Данные сигналы посредством нейронных связей передаются от клетки к клетки, пока не достигнут головного мозга через особую зону, находящуюся рядом со спинным мозгом. Далее сигнал перемещается во фронтальную зону, откуда попадает в участок мозга, отвечающий за рациональное, логическое мышление. Но парадокс заключается в следующем: прежде чем попасть туда, сигнал проходит через лимбическую зону, отвечающую за формирование эмоций. Как следствие из этого - мы оцениваем предмет сначала с эмоциональной точки зрения, лишь потом с рациональной. Исходя из этого мы заключаем: если эмоциональный интеллект недостаточно развит, индивид в большинстве случаев воспринимает явления и события без рациональной составляющей, что приводит к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.