Научная статья на тему 'Академическая прокрастинация как проявление защитно - совладающего поведения студентов'

Академическая прокрастинация как проявление защитно - совладающего поведения студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
701
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОКРАСТИНАЦИЯ / ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / СТУДЕНТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ACADEMIC PROCRASTINATION / DEFENSIVELY COPING BEHAVIOR / COPING STRATEGIES / DEFENSE MECHANISMS / STUDENTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROFILE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юрина Алла Анатольевна, Витренко Виктория Владимировна

Данное исследование посвящено изучению проблемы академической прокрастинации как проявлению защитно совладающего поведения в студенческой среде. В статье изучены основные подходы к определению понятия «защитно совладающее поведение», «прокрастинация» в педагогической литературе, особенности проявления академической прокрастинации в поведении студентов. В статье представлены некоторые результаты исследования по преодолению академической прокрастинации студентов психолого-педагогического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юрина Алла Анатольевна, Витренко Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC PROCRASTINATION AS A MANIFESTATION OF STUDENTS' PROTECTIVE COPING BEHAVIOR

This study examines the problem of academic prokrastination as expression of defensively coping behavior in student Wednesday. The article explored the main approaches to the definition of " defensively coping behavior," procrastination "in a pedagogical literature, academic features of prokrastination in the behavior of students. This article presents some of the results of the study to overcome academic prokrastination students of pedagogic-psychological profile.

Текст научной работы на тему «Академическая прокрастинация как проявление защитно - совладающего поведения студентов»

Педагогика

УДК:378.2

кандидат филологических наук, доцент Юрина Алла Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп);

магистрант 2 курса факультета педагогики и психологии Витренко Виктория Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп)

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОКРАСТИНАЦИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАЩИТНО - СОВЛАДАЮЩЕГО

ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы академической прокрастинации как проявлению защитно - совладающего поведения в студенческой среде. В статье изучены основные подходы к определению понятия «защитно - совладающее поведение», «прокрастинация» в педагогической литературе, особенности проявления академической прокрастинации в поведении студентов. В статье представлены некоторые результаты исследования по преодолению академической прокрастинации студентов психолого-педагогического профиля.

Ключевые слова: академическая прокрастинация, защитно-совладающее поведение, копинг-стратегии, защитные механизмы, студенты психолого-педагогического профиля.

Annotation. This study examines the problem of academic prokrastination as expression of defensively coping behavior in student Wednesday. The article explored the main approaches to the definition of " defensively coping behavior," procrastination "in a pedagogical literature, academic features of prokrastination in the behavior of students. This article presents some of the results of the study to overcome academic prokrastination students of pedagogic-psychological profile.

Keywords: academic procrastination, defensively coping behavior, coping strategies, defense mechanisms, students of psychological and pedagogical profile.

Введение. Востребованного профессионала сегодня отличают умение оперативно вникать в поставленные перед ним задачи, выбирать наиболее эффективные варианты решения проблем, стремление брать ответственность на себя за результат своих действий, социальная активность, целеустремленность, способность анализировать свои возможности, достоинства и недостатки, конкретизировать внутренние и внешние препятствия, мешающие достижению цели. Обучение в вузе требует от студента собранности, оперативности, четкого выполнения объемных работ в установленный срок, что становится возможным при высоком уровне самоорганизации и активности. Студенты психолого-педагогического профиля в большинстве своем стремятся проявлять активность, осознают значимость учебной деятельности, испытывают внутреннюю напряженность, пытаются совладать сами с собой, однако зачастую отвлекаются на второстепенные дела или бессмысленные занятия, откладывает на потом выполнение различных заданий, затягивают установленные сроки. В научной литературе данный феномен называется академической прокрастинацией.

Целью данной статьи является теоретический анализ академической прокрастинации как проявления защитно-совладающего поведения студентов. Мы дополняем характеристику особенностей академической прокрастинации как следствие защитно-совладающего поведения студентов психолого-педагогического профиля.

Изложение основного материала статьи. Для успешной адаптации личности в социуме требуется много усилий, умение контролировать свои потребности, желания, страхи и т.д. Данные особенности человека контролируются механизмами психологической защиты, которые не всегда оказывают на него благоприятное влияние. Большая их часть ограничивает индивида, приводит к замкнутости и социальной изоляции. Организм тратит большое количество энергии на удержание себя в границах допустимого, что способствует накоплению хронической усталости и повышению тревожности. Встает вопрос о необходимости замены примитивных защитных реакций на более осознанные и избирательные адаптивные способы и приемы совладания.

Зарубежными авторами данный вопрос изучался достаточно активно. Так, Р. Лазарус понимает психологическую защиту как некое пассивное копинг-поведение, с его точки зрения это «...комплекс действий, используемый человеком в ситуации, которая воспринимается как угроза для одной из сфер процесса жизнедеятельности в социуме» [13, с. 141].

Т. Виллс и С. Шифман разделяют копинг на два вида: предостерегаемый - ориентирован на анализ и прогнозирование дальнейших способов поведения в стрессовой ситуации, представляется как определенное средство управления событиями; восстановительный - дает возможность оптимизировать психологическое состояние личности по происшествию негативных событий [7, с. 145-149].

Большинство зарубежных исследователей (Ф. Крегер, В. Любан-Плоцца, В. Пельдингер, Г. Селье и др.) придерживаются следующей классификации способов совладания: копинг, направленный на анализ и оценку случившегося; копинг, конкретизирующий проблему; копинг, нацеленный на эмоции и чувства [5, с. 9-10].

В отечественной науке защитно - совладающее поведение исследовали различные авторы. Так, В.А. Ташлыков утверждает, что каждый человек в повседневной жизни пользуется защитными механизмами. На их основе возникают противоречия, на которых базируется совладающее поведение. Данный вид поведения носит характер прогрессирующей декомпенсации. Личность, таким образом, регулирует свое поведение, направленное на маскировку реальной социальной ограниченности, недееспособности, в том числе перед самим собой [9, с. 60-61].

К. Муздыбаев глубже занимался вопросом защитно-совладающего поведения и в унисон В.А. Ташлыкову поясняет, что процессы совладания ориентированы на осознаваемое стремление изменить ситуацию и удовлетворение актуальных потребностей личности. В свою очередь процессы декомпенсации и защиты направлены на снижение уровня психического дискомфорта [8, с. 64-66].

Ф.В. Бассин конкретизирует людей, использующих механизмы психологической защиты, в нестандартных, проблемных и стрессовых ситуациях. Автор раскрывает характерологические и личностные

особенности такого человека: низкий/заниженный уровень самооценки, преобладание пессимистических ориентиров, восприятие окружающей действительности как источника опасностей, отказ от конструктивной стратегии поведения в силу ее неприемлемости [3, с. 79-80].

С точки зрения Е.Р. Исаевой копинг и защита являются полярными понятиями социальной адаптации. Копинг запускает сознательные, морально-нравственные и мотивационные структурные компоненты, действие которых базируется на общественной приемлемости и адекватности. При осознании собственного бессилия и непосильности в сложившейся ситуации копинг-процесс принимает форму защитного поведения, которое дает возможность избежать травмы или стресса путем исключения части действительности. Автор конкретизирует классические механизмы психологической защиты: ригидные; эмоционально неадекватные; несоответствующие реальности [7, с. 26-29].

В рассмотренных нами работах зарубежных и отечественных исследователей отмечается, что при недостаточном развитии конструктивных форм защитно-совладающего поведения увеличивается патогенность жизненных событий, и эти события могут стать «пусковым механизмом» возникновения различных личностных характеристик и качеств. Одной из таких форм защитно-совладающего поведения является прокрастинация - уникальное явление современности. Когда в эпоху научно-технического прогресса, экономического роста и развития всех сфер общества от каждого представителя социума требуется максимальная активность, отдача, ответственность, высокий уровень профессиональной квалификации и разносторонность, на первый план выходит стремление личности «отложить» актуальные дела в «долгий ящик».

Слово «прокрастинация» с латинского языка переводится как «дальше завтра» («pro» - «вперед, дальше», «crastinus» - «завтра»). В научный обиход термин «прокрастинация» был введен П. Рингенбахом в 1977 году. Автор дал ему описание в своей книге «Прокрастинация в жизни человека» [6, с. 31-32].

С точки зрения В.В. Барабанщиковой прокрастинация может быть:

• бытовой - откладывание ежедневных домашних дел, которые логично выполнять регулярно;

• повседневной - применение прокрастинации каждый день при необходимости принять незначительное решение;

• невротической - откладывание ключевых решений, влияющих на дальнейших образ и условия существования человека в обществе (профессия, брак);

• компульсивной, которая отличается интеграцией способа поведения «откладывание» и повседневной прокрастинацией;

• академической - максимальное оттягивание выполнения учебных заданий, упражнений, контрольно-измерительных материалов, в том числе подготовки к экзаменам до крайне возможного времени [2, с. 43-45].

Из перечисленных выше видов прокрастинаци наиболее значимым в нашем исследовании является академическая прокрастинация, уровень которой мы подвергаем коррекции в нашем эмпирическом исследовании.

Таким образом, рассматриваемые нами понятия «защитно-совладающее поведение» и «прокрастинация» тесно взаимосвязаны. Прокрастинация выступает одной из форм проявления защитно-совладающего поведения, которую человек использует в нестандартных, проблемных и стрессовых ситуациях (Ф.В. Бассин). Прокрастинация является характерной чертой современного поколения, отражает политическую ситуацию, экономический рост и социальные особенности общества в целом. Педагоги выделяют несколько подходов к изучению прокрастинации: психодинамический (К. Миссилдайн, Б. Спок), поведенческий, когнитивный (А. Эллис) и интегративную теорию временной мотивации (П. Стил). Отечественными исследователями определены типы прокрастинации (М.В. Зверева) и ее виды (В.В. Барабанщикова).

В нашем исследовании мы рассматриваем академическую прокрастинацию как проявление защитно-совладающего поведения и берем за основу интегративную теорию временной мотивации П. Стила, в которой делается попытка объединить представленные мнения о природе прокрастинации в общую систему, где ключевая роль принадлежит желанию человека удовлетворить актуальную на данный момент потребность. В студенческой среде - это учебная деятельность.

С.В. Ткачева предполагает, что студенческий возраст является наиболее благоприятным для ликвидации проявлений защитно-совладающего поведения, в том числе и прокрастинации. На данном этапе развития у студентов прослеживается актуализации потребности в профессиональном становлении и развитии, успешно осваивается и закрепляется полученный социальный опыт взаимодействия [12, с. 97-99].

Е.А. Тащилина экспериментальным путем доказала, что 95% студентов вузов применяют ту или иную форму защитно-совладающего поведения в условиях учебной деятельности. Большая их часть (75% испытуемых) прибегают к академической прокрастинации - откладыванию выполнения заданий, перенос подготовки к будущим экзаменам, принятие определенного рода решений, связанных с учебой и т.д. [63, с. 20-24].

Л.Р. Гребенников утверждает, что студентам свойственно использовать прокрастинацию как проявление защитно-совладающего поведения при выполнении следующих форм учебной деятельности: написании эссе, рефератов, домашних контрольных и курсовых, проектных работ, конспектировании теоретического материала, подготовки к экзаменам, коллоквиумам, семинарам и т.п. [11, с. 65-78].

Е.Ю. Панькова в качестве причины возникновения академической прокрастинации выделяет процедуру оценивания результатов учебной деятельности студентов, которая способствует активизации защитно-совладающего поведения и проявляется через повышение уровня ситуативной и личностной тревожности. Достаточно широкие временные рамки, предоставляемые студентам для выполнения заданий, провоцируют перенос его решения на более поздний срок [9, с. 14-19].

В.А. Абабков занимался изучением вопроса, как студенты справляются с академической прокрастинацией. Его исследование базировалось на трехстадийном факторном анализе ситуативных копинг-ответов на стрессовые ситуации Д. Амирхана. Были выделены три способа защитно-совладающего поведения студентов-прокрастинаторов: разрешение проблем; поиск социальной поддержки; избегание [1, с. 96-98].

Л.И. Вассерман определил типы защитно-совладающего поведения прокрастинаторов студенческого возраста, которые определяют общий индекс их жизненного стиля:

1. Отрицание - совокупность внутренних импульсов и тревоги, приводящая к искажению действительности и ее не восприятию.

2. Вытеснение - неприемлемость учебной задачи, в том числе мыслей, чувств с ней связанных, ведет к ее смещению в область бессознательного.

3. Регрессия - с целью избегания излишней тревожности студент предпочитает отказаться от выполнения задания, сославшись на отсутствие достаточного объема знаний для этого.

4. Компенсация - человек стремится как можно быстрее найти замену решению учебной задачи и переключается на что-то иное.

5. Проекция - индивид неосознанно приписывает учебному заданию второстепенное значение и откладывает его выполнение «на потом».

6. Замещение - для подавления негативных эмоций (гнев, агрессивность, враждебность), которые связаны с поставленной задачей, студент приступает к выполнению других заданий, более доступных.

7. Интеллектуализация - эмоции и чувства пресекаются, личность используется свои логические и манипуляционные способности [4, с. 17-22].

Эмпирической базой нашего исследования явился факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» г. Майкопа, Республики Адыгея. В качестве респондентов выступили 108 студентов психолого-педагогического профиля обучения. В результате применения «Опросника общей прокрастинации (шкала TGPS)» Б. Такмана было установлено, что высокий уровень общей прокрастинации характерен для 46% респондентов, средний уровень имеют 38%. Анализ итогов использования методики «Шкала академической прокрастинации для студентов» (C. Лэй) также свидетельствует о том, что около половины респондентов имеют высокий уровень академической прокрастинации - 42%, средний уровень - 46%, то есть свыше 80% студентов проявляют ту или иную степень академической прокрастинации, что совпадает с данными, опубликованными Е.А.Тащилиной.

Методика «Индикатор стратегий преодоления стресса» (Д.Амирхана) позволила нам в результате исследования установить, что наиболее характерными стратегиями преодоления для респондентов являются: избегание -54%, социальная поддержка - 38%, а стратегию разрешения проблем применяют лишь 8% опрошенных студентов. Доминирующими у респондентов защитными механизмами, на основания использования методики «Индекс Жизненного Стиля - LSI» ( Г. Келлермана и Р. Плутчика), являются: регрессия - 81%, подавление-73%, реактивное образование - 62%, компенсация -5 4%. Применение методики «Шкала академической мотивации» (Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин) позволила установить, что среди студентов психолого-педагогического профиля преобладает экстернальная мотивация - 77%, мотивация самоуважения - 46% и интроецированная мотивация -62%. Результаты теста «Диагностика волевого потенциала личности» Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова свидетельствуют, что низкий уровень волевой мотивации имеют 50% студентов-респондентов, средний - 42% и низкий-8%.

Таким образом, мы можем констатировать, что для студентов психолого-педагогического профиля оказались характерными низкий уровень учебной мотивации и волевого потенциала личности, высокий уровень проявления защитных механизмов и неконструктивных копинг-стратегий, ведущих к ярко выраженному уровню (свыше 80 %) общей и академической прокрастинации, что и определило наш исследовательский интерес к проблеме.

Данная ситуация обуславливает необходимость конкретизации методов работы педагога, так как преодоление академической прокрастинации является актуальным и востребованным. С этой целью нами была разработана и апробирована коррекционная программа «Быть профессионально успешным - значит действовать сегодня». Она включает в себя три блока. Первый блок называется: «Оптимизация защитных механизмов и неконструктивных копинг-стратегий студентов психолого-педагогического профиля» и включает тренинговые занятия, рассматиривающие особенности защитно-совладающего поведения студента-прокрастинатора, копинг-стратегии как формы защитно-совладающего поведения, а также способы и приемы преодоления академической прокрастинации. Второй блок «Развитие волевых качеств студентов -прокрастинаторов» содержит тренинговые занятия, изучающие значение волевых качеств личности в преодолении академической прокрастинации, силу волевой саморегуляции студентов, а также методы и приемы развития силы воли студентов. Третий блок «Повышение учебной мотивации студентов-прокрастинаторов» был ориентирован на развитие целеполагания, мотивации академических достижений, умения распределять свое время, развитие ответственности в системе ценностей студента. Итоговое занятие носило название «Личностный потенциал студентов психолого-педагогического профиля в процессе преодоления академической прокрастинации».

Представленная программа оказала положительное влияние на снижение уровня академической прокрастинации респондентов. Контрольный этап был посвящен повторной оценке уровня академической прокрастинации как проявлению защитно-совладающего поведения студентов психолого-педагогического профиля в экспериментальной и контрольной группах. По результатам исследования была выявлена положительная динамика изменения уровня общей прокрастинации, учебной мотивации, волевого потенциала личности, копинг-стратегий и защитных механизмов студентов экспериментальной группы, в то время как у испытуемых контрольной группы существенных изменений не наблюдалось.

Выводы. Согласно нашим экспериментальным данным, явление академической прокрастинации характерно более чем 80% студентов психолого-педагогического профиля. Целенаправленная работа преподавателей вуза по преодолению низкого уровня учебной мотивации и волевого потенциала личности, высокого уровня защитных механизмов и неконструктивных копинг-стратегий поможет преодолеть привычку студентов-прокрастинаторов откладывать выполнение учебных заданий и принятие решений, связанных с учебной деятельностью, на более поздний срок.

Литература:

1. Абабков В. А. Адаптация к стрессу. - СПб.: Альфа, 2014. - 260 с.

2. Барабанщикова, В.В., Феномен прокрастинации в деятельности членов виртуальных проектных групп // Национальный психологический журнал. - 2013. - №2(10). - С. 43-51.

3. Бассин Ф.В. Проблема психологической защиты // Психол. журнал. - 2015. - № 3. - С. 79-86.

4. Вассерман, Л.И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. - СПб., 2016. - 48 с.

5. Ефремов А.Г. Системы субъективных значений у лиц юношеского возраста с аутоагрессивными попытками: автореф. дисс...канд. психол. наук. - М., 2013. - 23с.

6. Зверева М.В. Адаптация опросника PASS на российской выборке // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т.20. - №1. - С. 79-84.

7. Исаева Е.Р. Совладающее со стрессом и защитное поведение личности при расстройствах психической адаптации различного генеза: дисс. ... докт. психол. наук. - Спб.: Питер, 2013. - 302 с.

8. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2015. - № 2. - С. 64-71.

9. Панькова, Е.Ю. Академическая прокрастинация у студентов /. - Пермь: ПГНИУ, 2014. - 89 с.

10. Ташлыков В.А. Личностные механизмы совладания (копинг-поведение) защиты у больных неврозами в процессе психотерапии // Медико-психологические аспекты охраны психического здоровья. -Томск, 2015. - С. 60-61.

11. Тащилина Е.А. Исследование прокрастинации и перфекционизма у студентов университета различных направлений подготовки: дисс... магистра психологии. - Екатеринбург, 2014. - 80 с.

12. Ткачева, С.В. Анализ теоретических подходов к изучению проявлений синдрома прокрастинации в зависимости от мотивации учения у студентов педагогического ВУЗа. - Пермь: ПГНИУ, 2013. - 142 с.

13. Lazarus R.S. and Folkman S. Transactional theory and research on emotions and coping // European journal of personality. - 2017. - 1. - P. 141-169.

Педагогика

УДК: 378.11

доктор педагогических наук, профессор Юсупов Виталий Зуфарович

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский гуманитарный университет» (г. Москва); аспирант Корнилова Татьяна Владимировна

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский гуманитарный университет» (г. Москва)

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье дан анализ исследований сущностных характеристик образовательной среды школы, включающих её роль в формировании, структурные компоненты, развивающий потенциал, адаптивность, здоровьесбережение, коррекционно-педагогическую и инклюзивную направленность. В то же время остаётся малоисследованной проблема проектирования и формирования вариативной образовательной среды.

Ключевые слова: образовательная среда, сущностные характеристики, условия, факторы, возможности.

Annotation. The article analyzes the research of the essential characteristics of the educational environment of the school, including its role in the formation, structural components, developing potential, adaptability, health care, correctional-pedagogical and inclusive orientation. At the same time, the problem of designing and forming a variable educational environment remains poorly investigated.

Keyword: educational environment, essential characteristics, conditions, factors, opportunities.

Введение. Термин «среда» широко используется в различных областях научного знания и практики, отражая многообразие смыслов этого феномена. В малом толковом словаре под средой понимается «окружение, совокупность условий существования живых организмов; окружающие человека социально-бытовые условия, а так же совокупности людей, связанных общностью этих условий [4, с. 97].

В философских словарях данное понятие раскрывается в социальном контексте как окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. В социальной философии используется термин «социальная среда» как совокупность условий, влияющих на формирование и развитие человека в обществе, предметной и человеческой обстановки развития личности, её способностей, интересов, сознания» [11, с. 422].

В социологии это понятие трактуется как: «совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп; часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д.». При этом отмечается, что среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности, особенно микросреда как «интегральная совокупность социальных групп, социальных общностей, а также социальных институтов и социальных организаций, с которыми непосредственно связан индивид в процессе социализации, межличностного общения и деятельности» [12, с. 947].

Д.Ж. Маркович отмечает, что в социологии «чаще всего под окружающей человека средой подразумевается та или иная совокупность условий и влияний, окружающих человека». Автор обращает внимание на тот факт, что человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды, оказывая на него влияния своими отношениями и действиями, «поэтому важно изучать как влияние социальной среды на поведение человека, как и влияние поведения человека на общественную среду» [6, с. 11].

В отечественной психолого-педагогической науке и практике используется термин «образовательная среда». В её исследовании наиболее разработанными и обоснованными являются пять моделей, отражающих авторские подходы к понимаю сущности этого феномена:

- эколого-личностная модель В.А. Ясвина (образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении);

- коммуникативно-ориентированная модель В.В. Рубцова (среда как форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которое создаёт особые виды общности между обучающимися и педагогами, а так же между самими обучающими);

- экопсихологическая модель В.И. Панова (образовательная среда как система педагогических и психологических влияний, которые создают возможность для развития как реальных, так и потенциальных интересов и способностей обучающихся);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.