Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ПРИМОРСКОГО КРАЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ПРИМОРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ / ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володина Светлана Геннадьевна

Инструментом устойчивого функционирования организаций рыбной промышленности является разработка программы развития на перспективу, предполагающая формирование целевых индикаторов и ключевых показателей для достижения поставленных целей и задач. Исследование показало, что были приняты ряд программ развития рыбопромышленного комплекса как на федеральном уровне, так и в Приморском крае, благодаря которым происходили позитивные перемены. Однако до сих пор сохраняются и неблагоприятные тенденции. В статье анализируются основные причины, способствующие возникновению кризисных явлений в рыбной промышленности. Исследуются направления программ развития отрасли, принятых ранее в 2012 г. и в 2014 г., и их влияние на социально-экономическое состояние рыбохозяйственного комплекса. На основе данных официальной статистики определены нерешенные проблемы организаций и рассматривается принятая в 2019 г. программа развития рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2020 - 2017 годы, анализируются динамика ее основных целевых индикаторов, задачи и программные мероприятия в условиях неустойчивой динамики добычи рыбного сырья и производства рыбной продукции, ухудшения состояния и эффективности использования основных фондов, высоких затрат, цен и снижения финансовых результатов, низких инвестиций в отрасль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE DEVELOPMENT PROGRAM OF THE FISHERIES COMPLEX OF PRIMORSKY KRAI

A tool for the sustainable functioning of organizations in the fishing industry is the development of a development program for the future, which involves the formation of target indicators and key indicators to achieve the set goals and objectives. The study showed that a number of programs for the development of the fishing industry were adopted both at the federal level and in the Primorsky Territory, thanks to which positive changes took place. However, unfavorable trends still persist. The article analyzes the main reasons contributing to the emergence of crisis in the fishing industry. The directions of the programs for the development of the industry, adopted earlier in 2012 and in 2014, and their impact on the socio-economic state of the fishery complex are investigated. Based on the data of official statistics, the unresolved problems of organizations are identified and the program for the development of the fishery complex in the Primorsky Territory for 2020-2017 adopted in 2019 is considered, the dynamics of its main target indicators, tasks and program measures in the context of unstable dynamics of fish raw materials extraction and fish production products, deterioration and efficiency of use of fixed assets, high costs, prices and lower financial results, low investment in the industry.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ПРИМОРСКОГО КРАЯ»

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ВОЛОДИНА Светлана Геннадьевна ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ...

V7TK" 1 l/^i L02021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

у A14 JJ/..I |(сс) (JjCs) Irhis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI* 10 26140/anie-2021-1002-0016 lfcde^:^Mhttps://creativecoimnons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 1626-5418 AuthorID: 290368

ВОЛОДИНА Светлана Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и финансы» Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (690087, Россия, Владивосток, улица Луговая, 52б, е-mail:conferencii16@mail.ru) Аннотация. Инструментом устойчивого функционирования организаций рыбной промышленности является разработка программы развития на перспективу, предполагающая формирование целевых индикаторов и ключевых показателей для достижения поставленных целей и задач. Исследование показало, что были приняты ряд программ развития рыбопромышленного комплекса как на федеральном уровне, так и в Приморском крае, благодаря которым происходили позитивные перемены. Однако до сих пор сохраняются и неблагоприятные тенденции. В статье анализируются основные причины, способствующие возникновению кризисных явлений в рыбной промышленности. Исследуются направления программ развития отрасли, принятых ранее в 2012 г. и в 2014 г., и их влияние на социально-экономическое состояние рыбохозяйственного комплекса. На основе данных официальной статистики определены нерешенные проблемы организаций и рассматривается принятая в 2019 г. программа развития рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2020 - 2017 годы, анализируются динамика ее основных целевых индикаторов, задачи и программные мероприятия в условиях неустойчивой динамики добычи рыбного сырья и производства рыбной продукции, ухудшения состояния и эффективности использования основных фондов, высоких затрат, цен и снижения финансовых результатов, низких инвестиций в отрасль.

Ключевые слова: рыбохозяйственный комплекс, программа развития, целевые индикаторы развития, программные мероприятия, повышение производства.

RESEARCH OF THE DEVELOPMENT PROGRAM OF THE FISHERIES COMPLEX OF PRIMORSKY KRAI

© The Author(s) 2021

VOLODINA Svetlana Gennadievna, candidate of economical science, associate professor of the department of «Economics, management and finance » Far Eastern State Technical Fisheries University (690087, Russia, Vladivostok, street Lugovaya 52b, e-mail: conferencii16@mail.ru) Abstract. A tool for the sustainable functioning of organizations in the fishing industry is the development of a development program for the future, which involves the formation of target indicators and key indicators to achieve the set goals and objectives. The study showed that a number of programs for the development of the fishing industry were adopted both at the federal level and in the Primorsky Territory, thanks to which positive changes took place. However, unfavorable trends still persist. The article analyzes the main reasons contributing to the emergence of crisis in the fishing industry. The directions of the programs for the development of the industry, adopted earlier in 2012 and in 2014, and their impact on the socio-economic state of the fishery complex are investigated. Based on the data of official statistics, the unresolved problems of organizations are identified and the program for the development of the fishery complex in the Primorsky Territory for 2020-2017 adopted in 2019 is considered, the dynamics of its main target indicators, tasks and program measures in the context of unstable dynamics of fish raw materials extraction and fish production products, deterioration and efficiency of use of fixed assets, high costs, prices and lower financial results, low investment in the industry.

Keywords: fishery complex, development program, target development indicators, program activities, increase in production

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Устойчивое развитие рыбохозяйственного комплекса происходило, начиная с 2008 г., когда наблюдалось улучшение количественных показателей, таких как добыча и переработка рыбы, выпуска рыбопродукции, финансовых показателей и др. [1, 2]. Но имели место ряд причин, которые продолжали отрицательно влиять на развитие рыбной промышленности Приморья:

- недостаточный технический и технологический уровень промыслового флота и береговой инфраструктуры, низкие темпы обновления производственных мощностей;

- финансовые проблемы, препятствующие обновлению флота, недостаточное участие государства с применением инструментов льготного кредитования, субсидированных процентных ставок, лизинговых программ обновления основных средств, в связи с чем продолжали оставаться ограниченными производственные возможности, низкая эффективность производства;

- непроизводительные простои судов и потери промыслового времени, связанные с неудовлетворительными условиями промысла (плохие погодные условия, поиск рыбы), ожиданием снабжения, перегруза, окончания административно-бюрократически процедур;

- недостаточная квалификация кадров и научных разработок;

- браконьерство;

- организационно-экономические факторы, негативно сказавшиеся на экономической ситуации в стране в целом и в регионах [3, 4].

На устранение перечисленных угроз была направлена разработка Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса РФ на период с 2008 до 2020 г., принятая приказом Агентства по рыболовству от 30.03.2009 г. № 246. В круг ее задач входило формирование предпосылок для объединения усилий государства и частного бизнеса, направленных на достижение лидирующих позиций РФ среди мировых рыболовных держав на основе устойчивого, динамичного развития рыбного хозяйства РФ в период 2008 - 2020 гг. [5].

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 314 была утверждена государственная программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса», целью которой является обеспечение перехода от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства, рационального использования водных биологических ресурсов, внедрения новых технологий, развития импортозамещающих подотраслей; обеспечение удельного веса отечественной рыбной продукции в параметрах, заданных Доктриной продо-

VOLODINA Svetlana Gennadievna

RESEARCH OF THE DEVELOPMENT PROGRAM ..

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

вольственной безопасности Российской Федерации; обеспечение конкурентоспособности российской рыбной продукции на внутреннем и внешнем рынках [6].

На краевом уровне также был принят нормативный документ - Постановление Администрации Приморского края от 7.12.2012 № 389-па «Об утверждении государственной программы Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013 - 2021 гг.», предусматривающий реализацию направлений, сгруппированных по трем подпрограммам: модернизация основных производственных фондов рыбохозяйственного комплекса Приморья, развитие рынка рыбной продукции и системы государственного управления. Изучение отчетов по названной программе, представленных на официальном сайте Правительства Приморского края, показало, что планируемые показатели (за редким исключением) выполнялись, эффективность реализации государственной программы в 2016 г. оценивалась как средняя, а в 2017 - 2019 гг. - как высокая [7].

Несмотря на предпринятые меры по развитию отрасли в Приморье и имеющиеся позитивные перемены, особенно в аквакультуре, сохраняются и неблагоприятные тенденции. Они рассматривались автором с применением данных официальной статистики в более ранних публикациях [1, 3, 4]:

1. Неустойчивая динамика добычи рыбного сырья, производства мороженой рыбной продукции, переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков, которая имеет основную тенденцию к снижению;

2. Ухудшение состояния и неэффективное использование оборудования и производственных мощностей;

3. Существенное снижение финансовых результатов, рентабельности деятельности и рост убыточных хозяйствующих субъектов в рыбохозяйственном комплексе;

4. Высокие затраты и связанный с этим неуклонный рост цен на рыбу, который в условиях недостаточного роста реальных располагаемых доходов ограничивает доступ населения к более ценной по питательным свойствам и вкусной рыбопродукции;

5. Низкие инвестиции со стороны государства и высокие процентные ставки по кредитам, что существенно препятствует развитию перерабатывающей инфраструктуры, обновлению флота, орудий лова, применяемых технологий добычи и т.д.

6. Большое число микропредприятий - на сегодняшний день на рыбном рынке Приморья функционирует около 500 организаций, в том числе 7 средних, 280 - малых, из них 261 микропредприятия. Такое соотношение снижает качество управления флотом, затрудняет координацию в производственном процессе, рациональную расстановку судов на промысле, внедрение инноваций и т.д.

Поиск направлений дальнейшего развития обусловлен необходимостью повышения не только количественных показателей, но и уровня обеспеченности населения качественной рыбной продукцией в соответствии с принятыми нормами потребления на основе эффективной работы организаций.

Статистические показатели говорят о том, что потребление рыбы в Приморском крае превысило физиологическую норму и в 2018 г. составило 32,4 кг в год на душу населения. Указывается также, что потребление рыбы в Приморье на 3 кг больше, чем н а Дальнем Востоке и на 9 кг больше, чем в целом по России. Между тем рассматривать это повышение с точки зрения достаточной доступности рыбы для населения не совсем правомочно, поскольку речь идет о мороженой неразделанной рыбе менее ценных по питательным свойствам рыбных пород. Доступность для населения более ценной рыбной продукции, а также переработанной, кулинарии, соленой, копченой и морепродуктов существенно ограничена из-за высоких цен. При этом повышение потребления рыбы наблюдается в более обеспеченных домашних хо-

зяйствах. Так, по данным статистических обследований в домохозяйствах с наиболее высоким уровнем располагаемых ресурсов расходы на рыбу и рыбные продукты в 6 раз (в 2017 году - в 5,4 раза) были выше наименее обеспеченных [8].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Изучение публикаций по рассматриваемой проблеме показывает следующее. Авторы анализируют выполнение государственной инвестиционной программы строительства судов рыбопромыслового флота на отечественных предприятиях [9], исследуют проблемы формирования среды обитания рыбного хозяйства [10], целеполагание в региональных программах развития рыбохозяйственно-го комплекса [11], современное состояние рыбной промышленности [12], государственную поддержку развития инфраструктуры [13] и государственное регулирование рыбохозяйственного комплекса в РФ [14], аудит результатов программного развития рыбохозяйствен-ного комплекса [15], анализируют совершенствование подходов к оценке государственных программ РФ [16] . Однако в публикациях мало обсуждаются вопросы, касающиеся исследования программы развития рыбной отрасли Приморского края на перспективу.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Целью статьи является исследование программы развития рыбохозяйственного комплекса Приморья.

Постановка задания. Анализ основных причин кризисных явлений в рыбной промышленности. Исследование направлений программ развития отрасли, принятых в 2012 г. и в 2014 г., и их влияние на социально-экономическое состояние рыбохозяйственного комплекса. Определение нерешенных проблем организаций и исследование принятой в 2019 г. программы развития рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2020 - 2017 годы, анализ динамики ее основных целевых индикаторов, задач и программных мероприятий.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Исследование проведено с применением методов: анализ, синтез, аналогия, обобщение, абстрагирование, описание, сравнение.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

За последние десятилетия государство предпринимало кардинальные меры для выхода рыбного хозяйства из кризиса и устойчивого роста. Несмотря на это, стабильной ситуации в отрасли не наблюдается. На сегодняшний день результаты исследования специфики и особенностей развития рыбохозяйственного комплекса указывают на необходимость более весомого продолжения государственного участия в отраслевых преобразованиях, основанных на всестороннем учете возможностей и интересов хозяйствующих субъектов, общества и государства.

Одной из перспектив развития является повышение доли целевых государственных инвестиций в общем объеме финансирования рыбной отрасли Приморского края, применение рычагов льготного кредитования со стороны государства и лизинговых программ обновления основных фондов. Еще одним направлением развития должно стать повышение качества научно-исследовательских разработок, широкомасштабное введение инноваций, изучение зарубежного опыта восстановления экономики хозяйствующих субъектов, достаточное финансирование комплексных научных исследований конъюнктуры внутреннего и внешнего рыбного рынка.

Государственными программами развития предлагается создание рыбопромышленных кластеров, которые объединят в себе крупный, средний, мелкий бизнес и сосредоточат у себя рыболовство, переработку и сбыт

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ВОЛОДИНА Светлана Геннадьевна ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ...

рыбопродукции, охрану и воспроизводство рыбных ресурсов. Такая реструктуризация должна привести к повышению конкурентоспособности и эффективности.

В декабре 2019 г. Администрацией Приморского края принято Постановление «Об утверждении государственной программы Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2020 - 2027 гг.» № 921-па [17].

Одной из целей отраслевой программы явилось увеличение объема выпуска продукции, в том числе продукции с высокой добавленной стоимостью. Исходя из возможностей развития рыбохозяйственного комплекса Приморья, определен прирост объем выпуска на перспективу - в 1,5 раза к 2027 г. за счет повышения добычи водных биологических ресурсов в 1,6 раз и производства (выращивания) продукции аквакультуры в 2 раза. Отраслевая программа нацелена также на укрепления позиций организаций Приморья и продукции на российских и мировых рынках; обеспечения конкурентоспособности рыбной продукции на внутреннем и внешнем рынках [17].

Основные целевые индикаторы отраслевой программы представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные целевые индикаторы отраслевой программы

Целевой индикатор Справочно: индикатора в 2018 г. 2020 г 2023 г. 2025 г. 2027 г. роста 20271 2020.раз

1. Объем отгруженных товаров.выполненных работ, услут, млрд. руб. в ценах 2016 г. 57,4 105 115 135 2^5

2.Прирост производительности труда, % в отчетном году по отношению к 201 б г. 14=3 15 70 100 120 8,00

З.Темп прироста реальнойзаработнойплаты врыбохозяйственномкомплексе Приморья, % к пр едыдущему году 123 2,9 4,8 5,0 5=1 1,76

4. Объем вылова (добычи) водных биологических ресурсов, тыс. тонн 743 799 1150 1200 1220 1,53

5. Объем налоговых поступлений в консо.тиднрованныйбюджет РФ. млн. руб. 3013 3013 3080 3162 3254 1,08

6. Объем производства (выращивания) продукции аквакульту ры (рыбоводства), тонн 13257 10500 14500 18000 20000 1,90

7. Объем реалнзацнитоварнойрыбыидругих объектов рыбоводства (аквакультуры) по всем каналам сбыта, тонн 1502 1250 1400 1500 1600 1.28

S. Объем производства рыбы и продуктов рыб ных пер ер а б от анных и юно ер вир ованных. 606 670 790 810 830 1,24

9.Прирост инвестиций в основной капитал рыбной отрасли,% к предыдущему году 2,1раз 16,1 Ifi 83 4,7 0,29

10.Объем инвестиций в основной капитал рыбной отрасли за исключением бюджетных средств, млн. руб. 961 1003 1037 1064 1,11

11.Коэффициент обновления основных средств, % 9,8 16,2 9,3 9,6 9,8 0,60

12.Объем экспортарыбын морепродуктов, 1375,6 1250 1362 2030 2150 1,72

*составлено по данным [17].

Из таблицы видно, что наибольшее внимание в программе уделяется повышению производительности труда. По прогнозу показатель «прирост производительности труда» - по отношению к 2016 г. должен возрасти в 8 раз. Объем отгруженных товаров, работ, услуг планируется увеличить с 57,4 млрд. руб. до 135 млрд. руб., то есть в 2,35 раза. Вместе с тем, налоговые поступления в бюджет РФ к 2027 г. прогнозируется повысить лишь в 1,08 раз.

Повышение объема производства (выращивания) объектов аквакультуры, согласно программе, составляет с 10,5 тыс. тонн до 20 тыс. тонн, то есть в 1,9 раз; а объема реализации - в 1,28 раза, что планируется осуществить за счет развития аквакультуры.

За счет совершенствования материально-технической базы к 2027 г. прогнозируется увеличить объем производства переработанной и консервированной рыбной продукции с 670 тыс. тонн до 830 тыс. тонн, то есть в 1,24 раза. При этом, принимая во внимание планируемое снижение из года в год прироста инвестиций, основной этап модернизации основных средств приходится именно на начало реализации программы, то есть на 2020 год. На это указывает и коэффициент обновления - в 2020 г. доля новых средств труда в стоимости основных средств на конец года должна составлять 16,2 %, а к 2027 г. ее прогнозируется довести до 9,8 %.

Объем экспорта рыбы и морепродуктов прогнозируется повысить с 1250 млн. долл. до 2150 млн. долл. в

2027 г., то есть в 1,72 раза, с применением мероприятий по развитию рынка рыбной продукции.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

Достижение целей, поставленных программой по развитию рыбохозяйственного комплекса Приморья в 2020-2027 гг., предусматривает решение следующих задач:

- развитие аквакультуры (рыбоводства);

- стимулирование обновления и модернизация основных производственных фондов

- развитие рынка рыбной продукции путем повышения экспорта рыбных товаров в 2,2 раза к 2027 г.;

- развитие системы государственного управления.

Реализация поставленных задач должна осуществляться с применением следующих программных мероприятий:

- повышение удельного веса используемых в хозяйственном обороте акваторий от всех доступных на 40 %; строительство рыбных заводов и заводов по производству (выращиванию) продукции аквакультуры;

- развитие переработки рыбного сырья, строительство новой и реконструкция существующей перерабатывающей и холодильной инфраструктуры; расширение добычи рыбы и морепродуктов за счет освоения новых пород и промысла в открытой части Мирового океана;

- создание новой товарной массы, в том числе с высокой добавленной стоимостью на основе совершенствования технического состояния рыбохозяйственного комплекса; формирование экпортно направленной товаропроводящей инфраструктуры, системы продвижения и позиционирования рыбной продукции;

- реализация полномочий по усилению охранных мер водных биоресурсов, повышению качества государственных услуг и нормативно-правовой базы.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Только комплексное применение программных мероприятий обеспечит преодоление негативных тенденций в рыбохозяйственном комплексе и поддержит его стабильное развитие. В этой связи перспективами дальнейших изысканий в данном направлении является исследование проблем практики применения программы развития рыбохозяйственного комплекса Приморья за 2020-2027 гг., выполнения ее целевых индикаторов и оценка эффективности. Также представляет интерес определение взаимосвязи между динамикой социально-экономического развития отрасли и степенью достижения целевых показателей программы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Володина С.Г. Экономическая оценка уровня экономической безопасности рыбохозяйствнных предприятий (на примере Приморского края) //Научные труды Дальрыбвтуза. 2020. Т. 51. № 1. С. 62-67.

2. Семенова С.А. Рыбохозяйственный комплекс современной России: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2011. Т. 14. № 1. С. 110-116.

3. Володина С.Г. Специфика проявления рыночных и производственных факторов при формировании цен на предприятиях рыбной промышленности //Вестник Дальрыбвтуза. 2014. № 3. С. 21 — 23.

4. Володина С.Г. Условия ценообразования на рыбохозяйствен-ных предприятиях (на примере Приморского края) // Научные труды Дальрыбвтуза. 2019. Т. 50. № 4. С. 83-88.

5. Приказ Федерального агентства по рыболовству от 30.03.2009 г. № 246 «Об утверждении стратегии развития рыбохозяйственного комплекса РФ на период до 2020 г.»

6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 314 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»

7. Постановление Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 389-па «Об утверждении государственной программы Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2021 годы»

8. Рыбохозяйственный комплекс Приморского края // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. 2019. 47 с.

9. Алексеева О.Э., Бабчук Е.В., Крулев А.А. Анализ выполнения государственной инвестиционной программы и перспективы строительства судов рыбопромыслового флота на отечественных судо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VOLODINA Svetlana Gennadievna

RESEARCH OF THE DEVELOPMENT PROGRAM ...

строительных предприятиях // Труды Крыловского государственного научного центра. 2020. № 1 (391). С. 219-230.

10. Агарков С.А., Перегородова О.В. Проблемы формирования среды обитания рыбного хозяйства // Вестник Мурманского государственного технического университета.2017. Т.20. № 3. С. 636-643.

11. Сергеев Л.И. Целеполагание в региональных программах развития рыбохозяйственного комплекса // Балтийский экономический журнал. 2017. № 4 (20). С. 81-92.

12. Вотинова Е.М., Вотинов М.В. Оценка современного состояния рыбной промышленности: статистический обзор и анализ ситуации // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2017. № 2. С. 50-58.

13. Алексеев К.И., Хашир Б.О., Ланкин А.С. Государственная поддержка развития элементов инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса на региональном уровне // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2020. № 5 (62). С. 111-127.

14. Аношина Ю.Ф., Наумкина Т.В. государственное регулирование рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации в современных условиях // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 2. С. 102-107.

15. Сергеев Л.И. Особенности актуализации и аудит результатов программного развития рыбохозяйственного комплекса // Известия КГТУ. 2018. № 49. С. 287-301.

16. Борщевский Г.А. Совершенствование подходов к оценке государственных программ Российской Федерации //Экономический журнал высшей школы экономики. 2018. Т. 22. № 1. С. 110-134.

17. Постановление Администрации Приморского края от 27.12.2019 № 921-па «Об утверждении государственной программы Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2020-2027годы»

Статья поступила в редакцию 20.01.2021 Статья принята к публикации 27.05.2021

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.