УДК 81
Жаббаров Ж.
магистрант 1-курса ИФОМК Башкирский государственный педагогический университет
им. М. Акмуллы (г. Уфа, Россия)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся продуктивных способов словообразования в современном английском языке и их применения на уроках английского языка в средних общеобразовательных организациях. Проблема пополнения словарного состава английского языка за счет словообразования находится в центре внимания лингвистов, о чем свидетельствует значительное количество работ, посвященных изучению различных аспектов новых слов. Изучаются такие виды словообразования, как аффиксация, конверсия, сокращение слов и т.д., а также приводятся примеры к каждому типу. Актуальность указанной проблемы обуславливается в первую очередь тем, что ее решение неразрывно связано с выявлением системного характера активного словообразования, позволяющего определить и прогнозировать основные тенденции в развитии языка.
Ключевые слова: словообразование, производные слова, аффиксация, словосложение, конверсия, сокращение.
Ученые давно заметили, что некоторые модели словообразования способны генерировать почти бесконечное количество производных или, по крайней мере, значительное количество производных, в то время как другие характеризуются неспособностью генерировать слова по своему усмотрению.
Продуктивность - одна из основных характеристик различных языковых единиц. Продуктивность имеет особое значение для словообразования, особенно
для характеристики словообразовательного паттерна, который является центральным механизмом для генерации новых слов.
В теориях словообразования продуктивность - это синоним "словообразовательной активности", означающий способность словообразовательных средств образовывать новые слова. Таким образом, продуктивность относится к моделям, по которым образуются новые слова на определенных этапах развития языка. В зависимости от степени продуктивности все словообразовательные модели можно разделить на высокопродуктивные, менее продуктивные и менее продуктивные.
В английском языке высокопродуктивными считаются модели словообразования с суффиксами V+ -er (builder), N+ -able (impossible) и N+ -less (headless), а также слова, образованные с помощью префиксов re+ V (rethink) и pre+ V (prefabricated). Непродуктивными являются деривационные модели с суффиксами N+ -en (woolen), N+ -ate (fortunate) и префиксами be- + V (beware), dis- + V (disrespect). Непродуктивными моделями являются: n + -hood (childhood), In- + A (inactive).
В определенные периоды развития языка характер продуктивности может меняться, переходя от непродуктивных к продуктивным моделям.
Следует сказать, что продуктивность моделей лексикализации определяется рядом экстралингвистических и лингвистических (фонологических, фонологических, морфологических, этимологических, деривационных, семантических и стилистических) факторов. Большое значение имеют также характеристики лексической единицы, конкуренция с существующими языковыми дефинициями, коммуникативные и прагматические причины.
Например, производные прилагательные в английском языке содержат 70 суффиксов различного происхождения. Из них такие суффиксы, как -ate, -ory, -ine и -id, никогда не сочетаются с исконной основой, и наоборот, такие суффиксы, как -ward, -most и -fold, никогда не сочетаются с заимствованной основой.
Интересно также отметить, что исконные суффиксы, используемые для образования английских производных прилагательных, сочетаются с несинтаксическими производными основами (wolf, -ward, -most, -fold) в 96 % случаев. Например, childish 'детский' wolffish 'волчий', brotherly 'братский',fatherly 'отцовский', pained 'болезненный', papery 'бумажный', swanlike 'лебединый'.
Сочетание суффикса прилагательного -ly с именами cуществительными, единицами времени (early manly 'мужественный', royal 'королевский', daily 'ежедневный', weekly 'еженедельный' monthly и т.д.) и названиями растений и материалов (piny 'сосновый', clayey 'глиняный' и т.д.) характерно для моделей с суффиксом прилагательного -y. Исключение семантики деривационной группы из области -y было бы примером ограничительного эффекта семантики деривационной группы.
Деятельность словообразовательной модели, несомненно, контролируется единицами, уже присутствующими в лексической системе языка. Так, отсутствие производных слов без префикса, таких как *ungood 'хороший', *unsoft 'мягкий', *unlong 'длинный' в наборе слов типа unkind 'грубый', unready 'неподготовленный', unpleasant 'неприятный' обусловлено, в том числе, наличием в лексиконе английского языка таких простых слов, как bad 'плохой', hard 'жесткий' и short 'короткий' .
Продуктивность не следует отождествлять с употреблением. В любом тексте количество слов, образованных по непродуктивным моделям, может быть больше, чем количество слов, образованных по продуктивным моделям. Главная особенность продуктивных моделей заключается не в простоте использования образованных ими слов, а в том, что эти модели могут создавать новые слова бесконечно.
Несмотря на общепринятый подход к определению производительности труда, существуют и другие подходы. Несмотря на общую тенденцию отождествлять понятия "продуктивность" и "эффективность", К.С. Кубрякова проводит между ними различие [1, с. 121]. Продуктивность - это скорее
количественное свойство словообразовательного ряда, и модель продуктивна, если в языке на основе ее модели порождаются десятки и даже сотни дериваций. С другой стороны, эффективность модели - это скорее качественное свойство модели, поскольку оно относится к способности словообразовательного ряда обновляться новыми единицами.
Можно сделать вывод, что продуктивность - это статическое свойство словообразовательной системы, описание результатов ее действия и отражение реализации способности различных словообразовательных моделей производить слова за определенный период. В современном английском языке производные с суффиксом -dom (например, kingdom, principality) являются достаточно ограниченными и закрытыми, в то время как производные с суффиксом -y (bushy, windy, silky) - широкими и открытыми.
Эффективность - это динамический и процессуальный аспект системы словообразования, способность пополнять язык новыми лексическими единицами и выполнять определенные коммуникативные задачи.
Разницу между продуктивностью и активностью можно увидеть на следующих примерах словообразовательных моделей. В английском языке есть сотни слов с суффиксом -er (teacher, speaker, driver), и эта словообразовательная модель свободно используется для образования новых слов (respecter, breakfaster). Модель словообразования N + -ful относится к неактивной, но продуктивной модели. Это связано с тем, что по этой модели не образуются новые слова, хотя в английском языке существует большое количество слов с суффиксом -ful (hopeful, useful, beautiful). По очевидным причинам модель A + -th (depth, length) является неактивной и непродуктивной.
Как видно из вышесказанного, словообразовательные модели показывают, как образуются слова в каждом конкретном случае, и помогают производить сходные значения сходными способами. Концепция словообразования в целом содержит обобщения и группирует различные модели в зависимости от способа словообразования. О различных способах словообразования см. в разделе Способы словообразования.
Существуют разные мнения о количестве способов словообразования. Эти разногласия объясняются тем, что эффективность различных методов неодинакова, они могут быть более или менее продуктивными с течением времени или не функционировать вообще. В любом случае, общепризнанно, что пять наиболее продуктивных способов словообразования в настоящее время -это аффиксация, трансформация, коллокация, обратная деривация и редукция.
"Конверсия - это образование другого слова без изменения внешней формы одного слова. Например, call «звать» (с типично глагольной парадигмой call, calls, called (прош. вр.), calling...) получается call «зов» (с типично именной парадигмой call, calls). Такое понимание конверсии (как исключительно словообразовательного процесса) предлагал, например, А. И. Смирницкий [2, с. 25].
Сложное слово - это сочетание двух или более основ для образования одного слова. Сложными могут быть простые основы (ковбой, меловая доска, космический корабль и т. д.), а также простые и производные основы (карандашница, сваха, нянька). Основы могут соединяться по-разному, когда обе группы соединяются "спина к спине" (бровь, восход, школьница) или с помощью союза (ремесло, ремесленник, перламутр).
Обратная деривация - это процесс образования глаголов путем усечения суффиксов родственных существительных, например, превращение burglar (грабитель, вор, взломщик) в burgle (вор), а television в televise (показывать по телевизору). [3, с. 51]
Аббревиация - это способ словообразования, суть которого заключается в усечении части базового звука, представляющего собой сочетание слов, имеющих одинаковое значение или объединенных общим смыслом. Аббревиатуры принято делить на лексические и графические. [4, с.10]
К лексическим сокращениям относятся усеченные слова (doctor® doc, refrigerator® frig) и аббревиатуры, состоящие из первых букв слов, входящих в сочетание слов с общим значением (British Broadcasting Corporation® BBC,.
acquired immune deficiency syndrome® AIDS). Существует также ряд графических сокращений, используемых для обозначения измерений, единиц или количеств (кг,км) [4, с. 12]
Наиболее продуктивными из перечисленных способов словообразования являются аффиксация, трансформация и словосложение. Они представлены самыми разными системами словообразовательных моделей. Однако в данной статье основное внимание уделяется способам словообразования путем аффиксации. Такой выбор обоснован изучением семантики английского суффикса -u, который является объектом данного исследования.
Аффиксация - один из самых распространенных способов словообразования, предполагающий присоединение аффикса к базовому слову. Аффиксы - это морфемы, которые добавляются к корням слов и играют определенную роль в образовании слов. [5, с. 44]
Аффиксальные морфемы, изменяющие слова, можно разделить на словообразовательные (изменяющие грамматическое значение) и словоизменительные (изменяющие лексическое значение). Первые выполняют грамматическую функцию, не влияя на лексическое значение слова. Словообразовательные аффиксы универсальны и применяются ко всем (или большинству) словам данной грамматической категории. Примерами могут служить суффиксы -eg и -est, обозначающие сравнительную степень, и суффикс -Ing в вербализации. Результатом образования такого суффикса является образование новой формы слова.
Аффиксы в словообразовании - это аффиксы, которые вносят новое лексическое значение в дополнение к значению, уже присутствующему в корневой морфеме. Вопрос о производности аффиксальных морфем является доминирующим в аффиксальном словообразовании. Результаты теории словообразования привели к более четкому и точному определению понятия деривационных аффиксов и возможности выделить из ряда препозитивных и постпозитивных морфем те, которые действительно являются деривационными аффиксами по своей функции, значению и структурным особенностям.
Важную роль в определении статуса деривационной морфемы играет ее семантика.
Перечисленные способы словообразования приводят к увеличению словарного запаса английского языка в зависимости от частоты их использования и продуктивности. Наиболее продуктивными способами являются сложение, транспозиция и добавление основы. Редупликация и ономатопея не являются распространенными способами образования новых слов, но используются в разговорной речи и сленге. Аббревиатуры, особенно акронимы, чаще всего используются для создания терминов в научных и технических областях. Эти способы словообразования работают по отдельности и в сочетании друг с другом, образуя более сложные слова.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Продуктивное именное словообразование в современном английском языке / П.В. Царев. М.: МГУ, 2013. 224 с;
2. Мешков О.Д. Словообразование современного английского языка. - М.: Наука, 2006. - 312 с;
3. Харитончик З.А. Лексикология английского языка. - Мн.: Вышэйшая школа, 1999. - 197 с;
4. Елдышев А.Н. Строение и мотивированность сокращенных слов (к проблеме взаимодействия формально-содержательных признаков в слове), Автореф. дис. ... канд. филол. наук. —М., 1985;
5. Смирницкий, А. И. Лексикология английского языка / А. И. Смирницкий. - М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1956. - 260 с;
6. Царев П.В. Продуктивное именное словообразование в современном английском языке. - М.: МГУ, 2012. - 224 с;
7. Основные способы словообразования в английском языке [Электронный ресурс] / Free Street все для студентов. - 2012. - Режим доступа: http://yeeegorka.my1.ru/publ/8-1-0-54
Zhabbarov Zh.
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
(Ufa, Russia)
STUDY OF PRODUCTIVITY OF WORD-FORMATION MODELS IN ENGLISH LESSONS
Abstract: this article discusses issues related to productive ways of word formation in modern English and their application in English lessons in secondary educational institutions. The problem of replenishing the vocabulary of the English language through word formation is in the focus of attention of linguists, as evidenced by a significant number of works devoted to the study of various aspects of new words. Such types of word formation as affixation, conversion, word reduction, etc. are studied, and examples for each type are given. The relevance of this problem is primarily due to the fact that its solution is inextricably linked with the identification of the systemic nature of active word formation, which makes it possible to identify and predict the main trends in the development of the language.
Keywords: word formation, derivative words, affixation, word composition, conversion, reduction.